Высокий стиль классицизма в литературе. Архитектурный стиль: классицизм

1. Введение. Классицизм как художественный метод ...................................2

2. Эстетика классицизма.

2.1. Основные принципы классицизма..........................…………….….....5

2.2. Картина мира, концепция личности в искусстве классицизма...…...5

2.3. Эстетическая природа классицизма.......................................................9

2.4. Классицизм в живописи........................................................................15

2.5. Классицизм в скульптуре......................................................................16

2.6. Классицизм в архитектуре....................................................................18

2.7. Классицизм в литературе......................................................................20

2.8. Классицизм в музыке.............................................................................22

2.9. Классицизм в театре..............................................................................22

2.10. Своеобразие русского классицизма...................................................22

3. Заключение ……………………………………...…………………………...26

Список литературы ..............................…….………………………………….28

Приложения ........................................................................................................29

1. Классицизм как художественный метод

Классицизм - это один из реально существовавших в истории искусства художественных методов. Иногда его обозначают терминами «направление» и «стиль». Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Понятие классицизма как творческого метода предполагает своим содержанием исторически обусловленный способ эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах: картина мира и концепция личности, наиболее общие для массового эстетического сознания данной исторической эпохи, находят свое воплощение в представлениях о сути словесного искусства, его отношениях с реальностью, его собственных внутренних законах.

Классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях. Наиболее распространенное исследовательское убеждение связывает классицизм с историческими условиями перехода от феодальной раздробленности к единой национально-территориальной государственности, в формировании которой централизующая роль принадлежит абсолютной монархии.

Классицизм - это органичная стадия развития любой национальной культуры при том, что классицистическую стадию разные национальные культуры проходят в разное время, в силу индивидуальности национального варианта становления общей социальной модели централизованного государства.

Хронологические рамки существования классицизма в разных европейских культурах определяются как вторая половина XVII - первое тридцатилетие XVIII в., при том, что ранние классицистические веяния ощутимы на исходе эпохи Возрождения, на рубеже XVI-XVII вв. В этих хронологических пределах эталонным воплощением метода считается французский классицизм. Тесно связанный с расцветом французского абсолютизма второй половины XVII в., он дал европейской культуре не только великих литераторов - Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Вольтера, но и великого теоретика классицистического искусства - Никола Буало-Депрео. Будучи и сам практикующим литератором, заслужившим прижизненную славу своими сатирами, Буало главным образом прославился созданием эстетического кодекса классицизма - дидактической поэмы «Поэтическое искусство» (1674), в которой дал стройную теоретическую концепцию литературного творчества, выведенную из литературной практики его современников. Таким образом, классицизм во Франции стал наиболее самосознающим воплощением метода. Отсюда и его эталонное значение.

Исторические предпосылки возникновения классицизма связывают эстетическую проблематику метода с эпохой обострения взаимоотношений личности и общества в процессе становления единодержавной государственности, которая, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма, стремится регламентировать законом и четко разграничить сферы общественной и частной жизни и отношения между личностью и государством. Это определяет содержательный аспект искусства. Основные его принципы мотивированы системой философских взглядов эпохи. Они формируют картину мира и концепцию личности, а уже эти категории воплощаются в совокупности художественных приемов литературного творчества.

Наиболее общие философские понятия, присутствующие во всех философских течениях второй половины XVII - конца XVIII в. и имеющие непосредственное отношение к эстетике и поэтике классицизма - это понятия «рационализм» и «метафизика», актуальные как для идеалистических, так и для материалистических философских учений этого времени. Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Рене Декарт (1596-1650). Основополагающий тезис его доктрины: «Я мыслю, следовательно, я существую» - реализовался во многих философских течениях того времени, объединенных общим названием «картезианство» (от латинского варианта имени Декарт - Картезиус), В сущности своей это тезис идеалистический, поскольку он выводит материальное существование из идеи. Однако рационализм, как интерпретация разума в качестве первичной и высшей духовной способности человека, в той же мере характерен и для материалистических философских течений эпохи - таких, например, как метафизический материализм английской философской школы Бэкона-Локка, которая признавала источником знания опыт, но ставила его ниже обобщающей и аналитической деятельности разума, извлекающего из множества добытых опытом фактов высшую идею, средство моделирования космоса - высшей реальности - из хаоса отдельных материальных предметов.

К обеим разновидностям рационализма - идеалистической и материалистической - одинаково приложимо понятие «метафизики». Генетически оно восходит к Аристотелю, и в его философском учении обозначало отрасль знания, которое исследует недоступные для органов чувств и лишь рационально-умозрительно постигаемые высшие и неизменные начала всего сущего. И Декарт, и Бэкон применяли этот термин в аристотелевском смысле. В новое время понятие «метафизика» обрело дополнительное значение и стало обозначать антидиалектический способ мышления, воспринимающий явления и предметы вне их взаимосвязи и развития. Исторически это очень точно характеризует особенности мышления аналитической эпохи XVII-XVIII вв., периода дифференциации научного знания и искусства, когда каждая отрасль науки, выделяясь из синкретического комплекса, обретала свой отдельный предмет, но при этом утрачивала связь с другими отраслями знания.

