Уличные скульптуры и памятники. Самые необычные памятники и городские скульптуры

Скульптура, как вид изобразительного искусства, возникла очень давно. Палеолитическая Венера тому пример.

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Скульпту́ра (лат. sculptura , от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов - в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура , помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Разновидности скульптуры

Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае - барельеф, во втором - горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление, или моделировка - искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика - искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика, или скульптура в тесном смысле - искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура малых форм

Основная статья: Миниатюрная скульптура

Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям - как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно - объёмные формы, ландшафтный дизайн, и кинетическая скульптура.

Иные разновидности скульптуры

Кинетическая скульптура - разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура - художественная композиция, выполненная изо льда. Песчаная скульптура - художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки - лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Техника исполнения

«Изготовление скульптуры в Тибете», 1905 г. (Арнольд Генри Сэвидж Лэндор)

Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берется для её подножия доска, и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры, и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются крученою проволокой или пенькой, напитанной маслом и свернутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою , художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками , но ещё больше пальцы его собственных рук. Во все продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приемы употребляются и при производстве рельефов значительного размера - с тою только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму (á creux perdu ) из алебастра, и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме (à bon creux ), изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Формовка).

Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры - будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.

С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе и т. п.) или в металле (бронзе, цинке, сталь и т. п.), что составляет уже полуремесленную работу. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целою сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота; в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой , в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния; она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. Для большего приближения к ней в оптическом отношении, древние греки и римляне натирали свои мраморные изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили (см. Полихромия).

Использование материалов

Бронза

Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза - для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной . Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.

Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё - это совокупное название всего этого процесса.

Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè ), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.

Дерево

Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево.

Драгоценные материалы

Благородные металлы, равно как и слоновая кость, употребляются, вследствие своей дороговизны, исключительно для небольших изваяний. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Наконец, относительно твердых камней надо заметить, что они с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты.

Искуственный камень

На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрел икусственный камень или декоративный бетон. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор, известняк и т.д.).

История

Древний мир

Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, - легенда, по которой Кора , дочь коринфянина Вутада , желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху - о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это - простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Древний Египет

Дочь Нефертити (18 династия Египта)

Скульптура Египта, во все продолжение его исторической жизни, оставалась неразлучной спутницей архитектуры, подчиняясь её принципам и служа к украшению её сооружений изваяниями богов, царей, фантастических существ и пластическими картинами, соответствующими назначению здания. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр.), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия - таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др.). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории - в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов - в погребальных сооружениях. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы ), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.

Месопотамия

Крылатый бык из Ассирии

Раскопки, произведенные в Месопотамии, в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия, познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием (1000-600 гг. до н. э.). И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов в Нимруде, Хорсабаде и Куюнджике, состоят в стенных рельефах, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Отличительные черты этих произведений - довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни. Фигуры эти значительно уступают изображению животных, которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы. По части религиозной скульптуры мы находим у халдеев и ассириян почти исключительно небольшие бронзовые и терракотовые статуэтки благодетельных и злых демонов, представляющие иногда удачное, иногда чудовищное сочетание человеческих форм с формами животных. Из крупных произведений подобного рода можно указать только на крылатых быков и львов с бородатой человеческой головою, увенчанной тиарой, - колоссальных полустатуй, полурельефов, стоявших парами как бы на страже при входах в царские жилища.

Древняя Персия

Искусство Ассирии перешло вместе с её могуществом к мидийцам и через них к персам (560-330 гг. до н. э.), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Памятники ваяния, найденные в развалинах царских резиденций в Персеполе и Сузах, состоят в рельефах с изображениями, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни, и в фантастических дворцовых привратниках - крылатых животных с человеческою головою. Нельзя, однако, сказать, чтобы персидская пластика сделала значительный шаг вперед по сравнению с ассирийской: напротив, вместо энергичных, полных движения фигур и форм, какие мы видели в этой последней, здесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным однообразием, в одних и тех же обликах и позах; в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений; но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные.

Древняя Индия

«Танцующий Шива», статуэтка XI века (государство Чола)

Религиозные воззрения древних индийцев в сильной степени отразились в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине третьего века до н. э. Эта отрасль искусства и на берегах Инда стояла в непосредственной связи с зодчеством: таинственность, мистичность, нашедшие себе выражение в топах, пещерных храмах и пагодах, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов, изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических; поэтому образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела, или в странном соединении человеческих и животных форм. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей.

Скульптура как вид искусства возникла в глубокой древности и остается по сей день очень востребованным украшением городов, храмов, а также способом самовыражения мастера. Многие скульптуры сами являются достопримечательностями. Существует много примеров всемирно известных изваяний, к которым ежегодно приезжают миллионы туристов.

Сегодня существуют разные виды скульптур, о которых и пойдет речь в этой статье.

Определение

Прежде чем начать разговор о скульптуре как виде искусства, нужно понять, что же это такое, дать определение термину. Скульптура - это не просто один из видов изобразительного искусства, а один из важнейших его элементов, главной особенностью которого является то, что произведения имеют объемную форму, изготовленную из твердых или пластичных материалов.

Живопись, графика и скульптура - это виды искусства, которые во многом очень близки. Именно поэтому многие художники и живописцы также являлись отличными скульпторами.

Немного истории

Как уже говорилось выше, скульптура возникла в незапамятные времена. Первые статуэтки и небольшие изваяния стали появляться еще в доисторический период каменного века. В те времена скульптурные изделия использовались в качестве религиозных идолов.

