"Тени сизые смесились" (Тютчев): анализ стихотворения. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (Тютчев), анализ которого мы проведем, возникает картина ночной природы. Форма исповедального излияния способствует тому, что в каждой подробности очевидна специфика лирического восприятия. Темнота скрывает цвета предметов, в ночной тишине кажется, что звуки уснули, движение замерло, вся жизнь приостановила свой ход:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Однако это обманчивая видимость, в природе ничего не исчезает, хотя и может стать незримым, неслышным. Благодаря тому что чувства лирического героя становятся необыкновенно обостренными, изощренными, ему доступны и такие впечатления:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Такая чуткость вызывает к нему доверие, и к выводам его размышлений хочется прислушиваться с повышенным вниманием.

Философская наполненность характерна для первого же образа: тени вокруг созерцателя не просто черные, но сизые, то есть темные с синевой, с голубоватым отливом. В эпитете подчеркнуто смешение, слияние цветов, возможность разрешения противоречий, контрастов.

Но не умиротворенностью наполняет душу такой вывод, в ней пробуждается «тоска невыразимая», свидетельствующая о том, что достижение гармонии сопряжено с мученьем. Во второй строфе стихотворения (восьмистишие четырехстопного хорея) выражено смятение, возникшее из-за предчувствия смерти. Действительно, слияние с миром — это самозабвенье, уничтожение личностных особенностей. И все же, определяя уже в конце первого восьмистишия свое состояние в час ночной тишины и сумрака, лирический герой выражает его с помощью восклицаний, в которых слышится восторг. Его идеал осуществился, и цена за это, оказавшаяся невыразимо высокой, подтверждает значение личности, отдающей все земные блага за верность своим стремлениям:

Час тоски невыразимой!..

Все во мне, и я во всем!..

Восклицания во второй строфе продолжают приветственный клич миру. Лирический герой не только согласен с правотой жизни, специфика его позиции состоит в том, что он возвышает способность человека совершить сознательный выбор.

Оба полюса в восприятии жизни обрисованы как тихая созерцательность и самозабвенная жажда слияния с миром. В глубине души он чувствует созвучие двух впечатлений, переход от одного к другому понятен ему, они не отделены непреодолимой преградой. Ему понятно счастье, состоящее в умиротворенности и покое:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Однако такое существование похоже на сон, а он жаждет «жизни, движенья». Его душа стремится к предельному напряжению — но не воли, не бунтарской активности (мысль о том, что духовная жизнь «тиха», повторена три раза во втором четверостишии), а мысли. Романтический конфликт, в который вступает личность,— это попытка человека приблизиться к пониманию своего предназначения, смысла бытия. Для того чтобы сосредоточиться на нем, нужны тишина, сумрак, а главное, решимость шагнуть за грань земного, забыть о себе:

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Абсолют «самозабвенья» — это смерть, но лирический герой готов принять ее, отдавая жизнь за исполнение своей мечты, даже призывая «уничтоженье», позволяющее слиться «с миром дремлющим» (на этот аспект его настроения указывают формы повелительного наклонения: лейся, залей, утиши, а затем с восклицательным знаком — переполни, дай вкусить, смешай). Таков его выбор слияние с миром в наслаждении природой предстает иллюзией, он ищет гармонии в другом:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Последнее требование обращено к «сумраку», так как в ночной природе ему слышатся страшные, но любимые песни «Про древний хаос, про родимый!» («О чем ты воешь, ветр ночной?», 1836). Как и лирический герой Лермонтова, он «даром славы не берет» («Я жить хочу! хочу печали...», 1832). Сходство в мироощущении двух поэтов-романтиков в 1830-е годы свидетельствует об усилении трагических тенденций в осознании неразрешимости противоречий между идеалом и действительностью. У Тютчева не отвергается безысходность (в стихотворении «Тени сизые смесились...», анализ которого мы провели, она внушает «тоску невыразимую»), но личности вступающей, невзирая на нее, в конфликт с судьбой, адресован восторг лирического героя, благодаря чему пафос его стихотворений приобретает жизнеутверждающую окраску.

