Орнаментальные мотивы и композиция мордовской народной вышивки. Мордовский орнамент «Розетка» на керамической тарелке c использованием техники точечная роспись

Мордовские вышивальщицы. Начало ХХ века Симбирская губерня. Алатырский уезд

Народная вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Но и в наши дни этот вид творчества не утратил своей актуальности. Мы восхищаемся мастерством и умением рукодельниц прошлого украсить грубоватую полотняную ткань стежками ярких нитей, приходим в восторг от хитросплетения узоров вышивки национальной одежды. У каждого народа орнаментация одежды вышивкой, ее колорит, технические особенности исполнения имеют свое самобытное решение, отражают вкусы и идеалы, формировавшиеся веками. В этом богатство народной культуры. Это прекрасная возможность узнать о каждом народе много ценного, достаточно «потянуть за нужную ниточку».

Освоить мастерство вышивальщиц из мордовской глубинки пыталось не одно поколение наших современниц. Но многие секреты неповторимого искусства скрыты за порогом времени. Как разгадать тайну красоты и совершенства самотканого лоскутка, украшенного затейливым вышитым узором?
В нашем пособии мы решили рассказать, как стежок за стежком можно узнать приемы мокшанской и эрзянской вышивки, освоить грамоту счета при создании геометрического орнамента, разгадать головоломку наиболее экономичного или простого пути в выполнении узоров со сложным заполнением. Рисунок орнамента любой вышивки весьма сложен, но узор составлялся из набора простых фигур. Как отыскать исходную форму орнаментального мотива?
Народные мастерицы знали, где начало и конец в выполнении самого замысловатого узора, и при этом выбирали наиболее простые пути его заполнения. Практическое пособие поможет мастеру, обратившемуся к узорам мордовской вышивки, узнать секреты вышивального счета, тайны получения цветовых и светотеневых эффектов, на которых выстроено богатство вышитого декора мордовского народного костюма.

История мордовской народной вышивки
Искусство украшать собственную одежду вышивкой мордовский народ освоил в глубокой древности. К сожалению, среди археологических находок тканей сохранилось мало, следовательно, сложить представление о вышивке древнейшего периода непросто. Земля сохранила небольшие фрагменты тканей тысячелетней давности - они грубоватые и рыхлые, сотканы из шерстяной пряжи или ниток из волокна растительного происхождения. Старые мастера знали различные приемы ткачества, получая ткань полотняного или саржевого переплетения нитей, разнообразившие структуру и качество домотканых холстов. Цвет одежды, сделанной из домашних тканей, соответствовал колориту натуральных материалов: белой и черной овечьей шерсти, сероватым тонам растительных волокон конопляной поскони, льна. Для вышивки использовались нити, окрашенные растительными красителями: отваром из корней и трав, почек, листьев, коры деревьев. Встречается простейшая вышивка красной и черной шерстью. С особенным старанием древние мастерицы оформляли края одежды, здесь кроме вышивки нашивались плетеные или кожаные шнуры, тесьма, оловянный бисер и мелкие пастовые бусы, бронзовые пластиночки. Вероятно, что, исходя из возможностей, в одно и то же время женщины могли использовать отделку дорогими материалами, такими, как бронзовые украшения, бисер и бусы, а также создавать их имитацию, которая выполнялась вышивкой.
Как показывают археологические памятники, около тысячи лет тому назад зародилась вышивка по счету. Канвой для ее исполнения служил самотканый холст полотняного переплетения. Основные стежки вышивальщица прокладывала вдоль по линиям нитей ткани, получая прямые (горизонтальные и вертикальные) швы.
Введение в костюм нашивных элементов, например, шитье оловянным бисером, положило начало работе швами в прикреп и косыми (диагональными) стежками. Имитацию или воспроизведение косых стежек сохраняют рельефы на пронизках налобных венчиков и нагрудных украшениях.

