Сценарий праздника играй гармонь в доме культуры. Сценарий «Играй, гармонь» на селе

2014 г.

Время: 15.00 ч.

Звукорежиссер: ,

Помощь в проведении: ,

,

Занавес закрыт. Звучит фонограмма - пение птиц, трели соловья.

Спустя 20 секунд начинает играть фонограмма «ГАРМОНЬ НА НАЧАЛО», медленно поднимается занавес. На сцене на стуле сидит ведущий с гармошкой в руках, и изображает игру на инструменте. Спустя 40 секунд, он останавливает игру, а музыка при этом не прекращается. (Зрители видят, что это было всего лишь изображение игры на инструменте).

Под наигрыши ведущий читает стихотворение:

Играй, гармонь!
Играй, волнуя,
Про ширь степей и тишь лесов,
Про землю вольную, родную
Про славу дедов и отцов.
Играй, гармонь!
Чтоб было слышно
Тебя в округе и глуши,
На голос твой чтоб люди вышли
Сплясать и спеть от всей души!!!

ПАУЗА ДЛЯ АПЛОДИСМЕНТОВ И СМЕНЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО ФОНА .

Музыкальный фон «Наигрыши на гармони». (Включается ВСЕГДА в момент выхода ведущего и объявления им номеров)

Добрый день, уважаемые односельчане и жители Агаповского района! Добрый день, дорогие друзья!

Если бы это было правдой, если бы правдой было то, что я играю на музыкальных инструментах, был бы я счастлив! А пока приходится довольствоваться лишь тем, что могу лишь изображать!

А вот люди, которые сегодня примут участие в нашем мероприятии – настоящие, признанные мастера своего дела, ценители прекрасного, любители музыки и игры на одном из самых замечательных музыкальных инструментов – Гармони!

Добро пожаловать на районный конкурс гармонистов, баянистов, тальянистов и аккордеонистов «Играй, гармонь, любимая-2014»!

ФАНФАРЫ. Пауза для аплодисментов.

Месяц назад мы объявили о конкурсе на играх на гармони, баяне, аккордеоне и татьянке. И отрадно, что на наш призыв откликнулось столько людей, которые сегодня сыграют и споют!

Дорогие друзья! Сегодня вы услышите лучших из лучших! Они пришли и приехали, чтобы и на других посмотреть, и себя показать. Ну а раз это, все-таки, конкурс, и нам нужно будет определить самых лучших из лучших, то в этом нам будет помогать жюри!

И я с удовольствием представляю состав сегодняшнего жюри:

Звучит трек «Представление жюри».

- – начальник Отдела культуры Агаповского муниципального района

- Мусалямов Фарамраз Абдуллович – директор Агаповской школы искусств

- – преподаватель Агаповской школы искусств

ВЕДУЩИЙ:

Много ездил по белому свету,
Но сегодня скажу, не тая,
Нету края милее на свете,
Чем сторонка родная моя!
Все до боли так близко, знакомо,
Голос ветра, шептание ив,
Лес да поле, тропинка у дома,
Наших песен волшебный мотив!
Я горжусь земляками своими.
Что живут по соседству со мной,
Для людей, что делами красивы,
Пой, гармонь, заливайся, гармонь!

Тексты для объявления номеров.

Гармонист берет гармошку,
Тихо музыку ведет,
Потихоньку, понемножку,
Собирается народ.
Хоть мелодии не хитры,
А пленяют сразу всех,
Да и местному артисту
Позавидовать не грех!
Ничего ему не надо:
Ни хвалы и ни хулы,
Не нужны ему награды,
Он играет от души!

Чтобы радость не утихла,
Чтоб частушки смех дарили,
Приглашаем гармониста,
Мы об этом не забыли!

Ты играй, играй, гармошка –
Золотые планочки!
Гармонист, бери скорее
Звонкую тальяночку!

Ой, частушка, ой, частушка, – разговорчики!
Ой, гармошка, ой, гармошка, – переборчики!
Без гармошки наша Русь –
Песнь без голоса!
Уводи скорее грусть
За три волока!

НА ФИНАЛ:

Люди добрые! Наш праздник подходит к концу, а веселья, удали в исполнении на гармошке не убывает, как не убывает народный талант. Не стареет, не уходит в прошлое самобытное мастерство. Оно живет, украшает нашу жизнь. Как ручейки питают реки, так и русская гармонь будет живым родником питать наш характер.

Спасибо всем за участие, спасибо всем, кто смотрел нас, оценивал и получал удовольствие!

А сейчас объявляется 15-ти минутный перерыв. Жюри удаляется в совещательную комнату для принятия единого мнения.