Ночь – это любимая пора многих поэтов-романтиков. Сумерки в их творчестве предстают чем-то мистическим, таинственным и будоражащим воображение. Следует отметить, что именно Федора Ивановича Тютчева называли «самой ночной душой русской поэзии». Стихотворение «Тени сизые смесились…» дает читателю возможность заглянуть во внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями и будто самим оказаться среди сумеречного мрака.

Особенности лирики Тютчева

Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.

Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.


Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

История написания стихотворения


На создание стихотворения в некоторой мере повлияла трагедия, случившаяся с поэтом в 1835 году. Семья Тютчевых попала в кораблекрушение. Несмотря на то, что всем членам семьи чудом удалось выжить, это событие подорвало здоровье Элеоноры, жены поэта. Она месяцами не вставала с постели, не желала ни с кем общаться. Отчаявшийся Федор Иванович, который всеми силами пытался вернуть свою возлюбленную к полноценной жизни, днем еще мог отвлечься от мрачных мыслей благодаря работе, но когда на землю спускался сумрак, ему становилось все тяжелее продолжать надеяться и переносить то, в каком состоянии находится супруга.

Ночной мрак стирал все дневные заботы, размывал краски, ночью он мог острее чувствовать все то, что действительно волновало его разум, терзало душу. Именно поэтому поэт так часто в своих стихотворениях размышляет о ночи, приписывает ей человеческие качества.

В мае 1836 года Тютчев отослал стихотворение «Тени сизые смесились…» князю Григорию Ивановичу Гагарину, своему коллеге по поэтическому и дипломатическому цеху. Опубликовано оно было лишь спустя сорок с лишним лет в журнале «Русский архив», а также в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф. И. Тютчева». Тогда произведение носило название «Сумерки».

Это стихотворение очень полюбилось Льву Николаевичу Толстому. А. Б. Гольденвейзер вспоминает разговор с Толстым. По его словам, писатель считал, что невозможно описать, насколько велики достоинства этого стихотворения. Он был счастлив, что нашел истинное произведение искусства, декламировал его почти шепотом, а в глазах его стояли слезы. Столь велико было впечатление, которое стих произвел на писателя.

Особенности стихотворения:

Жанр - философская пейзажная лирика;

Стиль - романтический;

Размер - четырехстопный хорей;

Рифма перекрестная (abab).

Особенности философии Тютчева

В первой строфе стихотворения весь окружающий мир погружается в сумеречный мрак. Яркие краски дня блекнут и сменяются мистическим вечерним сумраком, звуки активной дневной жизни затихают, а на смену им приходят ночная тишина и спокойствие. Вместе с дневным светом уходит ясность и определенность, лирический герой погружается в почти незримый мир, чьи очертания уже лишены четкости. Время будто замирает, всюду воцаряется неопределенность и тишина, нарушаемая лишь звуком полета мотылька.

Один только эпитет «сизый» уже задает тон всему стихотворению. Сизый - это цвет, которому сложно дать четкое определение. В. Даль описывает его так: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою». Благодаря одному этому слову читателю становится понятно на интуитивном уровне, что чувствует лирический герой, а также какая картина разворачивается перед его глазами. Смысловая нагрузка эпитета еще более усиливается аллитерацией: «сизые смесились».

Стоит обратить внимание на то, что слова «жизнь» и «сумрак» начинают строку, находятся в сильной позиции, при этом можно заметить некое противопоставление. Однако это лишь кажущаяся особенность, ведь жизнь не исчезла, она лишь затихла, замерла на какое-то время.


