Постоянство времени дали история создания. «Постоянство памяти»: Любопытные факты о самой копируемой картине Сальвадора Дали

Сальвадора Дали без преувеличения можно назвать самым известным сюрреалистом XX века, ведь его имя знакомо даже тем, кто совершенно далёк от живописи. Одни люди считают его величайшим гением, другие - безумцем. Но и первые, и вторые безоговорочно признают уникальный талант художника. Его картины представляют собой иррациональное сочетание реальных предметов, деформированных парадоксальным образом. Дали был героем своего времени: творчество мастера обсуждалось как в высших кругах общества, так и в пролетарской среде. Он стал настоящим воплощением сюрреализма с присущими этому течению живописи свободой духа, противоречивостью и эпатажностью. Сегодня любому желающему доступны шедевры, автором которых является Сальвадор Дали. Картины, фото которых можно увидеть в этой статье, способны впечатлить каждого поклонника сюрреализма.

Роль Галы в творчестве Дали

Огромное творческое наследие оставил после себя Сальвадор Дали. Картины с названиями, вызывающими у многих смешанные чувства, сегодня настолько привлекают любителей искусства, что заслуживают детального рассмотрения и описания. Вдохновительницей, моделью, поддержкой и главной поклонницей художника была его супруга Гала (эмигрантка из России Все его самые знаменитые полотна были написаны в период совместной жизни с этой женщиной.

Скрытый смысл «Постоянства памяти»

Рассматривая Сальвадора Дали, стоит начать с наиболее узнаваемой его работы - "Постоянство памяти" (иногда её называют "Время"). Полотно было создано в 1931 году. Вдохновила художника на написание шедевра его супруга Гала. По утверждению самого Дали, замысел картины у него возник при виде плавящегося под солнечными лучами О чём хотел сказать мастер, изобразив на холсте мягкие часы на фоне пейзажа?

Три мягких циферблата, украшающих передний план картины, отождествляются с субъективным временем, которое свободно протекает и неравномерно заполняет собой всё свободное пространство. Количество часов тоже символично, ведь число 3 на этом полотне свидетельствует о прошлом, настоящем и будущем. Мягкое состояние предметов указывает на взаимосвязь между пространством и временем, которая для художника всегда была очевидной. Присутствуют на картине и твёрдые часы, изображённые циферблатом вниз. Они символизируют объективное время, ход которого идёт против человечества.

Свой автопортрет также изобразил на этом полотне Сальвадор Дали. Картина "Время" содержит на переднем плане непонятный растёкшийся предмет, обрамлённый ресницами. Именно в таком образе и нарисовал себя спящим автор. Во сне человек высвобождает свои мысли, которые в состоянии бодрствования он тщательно скрывает от окружающих. Всё, что можно увидеть на картине, является сновидением Дали - результатом торжества бессознательного и смерти реальности.

Муравьи, ползающие по корпусу твёрдых часов, символизируют распад, гниение. На картине насекомые выстраиваются в виде циферблата со стрелками и свидетельствуют о том, что объективное время уничтожает себя само. Муха, сидящая на мягких часах, для живописца была символом вдохновения. Древнегреческие философы проводили много времени в окружении этих "средиземноморских фей" (именно так называл Дали мух). Зеркало, виднеющееся на картине слева - свидетельство непостоянства времени, оно отображает как объективные, так и субъективные миры. Яйцо на дальнем плане символизирует жизнь, сухая олива - позабытую античную мудрость, а - вечность.

«Жираф в огне»: трактовка образов

Изучая картины Сальвадора Дали с описанием, можно глубже изучить творчество художника, лучше понять подтекст его полотен. В 1937 году из-под кисти живописца вышла работа «Жираф в огне». Это был сложный период для Испании, так как немного ранее в ней началась Кроме того, Европа оказалась на пороге Второй мировой войны, и Сальвадор Дали, как и множество прогрессивных людей того времени, чувствовал её приближение. Несмотря на то что мастер утверждал, что его «Жираф в огне» не имеет отношения к политическим событиям, сотрясающим континент, картина насквозь пропитана ужасом и тревогой.

