Колония имени м. горького

В 20-е годы вопросом воспитания в коллективе, проблемами социальной педагогики занимался замечательный ученый Виктор Николаевич Сорока-Росинский, имя - которого можно поставить рядом и именем А.С.Макаренко и С.Т.Шацкого.

После историко-филологического факультета Петербургского университета он преподавал в Стрельниковской гимназии, работал в психологической лаборатории военно-медицинской академии. Его статьи этого периода были посвящены вопросам психологии и работе отечественной школы.

В начале XX в. педагогическая общественность России поднимает проблемы семьи, ее роли в воспитании и образовании подрастающего поколения Сорока - Росинский пишет ряд статей о важности семейного воспитания в развитии ребенка

В советское время, в 1920 - 1925 гг., он возглавляет школу для трудновоспитуемых им. Ф.М.Достоевского в Петрограде, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД».

«Республика ШКИД», написанная Г.Белых и Л.Пантелеевым, бывшими воспитанниками школы им. Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых, получила широкую известность. Оценки были разные, что все было не так, что это пародия, что авторы по молодости не разглядели главного. Но эпилог книги, что «в нас закладывали культуру человека» и что «Шкида хоть кого исправит», говорит о многом. Это была новая педагогика небольшого педагогического коллектива и ее руководителя «Викниксора». «Шкид» начинался в 1918 г. в здании бывшего коммерческого училища с первых семи учеников. Принимали ребят, как пишет В.Н.Сорока-Росинский на «глазомер»: «умение быстро ориентироваться в особенностях материала, подлежащего обработке, т.е. в наших будущих питомцах, ныне предстоящих перед нами как некоторое сырье, изрядно притом попорченное». Представленные характеристики на поступавших ребят были зачастую только в мрачных красках, что почти ничего не давало для работы педагогическому коллективу с каждым воспитанником. Методических пособий воспитания подобных детей в основном «с улицы» не было.«Надо было, - писал Сорока-Росинский, - твердо определить стиль воспитания, надо было ясно представить себе мотивы, посредством которых можно было бы осуществить положенные в основу его принципу и, наконец, что всего труднее, внимательно изучать приемы воспитания, изучать в процессе практической работы... С самого начала было ясно, что в нашей школе не может быть места свободному воспитанию..."Было очевидно, что построить все дело на принудительном начале еще менее возможно, чем в школах нормального типа, с уравновешенными и покорными воспитанниками, - с нашими «бузовиками» надо действовать иначе».И далее: «Основным из методов нашей школы является следующее: постоянный надзор, педагогическое использование всех душевных особенностей воспитанников и надлежащее направление и культура их душевной энергии, так как во многих случаях потому-то они и стали трудновоспитуемыми, что их душевная энергия не находила целесообразного выхода и расходовалась либо зря, либо в уродливых формах».


И первое, с чего начиналось перевоспитание в этой школе, это участие во всех хозяйственных, трудовых делах. Это был коллективный, общественный и четко организованный труд, который стал основным орудием нравственного и общественного воспитания. Труд как наказание никогда не применялся, в труде осуществлялся принцип «добровольчества», Сорока-Росинский писал о трех этапах воспитания добровольного труда. На третьем эта введенная регистрация каждым воспитанником добровольно доброго дела привела к всеобщему увлечению «добровольчеством», когда ребята стали все просить работу, помыть пол, лестницы, уборные, наколоть дрова и т.д. Просили работу некоторые никогда не трудились. Они стали создавать артели пошиву одежды, починки валенок и т.д. Добровольный труд стал нормой жизни школы. Особенностью школы Сороки-Росинского было детское самоуправление. На первых порах из-за неумения бывших беспризорников жить в коллективе попытка создать самоуправление рушилась. Выбранных старост не слушались, на общих собраниях молчали. На втором этапе, когда отношение к труду изменилось, его стали считать неизбежным, ребята стали выбирать старост умеющих организовать труд, ребята сами организовывали труд и соревнование между классами. Старосты стали организаторами всей школьной жизни, они назначали дежурных и давали наряды по кухне. Развитие «добровольчества» привело к изменениям в самоуправлении. Вводятся старосты, которым поручалась кропотливая работа по гардеробу: выделение постельного белья, подготовка белья к выдаче, регистрация выдачи пальто и шапок. Особенно ответственной была работа старосты по амбулатории, его ребята выбирали. В результате детское самоуправление стало играть важную воспитательную роль в жизни школы. Старост на те или иные работы стали назначать в порядке очередности, так как каждый уже мог справиться с организаторской работой. Некоторых старост переизбирали на два или три срока. Важный процесс в любой школе, - писал Сорока-Росинский, - это «преодоление противостояния» учеников и учителей. В этой школе оно проходило особенно тяжело. На это был направлен весь уклад школьной жизни. В этом противостоянии побеждал педагог - ярко выраженная личность, который жил жизнью ребят, переживал за их удачи и неудачи, который хорошо знал свое дело, преподавал с увлечением, радовался вместе с ними. Ребята ценили такого педагога. В этом процессе преодоление проходило с пользой и для тех и для других. Организация обучения на первых порах проходила с распределения ребят не по знаниям и по возрасту, а по желанию и по нежеланию учиться. Свободное от уроков время заполняли занятиями в кружках. Выручала библиотека. Увлечение литературой сменялось историей, готовили инсценировки на исторические сюжеты. Игры, которые проводились в школе, захватывали всю школу, и взрослые, и дети были ими увлечены. Это был также один из рычагов перевоспитания.

Во всех этих приемах перед педагогическим коллективом была поставлена одна задача: научить ребят учиться. Тезис «Всякое учение превращать в деяние» осуществлялся так, что после урока истории ребята в кружке изо рисовали на исторические темы, изготовляли наглядные пособия. Если на уроке представлялась таблица, ее не просто анализировали, а рисовали у себя в тетрадях. Ученические литературные журналы и газеты ребята выпускали самостоятельно без учителей.

Центральной во всей педагогической системе в школе им. Ф.М.Достоевского была личность. Выгодным в работе педагогического коллектива было то, что в отличие от колонии А.С.Макаренко здесь было меньше ребят, и они были почти одного возраста - 11 - 14 лет. Дневник школы, который лежал на столике дежурного воспитателя, в который воспитанники записывали свои дела, был инструментом объединения коллективных интересов и интересов каждого воспитанника. В 20-е гг. на роль индивидуальности в педагогическом процессе многие педагоги, увлеченные идеей воспитания коллектива, не обращали внимания, считая детский дом, а впоследствии и школы-интернаты идеальной формой организации коммунистического воспитания.

В.Н.Сорока-Росинский пишет об отрицательном влиянии на ребенка его постоянное пребывание в детской массе 25-30 человек. Это, по его мнению, утомляет ребенка, принижает его творческую способность. Для разгрузки психических напряжений предлагал создание в детском доме творческих комнат, где ребе нок мог бы уединиться, поразмышлять. Такие комнаты вводил в своей практике АС.Макаренко. опыта руководства школой им. Ф.М.Достоевского для трудное питуемых Сорока-Росинский формулирует принципы новой педагогики коллектива, в основу которой он ставит не принуждение, а «добровольчество». «Добровольчество» в его практике это самодеятельность, самоуправление, соревнование, самоактивность.

Педагогаческое наследие Антона Семеновича Макаренко широко известно не только в нашей стране. По его рекомендациям работают колонии для малолетних преступников за рубежом. В 1988 г., в год 100-летия со дня его рождения, по решению ЮНЕСКО опыт А.С.Макаренко отмечался в мировом масштабе.

А.С.Макаренко родился в семье рабочего в г. Белополье Харьковской губернии. После окончания Крюковского железнодорожного училища он год занимался на педагогических курсах, а в 1905 г. в 17 лет стал учителем того же Крюковского училища, где преподавал русский язык и черчение. В 1911 г. он был переведен в начальное железнодорожное училище на ст. Долинская, где работал учителем и воспитателем интерната.

