«Вечный» вопрос: кто есть русские – европейцы или азиаты? Так какой народ живёт в Татарстане? Азиаты или белые, татары или булгары.

Но имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании жителей Старого Света

ИСТОРИКИ, ПОХОЖЕ, НИКОМУ НЕ НУЖНЫ

Века, прошедшие над миром,
Протяжным голосом теней
Еще взывают к нашим лирам
Из-за стигийских камышей.

И мы, заслышав стон и скрежет,
Ступаем на Орфеев путь,
И наш напев, как солнце, нежит
Их остывающую грудь.

Былых волнений воскреситель,
Несет теням любой из нас
В их безутешную обитель
Свой упоительный рассказ.

Но горе! мы порой дерзаем
Всё то в напевы лир влагать,
Чем собственный наш век терзаем,
На чем легла его печать.

И тени слушают недвижно,
Подняв углы высоких плеч,
И мертвым предкам непостижна
Потомков суетная речь.

Владислав Ходасевич (1912)

Европейские историки в послевоенные годы сделали кардинальный поворот в научном плане, предложив новый взгляд на события прошлого. Они начали изучать не столько описание событий, «как они происходили на самом деле» (так учила немецкая классическая школа), а глубинную суть общественных изменений, социальную структуру, ментальность, экономику, повседневность. Основная заслуга в этом, конечно же, французской школы «Анналов». Вслед за французами появились аналогичные работы в других странах. Новое поколение историков подходило к истории не как традиционные летописцы, бытописатели, хроникеры, а исходя из задач сегодняшнего дня. Проблему ставила современность, а ответы искали в прошлом. Историки начали походить на социологов и антропологов, они привнесли исторический взгляд в самые разные области науки, причем с учетом роли конкретного человека, а не только великих личностей.

За последние полстолетия европейские историки благодаря включению истории во все гуманитарные исследования проделали громадный шаг в понимании социальных явлений. По уровню, масштабу, глубине анализа европейские гуманитарии настолько ушли вперед, что трудно сравнивать их с российскими учеными, застрявшими где-то в конце ХIХ века. В России историческая наука не просто отстала, она ко всему еще и крайне политизирована. Не дай Бог найдешь что-то положительное в татарской истории, сразу же попадешь в разряд сепаратистов, националистов и разрушителей российской государственности. И не дай Бог найти что-то негативное в русской истории, тогда тебя обвинят во всех смертных грехах, ты станешь врагом рода человеческого. Ситуация в России усугубляется тем, что следующее поколение историков не скоро появится — их перестали готовить. Историки, похоже, никому не нужны, как и правдивая история. Честную историю никто не приветствует, спокойнее, когда отпиаривают старые мифы.

Характерно, что новое поколение европейских историков для того, чтобы понять современность, интенсивно изучает Средневековье. Медиевистика стала одним из наиболее популярных направлений исторической науки. На самом деле, многие современные явления в мире истоками имеют именно европейское Средневековье, точнее сказать, они появились как преодоление прошлого. В России современные процессы тоже невозможно понять без анализа прошлого, но в отличие от Европы страна никак не может выбраться из Средневековья, ей мешает то абсолютизм монархии, то сталинский абсолютизм.

МАЛО ЛИ КТО НА КОМ ЖЕНИЛСЯ

Ничто не меняется так часто, как прошлое.

Жан Поль Сартр

Несмотря на явные успехи европейских историков, тем не менее у них есть существенный пробел — они плохо знают времена Золотой Орды, при том, что капитализм в Генуе и Венеции зародился благодаря торговле с татарами. Более того, итальянские государства имели свои колонии в Причерноморье и были теснейшим образом интегрированы в ордынскую экономику. Важнейшей статьей экспорта Золотой Орды в Европу была пшеница, она спасала европейское население от голода. Этот сюжет сам по себе любопытен, ибо европейцы считают татар, как и всех кочевников, дикими, хотя из их рук ели хлеб. Получается, что якобы более высокая земледельческая культура не могла себя накормить, а кочевники кормили и себя, и Европу хлебом. Все это не укладывается в стереотипы о диких кочевниках и развитой земледельческой цивилизации, но именно такие взгляды продолжают гулять в общественном мнении. Европейцы не пытаются понять, почему татары строили сотни городов, имели лучшее в мире оружие из лучшей стали, строили дороги и морские порты, ввели в оборот бумажные деньги, называемые «балиши», и т.д. и т.п.

Вся Восточная (и отчасти Центральная) Европа в той или иной форме зависела от Золотой Орды. Прежде всего это Венгрия, покоренная Бату в отместку за укрывательство половцев (куманов), воевавших с татарами. Болгария платила дань Ногаю и его сыну Чеке, их столицей стал город Исакчи (по-тат. Сакче) в Добрудже. Ногай и Чеке чеканили в Исакчи монету, тем самым подчеркивая относительную автономию Болгарии.


