Описание предмета в художественном стиле. Сочинение описание любого предмета

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.


Дорогие друзья!

Сочинение – это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.

Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.

Не забывайте, что сочинение – это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения – это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов.

Желаем успехов!

Как писать сочинение

Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением

В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение – увлекательное занятие, с другой – работа над сочинением требует определённых навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.

Итак, готовясь к сочинению, вы приобретаете следующие умения:

– накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;

– осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;

– располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;

– отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;

2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Составьте план сочинения.

4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).

6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.

7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.

8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.

Тема и идея

Сочинение – работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.

Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Сочинение начинается с обдумывания темы, выделения ключевых слов. Если вам предложена тема сочинения «Как я провёл летние каникулы», то писать нужно о том, где и как проводились летние каникулы. – А если дана тема «Как я однажды провёл лето», то нужно рассказать о конкретном лете или об определённом случае во время каникул.

Для глубокого раскрытия темы очень важен отбор фактов. Чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее и самостоятельнее будет ваша работа.

Идея текста – это главная (основная) мысль, ради которой создаётся текст; это ответ на поставленный темой вопрос. Например, в сочинении «Моё любимое занятие» требуется ответить на вопрос: «Какое занятие я люблю?».

Главная мысль сочинения может быть выражена в названии, например: «Никто не забыт – ничто не забыто», «Золотая осень». Иногда тема и идея могут совпадать. Скажем, тема «Золотая осень» требует отбора такого материала, который покажет всю красоту осени, объяснит, почему осень называют золотой. В этом случае умение раскрыть главную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

Эпиграф – краткое изречение, отражающее основную мысль текста.

В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных произведений, а также пословицы, поговорки, крылатые выражения и афоризмы.

Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы или даже после её завершения. Назначение эпиграфа – украсить текст, глубже раскрыть его идею. Использование эпиграфа не является обязательным и остаётся на усмотрение автора.

Пример эпиграфа

Тема сочинения: «Моя Родина».


На свете всё небесконечно -
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это – Родина моя.
Е. Евтушенко

План

Слово сочинение происходит от древнерусского слова чин (порядок) и предполагает изложение своих мыслей в определённом порядке. Тему невозможно раскрыть сразу, для этого требуется постепенный и последовательный ход рассуждений. Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.

План – последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Обдумывание плана – серьёзная предварительная работа над сочинением. Существует два основных вида плана:

сложный, в котором есть пункты и подпункты;

простой, в котором подпунктов нет.

Любой план состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении намечается основная мысль, задаётся тон всей работе, вводится круг рассматриваемых проблем.

В основной части раскрываются тема и идея сочинения. Чаще всего основная часть состоит из нескольких пунктов.

В заключении подводится итог, излагается вывод.

Типы речи

Для того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов – типах речи (описание, повествование, рассуждение).

Описание – это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

В тексте-описании обычно выражается:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

В письменной речи различают описание деловое и художественное .

Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную характеристику его качеств и параметров, которые излагаются в строгой последовательности.

Пример делового описания предмета

Пенал

1. Для чего предназначен пенал.

2. Материал, из которого сделан пенал.

3. Из каких частей состоит пенал.

4. Форма, размер, цвет.

Пенал – очень нужная для школьника вещь. В нём удобно носить письменные принадлежности.

Мой пенал пластмассовый. Он состоит из ящичка белого цвета и прозрачной крышки – линейки с делениями на миллиметры и сантиметры. Внутри пенала есть специальное отделение для ластика.

Пенал имеет форму прямоугольника. Длина его двадцать три сантиметра, ширина шесть сантиметров.

В художественном описании преобладает авторский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.

Пример художественного описания

Липовые яблоки

1. Размер и цвет липовых яблок.

2. С чем сравнивается яблоко.

3. Описание спелого липового яблока.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан липового мёда. В середине чернели семечки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как они гремят.

(По В. Солоухину )

Повествование – это тип речи, в котором говорится о последовательных действиях и событиях.

В тексте-повествовании обычно выделяются три части:

1) начало;

2) основная часть;

3) концовка.

Собирая материал для сочинения-повествования, можно воспользоваться следующими вопросами:

1. О каком событии вы хотите рассказать?

2. Почему вы хотите рассказать именно об этом событии? Чем оно интересно?

3. Были ли вы участником этих событий, или вы услышали о них от кого-то?