На переднем плане Дали нарисовал женщину, стоящую в позе отчаяния. Её руки и лицо окровавлены, создаётся впечатление, что с них содрана кожа. Женщина выглядит беспомощной, она не в силах противостоять надвигающейся опасности. Позади неё изображена дама с куском мяса в руках (оно является символом самоуничтожения и смерти). Обе фигуры стоят на земле благодаря тонким подпоркам. Их Дали нередко изображал в своих работах, чтобы подчеркнуть слабость человека. Жираф, в честь которого названа картина, нарисован на дальнем плане. Он гораздо меньше женщин, верхняя часть его туловища охвачена огнём. Несмотря на свои небольшие размеры, он является главным героем полотна, воплощая собой монстра, несущего апокалипсис.

Анализ «Предчувствия гражданской войны»

Не только в этой работе выразил своё предчувствие войны Сальвадор Дали. Картины с названиями, указывающими на её приближение, появлялись у художника неоднократно. За год до «Жирафа» художник написал «Мягкую конструкцию с варёными бобами» (иначе её называют «Предчувствием гражданской войны»). Сооружение из частей человеческого тела, изображённое в центре холста, напоминает контуры Испании на карте. Конструкция сверху слишком громоздкая, она нависает над землёй и может в любой момент рухнуть. Внизу под сооружением рассыпаны бобы, которые выглядят здесь совершенно неуместными, что только подчёркивает абсурдность политических событий, происходящих в Испании во второй половине 30-х годов.

Описание «Лица войны»

«Лицо войны» - это ещё одна работа, оставленная сюрреалистом своим поклонникам. Картина датируется 1940 годом - временем, когда Европа была охвачена боевыми действиями. На холсте изображена человеческая голова с застывшим в агонии лицом. Её со всех сторон окружают змеи, вместо глаз и рта у неё бесчисленное количество черепов. Создаётся впечатление, что голова буквально напичкана смертью. Картина символизирует собой концентрационные лагеря, забравшие жизнь у миллионов людей.

Толкование «Сна»

«Сон» - картина Сальвадора Дали, созданная им в 1937 году. На ней изображена огромная спящая голова, держащаяся на одиннадцати тонких подпорках (точно таких же, как у женщин на полотне «Жираф в огне»). Костыли везде, они поддерживают глаза, лоб, нос, губы. Тело у человека отсутствует, зато есть неестественно вытянутая назад тонкая шея. Голова олицетворяет сон, а костыли указывают на поддержку. Стоит только каждой части лица отыскать свою подпорку, как человек рухнет в мир сновидений. Поддержка нужна не только людям. Если внимательно присмотреться, в левом углу полотна можно увидеть маленькую собаку, чьё туловище тоже опирается на костыль. Рассматривать подпорки можно и как нити, которые позволяют голове свободно парить во время сна, однако не дают ей полностью оторваться от земли. Голубой фон полотна ещё больше подчёркивает отстранённость происходящего на нём от рационального мира. Художник был уверен, что именно так выглядит сон. Картина Сальвадора Дали вошла в цикл его работ «Паранойя и война».

Образы Галы

Свою любимую жену тоже рисовал Сальвадор Дали. Картины с названиями "Анжелюс Гала", "Мадонна Порт-Лигата" и многие другие прямо или косвенно указывают на присутствие Дьяконовой в сюжетах произведений гения. Например, в «Галатее со сферами» (1952 г.) он изобразил свою спутницу жизни в виде божественной женщины, лицо которой просвечивается сквозь большое количество шаров. Супруга гения парит над реальным миром в верхних эфирных слоях. Стала его муза главной героиней таких картин, как «Галарина», где она изображена с обнажённой левой грудью, «Атомная Леда», в которой Дали представил голую супругу в виде правительницы Спарты. Практически на все женские образы, присутствующие на холстах, вдохновляла живописца его верная жена.

Впечатление от работ живописца

Фото, изображающие картины Сальвадора Дали, высокого разрешения позволяют изучить его творчество до мельчайших деталей. Художник прожил долгую жизнь и оставил после себя несколько сотен работ. Каждая из них - это уникальный и ни с чем не сравнимый внутренний мир, отображённый гением по имени Сальвадор Дали. Картины с названиями, известными всем с детства, могут вдохновлять, вызывать восторг, недоумение или даже отвращение, однако ни один человек не останется после их просмотра равнодушным.