2. Эстетика классицизма

2.1. Основные принципы классицизма

1. Культ разума 2. Культ гражданского долга 3. Обращение к средневековым сюжетам 4. Отвлеченность от изображения быта, от исторического национального своеобразия 5. Подражание античным образцам 6. Композиционная стройность, симметрия, единство художественного произведения 7. Герои являются носителями одной главной черты, даны вне развития 8. Антитеза как основной прием создания художественного произведения

2.2. Картина мира, концепция личности

в искусстве классицизма

Порождаемая рационалистическим типом сознания картина мира отчетливо делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический. Внешний, видимый и осязаемый материально-эмпирический мир состоит из множества отдельных материальных предметов и явлений, между собою никак не связанных - это хаос отдельных частных сущностей. Однако над этим беспорядочным множеством отдельных предметов существует их идеальная ипостась - стройное и гармоничное целое, всеобщая идея мироздания, включающая в себя идеальный образ любого материального объекта в его высшем, очищенном от частностей, вечном и неизменном виде: в таком, каким он должен быть по изначальному замыслу Творца. Эта всеобщая идея может быть постигнута только рационально-аналитическим путем постепенного очищения предмета или явления от его конкретных форм и облика и проникновения в его идеальную сущность и назначение.

И поскольку замысел предшествует творению, а непременным условием и источником существования является мышление, эта идеальная реальность имеет высший первопричинный характер. Нетрудно заметить, что основные закономерности такой двухуровневой картины реальности очень легко проецируются на основную социологическую проблему периода перехода от феодальной раздробленности к единодержавной государственности - проблему взаимоотношений личности и государства. Мир людей - это мир отдельных частных человеческих сущностей, хаотичный и беспорядочный, государство - всеобъемлющая гармоничная идея, творящая из хаоса стройный и гармоничный идеальный миропорядок. Именно эта философская картина мира XVII-XVIII вв. обусловила такие содержательные аспекты эстетики классицизма, как концепция личности и типология конфликта, универсально характерные (с необходимыми историко-культурными вариациями) для классицизма в любой европейской литературе.

В области отношений человека с внешним миром классицизм видит два типа связей и положений - те же самые два уровня, из которых складывается философская картина мира. Первый уровень - это так называемый «естественный человек», биологическое существо, стоящее наряду со всеми предметами материального мира. Это частная сущность, одержимая эгоистическими страстями, беспорядочная и ничем не ограниченная в своем стремлении обеспечить свое личное существование. На этом уровне человеческих связей с миром ведущей категорией, определяющей духовный облик человека, является страсть - слепая и безудержная в своем стремлении к реализации во имя достижения индивидуального блага.

Второй уровень концепции личности - это так называемый «общественный человек», гармонично включенный в социум в своем высшем, идеальном образе, сознающий, что его благо является неотъемлемой составляющей блага общего. «Человек общественный» руководствуется в своем мировосприятии и поступках не страстями, а разумом, поскольку именно разум является высшей духовной способностью человека, дающей ему возможность положительного самоопределения в условиях человеческой общности, основанной на этических нормах непротиворечивого общежительства. Таким образом, концепция человеческой личности в идеологии классицизма оказывается сложной и противоречивой: естественный (страстный) и общественный (разумный) человек - это один и тот же характер, раздираемый внутренними противоречиями и находящийся в ситуации выбора.

Отсюда - типологический конфликт искусства классицизма, непосредственно вытекающий из подобной концепции личности. Совершенно очевидно, что источником конфликтной ситуации является именно характер человека. Характер - одна из центральных эстетических категорий классицизма, и ее интерпретация значительно отличается от того смысла, который вкладывает в термин «характер» современное сознание и литературоведение. В понимании эстетики классицизма характер - это именно идеальная ипостась человека - то есть не индивидуальный склад конкретной человеческой личности, а некий всеобщий вид человеческой природы и психологии, вневременный в своей сущности. Только в таком своем виде вечного, неизменного, общечеловеческого атрибута характер и мог быть объектом классицистического искусства, однозначно относимого к высшему, идеальному уровню реальности.

Основными составляющими характера являются страсти: любовь, лицемерие, мужество, скупость, чувство долга, зависть, патриотизм и т.д. Именно по преобладанию какой-то одной страсти характер и определяется: «влюбленный», «скупой», «завистник», «патриот». Все эти определения являются именно «характерами» в понимании классицистического эстетического сознания.

Однако эти страсти неравноценны между собой, хотя по философским понятиям XVII-XVIII вв. все страсти равноправны, поскольку все они - от природы человека, все они естественны, и решить, какая страсть согласуется с этическим достоинством человека, а какая - нет, ни одна страсть сама по себе не может. Эти решения осуществляет только разум. При том, что все страсти в равной мере являются категориями эмоциональной духовной жизни, некоторые из них (такие как любовь, скупость, зависть, лицемерие и пр.) меньше и труднее согласуются с велениями разума и больше связаны с понятием эгоистического блага. Другие же (мужество, чувство долга, честь, патриотизм) в большей мере подвержены рациональному контролю и не противоречат идее общего блага, этике социальных связей.