Вместе с влиянием татар на Балканах обострились отношения с Византией, но зато укрепились отношения с египетскими мамлюками, родственниками поволжских, крымских татар и современных казахов. Султан Бейбарс хотел наладить официальные отношения с Берке, принявшим ислам, для чего снарядил послов, но они были арестованы в Константинополе. Это осложнило отношения мамлюков и татар с Византией. К тому же султан Иконии (Конья в Анатолии) ‘Изз ад-Дин оказался в плену у византийского императора Михаила VIII Палеолога, чем были недовольны татары. Все это послужило основанием для начала военных операций, в результате которых татары освободили мамлюкских пленников и ‘Изз ад-Дина, которому Берке хан даровал земли в Крыму (Старый Крым и Сугдаю/Судак). Византия с тех пор старалась поддерживать дружеские отношения с татарами. В частности, Ногай взял в жены в 1272 году византийскую принцессу Ефросинью, третьей женой Узбек хана стала дочь императора Андроника III.

Сегодня российские историки из женитьбы Ивана III c Софьей Палеолог выстроили целую теорию о византийских корнях Российской империи. Якобы Софья привезла в Москву символ империи двуглавого орла и укрепила приверженность Руси православию. Если бы жены определяли характер империй, тогда надо бы всемирную историю переписать заново. Мало ли кто на ком женился. Монархи жен брали из политических соображений, это тоже часть истории, но не этим же определяется природа страны. К тому же Софья ко времени замужества была уже католичкой, а двуглавый орел в Московию попал во времена Джанибека, который чеканил медную монету с двуглавым орлом. Как попал двуглавый орел в Орду — это другой вопрос. Но зачем искать обходной и весьма сомнительный путь двуглавого орла, когда его образ звенел в кошельке в виде звонкой монеты и русские хорошо знали его номинал.

И вообще, ко времени расцвета Золотой Орды Византия была уже «дряхлой старухой», как выразился один из русских историков. Разорение Константинополя рыцарями Четвертого крестового похода в 1204 году подорвало силы Византии, затем в ХIV веке сербы расширили свою территорию за счет Византии, а окончательно вопрос решился в 1453 году взятием столицы турками. Византия никак не могла быть для России положительным примером. Вообще, империи не строятся путем эманации эфемерных духовных сил, для их возникновения нужны конкретные структуры, человеческий опыт ведения масштабных государственных дел, современное оружие, финансовая система, экономика, способная содержать большую армию. Все это было в Золотой Орде, под боком, что и стало истоком для строительства Российской империи. Идеология, сформулированная псковским монахом Филофеем в послании к великому князю Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий [Москва] стоит, а четвертому не быти» говорит не о механизме строительства империи, а об амбициях русских монархов, претендующих на золотоордынское наследие, но в православной оболочке. Это империалистический соблазн мессианского сознания (Николай Бердяев).

ВЛИЯНИЕ ОРДЫНЦЕВ НА ЕВРОПУ БЫЛО ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДОЛГИМ, НО ЗАМЕТНЫМ

Почти каждое событие уже мгновение спустя после того, как оно свершилось,
может быть истолковано по-разному.

Стефан Цвейг

Татары участвовали во всех политических событиях на Балканах вплоть до ХIV века. Это касалось территории нынешней Болгарии, Венгрии, Сербии, Румынии, Молдавии. К тому же во всех этих походах участвовали свои дунайские куманы (половцы), говорившие практически на татарском языке, а в Болгарии еще чувствовалось влияние рода Асеней, предков тюркских каганов Ашина, выходцев с Алтая и Поволжья. После смерти Узбек хана влияние центральной власти Золотой Орды на Балканы ослабевает и татарские кланы в Добрудже и Буджаке обретают независимость (сегодня их называют румынскими татарами). Вместе с тем усиливается турецкое влияние на Балканах.

Не менее активно татары вмешивались в события средневековой Польши и Литвы, которые не только находились в вассальных отношениях с Золотой Ордой, но и стремились влиять на ее политику в Восточной и Центральной Европе. Причем о Литве и Польше трудно говорить только в терминах вассалитета, ибо они были в дружеских и даже родственных отношениях с ордынцами. Достаточно сказать, что разбитые войска Мамая после Куликовской битвы бежали в дружественную Литву, где они получили в княжение урочище Глина, откуда произошел род Глинских, в одно время правивших на Руси. Из этого рода происходит (по бабушке) Иван Грозный. Появление в Московии Смутного времени «литовских людей» не случайность — это те же татарские ратники.