Сальвадора Дали можно по праву назвать величайшим сюрреалистом. Потоки сознания, сновидений и реальности находили отображение во всех его работах. «Постоянство памяти» - одна из самых маленьких (24х33 см), но самых обсуждаемых картин. Это полотно выделяется глубоким подтекстом и множеством зашифрованных символов. А еще оно является самой копируемой работой художника.


Сам Сальвадор Дали рассказывал, что циферблаты на картине он создал за два часа. Его супруга Гала ушла в кино с друзьями, а художник остался дома, ссылаясь на головную боль. Находясь в одиночество, он рассматривал комнату. Тут внимание Дали привлек сыр камамбер, который они с Галой недавно ели. Он медленно таял на солнце.

Внезапно мастеру пришла в голову мысль, и он отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Сальвадор Дали развел палитру и принялся творить. К моменту прихода супруги домой картина была готова.


На маленьком полотне скрыто немало аллюзий и метафор. Искусствоведы с удовольствием расшифровывают все загадки «Постоянства памяти».

Трое часов олицетворяют собой настоящее, прошлое и будущее. Их «тающая» форма – символ субъективного времени, неравномерно заполняющего пространство. Еще одни часы с копошащимися на них муравьями – это время линейное, которое поглощает само себя. Сальвадор Дали не раз признавался, что в детстве на него произвело сильное впечатление зрелище муравьев, кишащих на умершей летучей мыши.


Некий растекшийся объект с ресницами – это автопортрет Дали. Пустынный берег ассоциировался у художника с одиночеством, а высохшее дерево – с античной мудростью. Слева на картине можно рассмотреть зеркальную поверхность. Она может отражать как реальность, так и мир сновидений.


Через 20 лет взгляд на мир Дали изменился. Он создал картину под названием «Дезинтеграция постоянства памяти». По концепции она перекликалась с «Постоянством памяти», однако новая эпоха технического прогресса наложила отпечаток на мироощущение автора. Циферблаты постепенно распадаются, а пространство разбито на упорядоченные блоки и затоплено водой.

«Тот факт, что я сам непосредственно в момент рисования своих картин ничего не знаю об их смысле, вовсе не говорит о том, что указанные образы лишены всякого смысла». Сальвадор Дали

Сальвадор Дали «Постоянство памяти» («Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти», «The Persistence of Memory»)

Год создания 1931Холст, масло, 24*33 см Картина находится в Музее современного искусства города Нью-Йорк.

Творчество великого испанца Сальвадора Дали, как и его жизнь, всегда вызывает неподдельный интерес. Его картины, во многом непонятные, привлекают внимание оригинальностью и экстравагантностью. Кто-то навсегда остается зачарованным в поисках «особого смысла», а кто-то с нескрываемым отвращением говорит о душевной болезни художника. Но отрицать гениальность не могут ни те, ни другие.

Сейчас мы с вами находимся в Музее современного искусства города Нью-Йорк перед картиной великого Дали «Постоянство памяти». Давайте рассмотрим ее.

Сюжет картины разворачивается на фоне пустынного сюрреалистического пейзажа. Вдалеке мы видим море, в правом верхнем углу картины граничащее с золотыми горами. Главное внимание зрителя приковывается к карманным часам голубоватого цвета, которые медленно плавятся на солнце. Одни из них стекают по странному существу, которое лежит на безжизненной земле в центре композиции. В этом существе можно признать бесформенную человеческую фигуру, млеющую с закрытыми глазами и высунутым языком. В левом углу картины на переднем плане изображен стол. На этом столе лежат еще двое часов - одни из них стекают с края стола, другие, оранжевого ржавого цвета, сохранившие первоначальную форму, покрыты муравьями. На дальнем крае столе возвышается сухое обломанное дерево, с ветки которого стекают последние голубоватые часы.

Да, картины Дали - это покушение на нормальную психику. Какова история картины? Произведение было создано в 1931 году. Легенда гласит, что, ожидая возвращения домой Галы, жены художника, Дали писал картину с пустынным пляжем и скалами, и образ размягчающего времени родился у него при виде куска сыра камамбер. Цвет голубоватых часов якобы был выбран художником вот как. На фасаде дома в Порт Лигате, где жил Дали, существуют сломанные солнечные часы. Они до сих пор бледно-синего цвета, хотя краска постепенно и исчезает - точно такого же цвета, как и на картине "Постоянство памяти".

