Михаил иванович козловский краткая биография. Козловский, михаил иванович



Козловский, Михаил Иванович

Профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера", он был принят в Академию Художеств по прошению отца 1 июля 1764 г., зная грамоту и арифметику, а в 1767 г., при общем распределении учеников по специальностям, назначен в класс скульптуры, к проф. Жилле. Оказывая быстрые успехи в искусствах, он выполнил в гипсе статуи с антиков "Флора Зенона", и "Венера aux belles fesses", получил, одну за другой, медали: в 1770 г., мая 3-го, 2-ю серебряную за рисунок с натуры и июля 30-го, 2-ю золотую за исполнение по программе барельефа "Кн. Владимир, проснувшись, отклоняет удар, наносимый ему Рогнедой"; в 1771 г., сентября 5-го, 1-ю серебряную за лепление барельефа по задаче; в 1772 г. сентября 24-го, - опять 2-ю золотую за выполнение задачи "Воины хотят убить кн. Изяслава Мстиславича на поле брани, не узнав его, но он удерживает их, открывая шлем", и, наконец в 1773 г.-1-ю золотую за барельеф "свидание Святослава с матерью и детьми в Киеве по возвращении с Дуная", после чего, определением 20 мая, назначен пенсионером на 4 года в Рим, куда и отправлен 30 июля на английском корабле.

В своих рапортах из Италии Козловский доносил Академии, что, прибыв в Рим 10 января 1774 г., он упражнялся в лепке с натуры, в копировках антиков по французской Академии (где пользовался советами Виена), в композиции, в рисовке с работ Ан. Карраччи (в галерее Фарнези), Доменикино, Рафаэля Урбино, а также с антиков и с натуры, наконец, в исполнении собственных круглых фигур, представляющих "Реку в виде сидящей женщины с урной" (1775), "месяц август" или "лето" в виде молодого пастушка, "Юпитера, лобзающего Амура" (1776), и в довершение всего - производстве нескольких этюдов с лошади Марка Аврелия и с работ Микель Анджело, для чего он просил об отсрочке своего пребывания в Риме еще на год, на что и последовало дозволение совета по журналу от 27 марта 1777 г. В том году он работал в галерее Капитолийской с "умирающего бойца или гладиатора", затем - "академию" и "анатомию" с натуры, взятые у него многими художниками в Риме и которые он выслал в Петербург в 1779 г.; направляясь же в Париж, получил 10 февраля 1780 г. от Марсельской Академии живописи, скульптуры и архитектуры звание академика, а на родине признан, определением академического совета от 3 сентября 1782 г., "назначенным" в академики за алебастровую фигуру "Юпитера с Ганимедом". Пять с половиной лет спустя, 15 января 1788 г. состоялось определение того же совета, что, так как "им назначенный от Академии и бывший пенсионер ее в чужих государствах г. Козловский отъезжает ныне обратно в Париж для вящего приобретения познаний в своем художестве", то совет, "зная хорошее и честное его поведение, а притом и уважая знаменитость, какую он художеством своим уже себе приобрел, сделав из мрамора статую Ее Императорского Величества (Екатерины II-й, 1787 г., ныне в Академии), заслужившую Высочайшее благоволение, намерен поручить в надзирание его находящихся в Париже пенсионеров, дав ему касающуюся до должности его особливую инструкцию".

В Париже, куда Козловский приехал 20 августа, он посещал натурный класс Академии, причем ему предоставлено было право входить в него одновременно с профессором, что давало ему возможность выбрать место самое лучшее для рисования. В столице Франции он нашел до 10 русских пенсионеров - живописцев, скульпторов, граверов, но обо многих из них директор Академии не имел никаких сведений, а они жаловались, в свою очередь, что "были без всякой протекции" и потому не могли начать своих работ. Козловский распределил их по разным профессорам, и академический совет вполне одобрил его распоряжение.

Почти через год (25 июля 1780) он доносил Академии из Парижа, что "здесь воспоследовала перемена большая - граждане взяли оружие и содержат сами караул и нас к тому же принуждают, не принимая никаких на то отговорок, за что пенсионеры Императорской Академии Художеств крайне ропщут, ибо стоит им каждая неделя-6 франков, а самим ходить, казалось бы, непристойно с ружьем в чужом отечестве, для сей причины был я у нашего посланника, сказывал ему, что нас Импеераторская Академия не с тем сюда прислала, чтобы нам ружье здесь носить, и просил его, чтоб нас защитил, на что его превосходительство не дал никакого решения и мы теперь все должны исполнять, что нам прикажут, а за город никого не выпускают, письма распечатывают; чем все это кончится, того никто не знает; к тому же все здесь вздорожало, так что наши пенсионеры едва могут иметь хлеб насущный". Уведомляя вместе с тем о занятиях пенсионеров, Козловский в заключение советовал Академии долее в Париже пенсионеров не держать, а еще через год (4 июля ст. ст. 1790) уведомлял, что "долее не может исполнять обязанностей инспектора, потому что обстоятельства долее оставаться в Париже ему не дозволяют".

