Экскурсии в дом-музей чуковского. Дом-музей Чуковского: экскурсии, история Детские праздники «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето»

Как добраться: от Киевского вокзала (метро «Киевская») до станции «Переделкино».

Дом-музей расположен в писательском поселке Переделкино, который был выстроен в середине 1930-х годов, и является типичным образцом загородной дачи того времени. Внутренняя обстановка дома, в котором Корней Чуковский жил с 1938 года, после его кончины была сохранена дочерью писателя Лидией Корнеевной и его внучкой Еленой Цезаревной Чуковскими. Они же стали и первыми экскурсоводами по мемориальной экспозиции. С 1994 года, после двухлетней реставрации, дом Чуковского стал одним из филиалов (ныне отделов) Государственного литературного музея. Первым его заведующим стал выдающийся звукоархивист, литературовед Лев Шилов (1932–2004).

Здание и экспозиция

Интерьер дома-музея Чуковского сохранен таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают о связях Корнея Чуковского с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ века - Ильей Репиным, Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Борисом Григорьевым, Александром Солженицыным.

В музее сохраняется рабочий стол Солженицына и экспонаты, напоминающие о его творчестве. Сохранена и комната Лидии Чуковской, в которой она жила и работала в 1970-е годы. Значительную часть экспозиции занимает рабочая библиотека Чуковского, насчитывающая около 4,5 тысяч книг, из них более тысячи - на иностранных языках (в основном, на английском). Экспонаты музея представляют разные линии человеческой и литературной судьбы Корнея Чуковского: мантия Доктора литературы Оксфорда, подарки детей и взрослых не только из России, но и из Англии, Японии и Америки.

Выдающиеся сотрудники разных лет

Лев Алексеевич Шилов (1932 - 2004), звукоархивист, искусствовед, литературовед, лектор, музейный работник. С 1996 и до своей кончины Лев Алексеевич Шилов возглавлял филиал (ныне - отдел) ГЛМ «Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине».

Окончив филологический ф-т МГУ (1954), работал в Музее Маяковского, принимал участие в подготовке собраний сочинений Маяковского и Есенина, организовывал выставки и литературные вечера, которые записывал на магнитофонную пленку, положив начало своей будущей работе звукоархивиста. С 1963 работал во Всесоюзном бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР; тогда же, при поддержке Бориса Слуцкого, начал создавать фонотеку СП СССР.

С 1964 Лев Шилов начал работу с восковыми фоноваликами из коллекции филолога и лингвиста С. И. Бернштейна (звуковое собрание петроградского Института Живого слова), перезаписывая на магнитофонную ленту фонограммы, сделанные в 1920-е гг. в Москве и Петрограде (голоса Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама и других). Именно Льву Шилову история отечественной литературы обязана сохранением и восстановлением авторского чтения Блока, Гумилева и многих других поэтов и прозаиков Серебряного века. Работая в отечественных и зарубежных архивах, Шилов разыскал неизвестные аудиозаписи Ивана Бунина, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и других писателей.

В 1975 Шилов возглавил Отдел звукозаписи Государственного литературного музея; благодаря его деятельности музейная звуковая коллекция стала одной из самых полных в России. В 1980 году открыл первую в мире выставку литературных звукозаписей («Звучащая литература»). В течение многих лет, используя свой уникальный талант лектора-просветителя, Шилов прочитал десятки лекций с использованием аудиоархивов; записал циклы теле- и радиопрограмм, посвященные творчеству Льва Толстого, Блока, Маяковского, Михаила Булгакова и многих других.

В последние годы жизни Шилов выпустил серию малотиражных аудиокассет и компакт-дисков с записями авторского чтения, в том числе «Голоса, зазвучавшие вновь», «Говорит Лев Толстой», «Осип Мандельштам. Звучащий альманах», «Борис Пастернак. Полное собрание звукозаписей», «Иосиф Бродский. Ранние стихотворения», «Корней Чуковский. Звучащее собрание сочинений».

Соч.: Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста. 2-е, доп. изд. М., 1987; Я слышал по радио голос Толстого: Очерки звучащей литературы. М., 1989; Анна Ахматова. М., 1989. Корней Чуковский на эстраде и на трибуне // Мастера красноречия: Сб. М., 1991; Звучащие тексты Анны Ахматовой: Сб. «Царственное слово» // Ахматовские чтения: Вып. 1. М., 1992; Пастернаковское Переделкино. М., 2003. Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста-шестидесятника. М., 2004.

