Ян матейко произведения. История россии в картинах польских художников

Ян Матейко сыграл важную роль как великий художник в жизни своей страны и истории искусства Польши. Основатель государственной школы исторической живописи, Матейко стоит на одной ступени с известными великими зарубежными художниками девятнадцатого века.

Детство

Родился маленький Ян Алоиз Матейко 24 июня в городе Кракове в 1838 году. В семье Ян был девятым ребенком. Его отец - с 1807 года поселившийся в Польше чешский эмигрант Франциск Ксавьер Матейко. В Галицию он прибыл как преподаватель музыки и зарабатывал в основном частными занятиями. Позднее уехал в город Краков, там он и познакомился с замечательной женщиной, которая впоследствии стала его женой, матерью Яна, Иоанной Каролиной Россберг, которая была рождена в немецко-польской семье, занимавшейся ремесленным делом. В семье Ксавьера и Иоанны родилось одиннадцать детей. В семилетнем возрасте Ян переживает ужасную потерю любимой матери - она умирает. После ее смерти воспитанием детей занимается сестра Иоанны. Маленький Ян сильно страдает от недостатка внимания, это сильно сказывается на формировании его личности. Способности к рисованию у мальчика начали проявляться с юных лет, несмотря на то что отец не разделял его пристрастия к рисованию.

Юность

В тринадцатилетнем возрасте Ян Алоиз Матейко поступил в городе Кракове в школу изящных искусств для дальнейшего обучения. Он изучает историю быта, делает наброски архитектурных строений, скульптур, исторических памятников, зарисовывает польских князей и королей, интересуется польской историей костюма. В 1858 году Ян Матейко получает стипендию для учебы в Мюнхене, в художественной академии. Там начинает изучение полотен знаменитых творцов искусства, в восхищение его приводят полотна Поля Делароша, Карла Теодора фон Пилоти (его ученика), написавших известные исторические полотна. Именно это знакомство определяет направление будущих произведений Яна Матейко.

В 1859 году молодой Ян Алоиз Матейко пишет картину «Отравление королевы Боны» и издает работу «Польский костюм». В опубликованной работе изображены люди, одетые в исторические костюмы, в будущих работах он будет не раз применять полученный им опыт. Из-за конфликтов с преподавателями ему приходится завершить свое недолгое обучение в художественной академии. После возвращения в 1860 году Ян Матейко начинает работу в своем родном городе Кракове.

Вскоре после возвращения в двадцатичетырехлетнем возрасте Матейко создает одну из своих знаменитых работ под названием «Станчик» (1862). На картине изображен задумчивый, скорбящий придворный шут, на фоне пирующего бала. С 1873 года художник Ян Матейко возглавляет художественную школу в Кракове, в которой работает до конца своей жизни.

Семья

Со своей будущей женой Теодорой Гебултовской Ян был знаком с раннего детства, именно ее семья стала ему опорой и поддержкой в то время, когда он переживал утрату своей матери. К Полине Гебултовской, матери Теодоры, Ян относился как к родной матери. Теодора нравилась ему с самого детства, но она не испытывала к нему теплых чувств. Но в 1863 году все-таки молодые люди сближаются, и осенью следующего года начинаются приготовления к их свадьбе.

В 1864 году, двадцать первого ноября , состоится свадьба Яна Матейко и Теодоры Гебултовской. После свадьбы молодые уедут в Париж, после поездки он нарисует портрет любимой «Портрет жены в свадебном платье». В их семье родятся двое сыновей - Ежи и Тадеуш, две дочери - Хелена и Беата. Пятым ребенком будет дочь Регина, которая умрет в младенчестве. Хелена заинтересуется искусством и продолжит путь отца: она станет художницей.