ФАНФАРЫ .

ВЕД: Дорогие друзья! Вот и наступил волнительный момент нашего конкурса. С удовольствием передаю микрофон членам нашего уважаемого жюри.

СЛОВО ЖЮРИ .

Церемония награждения. /ТУШ для награждений/

Вот и закончен конкурс гармонистов «Играй, гармонь, любимая»! выражаю огромную благодарность всем, кто принял участие! Прошу не расстраиваться тех, кто не занял призового места, ведь, как всем известно, главное – не победа, а участие!

Будьте все здоровы и счастливы, играйте на гармони, на баяне, на других инструментах, и пусть все у вас будет хорошо!! До новых встреч, дорогие друзья, всего вам самого доброго!

(Сценарий фольклорного праздника)

(Звучит фонограмма деревни: лай собак…). Выходит парень с гармошкой. (Звучит «Вальс», на фоне музыки собираются девушки и парни, рассаживаются, слушают музыку).

На Руси никогда не умолкнут гармони,

ЗАНАВЕС ЗАКРЫТ. ПО НИЗУ ЗАНАВЕСА НАДПИСЬ:

«ЖИВА ГАРМОНЬ – ЖИВА РОССИЯ»

Звучит фонограмма пение птиц, трели соловьев, наигрыши на гармони. Занавес поднимается. На сцене с правой стороны – ансамбль народных

Играй, гармонь!

Играй, волнуя,

Про ширь степей и тишь

Про землю вольную,

Про славу дедов и отцов.

Играй, гармонь!

Чтоб было слышно

Сплясать и спеть от всей души.

В исполнении ансамбля звучит мелодия к песни «ОЙ, КАК ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ». На сцене три танцевальные пары исполняют танец. По окончании они остаются на сцене, звучит песня___________________, хореографическая композиция.

(АНСАМБЛЬ, ТАНЦОРЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ УХОДЯТ)

(ЗВУЧИТ ГАРМОННЫЙ НАИГРЫШ, НА ЕГО ФОНЕ ЧИТАЕТСЯ СТИХ)

Гармонь, вздохнула нежно, с переливом,

Как ручейком, мелодией журча,

Пронзая души трепетным надрывом,

И рубанув по-русски, да сплеча!

А ну, рвани тальяночку родную,

Отмой от горя русские сердца!

Пусть все плохое Родину минует

И тучи бед уйдут с ее лица!

Звенит капель над вешнею Россией,

С полей срывая снежные бинты,

Поет гармонь под небом ярко-синем

А, значит, долго будем я и ты

Встречать рассветы и закаты славить

За все Его, Творца благодаря!

Сумеет крылья отчий край расправить

И вознесется Родина моя!

Звучит песня «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» в исполнении В. КАРМАНОВА.

Во время песни на заднем плане – хоровод. По окончании песни девушки выстраиваются на ступеньках.

И хочется, чтоб сердце грел

Какой зажег Геннадий

Заволокин

Повсюду, где пронес свою

А под гармошку пели и

плясали –

Любил двухрядку

труженик – народ:

Свои дела в частушке

А что ни песня – жизни

эпизод!....

1 ВЕД. Добрый день, дорогие друзья! Пятый раз на Татарской земле собрались гармонисты для того, чтобы себя показать и других посмотреть.

2 ВЕД. Пятый раз на этой сцене будут соревноваться в виртуозной игре на самом любимом народном инструменте представители практически всех районов области, а также, любители русской гармошки из Омской области, для того, чтобы назвать лучших из лучших.

1 ВЕД. Дорогие друзья! Встречайте участников пятого областного конкурса гармонистов.

(НА ФОНЕ МЕЛОДИИ)

2 ВЕД. Приветствуем гармонистов Баганского района;

Барабинский район;

Венгеровский район;

Здвинский район;

Искитимский район;

Представитель Карасукского района;

Коченевский район;

Краснозерский район;

Делегация Куйбышевского района;

Купинский район;

Ордынский район;

Встречаем гармонистов Северного района;

Татарский район;

Представительница Тогучинского района;

Убинский район;

Наши соседи Усть-Тарский район;

Чановский район;

Чистоозерный район;

(Ведущий знакомит с программой вечера и объявляет его начало).

ПРИГЛАШЕНИЕ: Не стесняйтесь, проходите

^ К ХОРОВОДУ:

В нашу горницу, друзья,

И улыбки захватите,

Ведь без них никак нельзя!

От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем,

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом!

Здесь, без всякого сомненья,

Чай душистый всех вас ждет,

А пока до угощенья

Мы зовем вас в хоровод!

