Монументальная живопись в архитектуре. Особенности монументальной живописи

ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ – род живописи, относящийся к монументальному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), энкаустика , темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Монументальную живопись называют также монументально-декоративной живописью, или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном ключе.

Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии со всеми составляющими архитектурного ансамбля.

Древнейшие известные украшения стен – процарапанные контурные изображения животных в пещерах Дордони во Франции и на юге Пиреней в Испании. Вероятно, они были созданы кроманьонцами между 25 и 16 тыс. до н.э. Широко известны пещерные росписи Альтамиры (Испания) и более совершенные образцы этого искусства эпохи позднего палеолита в пещере Ла Мадлен (Франция).

Настенные росписи существовали в додинастическом Египте (5–4 тыс. до н.э.), например в гробницах Иераконполя (Гиераконполя); в этих росписях уже заметна склонность египтян к стилизации человеческих фигур. В эпоху Древнего царства (3–2 тыс. до н.э.) сформировались характерные черты египетского искусства и были созданы многие прекрасные настенные росписи. В Месопотамии настенных изображений сохранилось мало, что связано с непрочностью использовавшихся строительных материалов. Известны фигуративные изображения, отражающие некоторую склонность к реализму в передаче натуры, но для Месопотамии более характерны орнаменты.

Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов великолепных фресок, выполненных с живым реализмом, что сильно отличает это искусство от иератической египетской живописи. В Греции доархаического и архаического периодов роспись стен продолжала существовать, но от нее почти ничего не сохранилось. О расцвете этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это полихромные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, например фреска Одиссей в стране лестригонов из дома на Эсквилине в Риме; в подобных композициях видно великолепное знание художником натуры и умение ее передать.

В раннехристианский период (3–6 вв.) и в Средние века монументальная живопись была одним из ведущих видов искусства. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами монументальной декорации храмов как в Западной Римской империи (до 476), так и в Византии (4–15 вв.) и других странах Восточной Европы. В Средние века в Западной Европе храмы в основном украшались фресками или росписями по сухой штукатурке; в Италии также продолжала существовать мозаика. В росписях романского стиля (11–12 вв.) в отличие от классической и ренессансной живописи отсутствует интерес к пластической моделировке объема и передаче пространства; они плоскостны, условны и вовсе не стремятся точно воспроизводить окружающий мир.

Пластическая моделировка снова появляется в произведениях итальянских мастеров конца 13 – начала 14 в., особенно у Джотто . В Италии в эпоху Возрождения фреска получила необычайно широкое распространение. В своих произведениях художники этой эпохи стремились достичь максимального подобия реальности; их прежде всего интересовала передача объема и пространства.

Художники Высокого Возрождения также начинают экспериментировать с живописными техниками. Так, композиция Тайная вечеря Леонардо да Винчи в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане написана маслом по плохо подготовленной поверхности стены. Однако она сильно пострадала от времени и оказалась почти неразличимой под слоем позднейших обновлений. В 16–18 вв. в итальянской монументальной живописи нарастает стремление к пышности, декоративности и иллюзионизму.

Первыми произведениями монументальной живописи можно считать росписи в пещерах Ляско, Альтамир и других. Она широко применялась в погребальных и храмовых комплексах Древнего Египта, а также в практически не дошедшей до нас Крито-Микенской .

Начиная с ранней , живопись стала основным декоративным элементом в украшении каменных, бетонных и кирпичных сооружений. Фреска и широко применялись в храмовой архитектуре Византии и благодаря этому оказали большое влияние на монументальное Древней Руси.

Современные мастера монументальной живописи смело сочетают живопись со скульптурными формами, применяют новые художественные материалы - синтетические краски, керамическую рельефную мозаику.

В искусстве Средневековья большое развитие получила витражная техника. Великие мастера Возрождения создали множество грандиозных по замыслу и воплощению фресок. Сегодня художники активно осваивают новые техники и материалы для создания фресок и мозаик.

Отличительные черты монументальной живописи

К монументальной живописи относятся витражи, фрески, мозаичное убранство зданий. Выступая в синтезе с архитектурой, произведения монументального искусства зачастую являются важной смысловой доминантой ансамбля.

Декорирование стен, фасадов, перекрытий придают монументальной живописи близкие декоративному искусству архитектонически-орнаментальные качества. Поэтому ее часто называют декоративно-монументальным искусством.

По образно-тематическому содержанию принято различать монументально-декоративные росписи и произведения, обладающие чертами монументальности. Оба направления вытекают из особенности этого вида живописи – синтетичности и непосредственной связи с архитектурными объектами.