Также всем известны древние скульптуры, имеющие огромные размеры, находящиеся на о. Пасхи. Вокруг них до сих пор ходит множество слухов и легенд.

С появлением первых древних цивилизаций (Др. Египет, Шумер, Финикия и т. д.) скульптуры стали более частым атрибутом. Они являлись не только религиозным предметом, но и зачастую стали украшением крупных храмов, дворцов властителей и украшением городов.

Невероятного расцвета скульптура как вид изобразительного искусства достигла в античный период. Древние греки и римляне очень высоко ценили это ремесло. Они украшали свои города, дома и храмы скульптурами, а их мастера были лучшими во всем известном тогда мире.

В раннем Средневековье наблюдалось некоторое затишье в этой сфере, но к концу этого исторического этапа ваяние стало развиваться с новой силой. Особенно сильный бум начался в эпоху Возрождения, когда живопись и скульптура переживали настоящий взлет.

Начиная с Нового времени, и до сегодняшних дней скульптура остается одним из самых ярких и востребованных видов искусства.

Виды скульптуры (классификация)

Существует несколько способов и принципов, по которым осуществляется деление скульптуры на разновидности. Если делить по жанрам, то бывают: портретные, символические, аллегорические, исторические и другие.

Также выделяются круговые скульптуры, которые можно осмотреть со всех сторон, и рельефные (горельеф, барельеф, контррельеф), где объем имеет только часть фигуры.

Можно делить на виды скульптуру по материалам, из которого она изготовлена, по историческим периодам, географическим характеристикам и т. д. Классификаций очень много.

Скульптура и архитектура

Практически сразу, как стали возникать цивилизации, и появляться крупные храмовые и дворцовые постройки, стали сливаться в симбиоз эти два вида искусства. Архитектура и скульптура зачастую являются составными частями единого объекта.

Причем их "сотрудничество" выражается не только в том, что скульптуры нередко используются как украшение интерьера здания. Стоит взглянуть на сооружения в готическом стиле или барокко, как все становится ясно. К примеру, вспомнить всем известный Собор парижской Богоматери, который сплошь усеян различными скульптурами, причем не только барельефными, но и круговыми.

И таких примеров очень много. В современной архитектуре скульптуры уже не часто используются в качестве декораций зданий, зато есть немало сооружений, которые хоть и номинально являются зданиями, фактически скульптуры. Примером может служить Статуя Свободы, внутри которой имеется смотровая площадка (сегодня вход в нее запрещен) и не только.

Скульптура в виде человеческой фигуры

Людей всегда интересовало человечество, поэтому неудивительно, что и ваятели чаще всего стремились запечатлеть именно фигуру человека, часть тела или придать своему творению антропоморфную форму. Лишь в XX веке все чаще стали появляться тенденции, уходящие от этого принципа.

Наилучшими мастерами, изображающими людей, считались древние греки, римляне и мастера, которые творили в эпоху Ренессанса. Среди известных творений можно выделить скульптуру "Лаокоон и его сыновья", изготовленную древнегреческими мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором. Также известно творение "Умирающий галл", автором которого принято считать Эпигона, но точных сведений об этом нет.

Разумеется, примеров гораздо больше. Есть и более известные, но факт остается фактом: многие ваятели и сегодня охотно создают скульптуры людей.

Современный этап

Сегодня все чаще появляются экстравагантные стили и виды живописи и скульптуры, благодаря чему новые мастера стремятся привлечь к себе внимание и эпатировать публику. Однако благодаря этому мир скульптуры стал более разнообразным, интересным и современным.

Достаточно вспомнить творения известного колумбийского скульптора и художника Фернандо Ботеро, изделия которого сегодня красуются во многих крупных городах и столицах мира. Его "пухляши" произвели настоящий фурор в мире искусства.

Помимо него, конечно, есть и другие современные мастера, скульптуры которых являются экстравагантными, но в то же время чем-то свежим и новым в искусстве. Это основная тенденция в Новейшей истории человечества.

Ни для кого не секрет, что выдающиеся произведения искусства продаются на арт-аукционах за бешенные деньги, но мало кто знает, что самая дорогая скульптура была оценена в 141 миллион 800 тысяч долларов США. Она называется "Указующий человек" и была создана в 1947 году известным ваятелем Альберто Джакометти.

Помимо того, что скульптуры могут очень дорого стоить, они бывают порой очень больших размеров. Самой высокой в мире считается статуя Будды Шакьямуни в Мьянме. Ее высота составляет порядка 130 метров, если считать с постаментом. Без него она имеет высоту более 115 метров.

Современные люди привыкли видеть античные скульптуры естественного цвета, но как показали недавние исследования, греки и римляне красили их различными красками, причем довольно ярко. Просто со временем краска выгорала на солнце и под воздействием других природных явлений стиралась.

Многие древние скульптуры дошли до нашего времени с различного рода изъянами: сколы, отсутствие некоторых частей и т. д. Искусствоведы, музеи и мастера-ваятели XIX-XX веков поначалу старались самостоятельно восстановить недостающие части, но со временем после многочисленных реставрационных неудач люди поняли, что произведения древности лучше не восстанавливать, а оставлять в том виде, в котором они были найдены.

Влияние на культуру

К какому бы виду скульптура не относилась, она все равно является предметом искусства, поэтому оказывает непосредственное влияние на него. Это один из сильных средств самовыражения, украшения городов, интерьера, экстерьера и т. д.

Издревле скульптуры оказывали огромное влияние на искусство и культуру в целом, являясь их частью. Они и сегодня считаются важным элементом в жизни человечества.