Исполнив в 1791 г. из белого мрамора в натуральную величину, горельефное изображение по пояс митрополита Гавриила, строителя Троицкого собора в Александро-невской лавре (находится ныне в соборе против раки св. Александра Невского, за картиной "Благовещение"), и некоторые другие работы, Козловский обратился 22 августа 1784 г. в совет академии с просьбой, где, рассказав вкратце о своем постоянном рвении и успехе за границей, прибавлял в конце, что "по возвращении моем в Россию старался я равномерно трудами моими снискать себе благовещение любителей изящных художеств и дожил наконец счастья, что многие мои работы сделались известны Ее Императорскому Величеству и Их Императорским Высочествам, ныне же, представляя оные (как-то: Фауна, Марсия, Поликрата, Девушку с бабочкой) на благоразумное суждения Императорской Академии Художеств, всепокорнейше прошу, сравнив их с трудами прочих художников, почтить меня по ним удостоением, какое таланты мои заслуживают".

Просьба эта подействовала и, по определению собрания от 12 сентября, Козловский был произведен в академики, а 21 октября того же года, в торжественном собрании, - в младшие профессоры.

В следующем году (22 марта) Козловский занял место члена в академическом совете, немного же спустя после того (13 апреля) президент гр. Мусин-Пушкин прислал в Академию следующее предложение: "по конфирмованному Ее Императорским Величеством штату Академии положено, при каждом художестве, быть двум профессорам - старшему и младшему, а как ныне скульптурного художества состоит на жалованье один только профессор старший, из опытов же известно, что скульптор профессор и член совета Козловский из одного только усердия, без всякого по сие время жалованья, ставил неоднократно в натурном классе модели и имел смотрение над учениками, то...оного профессора Козловского поместить в Академии на штатное жалованье младшего профессора, состоящее из 600 р. годоваго оклада, препоруча притом в его смотрение и распоряжение к вящей пользе натурный класс", что и было исполнено по определению совета от 28 апреля.

Вообще гр. Мусин-Пушкин покровительствовал этому художнику; 9 сентября 1796 г. он подносил Екатерине II отлитые из меди при Академии: вылепленную проф. Козловским группу "Минервы с гением" и "3 орлика, да две подкладки мраморные", причем Ее Величество изволила орлики с подкладками оставить у себя, Минерву же повелела поставить в Академию, а 21 февраля 1797 г. президент предложил Совету выдать 500 р. на счет его жалованья (которое он еще 12 января 1796 г. изъявил желание обратить на поощрение художников, но по выставке того года не явилось произведений художников, заслуживающих поощрения), в награду проф. Козловскому за сделанную им группу Минервы, поднесенную Императрице.

Продолжая службу в Академии, Козловский был назначен 31 декабря 1796 г. в комиссию для описания картин, мраморов и эстампов Императорского Эрмитажа, в 1797 г. исполнил из мрамора статую "Амур" для того же музея; 27 июля 1799 г. избран был старшим профессором скульптуры на место Мартоса, выбранного в адъюнкт-ректоры; в конце того же года удостоился апробации своего проекта памятника Суворову на Царицыном лугу в Петербурге, а в мае 1801 г., по выполнении оного, получил чин коллежского советника и богатую табакерку; годом раньше, в апреле 1800 г., Государю Императору была поднесена президентом Академии Художеств гр. А. Строгановым мраморная статуя "пастушок с барашком" работы Козловского, и к оной порфировый пьедестал; 1 сентября 1802 г. гр. Муравьев препроводил к президенту по Высочайшему повелению, для рассмотрения, прошение проф. Koзловского о повелении удовлетворить его за мраморную статую, представляющую "Гименей", сделанную на случай бракосочетания великого князя Константина Павловича и находящуюся в Эрмитаже. 2 октября, уже после смерти Козловского, Леонтьев уведомил гр. Строгонова, что он решительного ответа на счет окончания барельефа, начатого покойным проф. Козловским (для здания Медико-Хирургической Академии), сообщить не может, не узнав прежде на то волю министра внутренних дел, гр. В. П. Кочубея, а за три дня перед тем президент предложил совету академии дать воспитанникам программу для сооружения надгробного памятника покойному профессору (на Смоленском кладбище), вследствие чего Чекаловский прислал гр. Строгонову 15 апреля 1804 г. два скульптурных и один рисованный эскиз такого памятника, за которые пенсионеры Демут-Малиновский, Пименов и Прокофьев и получили три золотые медали. Кроме вышеупомянутых работ, Козловским исполнены были еще: мраморная статуя, "Бдение Александра Великого" (она представляет героя сидящим на ложе в дремоте и держащим в правой руке шар, готовый скатиться в чащу), колоссальная группа Самсона со львом для Петергофского сада и украшения для Таврического дворца, а также барельефы в Мраморный дворец, изображающие: "возвращение Регула в Карфаген" и "Камилла, освобождающего Рим от Галлов".

