Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Колесо знаний. НОД детей подготовительной группы игра-викторина «КВН

Козлова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Детский сад № 268"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Математическая викторина в подготовительной группе"
Дата публикации: 04.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Математическая викторина

в подготовительной группе

Цель:
1. Сравнение результатов измерения протяженной величины. 2. Закрепление навыков порядкового счета на примере времен и месяцев года. 3. Закрепление знаний состава чисел первого десятка, решение арифметических задач в пределах 20. 4. Упражнение в дополнении чисел до любого заданного числа. 5. Классификация фигур по цвету, форме и величине. 6. Ориентировка в пространстве по схеме.
Ход.

Воспитатель:
Ребята, вы смотрите телевизор. Какие игры знатоков вы знаете и видели? («КВН», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?») - Представьте себе, что вы тоже знатоки и мы сегодня с вами проведем игру «Математическую викторину» прежде, чем начать игру, что нужно сделать? (разделиться на команды). - Правильно. У нас получилось 2 команды по 5 человек. - Теперь, что нужно? (назвать команды). - Как можно назвать команду, подумайте. (варианты детей). - А я предлагаю, раз викторина математическая, то назвать команды названием геометрической фигуры, любой по вашему желанию. - Хорошо, команды названы. А теперь, что нужно сделать? (выбрать капитана) - Капитан есть. А теперь? Что еще забыли? Любая игра не обходится без чего? (без правил) - Да, должны быть единые правила для всех знатоков. Вот послушайте, я предлагаю такие правила нашей игры: 1. Внимательно выслушивать задание. 2. Не выкрикивать ответы, а поднимать руку, если уж догадались. 3. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. 4. За правильный ответ дается фишка. 5. Чем больше фишек в команде, та команда и выигрывает. 6. Обсуждать совместное задание не громко, чтобы не подсказывать и не мешать другой команде. - Вот такие правила. Вы согласны с ними? Если согласны, то надо их выполнять. За нарушение правил или за подсказку у команды забирается фишка.
-
А теперь давайте начнем нашу викторину. I.
Первое задание
будет такое: ответить на вопросы по календарю природы, т.е. знание времени года и месяцев, какой по счету.
Вопросы:
1) С какого месяца начинается весна? (март) 2) Какой месяц идет после марта? (апрель)
3) Какой месяц идет перед июнем? (май) 4) Какой месяц последний в году? (декабрь) 5) Какой месяц год начинает и является серединой зимы? (январь) 6) Какой по счету месяц октябрь с начала осени? (второй) 7) Какой по счету месяц июнь с начала лета? (первый) 8) Какой по счету месяц май с начала года? (пятый) II.
Второе задание
. Вот 2 дерева, на которых должны «вырости» фигуры. Т.е. нужно взять одну фигуру и двигаться от корня дерева, дошли до разветвления, посмотрите на условный значок, который стоит на каждой ветке: у одной команды по цвету, у другой по форме. Определились, куда должны идти фигуры. Пошли дальше до следующего разветвления: у одной команды по формам, у другой по величине (большой и маленький). Решили, куда идти дальше. Идем до следующего разветвления: у одной команды по величине, у другой по цвету. Решили куда отправлять фигуру, вот и выросла одна фигура на дереве. Таким же образом все остальные фигуры распределите сами всей командой. - А теперь проверим, все ли фигуры «выросли» правильно? (если правильно все, то дается фишка команде)
Дидактическая игра «Дерево»
(«Давайте поиграем») III.
Третье задание
называется
«Торопись, да не ошибись»
. - На карточках у вас арифметические задачи, в центре числа 10. Вам нужно вместе поставить ту цифру, которая в сумме с другим данным составит число 10. И какая команда быстро и правильно решит эти задачи, та и получит фишку.
Дидактическая игра «Торопись, да не ошибись»
(«Давайте поиграем»). IV. А теперь
конкурс капитанов
. Задание такое. - Представьте, что вы в ателье и вам нужно решить, что и быстрее сшить из полосы ткани: рубашки или платья. - Что поможет узнать, сколько чего выйдет из этой полосы? (условные мерки) - Вот вам условные мерки – это на рубашки, а это на платья. - А как вы будете определять? (сначала мерку-мерку рубашку прикладывать с одной стороны полосы, потом мерку-платье с другой стороны. Каждую мерку отмечать карандашом) - Все измерили. Что же получилось? (капитан, который быстрее справился). - Чего выйдет больше, чего меньше? Как ты думаешь, что быстрее шить? (платье) V.
Пятое задание
заключается в том, чтобы всем вместе и быстро составить квадрат из геометрических фигур. - Какие фигуры у вас даны (треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.). - Кто быстрее составит, тот и получит фишку.
Дидактическая игра «Сложи квадрат»

VI.
Шестое задание
– решение задач из сказок, на сообразительность: 1)
«Математика в сказках»
С.И.Волкова, С.А.Тихомирова.
2)