^ СТИХОТВОРНЫЕ ЗАСТАВКИ

Наши бабушки и деды,

Славной Вятки мастера!

Не умели жить без дела

Ни минуты, ни полдня!

Кружева плели в Кукарке,

Кузовки в Гонтбе плели,

Даже баню на телеге

Смастерить и то могли!

Ну, а коль коснется пляски,

Берегись тогда любой,

Виден в пляске, словно в сказке,

Весь характер огневой!

Кто сложил для нас частушки,

Кто их, право, сочинил?

Ты пойди теперь, узнай-ка,

Где он был и как он жил?

Так живи, частушка, всяко,

Под гитару и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть частушку не одну!

Выходите в круг смелее,

Чтобы был огромный круг,

Выходите в русской пляске,

За собой ведя подруг!

Не стареют песни вроде,

Всюду песни узнаем!

Так давайте всем народом

Про «Коробушку» споем!

Так всегда у нас ведется

Так уж с исстари идет,

Весь народ мы приглашаем

На веселый хоровод!

Ах, гармошка, чудо-встряска!

Пальцы вверх и пальцы вниз.

Где гармошка, там и пляска,

А без пляски что за жизнь?

Зритель к сцене подойдет,

Выйдите, артисты,

Лучших гармонистов!

(Идет конкурс гармонистов).

Верю в Русь и в то, что Русь окрепнет,

Разве можно оборвать полет,

Коль поются под гармошку песни,

Значит птица крыльями взмахнет!

Нас не сломят бури и метели,

Как бы ни пугали, ни мели!

Нынче здесь мы потому запели,

Чтобы с нами и запели вы!

Наши песни на диво

Веселы и красивы,

Наши пляски – огонь,

Только тронь, только тронь!

Вот гармони заиграли,

Гармонисты вышли,

Мы не станем тихо петь,

Будет всюду слышно!

Гость доволен – значит, все в порядке,

Гармонь, название какое,

В ней молодость и старина.

А сколько песен под гармошку

Мы пели в годы той войны?

И гармонисты ловко-ловко

Играли нам в затишья дни!

3 часть . В ней принимают участие коллективы, солисты, исполняющие песни военных лет.

Шла гармонь в шинели серой

По дороге фронтовой,

Прижимаясь близко к телу,

Согревала как огонь!

За четыре страшных года

Сколько видела всего?

И в жару, в пургу, в морозы

Как солдату с ней легко!

Незаметно, шаг за шагом,

До Берлина довела.

Ах, гармонь, гармонь-услада,

Ах ты, русская душа!

4 часть . Выступают гармонисты – ветераны Великой Отечественной войны, хоры и ансамбли ветеранов.

Ой, частушка, ой, частушка, –

Разговорчики!

Ой, гармошка, ой, гармошка, –

Переборчики!

Без гармошки наша Русь –

Ты развей скорее грусть

На три стороны!

Ты бери скорей гармонь

Внучек, правнучек,

Ты рукою кнопки тронь,

Как там ладно ли?

5 часть . Выступление юных гармонистов, коллективов творчества.

Ах, гармонь, гармошка,

Развеселые басы,

А частушки без гармошки

Быть не может на Руси!

Где, в каких краях родилась,

Из каких краев пришла,

Сочинилась ли, приснилась,

И какой тогда была…

Кто там в первый день иль вечер

Спел ее под перестук,

На вечерке ли при встрече,

Средь друзей и средь подруг!

И живет частушка-шутка,

Вызывает пляской в круг,

Вы послушайте минутку

Как их вятские поют!

6 часть . Выступление частушечников, плясунов.

Мы найдем частушке место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет тесно

Здесь на празднике у нас!

Инструменты звук певучий,

Озорной, лихой мотив,

Словно вихрем нас закрутит,

Пляской быстрою пленит!

Покажи свою сноровку,

Выходи-ка, друг на круг!

Ты плясать умеешь ловко,

Может дроби бить каблук?

Не по чьей-нибудь указке,

Как ведется, от души,

Покажи себя нам в пляске,

Не стесняйся, покажи!

В определенный момент в центр сценической площадки выходит гармонист, он поет (перефразировка песни «Снова замерло все до рассвета»):

Много ездил по белому свету,

Но сегодня скажу, не тая,

Нету края роднее на свете,

Чем сторонка родная моя!

Лес да поле, тропинка у дома,

Наших песен волшебный мотив!

Я горжусь земляками своими,

Что живут по соседству со мной,

Для людей, что делами красивы,

Пой, гармонь, заливайся, гармонь!