Многие известные статуи сейчас являются символом религии, города или даже целой страны. Вспомнить хотя бы знаменитую статую Христа-Искупителя, которая сегодня не только символизирует Рио-де-Жанейро, но и всю Бразилию.

Приблизительно то же самое можно сказать и о статуе Свободы в Нью-Йорке или статуе Родина-Мать в Волгограде. И таких примеров огромное количество. Практически в каждом крупном городе есть своя примечательная скульптура или несколько.

Помимо знаменитых и символичных статуй, существуют и обычные городские скульптуры, которые не представляют большой исторической или культурной ценности, а созданы исключительно для украшения городских улиц. Как правило, они делаются из недорогих материалов, вроде бронзы, железа и т. д.

В заключение

Живопись, графика и скульптура - это виды искусства, которые возникли очень давно, но существуют и по сей день. Причем интерес к ним нисколько не снижается, а в некоторой степени даже возрастает.

В современном обществе есть большое количество людей, интересующихся искусством, а творения старых мастеров, как правило, находятся под охраной государства и общества.

Людям всегда нравилось созерцать красивое, доставляющее удовольствие не только для глаз, но и для мозга, подавая ему темы для размышления, поэтому многие скульптуры не просто изображают что-то, но демонстрируют какой-либо сюжет, идею и мысль. Глядя на такие произведения искусства, люди невольно начинают задумываться о том, что хотел этим передать и донести до людей ее автор.

Скульптура не только не исчезла как вид искусства, но продолжает активно развиваться и сейчас. Появляются все новые виды, стили, материалы и т. д. Ваятели со всего мира стараются, как могут, чтобы выделиться и продвинуть свое творчество.

В условиях жесткой конкуренции современным скульпторам приходится подходить более креативно к своей работе или хобби. Именно это, по мнению многих, является двигателем современного искусства в целом, а не только скульптуры.

Котёнок с улицы Лизюкова, что в Воронеже.

"Но если вы котёнок, и вас зовут Василий, то лучше, чем в Воронеже, нет места вам нигде, " — поется в песенке из мультика. Памятник котенку Василию стоит на той самой улице. Говорят, если загадать желание и потереть его левую лапку, оно обязательно сбудется.

Кошелёк в Краснодаре. Говорят, если посидеть на памятнике или потереть об него деньги, денежное счастье не заставит себя ждать.

Парочка ворон в г. Ставрополь.

Памятник козе в Нижнем Новгороде.

"Рыбаки"... В Петрозаводске есть целая галерея скульптур городов-побратимов. Автор композиции — скульптор из американского города-побратима Дулута. По его замыслу скульптура символизирует совместный созидательный труд американцев и русских. Жители Петрозаводска называют этот памятник ещё "Ловцы облаков", "Ловцы счастья", "Ловцы солнца"...

Памятник хлебу - перед магазином Сестрорецкого хлебозавода (Спб).

Девочка, пускающая мыльные пузыри г. Белгород.

А это памятник "хвосту" в г. Тула.

Медное напоминание о несданных экзаменах стоит возле второго корпуса Тульского государственного университета.

Предание гласит, что князь Ярослав Мудрый, зарубив топором медведя, построил там первый деревянный город. Позже медведь с секирой стал гербом города Ярославль.

Ювелир в парке " Ривьера " в г. Сочи.

Шапокляк и крыска Лариска в Хабаровске.

А это в г. Жуковский.

Памятник дворнику в Салавате (Башкирия).

Антоновка в Курске. Говорят, прикосновение к яблоку приносит удачу в финансовых делах. Кстати, стоит скульптура возле банка.

Памятник казанскому водовозу.

Памятник огурцу...
11 июня 2009г. в городе Старый Оскол установили памятник огурцу, у агрофирмы "Металлург " , стокилограммовый огурец на четырёхметровой вилке.

Почтальон Печкин в Луховицах (Московская область).

Бронзовая композиция установлена напротив здания местной почты.

Челноки - памятник предпринимателям 90-х годов прошлого века в городе Белгород.

Собачки в Краснодаре. Идея почерпнута автором скульптуры (В.Пчелин) из стихотворения В. В. Маяковского, писавшего о Краснодаре "Это ж не собачья глушь, а собачкина столица."

Страусиная парочка в Липецке. Скульптура установлена возле дворца бракосочетаний и призвана символизировать счастливую семейную жизнь.

Памятник Носу майора Ковалева.

Установлен: 1995 год
Авторы: художник Резо Габриадзе
Адрес: Снкт - тПетербург, Вознесенский проспект, 11.
Нос майора Ковалева относится к числу самых необычных памятников города. Прототипом для него послужил орган обоняния литературного героя повести Н. В. Гоголя, которая так и называется - "Нос". Памятник изготовлен из цветного мрамора и весит около ста килограмм. Как известно, нос майора Ковалева имел обыкновение покидать своего владельца и свободно разгуливать по городу. И в 2002 году памятник исчез. Как шутили жители Петербурга, он просто по привычке отправился прогуляться. К счастью, в 2003 году барельеф с изображением носа был найден на лестничной площадке дома № 15 на Средней Подьяческой улице, совсем недалеко от своего законного местоположения, и установлен на прежнее место.

Памятник шляпе в г. Анапа. Символ Анапы и курортного отдыха в целом увековечен в одном из городских парков. Это вторая попытка установки памятника. Первый просуществовал около двух лет и исчез.

Милая собачка стоит недалеко от галереи "Красный мост" на набережной реки в г. Вологда.

Тетушка - вязальщица в г. Белгород.


Памятник клизме в Железноводске на территории санатория «Машук-Акватерм».

