Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С. М

Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

Широкой известностью в России и за рубежом пользуется имя композитора

детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию

детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы

Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти

яркие, образные произведения. С уверенностью можно сказать, что нет ни

одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении

товарищей какой-нибудь пьесы Майкапара.

1867 г. в городе Херсоне. Детские и юношеские годы связаны с приморским

южным городом - Таганрогом.

Заметное место в культурной жизни города занимало домашнее музицирование.

Подобно тому, как музицировали в семье Чеховых, уделяли много времени

музыке и в семье Майкапара. Хорошо играла на рояле мать Самуила

Моисеевича, обучавшаяся в молодости в Одессе. Играли на фортепиано его три

сестры, четвертая обучалась игре на скрипке.

Таганрог считался музыкальным городом. Поскольку музыкальное училище в

Таганроге было открыто только в 1885 году, то, до этого времени, учиться

музыке можно было лишь у частных преподавателей. Обучение детей игре на

каком-нибудь музыкальном инструменте было почти обязательным в каждой

интеллигентной таганрогской семье. Отец Майкапара был достаточно

состоятельным человеком, чтобы дать детям не только среднее, но и высшее

образование.

Самуил учился в той же гимназии, которую восемью годами раньше окончил

великий русский писатель А.П. Чехов. В 1885 году Майкапар окончил

гимназию с серебряной медалью.

Гимназия А.П.Чехова и С.М.Майкапара в наши дни.

.
Уже в это время его подлинной страстью и целью жизни стала музыка.

Довольно рано Майкапар решил стать музыкантом. И в этом отношении

положительную роль сыграли его родители и, конечно, его первый учитель

музыки, итальянец Гаэтано Молла. Майкапар характеризовал его как

талантливого, темпераментного и трудолюбивого музыканта, научившего его

понимать и любить музыку.

Майкапару было семь лет, когда он начал обучение игре на фортепиано.

Музыкальные способности он унаследовал от матери, а любовь к музыке - от

отца, который, хотя и не играл ни на одном из музыкальных инструментов, но

всегда был готов слушать музыку и глубоко её чувствовал. Систематические

занятия игрой на фортепиано, игра в ансамбле, посещение камерных и других

Концертов воспитывали вкус Майкапара, знакомили с музыкальной

литературой. К пятнадцати годам он уже знал основные произведения

симфонической и камерной музыки, переиграв с сестрой в четыре руки много

Симфоний и квартетов. Он играл почти все сонаты Бетховена и довольно бегло

читал с листа. В это время Майкапар считался лучшим аккомпаниатором в

Таганроге и выступал не только с местными любителями, но и с приезжими

профессиональными музыкантами.

Для получения высшего образования Майкапар отправился в Петербург, где

была старейшая в стране консерватория, пользовавшаяся громадным

преподававших в ней крупнейших музыкантов. Чтобы продолжить общее

образование, он намеревался поступить в университет.

Майкапару, как окончившему гимназию с медалью, поступление в университет

Было обеспечено. Он избрал юридический факультет, как не требовавший от

студентов большой затраты времени на систематические занятия. Время же

было Майкапару необходимо, так как в случае поступления в консерваторию

заниматься игрой на рояле нужно было ежедневно и помногу. Юноша был

принят на младший курс условно, на один год, так как его техническая

подготовка оставляла желать лучшего.

Самуил Моисеевич поступил в класс старшего преподавателя В. Демянского,

который за два года выправил дефекты постановки рук у него, научил

тщательно работать над музыкальным произведением, значительно подвинул

Технику. Успешно сдав технический экзамен для перехода на старший курс

консерватории, Майкапар перешёл в класс итальянского пианиста Вениамина

Чези, только что приглашенного профессором в Петербургскую

консерваторию.

В течение четырех лет Майкапар занимался у Чези, с помощью которого ему

удалось досконально ознакомиться с фортепианной музыкой Баха, Генделя и

Других старинных мастеров. Проработав в консерватории четыре года, Чези

Тяжело заболел и уехал к себе на родину в Италию.

Вейса, ученика Листа. Преподавание Вейса отличалось беспорядочностью и

отсутствием какой-либо системы. Майкапар больше числился его учеником, чем

занимался с ним. К выпускному экзамену Майкапар готовился самостоятельно,

так как незадолго до экзамена заболел. Он хорошо сыграл программу и был

назначен выступить на консерваторском акте, чего удостаивались лучшие из

окончивших.