Муза. Теодора Гебултовская

Теодора была крайне эгоистичной и ревнивой особой, придумывала разные хитрости, авантюры, дабы укрепить свое положение в роли музы художника. Практически все очертания женщин на работах Матейко напоминают Теодору. В 1876 году, когда Теодора находится в путешествии, мастер втайне начинает работу над полотном «Кастелянша». Для картины позирует ему Станислава, которая является племянницей Теодоры. По возвращении Теодора была вне себя от гнева, после сильной ссоры она покидает его и уезжает на некоторое время к своей матери Полине Гебултовской. Позже она все-таки вернется к мужу, но тайком от него уничтожит собственный портрет в свадебном платье, позже Ян восстановит эту картину. С этих пор в семье воцарятся холодные и натянутые отношения.

Недуг жены и смерть творца

В конце зимы 1882 года психическое состояние Теодоры сильно ухудшается, и ей приходится лечь в психиатрическую клинику на лечение. После полутора лет, проведенных в лечебнице, Теодора возвращается домой, но остается все еще под зорким наблюдением докторов. Первого ноября 1893 года, после сильных внутренних кровотечений, скончался Ян Матейко. Его жена Теодора находится возле постели умирающего мужа. Она долго не может оправиться после смерти супруга. Умирает Теодора в 1896 году, в апреле. Похоронена она вместе с мужем.

Путь творца

Приблизительно к тридцати годам Ян Алоиз Матейко получает международную славу и всеобщее признание. В 1865 году его полотно «Проповедь Скарги» удостаивается золотой награды на Парижской выставке, проходящей ежегодно, позже работа будет продана графу Маурицию Потоцкому. Прошел год, и на показе в Париже Ян Матейко снова получает золотую награду первого разряда за свою работу «Рейтан на сейме 1773 года». Позже ее приобретает государь Австрии Франц Иосиф. Следующей его крупной работой становится « Люблинская уния » , написанная в 1867-1869 годы.

Живописец Матейко постоянно испытывает финансовое напряжение, это связано с тем, что свои работы он часто раздаривает богатым друзьям или продает их за бесценок. Ян был очень щедрым и постоянно поддерживал бедных. Год 1863 знаменован дарами художника: холст «Ян Собеский под Веной» передан Папе Римскому, многие из знаменитых работ были дарованы Польше, «Жанну Д’Арк» получила в подарок Франция.

В 1873 году великому художнику предлагают встать во главе Академии художеств в Праге, следом поступает предложение из родного города Яна Алоиза Матейка, Кракова, и он становится руководителем школы изящных искусств. В ней он начинал свое обучение художеству. Ян не раздумывая становится во главе школы искусств в родном городе. Он проработает в ней до конца своей жизни. Несмотря на руководящую должность, Матейко продолжает писать великие картины. 1878 год был знаменован известной масштабной работой творца «Грюнвальдская битва».

Великие работы художника

Он постоянно работал, и через каждые несколько лет на свет появлялись новые картины. Основные картины Яна Матейко:

  • С 1862 по 1869 г. - «Станчик», «Проповедь Скарги», «Рейтан. Упадок Польши», «Люблинская уния».
  • С 1870 по 1878 г. «Смерть короля Сигизмунда II в Кнышине», «Стефан Баторий под Псковом», «Коперник. Беседа с богом», «Смерть короля Пшемысла II», «Грюнвальдская битва».

  • С 1882 по 1891 г. «Прусская дань», «Жанна д’Арк», «Костюшко под Рацлавицами», «Конституция 3 мая».

Живописец Ян Алоиз Матейко писал не только великие знаменательные полотна, но и трудился над огромным количеством портретов своей семьи, друзей, ректоров и многих других. Он написал около 320 картин и тысячи эскизов и рисунков. Его работы выставлены во многих музеях.