ВЕДУЩИЙ : За 50 лет, которые отделяют нас от победной весны 45 года, на нашей вятской земле, в нашем г. Кирове обрели свое второе рождение многие предприятия, эвакуированные сюда в годы военного лихолетья, появились фабрики и заводы, на которых трудились ветераны ВОВ. А сегодня трудится новое поколение, рожденное после суровых военных лет.

С веселыми наигрышами, песнями, частушками к собравшимся выходят ансамбли гармонистов города, лучшие частушечники.

Звучат плясовые мелодии, участники творческих коллективов вовлекают всех присутствующих в пляски, хороводы, игры.

Выступления гармонистов комментируется ведущими.

Кто сложил для нас частушки,

Кто их, право, сочинил?

Ты пойди теперь, узнай-ка,

Где он был и как он жил?

Так живи, частушка, всяко,

Под гитару и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть частушку не одну!

Гармонист берет гармошку,

Тихо музыку ведет,

Потихоньку, понемножку

Собирается народ!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться

И просто хорошо на свете жить.

Как хорошо проснуться до рассвета,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Живем мы посреди большой России,

Работаем, растим своих детей,

Но есть у нас, когда бы не спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

Живем мы посреди зимы и лета,

И адрес наш с тобой довольно прост,

Живем в стране, свободной от наветов,

Среди больших и ласковых берез.

Ведущие объявляют об окончании концертной программы, приглашают всех принять участие в танцев, который состоится здесь же на площади.

В сценарии использованы советских поэтов

Редактор Г. Травицкая

Праздник "Весёлая гармонь", приуроченный ко Дню пожилого человека, проведен 29 сентября 2013 года в деревне Городище Череповецкого района Вологодской области .

1. Вступительное слово ведущих. Поздравление пожилых людей, рассказ о популярном в русских деревнях инструменте - гармони.
2. Игра для детей и взрослых «Угадай мелодию». В исполнении гармониста звучат популярные мелодии, которые угадывают дети и взрослые (подпевают).

"Барыня" (народная)
"Ветка сирени" (В. Залкин)
"В лесу родилась елочка"
"Напилася я пьяна" (народная)
"Смуглянка" (Я. Шведов, А. Новиков)
"Молодая" (Е. Амирамов)
"Ой, мороз, мороз" (народная)
"Ламбада" (Kaoma )
"Облака, белогривые лошадки" (С. Козлов, В. Шаинский)
"Ваше благородие, госпожа удача" (Б.Окуджава, И. Шварц)
"Синий платочек" (К. Галицкий, Е. Петерсбургский)
"Вот кто-то с горочки спустился" (народная)
"Пусть бегут неуклюже" (А.Тимофеев, В.Шаинский)

"Старый клен" (М.Матусовский, А. Пахмутова)
"Бесаме мучо" (Консуэло Веласкес )
"Стою на полустаночке…" (И. Китаев, М. Анчаров)

3. Игра «Любовь дроздов»
Все встают в круг, рассчитываются на "Дрозд первый" и "Дрозд второй", после чего «первые» приседают, «вторые» расправляют крылья. Под звуки гармони «вторые» выходят вперед, внутрь круга, а «первые» теснятся друг к другу. Первые встают лицом ко вторым, образуя внутренний круг. Когда играет гармонь (например, "Танец маленьких утят"), круги идут в разные стороны. Музыка остановилась - останавливаются и круги.

По команде все начинают произносить слова и показывать на ту часть тела, о которой идёт речь. Слова следующие: «Ты дрозд, и я дрозд, у тебя нос и у меня нос, у тебя щёчки алые и у меня щёчки алые, мы с тобой два друга (жмут руки), любим мы друг друга (обнимаются)».


4. Развлечение для детей и взрослых «Кабачковая игра»

Присутствующие образуют большой круг, два участника получают по кабачку. Под музыку кабачки начинают перекидывать по кругу, когда музыка останавливается те, у кого в руках оказались овощи, выходят внутрь круга. Выходят и те, кто уронил кабачок в процессе передачи. Тем, кто находится внутри круга, ведущий дает задания, которые те под музыку должны выполнить:

и зобразить котов на раскаленной крыше (песня "Чёрный кот")
танцующих слонов (песня "Эй, вы там, наверху!")
танцующего Дмитрия Медведева (под песню «Американ-бой»)
женщин, собирающихся в театр (песня "Виновата ли я")
кривоногих футболистов (футбольный марш)
отрывок из балета «Лебединое озеро»
бабусю, у которой пропали гуси (под песню «Жили у бабуси»)

пьяного гостя на свадьбе (песня «Ах, эта свадьба-свадьба»)

5. Творческая мастерская для детей.
Заранее на территории проведения праздника необходимо спрятать бумажных птиц, выполненных в технике оригами из обычной белой бумаги. Приглашаем детей найти слетевшихся на звук гармони птиц и раскрасить их за столом (краски, карандаши, фломастеры приготовлены заранее). Птицы с пожеланиями затем будут подарены присутствующим пожилым людям.