Когда Майкапар сдавал последний из числа вспомогательных музыкально-

теоретических предметов, на экзамене присутствовал А. Рубинштейн.

Ознакомившись с опытом Майкапара в сочинении музыки, он посоветовал ему

начать изучать теорию композиции. Так Майкапар оказался в классе

профессора Н. Соловьева, придя к окончанию консерватории не только как

пианист, но и как композитор.

Годы, проведенные Майкапаром в консерватории, оказались для него очень

важными благодаря окружению, в котором он находился. Находясь на посту

директора консерватории, А. Рубинштейн принимал близко к сердцу не только

интересы учреждения, но и судьбу каждого студента. Навсегда запомнил

Майкапар и яркие выступления Рубинштейна на эстраде.

А.Г Рубинштейн.

Санкт-петербургская консерватория.

Университет Майкапар окончил на два года раньше, чем консерваторию. Он

недолгое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что

соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. Но, занимаясь в

университете, Майкапар приобрёл известную широту взглядов,

дисциплинировал своё мышление, научился аргументировать и ясно излагать

свои мысли. Это позволило ему впоследствии выйти за рамки узкой

музыкальной специализации и стать незаурядным научным работником в

области музыки.

Даже после получения консерваторского образования, Майкапар не был

доволен достигнутыми результатами. Он, относясь критически к своим

пианистическим возможностям, отправляется в Вену учиться у знаменитого

Теодора Лешетицкого (1830-1915). Этот выдающийся педагог воспитал более

тысячи пианистов, многие из которых с успехом выступали на концертных

сценах в течение почти всего XX века. Среди них - Анна Есипова, Василий

Сафонов, Артур Шнабель.


Теодор Лешетицкий

Майкапару была присуща настойчивость, заставлявшая его, взявшись за дело,

вникать в малейшие подробности, пока вопрос не будет изучен полностью.

Такая исключительная добросовестность проявлялась Майкапаром во всех

областях. А. Рубинштейн, слышавший Майкапара неоднократно на ученических

концертах, обратился к нему с предложением: "Довольно Вам учиться! Вы уже

сейчас готовый пианист. Давайте концерты, и эстрада Вас научит тому, чему не

сможет научить ни один профессор в мире". Однако, только через семь лет

после этого разговора Майкапар решился выступить с самостоятельным

концертом, который он дал в Берлине, сразу после окончания занятий с

Лешетицким.

как можно чаще выступать в концертах. С большой тщательностью Майкапар

готовится к выступлениям, обдумывает программы концертов, независимо от

того - сольное ли это выступление, игра в ансамбле или в благотворительном

концерте. Собственные произведения он включает в них с большой

осторожностью и в минимальном количестве.

Продумывая развитие своего пианизма, слушая игру других музыкантов,

появляется в печати его крупная исследовательская работа "Музыкальный слух,

его значение, природа, особенности и метод правильного развития". Этой

работой Майкапар показал себя как незаурядный научный работник, музыкант,

не только играющий, но и теоретически мыслящий. Особое внимание было

полностью зависящим от внешнего. Он указывал: «Чем больше мы работаем

над ясным отчетливым восприятием внешних впечатлений, чем они богаче

красками и разнообразнее по своему характеру, тем и внутренний слух будет…

получать все больший материал для своего развития и обогащения».

Деятельное участие принимает Майкапар в организованном в 1902 году в

Москве "Научно-музыкальном кружке", руководимом сначала С. Танеевым, а

позднее профессором физиологии А. Самойловым. Членами кружка были

видные московские музыканты и ученые, интересовавшиеся музыкой.

Секретарем кружка и организатором всех докладов стал Майкапар.

На заседания кружка Майкапару приходилось приезжать из Твери, где в 1901

году он открыл собственную музыкальную школу. Она просуществовала три

года. За столь короткий срок, естественно, Майкапар не мог увидеть

существенных результатов своей педагогической работы, однако, занятия с

детьми привели Майкапара к мысли о создании многочисленных детских пьес

для фортепиано, которые нашли благоприятный отклик в прессе. Из числа

сочинений Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес

представляют фортепианные миниатюры: "12 альбомных листов", "Театр

марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфом Майкапара как

композитора для детей являются "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после

революции.

Трудность вести в России научную работу в области музыки была одной из

причин, побудивших Майкапара вновь отправиться за границу. Берлин в ту

пору был центром, притягивавшим к себе крупнейших музыкантов Европы.

Основным местом своего жительства Майкапар избрал не Берлин, а Лейпциг,

который представлял для него интерес как центр научной музыкальной мысли.

