Как нарисовать сарафан русский народный карандашом поэтапно. Как нарисовать русский народный костюм поэтапно

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский народный костюм Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Презентация создана учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 423 г.Кронштадта Харитоновой Н.В.

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.

Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.

Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.

Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.

Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески. Понёва - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом

Тульский наряд

Южнорусский понёвный комплекс Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)

Головные уборы Кичка Сорока

Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник, венец.

Северорусский сарафанный комплекс Кокошник Венец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти

Узоры Орнамент Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...

Методические разработки " Русский народный костюм"

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» - Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...

  • закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях;
  • учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные типы женской одежды в зависимости от региона (север, юг, центр России, Москва и область), семейного положения;
  • развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма;
  • воспитывать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского на-рода, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Материалы: иллюстрации из альбома «Русское народное искусство ХVIII-ХХ веков», репродукции картин А.Венецианова, В.Васнецова, народные костюмы: рубахи, сарафаны, созданные руками воспитателей; ручная вышивка, кружево, народные костюмы, созданные художниками-модельерами из ателье «Детская мода и театр», лоскутные коврики, платки, рисунки детей, бумага для акварели белая 35x24 см, 42x30 см., акварель, восковые мелки, гуашь, масляная пастель.

Ход занятия:

Вопросы к детям:

1. Что такое музей?
2. Что мы можем там увидеть?
3. Какие бывают музеи?

Дети входят в «музей» русского костюма в детском саду, рассматривают экспонаты. Появляется кукла Настенька, у нее есть сундучок, подаренный бабушкой. Русская одежда хранилась долго и передавалась по наследству, особенно праздничная. Дети рассматривают одежду из бабушкиного сундучка, называют знакомые предметы, наряжают Настеньку. Отмечают, что основу русского народного костюма составляет рубаха, украшенная у горловины и на рукавах, понизу. Сверху надевается понева, собранная сверху на бечевку или тесьму, сверху поневы - фартук, расшитый тесьмой и кружевом. На голову - кичка с сорокой, наушниками и позатыльником. Дети рассматривают, как украшен налобник - бисером, вышивкой.

Вопросы к детям:

1. Что составляет основу русского костюма?
2. Как украшалась рубаха?
3. Что такое понева?
4. Какие головные уборы носили русские красавицы?
5. Что такое кичка с сорокой?
6. Что можно узнать о человеке по костюму и головному убору?

Рисование

Воспитатель предлагает детям нарисовать подружек для Настеньки в народных костюмах.

Анализ. Вопросы:

Расскажите, как вы нарядили своих красавиц.
Какие декоративные элементы использовали для украшения одежды?

Рисунки на мольбертах выставляются полукругом, дети надевают народные костюмы, водят хоровод, поют русские песни «Ой, выходили девицы красны...».

Е.ДОРОХОВА,
руководитель изостудии ДОУ № 1191 г. Москвы

ПАРЧОВАЯ НА МАКОВКЕ КИЧКА

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
Перед ним сидит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.

В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение куклы в национальном костюме. Помимо развития художественных навыков, такая работа имеет большое познавательное и воспитательное значение - приобщает ребят к культуре и быту русского народа и тем самым пробуждает в них патриотические чувства.

Аспекты рисования по теме «Кукла в русском народном костюме» в старшей группе ДОУ

Дошкольники пробуют изображать антропоморфные предметы с раннего возраста. Сначала это примитивные работы по принципу «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!». Однако чтобы развитие пошло дальше, необходима планомерная работа воспитателя в этом направлении. Обучение искусству рисования портрета неразрывно связано с развитием восприятия и воображения. Педагог должен находить приемы, которые пробудят интерес детей к изображению человека.

Конечно, дошкольников пугает задание нарисовать человека, потому что они боятся, что у них это не получится. Задача воспитателя - преодолеть этот страх и заменить его на приятный процесс творчества. Идеально начать изображение не с человеческой фигуры, а с чего-то похожего на нее. Так, в среднем звене ребята с удовольствием рисуют матрешку, снеговика. Они хорошо знают, из каких частей состоят эти предметы, и учатся изображать лицо. Далее предлагается рисование Снегурочки в широкой шубке и руками.