В 1914 г. Макаренко поступает в Полтавский институт, после его окончания в 1917 г. занимает должность инспектора (директора) того же Крюковского училища. Принимает революцию. Предложение в 1920 г. возглавить колонию для несовершеннолетних преступников в корне меняет его жизнь.

В первые годы работы в колонии он разрабатывает принципы отношений воспитанников и педагогов. Это:

  • равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;
  • четкая организация труда;
  • роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;
  • четкий перечень серьезных проступков: лень, отклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива. Несмотря на то, что шла гражданская воина, колония Макаренко развивалась, к 1924 г. были построены четыре мастерские, обрабатывалось 40 десятин земли, работала мельница.

С самого начала А.С.Макаренко вызвал неприятие чиновников от наробраза. Не всем нравился хозяин и организатор коллектива учителей и воспитанников, педагог с необыкновенным авторитетом. В его достижениях искали ошибки, сваливая их на созданную им систему. В его записке от 2 февраля 1927 г. читаем:

«На нашу колонию сейчас ведется война со всех сторон. Бьют, конечно, по системе. Метод такой: все наши недостатки, недоделки, просто пропущенные места, случайные ошибки считают элементами системы и с остервенением доказывают, что у нас не система, а ужас. Мне выгоднее в таком случае отмалчиваться и делать свое дело».

«Обследование за обследованием, объявляют мне выговоры, по округу запретили систему колонии им. Горького, и мне предложили в течение длительного срока перейти на обыкновенную «исполкомовскую». В качестве обследователей приезжают мальчишки, с которыми мне даже говорить трудно. В то же время не могут не признать, что колония действительно перевоспитывает, что она исполняет свою задачу, что у нее «наибольший комсомол».

18 апреля в письме А.М.Горькому он пишет: «...Ваша помощь - явление совершенно исключительное, и потому на ней нельзя строить работу: если судьба здоровой детской колонии зависит от вмешательства Максима Горького, то нужно бросить все наше дело и бежать, куда глаза глядят...

Я веду колонию 8 лет. Я уже выпустил несколько сот рабочих и студентов. Посреди общего моря расхлябанности и дармоедства одна наша колония стоит как крепость... А меня едят даже не за ошибки, а за самое дорогое, что у меня есть - за мою систему. Ее вина только в том, что она моя, что она не составлена из шаблонов».

Документы подтверждают целенаправленную травлю Макаренко. В протоколе заседания центрального бюро Коммунистического детского движения УССР (13 июля 1928 г.) читаем:

«Нужно срочно принять меры к снятию Макаренко с работы. Изучить работу комсомольской ячейки колонии, «систему» сразу не ломать, а постепенно...»

Макаренко был снят с должности заведующего колонией. Летом он переходит на работу в систему НКВД, где принимает коммуну им. Ф.Э.Дзержинского.

«...Колония им. М.Горького в результате объединенных усилий многих более или менее умных и талантливых людей, в том числе из наркомпроса или из комсомола, и из литературы, сейчас очень быстро идет к гибели. Там, конечно, закрыли командиров и отряды, бросили лозунг «Довольно вам быть батраками, вам надо учиться», и все пошло как по маслу. Теперь все сидят и разводят руками и, кажется, собираются запеть на такую выигрышную тему: «все Макаренко виноват, все держалось на его личности, он ушел и все пошло под гору». Все это замечательно симпатично получается. Ведь там «ушли» не только меня, «ушли» большую половину персонала, «ушли» старших ребят, прикрыли систему рабочего коллектива, сделали ставку на школу и на лодырей, и теперь вспомнили о личности Макаренко».

Трудовая коммуна им. Ф.Э.Дзержинского стала образцом учебно-воспитательных учреждений. Первыми ее воспитанниками стали горьковцы, которые были помощниками Макаренко в период ее становления. Коммуну посетили свыше 200 делегации, Макаренко пишет о своей опыте «Педагогическую поэму».

В книге «Марш 30-го года» (1930 г.) он рассказал о жизни дзержинцев, в 1932 г. написал повесть «ФД-14», задумав ее как продолжение «Педагогической поэмы». Но, по совету М. Горького, она стала самостоятельным произведением.

В 1934 г. Макаренко был принят в члены Союза писателей, в 1935 г. публикуется его пьеса «Мажор», в этом же году его переводят в отдел детских трудовых колонии НКВД Украины. В различных рекомендациях работникам детских домов и трудовых колоний он пишет о своем опыте. В 1936 г. публикуется его «Методика организации воспитательною процесса».

В январе 1937 г. Макаренко переезжает в Москву, где целиком отдается литературному труду. Он пишет «Книгу для родителей», «Флаги на башнях» (1938) и «Честь» (1937-1938). С сентября по декабрь 1937 г. он выступает по Всесоюзному радио с циклом передач «Педагогическая пропаганда для родителей». В начале 1938 г. читает лекции для работников Наркомпроса РСФСР, в которых излагает и систематизирует свои педагогические взгляды. Его статья «Проблемы воспитания в советской школе», опубликованная в «Правде» 23 марта 1938 г., вызвала широкую дискуссию. Ее обсуждали учителя и родители, партийные работники и общественные деятели. Статья заняла особое место в наследии педагога, в ней он разработал рекомендации, как осуществить его идеи в массовой школе.

В последние годы жизни Макаренко много выступал перед учителями и родителями, писал статьи, работал над новыми произведениями. Он умер в пригородном поезде на ст. Голицыно, собираясь ехать в Москву на студию «Союздетфильм», 1 апреля 1939 г.

Педагогическое наследие А.С.Макаренко в истории отечественной школы и педагогики опередило свое время, оно особенно значимо сегодня. Его опыт и педагогические статьи - это практика и теория социальной педагогики. Его концепция социального воспитания была основана на формировании личности в новых социальных условиях,

В 20-е гг. работа А.С.Макаренко - это поиск путей социального воспитания. Выступая против вульгаризации идей социального воспитания, их искажения в практике, он считал, что самым приемлемым видом социального учебно-воспитательного учреждения является трудовая колония, где можно создать все условия для воспитания нового человека, советского гражданина, общественника, коллективиста. В эти же годы Макаренко говорит о едином педагогическом процессе, в котором «...объединяются как воспитательные деятели и государство, и новая семья, и совершенно уже новый деятель - ребячий, - производственный, образовательный и коммунистический первичный коллектив».

В его учебно-воспитательных учреждениях создавался такой коллектив, в котором решались педагогические, хозяйственные и производственные проблемы. В этом коллективе и дети, и взрослые, руководители и общее собрание, заведующий и педагогический совет, избранные органы детского самоуправления работали в одном ключе, решали одни задачи. Вся педагогическая система А.С.Макаренко связана с периодом становления советской педагогики, воспитания советского человека. В своих выступлениях и статьях он говорил, что только принципы коммунистического воспитания можно противопоставить мещанству и порокам воспитания. Он разрабатывал вопросы коммунистического воспитания личности, конкретизируя, что это должен быть труженик, борец, образованный и творческий человек, ответственный, дисциплинированный, с чувством достоинства. Говоря о коммунистическом воспитании как методе, Макаренко подчеркивал, что только он, являясь «общим и единым», даст возможность каждой личности развить свои задатки и способности.

Здесь следует отметить и не согласиться с мнением, что его педагогика «воспитания в коллективе» уничтожала личность. Его идея педагогического проектирования предполагала единство коллективистской педагогики и развития индивидуальных задатков и способностей личности, воспитания «счастливого человека».

