Кукрыниксы карикатуры. Кукрыниксы

Кукрыниксы - название является ни чем иным, а псевдонимом или аббревиатурой, по первым слогам трёх художников-графиков СССР. Ими являлись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович. Все они являлись народными художниками СССР и членами АХ СССР.

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве . Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др.). Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире - не только внутри жизни литературной России, но и политические темы в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др.) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.

Немалую роль они сыграли и в , которые играли роль патриотического воспитания русского народа. За так называемые Окна ТАСС Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии.

Ближний Восток. Здесь льётся вновь и нефть, и кровь.

Монополия. Пойдут на дно, обняв друг друга, вмиг без спасательного круга.

НАТО. Кабальна натовская сеть: в ней можно мигом «облысеть».

Лукаво мудрствуя о мире, пустился он «вовсе четыре» и не фальшивит в этой гамме _ ногами.

НАТО. У этих деятелей ловких изъян не маленький, увы! Есть всех систем боеголовки, но нет обычной головы.

Вьетнам. Пока не знал урока сам, он проучить хотел Вьетнам, но… огрызаясь по дороге, едва с собой уносит ноги.

Гегемонизм, Антисоветизм, Провокации. Много шансов есть у этой бочки разнести жонглёра на кусочки.

Советская угроза. Карта шита-крыта, но будет бита всё равно.

Биография коллектива

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» . Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР . Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина . Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате "Литературной газеты " (отдел юмора "Клуб 12 стульев" ).

Влияние на мировую культуру, награды

Цитаты

"Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой, - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности." (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 104.)

"Творческие споры, -говорят Кукрыниксы, бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в нее всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения". (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 105.)

"Алексей Максимович Горький, - пишут Кукрыниксы, - сыграл огромную роль в нашей художественной судьбе. Не встреться мы с ним - наш путь оказался бы иным." (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 208.)

Работы и выставки

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928-1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Примечания

См. также

Ссылки

  • Кукрыниксы. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Кукрыниксы в библиотеке «Старатель»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кукрыниксы (художники)" в других словарях:

    - (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958) … Художественная энциклопедия

    - (псевд. по первым слогам фамилий) творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действительные члены АХ СССР (1947), народные… … Большой Энциклопедический словарь

    - (псевдоним по первым слогам фамилий и имени последнего), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (род. 1903). Народные художники СССР… … Русская история

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кукрыниксы (значения). «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией … Википедия

    Кукрыниксы - псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903 91), Крылов Порф. Никитич (1902 90), Соколов Ник. Ал др. (1903 2000) нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (Москва, 1921 29), начали совм.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Кукрыниксы - КУКРЫНИ́КСЫ, творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действит. члены АХ СССР (1947), нар. художники СССР (1958), Герои Соц.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    - (псевдоним по первым слогам фамилий) творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне… … Большая советская энциклопедия

    КУКРЫНИКСЫ - Творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры XX в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), входили: Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов,… … Лингвострановедческий словарь

    Псевдоним по первым слогам фамилий, творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 1991), Крылов Порфирий Никитич (1902 1990), Соколов Николай Александрович (1903 2000). Действительные члены АХ СССР (1947), народные … Энциклопедический словарь

Кукрыниксы – это псевдоним творческого коллектива трех совместно работавших советских живописцев и графиков. Составлен он из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. При этом каждый работал и индивидуально - над портретами и пейзажами. Наибольшую известность им принесли многочисленные карикатуры, шаржи и книжные иллюстрации.