4. Когда и где происходили события? Кто в них участвовал?

5. Что послужило завязкой событий?

6. Когда события достигли наивысшего напряжения?

7. Чем они закончились?

8. Что поучительного в том, что вы рассказали?

9. В какие части вашего рассказа желательно включить элементы описания, чтобы полнее представить место действия, ход событий и характеры людей, участвовавших в них?

Пример текста-повествования

Теплинка

1. Что мы сделали сначала.

2. Что мы стали делать потом.

3. Как мы клали веточки.

4. Что произошло с теплинкой.

Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высокую. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом шалашиком.

Постепенно наша теплинка разгорелась ровным сильным огнём.

(По В. Солоухину )

Рассуждение – это тип речи, целью которого является разъяснение или подтверждение какой-либо мысли, доказательство какого-либо утверждения.

Такой тип речи предполагает умение рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы. В рассуждении обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль);

2) доказательство этой мысли (аргументы, сопровождаемые примерами);

3) вывод или заключение.

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, а также слова во-первых, во-вторых, в-третьих .

Пример текста-рассуждения

Морские      разбойники

1. Акулы – хищные рыбы.

2. Почему акул называют морскими разбойниками.

3. Акулы – опасные рыбы.

Акула – это крупная хищная морская рыба. Акул называют морскими разбойниками.

Во-первых, они распугивают и уничтожают рыбу. Во-вторых, они наносят вред рыбакам: рвут их сети. В-третьих, всем известно, что иногда акулы нападают на людей. Издавна моряки знают: если судно терпит крушение, в воде тут же появляются зловещие, похожие на ножи плавники.

Именно поэтому акул считают опасными рыбами.

Средства художественной выразительности

Сочинения пишутся с целью передать своё видение мира, чтобы воздействовать на мысли и чувства других людей, для создания индивидуальных художественных образов. Чтобы достичь этих целей, необходимо использовать такие средства художественной выразительности, как: слова в переносном значении, сравнения, эпитеты, олицетворения, восклицательные предложения. Они делают речь яркой, точной, выделяющейся.

Слова в переносном значении (метафоры) помогают раскрыть наиболее характерный признак предмета или явления. Например: зеркало озера.

Сравнение – это изобразительный приём, который основан на сопоставлении предметов, имеющих внешнее сходство. Например: Лес, точно терем расписной.. . (И. Бунин)

Эпитет – это образное определение предмета или явления. Например: мармеладное настроение.

Олицетворение – наделение предметов, животных и явлений человеческими качествами. Например: эхо повторяло шум водопада.

Восклицательные предложения служат для усиления выразительности речи, они передают различные эмоции. Например: А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой! (М. Лермонтов)

Самопроверка

Самопроверка – важный этап для речевого развития.

Перечитайте текст, это поможет вам увидеть ошибки и недочёты. Поставьте себя на место читателя. Можете ли вы увидеть, представить, почувствовать то, что описал автор? Нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали?

После повторного прочтения можно внести некоторые изменения: заменить отдельные слова и выражения, исключить отдельные предложения, не соответствующие теме, включить дополнительные сведения, помогающие раскрыть тему. Последний этап – исправление грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Сочинения

Сочинения-описания

Описание предмета

Мой Вася

1. Новая игрушка.

2. Описание пупса.

3. Неразлучные друзья.

На день рождения, когда мне исполнилось пять лет, родители подарили мне замечательную игрушку – резинового пупса. Всей семьёй решили назвать его Васей.

Вася очень забавный. У него большие голубые глаза, курносый нос, улыбающийся рот. Когда я смотрю на него, он кажется мне живым.

Два года я с ним играла, водила его гулять, кормила, купала. Я относилась к нему как к настоящему ребёнку. Сейчас я выросла и учусь в школе. Теперь, к сожалению, у меня нет времени играть с Васей, но я по-прежнему люблю его и не расстаюсь с ним.

Львёнок Кузя

1. Описание игрушки.

2. Львёнок Кузя – настоящий друг.

Моя любимая игрушка – львёнок Кузя. У него очень пушистая рыжая грива, чёрный нос и белая кисточка на кончике хвоста. Его огромные белые лапы обнимают меня во время сна. С ним я не боюсь спать одна в тёмной комнате.

Львёнок всегда со мной. Даже когда мы с родителями уезжаем летом в деревню, я беру его с собой. Мама говорит, что Кузя чем-то похож на меня. Львёнок – не только моя самая любимая игрушка, это мой настоящий друг. Именно ему я доверяю свои сокровенные мысли.