В повести «Флаги на башнях» он пишет, что «счастливый человек» существует только в счастливом обществе». Представляя воспитание личности в коллективе, он говорит о трудовом коллективе, формулирует основной принцип коллективистской педагогики как уважение к человеку: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».В методах воспитания в социалистическом обществе Макаренко выделяет организацию активной, сознательной, творческой деятельности, которая влияет на формирование личности.

Методы коммунистического воспитания должны представлять организацию коллектива, общественное мнение, соревнование, поощрение и наказание, систему перспективных линий. Коллектив и дисциплина в единстве - это Макаренко выделяет как важный элемент в воспитании сознательной дисциплины. Сегодня в опыте А.С. Макаренко представляет интерес соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Образцом здесь является коммуна им. Ф.Э.Дзержинского, где ребята учились организации труда на высокорентабельном производстве, у рабочих высокой квалификации. Коммунары были вовлечены во все виды труда - от самообслуживания до участия в производстве.

Воспитанники коммуны гордились своим трудом, собой как творцами, людьми, умеющими без принуждения создавать полезное для коллектива. То есть они становились, как любил говорить Антон Семенович, из «объектов воспитания» «субъектами воспитания»: каждый ребенок включался в систему реальной ответственности - и в роли рядового, и в роли командира.

В 1937 г. Макаренко обращается к проблемам воспитания ребенка в семье, которую он рассматривал как первичный коллектив, где все являются полноправными членами, со своими функциями и обязанностями, где ребенок должен быть не «объектом баловства, родительских жертв, а в меру своих сил участником общей трудовой жизни семьи».

Он писал, что дети в семье должны постоянно отвечать за определенную работу, за ее качество, а не выполнять разовые просьбы и поручения. Во всех работах Макаренко защищал идею, что «беззаботное детство» наносят огромный вред будущему ребенка.

В последние годы жизни А.С.Макаренко занимается вопросами семейного воспитания. «Забытая» в первые годы советской власти семейная педагогика в 30-е гг. находилась в стадии становления. В этот период в своих выступлениях Макаренко говорит о вопросах воспитания ребенка в семье как о важных государственных общественных проблемах. Отсюда, по его мнению, воспитание детей в семье - это важная государственная задача, которую должны решать и родители, и школа. Он подчеркивает важность создания родителями «правильного тона» в семье, радостного настроения, необходимость знания родителями своего ребенка. Выделяя как главный компонент семейного воспитания авторитет родителей, Макаренко говорит о настоящем и ложном авторитете.

Он обращает внимание родителей на то, что на послушании создается ложный авторитет. Как предупреждение звучат сформулированные Макаренко особенности неблагополучных семей, которые обычно разрушаются. Родители в них не пользуются авторитетом, постоянно ссорятся между собой, жестоко обращаются с детьми. Результатом является развод, что становится кризисом для ребенка. Макаренко представляет семью как общественный коллектив, и его разрушение - это социальная проблема. Он против баловства и изнеженности ребенка в семье, считая, что эти качества так же вредны, как «шкурничество, воровство, ложь. Все рекомендации по воспитанию детей в семье Макаренко дает в «Книге для родителей», где он вновь обращается к вопрос счастья человека. Он говорит здесь о сложных проблемах семейных отношений, о том, как отношения родителей влияют на развит ребенка; подчеркивает важность родительского авторитета, семейного хозяйства, игры, дисциплины, воспитания в труде, полов го воспитания и привития культурных навыков.

Завершая разговор о наследии А.С.Макаренко, выделим то, что может взять из его опыта современный социальный педагог.

Во-первых, его умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, объединенного разумным, творческим производительным трудом, с четкой сознательной дисциплиной. Коллектив, который действительно становился воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка.

Во-вторых, создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника. Дежурство и «конституция» коммуны, законы, традиции и совет командиров, общее собрание и участие в различных комиссиях, ответственность воспитанников за порученное дело - все это несло огромную воспитательную нагрузку.

В-третьих, создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями, где те и другие жили по одним законам взаимопонимания и доброжелательности. В коммуне им. Ф.Э.Дзержинского от воспитателей отказались.

В-четвертых, широкий круг методов в создании такого коллектива, который мог влиять на личность. Это и приобщение воспитанников к различным видам искусства (книги, кино, музыка, театр, походы, экскурсии, концерты, конференции), и работа с населением, и игра, которой были захвачены и воспитанники, и воспитатели. Это и метод «взрыва», вошедший в историю отечественной педагогики только с именем А.С.Макаренко.

В огромном педагогическом наследии выделяется его выступление перед работниками Наркомпроса 20 октября 1938 г. В собрание сочинений оно вошло под названием «О моем опыте»; в немсфокусированы основные вопросы педагогических взглядов и опыта А.С.Макаренко.

Социальному педагогу следует обратиться к статье «О моем опыте» потому, что проблемы социального воспитания, которые решал Макаренко, актуальны и сегодня. Макаренко анализировал, как он создавал коллектив и почему небольшой коллектив более приемлем для воспитательного воздействия; как можно добиться сознательной дисциплины; что такое детское воровство и детское хулиганство.

Особо разговор - об оценке педагогического мастерства, его важности в подготовке будущих воспитателей, о том, следует ли рисковать в педагогическом процессе и что такое педагогический риск.


Контрольные вопросы

  1. .Охарактеризуйте опытные станции Наркомпроса С.Т.Шацкого.
  2. Раскройте опыт социальной переориентации: «Республика ШКИД» В.Н.Сороки-Росинского.
  3. Дайте характеристику работы трудовой колонии А.С.Макаренко.

Литература

1. Губко А.Т. Рыцарь суровой доброты//В.Н.Сорока-Росинский. Пед соч 1991.-С. 15.

2. Макаренко А.С. Опыт работы детской трудовой колонии//Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983.-Т. 1.

3. Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом наследии А.С.Макаренко. Т. 8. - М, 1986.

4. Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского//Пед. соч. - М., 1991.

Предлагаю вниманию всех кого интересует колониальная культура, трудовое воспитание в общине, самообеспечение продуктами сельского хозяйства, ресоциализация преступников, командирская педагогика, применение навыков, идей и методов Антона Макаренко в современных условиях, свой конспект. Все цитаты приводятся по изданию: Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Москва, Художественная литература, 1987 . Мои примечания и мысли выделены знаками! …!

Главная социальная задача постсоветских стран – смена элит. К сожалению, мощное давление США уже третье десятилетие выводит к власти не элиту, а компрадорскую буржуазию, расхищающую национальные природные богатства и выводящую всех свои доходы в западные банки. Что-то изменить на глобальном уровне мы не можем. Казалось бы.

В действительности, изменения начинаются не сверху, не на высших уровнях власти. Управление основано на потоках информации, а тоталитарные формы власти, да еще под иностранным контролем, не могут получать действенную информацию. Руководители второго сорта окружают себя подчиненными третьего сорта, так образуется неэффективная пирамида власти. Управление в этом случае просто невозможно.

В настоящее время процветают страны с колониальным прошлым – США, Канада, Индия. В той или иной мере китайская цивилизация является колониальной и даже расширение Киевской Руси и затем Московского царства было основано на пионерном освоении природных ресурсов и самоорганизации небольших сплоченных коллективов. Огромное значение в освоении природных богатств Урала, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока имел труд каторжников, их самоорганизация. В истории второй на сегодня по благосостоянию широких масс населения страной мира является Австралия – страна изгоев и каторжников, страна с чрезвычайно высоким уровнем местного самоуправления.

Элита образуется на первичном уровне общественного труда, труд связывает людей воедино и в прямом контакте с природными ресурсами и техникой лучшие коллективы дают другим образцы поведения и выдвигают вперед определенный тип элиты. Командирская педагогика Макаренко наивысшим достижением имеет то, что каждый в его колонии умел подчиняться и умел командовать при решении разнообразных, подходящих для его характера и знаний задач.