Потомки хана Тохтамыша, который после Куликовской битвы собственно и добил Мамая, загнав его в Крым, впоследствии после распада Золотой Орды тоже оказались в изгнании и нашли пристанище в Польше. Они служили верой и правдой польскому королю в его гвардии и прославились как храбрые уланы. Особенно запомнился вклад татарской конницы в ходе Грюндвальской битвы, за что благодарные потомки воздвигли в Гданьске памятник татарскому воину. Появление польских уланов под Москвой в Смутное время было отнюдь не случайностью, татары на Руси не были чужаками.

Конечно, влияние ордынцев на Европу было относительно недолгим, около 150 лет, но заметным. Само влияние нельзя представлять как политическое давление или в виде набегов, были точно установлены границы с таможней, где собиралась пошлина. Автономные образования в Восточной Европе могли возглавляться местными вождями, но они были ставленниками Орды и, соответственно, платили дань, отвечали за порядок на территории и участвовали со своими войсками в военных операциях татар. По тем временам татары представляли высокую культуру как в военном деле, так и гражданских делах: управлении империей, финансовых вопросах, обустройстве дорог и т.д. Европа подражала татарам не только в части оружия (луки, сабли, тактика конного строя), но даже в моде. Татарская одежда считалась красивой, а военное искусство и финансы — непревзойденными.

ОТНОШЕНИЕ К ТАТАРАМ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМОВ

Вся история мира как в фокусе концентрируется в следующем положении: когда нации сильны, они не всегда справедливы, а когда они хотят быть справедливыми, они часто больше не являются сильными.

Уинстон Черчилль

Взаимоотношения Золотой Орды и итальянских государств было исключительно плодотворным, пока Папа Иннокентий IV в 1234 году не объявил крестовый поход против татар, как «посланников Сатаны и прислужников Тартаруса». Он не только хотел освобождения католических стран Европы от татар, которые, кстати, в религиозные дела не вмешивались, но хотел натравить мамлюков против Золотой Орды и обратить славян в католичество. Александр Невский наотрез отказался от участия в Крестовом походе против татар, заявив польским послам Гольду и Гементу в 1248 году: «От вас учения не принимаем». Зато южнорусский князь Даниил Галицкий принял из рук Папы титул «короля Руси», хотя реальной помощи для борьбы с Ордой не получил.

На призыв Папы европейские народы не спешили откликаться, но с ослаблением Орды, усилением морской торговли перед Европой появились новые перспективы, и татар стали рассматривать (по античной римской традиции) как диких варваров. Некоторые российские историки любят противопоставлять русских и татар в римской парадигме, т.е. считают себя частью европейской цивилизации в противоположность татарам — отсталым азиатам. Спешу предупредить: европейцы русских в те времена рассматривали как природных татар, а на картах Московию обозначали «Московской Татарией» в отличие от Новгородской Руси. На самом деле, русские не более европейцы, чем татары.

Ни один человек не богат настолько, чтобы купить свое прошлое.

Оскар Уайльд

Такое предисловие было необходимо для понимания значения конференции по Золотой Орде, которую в этом месяце организовал Лейденский университет (совместно с Оксфордом и Европейским университетом в Санкт-Петербурге). В работе научного форума участвовали известные специалисты по проблемам истории Золотой Орды из разных стран. До этого в Институте истории им. Марджани прошел очередной Золотоордынский форум, где участвовали ученые из 11 стран. Он был весьма содержательным. В Лейдене состоялось продолжение начатого в Казани разговора, но было и одно существенное отличие — конференция прошла в Нидерландах по инициативе европейских университетов. Это знаковое событие. Оксфорд вслед за Кембриджем включил Золотую Орду в тематику своих исторических исследований. Для Института истории это стало новым шагом для международного признания татар как значимой части всемирной истории.

Характерно, что в качестве партнеров журнала «Золотоордынское обозрение», выходящего в Институте истории, выступили не только российские, но и европейские университеты. Радует, что в России растет отряд «ордынцев». Интерес к этому периоду истории настолько высок, что появились кандидаты и доктора наук по Золотой Орде не только в Москве, но практически по всей стране. По сути дела, идет накопление потенциала отряда нового поколения ученых, которые при благоприятных политических условиях напишут правдивую историю страны.

Изменение общественного мнения, тем более навязанного Папой Римским в качестве крестового похода, оказывается делом крайне сложным. Имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании европейцев. Изменения общественного мнения на Западе всегда начинаются с университетов, где готовятся научные труды, вслед за учеными включаются в работу журналисты и СМИ. И только после нескольких голливудских фильмов можно рассчитывать на изменение отношения к татарам. Но первый шаг на этом тернистом пути сделан в знаменитом Лейденском университете.

