Могучее царство шопена вдали от родины. Могучее царство Шопена

Фридерик Шопен, композитор-новатор и блестящий пианист, не писал симфоний и опер, не оставил ни одной увертюры и оратории. Своё дарование он сумел ярко отобразить в фортепианной музыке, обогатив её новыми музыкальными образами и жанрами, выразительными возможностями инструмента, заняв тем самым место среди величайших мастеров искусства.

Краткая биография

Фридерик-Францишек появился на свет 1 марта 1810 года в местечке Желязова Воля. Отец мальчика, Николай, был французом, мать Юстина - полькой. Через несколько месяцев после рождения мальчика семья переехала в Варшаву, где глава семьи получил место учителя в лицее.

Фридерик рос, окружённый музыкой: мать пела и играла на фортепиано, отец – на скрипке и флейте. К пяти годам мальчик уверенно исполнял несложные пьесы, обучаясь музыке под руководством сестры Людвики.

В семь лет его педагогом становится Войцех Живный, прививший своему ученику любовь к . Февраль 1817 года был ознаменован первым выступлением юного виртуоза, вызвавшим всеобщий восторг. Вскоре издаются первые произведения молодого дарования.

Одновременно с музыкальными занятиями Шопен изучает общеобразовательные дисциплины: иностранные языки, историю и литературу. К шестнадцати годам Фридерик завершает обучение в лицее. Помимо музыкальных способностей, мальчик проявляет себя как неплохой актер и способный карикатурист.

В 1826 году Шопен поступает в Высшую школу музыки, где под руководством Юзефа Эльснера совершенствуется в композиции. Созданные Фридериком два концерта для фортепиано с оркестром навсегда вошли в репертуар лучших мировых исполнителей. Во время учёбы он встречает свою первую любовь - Констанцию Гладковскую, которой посвящает две песни.

Вдали от родины

В 1829 году Шопен посещает Вену, где даёт несколько концертов, получивших большой успех. Венская публика тепло приняла молодого музыканта. По возвращении на родину Фридерик регулярно выступает с концертами, среди — концерты, мазурки, ноктюрны. 2 ноября 1830 года композитор решает покинуть Польшу.

Надеясь на прошлогодний успех, Шопен снова едет в Вену. Однако в этот раз судьба оказалась неблагосклонна: ему не удалось устроить ни одного выступления, а издатели соглашались издавать его сочинения только бесплатно.

Парижский период

В Польше начинается восстание против российского самодержавия. Узнав о нём, композитор, в юности участвовавший в восстании Тадеуша Костюшко, собирается вернуться на родину, однако родные смогли его отговорить. Осенью 1831 года Шопен отправляется в Париж. Под впечатлением от происходящих событий им было написано несколько прелюдий, баллада, а также знаменитый этюд, которому автор дал название «Революционный».

В Париже Шопен стал известен, прежде всего, как пианист. Издатели, не соглашались издавать его труды за гонорар, потому композитор был вынужден давать уроки музыки по несколько часов в день. Однако же, талант не был забыт, и в салонах польской диаспоры и французской аристократии слава молодого музыканта росла и умножалась.

В 1835 году произошла встреча Шопена с Марией Водзинской. Композитор был уверен, что нашёл женщину, с которой соединит свою жизнь; однако родители Марии воспротивились браку дочери с музыкантом. В ноябре того же года он тяжело заболел, во время болезни им был написан знаменитый похоронный марш.

В 1836 году Шопен знакомится с Жорж Санд, с которой связывает свою жизнь на долгие годы. Несмотря на то, что писательница в своих воспоминаниях описывает своё самопожертвование и заботу о композиторе, друзья и ученики отзываются о её отношении к возлюбленному весьма нелестно.

Зрелый период творчества

Шопен всё реже даёт концерты, посвятив себя творчеству. Парижане преклоняются перед талантом композитора: многие мечтают услышать его игру, брать же у него уроки было честью, доступной немногим.

Однако череда трагических событий потрясла великого мастера: смерть отца, близкого друга Матушинского, разрыв с Жорж Санд. Всё это подорвало здоровье, и он почти перестает писать.

После поездки в Англию, где Шопен последний раз выступил публично, болезнь прогрессирует, ее исход становится ясен как окружающим, так и самому музыканту. До последних дней жизни он не забывал о Жорж Санд, однако та не навестила его и не написала ни строчки.