Художественный критик первой половины XIX в., говорит, что "каждое из произведений Козловского обнаруживает в авторе необыкновенную способность, много чувства, воображения, оригинальный взгляд и мастерскую руку. Но, невзирая на эти достоинства, должно сказать, что Козловский, полный самобытности и неподдельного живого дарования, был романтиком своего рода. Примеры древности и памятники классического искусства не были для него исключительным образцом совершенства: здесь к чести его должно сказать, что он еще в исходе прошедшего столетия понимал условность изящного древних. Это повело Козловского в сферу художественных вольностей, где ловкость приема считается искусством, где выражение чувства заменяет выражение характера, где пылкость и игривость воображения именуются творчеством. Но и на этой дороге, где другой непременно бы пал вполне, т. е. сделался бы жалким и грубым маньеристом, Козловский сохранил свое достоинство: произведения его, не имея идеального совершенства и красоты античной, отличаются естественностью характера и свободной простотой подражания природе".

Козловский издал в виде книги лучшие из своих рисунков (частью с исполненных им скульптур), гравированных крепкой водкой и лависом; под некоторыми из них стоит имя гравера Корсакова, другие - без имени мастера. Всего 42 ненумерованных гравюры на 24 листах, в том числе приписывается ему и "баня", где женщины моются вместе с мужчинами.

Дела Архива И. А. X. 1774-1800 г.; "Сборник матер. для истории И. А. Х.", П. Н. Петрова, и "Указатель к нему", А. Е. Юндолова; "Месяцеслов на 1840 г.", стр. 177; Д. Ровинский "Подробный словарь русс. граверов", 1894, т. I; Nagler "Künstler-Lex.", VII.

Н. Собко.

{Половцов}

Козловский, Михаил Иванович

Один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По окончании курса в 1772 г., был отправлен в чужие края, работал в Риме и Париже и, возвратившись в Россию в 1782 г., за группу "Юпитер с Ганимедом", вылепленную за границей, был признан назначенным в академики. В 1788-97 гг. находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств. В 1794 г. возведен в звание академика, как художник, уже доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 г. до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 г.

Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французского ваяния конца XVIII столетия, наиболее известны: монумент полководцу Суворову, на Царицыном лугу, в СПб., колоссальная статуя "Самсон, раздирающий пасть льву", украшающая главный петергофский фонтан, мраморные статуи: "Сидящая девочка" (в Зимнем дворце) и "Амур, вынимающий стрелу из своего колчана " (в Императорском Эрмитаже), "Гименей", исполненный по случаю бракосочетания цесаревича Константина Павловича, мужская фигура для изучения человеческой анатомии (écorché) и барельефы: "Возвращение Регула в Карфаген" и "Камилл, избавляющий Рим от галлов" (оба в Мраморном дворце, в СПб.).

А. С-в.

{Брокгауз}

Козловский, Михаил Иванович

славный скульптор; воспитанник Академии художеств и профессор скульптуры. Род. 26 окт. 1733, ум. 16 сент. 1802.

Козловский издал в виде книги лучшие из своих рисунков (частью с исполненных им скульптур), которые награвированы крепкою водкою и лависом. Под некоторыми нумерами стоит имя гравера Корсакова; прочие без имени мастера.

Книга эта состоит из 42 гравюр, отпечатанных на 24 листах большого формата, без заглавного листа и без текста и оглавления; гравюры не занумерованы. В числе их № 17, российская баня, по удостоверению Е.И. Маковского и Тропинина, гравирована самим Козловским; им же, по-видимому, гравированы и многие другие картины того же издания.