Совместное творчество Кукрыниксов началось в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Москву они съехались из разных концов страны. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем как Кукры. Соколов, еще в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года художники работали уже втроем как Кукрыниксы. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности. В полную силу живописный талант художников развернулся в годы Великой Отечественной войны. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Они продолжили традицию Маяковского, создавая плакаты для цикла «Окна ТАСС». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с врагом. Сколько раз Гитлер в карикатурах Кукрыниксов командовал скелетами и сам превращался в скелет! Сколько раз предрекали советские карикатуристы конец кровавой авантюре, сколько раз отмечали «разваливание» рейха! Куприянов, Крылов, Соколов - отразили всю историю Великой Отечественной, создали знаменитые карикатуры на правителей Третьего рейха. Сначала, как правило, появлялся текст - что-нибудь наподобие «У гада Гитлера срываются все планы. В провале их не он, однако, виноват, а красные бойцы - герои-великаны». На плакатах его, гадину, душили, протыкали острым копьем, заковывали в кандалы. Карикатуры были еще одним нашим мощным орудием и били прямо в цель. Наполеон потерпел пораженье то же будет и с зазнавшимся Гитлером!

В Москве калачи,

Как огонь горячи.

По ночам фашистских гадов

Градом огненных снарядов

Угощают москвичи!

Ко Дню Победы приурочена выставка, открывшаяся в Москве. Называется она «История глазами Кукрыниксов». Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Картина «Конец» - вершина в живописи Кукрыниксов. Это плод художественного вымысла, и вместе с тем - это правда искусства, основанная на глубоком знании жизни. Исключительно важную роль в истории этой картины сыграли поездки художников в Берлин. Вот они спускаются в подземелье рейхсканцелярии, идут ее мрачными коридорами, видят своими глазами воронки от снарядов зарисовывают живых гитлеровцев, размышляют… Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. За серию картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны - «Таня» (1942 г.), «Конец» (1948) и «Бегство немцев из Новгорода» (1944г.),- творческий коллектив был удостоен Государственной премии (1975). Их искусство остаётся злободневным и в наше время. Особенно, когда НАТО ведёт наступление на восток! Обратим внимание, что все Кукрыниксы – полковники Советской Армии. Характерная примета времени. Кукрыниксы до самой старости работали вместе, поражая всех удивительным для группы творческих людей единодушием. Все картины удалось спасти и восстановить. Сегодня работы художников, выполненные в военные годы, в одних руках - у частного коллекционера.

Буква Ы

Эти выдающиеся художники появились на свет в начале XX века - Порфирий Никитич Крылов в 1902 году, а Михаил Васильевич Куприянов и Николай Александрович Соколов в 1903 году.

В 1921 году молодые люди познакомились во Вхутемасе - Высших художественно-технических мастерских. Это было уникальное, только что созданное учебное заведение, в котором преподавали такие легендарные личности как Родченко, Татлин, Фаворский..

Именно в Вхутемасе зарождалось авангардное советское искусство, и все юные художники постоянно экспериментировали, искали новые изобразительные формы, оставившие след в мировой культуре.

Соколов, Куприянов и Крылов тоже пробовали работать в разных манерах, иллюстрировали художественные произведения. Но затем все чаще выступали как карикатуристы, а впоследствии решили творить вместе - после того, как они втроем нарисовали студенческую стенную газету. Был придуман общий псевдоним - Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку - Куприянов, Кры - Крылов, НикС - Николай Соколов. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько.

Первая карикатура Кукрыниксов была напечатана в 1926 году в журнале «Комсомолия». Каждый из них продолжал создавать собственные художественные произведения, но все же запомнились всем их совместные работы. Сами художники говорили так: ««Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой… И то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Гад-бюрократ

Если вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней.

В то время была очень актуальна тема политической сатиры, и именно в ней Кукрыниксы стали непревзойденными мастерами. Теперь они рисовали не дружеские шаржи на писателей, а достаточно едкие карикатуры, высмеивающие бывших кумиров царской России - Колчака, Деникина, и заметные фигуры «буржуев».

Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР - их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая - грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд!».

Некоторые рисунки были объединены в серию, например, «Транспорт» - все карикатуры в ней освещали «отдельные недостатки» в железнодорожной отрасли и имели такие бичующие наименования как «Дуплет в угол, или обмен поездами на станциях Свердловского узла», «Катастрофический машинист».