Сказка «Репка»
- сколько сего героев в сказке? - на каком месте внучка? - какая по счету Мышка? - кто находится на первом месте? - кто находится на шестом месте?
3)

Задачки на карточках.
VII.
Седьмое задание
на ориентировку в пространстве. Надо найти зайку в лесу. - Он нарисовал схемы, по которым можно его найти. Давайте сначала посмотрим, как это нужно делать. Возьмем эту схему. - Что здесь нарисовано, до куда нужно идти? (до елочки), потом? (повернуть налево до цветочка), затем куда? (прямо до колокольчика), а дальше? (налево до елочки). - Таким образом и вам нужно нарисовать карандашом дорогу до зайчика по обеим маленьким схемам. Тогда мы найдем зайку. - Кто вперед найдет дорогу, переверните листочек и увидите спрятавшегося под елкой зайку.
Дидактическая игра «Как пройти к зайке»
(«Давайте поиграем»)
Воспитатель:
Ай -да, знатоки! Молодцы! Быстро выполнили все задания. Теперь пора подводить итоги. - Сколько в каждой команде фишек, сосчитайте. По количеству фишек победила команда _____________ .
Поздравляем!
- А вообще, победила дружба, потому что вы дружно, сообща решали все задачи. - И всем поощрительный приз за участие и за знания – конфеты.
Молодцы!

Сказки-задачки

(«Математика в сказках» С.И.Волкова, С.А.Тихомирова).
1.
«Старик и волк»
. - У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой жеребец. Сколько всего живых существ было у старика со старухой? (десять) 2.
«По щучьему велению»
. - Глядь плывут по воде двенадцать уток и селезень – одно перо золотое, другое серебряное… Сколько всего птиц плыло по воде? (тринадцать) 3.
«Свет – Луна»
. - Встал Иван – богатырь, а тот дал ему есть семь бочек еды да спать повалил на шесть месяцев. Через 6 месяцев разбудил: «Вставай Иван-богатырь, обедать». Дал ему три бочки съесть и спать повалил на три месяца.
- Сколько всего месяцев спал Иван-богатырь? - Сколько бочек еды съел он во время бодрствования? 4.
«Была – не была»
. - «Лошадей» было много: 6 кошек езжалых, 12 котов стоялых, 1 жеребец бойкий – кот сибирский был на цепь прикован возле печки к столбу. - Сколько всего «лошадей» было у сказочника? 5.
«Иван – русский богатырь»
. - Смотрит Настасья Прекрасная, что он (Иван) прожил неделю, прожил две, прожил три и все, нет его. А она все живет. - Сколько дней ждала Ивана-богатыря Настасья Прекрасная? 6.
«Богатый солдат»
. - Прослужил солдат у царя 3 года, и царь за службу дал ему три копейки. - Сколько копеек платил царь солдату каждый год, если каждый год плата была одинакова? 7.
«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».
- Выезжает Чудо-юдо даенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем- пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил Чуду- юду 3 головы. 1) Сколько раз у Чуда-юда осталось больше голов, чем их срубил Иван? 2) Сколько голов осталось у Чуда-юда? 8.
«Лиса-плачея»
. - Жили они одни – оденехоньки среди пустыря, некому и поплакать-то по старухе. Вот старик взял мешок с 3-мя парами беленьких курочек и пошел искать плачею, видит – идет медведь, он и говорит: «Поплачь-ка, медведь, по моей старухе! Я тебе дам 2 беленьких курочки». - Сколько курочек осталось бы в мешке у старика, если бы он вспомнил свое обещание? 9.
«Иван Быкович»
. - «Давайте, - говорит царевич, - еще силу попытаем: станем бросать железную палку кверху. Кто выше забросит, тот будет большой брат». – «Ну что же, бросай ты!» Иван-царевич бросил – палка через четверть часа назад упала, Иван- кухарский сын бросил – палка через полчаса упала, а Иван Быкович бросил – только через час воротилась. - На сколько минут быстрее вернулась палка Ивана-царевича, чем палка Ивана Быковича?
Литература.
1. «Давайте поиграем», Под редакцией А.А.Столяра. 2. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Л.А.Винер, О.М.Дьяченко. 3. «Математика в сказках», С.И.Волкова, С.А.Тихомирова. 4. Программа «Развитие», Под редакцией Л.А.Венгера.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях неживой природы.

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Расширять и закреплять знания детей о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
  2. Расширять и закреплять знания детей о многообразии лесных птиц и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
  3. Закреплять знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
  4. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам.

II. Развивающие:

  1. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  2. Развивать зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.
  3. Развивать связную и образную речь.
  4. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
  5. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
  2. Воспитывать любовь к родной природе.
  3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)

Словарная работа: атмосфера, водяной пар, гайно, тетерев-косач, пихта, кедр, метель, вьюга, пурга, снегопад, поземка.

В развивающей среде: наборы наглядно-демонстрационных картинок по теме «Зима» , «Зимующие птицы» , «Деревья» ; книги, энциклопедии, игры и т.д.