У нас работают

Сергей Васильевич Агапов - заведующий отделом с 2004 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 1996 года. Работал в переделкинском мемориальном музее с 1978 года, задолго до обретения домом Чуковского официального статуса. Участвовал в «народной стройке» по восстановлению и укреплению дома - в начале 1980-х годов, стоял у истоков общественной борьбы в защиту опального музея, на протяжении многих лет был учеником и помощником Лидии Корнеевны Чуковской.

Павел Михайлович Крючков - научный сотрудник отдела, в Государственном Литературном музее с 1996 года. До обретения домом-музеем официального статуса несколько лет проработал в нем экскурсоводом. Занимается исследованием творчества и биографии К. И. Чуковского, участвовал в подготовке 15-томного собрания сочинений, в выставках и вечерах, посвященных К.И. и Л. К. Чуковским. Автор многих публикаций.

Наталья Васильевна Продольнова - научный сотрудник отдела. С конца 1990-х годов добровольно помогала дому-музею Чуковского в проведении выставок и экскурсий. В Государственном Литературном музее с 2002 года. Имеет опыт методической и музейной работы. Параллельно ГЛМ трудится в системе дополнительного образования, изучает детское творчество, активно занимается с детьми. Магистр педагогических наук.

Владимир Эдуардович Спектор - научный сотрудник отдела, в Государственном Литературном музее с 2005 года. Многолетний ведущий видеохроники творческой жизни дома-музея К. И. Чуковского, создатель архива литературных вечеров. Периодически выступает на встречах в московских библиотеках и школах, участвует в работе жюри конкурсов детского творчества, публикуется в специализированных детских журналах.

Тематические экскурсии

«Жизнь и творчество Корнея Чуковского». Интерактивное путешествие по дому, соединяющее просветительский посыл с элементами драматургии. Экскурсия рассчитана на семейные группы посетителей. От комнат верхнего этажа, наполненных приметами жизни Куоккалы и Переделкина, посетители спускаются в столовую, оформленную родными Чуковского в 1960-е годы. Посещение завершается в «выставочной» комнате первого этажа, где новые издания книг Чуковского закрепляют его любимую мысль о себе самом: «Я - писатель-многостаночник».

«Чуковский и дети». Экскурсия может начинаться рядом с домом-музеем Чуковского - предварительным походом посетителей вместе с экскурсоводом на костровую площадку и «поляну Бибигона». Это живой рассказ как о детских и взрослых годах внуков и детей самого Корнея Ивановича, так и о знаменитых занятиях Чуковского детской психологией и многолетней работой над книгой «От двух до пяти».

«Литературоведение Корнея Чуковского». Интерактивная экскурсия для взрослых и старших школьников иллюстрирует знаменитое чуковское «единство в многообразии». Этот его феномен - и в ранних занятиях литературной критикой, и в изучении истории русской и зарубежной литературы, и в переводах. Здесь неизвестная фотография на стене оборачивается увлекательной новеллой, которая, в свою очередь, соседствует с многолетней «линией жизни», - вроде поиска многих тысяч некрасовских строк или книги о Чехове, писавшейся более полувека.

Детские праздники в музее Чуковского: «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». Знаменитые «костры Корнея Чуковского» - это старая традиция, заложенная в середине прошлого века хозяином дома. На ежегодных представлениях в Переделкине собираются знаменитые и начинающие детские поэты, самодеятельные и профессиональные артисты, музыканты. Главные участники праздничных «костров», проходящих в глубине участка - дети, которые живо общаются с литераторами, слушают любимые и новые стихи, поют и танцуют, участвуют в конкурсах и викторинах.

В конце октября мы решили, что пора закрывать сезон и съездить посмотреть дачу Чуковского, а заодно сделать шашлыки. Поскольку времени на возню с мясом у нас не было, то решили купить его в Ашане. Но вид их шашлыка доверия не внушал и мы купили два вида купат. Сели и поехали. 3 километра мы проехали за 30 минут, строительство Сколково создает пробки даже по выходным. Остальные 2 километра пролетели по свободным сельским дорогам. И оказались в Москве:

Переделкино с этого года уже Москва. Новые власти так торопились пометить территорию, что герб прикрутить не успели. Переделкино - это писательский поселок, возникший в 1935 году по приказу Сталина, спецслужбам так было легче вести контроль за интеллигенцией. Место для поселка выбирал Горький. Как мы помним, Пришвин не захотел, чтобы за ним так пристально следили и . А Чуковский поселился. Он писал во вступлении к Бибигону: "Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы."