Мой мишка

2. Описание мишки.

3. Моё отношение к игрушке.

У меня много любимых игрушек, но самая-самая любимая – это мохнатый плюшевый мишка. Его подарила бабушка на Новый год. Мне тогда исполнился один год. С тех пор мы с мишкой не расстаёмся.

Мой мишка бежевого цвета. У него красивые чёрные глазки, чёрный носик и розовый ротик. Ушки маленькие и лохматые. Лапы и туловище тоже лохматые, поэтому мне приходится его расчёсывать.

Когда мне подарили мишку, мы с ним были одинакового роста. Сейчас я намного выше его. Время идёт, но я не забываю свою любимую игрушку. Мы неразлучны с мишкой уже девять лет!

О чём рассказал портфель

1. Размер портфеля.

2. Внешний вид портфеля.

3. Что лежит в портфеле.

4. Отношение портфеля к своему хозяину.

Если бы портфель умел говорить, он рассказал бы много интересного о своём хозяине. Его рассказ мог бы быть таким.

Я средних размеров. Во мне два отделения для учебников и одно отделение для тетрадей. На мне вышит знак футбольной команды «Зенит», на сине-бело-голубом фоне.

Обычно во мне лежит четыре учебника. Любимый учебник моего хозяина – учебник по русскому языку, в котором много интересных картинок и упражнений.

Я люблю своего хозяина, потому что он относится ко мне очень бережно.

Мой любимый цветок

1. Мой любимый цветок.

2. Где я нашла цветок.

3. Описание цветка.

4. Разные названия цветка.

5. Кусочек лета.

Мой любимый цветок не грациозная роза, не гордый гладиолус, а скромный крошечный лесной цветочек – кошачья лапка.

Однажды я увидела его недалеко от дороги, когда отдыхала летом у бабушки на даче под Лугой. Я собирала на освещённом солнцем пригорке сладкую душистую землянику.

Вдруг остановилась от удивления – передо мной раскинулась пушистая полянка.

Крошечные розовые цветки напоминали мохнатые лапки кошки. Сам цветок – серый пушистый шарик, а в середине как будто розовая капелька. Растёт кустиком, поэтому и кажется пушистым.

Я собрала маленький букетик и принесла его домой. Бабушка сказала, что этот цветок называется кошачьей лапкой, в народе – бессмертником, а в нашей деревне – богатиком.

Букетик простоял до самого моего отъезда в город и не завял, лепесточки не осыпались. Жалко мне было расставаться с цветами, и я взяла их с собой. Они простояли в маленькой вазочке всю зиму, напоминая мне о лете. С тех пор я каждый год привожу из деревни в город букетик этих цветов.

Шкатулка

1. Шкатулка – подарок.

2. Описание шкатулки.

3. Что хранится в шкатулке.

Однажды бабушке подарили шкатулку.

Шкатулка украшена хохломской росписью. Общий фон шкатулки чёрный. На этом фоне красные ободки и причудливый узор: сверху вниз и снизу вверх то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебель. От него отходят тонкие золотые, похожие на перо Жар-птицы листья. Венчают стебель крупные цветы с шестью лепестками и красной сердцевиной. Среди элементов орнамента есть также алые гроздья рябины и совсем маленькие жёлтые цветы с красной точкой в середине. Все элементы узора довольно простые, но сочетание их необычайно красиво.

Бабушка очень бережно обращается со шкатулкой, в которой хранит старые фотографии. Она дорожит этой вещью и называет её волшебным ларцом. Иногда бабушка открывает шкатулку и просматривает фотографии. В такие минуты её лицо удивительно преображается и молодеет.

Описание животного

Бурый медведь

1. Внешность бурого медведя.

2. Повадки бурого медведя.

3. Характер животного.

Бурый медведь – огромный сильный зверь. У него лохматая коричневая шерсть, чёрные глаза и нос. Мощные лапы, длинные когти. Зубы крепкие и большие. Питается бурый медведь мёдом, ягодами и мелкими грызунами.

Медведь – хитрое и осторожное животное. У него слабое зрение, но обоняние и слух очень хорошо развиты. Они помогают ему в охоте.

Зиму медведь обычно проводит в берлоге. Однако если за лето и осень у него не накопилось достаточно жира, то он бродит по лесу в поисках пищи. Такой медведь нападает на животных и людей.