Деньги на памятник - около миллиона рублей - выделили спонсоры. Так что ни бюджет города, ни бюджет санатория от Клизмы не пострадал.

Еще один памятник водовозу уже в Питере.

Эта профессия была очень актуальна в северной столице около полутора сотен лет. До появления централизованного водоснабжения жители Петербурга пользовались услугами водовозов или сами обеспечивали себя водой.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Москва.
На церемонии открытия памятника присутствовали посол Великобритании и актер Василий Ливанов, блестяще воплотивший персонажа в телесериале.

Гномики и золото в парке " Ривьера " в г. Сочи.

Забавный памятник "соленым ушам" в Перми.

Пермяк - солёные уши.

Жителей Перми издавна называют солёными ушами из-за развитого соляного промысла в этом регионе. Теперь примерить на себя эти самые уши может на себя каждый, кто посетит город.

Такая вот аппетитная скульптура стоит в Ижевске, столице Удмуртии, родине пельменей.
Само слово "пельмень" — удмуртское, переводится оно как "хлебное ухо".

Памятник ослику Иа-Иа в Воронеже.

Памятник креветке в Рига (Латвия).

Памятник Нахаленку в Ростове-на-Дону.

Памятник холостяку в Саратове.

Памятник фотографу в Питере.

Цирюльник в Ростове-на-Дону.

Памятник молотку в Йошкар-Оле.

Чебурашка и крокодил Гена, Канев, Украина.

Царевна-лягушка в Калининграде.

Вот такой арбуз стоит в Абакане.

"Дети и пингвины" made in Omsk.

Памятник "Швейку" made in Omsk.

Памятный знак «Держава» made in Omsk
Установлен в августе 1997 года на площади Бухольца в Омске. Смешанная техника. Скульптор В.А. Трохимчук, архитектор А.М. Александрович, проектировщик Н.А. Сальникова. Семиметровый в диаметре шар подчеркнул историческую значимость места, где в 1716 г. был заложен первый камень Омска.

Городская скульптура «Марафонец» made in Omsk.

Городская скульптура «Динамическое равновесие». made in Omsk.

Памятник книге made in Omsk.

"Степаныч" (памятник водопроводчику) made in Omsk.

Местный Дон Кихот made in Omsk.

Эллочка - людоедочка г. Харьков.

Памятник "счастью" в Томске.

Чижик Пыжик в Санкт-Петербурге
В 1835 году по инициативе принца Петра Ольденбургского в Санкт-Петербурге было основано привилегированное учебное заведение - Императорское училище правоведения. Оно располагалось на набережной реки Фонтанки, в доме № 6. Среди его выпускников были композитор Петр Чайковский, поэт Алексей Жемчужников. Будущие правоведы носили мундиры желто-зеленого цвета, шапки и воротники их шинелей напоминали цвет оперения чижика. За это уличные мальчишки прозвали их «чижиками-пыжиками». Недалеко от училища, в полуподвале дома купца Нефедова, располагался известный на всю округу трактир. Это питейное заведение тайно посещали и воспитанники старших классов училища правоведения. Тогда же родилась и известная песенка: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил, выпил рюмку, выпил две, закружилось в голове!»
В 1994 году во время проведения фестиваля юмора «Золотой Остап» было решено увековечить давнего героя городского фольклора. Проект одной из самых маленьких в Санкт-Петербурге, а может быть, и в мире, скульптуры (ее высота 11 см, вес около 5 кг) разработал грузинский скульптор, художник и сценарист Резо Габриадзе. Статую установили на Фонтанке у самой воды. Петербуржцы сразу же полюбили маленького героя - в городе вскоре появилось поверье, что если брошенная к бронзовым лапкам птички мелкая монетка удержится на небольшой площадке, где сидит чижик-пыжик, желание сбудется. Наверное, многие хотели бы, чтобы их желания постоянно сбывались... Маленького Чижика-пыжика похищали на сегодняшний день уже семь раз.

Город Керчь, мальчик с метлой.

Памятник школьникам, активно участвовавшим в благоустройстве города.

Му-му на площади Тургенева в Санкт-Петербурге.

Скульптор А. Аревикян, установлен в марте 2004 года.
Открытие памятника было приурочено к 150-летию со дня публикации рассказа Ивана Тургенева, опубликованного на страницах "Современника" в марте 1854 года. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой уютно свернувшегося пса у огромных сапог Герасима. Рядом находится памятная доска в честь 150-летия со дня публикации рассказа "Муму".

Скульптура «Зайчика, спасшегося от наводнения»

находится у Петропавловской крепости на одной из свай, предохраняющей опоры Иоанновского моста от ледохода. Существует легенда, что остров был назван Заячьим после того как один ушастый зверек во время наводнения попал в сапог Петра I и спасся. Скульптура стала своеобразным памятником петербургским наводнениям. На его невысоком постаменте указаны метки всех питерских наводнений. К сожалению, Заяц уж тоже успел два раза пропасть со своей сваи.
Установлен: май 2003 года
Cкульптор В. Петровичев
Архитектор: С. Петченко

Городовой в Санкт - Петербурге.

Установлен: май 1998 года
Авторы: скульптор А. С. Чаркин.

Памятник черному коту в Питере.
Установлен: январь 2000 года
Авторы: историк С. Лебедев, архитектор Л. Домрачева
Памятник расположен в зоне действия охранной видеокамеры. Администрация города предполагает, что это позволит Коту избежать участи Чижика.

