Lazareva - Школьная библиотека и детское чтение. Выставка в школьной библиотеке "Борис Житков: долгий путь к литературе" Житков выставка в библиотеке

В детском отделе «Умка» библиотеки №32 имени М. Горького представлена книжная выставка «Вечный Колумб» о Б.Житкове. Она познакомит детей с творчеством русского писателя, путешественника и исследователя Бориса Степановича Житкова.
Родился он 11 сентября (30 августа по ст.стилю). В этом году мы отмечаем 135 лет со дня его рождения. Житкова называли «Вечным Колумбом», то есть вечным искателем.


Его детство прошло в Одессе. Увлекался он абсолютно разными занятиями: цитировал сцены из литературных произведений, играл на скрипке и учился гребле. Получил начальное домашнее образование, а затем продолжил учёбу в гимназии.

В гимназии Борис познакомился с Колей Корнейчуковым, который впоследствии стал писателем Корнеем Чуковским. Житков обучал друга морскому делу, французскому языку и гребле.


Будущий писатель закончил естественное отделение Новороссийского университета, служил моряком, штурманом на парусном корабле, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Учился на кораблестроителя.

«Он мог ответить на все вопросы: о скрипках, кораблях, математике, языках, литературе, оружии, живописи, привычках зверей, сопротивлении материалов, плаванье, аэродинамике», - вспоминал о Житкове писатель Борис Ивантер.

С вой первый рассказ Житков написал, когда ему исполнилось сорок два года. Печатать свои повести писатель начал в 1924 году. За год до этого он приехал в Петроград к школьному другу Корнею Чуковскому. Там он развлекал детей писателя своими рассказами о море и путешествиях, в итоге Николай предложил товарищу перенести эти истории на бумагу. Чуковский был поражён мастерством друга, ему даже не пришлось редактировать рассказ.

Борис Степанович писал о храбрых, честных, щедрых людях, рассказывал о разных профессиях: морских капитанах, охотниках, летчиках, рыбаках, пожарных. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное — чувство ответственности. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и другие.

Писатель рассказывал о разных профессиях, но больше всего любил писать о море, путешествиях и приключениях.

Но не только о море писал Борис Степанович. Много у него рассказов о животных: про обезьянку, жившую в доме Житковых; про беспризорную кошку и других животных.


Интересные факты из жизни

o У Житкова самого всегда были собаки и кошки, а однажды — даже ручной волк. Кошки у него давали лапку и шли на свист.

o Интересно, что у Бориса Степановича были выдающиеся способности к языкам, он на лету схватывал произношение. За свою жизнь прозаик выучил новогреческий, арабский, польский, турецкий и многие другие языки.

o В фантастическом рассказе «Микроруки», опубликованном в 1931 году , Житков описал способы изготовления и применения микроманипуляторов, одного из направлений нанотехнологий , получивших развитие с началом XXI века.

o Внучатый племянник Б. С. Житкова — российский математик Владимир Игоревич Арнольд .

o Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта »:

«—Заказное из Ростова .

Для товарища Житкова !

Заказное для Житкова ?

Извините ,нет такого !

Житков за границу

По воздуху мчится

Земля зеленеет внизу .

А вслед за Житковым

В вагоне почтовом

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС

к 135-летию Бориса Степановича Житкова

Подготовила: педагог-библиотекарь Бобичева Наталья Николаевна

МКОУ СОШ с. Гаровка-2

Уровни образования: начальное общее образование

Класс(ы): 3 – 4 класс

Предмет(ы): Библиотечное дело Внеклассная работа Литературное чтение

Тип ресурса: сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: Литературный час о жизни и творчестве

Б.С. Житкова в сопровождении презентации

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя, прозаика, педагога, путешественника и исследователя.