В это же время вышивка приобретает функцию указывать на предназначение одежды. В комплексе с украшениями вышивка принимала на себя особую магическую роль в одежде для исполнения ритуалов (посвящение в совершеннолетие, совершение брака, переход в возраст зрелости и старчества, совершение похоронных обрядов). Особенную важность приобретал комплекс знаков, которые могли показать, какому роду-племени принадлежит человек.
Извечная обрядовая система народной жизни сформировала порядок и в выполнении вышивки на одежде. Вышивка была критерием, по которому оценивалось всей сельской общиной следование и подчинение законам предков, искусное умение и трудолюбие мастерицы.
В XVIII-XX вв. вышивкой занимались во всех мордовских селах. Из века в век ее узоры усложнялись, нередко приобретая заимствования у соседних народов.
Для разных предметов одежды готовили холсты различной плотности и переплетения нитей. Для онуч-портянок, которые носили с лаптями, применяли технику саржевого ткачества, в косой рубчик. Такие ткани были толще и меньше изнашивались. Самым распространенным был способ полотняного переплетения. Именно по полотнянке выполнялась вышивка. Выходная одежда делалась из самого качественного холста: хорошо отбеленного, тонкого и плотного.
Основы мордовского счетного вышивания
Девушка должна была уметь вышивать. Та, которая этому не научилась, вынуждена была заказывать у сельских мастериц вышитую одежду. Семья такой факт скрывала, чтобы не опозорилась дочь. С особой ответственностью свое мастерство искусных вышивальщиц девушки показывали окружающим, когда готовили свадебное покрывало для одной из своих подружек.
Покупные материалы были дорогими, поэтому их применяли только для оформления праздничных, свадебных рубах, головных уборов.

По вышивке нетрудно отличить эрзянскую одежду от мокшанской. При внимательном знакомстве с костюмом представителей различных районов можно обнаружить заметную разницу как в способах оформления одежды вышивкой, так и в манере носить ее. Не случайно исследователи выделяют границы бытования сходных типов костюма, определяя группы, родственные по культуре. В каждой группе мордовского костюма вышивка имела свои характерные черты, именно по ней можно определить место происхождения одежды.
Мокшанская вышивка южных районов Мордовии - Рузаевского, Инсарского, Кадошкинского - отличается от вышивки костюма мокшан, живущих в заповедных северных районах - Темниковском и Ельниковском. Особыми чертами выделяется вышивка одежды крестьян, с древности расселившихся в землях, находящихся ныне на юго-западе республики в пределах современных Торбеевского и Зубово-Полянского районов. Не уступает в своем многообразии и вышивка эрзянского костюма, тем более что в отличие от мокшан места проживания эрзи находятся на значительном отдалении друг от друга. Эрзянские районы входят в состав Мордовии, Чувашии, Татарии, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей. Вышивка хранит немало тайн, связанных с историей жизни народа.

Секреты народного мастерства
Чтобы познать секреты народного мастерства, надо внимательно рассмотреть хотя бы одну деталь подлинной народной одежды. Прежде чем сшивалась рубаха, мастерица украшала вышивкой ее детали. В отрезах выкроенных полотнищ определялись передняя и задняя половины, их отличал характер вышивки. Все узоры в готовой рубахе должны были сойтись по рисунку.
Обычно для кармашка использовались плотные вышитые фрагменты изношенной одежды.
Работая над вышивкой или занимаясь шитьем одежды, умелая рукодельница выполняла ровные строчки, стежки, которые соответствовали структуре ткани и ее плотности.
Рассмотрим фрагменты отделок эрзянской и мокшанской рубах. Вышивальщицы здесь проявили каждая по-своему великолепное умение выводить узоры орнамента и соединять в работе различные швы.
Благодаря введению в отделку одежды разных по технике швов вышивальщицы добивались удивительного эффекта: швы начинали играть, как огранка самоцветов, то уподоблялись сверканию шелка, то приобретали мягкую бархатистость. На поверхности вышивки наш глаз различает, кроме цветового, рельефный узор, составленный из стежков, выделяющийся на фоне полотняной глади холста.
Тончайшим кружевом ложился узор из черных или темно-синих ниток на мокшанской одежде, красными ковровыми дорожками стелился на белом холсте нарядной эрзянской рубахи.
Наряду с однотонными росписью и набором существовали многоцветные вышивки, выполнявшиеся счетной гладью. Бытовало множество вариантов исполнения данной вышивки. В эрзянском костюме счетной гладью заполняли узкие полоски, напоминавшие тесьму, сотканную на дощечках. Незамысловатый узор из зигзагов или мелких ромбов строился на контрасте красного фона и темно-зеленого либо черного рисунка. Введение в отделку золотной нити усиливало колористические эффекты.
Большим своеобразием отличалась мокшанская счетная гладь. В отделке мокшанских рубах можно найти множество вариантов работы этой техникой. Узорами геометрического или сильно геометризованного растительного орнамента счетной гладью заполнялись красочные полурозетки на подолах и оплечьях рубах.
Своеобразно нашла применение в эрзянской одежде техника цветной перевити. Мордовская перевить напоминает широкую мережку, которую выполняли по продернутой в одном направлении (по основе или по утку) ткани.
Перевить по разреженной сетке давала эффект ажурного строчевого шитья со сложными геометрическими узорами. Данная техника, как и прочие вышивальные приемы у мордовского народа, имела свои национальные особенности.
Самым простым приемом, косой стежкой, мордовские вышивальщицы начинали и завершали отделку одежды вышивкой. На основе косой стежки получил развитие прием мордовского креста, когда по косой стежке прокладывается встречным наклоном второй ряд, усиливающий рельеф линии.