1. "Мысль Сократа о бессмертии души, - проэкт надгробнаго памятника". Гравирован лависом. 16.10½ х 114.

2. "Диоген на публичном месте отвращающийся людских пороков; С.М. Козловской". 12.5 х 17.7½. Гравировано крепкой водкой. На вторых оттисках надпись исправлена и поставлено: "месте".

3. "Меропа избавленная сыном от Тиропа; Соч. М. Козловской"; офорт; 15.47, х 21.2.

4. Соломонов суд; офорт: "Соч. М. Козловской". 9.6 х 15.6½.

5. "Христос двенадцатилетней в храме Святая Святых; офорт; "Соч. М. Козловской". 4.10½ х 18.7½.

6. "Путешествие Галлатеи; Соч. М. Козловской"; офорт. 5.6½ х 19.1½.

7. "Апеллес живописец избираеть лучшую модель для изображения своей Венеры; С.М. Козловской"; офорт; 13.6½ х 18.8.

8. "Муций Сцевелла перед Порсеною; Соч. М. Козловской"; офорт; 15.8½ х 14.9.

9. Бог беседует с Петром и Павлом; офорт; Соч. М. Козловской. 6.1½ х 5.9.

10. Добродетельная римлянка; офорт: "С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков". 7.8½ х 6.7½.

11. "Бахусово празднество; Соч. М. Козловской"; офорт; 11.2 х 23.4.

12. "Идольское жертвоприношение"; грав. крепкой водкой и акватинтой; 11½ х 23.10.

13. Аргус: "Соч. М. Козловской". 4.3½ x 3.11. Офорт.

14. Верблюд: "Соч. М. Козловского" 4½ х 5.8. Офорт.

15. Тезей убивает Кабана; "С.М. Козловской"; 9.6 х 7.3½. Офорт.

16. Геркулес убивает Льва: "С.М. Козловской"; 9.5½ х 7.4½. Офорт.

17. "Российская баня; Соч: М. Козловской". 14.9 х 31.1.

18. Учение Мидицины; большая гравюра на двух досках, грав. крепкой водкой и акватинтой: "Соч. М. Козловской" 9.5 х 41.5½.

19. "Евангелист; Соч. М. Козловской"; 3.97, х 5.7. Офорт.

20. "Епиктит Филозов; С.М. Козловской"; офорт; 4.5 х 3.10½.

21. "Бахусово путешествие. С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков". 9.10½ х 13.4½. Офорт.

22. "Молодой Товий изцеляет отца своего Товита; Соч. М. Козловской". 5.1 х 5.5½. Офорт.

23. "Авраам Исаака приносит в жертву; С.М. Козловской". 4.2 х 5.4. Офорт.

24. "Древних бракосочетание. С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков"; грав. кр. водкой; 9 х 14.4.

25. "Из Тасса Клоринда. С.М. Козловской". 7.½ х 8.8. Гравир. крепкой водкой.

26. "Динона сжигается. С.М. Козловской"; 5.11 х 8.5½. Офорт, пройден резцом.

27. "Артемиза оплакивает своего супруга. С.М. Козловской". 6.3 х 8.3. Офорт, резцом.

28. "Похищение Европы. С.М. Козловской". 5.9 х 8.7½. Грав. крепкой водкой и резцом.

29. Разносчики: 1) со сбитнем и баранками; 2) с лотком на плече; 3) с корзинкой, с грибами; на голове; 4) с блинами на тарелке. Офорт: "Соч. М. Козловской". 6.6 х 14.8.

30. Разносчики - три женские фигуры торговок и одна мужская, с дичью. Офорт: "Соч. М. Козловской". 7.8 х 14.8.

31. "Аякс уносит тело Патроклово. Соч. М. Козловской". Офорт. 5.3 х 5.10.

32. Венера с Амуром: "С.М. Козловскаго". Офорт. 4.9 х 5.11½.

33. "Вулканово путешествие; Соч. М. Козловской". 8.4 х 14.3½. Офорт.

34. "Вениамин в Египте; С.М. Козловской"; 6.6 х 9.6½. Офорт.

35. "Центавр похищает любовницу y Геркулеса; Соч. М. Козловской". 9.2 х 6.9. Грав. креп. водкой и резцом.

36. "Авраам приносит на жертву сына своего Исаака; Соч. М. Козловской"; креп. подкой и резцом. 8.9 х 8.

37. "Надгробная покойного Мелисина; С.М. Козловской". 6.7 х 7.6. Офорт.