Медведь красивый, но опасный зверь.

О коте

1. Почему кота зовут Жук.

2. Повадки кота.

3. Весёлая история из жизни кота.

У меня есть кот. Его зовут Жук, потому что он очень чёрный, только усы у него длинные и белые. Шерсть у кота шелковистая, лапки бархатные, ушки торчат, коготки острые.

Наш кот умный и хитрый. Я научил его прыгать в кольцо. Он приносит мне карандаш, который, бывает, случайно упадёт с моего стола.

А ещё он умеет хорошо прятаться. Однажды Жук разлил молоко и, чтобы его не наказали, спрятался. Мы искали кота целый вечер, но его нигде не было. Мы даже стали тревожиться: а вдруг он совсем пропал? Но потом я открыл дверцу кухонного стола и увидел там нашего Жука. Надо же так спрятаться: влез в стол и закрыл за собой дверцу!

Наш туман

1. Первая встреча.

2. Внешний вид овчарки.

3. На реке.

4. Любимая игра овчарки.

5. Моё отношение к Туману.

Первый раз я увидел Тумана, когда приехал к бабушке и дедушке на летние каникулы. Собака лежала у конуры и грелась на солнышке. Завидев меня, она радостно залаяла. Так мы познакомились.

Это был Туман, рослая и сильная овчарка. Голова у собаки большая, морда вытянутая. Шерсть такая густая, что даже глаз на видно. Как и все овчарки, Туман – умный пёс. Он знает много команд: «лежать!», «стоять!», «сидеть!», «апорт!» и другие.

Туман очень любил купаться. Когда мы ходили к реке, он бежал впереди меня, прыгал в воду и переплывал на другой берег. Во время рыбалки пёс внимательно смотрел на поплавок, сидел рядом и не покидал меня ни на минуту. Первые несколько рыб всегда доставались ему. Туман радовался, прыгал вокруг меня, потом обнюхивал добычу и уносил её в сторону.

Туман – молодой пёс, поэтому он очень игривый. Особенно ему нравилось подползать к ноге и хватать зубами мой ботинок.

Сейчас Туман живёт с нами в городе. Я делаю всё, чтобы он не скучал по деревне: играю с ним, много гуляю, угощаю лакомствами. Я никогда его не обижаю и отношусь к нему, как к другу.

Наша любимица

1. Порода кошки.

2. Внешний вид кошки.

3. Проказы Мони.

Нашу любимицу кошку зовут Моня. Она принадлежит к породе бирманских кошек. Ей ещё и года не исполнилось, а она уже превратилась в большую красивую кошку.

Шерсть у Мони тёмная, длинная, с густым воротником, около ушей и на животике слегка вьётся. У нашей любимицы симпатичная мордочка, на которой ярко выделяются белые брови и усы.

Тело у Мони длинное, а лапы короткие. Передние лапы белые, а на задних – белая отметина. У кошки большие ярко-голубые круглые глаза, и в темноте они светятся.

Когда Моня бывает сыта и хорошо выспется, она любит поиграть. Тут уж её проказам нет конца: то она ложится на спину и забавляется со своими игрушками, то из-за угла бросается неожиданно прямо под ноги. К вечеру она устаёт, и тогда в квартире наступает тишина.

Описание внешности

Мой папа

1. Должность папы.

2. Папина внешность.

3. Когда папа рядом.

4. Папа – мой лучший друг.

Мой папа занимает ответственную должность. Она требует от него обязательности, умения принимать правильные и верные решения. Папа очень требователен не только к себе, но и к другим, за что его уважают коллеги и мы с мамой.

Папа – человек не только умный (об этом говорит его крутой лоб с глубокими морщинами), но и красивый. У него выразительные глаза, тонкий нос, прямые короткие волосы. Он аккуратен и опрятен в одежде.

С папой я провожу, конечно, меньше времени, чем с мамой, потому что он много работает. Но когда есть свободное время, он предпочитает активный отдых и путешествия. Путешествуем мы всегда вместе. Папа научил меня ловить рыбу. И теперь я могу самостоятельно рыбачить летом и зимой. Во время прогулок по лесу папа объяснил мне, как отличить съедобные грибы от ядовитых. А во время туристических походов он научил меня собирать байдарку, ставить палатку и разжигать костёр.