Оборудование:

Презентация к теме «Зимние тайны» , музыкальное оформление, эмблемы для участников команд «зайчики» , «белочки» , столы, стулья для команд, набор картинок: ветки и кусочки коры деревьев, еловые и сосновые шишки; рисунок «Чьи следы?» , рисунок с контурами птиц. Мольберты. Картинки зимующих и перелетных птиц. Медали для награждения.

Предварительная работа

  1. Рассматривание набора иллюстраций «Деревья наших лесов» , чтение и рассматривание энциклопедии «Растительный мир» .
  2. Беседа о бережном отношении к растительному и животному миру нашего края.

I. Мотивация к деятельности:

Воспитатель включает тихо музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима» .

(Воспитатель делает музыку по громче, чтобы привлечь внимание детей, чтобы они спросили: «А что мы будем делать сейчас?)

Воспитатель предлагает присесть детям на стульчики и послушать стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Воспитатель (В.) . Много тайн и загадок хранит зима.

Вы бы хотели сейчас разгадать их и ответить на вопросы, которые нам приготовила зимушка-зима? (Ответы детей)

Вы хотели бы поиграть со мной в викторину? (Ответы детей)

Для того чтобы начать игру, нам нужно разделиться на две команды.

Как нам это можно сделать? (предложения детей)

Так, ребята, здорово, у нас есть две замечательные команды. Но нет названий команд? Название должно быть связано с природой.

Что будем делать? (придумаем название команды)

(Каждая команда предлагает свое название, если дети не могут выбрать название, необходимо голосование) .

И, так, представляю вам 1 команда, например «Зайчики» и 2 команда «Белочки» . Капитаном будет тот, кого вы выберите сами. Дети выбирают капитана.

Ребята, слушайте правила игры:

  1. Команда должна сообща и быстро искать ответ.
  2. Отвечать на вопросы нужно громко, чтобы ваши ответы услышали и поняли.
  3. Не перебивать друг друга.
  4. Когда отвечают игроки одной команды, другие молчат.

Ребята, вы запомнили правила? Команды готовы?

Тогда начинаем викторину!

Воспитатель показывает презентацию

Следить за всей игрой будет жюри (называет состав)

В.: Внимание! Внимание! Начинаем викторину!

Проведем разминку капитанов. За каждый правильный ответ команда получает в свою копилку 1 бал, т.е. 1 шишку.

Вопросы капитану команды «зайчики» :

  1. Что получиться, когда вода замёрзнет? Лёд.
  2. Что получиться, когда пар попадет на холодную поверхность? Вода.

Вопросы капитану команды «белочки» :

  1. Что получиться, когда лед растает? Вода.
  2. Что из себя представляет вода в атмосфере? Водяной пар, облако, туман, снег.

В. Какие молодцы капитаны, ответили на все вопросы.

Команды будьте внимательны!

Задание 1. «Бывает – не бывает»

В. Всем нужно послушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает. Будьте внимательны, если команда не ответит, то помогают ей игроки другой команды и получают в свою копилку 2 бала.

Вопросы для команды «Зайчики»

  1. Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать? Не бывает.
  2. А бывает так, чтобы зайцы ели семена из шишек, когда очень холодно? Не бывает.
  3. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет? Не бывает.
  4. Бывает так, что сорока живет в дупле? Не бывает.
  5. Иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть? Не может.

Вопросы для команды «Белочки»

  1. Бывает так, что сова улетает в теплые края на зиму? Не бывает.
  2. В январе медведь выходит на прогулку, так бывает? Не бывает.
  3. А бывает так, что глухари прилетают на кормушки? Не бывает.
  4. В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет? Не бывает.
  5. А бывает так, что у птиц как бы растут косички? Бывает: хвост тетерева-косача похож на пучок косичек.

Задание 2. «Путаница»

В. Ребята, посмотрите, у вас на мольберте висят картинки. Нужно найти то, что принадлежит данному дереву: листик, кора, плод. Думаем, советуемся! Предоставляем слово команде «зайчиков» …, а теперь расскажут нам «белочки»

В. Молодцы, ребята, вы получаете по 1балу.

В. А сейчас «Зайчики» и «Белочки» игровая пауза п/и «Птичья полечка» .

Правила игры: зазвучала музыка и вы все начнете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу и если это птица, которая зимой живет с нами, вы присаживаетесь на корточки, если улетает в теплые края, вы стоите на месте.

Итак, играем! Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу В. Музыка прекращается, и он называет птицу: воробей – дети стоят на месте, опят звучит музыка, дети танцуют, В. –скворец, клест, соловей, ворона, ласточка.

В. Дети, вы молодцы, присаживайтесь на свои места, продолжаем нашу викторину.

Задание 3. «Отгадайте загадки» (поочередно) .

Команда «Белочки»

1. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)

Команда «Зайчики»

2. Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

Команда «Белочки»

3. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Команда «Зайчики»

4. Щиплет уши, щиплет нос,
Брызнешь в воду – упадет,
Лезет в варежки мороз.
Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Команда «Белочки»

5. Без досок, без топоров.
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)

Команда «Зайчики»

6. Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Команда «Белочки»

7. Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Команда «Зайчики»

8. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

Задание 4. «Чьи следы?»