Конечно, лучше предварительно записаться на экскурсию, но мы приехали просто так и нам повезло. Злата, как раз, успела выспаться в машине и мы вошли во двор.

"Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт".

Злата пройдя за калитку сразу закричала: "Это же чудо-дерево! Я знаю! Нам в садике про него читали".

"Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!"

Дочь выразила уверенность, что обувь на дереве растет, а не повешена людьми и очень сильно расстроилась, когда оторвала один башмак.

Дома писателей строились по немецким проектам и чем-то напоминают профессорские домики в Дубне. Чуковский бывал на даче в Переделкине с 1938 года, а после войны жил тут почти постоянно до самой смерти в 1969. Также у него была квартира в Москве, в ней сейчас живут его наследники, а дом является всенародным достоянием.

Внутри нам фотографировать не разрешили (разрешение стоит 1500 рублей, экскурсия 300), поэтому обойдем вокруг дома.

Экскурсия была ориентирована на детей (потому что все приехали с детьми) и экскурсовод отработала на отлично, хотя и сказала, что Чуковский, не детский писатель и когда дети подрастут, то хорошо было бы приехать на более серьезную экскурсию. Злата проявила себя очень хорошо на фоне остальных дошколят, хотя и была единственной трехлеткой. Только наша дочь знает "Рикки-Тикки-Тави" ("Мне папа пел такую песенку") и правильно ответила на вопрос какие сказки написал Корней Иванович. Мультфильм "Телефон" им показали усадив детей на крокодила, Злата его побаивалась и аккуратно сидела на кончике хвоста. Мультик, кстати, 1944 года.

Мы сейчас смотрим диснеевский "Бемби" 1942 года и поражаемся насколько качественной была тогда анимация на фоне штампованных "Смешариков" и "Маши и Медведя".

Забавно, что в сказке "Телефон" Чуковский тонко троллит: "ох, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота". И я до седых волос так и думал, что да, тяжелая это работа. А ведь бегемот и живет в болотах и тащить его оттуда не надо. Еще, оказывается, что Чуковский основоположник советской литературы для родителей. После выхода в 1933 году его книги "От двух до пяти", его стали забрасывать письмами с вопросами о грудном вскармливании, пеленании и лекарствах.

У фотографии с Гагариным экскурсовод рассказала известный анекдот и спросила детей кто был первым космонавтом. Дети дружно ответили: "Белка и Стрелка!"

Еще на экскурсии детям показывали разные фокусы, самый зрелищный - это пружинка спускающаяся по ступенькам лестницы. Сейчас они учат ее подниматься и вроде бы пружинка делает успехи, дети были впечатлены и каждому ребенку на выходе родители покупали по пружинке.

Во дворе.

Гараж-сторожка. После того как в 1962 году Чуковский стал доктором литературы Оксфорда и получил Ленинскую премию, руководство страны выделило ему черный правительственный ЗиС и "Победу", возможно, что они тут и стояли.

Впервые про Переделкино я услышал когда читал воспоминаниях Пастернака. Почему-то запомнилось, что как-то он проходил мимо дачи Чуковских и увидел Лидию Чуковскую в огороде. Вот где-то тут это и произошло. А запомнилось, наверное потому, что у меня не вязалось в голове, что Пастернак и Чуковский могли быть друзьями.

Чуковский любил приглашать всяких звезд к себе на дачу (не только писателей). И устраивал для детей вечера на поляне у костра. Естественно, что вход был платный - 10 еловых или сосновых шишек.

Власти Чуковского не любили, особенно при Сталине, и всячески боролись с чуковщиной. Например Крупская писала в 1928 году:

"Что вся эта чепуха обозначает? Какой политической смысл она имеет? Какой-то явно имеет. ... Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня - неуважение к ребенку. Сначала его манят пряником - веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, "Крокодил" ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть."

Но трогать его боялись, а вот зятя расстреляли. На своем участке Чуковский делает частную публичную библиотеку, возможно единственную в СССР. Библиотека работает до сих пор. После смерти Чуковского на даче жила его дочь Лидия, ее за правозащитную деятельность исключили из Союза Писателей и пытались выселить с дачи, которая уже действовала к этому времени как неофициальный музей, а библиотека продолжала работать. Дачу хотели отдать какому-нибудь писателю или за жополизство у власти или за взятку, но под давлением общественности все удалось сохранить нетронутым.