События внешней политики тоже обязательно попадали на кончики пера художников: «Двинулись к озеру Хасан, чтобы переползти через советскую границу», «Вся Европа - Гитлера и Риббентропа».

Смехом по врагу

Между тем международная обстановка все накалялась, и Кукрыниксы все больше рисовали карикатур, обличающих фашизм. А уже к вечеру 22-ого июня 1941 года они нарисовали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который на другой день взывал к чувству патриотизма советских людей.

Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой - они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью… И их вклад в победу над врагом был огромным - карикатуристы убивали его своим оружием - смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат…

По инициативе Кукрыниксов были созданы «Окна ТАСС» - плакаты, снабженные стихами и текстами. Все знаменитые художники и карикатуристы в «Окнах» объединили все свои усилия, чтобы выступить единым фронтом против фашизма. И эти плакаты действительно действовали на зрителей - не случайно они популярны до сих пор…

В 1942 году Кукрыниксы получили Сталинскую премию - самую высшую награду, которую можно было иметь в то время. Власть любила их, потому что они верно служили ее идеалам, но и простой советский народ тоже дожидался с нетерпением очередной карикатуры Кукрыниксов - смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.

Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. После смерти Зои Космодемьянской, они написали картину «Таня», вызывавшую слезы у зрителей… Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода» - в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией - был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали на картине…

И совсем другие чувства появлялись от торжественной картины Кукрыниксов «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и полотна «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», воспроизводящего бомбоубежище Гитлера в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками… Война закончилась, и часть победы в ней принадлежала Кукрыниксам…

«Крокодил» против США

После войны художники продолжали рисовать карикатуры, чутко реагируя на все события внутри страны и на международное положение. Теперь они обличают империалистов, колониальную политику Соединенных Штатов, войну во Вьетнаме и так далее. Ни один номер популярнейшего журнала «Крокодил» не обходился без очередной острой карикатуры Кукрыниксов, которые потом долго еще обсуждали на работе или дома.

Но Кукрыниксы не только смеялись. Они занимались серьезной работой по иллюстрированию книжек. Например, их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» до сих пор считаются непревзойденными. Они так достоверно передавали все оттенки чувств героев, что читателям казалось, что они смотрят полнометражный художественный фильм. То же самое относится и к иллюстрациям к «Золотому теленку» Ильфа и Петрова - книга казалась в два раза смешнее, снабженная картинками от Кукрыниксов.

Кроме того, они проиллюстрировали «Фому Гордеева» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Толстого, произведения Салтыкова-Щедрина.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии, были обласканы всеми властями. Но неумолимая смерть унесла сначала Порфирия Никитича Крылова - в 1990 году, а через год Михаила Васильевича Куприянова. Николай Александрович Соколов пережил товарищей - он скончался в 2000 году.

Однако их имена не забыты до сих пор. Устраиваются выставки Кукрыниксов, и художников Куприянова, Крылова и Соколова - ведь они рисовали картины и по отдельности. И работы каждого из них так не похожи на труды его собратьев- удивительно, как умудрились участники этого успешного триумвирата после стольких лет совместной работы сохранить такую яркую индивидуальность…

Агитационные открытки и плакаты времен Великой Отечественной войны современному поколению известны в качестве музейных и выставочных экспонатов, из соответствующих тематических изданий и фильмов. Самые меткие и запоминающиеся произведения этого цикла создали художники Кукрыниксы. Содружество этих молодых людей - редкое соединение таланта, общности интересов, взаимной поддержки и дополнения друг друга. Авторству этого коллектива принадлежат не только графические произведения. Кукрыниксы одинаково удачно создавали живописные полотна, иллюстрации к литературным изданиям, пробовали себя в оформлении театральных декораций и скульптуре. Кем были эти талантливые люди?

Как родился Кукрыникс?

Талантливые молодые художники Куприянов, Крылов и Соколов начинали свой путь в искусстве по-разному, и первые учителя, и школы у них были совсем разными, и родились в разных городах. Познакомились они в стенах Высших государственных художественно-технических мастерских, сокращенно именуемых ВХУТЕМАС. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Их веселые карикатуры и шаржи украшали студенческие газеты и подписывались именами Крыкул или Кукры. «Никс», или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы.