38. "Платон и Аристотель; С.М. Козловской"; 6.2 х 5.6½. Офорт.

39. "Детская пляска; С.М. Козловской"; 6.10½ х 13.8. Офорт.

40. Музыканты, - две мужские фигуры, играющие на волынке и на дудке, один из них приплясывает; офорт: "С.М. Козловской". 5.2 х 5.10.

41. "Геркулес убивает Антея; С.М. Козловской"; офорт. 6.2½ х 5.5½.

42. "Сципион увольняет пленницу. Соч. М. Козловской"; офорт. 8.1 х 11.5½. 1-е состояние доски до подписей.

{Ровинский}

Козловский, Михаил Иванович

знаменитый скульптор, воспитан., пенсионер и профессор И. А. X., р. 26 октября 1753 г. † 1802 г. 16 сентября.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Козловский, Михаил Иванович" в других словарях:

    - (1753 1802), русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ (1764 73) у Н. Ф. Жилле; профессор там же (с 1794), среди учеников С. С. Пименов, В. И. Демут Малиновский. Пенсионер АХ в Риме (1774 79) и Париже (1779… … Художественная энциклопедия

    Русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ‒ в Риме (в 1774‒79) и Париже (в 1779‒80), где работал также в… … Большая советская энциклопедия

    Козловский Михаил Иванович - (1753—1802), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), Академик с 1794; преподавал там же (с 1794). Пенсионер АХ в Риме (1774—79) и Париже (1779—80). Мастер монументальной декоративной и станковой пластики,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Скульптор, график.

Родился в семье военного музыканта - «галерного флота трубачевского мастера». В 1764 поступил в Воспитательное училище ИАХ, затем учился в «скульптурно-статуйном» классе у Н.-Ф. Жилле. Неоднократно награждался малыми и большими серебряными медалями за рисунки и лепку с натуры. В 1770 выполнил по программе барельеф «Владимир и Рогнеда», за который получил малую золотую медаль. В 1772 за работы «Кирилл философ греческий и князь Владимир» и «Изяслав Мстиславович на поле боя» удостоен еще одной малой золотой медали. В 1773 за программу барельеф «Свидание Святослава с матерью и детьми по возвращении с Дуная» награжден большой золотой медалью, выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.

В том же году отправился в Рим, где прожил по 1779. Изучал коллекции Ватикана, палаццо Фарнезе, Спада, Боргезе. Выполнил множество копий и зарисовок с античных скульптур, а также произведений мастеров Возрождения, в особенности Микеланджело. Посещал натурные классы Французской Академии художеств в Риме, где пользовался советами Ж.-М. Вьена.

В 1779 переехал во Францию. В 1780 избран почетным академиком Академии живописи, скульптуры и архитектуры в Марселе. В том же году возвратился в Петербург. В 1782 представил в Совет ИАХ выполненную в период пенсионерства гипсовую скульптуру «Юпитер с Ганимедом», за которую был признан «назначенным» в академики. В 1780-х по приглашению А. Ринальди работал над декоративным оформлением Мраморного дворца в Петербурге, а также по заказу Дж. Кваренги создал рельефы для «Храма Дружбы» в Царском Селе. В 1784–1785 изваял большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы.

В 1788 для совершенствования мастерства снова уехал в Париж, посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. Помимо прочего, по поручению ИАХ осуществлял надзор за находящимися в Париже русскими пенсионерами. В 1790 возвратился в Россию. В 1794 избран академиком, сразу вслед за этим «в уважение дарования» удостоен звания профессора. В 1795 стал членом Совета ИАХ. С того же года преподавал в скульптурном классе Академии, среди его учеников - С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. В 1799 назначен старшим профессором.

В 1799–1800 работал над памятником А. В. Суворову в Петербурге. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, для которого выполнил центральную статую «Самсон, раздирающий пасть льва».

Занимался мемориальной скульптурой, создал надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800), С. А. Строгановой (1802) для Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры.

В 1953 в Государственном Русском музее была организована выставка произведений мастера.

Козловский - выдающийся русский скульптор раннего и зрелого классицизма. В его творчестве нашли воплощение характерные для этого времени идеалы просвещения, гражданского долга и доблести. В качестве тем для своих произведений, как правило, выбирал сюжеты из истории республиканского Рима и античной Греции.

Козловский опирался не только на традиции античного искусства, в индивидуальной манере скульптора ощутимы барочные черты, что выразилось в динамичных композициях с острыми ракурсами и движением (особенно ярко это проявилось в рисунках). Для раскрытия замысла часто прибегал к языку аллегории. Обращался к самым различным материалам - мрамору, бронзе, терракоте. Был одним из лучших рисовальщиков своего времени. Занимался офортом.