Обычно изобразительные композиции, размещенные на фасадах и в интерьерах, воплощают наиболее общие философские и социальные идеи времени. Это диктует величавость форм. Произведениям, которые обладают чертами монументальности, свойственно общественно значимое содержание. Так, основатель мексиканской школы монументальной живописи Сикейрос в своих росписях Национальной подготовительной школы, Дворца изящных искусств, Национального музея истории отобразил наиболее острые политические события.

Произведения другого основателя мексиканской школы монументальной живописи – Диего Риверы – откровенно публицистичны и историко-познавательны. Он использовал монументальную живопись как средство пропаганды, агитации и просвещения.

Она украшает стены и потолки общественных зданий. В прошлом расписывали главным образом храмы, сейчас — дворцы культуры, вокзалы, гостиницы, стадионы. Такая живопись должна быть выполнена из долговечных материалов, чтобы вместе со зданиями существовать века. Творцы росписей, изображая исторические события или сцены из современной им жизни, стремятся передать свое представление о мире, передовые идеи своего времени. Монументальная живопись воспитывает художественный вкус у широких масс зрителей.

Монументальная живопись расположена на стенах, потолках, сводах, нередко она переходит с одной стены на другую. Рассматривают росписи двигаясь по зданию, иногда даже с улицы, через большие стекла современных зданий. Иначе говоря — монументальная живопись воспринимается в движении с разных точек зрения, и она не должна при этом терять своего воздействия на зрителя.

Художник-монументалист может развернуть в живописи сложный рассказ-повествование, может соединить события, происшедшие в разных местах и в разное время. Так, великий итальянский художник Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме изобразил множество библейских сцен, соединив их в единую сложную композицию.

Знаменитая фреска "Сотворение Адама"

Монументальная живопись появилась так же давно, как и человеческое жилище. Уже на стенах пещер, где укрывался первобытный человек, можно увидеть выполненные с удивительной наблюдательностью сцены охоты или просто изображения отдельных животных (см. сооб. «Первобытное искусство» ) .

Изучая историю древних культур, мы везде встречаемся с памятниками монументальной живописи. Они не только доставляют нам художественное наслаждение, но и рассказывают о жизни, быте, труде, войнах народов Древнего Египта , Индии , Китая , Мексики и других стран.

Извержение Везувия в 79 г. засыпало пеплом богатый город Римской империи Помпеи . Это сохранило нам в неприкосновенной свежести множество росписей. Некоторые из них, снятые со стен, украшают сейчас музей в Неаполе .


Фреска из Помпей. Афродита, Арес и Эрос.
Второй период расцвета монументальной живописи в Италии связан с эпохой Возрождения (XIV — XVI вв.). Фрески Джотто , Мазаччо , Пьеро делла Франческа , Мантеньи , Микеланджело , Рафаэля и для художников нашего времени служат образцами художественного мастерства (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения» ) .

Художественная культура Древней Руси также нашла свое выражение в памятниках монументальной живописи. Монументальная живопись пришла на Русь из Византии после принятия христианства, но быстро обрела национальные русские черты. Несмотря на то что сюжеты росписей имели религиозный характер, русские художники изображали людей, которых они видели вокруг себя. Их святые — это простые русские мужики и простые русские женщины, это весь русский народ в его самых благородных чертах. Главными центрами монументальной живописи на Руси были Киев, Новгород, Псков, Владимир, Москва, позднее Ярославль (см. сооб. «Древнерусское искусство» ) . Но и за пределами этих больших древних городов, в тихих отдаленных монастырях, также создавались интересные росписи.

В далеком Ферапонтовой монастыре , приютившемся на озерах бывшей Вологодской губернии, великий русский художник Дионисий создал росписи, которые восхищают нас музыкальностью форм, нежностью, чудесным подбором цветов. Краски для росписей Дионисий приготовлял из разноцветных камней, которыми усыпан берег озера около монастыря.


Дионисий. Фреско собора Рождества богородицы в Феропонтовом монастыре
Андрею Рублеву , Дионисию , Феофану Греку обязана русская монументальная живопись своими высшими достижениями. Но, кроме этих больших мастеров, десятки и сотни художников, имена которых остались неизвестными, создали множество росписей в России, на Украине, в Грузии и Армении.

Росписи различаются в зависимости от техники исполнения: фреска , живопись темперой , мозаика , витраж .

Слово фреска часто неправильно применяется для определения всякой стенной живописи. Это слово происходит от итальянского «аl fresco » что означает «по свежему», «по сырому». И действительно, фреска пишется по сырой известковой штукатурке. Краски- сухой пигмент, т. е. краситель в порошке,- разводятся на чистой воде. Когда штукатурка высыхает, содержащаяся в ней известь выделяет тончайшую кальциевую корочку. Эта корочка прозрачна, она закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной. Такие фрески дошли до нас через столетия мало изменившимися.