ЗАДАЧИ: на примере жизненной любознательности и целеустремленности писателя воспитать у учащихся интерес к увлечениям и приключениям;

на основе рассказов писателя формировать бережное отношение и любовь к окружающему миру;

воспитать интерес к чтению через произведения Б.С. Житкова.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка «135 лет со дня рождения

Б.С. Житкова», компьютер, мультимедиапроектор

Ход мероприятия

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Внешне сдержанной, но искренней и трогательной любовью к этому миру, ко всему живому и требующему защиты обладал Борис Степанович Житков. Он умел удивляться красоте бытия, в своих рассказах будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», и проявлять интерес к загадкам природы.

Слайд: 1 Наш литературный час мы посвящаем жизни и творчеству прозаика, педагога, путешественника и исследователя Бориса Степановича Житкова ему в этом году исполнилось бы 135-лет. Слайд: 2

Слайд: 3 Борис Степанович Житков родился года, недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Семья Житковых жила в то время в Новгороде. Отец, Степан Васильевич, преподавал математику в новгородской учительской семинарии, писал учебники.

Мать, Татьяна Павловна, была отличной пианисткой, она боготворила музыку. Борис получил отличное начальное домашнее образование. Семье пришлось много поколесить по России, пока они не осели в Одессе, где Бориса отдали во вторую одесскую гимназию. В том же классе, что и Житков, сидел высокий, худой, очень вертлявый гимназист, будущий писатель . Однажды Борис уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев пешком! А это 400 км. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным, непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым. Они повздорили, и их дороги разошлись… на несколько десятилетий. Чуковский пошел в литературу, а Житков ещё долго бродил по миру.

Слайд: 4 Борис был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он увлекался абсолютно разными занятиями: цитировал сцены из литературных произведений, играл на скрипке и учился гребле. За спортивные достижения будущий писатель получил несколько призов. Во время увлечения греблей ему удалось построить небольшой бот с каютой, разумеется, при помощи друзей.

Слайд 5: М атематику и химию Борис изучал в Новороссийском университете. Но всегда Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы. Он экстерном сдал экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. И где только он не побывал!

В году Житков отправился на учебно-грузовом судне в кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии. Житков не знал, что станет писателем, однако он навсегда запомнил и умных индийских слонов, и аромат зноя, и чёрную худую спину сингалеза-рикши.

Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.

Слайд: 6 Осенью 1923 года Борис Житков вернулся в Петроград. У него не было денег, а здоровье оставляло желать лучшего. Из-за этого Борис отправился к школьному другу Корнею Чуковскому. Там он развлекал детей писателя своими рассказами о море и путешествиях, в итоге Николай предложил товарищу перенести эти истории на бумагу.

За несколько дней Житков написал новеллу «Шквал». Новеллу отнесли в издательство «Время», и уже в 1924 г. увидела свет первая книга Житкова под названием «Злое море».

Чуковский был поражён мастерством друга, ему даже не пришлось редактировать рассказ. Он восхищался безошибочным чувством стиля и манерой письма своего товарища, которого ранее считал дилетантом.

Слайд 7-10: Борис Степанович предпочитал писать о том, что хорошо знает, поэтому произведения были наполнены удивительными историями о путешествиях и дальних странах. В каждый из своих рассказов прозаик вкладывал мораль, стремился научить детей и взрослых тому, что уже знал сам. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.

Но не только о море писал Борис Степанович. Много у него рассказов о животных. К примеру, в доме у Житковых действительно жил ручной волк, позже ставший героем одноименного рассказа.

Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова - сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.

Слайд: 11 Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубликована в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей. Главный герой- любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.

Затем в жизни Алексей Всеволодович Некрасов стал профессором, доктором географических наук, заведующим кафедрой в Санкт-Петербургском Гидрометеорологическом Университете.

Рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».

Слайд 12: Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.

Слайд 13: года Борис Степанович Житков умер. Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось. Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказало существенное влияние на многих детских писателей.

Слайд 14: Практическая часть:

I ЗАДАНИЕ: «Как вы знаете биографию писателя»

    В каком городе жила семья писателя?

    Как звали отца писателя?

    Что любил Борис Степанович больше всего?

    О ком и о чём писал писатель?