1 июня 2007 года памятник собаке Гаврюше, или как его часто называют «памятник доброй собаке» установлен у дома № 11 по улице Правды в Питере

. Сюда он перенесен с Малой Садовой улицы, где впервые был открыт 8 октября 1999 г. Скульптор В. А. Сиваков. Позднее около памятника был укреплен "Почтовый ящик собаки Гаврюши", где те, кто приходили в гости оставляли письма для Гаврюши.

Считается, что Гаврюша обладает способностью исполнять желания.

Памятник жертвам радиации г. Ижевск.

Памятник исцелившимуся больному в г. Донецк.

В Риге, Латвия, есть памятник бременским музыкантам.

Скульптура "Прядильщицы" г. Урюпинск.

Скульптура " Незнакомке" г. Воронеж.

Туфелька - скрипка в Питере.

Еще сантехник из Екатеринбурга. Прозвали Афоней.

Памятник Кисе Воробьянинову, находится в Одессе, гор. Сад.

Прага.
Непонятный памятник.

А.П.Чехов г. Томск.

Статуя Хатико у станции Сибуя в Японии.

Корея, г. Тэджон, местный университет, факультет искусств.

Памятник огурчику из Луховиц.

Нижний Новгород, памятник кошкам и голубям.

Полтава, Памятник галушкам.

Памятник Бдительному гражданину и чёрному коту в Армавире.

"Штук сто примерно этих мирных, преданных человеку и полезных ему животных были застрелены или истреблены иными способами в разных местах страны. Десятка полтора котов, иногда в сильно изуродованном виде, были доставлены в отделения милиции в разных городах. Например, в Армавире один из ни в чем не повинных котов был приведен каким-то гражданином в милицию со связанными передними лапами".

Харьков, вот такой Памятник влюбленным...

Калининградская область. Памятник "Балтийским шпротам".

Памятник влюбленным в Харькове вот как сейчас выглядит
там фонтан сделали.

Памятник свободолюбивому крокодилу Годзи в Мариуполе.

За судьбой Годзи вся страна начала следить 31 мая 2007 года, когда в Мариуполе крокодил сбежал от дрессировщика. При виде моря метровый нильский Годзи просто потерял голову - вырвался из рук хозяина и скрылся в водой.Его три недели беспрерывно и тщетно искали МЧСники. Затем поиски прекратили, но постоянно возобновляли, когда в МЧС поступали сообщения о том, что кто-то видел Годзи. Через месяц крокодила удалось заснять на мобильный на барже судоремонтного завода. Но тогда поймать его так и не удалось.
Парадоксально и то, как пресноводный африканский крокодил смог 4 месяца выживать в соленой воде. В октябре он снова нашелся - в богатом рыбой озере ТЭЦ комбината "Азовсталь". А вот отловить его удалось лишь 28 ноября, замерзшим и истощенным.МЧСники поместили его в пожарный бак с теплой водой и надеялись, что рептилия выживет. Но Годзи погиб от воспаления легких.

Памятник отопительной батарее в г Самара (рядом с Пивзаводом).

Еще один памятник "труду и оптимизму амурских предпринимателей", то бишь челноков в г. Благовещенск.

Памятник электромонтёру в Великом Новгороде.

Памятник таксе в г. Зеленогорск (под Питером).

Вот такой свин стоит в Полтаве в Аграрной академии.

И еще один сантехник теперь из Бердянска.

Комариные ужасы из поселка Ладный.

Нижний Новгород
Памятник царскому пятаку.

Бердянск. Памятник комару-звонцу, как символ возрождения грязелечебниц.

Памятник скрипачу на крыше дома г. Харьков.

Перефразируя немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, можно сказать, что скульптура - это музыка, застывшая в камне. Пока миллионы туристов фотографируются на фоне всемирно известных шедевров Бернини, Микеланджело и Родена, мы предлагаем вам подборку из 25 менее известных, но заслуживающих внимания каменных, бронзовых и стальных изваяний.

Забавные и милые, местами странные и пугающие, они поднимают настроение прохожим и делают города, в которых находятся, немного необычнее.

1. Мустанги Лас-Колинаса в городе Ирвинг (штат Техас, США)

Это одна из самых больших скульптурных групп лошадей в мире. Она символизирует динамику и раскрепощенный дух, которые были присущи Техасу в период его освоения.

2. Раскрытие (Expansion), Нью-Йорк, США

Автор так комментирует эту скульптуру: «С момента нашего рождения мир предлагает нам готовую оболочку, в которую мы должны вписаться: номер социального страхования, пол, расу, профессию. Я подумала: что же мы есть на самом деле - эта внешняя оболочка, в которой мы живем, или то, что под ней, внутри каждого из нас? Узнаем ли мы себя, если выйдем за пределы нашего тела?»

3. Памятник неизвестному прохожему, Вроцлав, Польша

Скульптура символизирует подавление личности во времена коммунизма и подпольную антикоммунистическую деятельность поляков в 1980-х годах.

4. Лосось, Портланд, США

Портланд - это крупный портовый город, а эта рыбка привлекает посетителей в один из его самых известных ресторанов.

6. Обувь на берегу Дуная, Будапешт, Венгрия

Скульптура увековечила память евреев, убитых фашистами в Будапеште во время Второй мировой войны. Им приказали снять обувь и расстреляли у воды. Тела жертв упали в реку и были унесены течением. В напоминание о трагедии осталась только обувь.

7. Скульптура «Нет насилию» (также известная как «Завязанный узлом пистолет»), Нью-Йорк, США

Была создана шведским художником Карлом Фредриком Рейтерсвордом (Carl Fredrik Reuterswärd) в конце 1980 года в память об убийстве Джона Леннона, который был другом скульптора.