Ян Матейко, «Станчик» (1862)

В 1862 году Матейко заканчивает полотно, принесшее ему известность - «Станчик». Это прекрасное творение рассказывает историю о польском шуте, служившем при дворе монархов Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого, Эта работа показывает глубочайшие переживания шута одиноко сидящего на фоне пирующего бала, грусть на фоне торжества. Вдумчивое выражение лица Станчика говорит о его горьких переживаниях по поводу утраты пограничной крепости Польшей в 1514 году в Смоленске. О самом шуте установлено не много данных. Рожден он был в деревне Прошовицы, около Кракова. Добился при дворе особого статуса своим красноречием и остроумием. Станчик умело использовал свой особый статус при дворе и безжалостно критиковал политику правителей. Это полотно находится в Национальном музее Варшавы.

Картина «Грюнвальдская битва», год 1878

После разгрома восстания в январе 1864 года волнение, охватившее польское общество, позволило творцу поменять настрой своего художественного рассуждения. Мастер начинает творить грандиозные масштабные полотна, показывающие исторические политические и военные завоевания Польши. Написано полотно в 1872-1878 гг. Картина Яна Матейко «Грюнвальдская битва» показывает судьбоносное завоевание Польского королевства и Литовского княжества в 1410 году над Тевтонским орденом. Проигрывая батальные сцены, художник показывает целую эпоху, сконцентрированную на том важном мгновении. Эта работа также хранится в Национальном музее Варшавы.

Ян Матейко, «Смерть короля Пшемысла II», год 1875

На этой картине, написанной в 1875 г., изображена трагическая история гибели Трагедия случилась через год после церемонии коронации Пшемысла II, восьмого февраля 1296 года. В память именно об этом трагическом событии Ян Матейко создает картину, в которой воссоздает кусочек исторической драмы, произошедшей в родной Польше. Пшемысл II был убит сразу после карнавального торжества. Подосланные бранденбургскими маркграфами и великой польской знатью убийцы похитили израненного короля, но при побеге решили, что он для них стал обузой и бросили его умирать на дороге.

Многие историки до нашего времени в растерянности от столь загадочной смерти короля. Многие считают его смерть наказанием за странную гибель его первой супруги. Полотно "Смерть короля Пшемысла II" находится в галерее современного искусства в Загребе.

Мы рассмотрели основные работы великого художника Яна Алоиза Матейка. Его творчество заняло значимую нишу в искусстве. Имя художника навсегда вписано в страницы истории Польши, и не только. Это именно тот творец, работы которого вдохновляют на свершение новых шедевров многих художников современности.

Формирование национальной идентичности в Польше в картинах Яна Матейко

На рубеже XIX –XX веков в ряде государств народ начинает бороться за собственную национальную свободу, а так же политическую независимость. Происходят изменения в искусстве. Искусство всегда зависит от запросов потребителя. Оно складывается из общественно-культурных интересов. Так в произведениях искусства меняется идейно-художественное описание. Музыканты, писатели, художники изображали традиционные уклады своей нации, важные исторические события, повествующие о доблести и славе, а так же создавали национальных героев.

Для Польши такая тенденция не стала исключением, первым художником, который в своей живописи стал отражать национальную идею, был Ян Матейко. Этот живописец писал картины на исторические польские сюжеты. Именно поэтому в своей работе я хочу рассмотреть картины Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и «Рейтан – упадок Польши». Я хочу проанализировать полотна, понять: какие методы воздействия использует Ян Матейко для создания национального единства в Польше с помощью картин.

«Стефан Баторий под Псковом»

На картине изображены события Ливонской войны, произошедшие в 1581 году. Польско-ливонская армия осаждала Псков, в течение пяти месяцев. На картине изображено, как псковские посланники пришли к Баторию заключать мир от имени Ивана Грозного. Они стоят перед королем польским и великим князем литовским на коленях с просьбой о мире.