Чтобы постичь национальную вышивку, необходимо, прежде всего, изучить технические приемы выполнения мордовских народных швов. Чтобы получить узор, мастерица должна была считать, сколько нитей надо поднять на иголку, сколько пропустить.
Швы, которые выполнялись по поверхности целой ткани, принято называть глухими. Если ткань прореживали, получая сетку или полоску из свободных нитей, швы на такой основе называли сквозными или строчевыми.
Исстари опытные вышивальщицы заботились не только о том, как выглядит вышивка с лицевой стороны, но и с изнанки.
При одностороннем шитье узор получается только на лицевой стороне, на изнаночной - мы видим разреженные стежки. Мордовские вышивальщицы, работая в технике счетной глади, укладывая плотно без просветов стежки на лицевой стороне, вели расчет по изнанке.
Оформляли и завершали работу вспомогательными швами: соединительными, краевыми, закрепляющими, украшающими, маскировочными. Для этих целей мордовские женщины чаще применяли плетеную на пальцах или на дощечках тесьму, ткали ленты браным или закладным узором. Заимствуя опыт рукоделия у народов, которые жили рядом, имитировали некоторые приемы ткачества вышивкой.
Шов роспись в виде продольных узоров выполнялся на мокшанских рубахах черными или темно-синими нитями. Шерсть для вышивки подбиралась от тонкорунных молодых овец с яркой черной природной окраской. Но особенно популярными были восточные красители, такие, как индиго, которые позволяли окрасить нити в иссиня-черный или темно-синий цвет. Узор, вышитый такими нитями, особенно хорошо читался на белой глади холста. Из-за дороговизны заморских красителей у мокшанок появилась своя мода обводить вышивку чернильным карандашом или пропитывать синькой.
Игла подхватывает и пропускает необходимое число нитей ткани. При этом один стежок приходится на лицевую сторону, другой - на изнанку. Постепенно выявляется вся орнаментальная композиция. Под стежок в наборе ложится нечетное число нитей: 5, 3, 1.
Проще вести счет узора, если предварительно выполнить сетку из повторяющихся через определенное количество рядов равнозначных стежков.

Бордюр вышивки, выполненный в технике набор, обычно можно найти на краях одежды: подоле, рукавах, вдоль разреза ворота. Особой сложностью отличалась орнаментация наплечных вышивок, где набором выполнялся ромб, заполненный узором. На ритуальных одеждах XVIII века такая вышивка могла полностью покрывать спину.
Самобытное цветовое решение отличает вышивку набором у мокшан, эффектно сочетающих красный и черный (темно-синий) цвет в работе данными швами.
Счетная гладь - глухой односторонний шов. Рисунок выявляется не сразу, а отдельными мотивами.
Счетная гладь имеет ряд разновидностей:
Простая гладь «кирпичиком» выполняется с четным счетом нитей ткани, одинарными или парными мелкими параллельными горизонтальными или вертикальными стежками без просветов холста. Очередной стежок сдвигается наполовину с оси предыдущего наподобие кирпичной кладки. С изнанки образуются мелкие наклонные стежки.
Косая гладь выполняется наклонными стежками по рисунку орнамента. С изнанки образуются мелкие прямые стежки. При выполнении иглу ведут от края узора вправо на 4-6 нитей и вверх на 2-4 нити ткани. На изнанке делается горизонтальный стежок справа налево на 2-4 нити ткани. Второй лицевой стежок делается на 2-4 нити ткани выше первого и т.д. Вторая половина орнамента выполняется в зеркальном отражении.
С изнанки получаются мелкие частые вертикальные или слегка наклонные стежки. Для заполнения больших плоскостей ряды косой стежки плотно прилегают друг к другу, образуя ровную зернистую поверхность.