Макаренко А. Педагогическая поэма (написано в 1925-1935).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  1. Разговор с завгубнаробразом ! Кременчуг, Полтавская губерния, Украина!

В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал:
- Вот что, брат, я слышал, ты там ругаешься сильно… вот что твоей трудовой школе дали это самое… губсовнархоз…
- Да как же не ругаться? Тут не только заругаешься - взвоешь: какая там трудовая школа? Накурено, грязно! Разве это похоже на школу?
- Да… Для тебя бы это самое: построить новое здание, новые парты поставить, ты бы тогда занимался. Не в зданиях, брат, дело, важно нового человека воспитать, а вы, педагоги, саботируете все: здание не такое, и столы не такие. Нету у вас этого самого вот… огня, знаешь, такого - революционного. Штаны у вас навыпуск!
- У меня как раз не навыпуск.
- Ну, у тебя не навыпуск… Интеллигенты паршивые!.. Вот ищу, ищу, тут такое дело большое: босяков этих самых развелось, мальчишек - по улице пройти нельзя, и по квартирам лазят. Мне говорят: это ваше дело, наробразовское… Ну?
- А что - «ну»?
- Да вот это самое: никто не хочет, кому ни говорю - руками и ногами, зарежут, говорят. Вам бы это кабинетик, книжечки… Очки вон надел…
Я рассмеялся:
- Смотрите, уже и очки помешали!
- Я ж и говорю, вам бы все читать, а если вам живого человека дают, так вы, это самое, зарежет меня живой человек. Интеллигенты!
Завгубнаробразом сердито покалывал меня маленькими черными глазами и из-под ницшевских усов изрыгал хулу на всю нашу педагогическую братию. Но ведь он был неправ, этот завгубнаробразом.
- Вот послушайте меня…
- Ну, что «послушайте»? Ну, что ты можешь такого сказать? Скажешь: вот если бы это самое… как в Америке! Я недавно по этому случаю книжонку прочитал, - подсунули. Реформаторы… или как там, стой! Ага! Реформаториумы. Ну, так этого у нас еще нет. (Реформаториумы - учреждения для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в некоторых кап странах; детские тюрьмы).
- Нет, вы послушайте меня.
- Ну, слушаю.
- Ведь и до революции с этими босяками справлялись. Были колонии малолетних преступников…
- Это не то, знаешь… До революции это не то.
- Правильно. Значит, нужно нового человека по-новому делать.
- По-новому, это ты верно.
- А никто не знает - как.
- И ты не знаешь?
- И я не знаю.
- А вот у меня это самое… есть такие в губнаробразе, которые знают…
- А за дело браться не хотят.
- Не хотят, сволочи, это ты верно.
- А если я возьмусь, так они меня со света сживут. Что бы я ни сделал, они скажут: не так.

С.5 ! в 6 км от Полтавы!

2. Бесславное начало колонии имени Горького

В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах - гектаров двести соснового леса, а по краю леса - большак на Харьков, скучно поблескивающий чистеньким булыжником.
В лесу поляна, гектаров в сорок. В одном из ее углов поставлено пять геометрически правильных кирпичных коробок, составляющих все вместе правильный четырехугольник. Это и есть новая колония для правонарушителей.
Песчаная площадка двора спускается в широкую лесную прогалину, к камышам небольшого озера, на другом берегу которого плетни и хаты кулацкого хутора. Далеко за хутором нарисован на небе ряд старых берез, еще две-три соломенные крыши. Вот и все.
До революции здесь была колония малолетних преступников. В 1917 году она разбежалась, оставив после себя очень мало педагогических следов. Судя по этим следам, сохранившимся в истрепанных журналах-дневниках, главными педагогами в колонии были дядьки, вероятно, отставные унтер-офицеры, на обязанности которых было следить за каждым шагом воспитанников как во время работы, так и во время отдыха, а ночью спать рядом с ними, в соседней комнате. По рассказам соседей-крестьян можно было судить, что педагогика дядек не отличалась особой сложностью. Внешним ее выражением был такой простой снаряд, как палка.

С.14 ! первые 6 воспитанников Задоров, Бурун, Волохов, Бендюк, Гуд и Таранец., четверым уже по 18 лет, вооруженные грабежи, и двое за кражи!

И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ:
- Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
- Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня - я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
- Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.
Пройдя к сараю, в котором находились наши инструменты, я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы. У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес - не давать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. все равно. Я был готов на все, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был еще и револьвер.

Итак, педагогическая теория не сработала, сработала воровская этика и нормальные человеческие инстинкты!

К моему удивлению, все прошло прекрасно. Я поработал с ребятами до обеда. Мы рубили в лесу кривые сосенки. Ребята в общем хмурились, но свежий морозный воздух, красивый лес, убранный огромными шапками снега, дружное участие пилы и топора сделали свое дело.
В перерыве мы смущенно закурили из моего запаса махорки, и, пуская дым к верхушке сосен, Задоров вдруг разразился смехом:
- А здорово! Ха-ха-ха-ха!..
Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не ответить ему улыбкой:
- Что - здорово? Работа?
- Работа само собой. Нет, а вот как вы меня сьездили!
Задоров был большой и сильный юноша, и смеяться ему, конечно, было уместно. Я и то удивлляся, как я решился тронуть такого богатыря.
Он залился смехом и, продолжая хохотать, взял топор и направился к дереву:
- История, ха-ха-ха!..
Обедали мы вместе, с аппетитом и шутками, но утренные события не вспоминали. Я себя чувствовал все же неловко, но уже решил не сдавать тона и уверенно распорядился после обеда. Волохов ухмыльнулся, но Задоров подошел ко мне с самой серьезной рожей:
- Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы понимаем…

3. Характеристика первичных потребностей

В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. Через некоторое время у меня было серьезное столкновение с Волоховым, который будучи дежурным, не убрал в спальне и отказался убрать после моего замечания. Я на него посмотрел сердито и сказал:
- Не выводи меня из себя. Убери!
- А то что? Морду набьете? Права не имеете!..
Я взял его за воротник, приблизил к себе и зашипел в лицо совершенно искренно:
- Слушай! Последний раз раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу! А потом ты на меня жалуйся, сяду в допр, это не твое дело!
Волохов вырвался из моих рук и сказал со слезами:
- Из-за такого пустяка в допр нечего садиться. Уберу, черт с вами!
Я на него загремел:
- Как ты разговариваешь?
- Да как же с вами разговаривать? Да ну вас к..!
- Что? Выругайся…
Он вдруг засмеялся и махнул рукой.
- Вот человек, смотри ты… Уберу, уберу, не кричите!
Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову. Я стал бояться, что могу броситься в сторону наименьшего сопротивления. Из воспитательниц прямо и настойчиво осудила меня Лидия Петровна. Вечером того же дня она положила голову на кулачки и пристала:
- Так вы уже нашли метод? Как в бурсе, да? (Бурса - общежитие при духовных семинариях и училищах, синоним сурового режима и грубых нравов с применением телесных наказаний (ZT. Помяловский Ник Герасимович М.1951. Очерки бурсы)).

… Екатерина Григорьевна (опытный педагог)…: Самое неприятное то, что ведь ребята о вашем подвиге рассказывают с упоением. Они в вас даже готовы влюбиться, и первый Задоров. Что это такое? Я не понимаю. Что это, привычка к рабству?
Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне:
- Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все-таки нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них, все-таки они люди.

Через неделю, в феврале 1921, я привез на мебельной линейке полтора десятка настоящих беспризорных и по-настоящему оборванных ребят. С ними пришлось много возиться, чтобы обмыть, кое-как одеть, вылечить чесотку. К марту в колонии было до тридцати ребят.

В большинстве они были очень запущены, дики и совершенно не приспособлены для выполнения соцвосовской мечты. Того особенного творчества, которое якобы делает детское мышление очень близким по своему типу к научному мышлению, у них пока что не было.
Прибавилось в колонии и воспитателей. К марту у нас был уже настоящий педагогический совет.