Я всегда стараюсь помогать папе, если он меня об этом просит. Ведь друзья должны выручать друг друга. Если папа в чём-то разбирается хуже, чем я, то я ему с удовольствием объясняю. Но чаще бывает наоборот. Я очень дорожу дружбой с папой.

Мой любимый учитель

1. Что меня привлекло в учителе.

2. Интересный человек.

3. Важное событие в жизни учителя.

Мою любимую учительницу зовут Елена Алексеевна. Она преподаёт у нас с первого класса. Когда я впервые увидел её на линейке первого сентября, она мне сразу понравилась. Её лучистые добрые глаза, доброжелательность, милая улыбка располагают к себе.

Елена Алексеевна оказалась интересным, глубоким человеком, неравнодушным учителем. Мне нравится в ней то, что она прививает нам любовь к чтению. Елена Алексеевна очень много читает, посещает музеи и театры, а своими впечатлениями делится с нами. Кроме того, она всегда советует, какие книги стоит прочитать.

У Елены Алексеевны было много учеников. Встреча с ними – очень важное событие в её жизни. Ученики и выпускники любят её, уважают за то, что она учит верить в себя.

Моя подруга

1. Одноклассницы.

2. Внешность Гали.

3. Почему Галя вызывает уважение.

Мою школьную подругу зовут Галя. Мы с ней учимся в одном классе и сидим за одной партой.

Галя небольшого роста, темноволосая, с приятным добрым лицом. Она никогда не унывает. Даже когда с ней происходит что-то неприятное, она никогда этого не показывает. Галя умеет от души смеяться, её смех звонкий и заразительный. Галя приветливая и общительная девочка, этим она располагает к себе окружающих. Иногда, правда, моя подруга ведёт себя как зазнайка, любит похвастаться. Но даже это она делает мило и безобидно, поэтому никто не ставит ей это в вину. Я очень хорошо знаю мою подругу и могу сказать, что она умный и интересный человек. Она много читает и увлекательно рассказывает то, о чём прочитала. Галя хорошо учится и помогает другим в учёбе. Особенно увлечённо она занимается математикой и, наверное, поэтому пользуется большим авторитетом у мальчиков.

Мне легко дружить с Галей. С ней я делюсь самым сокровенным, она никогда не подводит меня. Как здорово, что у меня есть такая подруга!

Описание действий

Как я делала гербарий

1. Задание на лето.

2. Сбор цветов.

3. Гербарий понравился всем.

Летом по заданию учителя мы должны были собрать и засушить растения для гербария.

Мне хотелось собрать самые красивые луговые растения. Рано утром я пошла на луг, прихватив с собой небольшую лопатку. Я выбрала место, где было много разных цветов, и принялась за работу. Копать было нелегко, но я старалась быть аккуратной, чтобы не поломать растения. И вот, наконец, у меня в руках колокольчики, зверобой, ромашки, клевер. Я стряхнула с корней землю, осторожно расправила цветки. Дома я засушила растения, потом прикрепила их к листу бумаги и подписала названия.

На первый урок природоведения ребята принесли гербарии в школу. Мой гербарий понравился всем, и учительница меня похвалила.

Я шью одежду

1. Моё любимое занятие.

2. Как я занимаюсь шитьём.

3. Буду модельером.

Моё любимое занятие – шить одежду. В школе на уроках труда мы учились шить фартук. Я сшила себе розовый фартук. Маме он очень понравился. Теперь я шью одежду куклам. Каждой нужно сшить нарядное платье.

Вечером я усаживаюсь за стол и открываю коробку для шитья. Там лежат лоскутки, нитки, иголки, ножницы, пуговицы. Принимаюсь за любимое занятие. Сегодня я шью платье кукле Алине. Беру голубой лоскуток, аккуратно выкраиваю платье. И вот платье готово. В нём Алина очень красивая.

Мне очень нравится кроить, шить и придумывать модели одежды для кукол. Когда я вырасту, я стану модельером.

Как мы играем в футбол

1. Любимая игра.

2. Как мы играли.

3. Наша команда победила.

Наш класс любит играть в футбол, это наша любимая игра. У нас есть замечательное футбольное поле около школы. Вчера мы играли с командой параллельного класса. Судил нас учитель физкультуры.

Вначале обе команды выстроились в ряд напротив друг друга и обменялись приветствиями. Раздался свисток, и матч начался. Нам забили гол в первую же минуту. Но и мы не зевали. Противник еле успевал выравнивать счёт. Играли мы увлечённо. Прозвучал финальный свисток. Игра закончилась со счётом четыре: три в нашу пользу.