Когда опускается сумрак, вокруг сгущаются тени и звенит тишина, пробуждаются скрытые человеческие чувства, появляются новые силы. Когда лирический герой находится в иной реальности, порожденной ночью, он, наконец, может признаться себе в самых смелых, искренних и безрассудных желаниях своего сердца. Когда реальность, созданная днем, постепенно растворяется во мраке, он остается один на один с собой и со всем миром, становится его частью, но все же он остро ощущает тоску.

В конце строфы лирический герой чувствует, как в него вливается этот сумрак и тишина, он ощущает себя частью ночной природы, чувствует себя неотделимым от нее.

Тютчев считал, что именно индивидуализм не дает человеку слиться с природой воедино. Все люди слишком заняты своими мелкими переживаниями, их поглощает рутина, а цели зачастую настолько далеки от чего-то поистине великого, что в глобальном смысле люди мало чем отличаемся от маленьких песчинок. Человек не может ощутить себя частью природы в полной мере, ведь природа - это нечто великое и всеобъемлющее, слишком сложное для понимания.
Здесь же мы видим противоречие. С одной стороны ночь - это «час тоски невыразимой», а с другой - лирический герой жаждет стать ее частью. Лишь так, несмотря на всю боль и печаль, он сможет проникнуть в глубинные тайны природы, познать суть явлений и понять, в чем все-таки смысл его существования.

Во второй строфе читатель может наблюдать довольно противоречивые чувства лирического героя. Вначале он спокоен и умиротворен, в сумеречном мраке он видит спасение для своей измученной души, конец метаний, достижение гармонии. К концу строфы вся умиротворенность и спокойствие улетучиваются, им на смену приходит энергичность и напористость.

Читатель видит одновременно созидание и разрушение, покой и страх. Ночь - разрушительница дневной суеты и определенности, она же - целебный эликсир для израненной души. Вся жизнь - это клубок противоречий, как и тютчевская ночь в стихотворении «Тени сизые смесились...». То, чего боится человек, может в итоге принести радость, а счастье со временем превращается в боль. Тихая мольба лирического героя сменяется страстным призывом.

Первая строфа стихотворения заканчивается словом «смесились», последняя – «смешай». Читатель видит замкнувшийся круг, но у круга нет начала или конца. Жизнь не заканчивается, начинается лишь новый ее цикл. Возможно, это еще одна причина, по которой лирический герой так страстно жаждет раствориться в ночном мраке. Человеческая жизнь коротка, тело недолговечно, а разум хрупок. Лишь став частью чего-то великого и вечного, можно достичь бессмертия и избавиться от того, что гнетет обычного человека.

Чтобы лучше понять Ф. И. Тютчева, его творчество стоит рассматривать как единое целое, каждое стихотворение само по себе не даст того глубокого понимания, которое возникает при более тщательном анализе наследия поэта. Изучая поэзию Тютчева, можно четко выделить основные образы и ту эмоциональную нагрузку, которую они несут, темы взаимодействия человека и природы, противостояния дня и ночи, космоса и хаоса.

Стихотворение «Тени сизые смесились…» согласно своей тематике, смысловому и эмоциональному наполнению перекликаются с другими произведениями лирика («День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…»). В них Тютчев передает свое отношение к спокойной и тихой ночи, хранящей свои тайны, навевающей тоску и восторг, приносящей боль и спасение души.

Стихотворение «Тени сизые смесились…» было написано Ф.И. Тютчевым в 30-е годы. В начале мая 1836 г. поэт послал его Гагарину. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Известно, что это произведение очень любил Л.Н. . Вот как вспоминает об этом А.Б. Гольденвейзер: «На столике у него лежал том Тютчева…Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорю, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство. Или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас его скажу»…Лев Николаевич прочел тютчевское «Сумерки» тихим, прерывающимся голосом, почти шепотом, задыхаясь и обливаясь слезами. Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался» .
Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души.
Первая строфа рисует картину погружения мира в сумерки. Жизнь с ее суетой и активностью, яркостью дневных красок, громогласием звуков, определенностью здесь как будто замирает, разрешаясь в неподвижность, в «сумрак зыбкий», в тишину. Все становится неопределенным, незримым, мир лишается четкости своих очертаний. Мир покрывает тишина, и лишь полет мотылька нарушает этот покой. Время здесь как будто вливается в душу лирического героя, который видит свое отражение во всем окружающем – в жизни и природе:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..