Центральная фигура картины – Стефан Баторий. Он величественно сидит, его поза властна, а меч в правой руке готов повергнуть стоящего на коленях посла в любой момент. На нём рыцарские доспехи, атласная золотая мантия, он сидит на походном троне. У него высокомерный взгляд полузакрытых глаз. В его позе видно величие и превосходство. Герой контролирует все, что происходит вокруг. Батория можно сравнить со зверем, который готовится перед прыжком. По правую руку от него выделенный королем краковский дворянин Ян Замойский. Он изображен в полный рост. В его позе тоже заметна власть и превосходства. Замойский напряжен, он в любой момент готов сорваться с места, левая нога стоит чуть впереди, что означает готовность спасти своего государя. Так же заметна на картине фигура папского легата Поссевина. Он пытается навязать папскую власть в России. Можно сказать, что его фигура разделяет картину на две половины. Художник изображает его, как бы на русской стороне. Он не стоит за спиной польского короля, он скорее к нему обращается. Он как бы уговаривает не рубить русских послов уже приготовленным оружием, а выслушать их. В его позе читается напряжение, а руки, сложены крестом, как бы просят короля остановиться.

Русские послы преклоняются и протягивают хлеб, как просьбу о пощаде. В ярком золотом облачении пристает полоцкий владыка Киприян. Он опасается литовского князя. Но его голова не опущена, он смотрит на своего собеседника. Он открыт перед ним. Но его поза отражает, что война с его стороны закончена. Вторая фигура только слегка наклоняется. Он ещё не пал на колени. Скорее его поза это старческая усталость, чем повиновение и ропот перед врагом. Но в его взгляде тоже видна тревога и озадаченность. Этот персонаж – Иван Нащокин.

На заднем фоне мы видим осажденный город – Псков. Над городом уже собрались птицы и ждут, когда же кто-нибуть умрет. Так автор изображает полное истощение сил города, его слабость и беспомощность. Но русские войны не стоят на коленях, они не согласны со сложившейся ситуацией. Не смотря на то, что художник воспевает славу польского оружия, он показывает достоинство соперника. Противник был силен, и не может признать поражение из-за своей гордости. Но сильного врага победить намного приятнее.

Нужно сказать, что художник прорисовывает все детали с исторической четкостью. Известно, что все костюмы и предметы быта полностью соответствуют периоду на картине. Можно сказать, что картина становится хорошим историческим источником для изучения костюма.

Но этого сюжета не было в истории. Не смотря на изображения исторических фигур, картина не подтверждает не один исторический факт. Для Матейко в работе важно не историческая достоверность, а изображение польской победы над русскими. К счастью осталось немало источников, которые посвящены данному событию: русский «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» и польские дневники участников событий.

В первую очередь, такого сюжета в истории не было. Известно, что встреча проходила не под стенами Пскова, а Стефан Баторий на ней не присутствовал. Нащокин не договаривался о мире, он встречался с польским королем всего один раз в Литве, намного раньше представленных на картине событий. А Киприян был взят в плен во время осады Полоцка в 1579 году.

Если сложить все описания картины, то видно, что художник изобразил силу и мощь польского короля. Перед ним русские стоят на коленях. В своей работе он пытается пробудить национальную гордость за своё прошлое. Пытается вернуть былую славу. Подарить возможность действовать. Призыв к действию, попытка разбудить нацию.

«Рейтан – упадок Польши»

На этой картине художник изображает уже не славные моменты истории Польши, а её упадок. Но в данном сюжете для него важен национальный герой – Тадеуша Рейтона. Он противостоял разделу Речи Посполитой.

Картины иллюстрирует третий день «Разделительного сейма», когда Россия, Пруссия и Австрия поделили Речь Посполитую. Рейтон, когда участники шли подписывать договор о разделе, лег в дверях, чтобы их не выпустить и произнес слова: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».