Бывая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу,

знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Его собственные

концертные выступления проходили в небольших залах. Большой успех выпал

на его выступление с женой - Софией Майкапар. Её колоритное сопрано

вызвало большие похвалы.


София Майкапар (1883-1956)

Майкапар задумывает создание учебного пособия, в котором, на основе

научных данных, были бы освещены важнейшие вопросы преподавания игры на

фортепиано. Как бы в продолжение изданной книги о музыкальном слухе,

отдельные части должны были носить заголовки: "Ритм", "Техника", "Чтение с

листа", "Педализация", "Публичное исполнение" и т.д. Труд этот был

Майкапаром начат, продолжался много лет, многое уже было сделано, но

окончательно не завершено. Задача оказалась слишком сложной для решения

одним человеком, принимая во внимание исключительную добросовестность

Живя за границей, Майкапар не теряет связи с Россией. Здесь у него жили

родные, сюда он приезжал отдыхать в летнее время. В 1910 году, когда он

находился в Берлине, им было получено следующее письмо от директора Санкт-

Петербургской консерватории А. Глазунова:

"Многоуважаемый Самуил Моисеевич! Довожу до Вашего сведения, что на

Вас в кандидаты в преподаватели фортепиано как низшего, так и высшего

курса. Совет уполномочил меня об этом Вас известить. Выборы должны

состояться в самом ближайшем будущем и о результате выборов, который,

надеюсь, будет благоприятным, я извещу Вас телеграммой. С искренним

уважением и преданностью А. Глазунов".

Перспектива вести педагогическую работу в консерватории, где он сам учился,

казалась Майкапару соблазнительной. Петербургская консерватория

пользовалась репутацией одного из лучших музыкальных учебных заведений в

мире. Для педагогической работы Майкапара обстановка в консерватории

складывалась весьма благоприятная. Фортепианный отдел консерватории

возглавляла А. Есипова, ученица Лешетицкого. Она пользовалась

славе.


Анна Николаевна Есипова (1851-1914)

Когда в консерватории возник вопрос о приглашении нового преподавателя по

классу фортепиано, то кандидатура Майкапара ни у кого не вызвала

возражений. Он был воспитанником Петербургской консерватории,

принадлежал к школе Лешетицкого, концертировал и вел педагогическую

работу за границей. Кроме того, он обладал ещё университетским образованием,

что не так часто встречается среди музыкантов-профессионалов. Известное

значение имело то, что он в свое время окончил консерваторию по двум

специальностям и в настоящем составил уже себе имя как композитор и автор

ценной музыкально-теоретической книги о музыкальном слухе.

Вскоре Майкапаром была получена телеграмма, извещавшая его о

благоприятном исходе баллотировки в художественном совете консерватории.

С осени он уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя,

он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 г. стал

профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет вел Майкапар педагогическую работу в Петербургской -

Ленинградской консерватории, одновременно выступал в концертах, сочинял

музыку и занимался научной работой. Его концертные выступления

преимущественно в Малом зале консерватории привлекали культурой

исполнения. Наиболее значительным исполнительским достижением

Майкапара было проведение им в 1925 году цикла из семи концертов, в которых

он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое

Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов

деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

За время работы в Ленинградской консерватории Майкапаром было выпущено

свыше сорока пианистов. В собственной педагогической работе Майкапар был

последователем школы Лешетицкого, однако, не оставался подражателем

приемов своего учителя, а всю жизнь был ищущим педагогом.

Как научный работник и общественный деятель особенно активно проявил себя

Майкапар в двадцатые годы. Он принимал участие в реформировании учебных

планов консерватории, участвовал в работе различных комиссии, выступал с

методическими докладами на заседаниях фортепианного факультета. В эти

годы появляется его труд "Научная организация труда в применении к

работе музыканта-исполнителя". В 1927 г. выходит книга "Значение

творчества Бетховена для нашей современности" с большим предисловием

А.В. Луначарского

В конце двадцатых годов в консерватории возникла сложная обстановка, в

связи с борьбой различных школ и направлений внутри фортепианного

факультета. Все это потребовало от Майкапара напряжения сил. Он начал

болеть. Доведя последних студентов до выпуска, самуил яковлевич в 1929 г.

оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному

творчеству и литературным трудам.