6. Шуточная викторина для взрослых «Я знаю о гармони всё!»
Из числа гостей вызываются три участника, которые себе выбирают «красные кнопки», в роли которых выступает кто-то из зрителей. Образуются пары игроков. Для того, чтобы дать ответ, участник нажимает на голову присевшей «красной кнопки», которая издает звук «биип», после чего звучит ответ. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов (выделены жирным шрифтом).

1. Слово «гармонь» произошло от слова
А) гармоничный
Б) гормон

В) гарем

2. Какое из слов не обозначает вид гармони?
А) меховушка
Б) черепанка
В) тальянка

3. Название «Частушка» обозначает
А) честная
Б) частая
В) тушка в час

4. Правая часть гармони, на которой расположены клавиши называется
А) гриф
Б) планка

В) мех

5. Как гармонь ласково называют в народе?
А) гармоника
Б) гармонюлечка
В) гармошка

7. На стихи какого поэта написана песня «Одинокая бродит гармонь» («Снова замерло все до рассвета»)?
А) Михаил Танич
Б) Афанасий Фет
В) Михаил Исаковский

8. В каком из городов Вологодской области была сконструирована гармонь очень маленьких габаритов, которая имела гриф, продолговатые клавиши и не имела аккордов. Эта мелодическая гармонь пользовалась особой популярностью у профессиональных исполнителей.
А) Череповец
Б) Устюжна
В) Вологда
https://pp.vk.me/c304612/v304612593/510c/K1hZwJ-vS_U.jpg

9. Семейная династия ведущих передачи «Играй, гармонь любимая» на 1 канале
А) Заболоцкие
Б) Заволокины
В) Заиграйкины

10. Как называется эта русская народная песня, традиционно исполнявшаяся под гармошку? (звучит музыка)
А) «Виновата ли я»
Б) «Златые горы»
В) «Коробейники»

Награждается пара победителей (участник + человек-«красная кнопка»), которым предлагается исполнить песню «Златые горы».

7. " Битва частушечников" - награждаются самые активные участники, победителем становится гость, спевший наибольшее количество частушек.
8. "Битва плясунов" - награждаются самые активные участники, победителем битвы объявляется самый зажигательный танцор.

9. "Битва певцов".
Гости делятся на две команды и по очереди исполняют свои любимые песни.
10. Поздравление пожилых людей.
Приглашаем детей показать раскрашенных птиц и рассказать о своих бабушках и дедушках. Под песню «Голубой вагон» дети строятся в паровозик и бегут за ведущим змейкой, выбирая, кому из пожилых подарить свою раскрашенную птичку.

11. Заключение. Благодарность активным зрителям и организаторам праздника.
12. Чаепитие. Чай из самовара, сладости.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Сценарий мероприятия

«Прелесть русского фольклора»

Составила: Шульгина Л. А.

педагог дополнительного образования

Когалым, 2017г .

(сл №1 )

У каждого народа есть свой, особо любимый музыкальный инструмент. В России одним из таких инструментов по праву считается баян. И хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы ее наполнены интересными событиями и фактами из жизни русского народа от прошлого века до наших дней. Видимо, глубокий смысл и народная мудрость заключены в том, что этот музыкальный инструмент гордо носит имя легендарного певца-сказителя Киевской Руси – Баяна.

Вы, конечно, поняли, что предметом нашей сегодняшней встречи будет русский народный инструмент – баян.

Скажите, вам известно какой музыкальный инструмент является прародителем баяна? Правильно, гармонь (сл №2 ).

Появление гармоник в России датируется началом 40-х годов XIX в. Привилегированные слои населения, как указывается в литературных источниках, покупали ручные гармоники за границей, а через крепостных слуг гармоники появились и стали популярными в деревнях.

( сл №3 )

Представительницей одной из первых однорядных гармоник, является тульская восьмиклавишная гармоника с аккомпанементом для левой руки. Особенностью данной гармоники являлось то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при разжиме меха один, при сжиме другой звук). Позже такие гармоники получили название "гармоники русского строя".

( сл №4 )

В первой половине 70-х годов XIX столетия в Бологое русскими мастерами были впервые сконструированы двухрядные гармоники. Клавиатура первого ряда мелодии имела звукоряд, аналогичный звукоряду тульской однорядной гармоники; во втором ряду звукоряд повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент у «бологойской» гармоники ограничивался тремя мажорными аккордами. Но музыкантам-гармошечникам необходим был инструмент с полным хроматическим звукорядом.