В. Каждая команда получает карточку с изображением следов (1 команда: лиса, волк, медведь, дикая утка, голубь, цапля, орел; 2 команда: волк, лиса, заяц, белка, собака, цапля, орел.)

И снова игровая пауза «Воздух, Вода, Земля, Ветер»

Дети становятся в круг. Воспитатель ходит в нутрии круга и говорит одно из четырех слов (воздух, вода, земля, веете) – и считает до пяти. Тот, к кому подошла В., должен за это время назвать, в зависимости от слова, которое ему задано, птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер) . Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Победит тот, кто останется в кругу.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 5. «Вопрос - ответ»

Команда «Белочки»

  1. Кто выводит птенцов под снегом в январе? Клест.
  2. Кого называют санитарами леса? Птиц, муравьев.
  3. Кто из зверей в лесу зимой спит? Медведь, барсук, еж.
  4. Как называется гнездо белки? Гайно.
  5. У каких деревьев иголки как у ежа? У елки, пихты, кедра.
  6. Как деревья живут зимой? Летом деревья запасают в стволах и ветках крахмал (питательные вещества) . Зимой движение соков прекращается, и деревья впадают в спячку.

Команда «Зайчики»

  1. Зачем белке длинный и пушистый хвост? Хвост помогает прыгать с дерева на дерево и служит «рулем» и «парашютом» . В холодные дни во время сна белка закрывает им нос и живот.
  2. Какие природные явления бывают зимой? Метели, вьюги, пурга, снегопады.
  3. Как ведут себя рыбы в зимнее время? Дремлют, зарываются в ил.
  4. Что можно дать птицам на обед? В зависимости от вида птицы. Воробьям, голубям – крошки, зерно. Синицам - семечки, сало.
  5. Чем выделяется береза среди других деревьев? Цветом ствола.
  6. Как готовится заяц к зиме? Меняет шубку.

Задание 6. «Сосчитайте птиц»

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 7. «Найдите ошибку»

Команда «Зайчики»

На столе картинки перелетных птиц (среди них 1-2 картинки зимующих птиц)

Команда «Белочки»

На столе картинки с зимующими птицами (среди них 1-2 картинки перелетных птиц)

Задание 8. «Добавь словечко»

Команда «Зайчики»

  1. Лес может быть густым, а может и … редким.
  2. Волк зверь большой, а еж … маленький.
  3. У синички грудка желтая, а у снегиря … красная.
  4. Бежит по снегу, а следу нет... поземка.
  5. Елочка колючая, ивушка … плакучая.

Команда «Белочки»

  1. У лисы нора, а у волка … логово.
  2. След зайца - … заячий.
  3. Волк хищное животное, а лось … травоядное.
  4. Зимой вьюга – летом … ненастье.
  5. Январь год начинает, а декабрь … кончает.

Рефлексия:

Вы, ребята, сегодня все были молодцы.

  • Какой вопрос вас поразил или удивил?
  • А какие еще чувства у вас возникли или воспоминания о зиме?
  • Какие новые слова запомнили?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами закрепили знания о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям. Каждый из вас может загадать загадки о зиме, животных и растениях своим родным.

Жюри подводит итоги (подсчитывает количество шишек) .

Награждение команд.

Раздел сайта - познавательное развитие

Воспитатель коррекционной группы

МБДОУ «Ручеёк»

Игра-викторина «Знатоки природы» (для детей подготовительной группы)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых. Продолжать развивать интерес детей к природе. Воспитывать наблюдательность, любознательность, желание заботиться о природе.

Материал:

Эмблемы для команд - снежинки и лучики

Картинка с изображением животных и их следами, карандаши

Картинки с изображением зимующих и перелетных птиц

Контурные изображения птиц - на листах

Экологические знаки

Предварительная работа:

Знакомство с пословицами и поговорками о природе, лесе;

Разучивание стихов о природе;

Изготовление эмблем.

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но вы - любознательные дети и вам открываются любые тайны!

Реб: Нас солнца луч смешит и дразнит. Нам нынче весело с утра, Природа дарит звонкий праздник и главный гость на нем – игра. Она наш друг большой и умный, не даст скучать и унывать. Затеет спор веселый, шумный, поможет новое узнать.

Итак, начинаем игру. Проходить наша игра будет между двумя командами « Снежинки» и «Лучики». По итогам каждого конкурса будет начисляться фишки каждой команде.

конкурс 1. «Зимние и весенние слова» Вам необходимо подобрать «зимние и весенние» слова. Командам нужно назвать как можно больше примет зимы и весны (дети называют слова, например: сосулька, снегурочка, снегирь, снеговик, подснежники и т. д.)