На ногах у очень немногих колонистов были ботинки, большинство же обвертывало ноги портянками и завязывало веревками…
Пища наша называлась кондером. Другая пища бывала случайна. В то время существовало множество всяких норм питания: были нормы обыкновенные, нормы повышенные, нормы для слабых и для сильных, нормы дефективные, санаторные, больничные. При помощи очень напряженной дипломатии нам иногда удавалось убедить, упросить, обмануть, подкупить своим жалким видом, запугать бунтом колонистов, и нас переводили, к примеру, на санаторную норму…

Иногда нам удавалось производить такой сильный нажим, что мы начинали получать даже мясо, копчености и конфеты, но тем печальнее становилось наше житье, когда обнаруживалось, что никакого права на эту роскошь дефективные морально не имеют, а имеют только дефективные интеллектуально.
Иногда нам удавалось совершать вылазки из сферы узкой педагогики в некоторые соседние сферы, например в губпродком, или в опродкомарм Первой запасной, или в отдел снабжения какого-нибудь подходящего ведомства. В наробразе категорически запрещали подобную партизанщину, и вылазки нужно было делать втайне.
Для вылазки необходимо было вооружиться бумажкой, в которой стояло только одно простое и выразительное предположение:
«Колония малолетних преступников просит отпустить для питания воспитанников сто пудов муки».
В самой колонии мы никогда не употребляли таких слов, как «преступник», и наша колония никогда так не называлась. В то время нас называли морально дефективными. Но для посторонних миров последнее название мало подходило, ибо от него слишком несло запахом воспитательного ведомства.

Первичная потребность у человека - пища . Поэтому положение с одеждой нас не так удручало, как положение с пищей. Наши воспитанники всегда были голодны, и это значительно усложняло задачу их морального перевоспитания. Только некоторую, небольшую часть своего аппетита колонистам удавалось удовлетворять при помощи частных способов.
Одним из основных видов частной пищевой промышленности была рыбная ловля . Зимой это было очень трудно. Самым легким способом было опустошение ятерей (сеть, имеющая форму четырехгранной пирамиды), которые на недалекой речке и на нашем озере устанавливались местными хуторянами.

Вторым способом частного добывания пищи были поездки на базар в город. Каждый день завхоз Калина Иванович запрягал Малыша - киргиза - и отправлялся за продуктами или в поход по учреждениям. За ним увязывались два-три колониста, у которых к тому времени начинала ощущаться нужда в городе: в больницу, на допрос в комиссию, помочь Калине Ивановичу, подержать Малыша. Все эти счастливцы обыкновенно возвращались из города сытыми и товарищам привозили кое-что. Не было случая, чтобы кто-нибудь на базаре «засыпался». Результаты этих походов имели легальный вид: «тетка дала», «встретился со знакомым». Я старался не оскорблять колониста грязным подозрением и всегда верил этим объяснениям. Да и к чему могло бы привести мое недоверие? Голодные, грязные колонисты, рыскающие в поисках пищи, представлялись мне неблагодарными объектами для проповеди какой бы то ни было морали по таким пустяковым поводам, как кража на базаре бублика или пары подметок.

В нашей умопомрачительной бедности была и одна хорошая сторона, которой потом у нас уже никогда не было. Одинаково были голодны и бедны и мы, воспитатели. Жалованья тогда мы почти не получали, довольствовались тем же кондером и ходили в такой же приблизительно рвани. У меня в течение всей зимы не было подметок на сапогах, и кусок портянки всегда вылезал наружу.

Итак, общий стол , общее снабжение, общее хозяйство, общая судьба – именно такой принцип развивают в современной экологической колонии на острове в Норвегии. Понятно, что заключенные не приносят голодным надзирателям ворованные бублики или воблу с ближайшего норвежского базара. Но столовая для заключенных и персонала общая , все едят рядом, то что приготовили повара для всех колонистов.

Если говорить об армии – не может быть отдельной офицерской столовой, если о патриотическом летнем лагере – воспитателям не готовят отдельно. Ну, а как хороший пример советской культуры, живой и сейчас, это питание в археологических и других экспедициях, где традиционно участвуют «трудновоспитуемые дети»: дежурят и взрослые, и студенты, и школьники. Кушают все рядом и все из одного котла!

Не правда ли, привыкшие к титулам “педагог”, “писатель”, мы как-то не задумывались, что возможно и еще одно определение – изобретатель? А ведь, по сути, каждый выдающийся педагог – одновременно и социальный изобретатель. Его воспитательная практика рождает новые типы отношений, новые способы разрешения социальных коллизий, а его теория позволяет сделать эти решения не частными случаями, а всеобщим достоянием.

Полтавская трудовая колония им. Горького была открыта в 1920 году Губнарборазом. Для нее отведено было старое имение колонии малолетних преступников, состоявшее из пяти требовавших ремонта каменных флигелей, расположенных на 12 десятинах сыпучего песку. В январе 1921 года в распоряжение колонии было передано разрушенное имение Трепке. В течение пяти лет колония производила капитальный ремонт имения и закончила его только благодаря помощи ЦКПД (Центральная комиссия помощи детям).

Общий рос числа воспитанников был такой: 1921 г.– 30; 1922 г. – 50; 1923 г. – 70; 1924 г. – 100; 1925 г. – 130; и к 1935 г. В коммуне воспитывалось 500 коммунаров.

Уже в самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Антон Семенович убедился, что труд сам по себе не является средством воспитательного воздействия на детей. Он видел, что большинство воспитанников не питают отвращения к труду, что многие из них умеют весело и живо работать.

Первым шагом к педагогически целесообразной организации коллективного труда в Горьковской колонии было создание отрядов по производственному принципу.

Сначала в колонии существовали так называемые отряды с командирами во главе. Командиры отрядов составляли совет командиров, руководивший всей жизнью колонии. Отряды были распределены по мастерским и другим производственным участкам. Так появились отряды сапожников, кузнецов, конюхов, свинарей и др.

Вместе с тем развертывание сельскохозяйственных работ, их характер требовали участия всего коллектива, но “ремесленники” не хотели браться за эту работу, так как дорожили своей квалификацией. Тогда у Макаренко возникла идея создания сводных отрядов.

Создание сводных отрядов, отмечал Макаренко, позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу” (33.т.1.,стр.200).

Одновременно с образованием сводных отрядов был введен четкий график сельскохозяйственных работ и установлено время труда и отдыха.

Многоотраслевое сельское хозяйство (зерновое, животноводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, пчеловодство и др.) по тем временам хорошо механизированное, было построено на научных основах и образцово велось самими воспитанниками под руководством небольшой группы специалистов. “Когда меня спрашивают, какое главное доказательство успешности нашей работы, указываю: наши мальчики, присланные нам принудительно, по постановлению судебных органов, через несколько месяцев уже гордятся тем, что они колонисты, да еще горьковцы. Всякий воспитанник, пробывший в колонии 1 год, также и каждый служащий получают от Педагогического совета почетное звание колониста…” (34.переписка с А.М.Горьким 8 июля 1925г.).


Истратили на ремонт 14.000 рублей и около 20.000 детских рабочих часов.

Колония находилась на реке Коломаке. При ней было 40 десятин пахотной земли, 3 десятины луга, парк и сад. В колонии арендовали паровую мельницу, имели 7 лошадей, 4 коровы, 7 штук молодняка, 30 овец и 80 свиней английской породы. Также имели свой театр, в котором еженедельно ставили пьесы для селян – бесплатно. Театр собрал 500 человек зрителей.

На первом этапе существования колонии был организован самый примитивный сельскохозяйственный труд. Это вызывалось и жизненной необходимостью: колонии находилось в руках колонистов. Они владели кладовыми, амбарами, общими ключами.