Так вот и получается, что в конфликте сталкиваются страсти разумные и неразумные, альтруистические и эгоистические, личные и общественные. А разум - это высшая духовная способность человека, логический и аналитический инструмент, позволяющий контролировать страсти и отличать добро от зла, истину ото лжи. Наиболее распространенная разновидность классицистического конфликта - это конфликтная ситуация между личной склонностью (любовью) и чувством долга перед обществом и государством, которое почему-либо исключает возможность реализации любовной страсти. Совершенно очевидно, что по природе своей это конфликт психологический, хотя необходимым условием его осуществления является ситуация, в которой сталкиваются интересы человека и общества. Эти важнейшие мировоззренческие аспекты эстетического мышления эпохи нашли свое выражение в системе представлений о законах художественного творчества.

2.3. Эстетическая природа классицизма

Эстетические принципы классицизма за время его существования претерпели значительные изменения. Характерная особенность этого направления – преклонение перед античностью. Искусство Древней Греции и Древнего Рима рассматривалось классицистами в качестве идеальной модели художественного творчества. “Поэтика” Аристотеля и “Искусство поэзии” Горация оказали огромное влияние на формирование эстетических принципов классицизма. Здесь обнаруживается тенденция к созданию возвышенно-героических, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных образов. Как правило, в искусстве классицизма современные политические, нравственные и эстетические идеалы воплощаются в характерах, конфликтах, ситуациях, заимствованных из арсенала античной истории, мифологии или непосредственно из античного искусства.

Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Все это, по мнению классицистов, полно отразилось в античной художественной культуре. Для них разум и античность – синонимы. Рационалистический характер эстетики классицизма проявился в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в интерпретации античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым нормам, правилам и канонам (норма – от лат. norma – руководящее начало, правило, образец; общепризнанное правило, образец поведения или действия).

Как в Италии наиболее типичное выражение нашли эстетические принципы эпохи Возрождения, так во Франции XVII в. – эстетические принципы классицизма. К XVII в. художественная культура Италии в значительной мере утратила свое былое влияние. Зато явно обозначился новаторский дух французского искусства. В это время во Франции сформировалось абсолютистское государство, которое объединило общество и централизовало власть.

Упрочение абсолютизма означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни, начиная от экономики и кончая духовной жизнью. Долг – вот главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяет собою этот долг и выступает как некая отчужденная от индивида сущность. Подчинение государству, исполнение государственного долга – высшая добродетель индивида. Человек мыслится уже не свободным, как это было характерно для ренессансного мировоззрения, а подчиненным чуждым ему нормам и правилам, ограниченным неподвластными ему силами. Регламентирующая и ограничивающая сила выступает в форме безличного разума, которому должен подчиниться индивид и действовать, следуя его велениям и предписаниям.

Высокий подъем производства способствовал развитию точных наук: математики, астрономии, физики, а это, в свою очередь, обусловило победу рационализма (от лат. ratio – разум) – философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей.

Представления о законах творчества и структуре художественного произведения в той же мере обусловлены эпохальным типом мировосприятия, что и картина мира, и концепция личности. Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения. Один из самых ярких лейтмотивов «Поэтического искусства» Буало - рациональная природа эстетической деятельности:

Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

Вслед за Аристотелем классицизм считал искусство подражанием природе:

Однако природа понималась отнюдь не как наглядная картина мира физического и нравственного, предстающая органам чувств, а именно как высшая умопостигаемая сущность мира и человека: не конкретный характер, а его идея, не реально-исторический или современный сюжет, а общечеловеческая конфликтная ситуация, не данный пейзаж, а идея гармоничного сочетания природных реалий в идеально-прекрасном единстве. Такое идеально-прекрасное единство классицизм нашел в античной литературе - именно она была воспринята классицизмом как уже достигнутая вершина эстетической деятельности, вечный и неизменный эталон искусства, воссоздавшего в своих жанровых моделях ту самую высокую идеальную природу, физическую и нравственную, подражать которой должно искусство. Так получилось, что тезис о подражании природе превратился в предписание подражать античному искусству, откуда произошел и сам термин «классицизм» (от лат. classicus - образцовый, изучаемый в классе):

Таким образом, природа в классицистическом искусстве предстает не столько воспроизведенной, сколько смоделированной по высокому образцу - «украшенной» обобщающей аналитической деятельностью разума. По аналогии можно вспомнить так называемый «регулярный» (т. е. «правильный») парк, где деревья подстрижены в виде геометрических фигур и симметрично рассажены, дорожки, имеющие правильную форму, посыпаны разноцветной галькой, а вода заключена в мраморные бассейны и фонтаны. Этот стиль садово-паркового искусства достиг своего расцвета именно в эпоху классицизма. Из стремления представить природу «украшенной» - вытекает и абсолютное преобладание в литературе классицизма стихов над прозой: если проза тождественна простой материальной природе, то стихи, как литературная форма, безусловно, являются идеальной «украшенной» природой».