Известны поздние отливки некоторых произведений скульптора, выполненные в начале ХХ века по решению Совета ИАХ.

Произведения Козловского находятся в крупнейших музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Павловском дворце-музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Козловский Михаил Иванович родился 26 октября 1753 года в семье военного музыканта. Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств. Здесь он был определен в культурный класс. Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок.


Императорская Академия художеств Высшее учебное заведение в области изобразительных искусств, существовавшее в Российской империи с 1757 года. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 по инициативе ученого М. В. Ломоносова и просветителя графа И. И. Шувалова. Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758, первый выпуск состоялся в Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление ее возглавлял Совет профессоров и президент. Среди выпускников Императорской академии художеств выдающиеся мастера изобразительных искусств: А. П. Лосенко, Ф. И. Шубин, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, И. Е. Старов, А. А. Иванов, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, М. М. Антокольский, А. Н. Воронихин, Н. Л. Бенуа, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.


В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1-й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (гипс, Научно- исследовательский музей Академии художеств СССР). Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны.


«Князь Изяслав на поле брани» Академическая программа Козловского: «Изяслава Мстиславовича (внук Мономаха, сын Мстислава Владимировича, великий князь киевский, князь волынский. Изяслав - один из первых русских князей, который в летописи именуется «царём»), изъязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши, но он, сняв с себя шелом, показал им, что он их князь и полководец» (гипс, 1772, Русский музей), представляет собой горельеф, выполненный в эффектной живописной манере. Не является случайностью, что скульптор разработал в данном произведении тему из отечественной истории. Интерес к подобного рода сюжетам был характерен для раннего периода деятельности Академии.




В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году старшим профессором. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев,В. Демут-Малиновский и другие.


Конец годов XVIII века период расцвета таланта скульптора. Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника. В 1797 году он высекает в мраморе статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (ГРМ).


Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского. В статуе «Александр Македонский» скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем.


На гомеровскую тему создал ряд скульптурных и графических эскизов. Среди них наиболее удачна мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» (1796, ГРМ), тема которой мужская дружба передана в напряженном движении фигуры Аякса, в широком шаге, в энергичном повороте.




Другим выдающимся произведением Козловского, лучшим украшением Петергофских каскадов явился «Самсон»-центральная статуя скульптурного ансамбля, в создание которого внесли свой вклад лучшие русские ваятели Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев и др.

КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Козловский Михаил Иванович - один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств, у Жилле. С 1794 года преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году. Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французской скульптуры конца XVIII века, наиболее известны: монумент Суворову в Петрограде, колоссальная статуя "Самсон, раздирающий пасть льву", украшающая главный петергофский фонтан, мраморные статуи: "Сидящая девочка" (в Зимнем дворце), "Гименей", исполненный по случаю бракосочетания цесаревича Константина Павловича (в Зимнем дворце), мужская фигура для изучения человеческой анатомии (ecorche) и барельефы: "Возвращение Регула в Карфаген" и "Камилл, избавляющий Рим от галлов" (оба в Мраморном дворце, в Петрограде). В музее Александра III - "Поликрат", "Меркурий и Нимфа", "Избиение младенцев", "Амур", "Аполлон".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Иванович , русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. …
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
    (1753-1802) российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в …
  • КОЗЛОВСКИЙ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
    один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По …
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1753 - 1802), российский скульптор, представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью образов (статуя для каскада …
  • КОЗЛОВСКИЙ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    397494, Воронежской, …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • КОЗЛОВСКИЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Мечислав Юльевич (1876-1927). Член РСДРП с 1900 г. Деятель польского и русского революционного движения. После Февральской революции - член Исполкома …
  • МИХАИЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • МИХАИЛ
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Сер. Вас. (1885-1962), художник кино, нар. худ. РСФСР (1944). Оформил ф.: "Поликушка" (1919), "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Окраина" …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Ант. (1757-1831), композитор. По происхождению поляк. С 1791 в С.-Петербурге. Автор романсов ("российских песен"), полонезов (в …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Мих. Ив. (1753-1802), скульптор и рисовальщик. Предст. рус. классицизма. Творчество К. проникнуто просветит. идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Ив. Сем. (1900-93), певец (лирич. тенор), нар. арт. СССР (1940), Герой Соц. Труда (1980). В 1926-54 в Большом т-ре …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Ал. Фёд. (1905-77), композитор и дирижёр, нар. арт. Узб. ССР (1955). Ученик Н.Я. Мясковского. В 1949-63 гл. дирижёр и …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • МИХАИЛ
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Федорович (1905-77) , композитор и дирижер, народный артист Узбекистана (1955). В 1949-63 главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра …

Михаил Иванович Козловский


Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьёй на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной гавани. Здесь прошли детские годы будущего скульптора.