( сл №5 )

Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. ему это удалось. В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда , расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов.

( сл №6 )

При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник. Первый в мире оркестр хроматических гармоник был создан под управлением Н.И.Белобородова.

Выступление уч-ся объединения «Истоки» Крыловой Д.

Как известно, время не стоит на месте, и по эскизам Белобородова и под его непосредственным наблюдением мастер Л.А.Чулков изготовил первый инструмент с полным хроматическим строем . Это изобретение стало важнейшим шагом на пути возникновения нового музыкального инструмента – баяна.

( сл №7 )

Но известный исполнитель, конструктор гармоник Яков Фёдорович Орланский (псевдоним Орланский-Титаренко) (1877-1941), хотел играть не на гармошке, а на чём-то лучше её и поиски привели его к талантливому русскому мастеру-конструктору Петру Стерлигову. Виртуоз заказал у этого мастера инструмент своей мечты. Стерлигов выполнил заказ. Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян.

Вальс «Грёзы» А.Андреев исполняет дуэт баянистов

В начале XX века, особенно после революции, баян стал выпускаться в серийном производстве на специальных фабриках и приобрел массовое распространение. Гармоники постепенно уходили в прошлое, а баян можно было увидеть повсеместно: на свадьбах, танцевальных и концертных площадках, в клубах и на прочих народных гуляньях. Сравнительно легкий и удобный для переноса, он был подобен маленькому оркестру, совмещавшему возможности разных инструментов.

Выступление ансамбля баянистов

Русские народные песни: «Котик», «Маки-маковочки», «Там за речкой»

Постепенное совершенствование баяна в России привело к созданию основных его разновидностей: с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами) и с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды). Возможности современного баяна таковы, что на нём можно исполнять музыку разных направлений: от классики до современных эстрадных и роковых композиций. В подтверждение своих слов хочу предложить вам несколько видео записей.

Но прежде, в исполнении Шендря О. прозвучит

эстрадная миниатюра «Фокстрот в квинте»

Видео запись гр. «Эспозито», «Изумруд»

Русский народный инструмент - баян, прежде всего, ассоциируется с народной музыкой, которая является источником всех существующих в наше время направлений.

Ты откуда русская

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

Русская народная музыка очень тесно связана с русским фольклором, который возник ещё во времена отсутствия письменности. Фольклор – это вид устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались сказки да легенды. Труд вызвал к жизни первые песни – они облегчали работу, подчиняя её определённому ритму. Народные песни богаты своей разножанровостью.

( сл №8 )

Переставив слоги в горизонтальных рядах этой таблицы, мы получим названия основных жанров русских народных песен.

Сейчас в исполнении учащихся нашего объединения прозвучат русские народные песни, а вы внимательно слушайте и определяйте, к какому жанру они относятся.

Выступление учащихся 2 г.о.

Палиевец Н. «Уж, как по мосту, мосточку»

Кудаков Н. «Во саду ли, в огороде»

«Полянка»

«Позарастали стежки дорожки»

«Во поле берёза стояла» дуэт

Говорят, у каждого народа есть своя путеводная звезда-хранительница. Должно быть, у всякого человека есть и своя песня или песни, слова и напевы которых неисповедимыми путями проникают в сердце, согревают его, озаряют тихим светом добра и надежды. Эти песни на всю жизнь становятся любимыми, заветными. Вряд ли кто станет спорить о том, что в жизни наших предков песня занимала куда более важное место, чем сегодня. Не голос с экрана телевизора, а живой материнский голос убаюкивал младенца в колыбели. А в долгие осенние и зимние вечера собирались в просторной избе девушки на посиделки, где уж никак не обойтись без песни.

Выступление солиста ансамбля «Росинка»

«Мой костёр» исполняет Гайнанов Д.

Ранее уже было сказано, что фольклор – это вид устного народного творчества, скажите, а какие жанры фольклора вам известны?

( былины, сказы, прибаутки, игры, гадания, причитания, легенды, песни, обряды, героические эпические произведения, мифы, пословицы, поговорки, колыбельные песни, сказки )

Всем нам с детства знакомы русские народные сказки, а насколько хорошо вы их знаете, мы сейчас проверим.

Для вас приготовлены шуточные вопросы, попробуйте на них ответить:

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (колобок)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая являлась сельскохозяйственным продуктом (репка).

    В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря современным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (теремок)

    Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая на ступе? (нечистая сила)

    К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценного металла? (курочка Ряба)

    В какой русской народной сказке от брошенной шапки вся изба закачалась? («Иван – крестьянский сын»)

    Откуда родом Илья Муромец? Чей он сын? (Из села Карачарова, крестьянский сын).