Во всех этих представлениях об искусстве, а именно как о рациональной, упорядоченной, нормированной, духовной деятельности реализовался иерархический принцип мышления XVII-XVIII вв. Внутри себя литература тоже оказалась поделена на два иерархических ряда, низкий и высокий, каждый из которых тематически и стилистически был связан с одним - материальным или идеальным - уровнем реальности. К низким жанрам были отнесены сатира, комедия, басня; к высоким - ода, трагедия, эпопея. В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях (при этом, разумеется, и человек, и реальность - это все те же идеальные понятийные категории). В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными основами вопросами бытия. Поэтому для высоких и низких жанров оказалась актуальной не только тематическая, но и сословная дифференциация по признаку принадлежности персонажа к тому или иному общественному слою. Герой низких жанров - среднесословный человек; герой высоких - историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж - как правило, властитель.

В низких жанрах человеческие характеры сформированы низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие, зависть и пр.); в высоких жанрах страсти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр.). И если бытовые страсти однозначно неразумны и порочны, то страсти бытийные подразделяются на разумные - общественные и неразумные - личные, причем этический статус героя зависит от его выбора. Он однозначно положителен, если предпочитает разумную страсть, и однозначно отрицателен, если выбирает неразумную. Полутонов в этической оценке классицизм не допускал - ив этом тоже сказалась рационалистическая природа метода, исключившего какое-либо смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Поскольку в жанровой теории классицизма были узаконены в качестве основных те жанры, которые достигли наибольшего расцвета в античной литературе, а литературное творчество мыслилось как разумное подражание высоким образцам, постольку эстетический кодекс классицизма приобрел нормативный характер. Это значит, что модель каждого жанра была установлена раз и навсегда в четком своде правил, отступать от которых было недопустимо, и каждый конкретный текст эстетически оценивался по степени соответствия этой идеальной жанровой модели.

Источником правил стали античные образцы: эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла, Еврипида и Сенеки, комедия Аристофана, Менандра, Теренция и Плавта, ода Пиндара, басня Эзопа и Федра, сатира Горация и Ювенала. Наиболее типичный и показательный случай подобной жанровой регламентации - это, конечно, правила для ведущего классицистического жанра, трагедии, почерпнутые как из текстов античных трагиков, так и из «Поэтики» Аристотеля.

Для трагедии были канонизированы стихотворная форма («александрийский стих» - шестистопный ямб с парной рифмой), обязательное пятиактное построение, три единства - времени, места и действия, высокий стиль, исторический или мифологический сюжет и конфликт, предполагающий обязательную ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью, причем сам процесс выбора должен был составлять действие трагедии. Именно в драматургическом разделе эстетики классицизма рационализм, иерархичность и нормативность метода выразились с наибольшей полнотой и очевидностью:

Все, что сказано было выше об эстетике классицизма и поэтике классицистической литературы во Франции, в равной мере относится практически к любой европейской разновидности метода, поскольку французский классицизм был исторически наиболее ранним и эстетически наиболее авторитетным воплощением метода. Но для русского классицизма эти общетеоретические положения нашли своеобразное преломление в художественной практике, так как были обусловлены историческими и национальными особенностями становления новой русской культуры XVIIIв.

2.4. Классицизм в живописи

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России - передвижниками.

2.5. Классицизм в скульптуре

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса, а Полина Боргезе - в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузов и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

2.6. Классицизм в архитектуре

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, - таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см. боз-ар).

2.7. Классицизм в литературе

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры - басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694-1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

2.8. Классицизм в музыке

Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.

Музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра.

Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622-1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже.

Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell"arte - комедия масок; основные маски - Арлекин, Пульчинелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве», 1670).

С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон-Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666). Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).

2.10. Своеобразие русского классицизма

Русский классицизм возник в сходных исторических условиях - его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра I. Европеизм идеологии Петровских реформ нацелил русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Но при этом русский классицизм возник почти на век позднее французского: к середине XVIII в., когда русский классицизм только начал набирать силу, во Франции он достиг второй стадии своего существования. Так называемый «просветительский классицизм» - соединение классицистических творческих принципов с предреволюционной идеологией Просвещения - во французской литературе расцвел в творчестве Вольтера и обрел антиклерикальный, социально-критический пафос: за несколько десятилетий до Великой французской революции времена апологии абсолютизма были уже далекой историей. Русский же классицизм, в силу своей прочной связи с секулярной культурной реформой, во-первых, изначально ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага, а во-вторых, приобрел статус ведущего направления в русской литературе к тому времени, когда Петра I уже не было в живых, а судьба его культурных реформ была поставлена под удар во второй половине 1720 - 1730-х гг.

Поэтому и начинается русский классицизм «не с плода весеннего - оды, а с плода осеннего - сатиры», и социально-критический пафос свойствен ему изначально.