Через дорогу от дачи можно наблюдать вот такой фан-арт:

Люблю распознавалку лиц в Пикасе. На этой фотографии есть маленький человечек с запорожским чубом, вероятно это и есть Бибигон! Нашли? :)

Кстати, село Передельцы (прежнее название Переделкина) известно с 17 века и получило такое название потому что тогда тут была судостроительная верфь. По глубоководной реке Сетунь сюда приходили на переделку корабли. Сейчас в это не верится, ведь Сетунь - это такой ручеёк. Да и вместо плотников на Измалковских прудах селятся другие люди:

Вполне вероятно что Чуковские и Пастернаки тоже любовались осеньем разноцветьем с этой точки.

А мы открыли сезон барбекю-2012, лучше поздно чем никогда:)

Приглашаем учащихся разных классов побывать в писательском поселке Переделкино, где когда-то жил и работал наш знаменитый сказочник – Корней Иванович Чуковский. Сколько поколений ребят читали и запоминали наизусть веселые стишки и песенки этого автора, его удивительные истории о докторе Айболите, Мойдодыре и Мухе-Цокотухе, о разговорах с животными по телефону и путанице, устроенной неразумными зверятами, о рассерженных домашних вещах, убежавших от неряхи-хозяйки Федоры!

Во время экскурсии в Доме-музее К.И. Чуковского зрительные впечатления позволят школьникам вспомнить произведения, с которыми они познакомились еще в раннем возрасте, ребята также услышат рассказ об истории их создания, о жизни и творческом пути человека, чья добрая фантазия поселила в мире детства множество незабываемых персонажей. Будет интересно узнать, чем еще прославил свое имя Чуковский, с какими известными людьми был дружен, за какие заслуги он, третий из русских писателей, получил степень доктора литературы Оксфордского университета, почему близ его дома то и дело с восторгом собирались сотни и даже тысячи детей из близлежащих деревень, пионерских лагерей, санаториев.

Программы посещения Дома-музея Чуковского:

  • Тематические экскурсии:
  • — «Чуковский и дети». Юные гости осмотрят не только Дом-музей, но и прилегающую к нему территорию. Они узнают, откуда взялось название «поляна Бибигона», где и как устраивались знаменитые «костры», собиравшие огромную детскую аудиторию, как росли, взрослели дети и внуки самого писателя, что привлекало его в изучении психологии ребенка, сколько времени заняла работа над книгой «От двух до пяти».
    — «Литературоведение Корнея Чуковского» (интерактивная экскурсия для старших школьников). Рассказывается о многогранном литературном таланте Чуковского, который не только создал огромное количество произведений для детей, но и получил признание, как переводчик, был известен изучением истории русской и зарубежной литературы, проявил себя в критике.

  • Детские праздники – встреча и прощание с летом. При организации этих праздников взяты за основу традиции «костров», заложенные Чуковским на своем участке почти семьдесят лет назад. Перед ребятами выступят детские поэты – знаменитые и начинающие, артисты – профессиональные и самодеятельные, музыканты. Кроме этих встреч, детей ожидают викторины и конкурсы, песни, танцы.

Любая экскурсия в Дом-музей К.И. Чуковского – это своего рода детский литературный праздник, ведь этому способствует неповторимая атмосфера дома писателя, о сохранении и поддержании которой позаботились и родные Чуковского, и музейные работники.

Дополнительная информация:

При увеличении количества взрослых, оплата за каждого из них такая же, как за школьника.
Можно заказать профессиональную фото или видеосъемку на память (5000 руб. на группу).
Продолжительность экскурсии 1 час (маршрут следования рассчитывается индивидуально).
Выезд за МКАД (подача автобуса к школе) рассчитывается дополнительно: 0,5-4 км - 50 руб./чел.; 5-9 км - 100 руб./чел.; 10-49 км - 200 руб./чел.; от 50 км - 300 руб./чел.

Что включено в стоимость:
экскурсия в музей К.И. Чуковского с экскурсоводом;
доставка нашим сотрудником необходимых документов по указанному Вами адресу, в удобное Вам время;
бесплатные места для сопровождающих группы;
сверхплановый пробег автотранспорта, никаких доплат за автобус;
документы для ГИБДД оформляет и подает компания СмотриГОРОД;
транспортное обслуживание на автобусах туристического класса от школы до места проведения экскурсии и обратно (автобусы соответствуют всем требованиям департамента образования и оснащены табличками «ДЕТИ», ремнями безопасности, TV/DVD, кондиционерами, микрофонами, системой GPS-ГЛОНАСС, тахографами — весь пакет документов предоставляется: лицензия, обязательное страхование перевозчика, сертификат калибровки тахографа, диагностическая карта транспортного средства.