Свисти ты, о ветер, с бессонною силой
Во всю одинокую ночь,
Тоску твоей песни пустынно-унылой
Еще я берусь превозмочь.
Я стану мечтать величаво и стройно
Про будущность нашей страны,-
В доверчивой мысли светло и спокойно,
Мне делом покажутся сны.
Я вспомню о прошлом, о жизни сердечной,
Таинственном шепоте дев,
И детской дремотой забудусь беспечно
Под твой похоронный напев.

Николай Огарев (1859)

Поскреби татарина - найдешь русского
Многонациональная Россия

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов.


Кадр из фильма «Монгол»


Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.


У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно

в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.


Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) - традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» - крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто - «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор - и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт - и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он - русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История - это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории - это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

После чего отвечающие начинают долго и муторно выяснять, кто же, собственно, эти самые русские, которые Русскую землю, по идее, и должны населять. Рано или поздно всё сводится к знаменитой фразе, которую приписывают французскому писателю маркизу Астольфу де Кюстину: «Поскре-би русского - найдёшь татарина». И правда, не могли ведь триста лет пройти бесследно! Финальным аккордом идёт , который сумел всем внушить, что мы, натурально, «азиаты с раскосыми и жадными очами».

Светлый или лысый?

Так кто же прав? Русские - они всё-таки европейцы, и азиата в них наскрести проблематично. Или татарских кровей в наших жилах течёт достаточно? За ответом на этот вопрос я и отправился, справедливо полагая, что начинать следует с себя.

Путь мой лежал в лабораторию популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН. «Очи» у меня вроде не раскосые и не такие уж «жадные». К тому же светлые. Волосы тоже. Но это всё ближе к парикмахер-ской, чем к науке. А вот когда сдаёшь солидную пробирку крови на ДНК-анализ Y-хромосомы по «историческим» маркерам, это уже серьёзно.

«Мужская, она же Y-хромосома, несёт очень мало генов, - объясняет ведущий научный сотрудник лаборатории, кандидат биологических наук Олег Балановский . - И отвечает она не столько за цвет волос, сколько за раннее или, наоборот, позд-нее облысение. Но, отследив и прочитав особенности или маркеры , мы можем сказать, откуда происходил ваш предок по прямой мужской восходящей линии. Обратите внимание - один-единственный предок и только по одной линии, по цепочке «отец отца отца» и так далее. Хотя за малый по генетическим меркам срок, скажем, за тысячу лет, предков у вас, как и у любого, наберётся неимоверное количество. У вас ведь двое родителей. И у каждого из них было тоже по двое. А за тысячу лет прошло сорок поколений. Сколько предков получится?

Вот как раз для этого и существуют наши методы. - Олег Павлович отошёл к принтеру забрать мои результаты. - Так. Любопытно. Ваша мужская хромосома принадлежит к гаплогруппе N1c. А она распространена как в Европе, так и в Азии, причём в обеих частях света, преимущественно на севере. Но это слишком грубое приближение. Посмотрим, что дадут ваши исторические маркеры в пределах этой группы, откуда ваши корни… Вот, пожалуйста. По семи маркерам обнаружены полные совпадения с людьми, проживающими в Белоруссии, Польше и Германии. Судя по всему, вы с ними являетесь очень далёкими род-ственниками - где-то в пятом веке нашей эры у вас был общий предок из тех краёв. Частичные совпадения есть и на территории Центральной России. Так что происхождение по мужской линии у вас вполне восточноевропейское».

Поскреби француза

Ну, предположим, со мной одним более или менее ясно. А если посмотреть в целом? Неужели и русский поэт в своих озарениях попали пальцем в небо? И куда делись все эти «бесчисленные азиатские орды», а заодно и триста лет монголо-татарского ига?

«И орды, и иго, и сожжённые города, и всё остальное, включая взаимное культурное влияние, остаётся на своих местах, - отвечает Олег Павлович. - Но в генофонде русского народа эти процессы если и оставили след, то совсем ничтожный. Посудите сами - мы проводим довольно масштабные исследования, причём по генетическим маркерам, которые наследуются как по мужской, так и по женской линиям. Если верить озарениям Блока и Кюстина, то в русском генофонде должны преобладать центральноазиатские гены монголо-татар-ских завоевателей. Или если не преобладать, то хотя бы присутствовать в значительной степени. Однако на поверку выходит, что доля этих гаплогрупп у нас составляет не более 2%. Если кому-то покажется, что даже этих исчезающих малых процентов достаточно, чтобы говорить , пусть посмотрит на «коренную» Европу, которая не была затронута ни масштабными монгольскими вторжениями, ни тем более игом. Так вот, средняя «фоновая» частота центральноазиатских генов по Европе составляет примерно столько же. И, кстати, у тех же французов генетического сходства с народами Центральной Азии не меньше, чем у русских».