Колонистов захватывала красота и чудодейственная сила агрономической науки, коллективного труда, и поэтому скоро началась настоящее сельскохозяйственное увлечение. Антон Семенович тотчас направил это увлечение в русло целеустремленного творчества, борьбы за повышение производительности труда, воспитания ценных человеческих качеств.

Одним из наиболее ярких признаков организации труда в колонии было соревнование. Оно вошло свое выражение в отношении, к трудной как нравственной обязанности члена коллектива, в высокой производительности труда, в товарищеской взаимопомощи, в дружной работе, в развитии инициативы и творчества.

Благодаря осознанному стремлению к общей цели работа выполнялась колонистами весело и бодро. Это настроение приподнятости Макаренко назвал “мажором”, придав ему значение политической сознательности.

С особой торжественностью в колонии имени А.М.Горького подводились итоги продолжительного и упорного труда.

В романтике социалистического труда А.С.Макаренко нашел источник эмоционального воздействия на воспитанников, благодаря которому превращая нелегкие трудовые обязанности детей в радость и счастье.

В колонии существовала школа в составе шести классов и группы по подготовке на рабочие факультеты. Видя, что класс имеет тенденцию отходить от интересов целого коллектива и замыкаться в кругу собственных интересов, А.С.Макаренко не пошел он по пути. Эту опасность он позднее увидел и в первичном коллективе, построенном по признаку производственной бригады.

Поэтому в последние годы своего опыта все больше внимания уделял разновозрастному характеру первичного коллектива. В разновозрастном отряде легко складываются отношения заботы о младших, уважения к старшим, ответственности, требовательности. Известно, что отряд полностью отвечал за личность: за ее учебу и трудовую деятельность, за ее поведение и культурный рост, за развитие ее способности и интересов.

И общий коллектив, если хотел как-то воздействовать на того или иного воспитанника делал это, через отряд! В случае необходимости за проступок одного из членов наказание нес весь отряд, лишаясь права посещения театра или какого-либо важного и привлекательного дела.

Труд и постоянная ежедневная потребность улучшить этот труд – вот что явилось фундаментом для самоорганизации коллектива. Его руками были отремонтированы, восстановлены разрушенные строения, обработано 40 десятин земли, собрано 200 пудов пшеницы с десятины. В колонии появилось 8 лошадей, 2 сеялки, молотилки. Первым трактором в этой местности был трактор колонистов и первыми трактористами были колонисты. Постепенно колония переходила к рентабельному хозяйству.

Был проделан путь от достаточно однообразного и простого производительного труда в мастерских, от изготовления примитивных деревянных стульев для клубов и кинозалов к осуществлению, казалось бы, несбыточной мечты– к строительству настоящих заводов.

Воспитанники, прошедшие школу работы на заводе и получившие высокие рабочие разряды, стали людьми самых различных профессий, занимали различные должности.

В колонии воспитательный коллектив все более активно участвовал в преобразовании окружающей среды. Борьба самогоноварением на окрестных хуторах, с самовольными порубками леса, дружба с сельской молодежью, приобщение ее к культуре с помощью созданного в колонии театра – это и многое другое насыщало жизнь коллектива колонистов и каждого общественно полезной деятельностью и многообразными отношениями: трудовыми, экономическими, политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, типичными для нового уклада. В центре этой организации жизни коллектива было многоотраслевое хозяйство колонии, где воспитанники впервые почувствовали радость свободного труда и осознали необходимость знаний и учения.

Руководимом Антоном Семеновичем Макаренко в колонии труд явился одним из основных рычагов во всей результативно осуществленной на практике системе воспитания. Потому что А.С.Макаренко считал, что полное среднее образование м высокий рабочий разряд хорошо определяют личность. Всем им в жизни помогали экономические знания и трудовые навыки, полученные в колонии.

Следующим этапом жизни А.С.Макаренко является работа в коммуне Дзержинского.

Здесь в коммуне, поиски, начинания, замыслы Антона Семеновича, родившиеся в колонии им. А.М.Горького, получили дальнейшее развитие и сложились в цельную, глубоко научную систему воспитания.

Ставя перед трудовой коммуной задачу воспитать “культурного рабочего” А.С.Макаренко исходил из основных потребностей нашей страны. Перед коммуной при ее организации была поставлена четкая цель: “Основная установка трудкоммуны – определить воспитание классово-сознательного, и грамотного пролетария со средней производственной квалификацией”.

– “Хозрасчет – замечательный педагог”, – писал Антон Семенович. Коммуна последнее время не только покрывала содержание завода, но и давала государству 5 миллионов рублей чистой прибыли в год.

Доход с производства позволял одевать мальчиков в суконные костюмы, девочек – в шелковые и шерстяные платья. Коммуна могла ежегодно тратить на театры по 40 тысяч рублей. Когда это делается, “в порядке трудовой дисциплины, в порядке завоевания богатства, когда весь коллектив за это борется, то, что можно сравнить с этой новой педагогической силой” (33.т.5,с.311-312).

В коммуне была введена и заработная плата. Каждый коммунар к своему выпуску имел в сберкассе 2 тысячи рублей. Деньги, а карманные расходы каждый откладывал в кассе коммуны. Воспитанник, таким образом, был поставлен в условия собственного бюджета, а это уже давало возможность воспитать будущего хозяина.

Из заработка каждого коммунара отчислялось 10 процентов в фонд Совета коммунаров. Такой фонд позволял Антону Семеновичу руководить жизнью коммунаров. Все эти “приспособления” касающиеся использования средств, получаемых с производства и позволяли уменьшить ту жадность на деньги, которая в коллективе могла быть очень тяжелой, неприятной прибавкой в воспитательном процессе” (33.т.5,с.206).

В коммуне существовали учебно-производственные мастерские:

· Слесарно-механическая;

· Деревообделочная;

· Швейная;

· Сапожная, кроме того, была организована кузница.

Таким образом, задача коммуны заключалась в том, чтобы приобщить детей к трудовой жизни и в условиях борьбы за создание передового коллектива воспитать у них черты личности. Кроме того, участвуя в общественно– производственном труде, коммунары овладевали определенной рабочей специальностью, что сообщало им чувство уверенности относительно их будущей жизни после выхода из коммуны.

Какая форма воспитательной работы проводилась в коммуне?

· В коммуне работали драматический, фотографический, музыкальный, библиотечный, литературные, технические кружки. Большинство из них были тесно связаны с производственным процессом. Большой популярностью пользовались кружки авиамоторный, автомоторный, планерный, парашютный, кавалерийская секция и другие.

· Для того, чтобы научить воспитанников рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в коммуне были созданы производственные кружки:

· кружок коммунарского станка;

· материальный кружок;

· кружок рационализации;

· кружок организаторов;

· кружок экономики производства.

Здесь велась теоретическая и практическая работа по изучению правильного и экономного расходования материалов, возможностей изобретательства и рационализации производства. Коммунары знакомились с вопросами себестоимости, расценок, прибыли, зарплаты. Они читали техническую и экономическую литературу, совершали экскурсии на лучшие заводы Харькова, изучали свое производство и искали реальные пути совершенствовании, выявляли коммунаров – лучших рационализаторов и тех, кто наиболее экономно расходует материалы, устраивали дискуссии по отдельным вопросам организации управления производством.

· Отрядная система способствовала укреплению дисциплины, повышению производительности труда и выполнению учебно-производственных заданий.

· Были сделаны первые шаги к тому, чтобы рождались и возникали научные интересы, удовлетворить которые можно через широкое общее образование.

Поэтому представление о ценности человеческого труда усугублялось благодаря программе производства. В сознании дзержинцев труд приобретал значение наполненной политически смыслом общественно полезной деятельности. Это сознание служило источником отношения к труду. Ведь вся работа коммуны в том и заключалась, чтобы из таких именно людей при помощи труда, учебы, политической работы воспитать нового человека.