В позе Рейтона изображено отчаяние и самопожертвование. Герой картины уверен в своих действиях, в его глазах страх. Но это не эгоистичный страх, он с ужасом смотрим на стоящих перед ним людей, готовых подписать унизительный договор. Он противостоит хаосу. Стоит заметить, что картина поделена на две части. Это толпа собирающаяся подписать сейм и Рейтон. Хаос и здравый смысл. На фоне видно множество людей, которые занимаются разными делами. Кто-то хватается за голову, кто-то в ужасе прячется в толпе или в шторах, картины лежат на полу, стулья перевернуты, на полу валяются документы – все это показывает крах государства. И только Рейтон пытается спасти его.

Человек в красном костюме – Адам Понинский. Его рука уверено показывает на русских генералов, которые стоят за дверью. Он уверен в своих действиях, для него нет другого пути. Его поза, кажется даже властной. Но если присмотреться, то видно, что его держит, чья то рука и он опирается на трость. На самом деле он слаб, в его действиях нет никакой храбрости и уверенности. Рядом с ним потупив глаза, стоит Станислав Щесный Потоцкий. Он не уверено и небрежно держит, какую то бумагу. Третья фигура - гетман Франциск Ксаверий Браницкий. Он закрыл лицо руками. Его поза означает весь крах, потерю, неизбежность. Он слабый и беспомощный.

С исторической точки зрения картина снова имеет не точности. Например, Потоцкого не присутствовал на подписание договора. Так же в верхнем левом углу изображен посол Николай Васильевич Репин, который надменно наблюдает за происходящим, в тот момент послом был другой человек.

Вывод

Таким образом, я рассмотрела две работы польского художника Яна Мотейко. Обе картины отображают значимые исторические события для Польши. Но если первая –прославляет мощь и силу польского оружия, то вторая скорее показывает слабость общества и силу одного человека. Но обе эти картины пропитаны национальным патриотизмом. В картине «Стефан Баторий под Псковом» для художника важно показать национальную гордость и силу. Стефан Баторий внушает страх и ужас, но это означает, что его государству нечего боятся. При просмотре этой картине поляк должен почувствовать гордость за свой народ, вспомнить свою историю. На картине «Рейтан – упадок Польши» сюжет не заставит почувствовать гордость за свой народ. Но на картине присутствует национальный герой. Человек, который готов потерять жизнь за своё государство. Каждый должен сравнить себя с ним, прочувствовать гордость за этого человека и полюбить свою родину так же как он.

Оба эти сюжеты, не смотря на их разницу, призваны побуждать национальные чувства. Внушать людям, что они должны создать своё собственное национальное государство. Востребованность создания национального духа в стране появляется примерно в то же самое время, что в других Европейских государствах. Методы воздействия тоже похожи на общеевропейские.

Мастер выдающихся живописных полотен на историко-патриотические сюжеты.


1. Биография

1.1. Начало жизни

Ян Матейко родился и вырос в "вольном городе" Кракове - части Польши, которая была аннексирована Австрией . Его отец, Франтишек Ксаверий (Franciszek Ksawery), по происхождению чех из села Руднице, работал частным воспитателем и учителем музыки. Он женился на Иоганне Каролине Россберг (Joanna Karolina Rossberg), которая по Происхождение была полу полькой, полу немкой. Отец Яна так и не овладел местный язык и говорил на польском со многими ошибками. Интересно, что родители венчались дважды: сначала в костеле св Креста (ибо жених был католик), а на второй день у евангелистов, к приходу которой принадлежала невеста. Семья жила на последнем этаже дома на улице Флорианской.

Ян был девятым ребенком в семье (из одиннадцати). Мать рано умерла (1846) и он рос у своей тети - Анны Замойский (Anna Zamojska). На воспитание молодого Яна большое влияние также осуществил его старший брат Франтишек. Отец настаивал на музыкальной карьере * интерьере сына, тем более что за это надо платить. Молчаливый парень решился на сопротивление, и отец же отдал его в Академию художеств. У Яна рано проявились незаурядные художественные способности.