Нет, не зря говорят, что правда интереснее любого вымысла, любой легенды и любого поэтического озарения. Визит в лабораторию лишний раз это подтвердил. Можно отправиться за подтверждением своей азиатской сущности и налететь на то, что если по-скрести француза, то татарин в нём обнаружится примерно с той же вероятностью, что и в русском. Что с этим делать? Наверное, смириться.

В основном татары не считают себя потомками монголов. Они идентифицируют себя как потомки волжских булгар.

Татары мусульмане или булгары язычники

Булгаризм — набирающий обороты в Татарстане этнонационализм, возникший как ответ на исламизацию региона и золотоордынскую риторику властей. Булгаристы ратуют за возвращение татарам дореволюционного имени (булгары) и идентифицируют себя как часть европейского мира. О возвращении к истокам и отходе от навязанных стереотипов рассказал представитель булгарского андеграунда Артем Веселов.

— Казань — анклав Востока в европейской России. Кем все-таки ощущает себя "титульный" этнос?

— Я бы не сказал, что волжские татары являются восточным народом. Азиатами их точно назвать не получится. В основном татары не считают себя потомками монголов. Они идентифицируют себя как потомки волжских булгар. И не видят себя родственными с азиатскими народами из стран СНГ. Но это уже тема для отдельного разговора. Население здесь по большей части смешанное. Не всегда даже можно определить национальность человека по виду. Соответственно, проблемы и их восприятие — общие для русских и татар.

— Смешанное население — благодатная почва для противоречивых идей. Одна из таких — булгаризм?

— Булгаризм по своей сути — освободительный национализм. Он опирается белое наследие булгар и их нетюркское происхождение. В этом его принципиальное отличие от татаристов. Также часть булгаристов, преимущественно молодежь, не являются мусульманами, а тяготеют к язычеству. Булгарское язычество называется тенгреизм. От слова "Тенгри" — имени Верховного бога в булгарском Пантеоне. Но на сегодняшний день не осталось действующих культов верования. Потому булгаризм — явление светское, не впадающее в сомнительные мистификации.

Булгаризм, как идея, появился в первые годы советской власти, когда булгар переименовали в татар. Идеология разработана усилиями Ф. Г.-Х. Нурутдинова, Р. Х. Бариева, М. З. Закиева, З. З. Мифтахова, Р.М. Кадырова. В 1990-е пошла новая волна булгаризма; попытка вернуть название булгар, но она не удалась из-за жесткого противодействия татаристов, находящихся у власти. В целом по стране идет тенденция появления и развития национализмов небольших этносов. Обусловлено усталостью регионов от центра. Выражается одним емким лозунгом "Хватит кормить Москву!". Имперские идеи, концепция гражданского национализма, сверхдержава, великая мечта "омыть сапоги русских солдат в Индийском океане" и прочие штампы уже не работают. Народ хочет достойной жизни, самоуправления, в общем — жизни, а не участия в военных авантюрах во имя Родины. Время централизма уходит. Что стоит понимать, хотя это пока не так четко видно неискушенным взглядом.

— Какие претензии булгаристов к политической системе РФ?

— Они добиваются переименования татар в булгары. Основная претензия к властям, федеральной и местной. Также булгаристы добиваются территориальной и культурной автономий. К слову, чуваши, марийцы, удмурты, частично башкиры - тоже булгары.

— Отторжение татаризма влечет разделение на булгар и "другую расу"?

— Булгаристы, насколько мне известно, замером черепов не занимаются. Разве что крымских татар не считают булгарами и родственным этносом, естественно. Что является их диаметральным отличием от пресловутого "Азатлыка".

— Сейчас носители идеологии принадлежат к интеллектуалам или улице?

— Изначально булгаризм был уделом людей зрелого возраста — городских интеллектуалов и общественных деятелей. Теперь фактически два кружка. Пока булгаризм не вырос в мощное самодостаточное движение, что вопрос времени, как у любого идеологического явления. Судя по общественным настроениям, булгаризму симпатизируют более 10 тысяч человек.

Как уличное молодежное движение булгаризм появился в 2008, особенно ощутимо в околофутболе. Булгаристов много у "Камаза" из Набережных Челнов, "Спутника", Агрых, казанской "Заре" и даже в "Рубине". Улицы стоят на антикапиталистических, социалистических, народнических позициях. Младобулгаристы до полноформатного движения еще не доросли, хотя они — заметное протестное и культурное явление. То, что у движения все впереди, не вызывает сомнений. Однако булгаризм не оказывает влияния на большую политическую жизнь в республике. Причина в том, что поддержки ему ждать неоткуда, в отличие от тех же русских националистов.