А.С.Макаренко был основателем трудовой колонии имени М.Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называют себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами. Но так называемое «завоевание Куряжа» привело к быстрому образованию единого коллектива. В конце 1927 года Антон Семенович принял по совместительству руководство коммуной имени Ф. Дзержинского, куда было переведено 60 колонистов -горьковцев, составивших ядро коммуны .

А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя - колония Горького».

Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким - их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца .

Перед А.С.Макаренко встала задача создать из воспитанников крепкий трудоспособный коллектив, который сам стал бы воспитывающей силой. А.С.Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда, в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.

Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив. Колонисты работали на полях и в саду, охраняли дорогу от грабителей, государственный лес от порубок. Практические действия приносили ощутимые результаты в нравственном оздоровлении и воспитании бывших беспризорников .

С первых дней в колонии была создана библиотека, укомплектованная Антоном Семеновичем. Любовь колонистов к чтению, а также вечерние коллективные чтения имели большой воспитательный эффект. Особенной любовью пользовались произведения А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приема новых членов и другие .

Успехи колонии в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины: в честь пятилетия со дня основания колонии, А.С.Макаренко присвоили звание «Красный герой труда», а сотрудников наградили ценными подарками. 1926 год колония встретила значительными успехами. Окрепло хозяйство, с полей получили хороший урожай хлеба. К тому времени в колонии были животноводческая ферма, сад, мастерские. Все больше внимания уделялось учебе. А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. Окреп и коллектив воспитателей. К тому времени он уже мог решать любые задачи, требовавшие организованности, крепкой дисциплины. Это особенно было важно перед переездом в Куряжскую колонию, где в помещениях бывшего монастыря жили 400 детей.

Гармонию индивидуальных и коллективных чувств можно наблюдать в ситуации, возникшей в колонии перед «завоеванием Куряжа». Колонисты чувствовали необходимость всё отдать коллективу. И это совсем не было жертвой. Отвечая на сомнения воспитанника Марка Шейнгауза, который боялся, что хорошая жизнь горьковцев может стать плохой в Куряже, Антон Семенович сказал: «Зато они идут на борьбу. Это, Марк, большое счастье, когда можно идти на борьбу за лучшую жизнь» .

А.М.Горький интересовался жизнью колонии, переписывался с А.С.Макаренко, воспитанниками, высоко оценивая результаты их труда. Уже в первый год существования колонии, в 1921 году, ей было присвоено имя А.М.Горького. Имя «горьковец» приобрело для колонистов большое значение. Макаренко говорил, что их поддерживала и помогала им горьковская вера в человека. Только опираясь на лучшее в человеке, можно сделать его красивее и выше .

Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива.

На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в свои силы и в завтрашний день. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.

Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно .

Коммуна имени Дзержинского -- детское воспитательное учреждение -- была создана в поселке Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. 29 декабря 1927 года колония была открыта, возглавил ее педагог Антон Макаренко,. В коммуну поступали как беспризорные дети, так и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из основных принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производительным трудом. Она в начале своего пути была совсем маленьким детским коллективом, перешедшим из колонии имени М.Горького. Этот коллектив обладал только одним домом, небольшой мастерской полукустарного типа, в которой даже первые 60 воспитанников не могли разместиться. За пять лет коммуна превратилась в мощное учебно-воспитательное учреждение, воспитанники которого не только учились, но и работали на построенных ими заводах электроинструментов и фотоаппаратов .

Сотни коммунаров ежедневно 4 часа учились в школе или на рабфаке, а четыре часа работали, выпуская электроинструменты и фотоаппараты «ФЭД», от реализации которых коллектив коммунаров имел средства для своего содержания, расширения производства. Введенный хозрасчет помогал коммунарам видеть плоды своего труда, у них появилось чувство хозяина.

Коммуна имени Ф.Э.Дзержинского была прекрасным образцом осуществления идеи соединения обучения, с производительным трудом, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. У них было настоящее ученическое самоуправление, рождавшее отношении ответственной зависимости. Коммунарское воспитание давало стране культурного рабочего, способного быть не только командиром в любой отрасли, но и способного подчиниться товарищу. Командиры, как выборные единоначальники, обладающие большой властью» по рукам и ногам были связаны в тех случаях, когда они начинали противопоставлять узколичное начало общественному .

В коммуне, как и в колонии, были правильно организованные отношения между первичными коллективами (отрядами) и общим коллективом. Общий коллектив коммуны был связующим звеном между личностью и обществом. В каждый момент воздействия на коммунара происходило воздействие и на коллектив. В то же самое время воздействие на коллектив было также воздействием на личность.

Система организации коллектива в коммуне была такой же, как и в колонии. Высшим руководящим органом было общее собрание коммунаров. Большую роль играл совет командиров производственных отрядов. Во главе совета командиров стоял секретарь. Важную роль в жизни коммуны играли комсомольская и пионерская организации.

Коммуна никогда не получала денег от государства, вначале она, жила на средства отчислений из заработка чекистов. Последние годы: коммуна им. Дзержинского была на хозрасчете... Это очень важное обстоятельство: с 1930 г. окупались все расходы: на жалованье учителям, оборудование кабинетов в школе, на содержание воспитанников, кроме того, на проведение летних походов, посещение театров, покупку автобусов и т.д. Коммуна давала несколько миллионов рублей чистой прибыли государству.

Хозрасчет помог подготовить воспитанников к жизни: работа на производстве обеспечивала им возможность приобретения различных рабочих квалификаций. Коммунары работали на предприятии 4 часа в день, учились в средней школе, многие после школы поступали учиться в вузы. Воспитание в коммуне основывалось на принципах, выработанных Макаренко в прежние годы, хорошо организованный производственный труд он считал одним из основных звеньев воспитательной системы. Труд на заводе создавал и прекрасную базу для развертывания воспитательной работы .

В коммуне и в колонии в практические дела включались элементы игры с юношеским задором, с чувством радости. Учеба была обязательной для всех. Дежурство, хозяйственные работы, наряды не освобождали воспитанников от школьных занятий.

В коммуне была возможность заниматься в различных кружках: художественной самодеятельности, технических, предметных, спортивных. Были клубы, кинотеатр, библиотека. В театре спектакли ставились воспитанниками. Коммунары часто посещали харьковские театры. Много внимания уделялось физическому воспитанию коммунаров.

В период летних каникул они вместе с педагогами во главе с Антоном Семеновичем уходили в туристические походы: бывали в Крыму, на Кавказе, в Москве, Донбассе, путешествовали по Волге.

А.С.Макаренко считал походы могучим фактором патриотического воспитания, социального роста и физической закалки детей, повышения их культурного уровня. Ежегодно в коммуне подводились итоги учебно-воспитательной работы, организовывались производственные и художественные выставки. А.С.Макаренко добивался, чтобы трудовые показатели сопутствовали обучению и воспитанию. Коллектив постоянно рос и богател. Стали тоньше, более углубленно рассматриваться проблемы духовного развития воспитанников, формирования активной гражданской позиции. Антон Семенович сам был образцом и призывал воспитателей работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом, так как воспитать настоящего Человека можно лишь тогда, когда в каждом воспитаннике видишь личность. Звание коммунар воспитанники гордо пронесли через всю жизнь .

В 1935 г. Макаренко оставил работу в коммуне им. Дзержинского и, переехав в Москву, занялся по совету Горького литературной деятельностью.