1.2. Обучение

В 1852 г., когда Яну исполнилось 14 лет, он начал изучать живопись в Краковской Академии художеств . Среди его учителей были Войцех Корнели Заттлер (Wojciech Korneli Sattler) и Владислав Люшкевич (Władysław Łuszczkiewicz).

Но гораздо большее влияние на юношу должен сам Краков, его Мариацкий костел , резьба Вита Ствоша (около 1447-1533), книги, живопись , если повезло где-то видеть. Изучение древностей и памятников культуры стало делом его жизни и профессии. Он неустанно рисовал. Когда этих рисунков накопилось несколько тысяч, назвал их "мой скарбчик" (скарбчик - помещения в имении, где шляхта сохраняла драгоценности и жемчуг).

Уже в те годы Майтейко заболел один глаз, но это ему не помешало стать талантливым учеником Академии. Болезнь глаз заставила пользоваться очками почти всю жизнь. В очках он на всех автопортретах. Чтобы не бедствовать, постоянную искал дополнительную работу (помогал фотографу, рисовал вывески, украшал витрины магазинов). Имел легендарной работоспособность еще тогда.


1.3. Пребывание в Мюнхене и Вене

После окончания краковской Академии в 1858 г., он штудирует два года в Мюнхене у Германа Аншютца (Hermann Anschtz). Немецкий язык плохо давалась юноше. И в Мюнхене он дневал не в аудитории, а в залах Пинакотеки, где имел возможность общаться с великанами искусства - Рубенсом , Дюрером , Тинторетто , Ван Дейка, Альтдорфер. После короткого пребывания в Вене 1859-1860 в Христиана Рубена (Christian Ruben), он возвращается в Краков.


1.4. Первые портреты

Сестра мастера Дора брак с состоятельным промышленником Серафинським. Ян постоянно общался с семьей Серафинських и на свет появится галерея портретов отца, сестер, семьи Серафинських, а затем и Гебултовських. Позже Теодора Гебултовська станет женой Яна.

1.5. Картины из истории Польши

"Шут Станьчиках на балу королевы Боны".

Наскизною теме жизни и творчества господина Матейко стала тема патриотизма . Жажда сделать что-то полезное для Польши, кажется, никогда не покидала Яна. Какое историческое полотно Матейко не возьмешь анализировать, будет Польша, ее давняя и славная история, ее величие, ее мучительные ошибки, которые привели страну к национальной катастрофе и потере государственности. Грустью отзывается шут Станьчиках на известие о потере государством еще одного города ("Станьчиках на балу королевы Боны Сфорца"), исторический шаг чувствуют послы Литвы и Польши, подписав межгосударственное соглашение о соединении ("Люблинская уния"), поздравляет соотечественников с победой Костюшко ("Костюшко под Рацлавицами "). Национально-освободительные восстания поляков заканчивались неоднократно поражениями. А господин Матейко неоднократно пишет победы, чтобы поднять дух современников ("Победа в Грюневальдський баталии", "Победа Яна III Собеского над турками под Веной", "Король Стефан Баторий принимает ключи под Псковом"). Даже прлотно "Вернигора" подает надежду (украинская Вернигора предсказывает гибель и возрождение Польши в будущем, а единственный грамотный записывает страшное и обнадеживающее пророчество).

Напряжение и невров взволнованность утихают только в портретах его детей ("Ежи верхом на коне", "дочка Беата с птичкой"). Он не писал натюрмортов , и каждое его полотно - это песня мебели, одежды, оружия, ювелирным вещам, старым коврам , средневековой архитектуре. Эпическим оркестром звучат краски в картине "Колокол Сигизмунда, Принятии Первой польской конституция третьей мая 1791", "Основание академии Любранского в Познай". Величия соотечественника служит и полотно "Разговор с богом. Николай Коперник".


1.6. Картины из истории Украины

Творческое наследие наследие Я.Матейко содержит два масляных произведения по истории Украины - "Вернигора" и "Богдан Хмельницкий с Тугай-беем подо Львовом".

