Мадонна бенуа леонардо да винчи мадонна с ребенком - картина, описание, анализ. Школьная энциклопедия

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 31.10.2016 14:13 Просмотров: 3225

Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Известны 19 живописных картин кисти Леонардо.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи
Искусствоведы не могут утверждать с уверенностью, что знаменитый портрет старика является автопортретом. Возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».
Из огромного художественного и научного наследия Леонардо да Винчи (1452-1519) мы в данной статье рассмотрим только живописные изображения мадонн.

«Мадонна с гвоздикой» (1478)

Дерево, масло. 42х67 см. Старая пинакотека (Мюнхен)
Считается, что эта картина написана молодым Леонардо да Винчи в бытность его учеником в мастерской итальянского скульптора и живописца Верроккьо, одного из учителей Леонардо.

Описание картины

Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Больше никакое чувство не отражено на её лице.
Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане. Мадонна изображена приёмом сфумато . Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфума́то (итал. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»).
Младенец Иисус, наоборот, изображён в энергичном движении. Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Ему так хочется дотянуться до цветка!
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен.

«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480

Холст (переведена с дерева), масло. 48х31,5 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Эта картина также относится к ранним работам Леонардо. Её считают незавершённой. Название картины – не авторское. В 1914 г. Эрмитаж приобрёл её у Марии Александровны Бенуа, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, русского архитектора и педагога. Картину Леонардо да Винчи ему подарил его тесть, состоятельный астраханский купец-рыботорговец.

Описание картины

Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени.
Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. И причёсана она по моде тех лет.
На символичность картины указывает цветок крестоцвет . Это символ распятия. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка.
«Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля.
Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.

«Мадонна Литта» (1490-1491)

Холст, темпера. 42х33 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Литта – миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий – отсюда её название. Первоначальное название картины – «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

Рисунок в Лувре

Описание картины

Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность.
Композиция картины проста и гармонична. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания.
Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла.

«Мадонна в скалах»

Леонардо да Винчи создал две картины, схожие по композиции. Одна написана раньше, в настоящее время выставлена в Лувре (Париж). Другая (написана до 1508 г) экспонируется в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в скалах» (1483-1486)

Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)
Эта версия была создана для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В XVIII в. её купил английский художник Гэвин Гамильтон и привёз в Англию. Далее она находилась в различных частных коллекциях, пока в 1880 г. её не купила Национальная галерея.
В 2005 г. при помощи инфракрасного исследования под этой картиной была обнаружена другая картина, поэтому некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу.

«Мадонна в скалах». Лондонская Национальная галерея

Описание картин

На обеих полотнах изображена стоящая на коленях Дева Мария, держащая руку на голове маленького Иоанна Крестителя. Справа изображён младенец Иисус, которого придерживает ангел. Иисус поднял руку для благословения. Сцена взаимоотношения изображённых персонажей и пейзажный фон контрастируют: с одной стороны покой и нежность, с другой – тревожное чувство сурового пейзажа. Художник использует свой излюбленный приём (сфумато) для смягчения очертания лиц и предметов.

«Мадонна с веретеном» (около 1501)

Подлинник этой картины утерян. Но существуют три копии, две из которых в 1501 г. создал Леонардо да Винчи (или ученики его школы). Другая копия создана в 1510 г.

Национальная галерея Шотландии
Одна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке.
Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Поэтому были созданы копии.

«Мадонна с веретеном» (1501)
Деревo, масло. 48,3 x 36,9 cм. Частная коллекция
Но вполне возможно, что это не копия, а новая версия, созданная в том же 1501 г., что и оригинал.

«Мадонна с веретеном» (1510)
Масло, холст на дереве, 50,2x36,4 cм. Частная коллекция (Нью-Йорк)
Высокое качество картины доказывает, что она исполнена в мастерской Леонардо да Винчи, возможно, под его наблюдением.

Описание картины

На картине изображена юная Дева Мария и младенец Христос, держащий веретено в виде распятия – символ одновременно домашнего очага и креста. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.
Вся фигура Марии выражает любовь к ребенку. Кажется, что она хочет отвлечь ребенка от веретена. Но даже Мать не может предотвратить Распятие на кресте, которое Христу предназначено.
А ребенок всецело обращён к символу Его будущей Страсти и отворачивается от любящего взгляда Матери.

Масло/Холст (1480)

Описание


Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем»,...

«Мадонна с цветком» - одна из первых работ молодого Леонардо. В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью:…бря 1478 года начал две Девы Марии.

Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой» из Мюнхена.
Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем», исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.

Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.
В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.
В XIX веке «Мадонна с цветком» была успешно переведена с доски на холст, о чём существует упоминание в «Реестре картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленном в 1827 году».

Первоначально писана на дереве, но поверхность того переложена на холст академиком Коротковым в 1824 году...При перекладке на холст оказался на рисунке абрис, обведенный чернилами, и у младенца три руки, чему снят литографический рисунок, который находится при ней.
Предполагают, что мастером, осуществившем перевод, был бывший сотрудник Императорского Эрмитажа и выпускник Академии Художеств Евграф Короткий. Нет ясности была ли на тот момент картина всё ещё в собрании генерала Корсакова или уже была куплена Сапожниковым.

«Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и живописцы из Нидерландов. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. Однако затем её следы затерялись, и в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.


История одной картины.
«Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)».
Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа", 1478—1480, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Леонардо да Винчи (1452 — 1519)


Небольшой тосканский городок Винчи стал некогда родиной для одного из величайших гениев человечества. В десятилетнем возрасте Леонардо, сын нотариуса и крестьянки, переехал во Флоренцию — эпицентр экономической, промышленной и культурной жизни эпохи Возрождения. Здесь он постигал первые основы художественного творчества, и уже тогда у него проявилась необыкновенная разносторонность интересов. Среди всего прочего Леонардо прельщала наука, но его современники считали, что она только отвлекает от служения высоким идеалам искусства. Отчасти они были правы, потому что чрезмерная увлеченность гения всеми сферами бытия послужила косвенной причиной его скромного живописного наследия, которое насчитывает сегодня чуть более десяти произведений. Но с другой стороны, именно научные изыскания поспособствовали тому, что каждая из созданных Леонардо картин есть бесценный пример того, насколько высоко может воспарить человеческий дух, стремящийся к познанию мира. Картина «Мадонна с цветком» — одно из таких свидетельств.




Большинство исследователей относят создание этой картины к 1478 году, а это означает, что Леонардо да Винчи написал ее, когда ему было всего 26 лет. В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа. Незадолго до этого хранитель картинной галереи Эрмитажа Эрнст Карлович Липгарт высказал предположение, что произведение принадлежит кисти великого Леонардо, и в этом его поддержали ведущие европейские специалисты. Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова, из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. Мария Александровна Бенуа, урожденная Сапожникова, получила эту картину по наследству, и когда она решилась на ее продажу в 1912 году, лондонский антиквар предложил за нее 500 тысяч франков. Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу - она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России.



Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир. Богоматерь и младенец Иисус окружены полумраком, но глубина этого пространства отчетливо обозначена светлым окном. Дева Мария совсем еще девочка: пухлые щечки, вздернутый носик, задорная улыбка - все это черты не абстрактного божественного идеала, а совершенно конкретной земной девушки, послужившей некогда моделью для этого образа. Она одета и причесана по моде XV века, и каждая деталь ее костюма, каждый локон ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Она протягивает ему цветок, а он пытается его ухватить, и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа. Тем не менее, цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, но еще и знак, символ, предзнаменование грядущих Страстей. И, кажется, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, тянущегося к цветку, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Но с другой стороны, в этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, открыть его тайны, выйти за его границы - в общем, все то, к чему так стремился сам Леонардо.



Гармония целого у Леонардо создается за счет синтеза частностей: математически выверенная композиция, анатомическое построение тел, светотеневая моделировка объемов, мягкие контуры и теплое звучание цветов. Традиционный сюжет здесь переосмыслен: образ Мадонны человечен как никогда, а сама сцена более обыденна, нежели религиозна. Фигуры объемны и почти осязаемы за счет тонкой игры света и тени. Каждая складка одежды ложится согласно объему тела и наполнена движением. Леонардо одним из первых в Италии использует технику масляной живописи, которая позволяет более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов. Для того чтобы еще нагляднее представить, насколько далеко простирались в то время все эти открытия, достаточно просто сравнить «Мадонну» Леонардо с работой его предшественника и учителя — живописца Андреа Верроккьо.



Мадонна с Младенцем

Андреа Верроккьо

Около 1473—1475 годов

Дерево, темпера


Первоначально «Мадонна с цветком» была написана на дереве, но для большей сохранности в 1824 году ее перевели на холст.


В 2012 году картине исполнилось 534 года.