— Каково отношение к территориальному устройству на улицах?

— Касательно личностного видения территориального устройства могу сказать следующее. Есть то, что хочется видеть в идеале, и то, чего надо ожидать реально. В идеале полностью самоуправляемое население, объединенное по культурному, этническому, конфессиональному или иным признакам в коммуны, или общины - если так кому-то больше нравится на слух. Но пока реальна перспектива более широкого и уравновешенного федерализма. Повышения всех субъектов в статусе до уровня республик. Именно этого реально добиться и ожидать.

— Вроде, о федерализме больше ратуют малопопулярные национал-демократы. Существует определенная дискриминация татарами русских в Татарстане?

— Это не ратование за федерализм, а вариант развития событий, наиболее ожидаемый в целом. Процесс прохода националистов во власть — вопрос времени, и Кремль это понимает. Наиболее очевидно, что пройдут туда нацдемы. Пройдя, будут ратовать за федерализм. Ничего личного, просто такое видение развития событий.

Если рассматривать отдельно правящую верхушку и простое население, то очевидно, что власть в республике этнократична и состоит практически исключительно из татар. Достаточно посмотреть на национальный состав руководства в республике. Клановость в Татарстане — обыденное дело, как и в России. Простой народ никак не конфликтует на национальной почве между собой.

— Насколько достоверна информация о замещении городских татар выходцами из глубинки. Если да, то вызывает ли это негативные процессы?

— Примечательно, что у власти стоят выходцы из деревень. Оба президента — деревенские. Логично, что вокруг них соответствующее окружение. Ближнее, что заметно. Это вызывает недовольство, конечно, особенно у городских татар. Но не только у них, а в целом у всего населения. Дело не в том, что власть держат выходцы из деревень, а в том, что те, кто у власти, воруют.

— Насколько реальна неоордынская риторика татарских исламистов и властей?

— Неоордынство не представляет опасности вообще. Эта мифология существует в головах кучки активистов "Азатлыка", а не на уровне общественного настроения у татар. А вот республиканские власти используют "золотоордынскую угрозу" как инструмент выстраивания отношений с федеральным центром и получения себе определенных бонусов.

— Какие-то татарские антиисламистские инициативы есть за пределами булгаризма?

Конкретно антиисламистских движений и организаций нет. Работает филиал Российского Института Социальных Исследований. Руководитель филиала Раис Сулейманов регулярно устраивает научные конференции по теме "Проблемы исламизма". За что его постоянно костерят азатлыковцы, которые как раз являются умеренными исламистами.

— С "Азатлыком" у булгаристов все-таки точек соприкосновения никаких?

— Отношения с "Азатлыком" и им подобными панисламистскими и протуркскими группами околополитики сугубо враждебные и бескомпромиссные.

— Насколько конфликтны взаимоотношения с исламистами. Или все ограничивается заявлениями в полицию, как в случае с иском "Алтын Урда" к Сулейманову?

Конфликты, кроме идеологических "разборок" в целом ограничиваются кляузами исламистов в правоохранительные органы республики. Что до действий, выходящих из области доносительства в сферу общественного конфликта, то стоит вспомнить недавнее громкое дело Михаила Шарова. Его обвиняли в осквернении Корана, что вызвало брожение в исламских кругах. Хотя и тут была кляуза с последующим возбуждением уголовного дела.

— До булгаристов действовали скинхеды, чья культура основана на белом расизме. Как татары решили проблему, приняв субкультуру, будучи в основном мусульманами?

— Татарские скинхеды тяготеют к европейской культуре и осознают себя европейцами, а не азиатами. Здесь и кроется весь секрет явления и его популярности в республике. Местные татары не считают приезжих из Средней Азии родственными народами, и конфессиональный вопрос отходит на второй план. В остальном риторика местных скинхедов, обосновывающая движение, стандартная: иммигранты приносят с собой наркотики, преступность и т.д.

— "Фронт Казанских патриотов" избивал и татар.

— В ФКП были чуваши, татары и русские. Эти избиения можно назвать непроизвольными ошибками. Тут и говорить особо не о чем. В планы группировки это явно не входило.

— Русские и татары против мигрантов на улицах, значит не врозь?

— Никаких разграничений по национальному признаку нет. Разграничения проходят в области именно самого содержания деятельности. Уличные группировки — смешанные пропорционально национальному составу республики. Как и наши антифа, кстати.