конкурс 2. « Найди ошибку в рассказе»

Выполнить это задание смогут внимательные ребята. Послушайте рассказ и найдите ошибки. Команда, которая найдёт больше ошибок, получит фишку.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ. Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Да изредка можно увидеть уток. Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц. «А это чьи следы?» - сказал Петя. «Это, наверное, следы ежа», - сказала Наташа. «Что-то не видно белок, где же они?» - спросила Таня. «Да ты что, не знаешь, что зимой белки спят в своих дуплах?» - ответил Петя. (Дети называют ошибки: - скворцы, утки – перелётные птицы, на зиму улетают в тёплые края, еж – зимой спит, белки – зимой ведут активный образ жизни).

Внимательно слушали рассказ, справились и с этим сложным заданием.

конкурс 3. «Занимательные вопросы»

Как называется явление природы, когда идет снег? (снегопад) - В какое время года бывает ледоход? (весной) - Какой месяц «Год кончает, а зиму начинает?» (декабрь) - В какое время года у животных бывает линька? (весна, осень) - У кого из животных есть иголки? (Ёж, ехидна, дикобраз)
- Чем выделяется берёза среди других деревьев? (Цветом ствола)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
- Кого из животных называют шатуном? (Медведя)
- Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осёл)
- У кого уши на ногах? (У кузнечика). - Животное, названием которого обозначают пешеходный переход? (Зебра.) - Что такое кузница дятла? (На пне щель, дятел вставляет шишку и долбит).

Куда осенью исчезают насекомые? (Некоторые прячутся под кору деревьев, некоторые погибают).

Стрекоза вредное или полезное насекомое? (Полезное, она воздушный хищник, на лету схватывает комаров, мух). - Почему о зайце говорят: «сам себя обогнал?» (При беге заяц задние лапы выбрасывает впереди передних). - Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.(Еж, медведь, барсук.) - У какой птицы зимой выводятся птенцы? (У клеста).

Какие птицы – первые вестники весны? (Грачи, скворцы)

Тепло ли травке под снегом зимой? (Тепло, снег служит одеялом).

Назовите самое трудолюбивое насекомое. (Муравей. Пчела)

Домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник).

Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост помогает белке прыгать с дерева на дерево, укрывает от холода).

Назовите съедобные грибы. (Шампиньоны, лисички, опята, сыроежки, подберезовики, боровики, подосиновики).

Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом).

Чем питаются лягушки? (Живыми насекомыми комарами и мухами).

Для чего сажают деревья? (Их листья поглощают вредные газы, а выделяют кислород).

В какое время года просыпаются ежи, строят птицы гнезда? (Весной).

Что будет, если исчезнут насекомые? (Исчезнут растения, они их опыляют, насекомые, рыбы, птицы – они питаются ими). - Сколько ног у паука? (восемь)

Чем питается бабочка? (нектаром)
- Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

Сколько лапок у жука? (шесть)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)

Как называется дом муравьев? (муравейник)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Кто носит свой дом на спине? (улитка, черепаха.)
- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - это..? (насекомые)
- Карась, сом, щука, окунь - это..? (рыбы) - Кому нужна вода? (Всем живым существам. Всему живому на земле).

Что такое глобус? (модель земли).

Что обозначено на глобусе синим, зеленым и коричневым цветами? (Вода, растения, земля)

Чем является лес для зверей и птиц? (Домом).

Молодцы! Обе команды прекрасно справились с заданием.

конкурс 4. Ну, а сейчас наступило время для конкурса капитанов. Задание для капитанов такое: надо голосом изобразить животных, название которых вы услышите в рассказе. Капитан, сделавший это лучше, заработает для своей команде фишку. Слушайте внимательно. - Было темно и пустынно. Только изредка было слышно завывание волка. А рядом ему вторил другой. Но вот лучик солнца разбудил петуха. Следом за ним проснулась курочка. Загоготал гусь. Около сарая послышался лай Полкана. Замычала корова. За забором жалобно замяукал котёнок. Наступило утро.

конкурс 5. «Следопыты» или «Узнай, кто оставил тут след». - Зимой в лесу на снегу можно увидеть очень много разных следов. Кто же эти следы оставил на снегу? (ответы детей) Правильно, следы оставляют животные и птицы, живущие в лесу. И вот вам задание: на карточках нарисованы следы животных и птиц. А вам надо найти животное, которому они принадлежат. Команда, которая правильно выполнит задание, станет обладателем ещё одной фишки. - Молодцы! Отлично знаете животных, быстро распознали их следы.

конкурс 6. Пантомимо: «Лесной карнавал»

Представьте себе, что в лесу у зверей карнавал, все пришли в масках. Узнать их можно по движениям, повадкам, мимике.

Команда: «Снежинки» на лесном карнавале, а команда: «Лучики» отгадывают, кто пришел на карнавал. Молодцы, справились с заданием!

конкурс 7. «Перелётные и зимующие птицы»

Перед вами фланелеграф, на котором изображены солнце и снежинка. Команде «Снежинки» надо вспомнить зимующих птиц и выложить картинки с их изображением рядом со снежинкой. А команде «Лучики» найти перелётных птиц и поместить рядом с солнцем. Команда, выполнившая задание быстро и без ошибок, получит фишку.