Им был почти закончен труд "Творчество и работа музыкального

исполнителя по данным опыта и в свете науки". Работа Майкапара

осталась в рукописи, но его мысли о технике работы над музыкальным

произведением нашли отражение в лекциях, которые он провёл весной 1935 г. в

Доме художественного воспитания детей в Ленинграде. Лекции назывались

"Как работать на рояле" и предназначались для детей школьного возраста.

В том же 1935 году Майкапар пишет статью «Детский инструментальный

ансамбль и его значение в системе музыкального образования».

В 1934 г. в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в

котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати

лет. Майкапар был в составе жюри конкурса. Более половины

выступавших играли его фортепианные пьесы. В постановлении

смотру и пропаганде художественного воспитания детей в связи с

конкурсом юных дарований, имеющую громадное культурное значение, и

утвердить постановление конкурсного комитета о премировании

Майкапара С.М.".

В последние годы жизни, помимо сочинения пьес для инструментального

ансамбля и оставшегося незавершённым цикла лёгких прелюдий и фуг для

фортепиано, Майкапар продолжал уделять много внимания методической

работе. Всю жизнь, проведя за роялем и письменным столом, Майкапар не

свет своей книги "Годы учения". Он был похоронен на Литературных мостках

Волкова кладбища в Ленинграде.

Полное собрание изданных сочинений Майкапара может уложиться в одном

томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 названий), но большинство

из них - фортепианные миниатюры, умещающиеся на одной - двух страничках.

Произведения Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции,

Америке, но из этого не следует, что при жизни автора они пользовались

повсеместным распространением. Вначале, когда Майкапар не был известен как

композитор, первые его сочинения (романсы и фортепианные пьесы) были

напечатаны за границей малым тиражом и, как тогда было принято, за счёт

признание, они выпускались в количестве, уже не удовлетворяющем спрос.

многократных переизданий.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. «Да,

много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал

Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески

простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет

просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая

фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах». Эти

слова в еще большей степени можно отнести и к детскому композитору.

(Основой данной работы послужила статья сайта Санкт-петербургского общества караимов)

Сценарий лекции -концерта «Музыкальной гостинной»,посвящённой 150 летию со Дня рождения композитора С.М.Майкапара

« С. М. Майкапар

и его фортепианный цикл «Бирюльки»».

Место выполнения: МКУ ДОД «Нижнегорская ДШИ»

21.12.2017 в зале школы искусств

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством композитора С.М.Майкапара.

Оборудование: Компьютер,

Мультимедийный проэктор,

Презентация, Фортепиано.

Введение

Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938) - известен широкому кругу музыкантов прежде всего как советский композитор, который всё своё творчество посвятил созданию только детской и юношеской музыки. Это еще и выдающийся советский педагог, пианист, автор учебно-методических работ, внесший огромный вклад в развитие детского и юношеского музыкального образования. Основной принцип всего творчества С.Майкапара, который он воплощал всю свою творческую жизнь, - что «требования маленьких художников те же, что и у взрослых исполнителей» и что «для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше».

С.Майкапар стремился культивировать и развивать в детях высокий художественный вкус и предъявлял к их исполнению предельно доступные требования. Качества, которые характерны для С.Майкапара как детского композитора - это жизненность и образность, простота и лаконизм, законченность формы, органичная связь с инструментом. Он находил музыкальные образы и интонации, близкие ребенку; через образность своих пьес для начинающих он учил любить музыку. Подавляющее большинство пьес С.Майкапара - это программные произведения. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учету особенностей детского игрового аппарата пьесы С.Майкапара прочно вошли в репертуар маленьких пианистов. Методическая ценность его пьес состоит в последовательном знакомстве ребенка с возрастающими техническими трудностями. Ребята, которые учатся играть на фортепиано, с удовольствием исполняют его пьесы, которые отличаются простотой, образностью и красочностью.

Детям нравятся его яркие образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного пианиста, не игравшего или, в крайнем случае, не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьесы С.Майкапара.

1. «Листок из альбома» -исполняет Хмыз Настя -3 класс.

Творческий путь С.М.Майкапара

Самуил Моисеевич Майкапар родился в 1867 года в городе Херсоне. Его детские годы прошли в Таганроге. В семье кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой, унаследовав музыкальные способности от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Музыкой маленький Самуил начал заниматься с 5 лет. А в 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. Но в семье было решено, что Самуил станет юристом.