Шопен умер 17 октября 1849 года на руках у своей сестры Людвики. На похоронах композитора были исполнены некоторые его собственные сочинения, среди которых и похоронный марш, и Реквием Моцарта. Похоронен он в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а сердце композитора, согласно его завещанию, было перевезено в Варшаву, где оно хранится до сих пор в костеле Святого Креста.

Урок музыки №27 6 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.СергеевойРаздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Тема: «Могучее царство Шопена». «Вдали от Родины».
Цель: осмысление принципа музыкального развития, построения музыкальной формы на примере творчества Фридерика Шопена.
Планируемые результаты
Предметные:
Умение видеть жизненные явления как основу искусства;
Умение видеть музыкальные образы, воплощенные в жанрах фортепианной миниатюры Шопена;
Знакомство с жанрами фортепианной музыки: прелюдии, вальсами, мазурками, этюдами Ф.ШопенаУмение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).Метапредметные:
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости;.
Тип урока:
Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.
Методы: деятельностный подход
Музыкальный материал:
«Ноктюрн №2»
«Революционный этюд»
«Вальс №7»
«Прелюдия №24»
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Музыкальное приветствие
- Мы знаем, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других.
Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж ними будет велика.
Шекспир
- Как вы понимаете эти слова?
- о чем пойдет разговор на уроке? (о связи музыки и поэзии). Узнайте, о каком композиторе идет речь?
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это … (Фридерик Шопен)
Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. Послушайте, как он о нем отозвался.
«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.
- Попробуйте определить тему урока:
(запись в тетради)
- Что вы знаете об этом композиторе?
Сообщение о жизни и творчестве: Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.
Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.
А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.
Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.
- Какой любимый инструмент Шопена? (фортепиано). Основную часть его творчества составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений. Во времена Шопена очень популярны были балы, на которых звучали вальсы, полонезы, мазурки. Не остался равнодушным к этим жанрам и Шопен.
Слушание «Вальса № 7»
ВАЛЬС
Лев Озеров
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
- Этот вальс просто танец или вы услышали нечто большее?
- Какие чувства вы услышали в музыке?
- Что испытывал композитор при сочинении Вальса? (спокойствие, счастье) Почему? (потому что он жил на Родине, в окружении родных и близких)
В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия.
«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».
Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.
- Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)
Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.
Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.
ГОРСТЬ ЗЕМЛИ
(Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой)Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
Через некоторое время после отъезда Шопен узнает: в Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен рвется домой, но родные и друзья удерживают его от этого шага. Послушайте, как о своих чувствах пишет Шопен в своем дневнике: «Если б не то, что отцу и без того тяжко, я бы немедленно вернулся. Я проклинаю час своего отъезда, Все эти обеды, вечера, концерты, танцы, которыми я сыт по горло, надоели мне: так мне тут тоскливо, глухо, мрачно. [...] Я не могу поступить, как мне хочется, а должен наряжаться, завиваться, обуваться; в гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано. Никто мне не близок, со всеми я вынужден быть любезным». В начале сентября Шопен приезжает в Штутгарт. И здесь он узнает о падении Варшавы и разгроме польского восстания. Ему не с кем даже поговорить об этом, некому излить накопившиеся горькие чувства. Его собеседники - только фортепиано и бумага, и им он поверяет то, что терзает его душу.
- А теперь что происходит в сердце Шопена?
Звучит «Революционный этюд»
- Что вы слышите в этой музыке? (призыв, ярость, гнев, борьба)…
- Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?
(«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина)
Прозвучал «Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности? (пунктирный ритм, быстрый темп, минор, мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста, как декламация)
Этюд – это пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на инструменте, проще говоря, упражнение для пальцев. Просто ли упражнение для пальцев хотел создать Шопен?
- Нет, конечно! Это полноценное глубокое по мысли концертное произведение, пробуждающее в душе слушателя бурю чувств и переживаний.
Слышим ли мы отдельно музыкальные партии правой и левой руки? Как звучат эти партии?
Разделите лист бумаги на два поля. В верхнем поле изобразите графически партию правой руки, в нижней части – партию левой руки. Объясните изображенное.
В левой руке быстрые стремительные пассажи, в правой руке – основная мелодия, твердая, героически. Партия левой руки – низвергающиеся, бурные, рокочущие волны звука. Когда мы говорим, что у нас внутри все бурлит, кипит? - Когда испытываем ярость, гнев, злость, возмущение, когда эмоции перехлестывают через край, когда человека переполняют чувства. Партия левой руки создает напряжение, которое захватывает человека и заставляет его проживать эти чувства вместе с композитором.
А как же звучала основная мелодия? (наигрываю) – Твердо, мужественно, гневно, призывно, громко. Можно представить, что она звучит тихо? – Нет! Это крик души!
Внимание, в мелодии две интонации - восходящая (громкая) и нисходящая, которая звучит тише, слабее. Что они выражают? (Пропеваю эмоционально, сопровождая выразительными жестами). – Удар! И Поражение!, Попытка вырваться из под гнета, и отчаяние, невозможность победы… А дальше? - Призыв не останавливаться, бороться, бороться….
- В жанре этюда Шопен привнес много нового- он соединил техническую сторону с художественной. Шуман сказал: «это не столько этюд, сколько поэма»
- Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…
Из письма Шопена: «Милая моя, далекая, единственная! …- Кому адресует это письмо Шопен? (родине)
… Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»
- Еще одно произведение Шопен посвятил своей родине.
Слушание «Прелюдия№24»
Анализ прослушаннного произведения.
В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.
СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков
Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
Вселенная Шопена – водоём
Божественного чистого сознанья.
Он – только человек! Откуда в нём
Живёт нечеловеческое знанье?..
Д. Бочаров
Как сказал Л. Толстой «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»- Можем ли мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?
Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева(на фоне ноктюрна)
…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.
Мелодия любви рождалась и плыла.
И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.
И чувственная грусть – как хрупких два крыла.
Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,
Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.
Царили в звуках тех торжественность и тайна,
Манило колдовство нездешних, тонких рук.
А где-то далеко, совсем в ином пространстве,
Остались суета, страдания и боль…
И по коврам пушистым в дивном, нежном танце
Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..
Рефлексия.