В старшей группе происходит детальное знакомство с портретом, дети усваивают пропорции лица, способы передачи характера и настроения человека. Они рисуют себя, родителей, друзей, сказочных героев.

В подготовительной же группе ребята совершенствуют умение изображать антропоморфные существа с натуры и по памяти. Дети 6–7 лет уже хорошо подмечают характерные особенности объектов и предметов и передают их в художественных образах. В этом возрасте на занятии рисованием дошкольникам предлагается такая сложная, но интересная тема, как «Кукла в национальном костюме». Как правило, это рисование с натуры либо с опорой на иллюстрации. Заметим, что ребята изображают не человека, а именно куклу. Это немного облегчает работу, поскольку пропорции строения тела и лица здесь будут не такими строгими: например, голова может быть большой, равно как глаза, рот, ладони.

При проведении данного занятия педагог должен уделить основное внимание рассматриванию куклы в соответствующей одежде. Подробно обсуждается форма сарафана (если это русский национальный костюм), рубашки, головного убора, обуви. Также воспитатель делает акцент на расположении рук, ног, форме головы. Кукольная голова на рисунке может иметь овальную либо круглую форму. Чтобы изобразить лицо, дети должны зрительно (или простым карандашом) разделить его на три части: лоб, глаза и нос, губы с подбородком. Педагог может напомнить ребятам, как рисуются глаза (изобразить их на доске), напомнить, что нос можно обозначить лишь его кончиком (ноздри либо короткая черточка).

Иногда детям предлагается схематичное рисование куклы: с помощью кружка (голова) и нескольких линий (части тела). Затем эта схема обрисовывается недостающими элементами, в том числе одеждой. Еще один вариант - рисование овалами или дугами.

Поэтапное изображение

В подготовительной группе особо важно давать детям возможность проявлять творческую инициативу, творческую фантазию, поощрять самостоятельный выбор цветового решения рисунков. Так, например, ребята самостоятельно выбирают цвет и характер узора сарафана русской красавицы, а также ее кокошника. Отметим, что в данном возрасте дошкольники уже знают очень много оттенков, таких как лимонный, песочный, салатовый и пр.

Важным моментом занятия в подготовительной группе является анализ готовых работ. Рассматривая свои рисунки, дети учатся видеть их сильные стороны и недостатки. Вместе с педагогом ребята обсуждают, что можно сделать лучше, чем дополнить композицию.

Используемые материалы и основа

В подготовительной группе расширяется набор материалов, с которыми дети могут работать в процессе изобразительной деятельности. Их соединение в одном рисунке способствует созданию выразительного образа. Поскольку изображение куклы в национальном костюме требует детальной прорисовки, то целесообразно при основной работе красками (акварель или гуашь) или цветными карандашами дополнительно использовать фломастеры или гелевые ручки. С помощью этих инструментов можно обозначить черты лица или затейливые узоры на сарафане и кокошнике.

Такой предмет изображения, как кукла, требует предварительного наброска простым карандашом. Это особенно актуально при работе с красками. Что касается ластика, который иногда предлагают дошкольникам в подготовительной группе, то лучше его не давать, так как часто дети используют его нерационально и портят рисунок.

В качестве основы для рисования куклы в национальном костюме воспитатель предлагает ребятам листы бумаги стандартного размера. При рисовании красками они заранее тонируются в пастельные тона. Работая с цветными карандашами, дети могут завершить композицию подходящим фоном.

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе

В подготовительной группе еще более совершенствуется техника изображения. Движения руки становятся более свободными и точными, плавными и ритмичными.

Набросок простым карандашом делается довольно быстрыми движениями руки, легкой неразрывной линией (чтобы было легко исправить неточности). Кстати, будет полезно, если ребенок выполнит несколько пробных набросков на черновике.

При рисовании карандашом ребята упражняются в плавном повороте кисти руки - это нужно для изображения округлых линий. Дошкольники учатся проводить без отрыва длинные линий, так же изображать крупные формы. Мелкие детали (черты лица, орнамент на сарафане) прорисовываются при помощи коротких линий и штрихов.