В 1885 году, по окончании гимназии, Майкапар уехал в Петербург, где поступил на юридический факультет университета и одновременно в консерваторию, в которой начал обучение в классе фортепиано, а в дальнейшем стал посещать также класс теории композиции. Окончив юридический факультет университета, он короткое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. После окончания консерватории Майкапар по совету Антона Рубинштейна для усовершенствования уезжает в Вену, где стал заниматься у знаменитого педагога-пианиста Теодора Лешетицкого, занятия с которым он впоследствии подробно описал в своей книге "Годы учения».
В 1901 году Майкапар переехал в Москву, и затем в Твери открыл музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

С этого времени уже определилась многосторонняя деятельность Майкапара как композитора, исполнителя, педагога и научного работника. В этот период им были сочинены н изданы несколько романсов и фортепианных пьес, из числа которых выделяются "Маленькие новелетты", опус 8, получившие впоследствии широкую известность как ценные пьесы педагогического репертуара.

2. «В кузнице» -исполняет Хмыз Лиза - 3 класс.

В Москве успешно проходят концерты Майкапара, выходит его книга "Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития", в которой он первым в русской музыкально-педагогической литературе поставил вопрос о внутреннем слухе как основе обучения игре на музыкальных инструментах.

Но жизнь в Твери и педагогическая работа в этом провинциальном городе не удовлетворяли молодого композитора и пианиста. И Майкапар вновь отправляется в Берлин и в Лейпциг. Музыкальная жизнь в Берлине била ключом, в городе жили крупнейшие музыканты-исполнители,а Лейпциг представлял интерес как центр научной музыкальной мысли. Проживая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу, знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Параллельно проходили его собственные концертные выступления и также успешно, хотя и скромно, протекала его педагогическая работа.

3. «Тревожная минутка» - исполняет Кузьмич Вениамин - 2 класс.

В 1910 году С.М.Майкапар получил за подписью А. К. Глазунова телеграмму, в которой тот приглашал его на работу в Петербургскую консерваторию. И с осени Майкапар уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя, он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 году - профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет С.Майкапар вел педагогическую работу в Петербургской, затем - Ленинградской консерватории, одновременно выступая в концертах, сочиняя музыку и занимаясь научной работой. Наиболее значительным исполнительским достижением С.Майкапара было проведение им в 1925 году Цикла из семи концертов, в которых он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое С.Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

Из числа сочинений С.Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес представляют фортепианные миниатюры - "Пастушеская сюита" из шести номеров, "12 альбомных листков", "Театр марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфомС. Майкапара как композитора для детей стали "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после революции.
За время педагогической работы в Ленинградской консерватории С.Майкапаром было выпущено свыше сорока пианистов, в дальнейшем ведущих преимущественно педагогическую работу в музыкальных учебных заведениях Ленинграда и др.областей. В собственной педагогической работе С.Майкапар был последователем школы выдающегося педагога-пианиста Теодора Лешетицкого. Наиболее характерные черты школы Лешетицкого, которым следовал Майкапар:

    культура певучего звука;

    яркая пластическая динамика;

    принцип фразировки;

    отлично выработанная виртуозная пальцевая техника, получившая новые возможности в связи с введением «рессорных» кистевых приемов.

    ясность, лаконичность, уравновешенная стройность изложения.

Доведя последних студентов до выпуска, С.Майкапар в 1929 году оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному творчеству и литературным трудам.
В 1934 году в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати лет. С.Майкапар был в составе жюри конкурса и, слушая юных пианистов, мог лично убедиться в популярности своих сочинений. Более половины выступавших детей играли его фортепианные пьесы.

4. «Этюд» -исполняет Сытник Рита - 3класс.

В последние годы жизни С.Майкапар особенно много уделял методической работе. До сих пор представляют ценность его статьи "Творчество и работа музыкального исполнителя по данным опыта и в свете науки»", «Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания», лекции "Как работать на рояле".

Всю жизнь проводя за роялем и за письменным столом, С.Майкапар не уставал трудиться до конца дней и умер 8 мая 1938 года, накануне выхода в свет своей книги «Почему и как я стал музыкантом», названной при издании «Годы учения».

Просмотр видео: Презентация

Цикл фортепианных пьес «Бирюльки»

Одним из циклов фортепианных миниатюр С. М. Майкапара, созданных для детей, причём таких, которые дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять, причем с первых лет обучения, является циклфортепианных пьес «Бирюльки».

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. Один из таких циклов Майкапара называется «Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежат к числу классический произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725г.) И.С.Баха, «Детский альбом» П. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана.

Созданный в 1925 -1926 гг. цикл «Бирюльки» вот уже почти 90 лет пользуется неизменной любовью как юных музыкантов, так и педагогов. Пьесы сборника отличает все то, что отличает истинные шедевры – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей.

Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички – бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, палочки и другие кухонные предметы. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные. Маленькие пьески С.Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры.

А что же можно найти среди С.Майкапара? Это и музыкальные портреты, и зарисовки природы, и сказочные образы, и танцевальные пьесы. Музыке этих пьес присущи яркая образность, проникновенный лиризм, и высокая духовность. Они очень увлекательны, выразительны и красивы. С. Майкапар сумел очень тонко передать настроение ребенка, различные явления природы, разнообразные картинки из детской жизни - игры, забавы, приключения.

По своей форме «Бирюльки» - это сюита, состоящая из 26 разнохарактерных пьес для фортепиано различного содержания, объединённых художественными и методическими целями. Для удобства они поделены на 6 тетрадей по 4 пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес).

Все пьесы цикла имеют названия, они или программны, или жанрово определены. Каждое произведение отличает тематическая завершённость, цельность изображения, ясный характер изложения. Названия пьес подсказывают нам содержание миниатюры, помогая развернуться творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ. Темы обычно непротяжённые, но очень яркие и мелодичные. Простыми и лаконичными средствами композитору удаётся достичь почти зрительного эффекта, глубокой образной выразительности.

Несколько слов необходимо сказать о некоторых особенностях авторского текста. С.Майкапар дает подробные указания:

*) по разнообразнейшим штрихам,

*) по аппликатуре,

*) по характеру исполнения, например, ремарка к исполнению «Вальса» из 2 тетради «dolce grazioso», или «Всадник в лесу» (6 тетрадь) – «Allegro con fuoco e marcato»,

*) по темпу (метроном выписан в каждой пьесе),

*) по использованию педали.

Произведения Майкапара отличают легкость, удобство, приспособленность к детской руке. Так плавность мелодической линии соединяется в его пьесах для начинающих с расположения руки в одной позиции, где соседние ноты берутся соседними пальцами. Прекрасные примеры этому – пьесы: «Пастушок», «В садике», где поступенность движения в одной позиции является замечательным приемом развития технических навыков.

Цикл «Бирюльки» С. Майкапара – уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «ХТК» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке.

Майкапар тщательно продумывал названия пьес, стремясь пробудить фантазию детей с помощью ярких названий, наиболее полно отражающих содержание пьес.. Его пьесы можно подразделить условно на:

    картины и зарисовки природы: «Осенью, «Облака плывут», «Мотылек», «Весною»;

    звукоподражательные пьесы: «Эхо в горах», «Музыкальная шкатулочка»;

    образно-изобразительные пьесы: «Колыбельная», «В садике»;

    музыкальные портреты: «Сиротка», «Пастушок», «Маленький командир»;

    пьесы настроения и чувства: «Мимолетное видение», «Тревожная минута»;

    танцевальные пьесы: «Полька», «Вальс», «Менуэт», «Гавот»;

    повествовательная музыка: «Сказочка», «Романс», «Легенда»;

8)полифонические пьесы: «Песня моряков» (канон), «Прелюдия и фугетта».

Разумеется, такая тематическая классификация условна, в одном произведении могут быть смешаны разные направления.

Совершенно разные, не похожие друг на друга портреты - образы представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказывает замечательная музыка. Это «Пастушок», «Маленький командир», «Сиротка».

Вот маленький «Пастушок». Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучать, он играет на маленькой свирели. Светлый, радостный наигрыш звенит над лугами.

Использование регистров в пьесах Майкапара - один из наиболее действенных приемов фортепианной выразительности, никем из других композиторов столь часто не применявшийся. В этой пьесе Майкапар умело использует регистры инструмента. Чтобы мелодия звучала богаче, объемнее, композитор ведет ее октавами, на расстоянии четырех октав. А ученик учится свободному перемещению рук и корпуса на протяжении всего диапазона инструмента. Пьеса исполняется в достаточно подвижном темпе, легко, беззаботно. Ясное и четкое звучание шестнадцатых нот имитирует звучание свирели. Следует обратить внимание на изменение настроения в средней части пьесы. Здесь есть простор для фантазии, с чем связано изменение лада на минор. Возможно, среди ясного неба появились тучки, стал накрапывать дождь, возможно сам пастушок задумался о чем-то, вспомнил грустные моменты своей жизни.

5. «Пастушок»- исполняет Серёдкина Юля -6 класс.