Как я помогаю маме

1. Утренние обязанности.

2. Вечером.

3. Моё отношение к обязанностям.

Просыпаюсь я в половине восьмого. Мама давно уже встала. Утром у неё много дел. Я помогаю маме. Сначала убираю свою кровать, потом кроватку брата. Затем я одеваю братишку, накрываю на стол. После завтрака я мою посуду и поливаю комнатные растения. Наконец, мы вместе с мамой ведём братика в детский сад. Проводив братишку, я иду в школу.

Вечером мы снова вместе. Пока мама готовит ужин, я читаю братику книжки, играю с ним в разные игры, учу его рисовать.

Свои обязанности я выполняю с радостью. Мне нравится помогать маме.

Как мы убирали класс

1. Дежурные.

2. Уборка кабинета.

3. В классе чисто.

Вчера я и мой друг дежурили в классе. В обязанности дежурного по классу входит уборка кабинета. Для этого мы подготовили всё необходимое: ведро, швабры, средства для мытья полов, губки, а также специальные салфетки, чтобы вытереть пыль с мебели.

Началась уборка. Сначала я помыл подоконник и почистил парты. Мой друг вытер пыль на полках. Затем мы стали мыть пол. Работали дружно, не отвлекая друг друга. Мы старались убрать класс тщательно, чтобы он выглядел красиво. Потом к нам заглянули девочки и предложили помочь полить цветы.

И вот работа выполнена. Наш класс сиял. Чистые парты и пол блестели на солнце. Мы справились с работой на славу. Приятно учиться в таком классе!

Как я рисовала кота

1. Что я люблю рисовать.

2. Что я нарисовала вчера.

3. Как я рисовала.

4. Как выглядит на рисунке кот Рыжик.

Я люблю рисовать животных.

Вчера на уроке рисования нас попросили изобразить любое животное. Я нарисовала кота и раскрасила его цветными карандашами.

Оранжевым цветом я раскрасила у кота голову, спинку, хвост и лапы. Затем я взяла чёрный карандаш и сделала полоски на хвосте и спинке. Потом дорисовала зелёные глаза и чёрные усы. Я закончила рисунок и подписала: «Кот Рыжик».

Дома я показала рисунок маме. Она меня похвалила и повесила рисунок на стене над моим письменным столом. Я изобразила Рыжика с хитрыми глазами, длинными усами, с большим пушистым хвостом. Вот какой красивый получился котик!

Описание интерьера

Актовый зал царскосельского лицея

1. Экскурсия в Лицей.

2. Актовый зал Лицея.

3. Описание интерьера.

4. Впечатление от зала.

Осенью мы ездили всем классом на экскурсию в Царское Село и посетили Лицей, в котором учился А. С. Пушкин, ставший теперь музеем.

Больше всего мне понравился актовый зал Лицея. Именно здесь на выпускном экзамене А. С. Пушкин прочитал своё первое стихотворение. Меня поразила необычайно торжественная обстановка этого помещения.

Я сразу обратил внимание на длинный стол в центре зала, покрытый ярко-красной скатертью с золотой бахромой. Стулья обиты бордовой тканью в тон скатерти, а деревянные части мебели выкрашены в золотистый цвет. На столе два красивых подсвечника с множеством свечей. Напротив стола три больших окна с малиновыми портьерами, ниспадающими волнами. Между окон – огромные зеркала. Стены выкрашены в нежно-розовый цвет и украшены росписью. На белом потолке роскошная лепнина. Освещается зал большими красивыми люстрами. Люстры держатся на цепях, внутри них – фигура, похожая на якорь. Паркет в зале дубовый, его узор копирует рисунок шахматной доски. В углах зала расположены ребристые колонны. Именно они играют особую роль в интерьере – придают подчёркнутую торжественность.

Мне очень понравился актовый зал Лицея, и мне хотелось бы побывать там ещё раз.

Мой любимый уголок в квартире

1. Мой любимый уголок в квартире.

2. Обстановка комнаты.

3. Почему мне нравится моя комната.

Мой любимый уголок в квартире – это моя комната. Её я и хочу описать.