По прошению, поданному 1 июля 1764 года, одиннадцатилетний Михаил, обученный российской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств и навсегда расстался с родительским домом. Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре, архитектуре и живописи.

Окончив Академию в 1773 году с большой золотой медалью, Козловский в течение четырёх лет (1774–1778) жил в Риме в качестве академического пенсионера.

По окончании пенсионерского срока в Риме Козловский провёл один год во Франции. В феврале 1780 года Марсельская академия искусств присудила ему звание академика. В том же году он вернулся на родину и сразу занял заметное место в петербургской художественной среде. Козловский тесно сблизился с передовой дворянской интеллигенцией.

Первые произведения Козловского составляют своеобразный цикл, пронизанный пафосом высокой гражданственности. Главная тема художника - гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. В самом начале восьмидесятых годов Козловского привлекают к участию в скульптурном оформлении Мраморного дворца. Скульптор исполняет барельефы, украшающие одну из стен мраморного зала: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов».

В 1784–1785 годах Козловский выполнил большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы - богини мудрости. Здесь скульптор воплощает представления просветителей об идеальном монархе - защитнике отечества и мудром законодателе. Эта работа принесла скульптору широкую известность и признание со стороны современников.

Аллегорический смысл имеет и другая статуя Козловского - «Бдение Александра Македонского». Как отмечает В. Н. Петров:

«Скульптор проявил здесь талант меткого наблюдателя, умеющего остро подметить в натуре и выразить в искусстве живое состояние, задуманное для характеристики образа.

Только при круговом обходе статуи до конца раскрывается очарование прекрасного юношеского тела Александра, а многочисленные декоративные детали, украшающие статую, связываются в единое, чётко продуманное целое. Козловский добивается одновременно и пластической цельности образа и логической ясности своего подробного, насыщенного историческими намёками рассказа об Александре Великом».

В конце восьмидесятых годов Козловский был уже широко признанным, прославленным мастером. Но, закончив очередные заказы, скульптор в начале 1788 года принял решение вновь начать учиться и ехать за границу «для вящего приобретения познаний в своём художестве», как отмечено в протоколе академического совета.

В Париже скульптор создаёт статую «Поликрат», к которой один из критиков удачно применил слова великого Гёте, сказанные ранее об античном «Лаокооне»: «Это запечатлённая вспышка молнии, волна, окаменевшая во мгновение прибоя».

В «Поликрате» ярко показано последнее, предсмертное напряжение жизненных сил умирающего, последний порыв в борьбе жизни со смертью.

В 1790 году Козловский вернулся на родину. Через два года он создаёт одну из своих прекрасных идиллических скульптур - статую «Спящий Амур».

Фигура Амура находится в сложном, напряжённом движении. Кажется даже, что это противоречит избранному скульптором мотиву сна Козловский, стремясь воплотить характер и внутреннюю жизнь чувства, придал своему герою выражение лирической мечтательности и томной усталости.

Цикл идиллических образов Козловского завершает небольшая мраморная статуя Психеи (1801), которую все исследователи упоминают в ряду его самых прекрасных созданий.

«Нарушая иконографическую традицию, - пишет В. Н. Петров, - восходящую к знаменитой античной группе „Амур и Психея" (Капитолийский музей в Риме) и развитую Рафаэлем во фресках Фарнезины, Козловский изобразил Психею не прекрасной девушкой, а маленькой девочкой, с ещё несформировавшимся ребяческим тельцем и миловидным, но совсем детским лицом. Так в скульптуре русского мастера переосмысливается античная символика: образ Психеи-души приобретает реальный, почти жанровый характер, а изображение мотылька утрачивает своё символическое и мистическое значение, становясь простой сюжетно-декоративной деталью».

Одновременно с произведениями идиллического цикла Козловский создавал рельефы, статуи и скульптурные группы. Темы их были взяты из античной мифологии или отечественной истории. Лучшие скульптуры как раз и принадлежат к этому новому героическому циклу.