Мордовский крест

Шов крест, состоящий из двух косых перекрещивающихся стежков. В мордовской вышивке шитье крестом использовали, чтобы получить высокий рельеф косой стежки. Ряды, вышитые крестом, укладывались рядом, создавая ребристую поверхность.
Свободнолежащие (оставшиеся) нити ткани объединяются в пучки вышивальной нитью. Чтобы создать узор, эрзянки обвивали по два пучка, ход рабочей нити восьмеркой в три витка, затем смещали работу на один пучок, захватывая новый столбик, и повторяли ход восьмеркой.
Для получения плотных линий узора, имеющих вид неразреженной, целой ткани, используют технику стлань, которая выполняется нитками в цвет ткани. Стежки перекрывают просветы сетки.
Неиссякаемый источник вдохновения.
Сохранение богатейших традиций мордовской народной вышивки - одна из сложнейших задач нашего времени. Народная вышивка является великолепным образцом для создания современных произведений декоративно-прикладного искусства. Приемы народной вышивки осваивают учащиеся детских художественных школ. Во взаимодействии народных традиций и современности работают профессиональные мастера, сохраняя богатство и разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов. На предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания, таких, как фабрика «Мордовские узоры», ателье «Стамо», «Умарина», «Силуэт» художники работают над заказами по воссозданию традиционных комплексов мордовского костюма для сцены. Чтобы фабричные изделия с машинной вышивкой обрели силу воздействия народного искусства, художникам приходится кропотливо изучать истоки народной вышивки.


Фрагмент отделки подола мокшанской рубахи с использованием швов роспись с чернильной обводкой. 30-е гг. XXв. Пензенская обл., Белинский район

Художественное творчество мордовского народа формировалось с учетом традиций финно-угорского мира и взаимодействия с культурами соседних народов. Наиболее ярко оно проявилось в орнаментике народного мордовского костюма, бытовых и ритуальных предметах, зодчестве.

Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек. Образ дерева мы можем увидеть на предметах утвари, на одежде. Дерево изображалось в виде горизонтальных линий, косых крестов, елочек, которые складывались в оригинальные композиции. В мордовской вышивке, украшениях немало узоров, связанных с образом водной птицы.

Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае - розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в мордовской этнознаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Фрагмент вышивки передника.Конец XIX – начало XX в.
Казанская губерния, Чистопольский уезд
с. Сиделькино (ныне Челно-Вершинский район Самарской области)


Фрагмент вышивки рубахи покай. XIX – начало XX в.
Самарская губерния, Ставропольский уезд
с. Старая Бесовка (ныне Новомалыклинской район Ульяновской области)


Наиболее часто встречающиеся у мордвы знаки - это восьмиконечная звезда или розетка. Существуют всевозможные вариации и их разновидности. Только в вышивке можно насчитать около десяти вариантов.


Фрагмент вышивки мокшанской рубахи. XIX в.
Пензенская губерния, Наровчатский уезд
с. Алькино (ныне Ковылкинский район РМ)


Ромб является универсальным полисемантическим символом, олицетворяющим плодовитость. Орнамент ромбического характера использовали на керамической посуде, в вышивке, на домовой резьбе. Прямой и косой кресты встречаются в декоративной резьбе по дереву, вышивке, ткачестве.


Фрагмент нагрудной вышивки распашной одежды руця. Начало XX в.
Симбирская губерния. Алатырский уезд (ныне Дубенский район РМ)


Сетчатые орнаменты и бордюры являются наиболее распространенными типами орнаментальных композиций. Наибольшее количество вариантов бордюров дает мотив ромба с продленными сторонами, с тремя отростками на каждой стороне, с продленными и загнутыми сторонами и т. д.


И. В. Хомякова


Литература:


Белицер В. Н. Народная одежда мордвы / В. Н. Белицер. – М. : Наука, 1973. – 216 с.

Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. – 210 с.
Лузгин А. С. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учеб. пособие / А. С. Лузгин, В. И. Рогачев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 88 с.
Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка / В. Н. Мартьянов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. – 116 с.
Мартьянов В. Н. Памятники прикладного искусства мордвы / В. Н. Мартьянов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. – 121 с.
Юрченкова Н. Г. Мифология фино-угорских народов как пространство взаимодейстия культур / Н. Г. Юрченкова // Материалы международной научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры». – Саранск: Тип. Крас. Окт., 2008. – С. 28–29.
Heikel A. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen / A. Heikel. – Helsingissa: Suomalaisen kirjallsuuden seuran kirjapainon osokevhtio, 1899.

Иллюстрации:

Мордовский народный костюм: альбом /авт.-сост. Т. П. Прокина; пер. на англ. яз. Н. Н. Плеханкова; фот. Б. А. Тишулин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. – 464 с.

Конспект занятия по рисованию "Мордовская радуга" для детей подготовительной к школе группы.

Цель: познакомить детей с историей возникновения мордовского женского костюма; углубить представления о мордовском прикладном искусстве.

Задачи: Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью). Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.

Образовательные области:

Художественно-эстетическая – развивать творческое восприятие и способности.

Познавательная – пополнить знания детей о мордовском костюме.

Речевая – пополнить словарный запас.

Методические приёмы: рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (роспись передников); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.

Материал: демонстрационный материал (элементы мордовского орнамента; нарисованные куклы: эрзянка, мокшанка); заготовки передников для росписи (картон); гуашь; кисти; салфетки; мордовская выпечка – сюкоры.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. Обговаривание процесса работы. Пополнение словарного запаса.

Словарная работа: С-образный элемент, полувосьмиконечная звезда, квадрат с продлёнными сторонами и углами, завиток.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.

В.: Шумбратадо, вечкевикс инжить!

Д.: Здравствуйте, дорогие гости! Шумбратадо!

Игра «Назови элементы мордовского орнамента».







В.: Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите из каких элементов состоит этот орнамент.

Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, с-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полу восьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток).

В.: Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский н
ародный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?

Д.: Красный.

В.: Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?

Д.: Эрзя, мокша, шокша.

В.: Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».

Воспитатель выставляет на доску нарисованных кукол в костюмах эрзяночки и мокшаночки.

В.: Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?

Д.: Рубахи шьют из холста; вышивают одинаковыми шерстяными нитями; одинаковый край рубахи.

В.: А чем различны?

Д.: Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки – кокошник.

В.: Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?

Д.: Рубаха – панар , передник – игельга паця , пояс – пулай , нагрудное украшение – сюлгамо , головной убор – паця коня .

В.: Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом передники для эрзяночки. Вспомните, как надо работать с гуашью и кисточками?

Д.: Работать надо аккуратно; не набирать много воды; краску брать на концике кисти; пользоваться салфеткой.

В.: Дети, приступайте к работе.


Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.


В.: Заканчивайте работу.

В.: Вы, знаете, что мордовские мастера не только умели рисовать и вышивать, но и петь, танцевать. Я предлагаю вам станцевать мордовский танец «Луганяса келуня».

Дети танцуют под аккомпанемент музыкального руководителя. После танца дети выставляют свои работы на выставку.

В.: Подойдите поближе, полюбуйтесь на передники. Какие цвета вы использовали?

Д.: Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все цвета радуги.

В.: Чей передник вам понравился больше? Почему?

В.: А мне понравились все ваши передники: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. И заслужили угощения.

Воспитатель угощает детей мордовскими пряниками – сюкорами .

Литература:

  1. 1. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 1983.
  2. 2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации. – Саранск, 2001.
  3. 3. Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.
  4. 4. Мордовская народная вышивка / Сост. В.Н. Мартьянов. Саранск, 1991.
  5. 5. Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.