конкурс 8. «Сосчитайте, сколько спряталось птиц»

конкурс 9. « Пословицы и поговорки о природе» Чья команда больше назовёт – будет победителем и получит фишку.

Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить. - Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу. - Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай. - Лес – богатство и краса, береги свои леса. - Растения – земли украшения. - Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Враг природе тот, кто лес не бережет.

Лес видит, а поле слышит.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Ты, дружок, смотри не подкачай,

Правдивым быть и умным обещай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби леса, цветы, простор полей,

Все, что зовется Родиной твоей.

конкурс 10. «Назови знак» Перед вами разложены экологические знаки, надо объяснить их значение. Та команда, которая выполнит задание правильно, получит фишку.

Стихотворение "Лесные правила"

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.

Ветки сосен не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Всех зверей нужно любить, нельзя топать, хлопать и ловить!

Вот и подошла к концу наша игра. Подведем итоги (считаем фишки). - Вы все очень старались. Четко выполняли все задания. Показали себя настоящими знатоками природы. Работали дружно, сплочённо в своих командах. Молодцы! - А теперь - сюрприз для вас. Хотите очутиться на лесной полянке? Закройте глаза… «Раз, два, три, лес скорее оживи!» (Звучит фонограмма «Голоса леса»

Реб: В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда крыльев жуков,
Бабочек трепет и мотыльков —
Разве не чудо?

Игра закончена, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живет на Земле И о природе – одной- позаботиться можем вполне!

Викторина "Все обо всем" для детей подготовительной к школе группе.

2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, развитие познавательной активности

3. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации,

решению проблемных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина « Все обо всем» в подготовительной к школе группе.

Воспитатель высшей категории Свинцова Е.А МБДОУ ДС «Колокольчик»

Задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений;
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, развитие познавательной активности

3. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации,

решению проблемных ситуаций.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий, чтение сказок.

Поиск необходимой информации в интернет - ресурсах.

Ход викторины

Дети группы проводят жеребьевку, с помощью которой делятся на две команды. Придумывают названия своим командам - «Звездочки» и «Лучики».

Дети знакомятся с жюри.

Разминка.

Разминка состоит из 5 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в конвертах. Капитаны выбирают конверт для своей команды. Отвечать на вопрос можно хором

Вопросы для команды «Звездочки»

  1. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? (зимой, летом нет снега)
  2. Кто всю зиму спит? (медведь)
  3. Какой первый день недели? (понедельник)
  4. Прибор для стирки белья? (стиральная машинка)
  5. Утренняя еда? (завтрак)
  6. Центр бублика? (дырка)

Вопросы для команды «Лучики»

  1. Зимой и летом одним цветом? (елка)
  2. Почему снег бывает зимой, а не летом? (зимой холодно, а летом снег растает)
  3. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
  4. В какое время года появляются подснежники? (весной)
  5. Что значит «прикусить язык)? (замолчать)
  6. Прибор для измерения времени? (часы)

1 конкурс «Математический»

Участники игры по очереди вытягивают из коробочки номера и отвечают на вопросы, получая фишку за каждый правильный ответ. Если игрок не может ответить на вопрос, то на него может ответить и заработать фишку любой желающий.

  • В семье 8 человек: бабушка, дедушка, мама, папа и дети. Сколько в семье детей? (4)
  • Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела все кроме 1, брат съел половину. Кто съел больше? (сестра)
  • Сколько лап у двух медвежат?(8)
  • На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне? (яблоки на клене не растут)
  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве? (2)
  • 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне? (10)
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)
  • Сколько ушей у трёх мышей? (6)
  • У Аленки и Тани по 4 конфеты. Алена отдала Тане 2 конфеты. Сколько конфет стало у каждой девочки? (2 и 6)
  • Шли три козленка. 1 впереди двух, один позади двух, 1 между двух. Как шли козлята? (в колоне, друг за другом)
  • На сосне поспели груши,

Мы решили их откушать,

Было 8, стало 3,

Сколько съели, говори? (На сосне груши не растут)

  • Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по две морковки съели.

Сколько съедено морковок? (четыре)

  • Взял иголку Ёжик в лапки,

Стал он шить зверятам шапки.

Пять – для маленьких зайчат,

А четыре - для волчат.

Ёжик шапки шьёт толково.

Сколько шапок у портного? (девять)

  1. конкурс. Живая природа.

К столу по очереди выходят члены команд и отвечают на вопросы, кто быстрее нажал на звонок тот и отвечает.