Аналогично совершенствуются разные способы работы с кистью (всем ворсом и кончиком) при рисовании гуашью или акварелью. Дошкольники развивают технические навыки - учатся смешивать краски для получения интересных оттенков.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе, уместность индивидуального подхода

В подготовительной группе уже четко просматриваются особенности развития детей, у некоторых дошкольников ярко выражены способности и интерес к изобразительной деятельности. Таких детей, без сомнения, нужно поощрять, еще больше стимулировать их стремление к художественному творчеству. Один из способов - предложить им разнообразить композицию дополнительными аппликативными или пластилиновыми элементами.

Например, сарафан или кокошник русской красавицы можно украсить пластилиновыми элементами (тонкими витиеватыми жгутиками или маленькими шариками) или приклеить блестящие пайетки.

Рисование можно сочетать с аппликацией, особенно если речь идет о коллективной композиции: нарисованные фигурки барышень раскрашиваются, вырезаются, дополняются аппликативными деталями и наклеиваются на общий фон.

Рисование с элементами аппликации

Конкретные варианты композиций в рамках темы «Кукла в национальном костюме» в подготовительной группе

Рисование на тему традиционно предлагается воспитанникам подготовительной группы в самом начале учебного года (сентябрь). Эту тему можно несколько интерпретировать: дети могут изобразить красавиц из русских народных сказок, например, Аленушку, Василису, Марьюшку (они также будут одеты в русский народный костюм).

Если ребята проживают в местности, где существуют свои особенности национального костюма, то их можно отразить в рисунке, например, «Чувашский костюм», «Мордовский наряд».

Кстати, незадолго до занятия «Кукла в национальном костюме» ребята могут отдельно изобразить национальные головные уборы либо раскрасить предложенные шаблоны: так они потренируются в составлении узоров, смешении цветов. Точно так же можно потренироваться в рисовании русской народной обуви - лапти.

Интересная идея - предложить ребятам после рисования русского национального костюма изобразить традиционный наряд еще какого-нибудь страны (например, Украина, Китай, Индия и др.). Отметим, что такое занятие требует подробной познавательной беседы. Изображая кукол разных национальностей, дети должны использовать такие средства выразительности, как передача цвета кожи и волос, разреза глаз. Воспитатель обязательно должен продемонстрировать дошкольникам куклу в соответствующем костюме либо ее изображение.

При желании тему «Кукла в национальном костюме» можно оформить как коллективную композицию, например, «Хоровод». Дети рисуют барышень в русском народном костюме, затем вырезают их и приклеивают на основу (воспитатель заранее продумывает подходящий фон (луг с зеленой травкой, цветочкам и пр.). Как упрощенный вариант ребятам можно раздать шаблоны, которые они должны раскрасить.

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворения и пр.

Даже в подготовительной группе ведущим видом детской деятельности остается игра. И педагог не должен забывать об этом при построении занятия. Игровая мотивация играет очень важную роль.

Например, воспитатель сообщает ребятам, что к ним в гости пришли куклы, но они одеты как-то странно. Оказывается, они прибыли из прошлого. Ведь именно так одевались люди, которые давным-давно жили на Руси. Наши бабушки носили сарафаны в пол, а дедушки - рубаху-косоворотку с поясом. Мотивацией для ребят станет просьба кукол сфотографировать их, ведь в далеком прошлом не было фотоаппаратов.

Куклы в мужском и женском русском национальном костюме

Кукла в русском народном костюме

Другой вариант - куклы (например, Арина и Данила) собрались поехать на ярмарку и хотят получше нарядиться. Ведь, на ярмарках люди веселились, танцевали. Дети нарисуют их в красивой одежде, акцент при этом ставится на ее украшение (рукав, подол сарафана, воротник мужской рубашки).

В гости к дошкольникам может прийти - это может быть Аленушка, Василиса прекрасная или Марьюшка (кукла или картинка). Воспитатель подчёркивает, какая она стройная, изящная, румяная, с длинной русой косой. Педагог сообщает детям, что раньше таких красавиц называли «лебёдушкой», «павой», «березонькой», «ягодкой» (идет пополнение словарного запаса дошкольников). Героиня рассказывает детям печальную историю: Баба Яга или злая ведьма украла и сожгла ее самый красивый сарафан. Дети всегда живо отзываются на чужую беду и стремятся помочь - они с радостью нарисуют красавице новый наряд еще красивее прежнего.