Фридерик Шопен


В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры.

Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении) , и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца.

Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный. Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом.

После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: "Изумительные способности. Музыкальный гений". К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран.

Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он признавался: "...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало Adagio моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе". Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен "Желание" ("Если б я солнышком на небе сияла") .

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер. В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

Помня хороший приём, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.

Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж. В дороге Шопена настигло потрясшее его известие: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь.

С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный ещё до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название "революционного". В нём воплотился дух ноябрьского восстания, а также гнев и скорбь.

Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину.

Шопен "завоевал" Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением. В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер. Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным.

О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: "Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства". Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира.

На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан". Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: "Шапки долой, господа, перед вами гений". <

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять - семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками.

Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых. В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей. С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же приходил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его "Конрада Валленрода", родилась Первая баллада. И Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича.

Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было. Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства для жизни трудом. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.

Судя по "музыкальным портретам" Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Но Лист и его подруга Мари д"Агу высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена. Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации.

Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое "самопожертвование" и "материнские заботы" о композиторе. Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти.

Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, "которая отравила все его существование", была виновницей его гибели. "Ядовитым растением" называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних.

С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.

Такова Вторая соната (с похоронным маршем) , принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: "После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы". Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией.

Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби.

Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли.

Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание. "Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось", - писал он одному из своих друзей.

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге.

Единственный известный снимок композитора, сделанный в год его смерти в 1849. Фотография находится в частной коллекции

По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Обоснование

Организационный момент (вступительное слово учителя)

Эмоциональный настрой

Актуализация опорных знаний

Показ презентации

Этап углубления в тему.

Этап усвоения новых знаний.

Пластическое интонирование

Этап углубления в тему.

Систематизация и обобщение новых знаний.

Вокально-хоровая работа.

Пластическое интонирование.

Рефлексия.

«Как многогранна музыка…

Она звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны любви,

Печали, памяти, мечты…» Слайд 1-2

Звучит Вальс №7 Фридерика Шопена

По мере сообщения детей нового материала происходит показ слайдов с портретами. Слайды 2-7

О каком композиторе нам рассказали ребята?

Какая музыка сопровождала выступление ребят?

Да, это Вальс №7, написанный в 1829 году и по выражению самого композитора «не для танца».

Как прозвучала музыка для передачи настроения, характера музыки?