Исследователи отмечали здесь оксюморонность созданной поэтом картины. «Незримый» полет мотылька у Тютчева «слышен». Это противоречие символически передает разъединенность героя с окружающим миром. По Тютчеву, именно развитый индивидуализм не дает человеку ощутить себя частью природы. Чувства лирического героя противоречивы. Ночное время для него – «час тоски невыразимой». Но вместе с тем он жаждет полностью слиться с природой и временем. Только так он может открыть для себя истину, проникнуть в самую суть явлений.
Вторая строфа начинается спокойной, умиротворяющей интонацией. Лирический герой обращается к «сумраку», видя в нем спасение для своей измученной души:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.

Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:

Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Ночное время суток для героя – «уничтоженье» ясности, четкости, гармонии дум и чувств. Но вместе с тем он жаждет приобщиться к этому Хаосу, полностью слиться с ночным миром и обрести желанную гармонию, преодолев собственное одиночество и индивидуализм. Таким образом, мироощущение лирического героя – романтическое.
Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это тихая и гармоничная картина ночной жизни. Однако заканчивается она мучительным восклицанием: «Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем!..». Во второй части лирический герой передает свою жажду обретения желанной гармонии со временем через «самозабвенье» и уничтоженье. Ночной мрак способен исцелить и утешить измученную душу, но способен и испугать, обнажить все дремлющие доселе чувства. Заканчивается вторая строфа также энергичным, решительным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!». Таким образом, в основе композиции лежит противопоставление двух сторон ночной стихии: умиротворяющей и пугающей. Начинается и заканчивается стихотворение темой замирания мира: «Тени сизые смесились…» – «С миром дремлющим смешай!». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («полет незримый», «час тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («звук уснул», «Сумрак тихий, сумрак сонный», «Лейся в глубь моей души», «дай вкусить уничтоженья»), аллитерацию («Тени сизые смесились»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте всего творчества поэта. Оно развивает традиционные для Тютчева темы и мотивы: дня и ночи, Хаоса и Космоса, человека и природы. «Тени сизые смесились…» перекликается с такими стихотворениями поэта, как «День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…».

Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.

И так, дело было в то время, когда Федор Иванович находился в самом рассвете своей карьеры, но тем не менее жизнь его была омрачена болезнью его любимой жены. Дело в том, что его жена попала в кораблекрушение, и эта ситуация очень негативно отразилась на ней, она месяцами не поднималась со своей постели, не с кем не разговаривала, и практически ни чего не ела.

Конечно Федор Иванович очень переживал за свою жену и испытывал душевные страдания. И если днем, в ежедневной суете он не так остро чувствовал это, то в ночное время, которое издавна считалось любимым временем поэтов, так как именно ночью многих посещала муза, то для Федора Ивановича это время стало временем острого ощущения печали, грусти и душевной боли.

Именно ночь стала для него не переносимым испытанием, которое он сравнивает с темнотой ночи, но верит, что как день сменяет ночь, так и его переживания будут когда-то закончены и они смогут вернуться к полноценной жизни. Многим было не понятно, почему же автор так сильно винил именно себя, а дело все в том, что именно он был инициатором этой поездки, поэтому он и винил исключительно себя, не зная, что же сделать, чтобы помочь своей жене. Он готов был на многое, чтобы поменяться с ней местами, но понимал, что это просто не возможно.

Именно все вышеперечисленные эмоции и страдания, автор вложил в данное стихотворение, наполнив его всеми своими эмоциями, переживаниями и мыслями. И надо сказать, ему удалось создать произведение, которое пришлось по душе многим, ведь у каждого в жизни бывают такие моменты, когда просто не знаешь как же быть дальше, и как правило ночью все чувства ощущаются острее и сильнее.