Картина была впервые выставлена в Париже, в Галерее Пьер Колле, в 1931 году, где была куплена за 250 долларов. В 1933 году картина была продана Стэнли Резор, которая в 1934 году подарила произведение Музею Современного Искусства в Нью-Йорке.

Давайте попытаемся разобраться, насколько это возможно, есть ли в этом произведении некий скрытый смысл. Неизвестно, что выглядит большей неразберихой - сами сюжеты картин великого Дали или же попытки их интерпретировать. Я предлагаю посмотреть, как толковали картину разные люди.

Выдающийся историк искусства Федерико Дзери (F. Zeri) в своих изысканиях писал, что Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. «Постоянство памяти» изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна».

Эдмунд Свинглхарст (E. Swinglehurst) в книге «Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное» также пытается анализировать «Постоянство памяти»: «Рядом с мягкими часами Дали изобразил твердые карманные часы, покрытые муравьями, в знак того, что время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев». По мнению Свинглхарста «Постоянство памяти» стало символом современной концепции относительности времени. Еще один исследователь творчества гения Жиль Нере (G. Neret) в книге «Дали» высказался очень лаконично в адрес «Постоянства памяти»: «Знаменитые «мягкие часы» навеяны образом плавящегося на солнце сыра камамбер».

Однако известно, что почти каждая работа Сальвадора Дали имеет ярко выраженную сексуальную окраску. Известный писатель ХХ века Джордж Оруэлл писал, что Сальвадор Дали «оснащен настолько полным и превосходным комплектом извращений, что ему может позавидовать любой». В связи с этим интересные выводы делает наш современник, приверженец классического психоанализа Игорь Поперечный. Неужели только «метафора гибкости времени» была выставлена на всеобщее обозрение? Она насыщена неопределенностью и отсутствием интриги, что крайне несвойственно Дали.

В своей работе «Игры разума Сальвадора Дали» Игорь Поперечный пришел к выводу, что «комплект извращений», о котором говорил Оруэлл, присутствует во всех произведениях великого испанца. В ходе анализа всего творчества Гения были выявлены определенные группы символов, которые при соответствующей расстановке в картине определяют ее смысловое содержание. В «Постоянстве памяти» таких символов несколько. Это растекающиеся часы и «расплющенное» от удовольствия лицо, муравьи и мухи, изображенные на циферблатах, которые показывают строго 6 часов.

Анализируя каждую из групп символов, их месторасположение в картинах, учитывая традиции значений символов исследователь пришел к выводу, что тайна Сальвадора Дали заключается в отрицании смерти матери и инцестуозном стремлении к ней.

Пребывая в искусственно созданной им самим иллюзии, Сальвадор Дали 68 лет после смерти матери жил в ожидании чуда - ее появления в этом мире. Одной из основных идей многочисленных картин гения была мысль о пребывании матери в летаргическом сне. Намеком на летаргический сон стали вездесущие муравьи, которыми в древней марокканской медицине кормили людей, находящихся в этом состоянии. По мнению Игоря Поперечного, во многих полотнах Дали изображает мать символами: в виде домашних животных, птиц, а также горы, скалы или камня. На картине, которую мы сейчас изучаем, поначалу можно не заметить небольшую скалу, на которой растекается бесформенное существо, являющееся своеобразным автопортретом Дали…

Мягкие часы на картине показывают одно и то же время - 6 часов. Судя по ярким краскам пейзажа, - это утро, потому что в Каталонии, родине Дали, в 6 часов не наступает ночь. Что беспокоит мужчину в шесть утра? После каких утренних ощущений Дали просыпался «совершенно разбитым», как упомянул в своей книге «Дневник одного гения» сам Дали? Почему на мягких часах сидит муха, в символике Дали - знак порока и духовного разложения?

Исходя из всего этого, исследователь приходит к выводу, что в картине фиксируется время, когда лицо Дали испытывает порочное удовольствие, предаваясь «моральному разложению».

Таковы некоторые точки зрения на скрытый смысл картины Дали. Вам остается определиться, какая из интерпретаций вам нравится больше.