Ф.Шопен не писал ни опер, ни балетов. Большая часть его произведений – фортепьянные пьесы, полонезы, мазурки, вальсы, этюды. Но каждое его произведение – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Слайд 8

Послушайте следующие строки из сохранившегося письма: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?» Слайд 9

Как вы думаете, к кому могут быть обращены эти строки?

Дослушаем до конца: «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки. Вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией: не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался!...» Слайд 10

Так к кому же в своем письме обращался композитор?

Конечно, ведь тема Родины красной нитью проходит через все творчество Ф.Шопена. Сегодня я хочу вам напомнить одно из таких сочинений – это Прелюдия №20.

Давайте представим себя дирижёрами и будем управлять исполнителями во время слушания музыки: форте- широкий взмах рук над головой, пиано- на уровне груди, пианиссимо- на месте.(динамический контраст).

Слушание Прелюдии № 20.

    Как звучит эта музыка?

    Какой контраст вы услышали в музыке?

    Подберите слова для передачи характера, настроения музыки.

Как вы думаете, какой образ рисует нам музыка Шопена?

Судьба Ф.Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Он писал: «…нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как должно быть горько умирать на чужбине – не там, где жил.» И все же 20-летний композитор покидает Польшу. Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину, однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством. «Я проклинаю час своего отъезда…», - пишет в письмах композитор, - «Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано». Слайды 11-16

Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события в 1831 году появилось также сочинение Шопена – знаменитый этюд №12,названный «Революционный». Слайд 17

Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. Послушайте этюд №12.Слайд18

Слушание.

Какой образ возникает у вас, когда вы слушаете эту музыку?

Что напоминает эта музыка: эпическое повествование, взволнованный рассказ, драматическую декламацию?

Музыке какого композитора созвучно это произведение Шопена: Чайковского, Бетховена, Рахманинова, Грига?

Мы послушали и проанализировали музыкальные произведения, посвященные Родине.

Какие контрастные чувства они у вас вызвали? Какие контрастные музыкальные образы мы услышали?

Что интересного узнали о Шопене?

Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились?

Для какого инструмента писал композитор?

К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения?

Что означает понятие камерная музыка?

Какие тайны искусства и жизни открываются, когда звучат произведения Шопена? Слайд 22

Продолжаем работу над песней

«Баллада о гитаре и трубе» Яна Френкеля. Слайд 23

Есть ли в музыке изобразительность?

В каком жанре написана песня?

Что такое баллада?

(заранее сделаны ксерокопии песни на весь класс). Во время разучивания песни обратить внимание на трудные мелодические скачки, твёрдую атаку звука, добиваться ясной артикуляции, четкой дикции.

Работа по формированию чистого унисона и развитию гармонического слуха.Продолжение работы:

по формированию светлого, полетного, свободного звучания голо­ са;

по расширению динамического диапазона голоса: пение от меццо- пиано к пиано и меццо-форте;

по освоению по движных нюансов (крещендо, деминуэндо);

по развитию подвижности голоса: от среднего темпа к медленному и быстрому;

по воспитанию у детей эстетического отношения к пению и музыке;

по развитию у учащихся умения слышать и словесно выражать качество пения (отдельных учеников, группы, хора), давать словесную характеристику пению; певческим дыханием;

певческим звукообразованием: формирование умения пользоваться мягкой атакой как одним из основных способов звукоизвлечения; развитие умения тянуть звук, работа над округлением гласных; выработ­ка умения петь, используя различные штрихи (легато - связно, нон лега­то - раздельно, стаккато - отрывисто);

певческой дикцией: выработка умения четкого произношения звуков, слогов, слов в пении; четкое произношение согласных, протяжное пение гласных; легкое пение безударных окончаний; раздельное произ­ ношение согласных, стоящих в конце слова и в начале другого слова;

певческой установкой: воспитание сознательного отношения к выполнению правил пения;

воспитанием навыка выразительного пения (через чистоту и со­ держательность интонирования, тонкость динамических оттенков, разно­ образие, тембровых красок, глубокое осмысление содержания песен, их эмоциональное переживание);

воспитание в детях способности собственного поиска интонационного
воплощения образа (как наиболее эффективного способа развития инто­национного слуха);

развитие способности воспринимать, переживать, исполнять музы­ку как живое образное искусство;

освоение основных элементов музыкальной речи, понимание их выразительных свойств (интонация, мелодия, ритм, темп, динамика и др.);

стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности.