Но кроме того Матейко несколько лет работал над различными эскизами к этим картинам. В начале 70-х годов XIX в. он создает настенное изображение в Подгорецком замке - "Хмельницкий в Корсуни", в 1870 г. - "Легенда о Вернигору", в 1874 году был написан масляный портрет "Гетман Евстафий Дашкевич", 1875 г. - эскизы к "Вернигоры", 1877 года на страницах журнала "Клоса" был напечатан древоритний портрет Богдана Хмельницкого его работы.

Окончательный вариант картины "Вернигора" Ян Матейко окончил в 1884 г. (первоначальные названия "Лирник", "Пророчество украинский лирника").


1.7. Посмертная слава

В мире немного стран, где хранят оригиналы Яна Матейко. Эмигранты поляки основали в США Фонд Костюшко, куда и передали его произведения. Ватикан , как духовный центр поляков, получил подарок от нации именно произведением Яна Матейко. В скромном списке стран (Хорватия, Венгрия, Италия) нашлось место и для Украины. Неповторимый Львов сохраняет две картины известного господина Яна.

1.8. Список картин художника



Ежи Коссак. «Битва под Кутно». 1943 г.

В польской живописи много картин на исторические темы, в том числе и про Россию. Любитель истории uglich_jj собрал подборку наиболее интересных из них, тех, которые стоит увидеть. Они ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.


Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.

1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Занятная деталь: бал - европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.


Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.

Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине - Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.


Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.

Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.


Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России:)

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.


Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.

Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.


Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.

Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичу, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.

- (Matejko) (1838 1893), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 58), в АХ в Мюнхене (1859) и Вене (1860). Преподавал в Школе изящных искусств в Кракове (с 1873 директор). В 1865 88 посетил Австрию, Францию и… … Художественная энциклопедия

Матейко, Ян Ян Матейко Ян Матейко. Автопортрет Имя при рождении: Ян Алоизий Матейко Дата рождения … Википедия

Матейко (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, ‒ 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852‒58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных… …

- (Ян Алоизий Matejko, 1838 1893) наиболее значительный изпольских живописцев новейшего времени. Получив образование в краковскойхудожественной школе и в венск. акд. худ., он, с самого начала своейсамостоятельной деятельности, посвятил себя… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Матейко, Ян - Ян Матейко. Автопоpтpет. МАТЕЙКО (Matejko) Ян (1838 1893), польский живописец. Многофигурные полотна на темы национальной истории (“Битва под Грюнвальдом”, 1878) отмечены драматическим пафосом, звучным колоритом. Ян Матейко. Вид Бабека под… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Матейко - Ян (Matejko, Jan) 1838, Краков 1893, Краков. Польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 1858) у В. К. Статлера и В. Лущкевича, в Академиях художеств Мюнхена (1859) и Вены (1860). Работал в основном в Кракове. Неоднократно … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Ян Матейко Ян Матейко. Автопортрет Имя при рождении: Ян Алоизий Матейко Дата рождения: 24 июня 1838(18380624) … Википедия

- (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных искусств … Большая советская энциклопедия

- (Matejko) (1838 1893), польский живописец. В многофигурных полотнах, отмеченных патриотическим пафосом, драматической выразительностью образов и звучным колоритом, придавал темам национальной истории актуальное звучание, («Проповедь Скарги»,… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Ян Матейко. Альбом , Ян Матейко , Есть среди польских художников живописец, который и жил постоянно в своем отечестве, Кракове и занят был всю свою жизнь сюжетами только специально польскими - это Ян Матейко. Он был одной из… Категория: Зарубежные художники Издатель: Аркады ,
  • Матейко , К. В. Мытарева , Вашему вниманию представляется книга о жизни и деятельности польского художника Яна Матейко… Категория: Российские музеи, коллекции, собрания Издатель:


Беременность и роды