Героиня русской народной сказки

Героиня русской народной сказки

Занятие рисованием можно начать с познавательной беседы о русской национальной одежде. Детям будет интересно узнать, что вышивка и узоры, которыми она украшалась, в старину имели особое значение. Люди верили, что вышивка не просто украшала, но и защищала от злых сил - была оберегом. Это были волнистые линии, кружочки, крестики. Также мастерицы вышивали деревья, птиц, животных. Мотивацией после такого рассказа будет предложение детям нарисовать любимую куклу в наряде, который будет ее защищать от всякого зла.

Традиционный элемент узора одежды Традиционный элемент узора одежды Традиционный элемент узора одежды Традиционная русская вышивка

Кроме того, ребятам можно рассказать о том, что красный цвет в русском национальном костюме присутствовал в огромном разнообразии оттенков. А в сочетании с зеленым красный казался еще более сочным и праздничным. Красный цвет символизировал огонь, а огонь может дарить как радость (тепло), так и скорбь (пожар). Также это цвет любви.

Иллюстрация, которую можно использовать на занятии

Исконно русская обувь крестьян

Если дети рисуют национальный костюм не России, а какой-либо другой страны, то обязательно нужно продемонстрировать им соответствующие картинки, а еще лучше куклу в такой одежде.

Кукла в национальном костюме

Тематические картинки Плакат Бумажные игрушки Куклы

Мотивацию к рисованию нарядной куклы, конечно же, можно почерпнуть из художественной литературы. К ребятам в гости может прийти бабушка-сказочница (переодетый воспитатель) и поведать им сказку про купца Садко. У него было три дочери-красавицы. Когда Садко собрался в дальние страны за товарами, дочери заказали ему привезти золотой венец, красивую рубашку и сарафан, расшитый узорами и лентами. В заморской стране купец долго искал эти подарки, наконец, нашел и купил. Но дочки, когда увидели обновки, стали завидовать друг другу: каждая хотела, чтобы у нее был и сарафан, и рубашка, и венец. И вот он попросил сказочницу обратиться к детям - пусть они помогут ему и нарисуют для дочек красивые наряды.

Порекомендуем также современную сказку Ларисы Сергеевой По сюжету произведения в одном конце деревни жил Сарафан-господин, а в другом - Рубаха-простуха. Сарафан устал лежать в сундуке в ожидании того, когда же хозяйка его достанет да наденет, и решил зайти в гости к Рубахе. Она очень обрадовалась гостю, поставила самовар. Они сели пить чай, и Сарафан спросил Рубаху, отчего она такая добрая и пригожая. Та ответила, что хозяин надевает е на тело и согревает своей душой. Рубашка же, в свою очередь, защищает человека от нечисти с помощью ворот (это воротничок и манжеты). А чтобы внутрь не попадал холод, помогает поясок. Сарафан подумал-подумал и стал дружить с рубахой - и теперь они ходят всегда вместе.

После прочтения этой коротенькой сказки детям будет еще интереснее изобразить исконно русские предметы одежды.

Иллюстрация к сказке

Начать занятие можно также со стихотворения. Например, интересны следующие строки:

Пригоцкая Светлана

Развернись, сарафан златокрылый,
Во всю ширь, во всю стать, во всю прыть.
И в суровые годы России
Пряли бабы суровую нить.
Вот в таком домотканом наряде
В церковь шла многодетная мать.
Сарафан-широта та, что надо -
Можно поле холстиной устлать!
Ой, ты, милый, кудрявый, желанный,
На гармошке играй веселей!
Плыли девы в цветных сарафанах
Среди радуг, лугов и полей.
Все румяные, словно матрёшки,
Хороводы вели без конца…
Не одна ликовала гармошка -
Выбирай по душе молодца!
А какие частушки певали!
И платочки взлетали из рук!
Наша бабушка старою стала,
Сарафан свой сложила в сундук.
Мать моя сарафан примеряла,
Говорила:ах мне бы сплясать!
Заросли деревеньки бурьяном,
И гармошки давно не слыхать.
Не услышишь весёлой частушки,
Молодые теперь в городах…
В деревеньке расскажет старушка
О былых хороводных годах!