8. Вырваться из оков (Break through from your mold), Филадельфия, США

Эта композиция символизирует стремление к бессмертию. 4 фигуры - это один и тот же человек, который постепенно пробуждается ото сна, сбрасывает оковы и вырывается навстречу вечной жизни.

9. Черное привидение (Juodasis Vaiduoklis), Клайпеда, Литва

Согласно легенде, в 1595 году один из охранников замка Клайпеды увидел призрака, который предупредил охранника, что городу нужно увеличить запасы зерна и древесины. Сказав это, дух испарился. Считается, что, если подружиться со сверхъестественным существом, это принесет богатство и удачу.

10. Путешественники (Les voyageurs), Марсель, Франция

Серия скульптур француза Бруно Каталано (Bruno Catalano) была установлена в порту Марселя в 2013 году. У каждой фигуры отсутствует значительная часть тела. Остается только догадываться о причинах такой пустоты: потому ли это, что этим людям чего-то не хватает, или просто они оставили где-то часть своей души во время путешествий?

11. Мемориал Нельсона Манделы, Южная Африка

Композиция была установлена в честь 50-й годовщины ареста борца за права человека в период существования апартеида. Памятник воздвигнут там, где арестовали Манделу, и состоит из 50 стальных колонн, символизирующих тюремную решетку, за которой 8-го президента ЮАР держали в течение 27 лет.

12. De Vaartkapoen, Брюссель, Бельгия

Созданная в 1985 году, эта шутливая статуя показывает полицейского, споткнувшегося о злоумышленника, который скрывался в канализационном люке.

13. Перегон скота, Даллас, США

14. Маман (гигантский паук), Лондон, Великобритания

Бронзовая скульптура гигантского паука находится в галерее современного искусства Тейт Модерн.

15. Гиппопотамы, Тайбэй, Тайвань

16. Тонущее здание у Государственной библиотеки, Мельбурн, Австралия

17. Парк игуан, Амстердам, Нидерланды

18. Наблюдатель, Братислава, Словакия

На английском языке эта скульптура называется «Рабочий», однако ее название со словацкого переводится как «наблюдатель». Этот бронзовый сантехник наблюдает за прохожими прямо из канализационного люка. Туристы верят, что если потереть руку скульптуры, то все желания исполнятся.

19. Михай Эминеску, Онешти, Румыния

Памятник классику румынской литературы.

20. Эпизод Первой мировой войны с фигурами солдат в полный рост, Эджеабат, Турция

В годы Первой мировой войны на территории района шли сухопутные сражения Дарданелльской операции.

21. Висящий человек, Прага, Чехия

Кого бы, вы думали, изображает эта скульптура? Как ни странно, это основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Скульптор Давид Черны (David Černý) создал это произведение в ответ на вопрос о том, какую роль интеллектуалы будут играть в новом тысячелетии. По словам автора, основатель психоанализа - это воплощение интеллектуала 20-го века.

22. Келпи, Грейнджмут (Grangemouth), Великобритания

Келпи в шотландской мифологии - враждебный людям водяной дух, обитающий во многих реках и озерах. Он является в облике пасущегося у воды коня, однако может превращаться в морского ящера, и поэтому его часто ассоциируют с лох-несским чудовищем.

23. Свиньи перед торговым центром Rundle Mall, Аделаида, Австралия

Хрюшек зовут Оливер, Августа, Горацио и Трюфель.

24. Неизвестный чиновник, Рейкьявик, Исландия

Пожалуй, единственная статуя в мире, посвященная безликой бюрократической работе.

25. Хедингтонская акула, Оксфорд, Англия

Созданная скульптором Джоном Бакли акула вызвала много споров, когда впервые появилась на публике. Оксфордский городской совет попытался снять ее со здания из соображений безопасности, а затем на том основании, что он не давал разрешение на планировочные работы для установки статуи акулы. Было предложено переместить ее в местный бассейн, но многие местные жители поддержали идею оставить акулу на здании. Кстати, смысл скульптуры гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд: она была установлена ​​к 41-й годовщине падения атомной бомбы на Нагасаки. В некотором смысле акула изображает красивую, но потенциально смертельную ракету.

Если вы решили где-то побывать, вы обязательно сделаете снимки самых удивительных достопримечательностей. Интересные скульптуры, которые вам встретятся, подходят для этого как нельзя лучше.

Они как будто притягивают к себе взгляды и объективы. Созданные в разные времена, из различных материалов и непохожие по стилю, они объединены одним - эти уличные скульптуры делают город уникальным, привлекательным и незабываемым.

1. «Раскрытие», Пейдж Брэдли, Нью-Йорк, США

«…До тех пор, пока мы не раздвинем окружающие нас стены, мы никогда не поймем, насколько мы действительно сильны.» Так американская художница Пейдж Брэдли объясняет смысл своей бронзовой скульптуры, принесшей ей известность.

2. «Танцующая с одуванчиком», Робин Уайт, Стаффордшир, Великобритания


Если вас привлекает волшебный мир фей, вам наверняка понравятся работы британца Робина Уайта, создавшего целую серию подобных парковых скульптур. Каждая фея имеет стальной каркас, связанный слоем металлических «мускулов», который в свою очередь покрыт «кожей» из тонкой проволоки.

3. «Аллегория Апеннин», Джованни Джамболонья, Тоскана, Италия

Неподалеку от Флоренции, в парке заброшенной виллы Пратолино, принадлежавшей когда-то знаменитому клану Медичи, сохранилась каменная десятиметровая скульптура XVI века работы известного в те времена скульптора Джованни Джамболонья. Скульптура представляет собой бога Апеннин, прижимающего рукой голову монстра, изо рта которого бьет фонтан.