Комната хоть и небольшая, но очень уютная. Мебели немного – только самое необходимое. Небольшая кровать расположена в углу, современный книжный шкаф стоит у противоположной стены, письменный стол – у окна. Окно выходит на юго-восточную сторону, поэтому в комнате светло. Над столом висит полка с моими детскими игрушками и моделями самолётов, которые я собираю своими руками. После того как я сделаю все уроки, я люблю читать книги, сидя на кровати.

Мне нравится моя комната. Я провожу в ней много времени: делаю, уроки, отдыхаю, играю и общаюсь с друзьями, занимаюсь своим любимым делом – собираю модели самолётов. В комнате у меня всегда порядок, здесь всё просто, удобно и комфортно.

Описание местности

В Михайловском

1. Незабываемое событие.

2. Дом А. С. Пушкина в Михайловском.

3. Хозяйственные постройки.

4. Фруктовый сад и «Остров уединения».

5. «Приют трудов и вдохновенья».

Экскурсия в Пушкинские Горы стала незабываемым событием в моей школьной жизни. Мы посетили красивейшую усадьбу, родовое имение поэта А. С. Пушкина, Михайловское. Усадьба расположена на высоком холме. С него открывается прекрасный вид на реку Сороть, на луга, сосновый лес и мельницу. В центре усадьбы стоит господский дом, где жил Пушкин. Его крыльцо обращено к парку. Перед входом расположена кольцевая дорога, по которой кареты подъезжали к дому. По окружности растут липы, а в центре круга – огромный вяз.

По обе стороны от господского дома расположены хозяйственные постройки и флигель, где жили сами хозяева, когда приезжали гости. В этом флигеле жила и няня поэта, Арина Родионовна, поэтому теперь он называется домиком няни.

За флигелем начинается большой фруктовый сад. Дорога от него ведёт к «Острову уединения». Это небольшой островок посреди живописного круглого пруда. Через пруд перекинут замечательный мостик. По преданию, Пушкин любил бывать в этом укромном уголке парка.

Прочитайте текст (отрывок из сочинения)

У меня очень много игрушек: куклы, заяц, тигренок, крокодильчик, слоненок, заводные машинки. Но больше всего я люблю медвежонка.

Его подарил мне на день рождения дядя Толя, когда мне было пять лет. Я и назвала его Толей, полюбив с первого взгляда. У медвежонка темно-коричневая плюшевая шерстка, а симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Толя смотрит на мир круглыми глазами-бусинками, в которых там много любви и добродушия.



Цели урока

  • повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  • познакомить с особенностями описания предмета в научном и в художественном стиле.
  • формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем;
  • учить рецензировать написанное;
  • учить строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений.
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми.

Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь : они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу.


Вспомним типы речи

Какие типы речи вы знаете?

  • описание,
  • повествование,
  • рассуждение

Для чего нужен каждый из них?

  • Описание : описываются люди, предметы, животные.
  • Повествование : рассказывается о каком-то событии.
  • Рассуждение : рассуждается о чём-либо.

Прочитаем сочинение-описание предмета.

Я до сих пор помню, как я готовился к первому походу в школу. Это событие очень волновало меня и мою семью. А подготовка к школе приносила много счастливых незабываемых минут. Мне купили разные принадлежности, среди них был ранец.

Помню, как впервые увидел свой ранец. Он был овальной формы, коричневого цвета с разными яркими аппликациями. Ранец имел три отделы. Для книжек, тетрадей и школьных принадлежностей. Металлические застежки блестели, а маленькая удобная ручка будто приглашала, чтобы я взял ранец к рукам. На ранке были черные неширокие лямки, чтобы можно было его носить за плечами. Ежедневно я разглядывал ранец, примерял, и с нетерпением ожидал дня, когда пойду к школе.

Сейчас у меня другой ранец, но своего первого школьного друга я бережно храню.


План сочинения-описания предмета.

  • Вступление:

Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?

  • Основная часть (какой предмет?):

по материалу, по величине, по форме, по цвету, по строению, по назначению.

  • Концовка:

отношение к предмету .


Работа с текстом

Сравнить 2 текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож

Перочинный нож – небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.


Вопросы к тексту

1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?

2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от перочинного ножа?

4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.


Рецензирование текста

Устранить повторы можно следующими способами:

- исключением повторяющихся слов;

- заменой местоимениями;

- заменой синонимами, словосочетаниями.

Фрагмент № 1

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.


Домашнее задание

  • Упр. 302.


Творчество и игры