Иногда по уже сухой фреске пишут темперой — красками, разведенными на яйце или казеиновом клее. Темпера — также самостоятельный и очень распространенный вид стенной живописи.

Мозаикой называют живопись, выложенную из небольших цветных кусочков камни или смальты — специально сваренного для мозаичных работ непрозрачного цветного стекла. Плитки смальты колют на кубики нужной художнику величины и из этих кубиков по зскизу и рисунку, сделанному в натуральную величину (по так называемому картону), набирают изображение. Раньше кубики укладывали в сырую известковую штукатурку, а сейчас — в цемент, смешанный с песком. Цемент застывает, и кубики из камня или смальты прочно в нем закрепляются. Мозаику знали уже древние греки и римляне. Она была распространена также в Византии, балканских странах, Италии. Особенно знаменит своими мозаиками итальянский город Равенна (см. ст. «

Искусство > Живопись

Ж ивописные произведения большого масштаба, связанные с архитектурой, но обладающие самостоятельным и общественно значимым образным содержанием: изобразительное панно, роспись, мозаика.

Панно (франц. panneau от лат. pannus - кусок ткани ) - во-первых, это живописное произведение декоративного назначения, вделанное в стену архитектурного интерьера. В отличие от монументальной росписи панно почти всегда выполняется вне предназначенного ему места, на холсте и обычной живописной техникой.

И второе значение панно - часть стенной поверхности, выделенная посредством обрамления и заполненная живописью или скульптурным рельефом.

Роспись - термин в области монументально-декоративной живописи, охватывающий все связанные с архитектурой произведения живописи за исключением мозаики и панно. Росписью называют сюжетно- тематические и чисто декоративные, орнаментальные композиции, выполненные красками непосредственно на поверхности стены, потолка, свода, столба, колонны и проч. по штукатурке или наклеенному на нее холсту.

Фреска включается сюда наряду с масляной живописью. Живописная техника в собственном смысле слова употребляется равно с техникой трафарета и т. д.

Иногда в неточном значении термин роспись охватывает любые произведения монументальной живописи, включая панно и мозаику. Роспись в прикладном искусстве - сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или заменяющими ее инструментами, например, аэрографом.

Обычно процесс росписи бывает тесно связан с самим производством расписываемых предметов, но в отдельных случаях он может выделяться в самостоятельную художественную отрасль. Такую отрасль, как широко распространенное искусство росписи тканей, имеющее название «батик». Роспись подносов, шкатулок, матрешек, фаянса и т. д.

Фреска (отитал. fresco - свежий, сырой) - важнейшая техническая разновидность монументальной живописи красками, разведенными чистой или известковой водой по свежей, сырой штукатурке. Здесь известь применяется в качестве основного связующего вещества.

Основных связующих веществ немного: растительное масло, растительный и животный клей, яйцо, воск, известь.

К фреске в широком смысле относятся росписи техникой а фреско (итал. a fresco), т. е. сырым способом, «по сырому», - основная техническая разновидность фресковой живописи - характеризуется исиолнением по свежей известковой штукатурке. Краски закрепляются здесь в процессе высыхания штукатураки образующимся на ней слоем углекислокальциевых соединений.
Отсюда характерная для этой техники необходимость быстрого завершения работы, требующая прй значительных размерах композиции обязательного исполнения по частям. Недостатки такого исполнения обнаруживаются через несколько дней после полного высыхания штукатурки, сильно изменяющего краску.

Роспись а фреско почти всегда приходится дополнять прописками темперой с целью исправления деталей, поэтому техника, лишенная поправок, - чистая фреска (буон фреско) , поэтому особенно трудная и редкая.

Для росписи а фреско характерно, но не всегда обязательно, исполнение по частям. Следы так называемых, соединительных швов являются границами между этими частями. Прорись - это перевод с контурного рисунка на картон или плотную бумагу, выполненный в натуральную величину. Затем с картона рисунок переводят на тот материал, на котором будет выполняться монументальная живопись.

Однако живопись должна находиться внутри помещения и не должна подвергаться воздействию неблагоприятных погодных условий, резкой смены температуры.

Техника фрески а секко (итал. a secco - сухим способом, «по-сухому») - одна из разновидностей, основанная на выполнении живописи по твердой, уже высохшей известковой штукатурке.

Следующий способ выполнения фрески - казеиново-известковая живопись по свежей штукатурке. Это самый совершенный способ. Он основан на применении смеси казеина с известью как связующего звена. В отношении прочности эта живопись превосходит обычную фресковую. Казеиново- известковая живопись может исполняться по увлажненной и даже по сухой штукатурке. Она свободно выдерживает промывку водой и может находиться вне помещения.