— У русских националистов присутствует ощутимая в республике политика по татарскому вопросу?

— Нет, таковой у русских националистов не наблюдается. Но и никакой антитатарской риторикой и деятельностью они не занимаются. Что положительно говорит в их пользу.

— Если говорить в целом, какая картина по националистическим движениям?

Из русских националистических организаций действуют "Сопротивление", "“Русские пробежки", НДП, "Русский Альянс", уличная группировка Kazan Nazi Crew, Общество Русской Культуры. Было НБП, ставшее "Другой Россией". Этнический состав смешанный, как и у большинства движений здесь. По активности нацболы всегда были авангардом. Пару лет назад против активистов ДР возбуждены уголовные дела — якобы они пытались создать ячейку НБП. Это абсурд. Есть "Булгарская община", но организации активной нет. Молодые булгаристы в околофутболе и на улицах. Есть прокремлевские тюркисты-провокаторы "Азатлык", маленькая конторка из 5-6 человек. Особняком стояла "Вольница" — принимала участие в протестах 2011-2012 с самого их начала. Делала свою колонну на Марше миллионов 12 июня 2012, защищала гражданских активистов во время выборов, когда была опасность нападения и провокаций со стороны подкупленных властью бандитов. Проводила экологические акции. Например, против вырубки леса в черте города. Но самой заметной и активной организацией является Общество Русской Культуры. Действует, если не ошибаюсь, с 1993. ОРК активно занимается вопросом неравномерного преподавания русского и татарского языков в школах.

— Правда, что акция "Русский марш" в Казани не совсем русская?

— Тут напрашивается лаконичный ответ: каков регион, таков и "Русский марш". Местная специфика, характерная для подобных регионов. Так как многие татары "смешанные" и тяготеют к Европе, то так получается, что они приходят к русским националистам. Которые, со своей стороны, сторонникам черепа не меряют.

— Власти боятся русского национализма?

— Местная власть очень не любит русский национализм в любых его формах. Очень жестко действует Центр "Э". Инициируется травля национализма. Все попытки активности встречают усиленное сопротивление властей. Подача в подконтрольных СМИ исключительно негативная.

— Скидки татарам - противникам миграции тоже не делаются?

— Нет, просто сажают с помпой. Так, резонансное дело "Фронта Казанских патриотов" — сплошной фарс и показуха. Прокурор даже сморозил, что подсудимые "декларировали превосходство славянской нации". Для увесистости парням добавили хранение оружия. Какое может быть хранение оружия, когда в деле всего один патрон? И то, неизвестно каким путем он нашелся при обыске.

Максим Собеский и сторонник булгарской идентичности Артем Веселов

Обсуждая «вечный» вопрос о том, кто есть русские – европейцы или азиаты – многие то ли умышленно, то ли из-за малого опыта общения с «желтой расой», пытаются доказать, что русский народ идентичен чингисхановым «монголам» и является на сто процентов азиатским.
Реальность же в том, что европейцы отличаются от азиатов настолько же, насколько русские отличаются от тех и от других. Поэтому под русскими буду подразумевать тех, у кого нет другого родного языка, кроме русского. «Азиатами» буду называть японцев, китайцев, монголов, все тюркоязычные народы, и в отдельных случаях народности Северного Кавказа. Монголо-татарами – современных татар, а также казахов, которые составляли основу войска Чингисхана.
Я русский азиат, в пятом поколении. Живя в Казахстане, имею возможность обсуждаемый вопрос изучить в сравнении. Поэтому отличие русских от европейцев я попытаюсь обосновать на примере «русских» немцев. Немцы, несмотря на 300 лет, прожитых в России, сохранили основные черты своего национального характера. Мы, контактируя с монголо-татарами, тоже смогли сохранить национальные особенности.