Лариса Никишина

Дом-музей Корнея ЧУКОВСКОГО в Переделкино .

Первоначально близкие Корнея Ивановича не думали о музее. Лишь руководимые желанием приходить в его комнаты, чтобы вспоминать о нем, быть ближе к нему, сохранили в неприкосновенности его дом.

«Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли… - вспоминала о зарождении музея дочь Чуковского Лидия Корнеевна . - Ни единого объявления в газете или где бы то ни было - но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях».

Официально музеем дом стал лишь после долгой борьбы общественности за его государственный статус. Сегодня в это трудно поверить, но борьба с партийными бюрократами шла многие годы с переменным успехом . Не единожды судьба дома висела на волоске. За сохранение музея выступали знаменитые люди : ЛИХАЧЕВ, КАПИЦА, КАВЕРИН, ОБРАЗЦОВ, РАЙКИН и другие. В конце концов, разум победил. Отдел Государственного литературного музея - Дом-музей Чуковского открылся в июне 1996 года.


В этом доме Корней Иванович жил с февраля 1938 года по октябрь 1969 года, то есть практически последнюю треть своей долгой, насыщенной событиями жизни.

Когда вы входите в дом, попадаете в переднюю с зеркалом , тумбочкой, вешалкой и шляпой Чуковского . Самая нарядная комната в доме - столовая. Она оформлена по вкусу жены Чуковского - Марии Борисовны . Дополняют интерьер бронзовая люстра, картины РЕПИНА и КОРОВИНА, рисунки ГРИГОРЬЕВА.


Стены выкрашены в темно-синий цвет, который очень гармонично подчеркивает красоту мебельного гарнитура из карельской березы.


На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания - это подарки Сергея МИХАЛКОВА и Агнии БАРТО.


Из столовой можно попасть в угловую комнату, где жила дочь - Лидия Корнеевна . На детях Чуковского «природа не отдохнула» : и Лидия, и сын Николай были талантливыми писателями.

Другая комната первого этажа - комната с эркером, у нее особая история. В ней в разное время жили сын Николай, потом внук Дмитрий с женой. Позже гостил и провел последнюю перед высылкой зиму Александр СОЛЖЕНИЦЫН.


Сейчас это место, где проводятся выставки, читаются лекции посетителям музея.


Например, здесь выставлены издания книги «От двух до пяти» , которую очень уважают японские ученые и педагоги и считают одним из лучших исследований детской психологии. Последняя глава книги называется «Заповеди для детских поэтов» , им Чуковский и следовал . Здесь же выставлено 15-титомное собрание сочинений Чуковского , изданное в 2008 году.


Чуковский сочинял для детей 2-3-х летнего возраста. Кроме него практически никто для таких малюток не писал. Стихи МАРШАКА, например, предназначены для детей уже постарше - от 5 лет.

Каждая строка, каждая рифма у Чуковского выверена . У Корнея Ивановича был безукоризненный литературный вкус, воспитанный на русской и английской классической поэзии. Каждый стихотворный кусочек тщательно отточен, ритмичен. Поэтому его стихи так легко запоминаются. Каждые две строки могут существовать как отдельное законченное произведение, в них заключена целая самостоятельная картинка, яркий образ, без труда остающийся в памяти ребенка.


Очень существенная роль отведена глаголу. Глагол - это действие, а действие западает в память. Чуковский был против тяжеловесности в литературе для детей. Использовал традиции, свойственные сказкам, например, присутствие элемента страха, но в результате все оканчивается хорошо. И дети это знают - поэт не обманывает их ожиданий. Полностью отсутствует в его стихах нравоучение. Многие стихи Чуковский писал специально для своей особенно любимой дочки - Мурочки. Она умерла в 11 лет от туберкулеза. Это одна из самых тяжелых трагедий семьи Чуковских .


Что же занимает оставшийся объем 15-титомника? Это литературоведческие статьи, воспоминания о ЧЕХОВЕ, БЛОКЕ, АХМАТОВОЙ, КОНИ, ГУМИЛЕВЕ, БРЮСОВЕ, МАНДЕЛЬШТАМЕ, ПАСТЕРНАКЕ, мемуары, статьи о переводах (Чуковский активно занимался переводами , среди них «Том Сойер» Марка ТВЕНА, «Робинзон Крузо» Даниэля ДЕФО, сказки КИПЛИНГА и УАЙЛЬДА, новеллы О. ГЕНРИ). Как видим, Чуковский был вовсе не исключительно детским писателем, а серьезным исследователем литературы, за что ему и было присвоено звание почетного доктора литературы Оксфордского университета. До Чуковского из русских писателей такой чести удостаивались ЖУКОВСКИЙ и ТУРГЕНЕВ, а после - Ахматова.