Совместное творчество

Более широкой публике веселая троица стала известна после начала работы в журнале «Комсомолия», главным редактором которой был известный поэт Жаров. Было это в 1924 году. Карикатуры и веселые сатирические рисунки ребята создавали легко. Выглядело это примерно так: один брал лист и начинал рисовать, потом рисунок передавался из рук в руки. То, что получалось в итоге, восхищало и выходило гениальным.

Через некоторое время друзьям стали заказывать дружеские шаржи многие знаменитости. Первые пятилетки, строительство нового государственного хозяйства увлекли друзей. Они ездили по стране, темы для творчества стали более серьезными, чем легкая шутка. Художники Кукрыниксы в сатирической форме обличали недобросовестных исполнителей, политическую обстановку вокруг Страны Советов.

Особенную популярность коллективу принесла агитационная работа в годы Великой Отечественной. Много событий происходило в жизни самих художников и в их окружении, но трио сумело сохранить свое содружество до 1990 года и распалось только после смерти Крылова. Кукрыниксов называют родоначальниками нового направления в искусстве - публицистической графики.

Михаил Куприянов (1903-1991)

Талантливый мальчик родился на берегах Волги, в небольшом городке Тетюшах. Еще в детские годы его акварельный пейзаж получил премию на городской выставке. События бурного революционного времени не располагали к художественным занятиям - нужно было выживать в новой обстановке. Это обстоятельство и забросило Мишу Куприянова в угольные шахты Туркестана.

Но счастливый случай свел его с людьми, которые рассмотрели талант и направили парня на учебу в художественную школу-интернат, а после ее окончания - во ВХУТЕМАС. Кисти Куприянова принадлежат несколько удачных пейзажей, но больше всего его тянуло к веселому и смешному. Неслучайно, что на его пути встретился такой же веселый товарищ.

Порфирий Крылов (1902-1990)

В отличие от его нового знакомого, Порфирия всерьез привлекала акварельная живопись, во ВХУТЕМАСе он окончил курс именно по этой специализации. Сын тульского рабочего оружейного завода поразил в свое время преподавателей вуза своими юношескими работами. Конек Крылова - теплые и чувственные пейзажи. В более поздних работах проявился Крылов - портретист. Именно этому художнику доверили делать портретные зарисовки преступников фашизма на Нюрнбергском процессе. Но при всех этих талантах самую большую популярность художнику принесло именно содружество Кукрыниксов, работа графика, шаржиста, декоратора, иллюстратора.

«Никс»

Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Что было общим для всех учеников мастерской искусств, так это увлечение любимым занятием с раннего детства. Соколов не был исключением. Подарок матери, коробку с акварельными красками, он считал самым ярким и волнующим воспоминанием детства. В изостудию парнишка пришел в период работы конторщиком в Рыбинском управлении водного транспорта. Именно тогда в активном молодом человеке проявился интерес к отображению событий общественной жизни в форме плакатов, листовок, афиш. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым. Так Кукры дополнились Никсом.

Графика Кукрыниксов

Союз одаренных творческих людей подарил миру непревзойденного мастера публицистической графики и художественной сатиры. Не было такого события в стране и в мире, начиная в тридцатых годов прошлого века, на которое не откликнулись бы художники Кукрыниксы. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы. Особенно ценным оказался талант друзей в агитационных листовках и плакатах времен Второй мировой войны. Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии.

Индивидуальная живопись

Несмотря на более чем полвека тесного содружества, художники Кукрыниксы сохраняли каждый свое индивидуальное видение мира. Ценными произведениями живописи стали как совместно созданные картины, так и отдельные произведения каждого мастера. После них еще никому не удалось создать такой коллектив, где был бы достигнут пик совместной популярности и сохранена при этом неповторимость индивидуальности.



Детская комната