А. М. Маслова. Ковёр-покрывало с мокшанским орнаментом. 1963 год

Орнамент - комплекс узоров из ритмически упорядоченных элементов, характерных для традиционной материальной культуры народов. Предназначен для украшения предметов быта, посуды, утвари, орудий труда, текстовых изделий, архитектурных сооружений; связан с поверхностью, которую зрительно организует. Рисунок подчинён свойствам материала и технике нанесения узора на предмет. Орнамент мордовский восходит к культуре древних племён мордвы. Наиболее разнообразны его формы в народном искусстве 18 -19 вв. На гончарных изделиях Орнамент прочерчен прямыми линиями, отпечатан витым жгутом, рогожкой, наколот в виде точечных углублений. Набор рисунков из ромбов, крестов, рядов косых и прямых линий, выполненных насечкой, служил отделкой пластинчатых и литых элементов бронзовых украшений (см. Ювелирное искусство). Особенности колорита Орнамента мордовского на текстиле сохранились во фрагментах археологических тканей, украшенных нашивкой рядов красных пастовых и стеклянных бус, оловянного бисера, бронзовых пластинчатых подвесок либо вышитым узором из прямолинейных строчек, мелких косых крестов, окружностей (красная или чёрная шерсть). С древности Орнамент мордовский выполнял обрядовую магическую роль; символика его элементов отражала фолькорно-поэтическое восприятие народом окружающего мира. Со временем древние мотивы Орнамента мордовского утратили первоначальный смысл, уступив место декоративной выразительности, информационному началу. В процессе развития Орнамента мордовского сформировались устойчивые принципы и формы техничесикх, композиционных, колористических решений, которыми во многом определяются художественные национальные традиции. Самобытны черты Орнамента мордовского, украшавшего предметы из дерева (см. Резьба по дереву).

А. М. Маслова. Скатерть с эрзянским орнаментом. 1960 год

Его наносили контурной линейной и желобчатой, трёхгранно-выемчатой, ногтевидной резьбой, последовательно выстраивая ленты простых и усложненных геометрических узоров. Набор орнаментных приёмов невелик: зигзаги, косые полосы, кресты, круги с вариациями солярных знаков, из которых выполнялось множество комбинаций, нередко дополнявшихся пиктографичесикми изображениями людей, орудий труда (см. Пиктографическое письмо и идеограммы). Композиционно Орнамент мордовский в деревянной резьбе включён в ленточные, окаймленные бордюры. Богатством орнаментных форм отличается вышивка мокши и эрзи, доминирующая в отделке женского народного костюма и определяла его локальное своеобразие. Преобладает геометрический орнамент в кайме одежды, элементах раскроя. Усложненной композицией отличается центрический орнамент розеток на плечах, груди и подоле рубах. Основой Орнамента мордовского являются точки, ромбы, треугольники, квадраты, кресты, зигзаги, гребёнки, решётки, 8-конечные звёзды, крючки и т. п., составленное симметричное построение узора. В зависимости от техники исполнения Орнамент мордовский может быть прямолинейным либо приобретает округлость линий. Выделяется монохромный орнамент в один цвет (красный или чёрный) и полихромный, выполненный в 2 основных цвета (красный и чёрный) с дополнением зелёного, оранжевого. Орнаментное ткачество в отделке мужских рубах, женской распашной одежды, полотенец выполнялось способом браного тканья. Набор узоров в узких поперечных полосах красными нитями по белому фону холста основан на вариациях из прямолинейных геометрических фигур - ромбов, треугольников, косых линий, столбиков. Линейность присуща орнаментике бисерного шитья и низания. Ромб с гребенчатыми сторонами или отростками по углам - один из наиболее сложных элементов в низании бисерных гайтанов, шейных воротников. В 20 веке сплетенные полосатые шерстяные наколенники вытеснены вязаными на спицах, сохранившими в цветовой основе чёрно-белый колорит, обогащенный введением орнаментных полос в виде мелких чёрных и белых квадратов (в шахматном порядке), косых линий, столбиков, крестов и цветочных розеток. Народному прикладному иск-ву мордвы этого периода свойственно введение форм орнамента, заимствованных из печатных источников; он пополнился растительными, зооморфными элементами, многоцветным колоритом. Орнамент мордовский перенимает элементы орнамента соседних народов - русских и мишарей . Орнамент русский а территории Мордовии развивается в русле крестьянской культуры, сохраняя традиции мест, откуда пришло русское население.

Пропильная резьба. Ковылкинский район. 2000 г.