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11499-stixi-pro-sarafan

Л.А. Круглова

Куклы, барышни, матрёшки

Рядом с нами все живут.

Удивляют, восхищают

И покоя не дают.

Шьём мы куклам всем наряды

Изучая старину.

Познаём с какого края

Мы во сне иль на яву.

Вместе с кочевым народом

Ставим юрту, ждём гостей.

Пьём мы чай из самовара

А кочевник пьёт кумыс.

В дом идём мы отдохнуть,

А кочевник лёг в куйзи

Ну попробуй загляни.

Люди разные живут…

Все по - своему поют,

Носят разную одежду

Верят в бога как и прежде…

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/18/kukly-v-natsionalnykh-kostyumakh

Частушки про лапти:

Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали
Танцевать сюда попали.»

«Гуляй Матвей
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь
Новы лапти наживешь.

Отметим, что накануне рисования куклы в народном костюме хорошо предложить дошкольникам дидактические игры по данной тематике. Например, в ходе игры «Одень куклу в национальный костюм» дети запоминают особенности традиционной одежды разных народов.

Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»

Поскольку перед продуктивной деятельностью обязательным является проведение физкультминуток либо пальчиковой гимнастики, то приведем следующий замечательный вариант:

Мы портные, мастерицы поочередное поглаживание рук снизу вверх
Вам костюм сошьем сейчас провести руками по телу сверху вниз и присесть
Сложностей не побоимся повороты головы в стороны сидя
Нарядим, украсим враз! подпрыгнуть, показать большие пальцы
Для начала мы замерим, руки вперед - в стороны
Сколько нужно ткани нам, -
Раскроим и вновь проверим,
- Не мало ли будет вам.
наклоны в стороны, руки на пояс
Вырежем из ткани ровно руки вперед «ножницы»
- И сошьем все по краям, имитировать движения иголкой
А теперь украсим пёстро руки в стороны, пальцы врозь
Перья, бусы, ленты там. хлопки справа, слева, над головой
Вот теперь-то можно точно
- Нарядиться - и на бал!
руки на пояс, поворот вокруг себя
Полюбуемся - всё прочно
- И красиво сшито вам.
руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Клюй А. «Кукла в национальном костюме»
Образовательные задачи : познакомить детей с русским народным нарядом, а также костюмами других стран; закреплять умение изображать фигуру человека.
Развивающие задачи : закреплять умение рисовать акварелью, предварительно обозначая контур простым карандашом.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к национальной одежде России и других стран.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: бумажные куклы в национальных костюмах, кукла в традиционном русском сарафане и кокошнике.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки.
Ход занятия:
В начале занятия воспитатель сообщает детям, что они живут в самой большое стране. Но кроме нее, в мире есть и много других стран. И каждая имеет свою культуру, традиции и национальную одежду.
Педагог демонстрирует бумажных кукол в национальных костюмах и рассказывает о каждом из них.
В гости к ребятам приходит кукла Катя, одетая в русский народный костюм - нарядный шелковый сарафан, подпоясанный узким пояском, и кокошник. Сарафан расшит узорами, а кокошник украшен золотой вышивкой, жемчугом и бисером. Волосы куколки заплетены в косу и украшены ленточкой.
Педагог предлагает ребятам нарисовать куклу Катю в ее прекрасном наряде.
Южакова О.Н. «Как носила девица красный сарафан»

Занятие начинается с того, что педагог вместе с детьми рассматривают выставку, посвященную русскому народному костюму.
Под тихую музыку дети слушают рассказ воспитателя об истории русского наряда. Демонстрируются картинки с изображением рубахи, поневы (юбки), передника, шушуна (верхняя одежда на холодный период), венка, повязки, украшений из бисера, янтаря, жемчуга.
Более подробно педагог останавливается на таком предмете одежды, как русский сарафан. Сначала его носили только богатые дамы, а затем царица Екатерина II разрешила надевать его всем сословиям - он стал популярен среди крестьянок и купеческих жен и дочерей. Сверху сарафана обычно надевался передник, а на плечи душегрея.
На ногах крестьяне носили лапти, которые плели из лыка либо бересты. Кстати, помимо них, народ еще надевал кожаные башмаки, а зимой валенки.
Также воспитатель кратко рассказывает о русской народной одежде мужчин.
Организуется хороводная игра «Венок» (под русскую народную композицию).
Детям предлагается игровое задание - сплести венок из ленточек.
Продуктивная деятельность - ребята рисуют кукол Маню и Ваню, одетых в русский костюм.