Судьбы более трех тысяч воспитанников А.С. Макаренко -- лучшее свидетельство его педагогического успеха и лучший ему памятник. Из бывших колонистов и коммунаров вышли квалифицированные рабочие и инженеры, крупные руководители производства, выдающиеся учителя и воспитатели, военные врачи, художники, артисты, юристы и журналисты. Немало бывших воспитанников героически погибли в годы Великой Отечественной войны. Честность, самоотверженность в труде, прекрасное чувство коллективизма, чуткость и готовность прийти на помощь другому пронесли многие из них через всю жизнь. А в сердце -- светлый образ своего учителя Антона Семеновича. «Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается», -- так мудро охарактеризовал Макаренко в одном из писем к нему А. М. Горький .

Основателем трудовой колонии имени Максима Горькова был А.С.Макаренко. Он работал в колонии с 1920 по 1928 год.

Колония имени Максима Горькова располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке до 15 мая 1926 года. А вот с 15 мая она меняет свое местонахождение и переезжает под Харьково, в Куряж. Именно поэтому называли себя куряжцами воспитанники колонии, жившие в Куряже. Однако воспитанники колонии, которые переехали из Ковалевки (их было 120 человек) называли себя колонисты - горьковцы.

Но созданию единого коллектива поспособствовало «завоевание Куряжа». Антон Семенович в конце 1927 года принял по совместительству руководство коммуной имени Федора Дзержинского. Туда было переведено около шестидесяти колонистов - горьковцев. Они то и составили так называемое ядро коммуны.

Встреча с Максимом Горьким стала чудесной и незабываемой встречей для всех колонистов. М. Горький был не только их другом, но и уважаемым учителем.

А. С. Макаренко ставил перед собой следующую задачу: создать крепкий, нерушимый, трудоспособный и ответственный коллектив из воспитанников коммуны. Именно этот коллектив и должен был стать воспитывающей силой. Но, по мнению Антона Семеновича, такой трудоспособный и нерушимый коллектив можно было создать лишь с помощью общественно - полезного труда. Именно трудясь, считал А. С. Макаренко, формируются новые общественные отношения между людьми.

Поэтому свою воспитательную работу в колонии А. С. Макаренко начал с создания этого самого коллектива.

Воспитательная работа

Постепенно Антон Семенович привлекал воспитанников колонии к общественно - полезному труду. Так, он ставил разнообразные задачи перед каждым воспитанником отдельно и группой воспитанников, перед активом в целом, подавал личный пример, завоевывал уважение воспитанников. Колонисты работали не только в садах и на полях, но и охраняли дорогу от грабителей, защищали государственный лес от вырубки. Эти работы, несомненно, приносили отличные результаты в формировании нравственности у воспитанников. Так воспитывались бывшие беспризорники.

Антон Семенович укомплектовал библиотеку в колонии с самых первых дней ее жизни. Книги, индивидуальное и коллективное чтение стало незаменимым средством воспитания колонистов. Это занимало важное место в их жизни и, конечно, имело большой воспитательный эффект. В особенности, колонисты любили читать произведения Максима Горькова «В людях», «Мои университеты», «Детство».

В колонии было несколько отрядов. Во главе каждого из нотрядов стояли командиры, которые составляли Совет командиров. Именно на него опирался в своей воспитательной работе А. С. Макаренко, а также в самой организации труда воспитанников колонии.

Совет командиров решал, обсуждал вопросы организации быта и учебного процесса, а также культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и многое, многое другое.

Наркомпросом Украины были отмечены успехи воспитательной работы колонии. А в честь пятилетия со дня рождения колонии А. С. Макаренко присвоили звание «Красной герой труда», ну, а сотрудников и рабочих колонии наградили подарками.

Учебная деятельность

А. С. Макаренко большое значение уделял учебе воспитанников. Он заботился о том, чтобы колонисты получили прочные знания, так как считал, что знания определяют путь человека в жизни. Но и коллектив воспитателей не отставал в своем развитии. Коллектив мог уже решать поставленные перед собой задачи, которые требовали дисциплины и организованности. Особенную важность это понесло перед переездом в Куряжскую колонию, так как в помещениях жили около четырехстах детей.

В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горькова. М.Горький интересовался жизнью колонии, переписываясь с Антоном Семеновичем, а также с воспитанниками, при этом высоко оценивая результаты их труда.

Колонисты ценили свою жизнь и ясно понимали, что жизнь коллектива, который создал А. С. Макаренко, имела целью формирование нового человека. И ему это, несомненно, удалось. В этом было можно убедиться, взглянув на выпускников этого коллектива. Они были наполнены духом оптимизма, товарищества, гуманизма, уважения друг к другу. Именно через уважение и доверие Антон Семенович воспитывал у своих воспитанников готовность к обороне и труду.

В связи с большим числом беспризорников (от 4,5 до 7 млн чел.), появившихся после Первой мировой войны, Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны в России, государством и общественностью был принят ряд мер по устранению этого явления не только уголовным преследованием, но и ресоциализацией (возвращением в культуру общества), в том числе путём создания колоний для перевоспитания малолетних правонарушителей.

Однако в этих колониях было слабое государственное обеспечение. Не хватало организационно - методического обеспечения, материально - технического и продовольственного. Это приводила к недоеданию воспитанников и воспитателей. Однако это имело и плюс: так как не хватало методического и организационного контроля, то наиболее одаренные руководители этой колонии имели большую свободу воспитательного и педагогического творчества.

Примером такой свободы может служить преобразование колонии в коммуны, другими словами, преобразование поселений в сообщества людей, которые связаны общим делом, в общины.

Наиболее известными из них стали коммуна «Красные Зори» И.В.Ионина под Ленинградом, Болшевская трудовая коммуна (1924-1937) М. С. Погребинского. По существу деятельность и многие находки С. Т. Шатского(колония назвалась «Бодрая жизнь ») перекликается с лучшим опытом и достижениями упомянутых колоний-коммун (хотя это учреждение было создано не государством и для «бодрой жизни» обычных детей, а не беспризорников).

Колония под Полтавой была создана по поручению Полтавского Губнаробраза Антона Семеновича Макаренко в 1920г.

Однако самые разнообразные оценки и отклики вызвали деятельность и нововведения Антона Семеновича. Так, были и положительные (опыт колонии был назван самым лучших из всех колоний, который посетил автор, в брошюре М. И. Литвиной), и отрицательные отклики (к примеру, в «Педагогической поэме» было сказано, что система учения А. С. Макаренко есть система не советская).

Главный макаренковед профессор Г. Хиллинг, живший в Германии, собрал целый ряд свидетельств, что продолжению деятельности Макаренко в этих условиях до 1928г. очень заметно способствовал руководитель НКВД Украины Всеволод Аполлонович Балицкий (1893 - 1937).

Однако после резко-критических обвинений подходов Макаренко со стороны Н. К. Крупской с трибуны очередного съезда комсомола в мае 1928 года педагогические чиновники ставят Макаренко перед выбором: отказаться от целого ряда своих принципов в воспитательной работе или же оставить колонию. Он выбирает оставит колонию и полностью переходит в ранее созданную (в 1927 году) в системе НКВД Коммуну им. Ф.Э.Дзержинского, где до этого он трудился по совместительству.

Новое начальство колонии им. Горького приложило усилия к тому, чтобы подходы Макаренко там больше не применялись. Ряд ближайших сподвижников Макаренко либо ушли с ним в Коммуну (к примеру, В.Н.Терский), либо вернулись к прежней деятельности (так, Н.Э.Фере занялся сельскохозяйственной наукой: сначала отправился в научную экспедицию, позже защитил канд. диссертацию по с/х машиноведению, трудился преподавателем, был назначен зав. кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина.

Колония им. Горького с этого времени в качестве образца по воспитанию в научной литературе не упоминается, а через некоторое время (в том числе в связи с общим сокращением числа беспризорников) она и вовсе была перенаправлена на работу с несовершеннолетними преступниками, обзавелась высоким забором с колючей проволокой, поменяла название и так далее.



Планирование беременности