  1. Самое крупное животное в мире (кит)
  2. Самый известный строитель плотин (бобр)
  3. Самое колючее животное (ёж)
  4. Самый большой хищный зверь (белый медведь)
  5. Самые трудолюбивые насекомые (муравьи)
  6. У какой птицы самое крупное яйцо (у страуса)
  7. Самое крупное животное на суше (слон)
  8. Самая большая птица (страус)
  9. Самая большая рыба (китовая акула)
  10. Самое трусливое животное (заяц)
  11. Самая большая ягода (арбуз)
  12. Самая кислая ягода (клюква)

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. конкурс «Музыкальный»

Дети в течение минуты слушают фонограммы детских песен и угадывают их название:

  1. «Улыбка» сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского
  2. Антошка - муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина
  3. Буратино - сл. Ю.Энтина, муз.А.Рыбникова
  4. Голубой вагон - сл. Успенского, муз. В.Шаинского
  5. День рожденья (Пусть бегут неуклюже) - сл. А.Тимофеевского, муз. В.Шаинского
  6. Кабы не было зимы - муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина
  7. Песенка водяного - муз.М.Дунаевского, сл.Ю.Энтина
  8. Песенка Красной Шапочки (Если долго, долго, долго) - сл. Ю.Михайлова, муз. А.Рыбниковa
  9. Песенка Мамонтенка - муз. В.Шаинского, сл. Д. Непомнящий
  10. Чунга-чанга - сл. Ю.Энтина

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. конкурс «Мой край, моя страна»
  • Название страны, в которой мы живем? (Россия)
  • Как называется наш округ? (Ямало-ненецкий автономный округ)
  • Как называется наш район? (Пуровский)
  • Как называется столица Российской федерации? (Москва)
  • Как называется столица нашего округа? (Салехард)
  • Как называется наш поселок? (Пурпе)
  • Санкт-Петербург, Волгоград, Тюмень - это….. (города)
  • Волга, Иртыш, Нева – это… (реки)
  • Черное, Каспийское, Азовское - это … (моря)
  • Ханты, ненцы, селькупы, коми – это… (коренные жители Ямала)

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. конкурс «Сказочный»
  • Как называется деревня Дяди Федора и кота Матроскина? (Простоквашино)
  • Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
  • Сказочный персонаж, который ездил верхом на печи? (Емеля)
  • Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  • Кто первый пришел к грибочку в сказке В. Сутеева «Под грибом » (муравей)
  • Какую вещь потеряла Золушка на балу? (хрустальную туфельку)
  • Что несла Красная шапочка своей бабушке? (пирожки и горшочек масла)
  • В кого превратился Иванушка, когда выпил водицы в ямке от копытца? (козлёнка)
  • Кто прогнал лису из сказки «Заюшкина избушка»? (петух)
  • Смерть, какого сказочного персонажа находится в яйце? (Кощея Бессмертного)
  • Кому лиса посоветовала опустить хвост в прорубь? (волку)
  • У кого из сказочных персонажей три головы? (у змея Горыныча)

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. конкурс «Обо всем на свете»
  • Кто быстрее плавает утенок или цыпленок? (Цыпленок плавать не умеет)
  • Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
  • От чего кошка бегает, а не летает? (крыльев нет)
  • Какого камня на морском дне не найдешь? (сухого)
  • Без чего хлеба не испечешь? (без корки)
  • В какую землю капусту сеют? (сеют семена капусты, а не капусту)
  • За чем во рту язык? (за зубами)
  • Что мы видим, когда спим? (сон)
  • Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
  • Что нельзя возвратить назад? (время)
  • Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
  • Может ли петух назвать себя птицей? (нет, говорить не умеет)

Жюри подсчитывает фишки каждой команды и подводит итоги конкурса.


Цель: закрепить у детей имеющиеся представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Программные задачи:

  1. Систематизировать первичные представления о здоровом образе жизни человека.
  2. Развивать память, внимание, мышление и воображение.

3.Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
  1. Разделить детей на две команды, каждая из команд самостоятельно выбирает себе название и капитана.
  2. Подготовить конверты с заданиями, которые прислали «телезрители» — сказочные персонажи, подготовить фишки и наградные материалы.
  3. Пригласить компетентное жюри.
  4. Капитаны команд по очереди берут конверт.
  5. В каждом конверте имеются задания для команд. Жюри следит, чтобы ответы были полными, глубокими, исчерпывающими.
  6. Фишка дается не за ответ в целом, а учитывается выше описанные критерии ответов. Таким образом, на одном задании команда может заработать несколько фишек
  7. У каждой команды есть возможность дополнить ответ соперников и получить за это фишки.
  8. В конце подсчитывается количество фишек, заработанных командами, и объявляется команда-победитель.

Ход викторины:

Дети делятся на две команды и придумывают название своей команды.

Инструктор: У меня на столе лежат конверты; вы по очереди будете подходить к столу и выбирать себе задания. За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце подсчитаем фишки и выясним, чья команда победила. А наблюдать за вашей игрой и определять победителя будет наше жюри (представление членов жюри).

Инструктор: Итак, начнём. Приглашаются капитаны для выбора конверта с вопросом (дети выбирают конверты, педагог озвучивает вопрос).

Задание 1

Вопрос от Незнайки:

Для чего нужен язык?

(Язык нужен для определения вкуса пищи, перемешивания пищи и для разговора).

Вопрос от Знайки:

Для чего нужен нос?