Русский классицизм отразил и совершенно иной тип конфликта, чем классицизм западноевропейский. Если во французском классицизме социально-политическое начало является только почвой, на которой развивается психологический конфликт разумной и неразумной страсти и осуществляется процесс свободного и сознательного выбора между их велениями, то в России, с ее традиционно антидемократической соборностью и абсолютной властью общества над личностью дело обстояло совершенно иначе. Для русского менталитета, который только начал постигать идеологию персонализма, необходимость смирения индивидуальности перед обществом, личности перед властью совсем не была такой трагедией, как для западного мировосприятия. Выбор, актуальный для европейского сознания как возможность предпочесть что-то одно, в русских условиях оказывался мнимым, его исход был предрешен в пользу общества. Поэтому сама ситуация выбора в русском классицизме утратила свою конфликтообразующую функцию, и на смену ей пришла другая.

Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. - это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве. Поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему - несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных.

Таким образом, русский классицистический конфликт, сохранив ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью как внешний сюжетный рисунок, целиком осуществился как социально-политический по своей природе. Положительный герой русского классицизма не смиряет свою индивидуальную страсть во имя общего блага, но настаивает на своих естественных правах, защищая свой персонализм от тиранических посягательств. И самое главное то, что эта национальная специфика метода хорошо осознавалась самими писателями: если сюжеты французских классицистических трагедий почерпнуты в основном из античной мифологии и истории, то Сумароков писал свои трагедии на сюжеты русских летописей и даже на сюжеты не столь отдаленной русской истории.

Наконец, еще одной специфической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы, как любая другая национальная европейская разновидность метода. То, чем располагала любая европейская литература ко времени возникновения теории классицизма - а именно, литературный язык с упорядоченной стилевой системой, принципы стихосложения, определившаяся система литературных жанров - все это в русской нужно было создавать. Поэтому в русском классицизме литературная теория опередила литературную практику. Нормативные акты русского классицизма - реформа стихосложения, реформа стиля и регламентация жанровой системы - были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг. - то есть в основном до того, как в России развернулся полноценный литературный процесс в русле классицистической эстетики.

3. Заключение

Для идейных предпосылок классицизма существенно то, что стремление личности к свободе полагается здесь столь же правомерным, как и потребность общества связать эту свободу законами.

Личностное начало продолжает сохранять то непосредственно общественное значение, ту самостоятельную ценность, какими его впервые наделило Возрождение. Однако, в противовес ему, теперь это начало принадлежит личности наряду с той ролью, которую отныне получает общество как социальная организация. А это подразумевает то, что всякая попытка индивида отстаивать свою свободу вопреки обществу грозит ему утратой полноты жизненных связей и превращением свободы в лишенную всякой опоры опустошенную субъективность.

Категория меры - это основополагающая категория в поэтике классицизма. Она необычайно многогранна по содержанию, имеет одновременно духовную и пластическую природу, соприкасается, но не совпадает с другим типическим понятием классицизма - понятием нормы - и тесно связана со всеми сторонами утверждаемого здесь идеала.

Классицистический разум как источник и гарант равновесия в природе и жизни людей несет на себе печать поэтической веры в изначальную гармонию всего сущего, доверия к естественному ходу вещей, уверенности в наличии всеохватывающего соответствия между движением мира и становлением общества, в гуманистическом, на человека ориентированном характере этой связи.

Мне близок период классицизма, его принципы, поэзия, художество, творчество в целом. Выводы, которые делает классицизм относительно людей, общества, мира видятся мне единственно верными и рациональными. Мера, как средняя грань между противоположностями, порядок вещей, систем, а не хаос; прочная взаимосвязь человека с обществом против их разрыва и вражды, чрезмерного гения и эгоизма; гармония против крайностей – в этом я вижу идеальные принципы бытия, основы которого отражены в канонах классицизма.

Список источников

Классицизм - литературный стиль, который был выработан во Франции в 17 в. Он получил свое распространение в Европе в 17-19 вв. Направление, обратившееся к античности как идеальному образцу, тесно связано с Основываясь на идеях рационализма и разумности, оно стремилось к выражению общественного содержания, к становлению иерархии литературных жанров. Говоря о мировых представителях классицизма, нельзя не упомянуть Расина, Мольера, Корнеля, Ларошфуко, Буало, Лабрюйра, Гете. В идеями классицизма прониклись Мондори, Лекен, Рашель, Тальма, Дмитриевский.

Стремление отобразить идеальное в реальном, вечное во временном - вот характерная черта классицизма. В литературе создается не определенный персонаж, а собирательный образ героя или злодея, или низменного. В классицизме неприемлемо смешение жанров, образов и характеров. Здесь есть границы, рушить которые не дозволено никому.

Классицизм в русской литературе - определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как эпическая поэма, ода, трагедия. Основателем по праву считается Ломоносов, трагедии - Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.

Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России. Но не стоит ассоциировать его только лишь с идеями прославления власти монархов, российские писатели отражали в своих произведениях интересы «среднего» слоя.

Классицизм в русской литературе. Основные признаки

К базовым можно отнести:

  • обращение к античности, ее различным формам и образам;
  • принцип единства времени, действия и места (преобладает одна сюжетная линия, действие длится до 1 суток);
  • в комедиях классицизма добро торжествует над злом, пороки наказываются, в основе любовной линии - треугольник;
  • у героев «говорящие» имена и фамилии, сами они имеют четкого разделения на положительных и отрицательных.