Никитина Л. «Кукла в русском национальном костюме»

Вначале занятия воспитатель проговаривает строки М. Шаханова:

  • Должны быть обязательно кроме родителей, четыре коня, как четыре матери:
  • Родная земля,
  • Родной язык,
  • Родная культура,
  • Родная история.

Звучит песня «Вижу чудное приволье». Беседа по ее содержанию: о чем поется в песне, как называется наша родная страна, какая она по величине.

Педагог спрашивает у детей, кто такие наши предки, из каких источников можно узнать об их жизни. Детям предлагается побывать в музее - они приглашаются в зал Сказок - подходят к стенду с иллюстрациями к русским народным сказкам. Педагог обращает внимание на то, как одеты женщины на картинках, где одежда повседневная, а где праздничная.
Проводится физкультминутка «Лапти мои» (под музыкальную композицию).

  • Лапти, да лапти, да лапти мои,
  • Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
  • Эх, лапти мои, лапти липовые!
  • Вы не бойтесь ходите,
  • Тятька новые сошьёт.
  • Эх, ну! Тьфу! Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку
  • Хлопок в ладоши, наклон вниз
  • Шаг вправо, притом, шаг влево, притоп
  • Руки вверх, хлопок над головой. На слово «тьфу» резко отпускаем руки вниз.

Из волшебного сундучка педагог достает силуэты кукол в русском костюме. Они собрались на праздник, и задача ребят - украсить сарафаны и кокошники с помощью геометрических узоров.
Дети рисуют под русскую народную музыку.

Бублик Л. «Кукла в национальном костюме» (китаянка)

На занятии дети знакомятся с дружественной страной Китай, узнает про ее географическое положение (большая площадь, омывается несколькими морями), культуру, рассматривают женский национальный костюм.

В гости к ребятам приходит кукла-китаянка, приветствует их на китайском языке. Ее зовут Джия, что в переводе с китайского «красивая». Дошкольники рассматривают ее национальный костюм: брюки из шелковой ткани, поверх которых надето длинное платье с запахом и широкими рукавами (также из шелка). Китайский наряд вышит цветными узорами: это цветы и бабочки, которые имеют символическое значение.
Проводится пальчиковая гимнастика «Дружба»:

  • Дружат пчёлка и цветок, (соединить большие пальцы)
  • Дружат лист и мотылёк, (указательные пальцы)
  • Дружат солнце и леса, (средние)
  • Дружат рыбка и волна, (безымянные)
  • Дружат в море корабли, (мизинцы)
  • Дружат дети всей земли. (ладошки обнимают друг друга)
  • Друг другом нужно дорожить,
  • Без дружбы нам нельзя прожить. (грозят указательным пальцем)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей - под китайскую музыку они рисуют куклу-китаянку в ее национальном костюме, придумывают свой узор для ткани.

Примеры готовых работ воспитанников подготовительной группы по теме «Кукла в национальном костюме» с комментариями по выполнению работы

Рисунки «Русская красавица», «Русский народный костюм», «Иван да Марья» (все они выполнены акварелью) демонстрируют нам национальную одежду нашей Родины. Работа «Русская красавица» пронизана позитивным настроением: дополнена ярким ми нежно-голубым небом. Мы видим привычный русский атрибут - стройную березку на переднем фоне. Кукла на рисунке изображена в традиционо ярко-красном сарафане, развевается ее длинная белокурая коса.

Работы «Татарский наряд», «Татарский костюм», «Мордовский наряд», «Чувашская одежда» нарисованы детьми, проживающими в определенном регионе либо на границе с ним. Отметим, что рисунки очень реалистично передают особенности конкретной одежды, обуви и головных уборов.

Заслуживают внимания композиции «Китаянка» где очень хорошо передан не только образ национальной китайской одежды, но также и прически.

Работа «Национальный головной убор» является своего рода подготовкой к рисованию целостного образа куклы в национальном костюме.

Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок акварелью Тренажер для рисования Шаблон для раскрашивания Картинка для раскрашивания Шаблон для раскрашивания

«Кукла в национальном костюме» - очень увлекательная тема для рисования в подготовительной группе. На таком занятии дошкольники не только поупражняются в рисовании человека, но и расширят свой кругозор. А продуманная мотивация способна превратить рисование в сказочное действие.

Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно

Пару дней назад мне писала Алена Белова с просьбой показать как рисовать народный костюм карандашом. Я сделал уже много уроков рисования разной одежды. Ссылки на них ты увидишь внизу, под этим уроком. А для этого я подобрал картинку с изображением женской праздничной одежды из Тверской губернии 19 века:

Слева изображен сарафан, рубаха и пояс. Справа девичья праздничная рубаха с поясом. Если тебе задали на уроке истории или изо эту тему, ты можешь воспользоваться этим уроком:

Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно

Шаг первый. Делаю набросок основных частей костюмов. Это ничем не отличается от наброска человека, только без головы и ног. Здесь так же важно соблюдать пропорции.

Шаг второй. Прорисовываем форму платьев. Народные костюмы (по крайней мере наши) не отличались открытостью, поэтому здесь почти все тело скрыто.

Шаг третий. Очень важный момент это складки. Без них рисунок будет похож на бумажное платье. Старайся показать все возможные изгибы и тени от них на платье.

Шаг четвёртый. Еще одна отличительная черта народного костюма это изобилие узоров. Это непросто какие-то выдумки от Армани или Гучи. Каждый узор что-то обозначает. Рисовать их сложно, но, если ты этого не сделаешь, зрителю будет трудно определить: это платье какой-то барышни или народный костюм? А так, взглянув лишь на секунду, любой без ошибок определит.

Говорят, русские девушки самые красивые. Наших соотечественниц природа наделила приятными чертами лица, светлыми волосами и грациозной фигурой. Благодаря хорошим внешним данным, а также собственному труду, девушки выглядят красиво даже на пенсии. Не удивительно, что многие живописцы и графики хотели запечатлеть наших девушек на своих полотнах. А сегодня и мы попробуем себя в роли художника и нарисуем портреты русских красавиц, а также фигуру в полный рост.

Рисуем с детьми

Когда ребенок рисует портрет русской красавицы, он обычно изображает лицо мамы. Ведь именно этот человек играет большую роль в его жизни. Поэтому, читая с ребенком сказки, нужно развивать его фантазию и внимание. После того как сказка прочитана, можно предложить малышу нарисовать главную героиню. А как это сделать?

Самый простой способ - изобразить девушку в юбке и пририсовать ей кокошник. Разберем ход работы поэтапно. Первым делом рисуем фигуру красавицы. Это будут два треугольника, соединенные острыми концами в середине. Нижняя фигура - это юбка, она должна быть в 3 раза больше верха-корсета. Платье готово, пририсовываем кружочек-голову и не забываем, что у любого человека есть шея. Руки изображаем прямоугольниками. Не забываем дорисовать пальцы. На ноги надеваем сапоги. Осталось дополнить рисунок некоторыми деталями. Это лицо красавицы, коса и, конечно, кокошник. Глаза и нос можно наметить точками, губы - полукругом. И последняя деталь - это декор на платье и кокошнике.

Героиня мультфильма

Портреты русских красавиц необязательно должны быть достоверными. Если вы рисуете с детьми, то легче изобразить комиксного персонажа. Так ребенок будет доволен не только процессом творчества, но и результатом. Персонажем нашего рисунка будет девушка, одетая в шубку, длинную юбку и меховую шапку. Стандартная русская красавица зимой.

Начнем с компоновки. На листе мы изобразим не только девушку, но еще и церковь, дерево и камни. Намечаем фигуру и делим ее на три части. Теперь верхний сектор делим еще раз пополам. Нижнюю половину головы рисуем кружком, верхняя - это шапка, рисуем ее овалом. Сразу можно наметить черты лица. Рисовать фигуру мы будем в три четверти, это самый легкий ракурс.