Украшает изделия из глины, тканей, дерева, кожи, металла. Наносится способами росписи, резьбы, ткачества, вышивки, плетения, набойки и т. п. Одно- и многоцветный; выполняется выпукло, рельефно или заглубленно. В поволжской высокорельефной долблёной резьбе формировался растительный орнамент, украшавший жилище. Он строился по принципу гирлянд из веток, листьев, с гроздьями винограда, хмеля. На фронтоны и ставни наносился узор в виде вазонов с цветами. Нередко растительные мотивы дополнялись фигурами птиц, животных, цифрами, обозначавшими год постройки дома, инициалами хозяина или мастера. Иногда так оформлялись орудия труда, мебель. В начале 20 века долблёная резьба была вытеснена пропильной. Эти традиции распространялись и на архитектуру мордовских сёл. Русские мастера-резчики достигали виртуозной техники в оформлении досок для печатания узоров на ткани (набойки). Набивной орнамент (от геометричесикх мотивов до сложных цветочных, зооморфных и прочих композиций) печатали масляными или кубовыми красителями, сочетая контраст белого и цветного (красного, синего или чёрного) фонов. В узорах вышивок использовали как геометричесикй орнамент из ромбов, крестов, звёзд, гребёнок, решёток (обусловлен счётной техникой шитья крестом, набором, перевитью, настилом), так и растительный, антропо- и зооморфный (тамбур, гладь). Бытовали мотивы в красно-белом колорите, в 4 цвета, рельефом белых нитей по белому фону, золотной гладью по рельефной подкладке.

Татарские украшения для косы. 19 век

Вышивка перевитью с настилом по разреженные ткани, когда плотный мотив геометрического узора выделяется на ажурном сетчатом фоне, стала основной в начале 20 века в кружевном промысле в городе Темникове . Орнаментное ткачество, находившее применение в отделке полотенец, подзоров, скатертей, выполнялось способом браного тканья. Набор узоров нарядных концов, выполненные красными нитями по белому фону холста, основан на вариациях из прямолинейных геометрических фигур, привязан к фону, заполненные в шахматном порядке мелкой красно-белой клеткой. У русских было распространено узорное многоцветное вязание на спицах. В начале 20 века в северных районах современной Мордовии чулки, рукавицы, верх для кожаных ботинок вязали рядами растительного и геометрического орнамента (в 7 цветов). В декоре изделий из керамики утвердилась традиция простых форм орнаментации: ряды волнистых и прямых линий, углубленных точек по краю бортика и окату стенок горшка. Орнамент татарский на территории Мордовии развивается в русле крестьянской культуры мишарей. Связан с древней культурой кочевых племён (земледельческих, отчасти скотоводческих). Отражает связи с культурами соседних народов. Встречается на предметах быта, одежде, обуви, ювелирных украшениях. Архаичные формы содержатся в старых образцах самотканой одежды темниковских мишарей, оформленных счётной вышивкой геометрического и стилизованного растительного орнамента. На одежде узор располагается в окаймленной ленточной композиции, в 2 – 3 ряда по подолу, краям рукавов, разрезу ворота. Растительный орнамент из волнистых ветвей, цветов, листьев, букетов выполнялся тамбуром на ковриках, покрывалах, головных полотенцах, позже на рубахах, безрукавках.

Татарские украшения: браслеты. 19 век

Вышивка гладью золотыми нитями или разноцветным шёлком растительных узоров украшала головные уборы, женские нагрудники, накосники. Узор Орнамента татарского динамичный, включает асимметричные элементы спиралей, вихревых розеток. В ткачестве Орнамента татарского отличается мелкой проработкой геометричности узора. В технике браного ткачества он строился симметрично красными нитями на бело-красном фоне; при закладном ткачестве использовался многоцветный колорит, выстраивались радужные мозаичные ряды ломаных уступчатых линий, зигзагов, крючков, S-образных фигур; орнамент дополнялся усложненными геометрическими элементами, которые вышивались на ленточных бордюрах перевитью, набором, счётной гладью. Предпочтительное сочетание цветов в Орнаменте татарском - зелёный, жёлтый, оранжевый, красный; с появлением анилиновых красителей добавились розовые, сиреневые, голубые тона. Наиболее богатые варианты татарского народного костюма включали комплекс ювелирных украшений (шейные, чресплечные, серьги, заколки, браслеты, подвески и накладки из серебра, выполненные в технике бугорчатой скани, гравировки, литья, штамповки, с вставками полудрагоценных камней). Форма украшений полностью покрывалась орнаментной отделкой, которая повторяла контур изделия, группировалась вокруг вставки из камня, образуя розетку. Преобладали цветочно-растительные узоры, которые перемежались рядами ромбов, квадратов, кругов, зигзагов, витых линий; отдельные композиции включали зооморфные мотивы. Украшения изготовлялись на территории Казанской губернии, распространялись в ареалах проживания татарского населения, влияли на орнамент дргих видов татарского прикладного искусства. Национальная кожаная обувь с мозаичной отделкой, производимая вблизи города Казани, находила сбыт у тюркских народов России. Художественное оформление татарской обуви нашло отражение в народном мордовском костюме (женские сапоги, украшенные по верху голенищ растительным орнаментом, строчкой по сафьяну или лаковой отделке).