Однако нельзя не сказать, что на этом черная полоса в жизни поэта не закончилась, его жена умирает и оставляет завещание, согласно которому поэт обязан вновь жениться. Однако думать об этом автор пока не может. Но, время идет и уже через год в его доме появляется новая женщина, которая смогла помочь Федору Ивановичу пережить все и вернуть его к жизни, а так же в прямом смысле спасти его от самоубийства и безумия.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворений Маяковского

    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

  • Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня 5 класс

    Стихотворение Николая Рубцова с первых же строк пересказывает биографию поэта. Никольское-это село, где вырос Рубцов. После того, как повзрослел, поэт осознал, что малая родина-замечательное место. Во многих своих работах, стоит сказать

  • Анализ стихотворения Сонеты солнца Бальмонта

    Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового

  • Анализ стихотворения романса Прекрасный день, счастливый день Дельвиг

    Романс «Прекрасный день, счастливый день…» был написан Антоном Антоновичем Дельвиг в 1823 году, он был прекрасным русским поэтом и издателем. Главная мысль всего романса звучит в первых же строчках

Ф. И. Тютчев - один из величайших наших философских лириков. Его поэзия, как дивная музыка, волнует и наполняет душу любовью к миру. Нашей темой станет произведение, которое вначале называлось «Сумерки». Теперь его название звучит так: «Тени сизые смесились…» Оно до слез взволновало Л. Толстого, и писатель назвал его «истинным произведением искусства».

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир - это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Все, что мы видим вокруг, - лишь ее зыбкое порождение. Потому поэт часто обращает свой взор на тьму ночи. Только ночью «мыслящий тростник» остается наедине с собой и предстает пред вечным миром. В ночном мраке он ощущает себя особенно малым и беспомощным и остро переживает свое существование как трагедию.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров - стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.

На его скромное жалованье она в Мюнхене умудрялась прилично вести дом, в котором было уютно и гостеприимно.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены. Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели. В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Тема, идея

Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску. Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония. Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.

Образы

В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.

Материальное выявлено в цвете, который поблекнул или потонул в сумраке, в звуке - уснул, то есть почти затих, жизнь и движенье отошли на задний план, и слышен только далекий гул, а незримый полет мотылька отзывается в душе тихим эхом.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Он отражает не только личные черты автора, но его современников, людей его класса, которые способны понять своеобразное мироощущение поэта. Переходные состояния природы волнуют поэта: как зима становится весной, лето - осенью, вечер - ночью. Эта динамика, за которой наблюдает находящийся в тягостных переживаниях лирический герой, отражена в произведении «Тени сизые смесились…». Тютчев показывает это время как час невыразимой тоски и желание его героя понять природу, раствориться в ней. Но ему присуще трагическое одиночество. Он, тонко понимая мир природы и любви, хочет глубоко постичь свою судьбу в этом мире. Но от себя уйти ему не дано. В этом состоит глубокое противоречие между личным, индивидуальным, и реальностями жизни.

Ритм и размер

Произведение «Тени сизые смесились…» Тютчев написал хореем с перекрестной рифмой. Оно состоит из шестнадцати строф, разделенных по смыслу на две части.

Композиция

Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам - первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.

Эпитет «сизый» важен для поэта. Он, как художник на палитре, смешивает краски: черную, белую, голубую, серую - и получает зыбкую сизую грань перехода от дня к ночи. В это время звук уснул и движение жизни отдается где-то далеким гулом. Мучительное спокойствие вдруг заканчивается эмоциональным всплеском, который подчеркнут восклицательным знаком. Весь мир неожиданно вместился в душу, и лирический герой в нем растворился.

Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.

Поэтические средства

В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска. Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины. Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, - к покою и самозабвению.

В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» - один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.



Планирование беременности