Углубляясь в историю, стоит вспомнить о том, что эпоха классицизма в России берет свое начало от писателя который первым написал произведения в данном жанре (эпиграммы, сатиры и т.д.). Каждый из писателей и поэтов данной эпохи был первооткрывателем в своей области. В реформе литературного русского языка главную роль сыграл Ломоносов. В это же время произошла и реформа стихосложения.

Как говорит Федоров В.И., первые предпосылки возникновения классицизма в России появились во времена Петра 1 (в 1689-1725 гг.). Как жанр литературы, стиль классицизм сформировался к середине 1730-х годов. Во вторую половину 60-х годов идет бурное его развитие. Происходит рассвет публицистических жанров в периодике. Эволюционировал он уже к 1770 году, кризис же начался в последнюю четверть века. К тому времени окончательно оформился сентиментализм, усилились тенденции реализма. Окончательное падение классицизма произошло после издания «Беседы любителей русского слова».

Классицизм в русской литературе 30-50-х годов повлиял и на развитие наук эпохи Просвещения. В это время произошел переход от идеологии церковной к светской. России нужны были знания и новые умы. Все это и дал ей классицизм.

Другим влиятельным стилем XVII в. стал классицизм (от латинского «classicus» – «образцовый»). Он ориентировался на подражание античным образцам, что вовсе не означало их простого повторения. Становление классицизма как целостной стилевой системы было связано с утверждением абсолютизма во Франции. Монархам импонировала идея величавого порядка, внушительного единства, строгой соподчиненности. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели стабилизирующее, объединяющее начало. Подобные стремления были присущи и сознанию буржуазии, разделявшей идеал рационально организованного государства. Привлекательной стороной классицизма была его нравственная и гражданская направленность.

Сторонники классицизма считали, что искусство должно было отображать не столько реальную, сколько облагороженную, идеальную жизнь, построенную на принципах разумности, способствующую совершенствованию человека и общества. В связи с этим, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Эстетика классицизма сформировала строгую иерархию жанров. Они делились на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина, пейзаж, натюрморт и т.д.). Каждый жанр имел строгие границы, и смешение их признавалось недопустимым.

Архитектура . В противоположность вычурному барокко для архитектуры классицизма была характерна четкая геометрия форм, логичность и регулярность планировки, сочетание гладкой стены с ордером, портиками, колоннадами, статуями, рельефами и сдержанным декором. Всем своим внешним видом здание должно было демонстрировать четкость, порядок и представительность. Неотъемлемой чертой всех архитектурных композиций стала симметрия. Образцом для подражания стало сдержанное и величественное искусство древних греков и римлян, поэтому основой архитектурного языка классицизма был ордер, близкий по пропорциям и формам к античному. Пространственное решение зданий отличалось четкими планами, ясной логикой фасада, в котором архитектурный декор служил лишь «аккомпанементом», не скрывающим общей структуры здания. Уже в постройках одного из основоположников французского классицизма архитектора Франсуа Мансара (1598 – 1666 гг.) пластическое богатство барочного декора фасадов сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции (дворец Мезон Лаффит ).

Строгая упорядоченность была внесена даже в природу. Французский садовый мастер и ландшафтный архитектор Андре Ленотр (1613–1700 гг.) стал создателем системы регулярного, так называемого «французского » парка.

Интерьеры зданий отличали мягкость цветов, умеренное использование пластических и скульптурных деталей, широкое использование живописных и перспективных эффектов.

В качестве ведущего стиля классицизм был принят в абсолютистских монархиях Европы. Большой успех имел он и в Англии, где с конца XVII в. стал ведущим стилем официальных построек. Самой заметной из них явился лондонский собор св. Павла – самый большой протестантский храм в мире. Идеи крупнейшего английского архитектора и ученого Кристофера Рена (1632–1723), воплощенные в этом храме, оказали значительное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

Во Франции в период правления Людовика XIV (1643–1715 гг.) на основе классицизма началось формирование так называемого «Большого стиля ». Строгий и рациональный классицизм не мог в полной мере отразить торжество и величие абсолютной монархии. Поэтому французские мастера обратились к формам итальянского барокко, из которого классицизм позаимствовал часть декоративных элементов. Результатом этого стало создание двух грандиозных ансамблей – королевского дворца Лувра и загородной королевской резиденции Версаля . В их строительстве активное участие принимал один из ведущих мастеров французского классицизма Луи Лево (ок.1612–1670 г.). Другой знаменитый создатель Версаля – архитектор и градостроитель Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708 г.) был также автором великолепного собора Дома инвалидов в Париже. «Большой стиль» обеспечил постепенное распространение идей классицизма в большинстве европейских стран и заложил основы интернациональной европейской придворной культуры.