Читайте также Монументальная живопись барокко

Мозаика - особая техническая разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты (итал. smalto). Это небольшие куски непрозрачного цветного стекла, природных цветных камней, цветных эмалей поверх обожженной глины в качестве основного художественного материала. Изображение составля-ется из кусочков таких материалов, хорошо пригнанных друг к другу, укрепленных на цементе или специальной мастике и отшлифованных.

По способу так называемого прямого набора мозаика исполняется с лицевой стороны на предназначенном ей месте (стена, свод или отдельная плита, которая затем вделывается в стену).
При обратном наборе цветные кусочки видны художнику лишь с оборота: они наклеиваются лицевой поверхностью на временную тонкую подкладку, которая удаляется вслед за переносом мозаики на стену.

Первый из этих способов сложен и трудоемок, но более совершенен с художественной стороны. Наборная мозаика выполняется из заранее приготовленных мелких кусочков, которые соответствуют очертаниям рисунка лишь в массе.

В пластичной или штучной мозаике мозаичные элементы значительно крупнее и вырезаются в соответствии с изобразительными контурами.

Так называемая флорентийская мозаика состоит из плиток цветных камней. В Москве мозаичное панно можно увидеть на станциях метрополитена: Киевская кольцевая, Новокузнецкая, Чеховская, Парк Победы, Фрунзенская (Дворец молодежи) и др.

Витраж (франц. vitrage, от vitre - оконное стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера, выполненное из разноцветного расписного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проема в каком-либо архитектурном сооружении.

Витраж может быть выполнен в специальном коробе с подсветкой как, например, на колоннах станции Новослободская московского метро.

Витражи широко распространены в готических соборах XIII-XV вв. Готический стиль в западно-европейском искусстве нашел яркое и характерное воплощение во Франции и Германии. В Италии он получил лишь незначительное развитие из-за более устойчивых античных традиций.

Готические соборы символизировали стремление ввысь, к небу, и все их декоративное убранство - статуи, рельефы, витражи, - способствовало этому. Витражи состояли из мелких и разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми обрамлениями. Изображения наносились сначала непрозрачной коричневой краской (предназначенной для контуров и других линейных элементов) и просвечивающей серой. С XIV в. дополнительно применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В XX в. распространилось производство витража из бесцветного стекла, обработанного пескоструйным аппаратом, травлением, гравировкой

Монументальная живопись - древнейший вид живописи , известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира , Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру , и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.

См. также

Ссылки

  • Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Северо-Кавказская железная дорога
  • PCI

Смотреть что такое "Монументальная живопись" в других словарях:

    монументальная живопись - вид живописи, неразрывно связанной с архитектурой, украшающей стены, полы или потолки зданий. В соответствии с техникой исполнения в монументальной живописи выделяют мозаику, фреску и витраж. Монументальная живопись предполагает дистанцию между… … Художественная энциклопедия

    монументальная живопись - Д. Сикейрос. «Новая демократия». Фрагмент росписи во Дворце изящных искусств в Мехико Пироксилин. 1945. монументальная живопись Латинской Америки, искусство стенных росписей (фреска, мозаика, синтетические материалы), развивающееся в XX в. в ряде … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Мексиканская монументальная живопись - … Википедия

    Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… … Художественная энциклопедия

    живопись монументальная - Живопись, включённая в архитектурную композицию и создающая ощущение величественности и значительности [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN monumental painting… … Справочник технического переводчика

    Живопись - Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

    ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с применением красок и цветных материалов. Система цветовых сочетаний (колорит) позволяет передавать тончайшие нюансы действительности, а в целом изобразительные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ - живопись, включённая в архитектурную композицию и создающая ощущение величественности и значительности (Болгарский язык; Български) монументална живопис (Чешский язык; Čeština) nástěnné malířství; nástěnná malba (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь

    Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства (См. Искусство), Ж. выполняет идеологические и познавательные задачи, а … Большая советская энциклопедия

    Живопись - вид изобразит. иск ва, произв. к рого создаются с помощью красок. Изображение (фигуративное или абстрактное) наносится на основу: холст, картон, бумагу, камень, стекло и т. п. Решающая роль в Ж. принадлежит цвету как средству худож.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Монументальная живопись Новгорода XIV - XV веков , Издание 1987 года. Сохранность хорошая. Книга Л. И. Лифшица посвящена монументальной живописи Новгорода XIV-XV веков. Новгород не случайно называют "русской Флоренцией" . Некогда… Категория: Русские художники Издатель: Искусство , Купить за 2600 руб
  • Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии 1280-1400 (подарочное издание) , Иоахим Пешке , Стильно оформленное подарочное издание, представляющее собой богато иллюстрированный альбом в футляре. Великие фресковые циклы, многие из которых впервые предстают во всей красе после… Категория:


Творчество и игры