    Что за конь: «…одна шерстинка серебряная, другая – золотая, бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздри пламя пышет?» (Сивка-Бурка)

    Кто сидел на 3-х дубах, на 9-ти суках? (Соловей-разбойник)

10) Кто стал сад посещать, золотые яблоки воровать? (Жар-птица в сказке «Иван-царевич и серый волк»).

11) Кого из собирателей русских народных сказок вы знаете?

(А. Н. Асафьев, В. Даль).

Владимир Иванович Даль – глубочайший знаток и ценитель русского языка, кроме сказок, собравший и издавший целых два тома русских пословиц и поговорок.

А теперь я предлагаю проверить, как вы знаете пословицы: ваша задача - закончить пословицу:

Семь раз отмерь, (один отрежь).

Ученье свет, (а неученье - тьма).

Век живи – (век учись).

Повторенье – мать (ученья).

Написанное пером, не вырубить и (топором).

Терпенье и труд всё (перетрут).

Под лежачий камень (вода не течёт).

Молодцы, а теперь – другая игра. Я вам прочту пословицу, которая в то же время будет и загадкой: вам нужно догадаться, о какой черте характера человека в ней идёт речь.

Язык без костей – что хочет, то и лопочет. (Болтовня)

Ел да устал, спал да намаялся. (Лень)

Подал руку, да подставил ногу. (Двуличие)

Моё горе - стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоизм)

Ещё один хорошо известный и любимый жанр народного творчества – это частушки. Попробуй-ка усидеть на месте под лихие переборы гармошки, под многоцветную россыпь озорных частушек!

Славься русская гармошка,

Веселись и пой душа!

На Руси все люди знают

Как частушка хороша!

Разновидностью частушек являются припевки, которые прозвучат сейчас в исполнении учащейся объединения Клёван Юлии «Сибирские припевки»

Подобно вольной птице, песня не признаёт никаких государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. По всему земному шару гуляют наша «Калинка» и наша «Катюша».

М.Блантер «Катюша» исполняет Клёван Юлия

А на русской земле прижились гостьи-певуньи: грузинская «Сулико», итальянская «Санта Лючия», татарск

Палиевец Н. Бел.нар.песня «Савка и Гришка»

Польская нар.песня «Весёлый сапожник»

Кудаков Н. Украинская нар.песня «Бандура»

Шендря О. Украинская нар.песня «Ой, лопнув обруч»

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, не часто можно услышать звучание гармони и баяна не только на эстраде, но и в быту. Многочисленные телепередачи и музыкальные шоу, в основе которых музыка легкого жанра, занимают достаточно много эфирного времени, чего нельзя сказать о народной музыке. Однако, благодаря развитию интернета, который сейчас есть даже в дальних уголках страны, многие узнали, что-гармонь-то ещё жива! На различных Интернет-ресурсах появилось большое количество любительских съёмок исполнителей на гармони и баяне. И все же слушатели в большинстве случаев отдают свои предпочтения жанрам популярной эстрадной музыки, поэтому нужно активно пропагандировать народную музыку и русский народный инструмент – баян. Эту задачу, в меру своих возможностей, стараются решать учащиеся нашего объединения, принимая участие в концертно-исполнительской деятельности.

Мы надеемся, что интерес к народному творчеству будет расти: ребята, желающие заняться музыкой, всё чаще будут смотреть именно в сторону гармони и баяна, а слушатели перестанут относиться к этим инструментам снисходительно.

«Русская плясовая» исполняет дуэт баянистов

Под русскую народную музыку входит в зал ведущая одетая в русский народный костюм.

Ведущая: Вот и весь народ уж в сборе!

Здравствуйте, гости дорогие!

Встречи ждали давно, есть повод у нас

Собрать в этом зале сегодня всех Вас!

Под р. н. м. входят дети

Ребёнок 1: Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись народ!

Ребёнок 2: Вас много интересного ждёт!

Много песен, игр, шуток и весёлых прибауток!

Ребёнок 3: Сел сверчок на шесток, таракан в уголок

Сели, посидели песенку запели.

Дети исполняют р. н. п. «Долговязый журавль»

Ребёнок: Погляди – ка народ,

Кто- то к нам сюда идёт!

Дети вместе: «Да это же Дед Сысой! »

В музыкальный зал входит Дед Сысой

Проводится игра “Дед Сысой»- 2р.

Ребёнок: А давайте ещё в одну игру поиграем!

Дети: А в какую?