С 1796 года Михаил Иванович берётся за работу над обширной серией скульптурных эскизов на темы Троянской войны, а также подвигов Геракла и Тезея. Весь «Троянский» цикл отмечен поисками монументальности, составляющими существенную новую черту в развитии творчества скульптора. Однако всё это не идёт в ущерб реалистической ясности и живой выразительности образов. Произведения, созданные в середине девяностых годов, выглядят более строгими и внутренне цельными, более сдержанными в выражении чувства. Отсюда прослеживаются пути к монументальной пластике «Суворова» (1800–1801) и «Самсона» (1802). Работа над памятником Суворову началась ещё при жизни Александра Васильевича, в 1799 году. Только что закончились знаменитые итальянские походы, увенчав неувядаемой славой русскую армию и полководческий талант Суворова. Семидесятилетний генералиссимус поразил весь мир беспримерным в истории героическим переходом русских войск через Альпы. «Русский штык прошёл через Альпы», - стали говорить с тех пор. Русские войска в 63 битвах не потерпели ни одного поражения и захватили 619 неприятельских знамён.

Великий полководец представлен в образе рыцаря. Для верного понимания статуи, созданной Козловским, необходимо не терять из виду одну существенную особенность замысла: в ту пору, когда художник приступал к своей работе, он не имел в виду ставить памятник в том смысле, какой обычно придаётся этому термину, - он создавал прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к тому, чтобы прославить Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного облика великого полководца и не деяния его долгой и героической военной жизни, а только подвиги в период итальянской кампании могли быть отражены в статуе Козловского.

Уже с самого начала работы над статуей Козловский обратился к языку аллегории. Он желал создать не портрет, а символическое изображение, в иносказательной форме прославляющее Россию и её великого полководца.

На круглом постаменте - лёгкая, стройная фигура воина в доспехах, юного, мужественного, полного силы и стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест правой руки, в которой он держат обнажённый меч. Плащ энергично отброшен за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в фигуре; красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют этот идеализированный образ «бога войны».

Воин прикрывает щитом стоящий позади него жертвенник, на котором папская тиара, Сардинская и Неаполитанская короны. Их символический смысл - победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трёх аллегорически представленных в памятнике государств. Женские фигуры на боковых гранях жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Фигура воина удачно согласуется с великолепно найденными пропорциями постамента. На его лицевой стороне - гении славы и мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с надписью; щит словно опирается на военные трофеи - знамёна, пушки, ядра. Ограда вокруг памятника состоит из соединённых цепями бомб, из которых вырываются языки пламени.

Всё здесь наполнено иносказательным смыслом. И лишь надпись на постаменте «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» убеждает нас, что это памятник великому русскому полководцу.

Однако мысль о портретном сходстве вовсе не была чужда скульптору. Ведь речь шла не только о прославлении побед русского оружия - речь шла о заслугах самого Суворова, и современники должны были узнавать его в статуе.

Портретное сходство отчётливо заметно в изображении, созданном Козловским. Художник передал удлинённые пропорции лица Суворова, его глубоко посаженные глаза, крупный нос и характерный разрез старческого, чуть запавшего рта. Правда, как и всегда у Козловского, сходство остаётся отдалённым. Образ Суворова идеализирован и героизирован. Но, жертвуя внешней портретной точностью, скульптор сумел раскрыть и выразить самые существенные черты душевного облика национального героя Решительное и грозное движение фигуры, энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей шпагу, хорошо передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. В патриотической статуе Козловского есть высокая внутренняя правда.

Этот памятник ещё не был завершён, когда Козловскому пришлось принять участие в исполнении новых замыслов, таких же грандиозных по масштабам.

К обновлению скульптуры Большого петергофского каскада были привлечены лучшие русские мастера - Шубин, Щедрин, Прокофьев и Рашетт. Работы начались весной 1800 года и завершились спустя шесть лет.

Козловскому отводилась главная роль. Он создал группу «Самсон, раздирающий пасть льва», занимающую центральное место в идейном замысле ансамбля Большого каскада.

Как пишет В. Н. Петров:

«Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей ещё в петровское время. Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII веке считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) - побеждённого Карла XII.

Козловский воплотил эти символы в грандиозном скульптурном произведении. Могучее тело Самсона с титанически напряжёнными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Фигура героя развёртывалась в пространстве как бы по спирали: изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.

Исследователи справедливо указывали на близость „Самсона" к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы, в глубоком патриотическом чувстве, которое выражено в этой статуе Козловского, можно заметить отдалённые отзвуки совсем иной традиции».



Транспорт