4. «Любовь», Александр Милов


Эту скульптуру одессита Александра Милова можно было увидеть лишь на американском фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок в прошлом году. Работа покорила сердца многих посетителей фестиваля и нашла своих поклонников в интернете благодаря своей пронзительной откровенности. К сожалению, пока для этого объемного арт-объекта (длиной 17,5 м, шириной 5,5 и высотой 7,5) места нигде не нашлось.

5. «Сила природы», Лоренцо Кинн


Возможно, древние были правы, когда создавали скульптуры в честь богов, чтобы усмирить их гнев. Эта мысль вдохновила итальянского художника Лоренцо Кинна на создание серии скульптор, установленных в разных городах по всему миру. 2,5-метровая женская фигура символизирует мать-природу, бешено раскручивающую земной шар. Пораженный последствиями ураганов в Тайланде и США, художник создал аллегорию, чтобы показать, каким хрупким является наш мир.

6. «Мустанги Лас-Колинаса», Роберт Глен, Ирвинг, Техас, США


Эта скульптурная композиция является крупнейшей конной скульптурой в мире: 9 мустангов в масштабе 1 к 1,5 изображены бегущими по воде, из-под копыт бьют фонтаны, создавая натуральный эффект брызг. Работа символизирует стремительность, лидерство и свободу, присущую как самим животным, обитавшим в Техасе, так и самому штату во времена его освоения.

7. «Черное привидение», С.Юркус и С. Плотниковас, Клайпеда, Литва

Жутковатая бронзовая скульптура напоминает о старинной легенде, согласно которой охранник осажденного замка неожиданно встретил призрак, который предупредил его о том, что в крепости может не хватить запасов, после чего бесследно исчез.

8. «Заботливая рука», Гларус, Швейцария


Эта необыкновенная скульптура может быть символом заботы об экологии.

9. «Свобода», Зенос Фрудакис, Филадельфия, Пенсильвания, США


«Эта скульптура олицетворяет стремление к свободе через творчество,» - так объясняет смысл своей бронзовой композиции ее автор американец Зенос Фрудакис.

10. Михай Эминеску, Онешти, Румыния


Необычная скульптура из двух металлических деревьев, ветви которых образуют лицо молдавско-румынского поэта-декадента XIX века Михая Эминеску.

11. «Человек дождя», Жан Мишель Фолон, Флоренция, Италия

Скульптура бельгийского художника Жана Мишеля Фолона находится в итальянской Флоренции.

12. «Лестница в небо», Дэвид Маккрэкен, Бонди, Австралия


Скульптура Дэвида Маккрэкена – это иллюзия бесконечности, вызывающая в памяти ассоциацию с культовой композицией Led Zeppelin.

13. «А вот и я!», Эрве-Лорант Эрвин


Полистироловый гигант, вылезающий из-под газона, как из-под одеяла, был представлен в 2014 на ежегодной международной выставке современного искусства в Будапеште. Значение скульптуры, созданной венгерским художником Эрве-Лорант Эрвином, можно определить, как стремление к свободе, знаниям и динамичному развитию. После оглушительного успеха в Будапеште скульптура отправилась в немецкий Ульм пугать ничего не подозревающих туристов.

14. «Метаморфозы», Джейсон Декерс Тейлор, Гренада


26 детских фигур из цемента на четырехметровой глубине являются одной из самых ярких композиций, установленных в подводном парке скульптур Молинере в Карибском море. Скульптурная композиция весит 15 тонн, чтобы противостоять сильным течениям и приливам. Кольцо из детей символизирует жизненный цикл и ответственность человечества за состояние окружающей среды перед будущими поколениями.

15. «Дождь», Назар Билык, Киев, Украина

Двухметровая бронзовая фигура с огромной стеклянной каплей на лице символизирует единение человека с природой. Работа установлена на Пейзажной аллее в Киеве как часть парка современной скульптуры.

16. «Сеятель», Морфай, Каунас, Литва


Эта скульптура относится к теневым, она «оживает» только ночью, когда обретают смысл звезды, нанесенные на стену позади фигуры.

17. «Тонущее здание», Мельбурн, Австралия


Перед величественным зданием государственной библиотеки в Мельбурне, похоже, утонула другая библиотека, угол фасада которой еще виднеется на поверхности.

18. «Бог войны», Цзинчжоу, Китай


48-метровая скульптура, покрытая 4000 склеенных медных пластин, возвышается на 10-метровом пьедестале и является символом справедливости.

19. «Бегемоты», Тайбэй, Тайвань


Фигуры купающихся бегемотов, изображенных так, как они обычно видны на поверхности воды, установлены в тайбэйском зоопарке.

20. «Туфли на набережной Дуная», Гьюла Пауэр, Будапешт, Венгрия

Мемориал жертвам Холокоста основан на реальных событиях: в 1944-1945 в Будапеште были уничтожены десятки тысяч евреев. Жертв собирали на берегу Дуная, заставляли разуваться, а затем расстреливали. Идея мемориала принадлежит венгерскому режиссеру Кену Тогаю, а реализована скульптором Гьюлой Пауэр.

21. «Путешественники», Бруно Каталано, Марсель, Франция


Целая серия из десяти подобных сюрреалистических скульптур француза Бруно Каталано в сентябре 2013 была установлена в Марселе.

22. «Памятник неизвестному прохожему», Ерци Калина, Вроцлав, Польша


Скульптурная композиция, состоящая из 14 фигур, была установлена в Варшаве в 1977 и перенесена во Вроцлав в 2005.