Цель: создать условия для совместной деятельности педагогов.

Задачи:

  • Дать представление об изделиях мордовского декоративно-прикладного искусства.
  • Овладеть навыками росписи деревянной доски, используя мотивы мордовского орнамента.

Оборудование:

  • Столы и стулья по количеству участников; элементы мордовских узоров, трафареты с мордовским орнаментом, гуашь белого, красного, черного и желтого цветов, кисти № 1, заготовки досок для росписи, тычки, салфетки.

Ход мастер-класса:

В нашем ДОУ большое внимание уделяется приобщению детей к культуре народов Поволжья.

Сегодня я хочу показать вам мастер-класс по росписи деревянной доски по мотивам мордовского орнамента.

Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы взрослых и детей.

Немного расскажу вам о культуре мордовского народа: «Мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет их одно – все они любят свою мордовскую землю и чтут обычаи своих предков. Предки мордвы славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками.

Предлагаю вам стать на время мастерами и расписать доски мордовским орнаментом.

I. Вступительное слово и актуализация знаний участников мастер-класса.

— Гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Особенностью орнамента вышивки мордвы является однотипность состава узоров (орнаментальные полосы, построенные переносом симметричной фигуры вдоль прямой) или розетки, построенные на основе геометрических фигур.

Орнамент – геометрический . На основном фоне выступают квадраты, звезды, круги, точки и различные геометрические фигуры.

Основным элементом мордовского орнамента является ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными сторонами.

Симметрия — основной принцип построения орнамента.

Для мордовского орнамента характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка и сетка.

Бордюр — линейный орнамент, полученный параллельным переносом фигуры.

Розетка — при построении розеток могут использоваться только плоскость симметрии или только ось симметрии, или ось и плоскость симметрии.

Большинство розеток построено на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами, ромба с тремя и болееотростками на каждой стороне решетчатого ромба.

Сетка — в мордовской вышивке наиболее распространен ромбический вид сетки.

— Давайте обратим внимание на цветовую гамму.

— Какие цвета вы можете выделить в мордовском орнаменте? (белый, красный, черный, зеленый)

В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего красный.

— Какие элементы вы видите? («ромб», «крест», «треугольники», «галочки», «елочка», квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, круги, полувосьмиконечная звезда).

II. Применение полученных знаний при выполнении творческой работы.

Воспитатель приглашает к столу.

— Предлагаю вам стать на время мастерами и расписать доски мордовским орнаментом.

— Сядьте удобно и начинаем работу.

Ход выполнения:

1. Перед вами лежат трафареты мордовского орнамента. Выберите наиболее понравившийся. Расположите его в центре доски и закрасьте краской красного цвета с помощью тычков.

2. Теперь детально проработаем наш орнамент. Концом кисти обведем контуры узора. Для этого нам понадобится краска черного и белого цвета.

4. Возьмем кисть № 1. Черной краской обводим контуры, выполняем роспись геометрических узоров.

5. Для дополнительной расцветки вводим желтый цвет.

6. Таким же образом украшаем верхнюю часть доски.

7. Завершаем обводкой контуров, используя черную краску.

8. Дополняем орнамент узорами, используя два элемента: крест и галочку, мы их будем рисовать концом кисти. Крест красным, а галочки черным.

III. Подведение итогов.

— Какие чудесные доски у вас получились. Вы настоящие мастера!

— Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа».

При подведении итогов проводится блиц — опрос. Участники отмечают творческое отношение, вносят свои предложения по корректировке ошибок, отмечают успешные результаты, оценивают уровень выполнения практической работы.



Детская комната