Осенью 1478 года он записывает в одной из своих тетрадей, рядом с различными зарисовками, следующие слова: “…бря 1478 г. я начал две девы Марии”. На листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим большое количество набросков для композиции “Мадонна с младенцем”, причём он со свойственной ему тщательно и вниманием зарисовывает как различные положения тел материи и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой и тяжёлой одежды, куски ткани. Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты, но уже говорят о постепенном овладении техникой. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Многочисленные варианты различных и сходных положений тел матери, ребёнка и обоих вместе являются несомненным свидетельством того, что молодой мастер стремился лёгкими штрихами карандаша или пера передать беглые впечатления, полученные от наблюдений над реальной действительностью, запечатлеть эту действительность во всей её жизненной динамике.
Первая из двух мадонн, о которой пишет Леонардо и которая создана на основании многих зарисовок, - это “Мадонна Бенуа”.
Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрёл уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое, как мы увидим, он ставил выше всех прочих.
“Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости.
Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, - всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности.
Обе фигуры, тесно вписанные в картину, заполняют собой почти без остатка всю её поверхность, только справа, наверху расположено небольшое стрельчатое окно, по-видимому, незаконченное художником. Надо думать, что он предполагал поместить здесь свой излюбленный горный пейзаж с рекой, напоминающий виды его родного Винчи, но, как обычно, затянул работу и, перейдя к чему-нибудь другому, оставил эту деталь недоделанной.
Свет на фигуры в картине падает в основном слева, но очень возможно, что именно небольшое окно и, вероятно, расположенные за ним горы и вода определяют то, что помещение, в котором находится мадонна, освещено слабо и притом своеобразным зеленоватым светом. Он окрашивает всё в зеленоватые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света.
Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок. Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражено во всём облике младенца. Взгляд зрителя невольно приковывается к смысловому центру картины – переплетению трёх рук, изображённая в ней простая и скромная сцена приобретает значительность и идейную глубину. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.

Леонардо да Винчи - наиболее яркий выразитель стремлений и идеалов эпохи Возрождения. Многосторонне одаренный человек, он проявил свой талант не только в искусстве, но и во многих областях науки. Впитав лучшие достижения культуры раннего Возрождения, обобщив опыт художников XV века, Леонардо своим творчеством указал дальнейший путь развития искусства. От свойственного раннему Возрождению аналитического подхода в изучении природы он перешел к синтезированию накопленных человечеством знаний об окружающем мире. В искусстве Леонардо проявились черты, ставшие характерными для Высокого Возрождения: создание обобщенного образа человека, построение монолитной композиции, освобожденной от излишней детализации; гармоничная связь между отдельными элементами картины. Крупнейшим достижением художника явилось использование светотени для смягчения контуров, для обобщения форм и красок. Немало сделал он для развития портретной и пейзажной живописи.

Немногие произведения Леонардо да Винчи дошли до нашего времени, в мире насчитывается меньше десятка его работ. Одни остались незаконченными, другие были дописаны его учениками. В Эрмитажном собрании хранится два его произведения: "Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)" и "Мадонна Литта" .

Небольшой холст "Мадонна с цветком", или, как часто ее называют, "Мадонна Бенуа" - одна из ранних работ Леонардо да Винчи. Он сделал ряд набросков, подготовительных рисунков к этой композиции. Сохранилась запись самого художника, из которой явствует, что картину он начал писать в октябре 1478 года в возрасте двадцати шести лет. Отказавшись от традиционного облика Мадонны, Леонардо изобразил ее совсем юной, с нежной улыбкой любующейся Младенцем. В картине, несомненно, чувствуются жизненные наблюдения художника. Строго продуманная композиция проста и предельно обобщена. Мать и ребенок объединены в неразрывную группу. В произведении использованы богатые возможности светотени для лепки форм, для придания им особой объемности и выразительности. Тонкость светотеневых переходов, производит характерный для работ Леонардо эффект, когда все изображение кажется окутанной воздушной дымкой.

Высокие живописные достоинства "Мадонны Бенуа" позволяют судить о большом мастерстве, которым владел художник в молодые годы. Живопись Леонардо удивляет внешей легкостью, за которой скрыта продуманность до мельчайших деталей. Известно, что каждое свое произведение мастер творил долго, порой заставляя заказчиков ждать несколько лет заказанные ими картины.

"Мадонна Бенуа" как работа Леонардо стала известна только в нашем столетии. В начале XIX века ее продал в Астрахани одному из русских коллекционеров бродячий итальянский музыкант. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом "Старые годы". Вскоре картину почти единодушно признали творением Леонардо да Винчи, а в 1914 году она заняла почетное место в коллекции Эрмитажа.



Транспорт