Ребёнок: Да в «Дударя»

Ребёнок говорит считалку: «Три бычка в хлеву стояли

Сено сладкое жевали

И сказали: «Раз, два, три –

В этот счёт «Дударь» ты!

Проводится игра «Дударь».

Дети садятся.

(В стороне на лавочке сидят две девочки занятые рукоделием. Одна вяжет, другая вышивает, и говорят в сторону играющим детям) .

1 девочка: Лодырь да бездельник

Им праздник и в понедельник!

2 девочка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки –

Находишься и без рубашки!

Мальчик (обращается к ворчуньям) : Акуля, что шьёшь не оттуля?

2 девочка: А я батюшка ещё пороть буду.

Девочка из играющих детей зовёт этих 2 девочек: Пойдёмте с нами песни петь.

Другая девочка: Сделала дело – гуляй смело!

Акуля: Ну ладно! Где поётся, там весело живётся!

Все девочки исполняют р. н. п. «Было у матушки 12 дочерей».

Ребёнок: Тысяча игр на празднике нашем

Играем, шутим и пляшем

В играх рот не зевай

Смелость, ловкость проявляй!

Ребёнок: Тень – тень, потетень

Заплетай скорей плетень

Игра «Плетень»

Выбегает мальчик и говорит:

«Пока вы тут играли, я такие чудеса видел.

Чудо – чудо – чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут!

Выходит 2 мальчик: Да разве это чудо?

Я ещё чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

Выходит 3 мальчик: Да разве это чудо?

Я ещё чуднее видел!

Стучит – бренчит по улице – Фома едет на курице

Тимошка – на кошке по кривой дорожке.

Выходит 4 мальчик: Да разве это чудо? Я ещё чуднее слышал

Плыли утром по реке

Два барана в челноке

Чёрный с удочкой, белый с дудочкой

Чёрный рыбку ел, белый песню пел.

Ведущая: За околицей села

Веселы у нас дела

Дети с ярмарки пришли

И всем ложки принесли.

Ребёнок: Наши ложки всем знакомы,

Не сидится ложкам дома.

Ложки по свету гуляют

И мастеров своих прославляют.

Дети исполняют р. н. п. «Мастерская»

Мальчик 1: А мы ложечки возьмём

И плясать скорей пойдём!

Мальчик 2: Расступись, народ честной

Не пыли дорожка,

Добры молодцы идут

Погулять немножко!

Мальчики исполняют «Танец с ложками»

Ведущая: Ну, ребята – шалуны,

Выбегайте во дворы,

Становитесь – ка играть

И веселье продолжать!

Ребёнок говорит считалку: Раз, два, три, четыре, пять

Вышли мальчики играть

И водилку выбирать

Им стал мальчик Родион

Пусть из круга выйдет он!

Игра «Мы умеем быстро бегать» (играют мальчики)

Выходят девочки.

Девочка: Тара – тара

Идут девчата со двора

Песни петь и хороводы водить

Всех вокруг веселить!

Девочки исполняют «Хоровод с платочками»

В стороне девочка качает люльку с ребёнком.

Девочка: Баю – бай, баю – бай

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули,

Нашу Таню не буди.

Девочки: Катя! Пойдём с нами играть.

Девочка: У меня сестрёнка не спит.

Девочки: А давай мы поможем тебе укачать её.

Все девочки исполняют «Колыбельную»

Все девочки говорят «Т-с-с»

И выходят на середину зала.

Одна девочка считает: Раз, два, три, четыре, пять

Мы опять идём играть

Встанем в дружный хоровод

Нас игра, девчата, ждёт.

Игра «Яблонька»

После игры выходят мальчики.

Мальчик: Девчонки, а давайте вместе играть.

Девочка 1: А нам и без вас хорошо!

Мальчик: Вредина!

Девочка 1: А ты? А ты?

Сергей, ты – воробей!

На коне катался

На берёзу налетел

Без лаптей остался.

Девочка 2: Серёжка – карёжка,

Соломенная ножка

Сам с вершок

Голова с горшок!

Девочка 3: Ну, хватит ссориться!

Игра «Совушка»

Девочка: Теперь сядем, посидим

На мальчишек поглядим.

Девочки исполняют песню «Тараторки»

Девочка: За околицей были мы

И кого мы видели

Васеньку – молодчика

Встань, Василий, подбодрись

Кому хочешь – поклонись.

Танец «Вася Василёк»

Ведущая: Русская пословица гласит: «Делу – время, потехе – час! ».

Наш час подошёл к концу.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь

Говорим вам «До свиданья! »

До счастливых, новых встреч.

Дети под музыку выходят из зала.



Планирование беременности