(С помощью человек дышит воздухом, различает запахи, защищает от пылинок и микробов, согревает воздух, который попадает в организм, выводит микробы из организма).

Задание 2

Вопрос от Нюши:

Отгадайте загадку:

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.

Какие правила ухода за глазами нужно соблюдать?

  • Тщательно промывать глаза.
  • Если глаза чешутся, сказать об этом взрослым.

    Если соринка попала в глаз, немедленно её удалить, промыть глаз.

    Не тереть глаза, особенно грязными руками.

    На солнце надевать тёмные очки.

    Включить в рацион питания печень и морковь

    Не сидеть долго у телевизора и за компьютером.

Вопрос от Кроша:

Отгадайте загадку:

Шум дождя оно поймало,

Слышит, если что не так!

(ухо)

Назвать правила профилактики заболеваний органов слуха.

  • Ничего не засовывать в ухо.
  • Если почувствовал боль в ухе или стал плохо слышать, необходимо обратиться к врачу.
  • Не кричать громко и не слушать громкую музыку в наушниках.
  • При разговоре смотреть на собеседника, так слышно ему и не придется повышать голос.
  • При чтении книги не слушать радио.
  • Избегать простуды.
  • Защищать уши от сильного ветра.
  • Сильно не сморкаться.

Инструктор: Для подведения итогов по первым двум вопросам слово предоставляется жюри.

Задание 3

«Блиц опрос»

Вопросы для команд по очереди:

  1. В какой стороне тела находится сердце?
  2. Если человек сильно болен, что он принимает? (лекарство)
  3. Что лечит врач – стоматолог? (зубы)
  4. Какого цвета кровь? (красного)
  5. Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза)
  6. У человека может быть много друзей, но главные: солнце, воздух …. (вода)
  7. У птиц – перья, у человека …… (волосы)

Что лечит врач – окулист? (глаза)

Задание 4

Вопрос от Мальвины (обеим командам вместе):

  • Первой команде: «Положите в тарелку продукты, в которых много витаминов»
  • Второй команде: «Положите в тарелку продукты, в которых нет витаминов»

(Каждой команде выдается блюдо с набором из 8 продуктов.)

Задание 5

Вопрос от Симки:

«По каким признакам можно узнать, что человек заболел гриппом?» (Болит голова, горло, повышается температура, слабость, насморк.)

Вопрос от Нолика:

«По каким признакам можно узнать, что человек разбил колено? (Есть боль, течет кровь, имеется опухоль, повреждена кожа, трудно ступать на ногу, человек плачет.)

Инструктор: Для подведения промежуточных итогов слово предоставляется жюри.

Физкультминутка

Инструктор: А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Я буду читать утверждения, а вы, если согласны – присядьте, если нет – похлопайте в ладоши. Готовы?

Чтоб с микробами не знаться,

Надо дети закаляться.

Никогда чтоб не хворать,

Надо целый день проспать.

Если хочешь сильным быть,

Со спортом надобно дружить.

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь.

И от гриппа, от ангины

Нас спасают витамины.

Смотри больше телевизор,

Обязательно тогда

Станут зоркими глаза.

Будешь кушать лук, чеснок -

Тебя простуда не найдет.

Хочешь самым крепким стать?

Сосульки начинай лизать.

Задание 6

Указание от кота Леопольда (обеим командам):

Собрать разрезанную картинку и назвать, что на ней изображено.

(Каждой команде выдается по картинке, разрезанной на части. На одной из них изображены полезные продукты, на другой – вредные. После того, как картинки будут собраны, детей просят рассказать, что изображено на картинке, полезные или вредные это продукты, в чём польза, а в чём вред).

Задание 7

Вопрос от Пяточка:

О каком правиле забыл Винни-Пух в гостях у Кролика?

«… — Кажется, я застрял. Это все потому, что у кого-то слишком узкие двери.

  • Нет, это все потому что, кто-то слишком много ест…» (А.А. Милн, Б. Заходер)

Ответ: Правило: Не переедать, не жадничать.

Вопрос от Мойдодыра:

О каком правиле забыл мальчик из мультфильма Мойдодыр?

«Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки» (К.И. Чуковский)

Ответ: Правило: не быть неряхой, следить за своей гигиеной и внешним видом.

(Для данного задания можно использовать отрывки из предложенных мультфильмов)

Задание 8

Вопрос от Золотой Рыбки (обеим командам):

Инструктор: В этой коробке лежит какой-то предмет гигиены, который нам необходим каждый день. Каждая команда называет любые предметы гигиены по очереди. Та команда, которая угадает предмет, лежащий в коробке, получит фишку. Коробку в студию!

(В коробке лежит полотенце)

Инструктор: А теперь слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

Подведение итогов, награждение.

Используемые источники:

  1. Иванова А. И. «Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
  2. Козлова С.А. и др. «Приобщение ребенка к социальному миру. Я – человек».
  3. Милн А.А., Заходер Б. Вини-Пух и все-все-все
  4. Чуковский К.И. Мойдодыр


Детская комната