23. «Бунтарь», Том Францен, Брюссель, Бельгия


Бельгийский скульптор Том Францен посвятил свою юмористическую работу жителям Моленбека - одной из 19-ти и, пожалуй, самой криминогенной коммуне Брюсселя. Отношение к полицейским там соответствующее.

24. «Океанский Атлант», Джейсон Декерс Тейлор, Нассау, Багамские острова

Создатель многих скульптур на дне океана, Джейсон Декерс Тейлор является также автором самой большой подводной скульптуры, изображающей девочку, которая подобно древнегреческому Атланту держит на плечах океан. Высота скульптуры 5,5 м, вес – 60 т. По замыслу автора, помимо эстетического фигура имеет практическое значение, являясь искусственным коралловым рифом.

25. «Нельсон Мандела», ЮАР


Необычный памятник борцу против апартеида установили в 2012 неподалеку от того места, где за 50 лет до этого арестовали будущего президента ЮАР. Скульптура состоит из 50 замысловато вырезанных лазером стальных колонн от 6,5 до 9,5 м высотой. На расстоянии 35 м под строго определенным углом колонны создают узнаваемый профиль Манделы.

26. «Люди у реки», Женг Хуа Ченг, Сингапур


Серия скульптур сингапурского художника Женг Хуа Ченга, в которую входит и эта композиция из пяти купающихся мальчиков, отсылает зрителя к тем временам, когда берега реки еще не были одеты в камень и сотни ребятишек, живущих по соседству, бегали купаться в речке.

27. «Келпи», Энди Скотт, Фолкерк, Шотландия, Великобритания


Келпи – водяной дух из шотландской мифологии, являвшийся в образе коня. 30-метровые лошадиные головы формируют ворота в канал Форта и Клайда и символизируют важную роль лошадей в жизни Шотландии.

28. «Нет насилию», Карл Фредерик Ройтерсвельд, Нью-Йорк, США


Потрясенный убийством Джона Леннона, шведский художник Карл Фредерик Ройтерсвельд создал свой бронзовый револьвер с завязанным на узел стволом, дуло которого направлено вверх, как символ отказа от насилия.

29. «Висящий человек», Дэвид Черний, Прага, Чехия


Скульптура изображает Зигмунда Фрейда и его борьбу со страхом смерти.

30. «Прилив», Джейсон Декерс Тейлор, Лондон, Великобритания

Четыре конных всадника на берегу Темзы то исчезают, то появляются вновь в зависимости от прилива. Вместо голов у лошадей нефтяные насосы. Этим скульптор и защитник окружающей среды Джейсон Декерс Тейлор хочет привлечь внимание общественности к чрезмерной зависимости человечества от нефти.

31. «Выходной», Маргерит Деррикорт, Аделаида, Австралия


Четыре бронзовые свиньи в натуральную величину и в естественных позах, каждая имеет свое собственное имя: Оливер, Трюфель, Августа и Горацио. Эта забавная скульптурная композиция – излюбленное место детей, которые приходят сюда со своими родителями по выходным и с удовольствием катаются на гладких спинках хрюшек.

32. «Перегон скота», Роберт Саммерз и Глен Роуз, Даллас, Техас, США


Самая большая в своем роде бронзовая скульптурная композиция состоит из 49 быков и трех погонщиков и установлена в одном из парков Далласа. Композиция впечатляет своим размахом: каждый бык высотой 1,8 м, стадо шествует по пересеченной местности, на их пути попадаются мелкие речки, некоторые животные идут медленно, другие бегут – художником удалось реалистично передать перегон скота, имевший место в Техасе в XIX в.

33. «Металморфоза», Дэвид Черний, Шарлотт, Северная Каролина, США

Своей первой инсталляцей в Штатах автор «Висящего человека» чех Дэвид Черний решил поразить американцев – и ему это удалось! Его восьмиметровая голова из нержавеющей стали состоит из параллельных секций, из места, где должен быть рот, бьет фонтан. Голова периодически поворачивается вокруг своей оси, причем начинает движение как обычно, а затем «распадается» на пласты: одни секции продолжают вращаться, а другие «запаздывают». Однако, обернувшись вокруг, все части собираются вместе, образуя первоначальную скульптуру. Название инсталляции, очевидно, как и сама голова, собрано из секций: «металл+метаморфоза».

34. «Неизвестный бюрократ», Магнус Томассон, Рейкьявик, Исландия

Сатирический памятник бюрократу ярко выражает наше отношение к чиновникам, одинаковым во всем мире и потому безликим.

35. «Хедингтонская акула», Джон Бакли, Оксфорд, Великобритания

Установленная в 1986, в 41-ю годовщину трагедии Хиросимы и Нагасаки, акула олицетворяет атомную бомбу, сброшенную на японские города, и вызывает чувство бессильного гнева и отчаяния перед ядерной катастрофой.

36. «Наблюдатель», Виктор Хулик, Братислава, Словакия


Юмористическую скульптуру человека, высунувшегося из канализационного люка, часто называют «Человек за работой», хотя от работы он, похоже, отвлекся.

37. «Игуаны», Ханс Ван Хоувелинген, Амстердам, Нидерланды


В одном из скверов Амстердама расположились необычные обитатели – 40 бронзовых игуан, ползающих в траве.

38. «Мать», Луиза Буржуа, Лондон, Великобритания


Как это ни покажется странным, но самую большую в мире скульптуру паука 88-летняя Луиза Буржуа посвятила своей матери, которая умерла, когда художнице был 21 год. Десятиметровая паучиха с мраморными яйцами в мешке – не единственное подобное творение Буржуа. Похожие скульптуры можно найти в разных городах по всему миру.



Особенности жизни