Еще одна портретная зарисовка – пьеса «Маленький командир». Он очень воинственный, мужественный и отважный. Громким голосом он энергично отдаёт чёткие и уверенные приказы, акцентируя каждое своё слово. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или таким же друзьям-ребятишкам, как и он сам. Музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет беспрекословно выполнен, потому что он сам полон твёрдости и решимости. Пьеса имеет размер ¾, тональность До мажор. Дети работают над пьесой с особым удовольствием, т. к. им близок характер пьесы. Первоначальной задачей является точный чеканный ритм, передающий характер «маленького командира».

6. «Маленький командир»- исполняет Калистратов Рома - 5класс.

Одна из зарисовок картины природы – пьеса «Мотылек». Первоначальное ее название «Эльф». Легко представить легких нежных мотыльков, легко порхающих над цветами. Высокий регистр, прозрачность изложения точно передаёт характер перелетающего с цветка на цветок маленького мотылька.

Здесь встречается характерный для Майкапара прием – чередование рук, когда во взятые отдельно каждой рукой звуки или группы звуков объединяются в одно целое. Музыка звучит то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, робкий характер, показывает беззащитность мотылька.

Он становится то незаметным, притаившись на цветке как в окончании средней части, или, быстро вспорхнув, улететь (в конце пьесы).

7. «Мотылёк» - исполняет Союкова Реана -4 класс.

Похожая по настроению – пьеса «Мимолётное видение». Какое образ здесь хотел запечатлеть композитор? Хотел рассказать о красивом нежном мотыльке, легко порхающем над цветами на лесной поляне, о птичке, волшебно светящемся светлячке или сказочном эльфе? Что здесь услышит ученик? Это зависит от его воображения.

Музыка лёгкая, воздушная, нежная и танцевальная, как будто кто-то порхает, летит. Чередуются отрывистые, лёгкие звуки и кружащие, порхающие, плавные мелодии. Музыка звучит нежно, высоко, отрывисто, очень тихо. В ней встречаются одинаковые интонации, похожие на кружение или взмахи лёгких крылышек.

В средней части мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний, более тёмный. Музыка становится настороженной, тревожной, таинственной и загадочной, звучит с остановками, осторожно, неуверенно, вопросительно.

Внезапно движение прекращается, звучит таинственная пауза - видение исчезло. Но вот опять появляется знакомая мерцающая интонация. Мелодия поднимается в высокий регистр и исчезает совсем.

8. «Мимолётное видение» -исполняет Андропова Катя -4 класс.

Танцевальные пьесы, которые композитор С. М. Майкапар включил в свой фортепианный цикл, производят впечатление «игрушечной» музыки и вызывают в воображении бал, но необычный, а кукольный. Представленные в цикле танцы: Полька, Вальс, Менуэт, Гавот - как никакие другие подходят для такого бала.

Вот, например, «Полька» - подвижный танец с подскоками. Слово «полька» означает полшага. Музыка «Польки» Майкапара оживлённая, жизнерадостная, лёгкая. Поскольку она звучит в очень высоком регистре, то производит ощущение «кукольности».

9. «Полька» - исполняет Павлова Софья -6 класс.

В отличие от польки «Вальс» - более плавный и лирический танец. Слово «вальс» означает «вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся изящные движения.

10. «Вальс» -исполняет Шаврова Софья -3 класс.

Все дети любят сказки - весёлые, добрые, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой...

11. «Легенда»- исполняет Болесова Настя-3 класс.

Очень выразительная и глубокая по содержанию миниатюра «Романс ». Здесь выражены разные настроения. Сама песенная мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Она звучит медленнее, чем вступление, и заканчивается в каждой фразе направленными вверх вопросительными интонациями. Аккомпанемент напоминает звучание гитары.

В середине пьесы мелодия звучит с волнением, беспокойством. Появившийся начальный аккордовый фрагмент меняет свою окраску, теперь он звучит в миноре. Начальная мелодия романса становится властной, решительной, но постепенно она смягчается. В заключении снова возвращается светлое настроение, и наступает успокоение, слышатся легкие, просветленные вздохи.

12. «Романс» -исполняет Юсупова Зоре - 6 класс.

Произведения Майкапара - результат многочисленных проб и тщательного отбора интонаций, каждое название пьесы - не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя. Понимая, сколь важна для маленьких музыкантов образность, С.Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес. Не всегда это были первые, приходившие на ум. Так, в первоначальном варианте «Тревожная минута» называлась «Беспокойство», «Мотылек» - «Эльф», «Легенда» - «Грезы», «Весною» - «Малютка». Вместо «Гавота» поначалу была задумана пьеса «Лунный свет».