В сельских районах Казахстана можно безошибочно определить: это село немецкое, это казахский аул, а это русское село. В немецких селах аккуратность даже в мелочах, чистота, крашеные палисадники. Вокруг домов много зелени. В казахском ауле зелени вообще нет, заборы повалены, штукатурка на домах ободрана. В русских селах много зелени, строения в хорошем состоянии, но нет той прилизанности, что у немцев.
Русские немцев считают жадными, немцы русских расточительными. Немцы пунктуальны, русские нет. Немцы стремятся во всем к порядку, русских такой порядок раздражает. Для русских типична увлеченность в работе, сам процесс работы может доставлять радость, и для достижения результата творчества русский нередко готов пожертвовать личным временем. У немцев этого нет; даже если немец поднял молоток, но в это время прозвучал сигнал конца смены, он не нанесет удар по заготовке, а опустит молоток и начнет собираться домой.
Немец не станет работать, если оплата будет недостаточной. Русский же, если работа имеет общественную значимость, будет работать даже за минимальную плату.
Принято считать, что русские и немцы – хорошие солдаты, и они равны в таком качестве, как стойкость. Однако стойкость немецких солдат выработана подсознательным, на уровне генетической памяти, стремлением к порядку. Стойкость же русских солдат обусловлена врожденным чувством общественного долга и потребностью совершить подвиг (хотя бы для доказательства собственной состоятельности), а также вполне осознанным желанием погибнуть красиво, о чем свидетельствуют поговорки: «На миру и смерть красна», «Погибать, так с музыкой» и т. д.
Русский в бою совершенно не такой, как в мирной обстановке. Многие русские только в бою и понимают, что они полноценные люди (говорю так, поскольку имею боевой опыт, видел различные национальные группы в боевой обстановке). При этом многим немцам непонятны побудительные мотивы русского. Например, зачем Александр Матросов без приказа бросился на дот? Многие немцы, кстати, могли бы повторить этот подвиг, если бы имели конкретный приказ.
Вероятно, нужно еще немало времени, прежде чем произойдет осознание факта, что в мире идет не столько борьба идеологий, сколько борьба этносов. И господство одного из этносов станет логическим завершением очередного этапа развития планеты. Характерно ведь, что против русского народа используют идеологию, направленную на ограничение его численности.
Какие у русских отличия от азиатов?
Во-первых, отношение к женщине. У нас неофициальный культ Божьей Матери, и в большинстве домов «красные» углы украшены именно этой иконой. У многих азиатских народов женщина – на следующем месте после ишака.
Во-вторых, гуманизм (не западный гуманизм по отношению к маньякам, а гуманизм по отношению к женщинам, детям, сдавшимся в плен врагам). Азиаты же женщин и детей, даже своих, могут толкать впереди себя на пулеметы, издеваются над пленными и ранеными. У нас в ходу принцип: «Лежачего не бить». Азиаты придерживаются правила: «Бей, если упал». Мы учим детей: «Береги стариков за то, что они стары и слабы, береги маленьких за то, что они малы и слабы». Азиат, увидев сильного, расплывается в улыбке и готов вывернуться наизнанку, чтобы угодить ему, но если на пути попадется слабый, он сядет на него верхом. Формирование различий в особенностях характера происходило уже тогда, когда, согласно сказкам, наши предки бились насмерть со «Змеями Горынычами». На востоке в это же время драконов обожествляли и приносили им жертвы.
В-третьих, у русских честность и прямота считаются положительными качествами. У азиатов в почете хитрость и коварство. Такое чувство, как стыд, полностью отсутствует.
В-четвертых: в боевых качествах солдат у нас с азиатами нет никакого сходства вообще. В сравнении с немцами уже упомянута стойкость. Азиаты же практически не могут воевать в обороне. При встрече с сильными духом войсками у них наступает психологический надлом, влекущий их в бегство. Но если противник слаб, они будут воевать с новым ожесточением.
Воюя с азиатами только в обороне, есть шансы потерпеть поражение; на них нужно постоянно нападать. Но тактика войны – тема отдельного обсуждения.
...Демократия для азиатов – это хаос и гражданская война до полного уничтожения друг друга или до тех пор, пока кто-нибудь не завоюет остальных. Даже в семейных артелях без физического насилия над родственниками невозможны какие-либо трудовые достижения.
Русские, даже если они находятся под иностранным гнетом, не хотят вести братоубийственную войну, ждут, когда появятся лидеры, достойные выдвижения на «престол».
С уверенностью можно сказать, что в формировании русского этноса монголо-татары не приняли почти никакого участия, поскольку не селились среди русских, а русские, в свою очередь, татарок в жены не брали (за исключением казаков, в короткий период времени, когда на Дону была нехватка женщин). При этом возможно, что русские и внесли лепту в этногенез «орды», поскольку татары уводили русских женщин и брали их в жены. Если кто и возразит, что, мол, некоторые дворянские роды смешивались с татарами, то стоит напомнить, что русский этнос «очистился» от этого еще в 1918-1937 годах, оставшиеся же смешались с евреями и русскими себя не считают.
Особенности национального характера и психологии у русского народа сформировались за тысячелетия до монголо-татарского нашествия. Русским необходимо знать это и не пытаться подражать ни европейцам, ни азиатам, ибо действуя по чужим правилам, мы проиграем и тем и другим.
У русского народа нет никакой хронической беды; этнос развивается, испытывая спады и подъемы (все процессы цикличны). Мы преодолеваем очередной спад, но уже виднеется и очередной подъем, о чем свидетельствуют признаки формирования национальной идеологии.



Материнский капитал