Приступаем к вырисовыванию шубки. Для начала намечаем ее трапецией. Дальше детализируем шубу, добавляя меховую окантовку. Теперь изображаем руки. Чтобы не вырисовывать пальцы, наденем на девушку муфту. Теперь дело за юбкой. Чтобы она смотрелась интересней, не забудем изобразить складки. Проводим вдоль юбки 5 вертикальных линий, а подол рисуем волнистой линией. Осталось не забыть про задний план - в виде церкви, деревьев, камней. Наш рисунок готов.

Портрет принцессы

Если ребенок обладает художественным талантом, то, в принципе, он может отобразить на бумаге не всю фигуру целиком. Как нарисовать портрет русской красавицы?

Нужно наметить габариты рисунка. Лицо должно занимать половину или одну треть листа. Рисуем овал, намечаем двумя полукругами линию роста волос. Сразу рисуем кокошник. Он будет выглядеть как заостренный полукруг. Принцессы ходят в платьях, поэтому этой части рисунка нужно уделить особое внимание. Чтобы не мучить ребенка изображением декора, можно придумать более сложный фасон одежды. Фигура девушки должна напоминать песочные часы. А вот рукава можно нарисовать в виде нескольких соединенных между собой кругов или овалов. Таким же образом можно изобразить и косу. На шею красавицы надеваем бусы. Осталось только лицо. Чтобы не возникало проблемы, что один глаз больше другого, рисуем девушку в небольшом развороте, как будто она немного отвернулась от зрителя. Глаза изображаем кружками, а миндалевидную форму придаем им за счет ресниц. Дорисовываем дуги брови, небольшим полукругом изображаем нос. Осталось наметить губы, и наша красавица готова. По желанию можно раскрасить рисунок.

Русская красавица в кокошнике

В школе, когда дети проходят тему о национальном костюме, им часто задают домашние задание. Как нарисовать портрет русской красавицы? 4 класс - это то время, когда ученики уже могут изображать людей практически достоверно. Но рисовать портреты - это слишком сложная задача. Поэтому лучше выбрать тему попроще, например, изобразить всю фигуру девушки в национальном костюме. В таком рисунке портрет русской красавицы в кокошнике тоже будет присутствовать, но не будет привлекать к себе повышенное внимание.

Для того чтобы изобразить девушку, нам, опять-таки, нужно закомпоновать фигуру на листе. Чтобы нашей красавице не было скучно, можно рядом дорисовать молодого парня. Приступаем к изображению девушки. Делим фигуру на 4 части. Первую из них отводим на изображение головы и кокошника. Лицо рисуем кругом, а головной убор полукругом. Не забываем в его центре сделать небольшое заострение. Трапецией с закругленным краем изображаем сарафан. Вторую из наших четырёх частей отводим под руки. Уголками пририсовываем их к трапеции. Также треугольниками намечаем туфли. Осталось детализировать фигуру, нарисовать лицо и орнамент на сарафане и кокошнике. По аналогии пробуем изобразить молодого человека.

Матрешка

Классическую русскую красавицу можно изобразить в виде национальной куклы. Нарисовать матрешку сможет даже маленький ребенок. Портрет русской красавицы, изображенный таким способом, выделит ребенка из толпы, которая будет копировать диснеевских принцесс.

Рисовать матрешку лучше по частям. Сначала следует изобразить правую половину, а потом с помощью окна отзеркалить свое творение. Рисуем полукруг, символизирующий лицо. Следующий шаг - изображение контура. Его нужно скопировать с примера, изображенного выше. Теперь нужно заполнить пустое пространство. Сначала уточняем лицо: прорисовываем глаза, губы, нос и щеки. Теперь рисуем руку. Она представляет собой овал, соединенный с ладошкой. Нужно заметить, что у матрешки может быть 4 пальца, а не 5. А теперь приступаем к творчеству. Одеваем нашу красавицу в фартук и прорисовываем цветы. Последний штрих - переносим изображение на левую сторону.

Современная интерпретация

Сегодня в моде абстракция. Поэтому рисунок-портрет русской красавицы в современной интерпретации может выглядеть нестандартно. Например, можно нарисовать красивый пучок, симпатичный профиль, наметить линию шеи и ухо. А вот лицо прорисовывать необязательно. Можно обойтись нетривиальной штриховкой или же, вообще, написать на месте глаз и губ поэму. Это может быть даже любимый стих.



Творчество и игры