Необычайно интересно знакомство с черновиками «Бирюлек». Они красноречиво свидетельствуют о том, как рождался и созревал цикл. Предметом заботы композитора было все – от расстановки исполнительских указаний до внешнего вида издания (прижизненные издания «Бирюлек» выходили, как это и было задумано автором, в шести отдельных тетрадях, при едином их художественном оформлении).

Одни пьесы появились, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подверглись доработке и переработке. Так, не сразу появился «Маленький командир»: сначала родилась «Непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «Маленького командира». Миниатюра в фа миноре – теперь это «Семимильные сапоги» - по первоначальному замыслу имела совершенно другую идею.

Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «Бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, т.е. имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются «Инвенции» и «Симфонии» Баха или его «ХТК», но по изначальному замыслу «Бирюльки» задуманы как единое произведение. В этом легко убедиться, если осознать особенности конструкции цикла (тональный план), о чем подробно было сказано выше, и проиграть пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить «Инвенции» и «Симфонии» Баха, в которых каждая пьеса является одновременно как самостоятельным произведением, так и звеном в общей цепи. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес, каковой является цикл «Бирюльки», мог лишь большой мастер, кем и являлся советский композитор С.М.Майкапар.

Просмотр видео: «Презентация»

18 декабря 1867 - 08 мая 1938

известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Биография

Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог . Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва . Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине , Лейпциге , Санкт-Петербурге , Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали . В 1901 основал музыкальную школу в Твери . С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

В программе музыкальных школ не предусмотрено специальное изучение творчества С. Майкапара, но учащиеся фортепианного отделения любого возраста всегда с удовольствием слушают и исполняют его произведения.

Жизнь этого композитора интересна и содержательна, он занимался фортепианным исполнительством, педагогикой, создавал пьесы для детей, уделял много внимания научной деятельности. Уроженец г. Херсона, Майкапар вскоре вместе с семьёй переехал в Таганрог, где стал учиться музыке у итальянца Гаэтано Молла. По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно продолжив осваивать музыкальную науку в петербургской консерватории, занимаясь по двум специальностям - как пианист у В. Демянского, В. Чези, И. Вейса и как композитор у профессора Н. Соловьёва.

После стажировки в Вене у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого, он живёт в Москве, затем в Твери, где преподаёт в организованной им музыкальной школе, много концертирует по Европе, сочиняет фортепианные пьесы для детей, занимается наукой.

Двадцать лет жизни, вдумчивого плодотворного труда С. Майкапара связаны с Петербургской (Петроградской-Ленинградской) консерваторией, куда его пригласил преподавать А. К. Глазунов. Знаменательным событием стало исполнение музыкантом всех фортепианных сонат Л. Бетховена, которое состоялось в течение нескольких вечеров в Малом зале консерватории.

В последние годы жизни С. Майкапар оставил педагогическую деятельность и сосредоточился на композиции, исполнительстве и научной деятельности. Среди трудов Майкапара следует отметить наиболее важные: «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития», книгу «Значение творчества Бетховена для нашей современности», книгу воспоминаний «Годы учения». Майкапар известен как автор многочисленных работ, посвящённых обучению фортепианной игре и общим вопросам музыкальной педагогики.

Пьесы С. Майкапара, неизменно включаются в программы любого начинающего пианиста. Таковы его «Маленькие новеллы», «Театр марионеток», «Шесть колыбельных сказочек», «Соната для юношества», цикл пьес «Бирюльки», сборник «Первые шаги» для фортепиано в четыре руки, «20 педальных прелюдий» и другие сочинения. Его яркие доступные для понимания пьесы с удовольствием играют наши учащиеся. Поэтому мы хотели подробнее познакомить юных пианистов и их родителей с неординарной личностью автора этих пьес.

В концерте приняли участие много детей, звучала музыка С. Майкапара, ученики чувствовали себя настоящими артистами, выступая перед большой аудиторией слушателей.

Ниже приведена презентация и комментарии к слйдам.

_________________________________________________

От редакции:

Для удобства просмотра Пезентация превращена нами в видеоролик с музыкальным соровождением. При этом в качестве музыкального фона выбраны три пьесы С. Майкапара, исполненные учащимися музыкальных школ: «Эхо в горах», «Ариетта», «Осенью». При использовании презентации в практической деятельности в нужные моменты можно ставить плеер на паузу или отключить звук.



Материнский капитал