Давайте возьмем в руки воображаемые инструменты - гитару и трубу и споём песню.

Исполнение песни.

Оценка работы на уроке.

Сообщения учащихся:

1 ученик:

Родина замечательного композитора 19 века Ф.Шопена – Польша. Он родился 22 февраля 1810 года в Железновой Воле неподалеку от Варшавы. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.

2 ученик:

Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор жил и писал свои музыкальные произведения на чужбине.

3 ученик:

Свои музыкальные послания отчизне, своему народу Ф.Шопен наполнил любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

4 ученик:

Любимым инструментом Ф.Шопена было фортепиано. Душа фортепиано – так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. О нем говорили, что «клавиши под его руками начинают петь».

1 ученик: - Умер композитор вдали от Родины в Париже, но завещал похоронить свое сердце на Родине, в Варшаве. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Шопена. Слайд 19-20

Фридерик Шопен.

Вальс.

Взволнованно, нежно, возвышенно, мечтательно, задумчиво, грустно, проникновенно, поэтично, сердечно, светло, лирично.

Музыка звучит как светлое воспоминание о Родине, о родной природе.

Композитор обращается к своей матери или к кому-то из своих близких людей.

К своей Родине.

Включенность в активное музицирование.

Сначала громко, затем тихо и совсем тихо.

Динамический.

Музыка звучит взволнованно, величественно, сурово, возвышенно, мужественно, как воспоминание, размышление.

Образ человека нелегкой судьбы, образ человека, разлученного с Родиной.

Горе, гнев, возмущение.

Варианты ответов.

Мнения ребят разделяться.

В процессе обсуждения приходят к выводу, что музыке Бетховена – трагизм и героизм; Рахманинова – богатое фортепианное звучание.

Ответы детей.

Как человек, горячо любящий свой народ, природу, преданный своей родине

Ответы детей

Фортепиано.

Инструментальная, камерная.

Комнатная музыка, предназначенная для домашнего музицирования, а позднее зазвучала наряду с симфонической музыкой в концертных залах.

Шедевры фортепианной музыки.

«Баллада о гитаре и трубе».

Да. Изобразительность гитары и трубы в голосе и аккомпанементе.

Жанр вокальной баллады?

Так называют вокальную и инструментальную пьесу романтического характера. В вокальной балладе повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с поэтическим текстом.

Коллективная работа класса над исполнительским мастерством, над вокальными трудностями.

Учащиеся имитируют игру на гитаре и трубе.

Исполнение песни.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Звучание музыки настраивает на восприятие нового материала.

Знакомство с творчеством Ф.Шопена

Развитие мотивов учебной деятельности.

Расширение кругозора

Кульминация в драматургии урока;

Актуализация нового материала по теме урока;

Знакомство с новым муз. произведением; формирование умения следить за развитием художественного образа; эмоционально-образное восприятие.

Определение характера и особенности исполнения этюда.

Создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.

Диагностика усвоения материала.

Сопоставление звучания вальса и прелюдии.

Метод сравнения и обобщения.

Проникновение в интонационно-образную природу музыки.

Вокализированное исполнение помогает в работе над интонационной четкостью. Разучивание текста способствует осмыслению и передачи в собственном исполнении образного содержания песни.

Разучивая и исполняя, постигаем эмоционально-нравственный стиль произведения, формируем личностную оценку.

Формирование навыков адекватной самооценки.


Психолого–педагогическая характеристика

6 А класса МБОУ СОШ №11.

В классе обучается 21 человек, из них 11 мальчиков, 10 девочек. У большинства учащихся сформировано эмоционально-положительное отношение к учебе.

Высокий уровень обучаемостиимеют 8 человек (Агафонов Д., Барабанова В., Егорушика Н., Исакова Д.,Кахидзе М., Мочкаева Т., Фильцина М., Шарабанов П.)У этих детей хорошая работоспособность, высокий уровень абстрактно-логического мышления. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации, аналогии) превышает возрастные нормы. Учащиеся быстро включаются в учебный процесс и способны полно, разносторонне и целостно усваивать материал. Они эмоционально устойчивы, у них развиты все виды памяти (особенно зрительная и слуховая). Мотивами для учения учащихся этой группы выступают познавательные потребности и интересы, понимание значимости знаний.