Слайд 15-16: Ребята из 4 класса прочитали рассказ «Как я ловил человечков» и сейчас они попробуют ответить на некоторые вопросы по этому рассказу.

    Найдите и зачитайте описание пароходика.

    Чьими глазами он увиден (глазами бабушки, глазами мальчика, глазами автора). Зачитайте нужное.

    Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Найдите это в тексте.

    Найдите и зачитайте в тексте слова, которые характеризуют маленьких человечков (их рост, поведение и привычки).

    Можно ли назвать мальчика фантазёром и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку?

Слайд 17-18: А ребята из 3-го класса расскажут нам о рассказе «Про слона», который прочитали они.

Расскажите ребята о чём это рассказ?

Найдите и зачитайте отрывок в котором автор описывает купание слонов в речке.

Какую работу выполняли слоны в рассказе Бориса Житкова?

Вот и подошел к концу наш урок. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги Б. Житкова, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., М. Пришвина и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.

К 135-летию со дня рождения Бориса Степановича Житкова (1882-1938)

20 сентября во 2«Б» и 3«Б» классах педагог-библиотекарь Т.В. Водяницкая провела библиотечные часы, посвященные 135-летию со дня рождения Бориса Степановича Житкова (1882-1938). Обучающиеся узнали много интересных фактов из жизни писателя. Его отец Степан Васильевич был учителем математики. Мать Татьяна Павловна прекрасно играла на фортепиано. В гимназические годы он увлекался скрипкой, фотографией, рисованием, гальванопластикой (изготовлением металлических копий). Оказывается, Коля Корнейчуков, который позже станет известным писателем Корнеем Чуковским, учился в одном классе с Борисом Житковым. У него осталось много ярких детских воспоминаний об их годах учебы.

Борис Житков много учился, овладел разными специальностями: ихтиолог, штурман парусника, рабочий-металлист, морской офицер и инженер, капитан научно-исследовательского судна, преподаватель физики и черчения, руководитель технического училища.
Детским писателем Житков стал неожиданно даже для самого себя. Однажды Корней Чуковский услышал, как он рассказывает детям о своих приключениях на суше и на море, и попросил его написать об этом небольшую книжку. Она получилась очень увлекательной. Потом были и другие произведения. Его книги с морскими историями, о животных, о храбрых людях до сих пор нравятся детям.

На библиотечных часах школьники отгадывали кроссворд по произведениям Бориса Житкова и показали рисунки, которые они выполнили к полюбившимся рассказам.

МБУК « Централизованная библиотечная система»

Библиотека семейного чтения

«Подружитесь с книгами Бориса Житкова!»,

к 80-летию книги «Рассказы о животных» русского писателя Б. Житкова.6+

2015 год объявлен в России Годом литературы, одной из целей которого является убедить как можно большее число российских граждан в том, что всегда нужно находить время для хорошей книги.

Наши юные друзья!

Представляем Вашему вниманию виртуальную выставку-рекомендацию «Подружитесь с книгами Бориса Житкова!»

В 2015 году исполнилось 80 лет, как были написаны «Рассказы о животных» Б.С. Житкова (1935 год).

Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Он многое умел и знал. Успел поработать кораблестроителем и химиком и даже штурманом дальнего плавания. Он слыл среди своих друзей прекрасным рассказчиком, но писателем становиться не собирался. Однажды по просьбе своего школьного товарища К.Чуковского, Б. Житков записал один из своих рассказов, и это решило всё.

В журналах стали появляться веселые и трогательные истории для детей про «Беспризорную кошку» и «Галку», «Мангуста» и «Слона». Создал циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный герой первого цикла - любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша. Некоторые рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».

Б. Житков очень любил животных и всего лишь несколькими штрихами умел показать в своих рассказах все особенности повадок и характера и тигра, и слона, и обезьяны.

Книга «Рассказы о животных» — это короткие истории отношений человека с животными, которые не устаревают и не надоедают.

Все дело в отношении автора к животным. Борис Житков не просто любил животных, он глубоко понимал их и умел с ними обращаться. Рассказов в книге о животных всего три. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.