Живопись . Как и в других видах искусства, в живописи художники должны были ориентироваться на совершенные образцы эпохи античности и Высокого Возрождения. Сюжеты полотен заимствовались в основном из мифологии и древней истории, а герои изображались людьми сильных характеров и поступков. Одной из основных была тема долга, тема утверждения высших этических принципов. Согласно эстетике классицизма, разум являлся основным критерием прекрасного, поэтому в противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности. Основой живописного классицистического произведения стали мера и порядок. Живописные работы должны были отличаться общей гармонией, а фигуры - строгостью и классической законченностью. Основными элементами моделировки формы стали линия и светотень. Цвету же отводилась подчиненная роль, он использовался для выявления пластики фигур и предметов, для разделения пространственных планов картины.

Логическое развертывание сюжета, соразмерность частей целого, внешняя упорядоченность, гармония, уравновешенность композиции – всё это стало характерными чертами стиля знаменитого французского художника Никола Пуссена (1594–1665 гг.). Пуссен часто обращался к сюжетам античной истории («Смерть Германика »), мифологии («Царство Флоры »), ставя их на службу современной ему эпохи. Воспевая примеры высокой морали и гражданской доблести, он стремился воспитать совершенную личность. Глубокое философское значение христианских догматов художник раскрыл в цикле «Семь таинств ».

Яркое отражение принципы классицизма нашли в пейзаже. Художники стремились изобразить не реальную, а «улучшенную» природу, созданную художественным вымыслом творца. «Идеальный пейзаж», воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества, нашел свое отражение в картинах Клода Лоррена (1600–1682 гг.). Его идиллические пейзажи с бесконечной далью («Святилище в Дельфах ») оказали огромное влияние на развитие европейской, и, прежде всего английской, пейзажной живописи.

Театр и литература. Наиболее четко законы классицизма проявились в драматургии. В XVII в. сформировались главные правила построения классицистической трагедии: единство действия, места и времени; простота сюжета, в котором разум, долг преобладали над стихийными человеческими чувствами и страстями. Основная интрига не должна была путать зрителя и лишать картину цельности. Большое внимание уделялось внутреннему миру героя, воплощающего в себе противоречие человеческой личности.

Видным представителем классицизма был французский драматург Пьер Корнель (16061684 гг.). Тема государства как воплощения разума и общенациональных интересов, звучала во многих его трагедиях («Гораций », «Цинна »). Трагический конфликт страсти и долга лежал в основе трагикомедии «Сид ».

Проблемы взаимоотношения личности и государства стали основой сюжета многих трагедий Жана Расина (16391699 гг.). Его «Федра » стала вершиной драматургии не только самого писателя, но и всего французского классицизма.

Менее отчетливо требования классицизма проявлялись в комедиях. В XVII веке французская драматургия породила величайшего комедиографа, создателя жанра социально-бытовой комедии Жана Батиста Мольера (1622–1673 гг.). В своем творчестве он высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, лицемерие церковников, развращающую силу денег («Тартюф », «Дон Жуан », «Мещанин во дворянстве »). Именно благодаря Мольеру в 1680 г. в Париже появился знаменитый театр «Комеди Франсез».

В театре XVII в. сложилась классицистическая школа трагедийной игры (Флоридор, Скарамуш, М.Бежар, Мольер ). Для неё были характерны особая манера поведения актеров на сцене, размеренное чтение стихов, целая система интонаций и жестов.

В литературе классицизма существенную роль играет проза. Прозаические сочинения, написанные в классическом стиле, как правило, отражали политические, философско-религиозные и этические воззрения их авторов, носили ярко выраженный воспитательный, нравоучительный характер. В прозаической литературе преобладали произведения в форме писем, моралистических или философских опытов, афоризмов, проповедей, надгробных слов, мемуаров.

Музыка. Во Франции принципы классицизма оказали влияние на формирование французского оперного стиля. Так, в операх выдающегося французского композитора и дирижера Жана-Батиста Люлли (1632–1687 гг.) воплотились такие характерные классицистические черты как пафос и героика, главенство принципа «музыкальной симметрии», преобладание мифологических сюжетов («Персей », «Фаэтон »).

Происходило проникновение классицизма и в инструментальную музыку. В Италии зародилась традиция классической скрипичной техники, сохранившаяся в основном до наших дней. Ее основоположником был Арканджело Корелли (1653–1713 гг.). Он стал и одним из творцов скрипичной сонаты и жанра concerto grosso («большого концерта»), послужившего основой развития симфонической музыки.

Зародившись в абсолютистской Франции, классицизм получил широкое признание практически во всех европейских странах, став заметной вехой в их художественном развитии.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие архитектурные правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал , в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. В Англии палладианство прижилось, и местные архитекторы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. По возвращении на родину он был сделан королевским архитектором в 1762 г., но 1768 г. оставил эту должность, потому что был выбран в парламент и занялся архитектурой и строительством вместе с братом Джеймсом. Огромное впечатление на него произвели археологические изыскания итальянских учёных. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Это вернуло архитектурному лепному декору (и архитектурных элементам в целом) строгость линий и выверенность пропорций.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Василий Иванович Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир . В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль » (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности, с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику.