Вторую группу составляют учащиеся со средним уровнем обучаемости. В нее входят Бурхина П., Егорушин В., Кузнецов Д., Лёвин И., Макаров Н., Мурзина Ю., Шекуров А.. Уровень развития произвольного внимания средний, в пределах возрастной нормы. Уровень работоспособности средний. У этих детей больше развито наглядно-образное мышление. Преобладает зрительно-кинестетическая память. Они постепенно, с трудом запоминают новый учебный материал, но удерживают его в памяти достаточно долго. Учащиеся с трудом устанавливают причинно-следственные связи, анализируют, делают выводы, обобщения. Этих ребят необходимо побуждать к активной деятельности на уроке.

Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем обучаемости: Галанов С., Забродин Ю., Карманович М., Кузяев П., Фуникова Л., Шамина Е. Объем, устойчивость и концентрация внимания у них на нижней границе возрастной нормы. Отсутствует способности к длительной и стойкой сосредоточенности и удерживанию внимания. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит с трудом. Быстро проявляется утомление. Уровень самостоятельности низкий. Эти учащиеся нуждаются в постоянной помощи, контроле со стороны учителя. У них слабо развиты все виды памяти, они с трудом усваивают материал, медленно запоминают и быстро забывают. Словарный запас небольшой, речь развита слабо. Затрудняются делать выводы, дают односложные ответы.

По уровню развития музыкальных способностей класс можно разделить на три группы.

Высокий уровень . Агафонов Д.,Барабанова В., Егорушика Н., Исакова Д., Кахидзе М., Мочкаева Т., Фильцина М., Шарабанов П.,А. Они обладают способностью чисто интонировать, имеют хорошее чувство ритма, хороший слух, их диапазон голоса составляет 1,5 октавы. Эти учащиеся владеют навыками в использовании средств музыкальной выразительности, у них развито чувство ансамбля, они умеют слушать друг друга.

Средний уровень музыкальных способностей имеют. Бурхина П., Егорушин В., Кузнецов Д., Лёвин И., Макаров Н., Мурзина Ю., Шекуров А.Они не всегда способны чисто интонировать, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей, у этих ребят диапазон голоса составляет от октавы до 1,5 октавы.

Низкий уровень имеют Галанов С., Забродин Ю., Карманович М., Кузяев П., Фуникова Л., Шамина Е.

У этих ребят нет интонационной чистоты в исполнении песен, отсутствуют навыки в использовании средств музыкальной выразительности, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей. У них нарушена координация между слухом и голосом, поэтому их диапазон невозможно определить. Эти учащиеся не обладают чувством ансамбля. Звукоизвлечение у этих учащихся – форсированное.

В целом, класс доброжелательный, трудолюбивый, подвижный. Учащиеся проявляют выраженный интерес к музыке как к предмету.

Тема урока : Могучее царство Шопена. Вдали от Родины.

Тема года : «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тип урока : урок расширения и углубления знаний.

Цель урока : выявить контраст музыкальных образов, воплощённых в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, этюдах).

Задачи урока .

Образовательные :

    Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена;

    Обучить умению коллективно размышлять о музыке и её авторе;

    Научить определять в звучании особенности музыкального жанра.

Развивающие :

    развитие познавательной активности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать об услышанном, делать выводы;

    развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию и воображение;

    развивать вокально-хоровые навыки, музыкальную память и слух.

Воспитательные :

    воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к творчеству Шопена;

    воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств.

Необходимое оборудование .

Раздаточный материал: карточки с распечаткой текста песни Яна Френкеля «Баллада о гитаре и трубе» для вокальной работы.

Техническое оснащение : компьютер, экран, мультимедийный проектор для показа презентации, музыкальный центр, фортепиано.

Место урока : урок расширения и углубления знаний темы: «МогучеецарствоШопена. Вдали от Родины» является 19 в теме года «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся

Понимают жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Имеют представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Знают имена русских и зарубежных композиторов, приводят примеры их сочинений.

Умеют по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная).

Владеют навыками музицирования: исполняют песни(народные, классического репертуара, современных авторов), напевают запомнившиеся мелодии знак4омых музыкальных сочинений.

Анализируют различные трактовки одного и того же произведения. Аргументируют исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывают образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.



Особенности жизни