В каждом из рассказов в качестве домашнего животного выступает какой-то экзотический зверь. То обезьянка в доме появится, то мангусты на корабле, то домашний волк… Выкрутасы и шалости макака Яшки буквально списаны с натуры – Яшка действительно жил когда-то в семье Житковых.

Вам, юные читатели, будет над чем и посмеяться, но и задуматься придётся: не так-то легко бок о бок жить с таким непоседой и озорником.

Из дальнего плавания автор везёт с собой не деньги, не сокровища, а двух шустрых мангуст, ни минуты не сидящих без дела. Самый яркий эпизод рассказа – сражение мангуст с ядовитой змеёй – буквально завораживает. Почти ручные зверьки набрасываются на змею, потому что таково их природное назначение.

Рассказ о волке, которого автору почти удалось сделать ручным, читается на одном дыхании. Писатель досконально знает повадки волка, сопереживает зверю, оказавшемуся в непривычной среде, и, главное, несёт ответственность и за животное, и за все события, происходящие «по вине» волка.

Житков сообщает нам массу полезных и интересных сведений, пишет о животных без слащавости, находит меткие сравнения. Нежное, тёплое отношение автора к персонажам рассказов спрятано глубоко внутри. Краткость, простота и решительное действие – вот три главных составляющих анималистической прозы Житкова.

«Рассказы о животных» для детей Бориса Житкова стали классикой советской литературы о природе. Всего он выпустил в свет около 60-ти детских книжек.

Самый лучший подарок книге-юбиляру – это прочитанная книга.

Читать Житкова — это удовольствие. Он пишет так «вкусно», с улыбкой и юмором, с любовью к живности, подмечая все их забавные повадки и хулиганства. Все рассказы о животных Житкова рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но даже взрослому понравятся трогательные, а иногда и смешные рассказы автора.

Приятного вам чтения!


Борис Степанович Житков (1882-1938) - русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных.
Родился Борис в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем математики, мать – пианистка, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни Борис Житков провёл в Одессе. Учился в гимназии, где подружился с Корнеем Чуковским, дружба эта сохранилась на всю жизнь. После окончания гимназии, стал студентом Императорского Новороссийского университета. Следующей ступенькой в образовании Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное.
После окончания института много путешествовал, в 1912 году даже совершил кругосветное путешествие, работал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем, капитаном судна. Борис Степанович Житков испробовал и множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература. Всю жизнь он вёл дневники, писал длинные письма.
Печататься Житков начал, когда ему было уже за сорок, в 1924 году. Свои познания и впечатления от путешествий он выражал в произведениях. Им было создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его произведений: «Злое море», «Морские истории», «Семь огней», «Рассказы о животных», «Рассказы для детей».
Чрезвычайной популярностью у детей пользовались циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный герой первого цикла - любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире.
Интересный факт: в фантастическом рассказе «Микроруки», опубликованном в 1931 году, Житков описал способы изготовления и применения микроманипуляторов, одного из направлений нанотехнологий, получивших развитие с началом XXI века.
За 15 лет работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрел и подсказал немало новых. Борис Житков - один из создателей научно-художественного жанра; он придумал еженедельный журнал-картинку для ребят, еще не умеющих читать, разные виды книжек-игрушек.
А ещё, Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта». Помните:
«Он протягивает снова
Заказное для Житкова.
- Для Житкова?
Эй, Борис,
Получи и распишись!»

Читайте книги Бориса Житкова:
1.Житков Б.С. Как я ловил человечков: рассказ / Б.С. Житков.- М., 1991.- 16с.
2.Житков Б.С. Рассказы о животных / Б.С. Житков.- М., 1999.- 142с.: ил.- (Библиотека школьника)
3.Житков Б.С. Рассказы о храбрости / Б.С. Житков.- К., 1990.- 110с.: ил.- (Школьная библиотека)
4.Житков Б.С. Что я видел / Б.С. Житков.- М., 2003.- 63с.: ил.- (Библиотека школьника)




Беременность и роды