Краткая характеристика архитектурного стиля классицизм

Характерные черты : Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Преобладающие цвета : насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Линии : строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

нем. Klassizismus лат. classicus - первоклассный, образцовый) - худ. стиль и направление в евр. литературе и искусстве XII - нач. XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛАССИЦИЗМ

направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Термин «классицизм» восходит к латинскому сlassicus, в первоначальном значении – «гражданин высшего имущественного класса», затем – «образцовый», «совершенный». Классицизм признает существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его образцовом «Поэтическом искусстве» (1674). Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от нее в своих произведениях. Автор, нарушающий правила, объявлялся «непросвещенным» (так называл У. Шекспира рус. теоретик классицизма А. П. Сумароков). В основу классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическому идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание (imitatio) не исключало изобретательности (inventio), т. е. творческой самостоятельности, хотя подражание ценилось значительно больше. Для автора-классициста подражание античным классикам было своеобразным соревнованием с ними в достижении эстетического совершенства. Классицисты подчеркивали, что их интересует не случайное и единичное, а постоянное и всеобщее, конечная же цель искусства состоит в познании человеческой природы. Классицизм предпочитал разум чувству, рациональное – эмоциональному. Поэтика классицизма требует от произведения стройности и логичности композиции, простоты сюжета, ясности языка. Жанры литературы классицизма характеризовались своим набором признаков и четко разделялись. При этом предпочтение отдавалось жанрам, в которых личное начало уступает место надличностному, общезначимому. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия). Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным (самого А. П. Сумарокова, автора программной «Эпистолы о стихотворстве», обвиняли в том, что его эпистола близко подходит к сатире). Место в жанровой иерархии определялось тематикой: в произведениях высоких жанров действовали герои мифов, монархи и великие полководцы древности, в произведениях низких жанров изображалась жизнь простых людей. Главным жанром французского классицизма была трагедия. В ее основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму, их речь была торжественной и возвышенной (но не вычурной и «темной»), о большинстве связанных с действием, но не представленных на сцене событий зрители узнавали из речей вестников. Требованиями правдоподобия драматического действия (и трагедии, и комедии), а также подражанием Аристотелю объясняется т. н. «теория трех единств» (места, времени и действия, правда, Аристотель говорил лишь о единстве времени и действия). Согласно этой теории, события должны происходить в одном месте (будь то комната или улица), продолжаться не более суток и развиваться вокруг одного конфликта. Величайшими творениями французского классицизма, кроме поэтической программы Н. Буало, признавались трагедии Ж. Расина и П. Корнеля, комедии Мольера, оды Ф. Малерба. Творчество последнего оказало большое влияние на создание рус. оды – главного жанра рус. классицизма. В 18 в. рус. писатели-классицисты стремились подражать французским образцам (уподобление французскому классику было комплиментом, поэтому М. В. Ломоносов воспевался как «русский Мальгерб», А. П. Сумароков – как «наш Буало» (или «наперсник Боалов») и «северный Расин»). Однако незыблемыми оставались лишь фундаментальные эстетические требования классицистической поэтики (жанровая теория, теория трех единств, теория подражания), в частностях рус. классицисты искали свои пути. Так, создателя программной «Эпистолы о стихотворстве» А. П. Сумарокова современники обвиняли в слепом подражании автору «Поэтического искусства» Н. Буало. Поскольку оба автора писали о «вечных» поэтических законах, то этот плагиат кажется оправданным (кстати, самого Буало обвиняли в подражании «Посланию Пизонам» Горация). Вместе с тем некоторые отличия в подходах Буало и Сумарокова хорошо известны: Сумароков образованность поэта ставит выше таланта, Буало – талант выше образованности; Сумароков практически исключает важный для Буало принцип «plaire» (нравиться) (Й. Клейн). Эти «мелкие» отличия объясняются в первую очередь индивидуальными особенностями Сумарокова-поэта. Вместе с тем невозможность приложения к французской поэтической практике «теории трех штилей» М. В. Ломоносова связана с объективными причинами: рус. поэты, в отличие от их французских образцовых предшественников, имели возможность использовать в своих сочинениях слова русского (создающие средний и низкий «штили») и старославянского (создающие высокий и средний «штили») языков. Кроме того, ускоренное развитие рус. литературы в 18 в. привело к сосуществованию различных литературных направлений (так, сентименталистские тенденции можно наблюдать в произведениях рус. поэтов-классицистов в досентименталистский период, а сентименталист М. Н. Муравьев начинал как почитатель таланта Сумарокова и классицист). И наконец, в отличие от французского классицизма 17 в., рус. классицизм 18 в. формировался под влиянием идей Просвещения. Рус. авторы учитывали опыт не только Буало, Корнеля и Расина, но и своего современника Вольтера. Появление «просветительского классицизма» привело, в конечном итоге, к созданию собственных нац. вариантов этого направления: английского, немецкого, рус., а не единого для всех европейских литератур. Пример тому: «веймарский классицизм» И. В. Гете и Ф. Шиллера, являющийся самобытным и уникальным литературным явлением и в то же время остающийся классицизмом. В нач. 19 в. классицизм был отвергнут новым литературным направлением – романтизмом и сошел со сцены.



Материнский капитал