На самом видном месте выставочного зала на первом этаже книга «Мастерство НЕКРАСОВА» , за которую Корней Чуковский был награжден в 1962 году Ленинской премией. Именно Чуковский открыл и первым опубликовал многие неизвестные стихи и прозаические произведения Некрасова, написал ряд исследований, посвященных биографии поэта. Некрасовым Чуковский был увлечен серьезно и на всю жизнь.

Другая любовь для Чуковского - Александр БЛОК . Они были знакомы лично, встречались, общались. Блок для Чуковского был очень притягателен и дорог. Но сам поэт долго относился к Корнею Ивановичу весьма сдержанно, только к концу жизни стал воспринимать его как душевно близкого человека. О Блоке Чуковский написал одну из самых первых и лучших своих книг «Книга об Александре Блоке» .

…А теперь поднимемся на второй этаж. Самая большая и значимая комната здесь - кабинет писателя.


У широкого окна стоит письменный стол. На столе последняя, незавершенная статья - «Признание старого сказочника» . За этим столом Чуковский занимался и любимыми переводами . Хочется вернуться к этой теме и вспомнить одну из книг Корнея Ивановича - «Высокое искусство» . Она посвящена проблемам перевода . Одна из главных мыслей этой книги, что перевод в первую очередь должен быть таким же произведением искусства, как и само сочинение, которое переводят . Сохранить особенности языка оригинала и одновременно сделать произведение близким, родным читателю, говорящему, думающему на другом языке - это и есть настоящее «высокое искусство» .


Слева чудо-дерево в миниатюре - подарок учеников 609-й московской школы к 80-летию писателя. Под деревом стоят фигурки Андерсена, а также Бибигона - одного из героев Чуковского .

На столе живут еще два персонажа - два крокодила, черный африканский и белый из слоновой кости - английский (помните сказку «Крокодил» ).


На книжной полке над диваном портрет и набор грампластинок со стихами Уолта УИТМЕНА, творчество которого Чуковский изучал и любил , рядом Шалтай-Болтай - известный в Англии детский персонаж.

У противоположной стены стоит шкаф, который Чуковский называл «штуковиной» . Здесь писатель хранил архивы.


В кабинете писателя хранятся мантия и четырехугольная шляпа - атрибуты Оксфордского признания.

Много подарков из Японии, книга «От двух до пяти» в этой стране издавалась дважды. Головной убор индейского вождя из перьев - подарок почитателя из Америки.


Нельзя не упомянуть и о знаменитом Чудо-дереве. Интересна история его появления в экспозиции музея.

Большой клен перед домом однажды вдруг оказался без листвы, все решили, что он погиб и хотели уже его спиливать. Директор музея в один прекрасный день куда-то исчез и появился, спустя некоторое время, с загадочным лицом и большим количеством поношенных детских башмаков, которые он и повесил на старый клен. После этого дерево вновь покрылось листвой, причем порой листья достигают размера бумаги формата А3.


Информация сайта :

http://www.odintsovo.info/news/?id=30904

Экскурсия для школьников в дом-музей К.И. Чуковского. Дом-музей Чуковского в Переделкине настолько живой, что создается ощущение, что вот-вот навстречу выйдет сам хозяин. Интерьер дома сохранен таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают нам о связях К.И. Чуковского с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ века — И.Е. Репиным, А.А. Блоком, В.В. Маяковским, Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, Б.Д. Григорьевым, К.А. Коровиным и многими другими. Одновременно он наполнен чудесами, которые сошли со страниц детских книжек. В гостиной можно увидеть кувшин, который стал моделью для художника, оформлявшего первое издание «Мойдодыра», и черный дисковый телефон, по которому Чуковскому «звонил слон» и прочие представители фауны («У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон»). В кабинете — макет чудо-дерева, сделанный в подарок ребятами. А настоящее «чудо-дерево» можно видеть в саду рядом с домом.

Дети всегда были самыми желанными гостями в доме Чуковского. Он собирал ребятишек со всего Переделкина — читал им свои произведения, играл с ними, вел разговоры. На территории музея сохранена костровая площадка, и традиционно осенью и весной здесь проходят «Костры», как это было во времена писателя.

С собой необходимо иметь сменную обувь.



Детская комната