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» - пожалуй, наиболее известная из произведений художника. Размягченность висящих и стекающих часов -- один из самых необычных образов, применимых когда-либо в живописи. Что же хотел этим сказать Дали? И хотел ли вовсе? Мы можем только догадываться. Приходится лишь признавать победу Дали, одержанную со словами: «Сюрреализм - это я!»

На этом экскурсия подходит к концу. Пожалуйста, задавайте вопросы.

Вдохновленный теорией относительности Эйнштейна, Сальвадор Дали изобразил эти знаменитые на весь мир тающие часы. Они напоминают о быстротечности нашего бытия и порою дают повод для глубоких размышлений. Не зря картина «Постоянство памяти» и по сей день активно обсуждается в творческих кругах.

Современные дизайнеры воплотили эту идею в жизнь и мы рады Вам представить оригинальный элемент для интерьера – тающие Сальвадора Дали. На основе этой идеи создана также и тающая бутылка в форме часов. У нас Вы можете выбрать любую модель (опция выбора доступна в поле над ценой).

Часы Сальвадора Дали выполнены в необычной форме. Создается впечатление, что они расплываются по поверхности. Кроме того, форма часов позволяет размещать их в самом неожиданном месте – на краю поверхности. Это придает им еще большей реалистичности.

Такое решение для декора обязательно должно всех поклонников искусства и ценителей работ Дали. Также тающие часы станут отличным подарком ко дню рождения или другому памятному событию.

Оригинальный дизайн органично сочетается с современными технологиями. Кварцевый механизм часов – это залог их и долговечности. С этими часами Вы никогда не опоздаете на важную встречу.

Тающие часы могут стать дополнением Вашей спальни или занять почетное место в офисе. Где бы Вы их ни разместили, они непременно привлекут к себе внимание и вызовут восторг у окружающих.

Особенности

  • Идеально сбалансированы и удерживаются на углу любого предмета мебели;
  • Кварцевый механизм;
  • Созданы по мотивам работы Сальвадора Дали.

Характеристики

  • Питание: 1 батарейка типа ААА (в комплект не входит);
  • Размеры часов: 18 х 13 см;
  • Материал: ПВХ.

Сальвадор Дали - Постоянство памяти (исп. La persistencia de la memoria).

Год создания: 1931

Холст, гобелен ручной работы.

Оригинальный размер: 24 × 33 см

Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Постоянство памяти » (исп. La persistencia de la memoria, 1931) — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.

Известна также как «Мягкие часы », «Твердость памяти » или «Стойкость памяти ».

Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата.

Описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Величайший представителей сюрреализма в живописи Сальвадор Дали, поистине умело сочетал загадку и очевидность. Этот удивительный испанский художник выполнял свои картины в присуще только ему манере, заострял жизненные вопросы с помощью оригинального и противоположного сочетания реального и фантастического.

Одна из знаменитейших картин, известна под несколькими названиями, чаще всего встречается - «Постоянство памяти», но так же известна, как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».

Это совсем небольшая картина о времени произвольно текущем и неравномерно заполняющем пространство. Сам же художник пояснил, что возникновение этого сюжета связано с ассоциациями при размышлении о природе плавленого сыра.

Начинается все с пейзажа, на холсте он занимает мало места. Вдали виднеется пустыня и морское побережье, возможно, это отражение внутренней пустоты художника. Еще на картине трое часов, но они текут. Это временное пространство, по которому и льется течение жизни, но оно может изменяться.

О большей части картин художника, об их идеях, содержании, подтексте, становилось известно из записок в дневниках Сальвадора Дали. Но каково мнение самого художника по поводу этой картины не обнаружено, ни строчки. Существует немало мнений о том, что же хотел донести до нас художник. Есть и некоторые настолько противоречивые, что эти обвисшие часы говорят о страхах Дали, возможно, перед какими-либо мужскими проблемами. Но, несмотря на все эти предположения, картина обладает огромной популярностью, благодаря неординарности сюрреалистического направления.

Чаще всего, при слове сюрреализм, имеется в виду Дали, и на ум приходит его картина «Постоянство памяти». Сейчас это произведение находится в Нью-Йорке, увидеть ее можно в Музее современного искусства.

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.

Сальвадор Дали
Постоянство памяти 1931

История создания

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».



Особенности жизни