Глюк композитор краткая биография. Биография глюка и краткая хараткеристика творчества композитора

ГЛЮК КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД - австрийский композитор, театральный деятель.

По про-ис-хож-де-нию чех. Сын лес-ни-че-го. В школь-ные го-ды пел в хо-ре, учил-ся иг-ре на ин-ст-ру-мен-тах. В 1731 году по-сту-пил в Праж-ский университет (факультет ло-ги-ки и ма-те-ма-ти-ки), в Пра-ге ра-бо-тал цер-ков-ным ор-га-ни-стом, уча-ст-во-вал в ис-пол-не-нии итальянских ора-то-рий. С 1737 года жил в Ми-ла-не, где учил-ся у Дж.Б. Сам-мар-ти-ни и в 1741 году ус-пеш-но де-бю-ти-ро-вал в те-ат-ре «Ред-жо ду-ка-ле» опе-рой «Ар-так-серкс» на либретто П. Ме-та-ста-зио. До 1745 года пи-сал опе-ры-се-риа для те-ат-ров Ми-ла-на, Ве-не-ции и Ту-ри-на, за-тем за-клю-чил кон-тракт с Ко-ро-лев-ским те-ат-ром в Лон-до-не, где в 1746 году пред-ста-вил 2 опе-ры (ис-поль-зо-вал в них ма-те-ри-ал сво-их итальянских со-чи-не-ний). В 1747 году по-се-тил Дрез-ден, Гам-бург, Ко-пен-га-ген с труп-пой П. Мин-гот-ти, спе-циа-ли-зи-ро-вав-шей-ся на по-ста-нов-ках опер-буф-фа и те-ат-ра-ли-зованных се-ре-над при дво-рах ев-ропейских мо-нар-хов. В 1749 году по-сту-пил в труп-пу Дж.Б. Ло-ка-тел-ли, иг-рав-шую в Но-вом те-ат-ре в Пра-ге. Итальянские опе-ры Глюка это-го пе-рио-да вы-де-ля-ют-ся не-ко-то-рой экс-т-ра-ва-гант-но-стью музыкального язы-ка, на-ро-чи-тым ис-поль-зо-ва-ни-ем дис-со-нан-сов («Ми-ло-сер-дие Ти-та», 1752, Не-аполь), от-ступ-ле-ния-ми от пра-вил гар-мо-нии и кон-тра-пунк-та (из-вес-тен от-зыв Ме-та-ста-зио о Глюке: «ар-хи-ван-даль-ная му-зы-ка»). Во-каль-ные пар-тии, соз-да-вав-шие-ся в со-труд-ни-че-ст-ве с пев-ца-ми, рас-счи-та-ны на бле-стя-щую вир-ту-оз-ную тех-ни-ку пе-ния.

В 1748 году на от-кры-тии вен-ско-го «Бург-теа-тер», пе-ре-стро-ен-но-го ко дню ро-ж-де-ния императрицы Ма-рии Те-ре-зии, бы-ла с ог-ром-ным ус-пе-хом ис-пол-не-на опе-ра-се-риа Глюка «Уз-нан-ная Се-ми-ра-ми-да». В 1752 году Глюк пе-ре-се-лил-ся в Ве-ну, став ка-пель-мей-сте-ром князя Сак-сен-Хильд-бург-хау-зен-ско-го. В 1755 году по при-гла-ше-нию графа Дж. Ду-рац-цо при-сту-пил к ра-бо-те в «Бур-гтеа-тер», сна-ча-ла как ру-ко-во-ди-тель «ака-де-мий» (кон-цер-тов), за-тем как ав-тор ба-лет-ной му-зы-ки, ко-мических опер для французской труп-пы («Мни-мая ра-бы-ня», 1758) и итальянских опер, ста-вив-ших-ся по различным тор-же-ст-вен-ным по-во-дам. В это вре-мя жан-ро-вый диа-па-зон твор-че-ст-ва Глюка зна-чи-тель-но рас-ши-рил-ся. Эпи-зо-ди-че-ски он про-дол-жал со-чи-нять для те-ат-ров Ри-ма, Бо-ло-ньи, Фло-рен-ции. В 8 ко-мических опе-рах, на-пи-сан-ных в Ве-не, син-те-зи-ро-вал чер-ты французской ко-ме-дии и итальянской опе-ры-буф-фа , при-об-рёл опыт со-чи-не-ния му-зы-ки на французский текст. Эти опе-ры, осо-бен-но «Не-пред-ви-ден-ная встре-ча» (1764), позд-нее ис-пол-няв-шая-ся на немецком язы-ке, по-влия-ли на фор-ми-ро-ва-ние австрийского зин-гш-пи-ля.

С при-бы-ти-ем в Ве-ну в 1761 году по-эта Р. Каль-ца-бид-жи на-чал-ся ре-фор-ма-тор-ский этап твор-че-ст-ва Глюка. Пер-вым их со-вме-ст-ным про-из-ве-де-ни-ем стал пан-то-мим-ный ба-лет «Дон Жу-ан, или Ка-мен-ный гость» (1761), ко-то-рый про-из-вёл сен-са-цию в Ве-не и всей Ев-ро-пе. Дей-ст-вен-ной хо-рео-гра-фии Д.М.Г. Анд-жо-ли-ни от-ве-ча-ли не-пре-рыв-ность раз-ви-тия и дра-ма-тизм глю-ков-ской пар-ти-ту-ры. За-клю-чи-тель-ная ча-ко-на (та-нец фу-рий) ма-ни-фе-сти-ро-ва-ла «бу-рю и на-тиск» в му-зы-ке (от-зву-ки фи-наль-ных но-ме-ров ба-ле-та за-мет-ны в увер-тю-ре к опе-ре «Дон Жу-ан» В.А. Мо-цар-та). Сти-ле-вой пе-ре-лом оз-на-ме-но-ва-ла опе-ра «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка» (1762). Глюк дос-тиг здесь клас-сической про-сто-ты и яс-но-сти струк-ту-ры, не-пре-рыв-но-сти музыкального раз-ви-тия (все ре-чи-та-ти-вы, во-пре-ки ка-но-нам опе-ры-се-риа, ис-пол-ня-ют-ся с ак-ком-па-не-мен-том ор-ке-ст-ра); во-каль-ные пар-тии уп-ро-ще-ны и очи-ще-ны от ко-ло-ра-тур. Жанр «те-ат-раль-но-го празд-не-ст-ва» (azio-ne te-at-rale) по-зво-лил Глюку ин-тен-сив-но ис-поль-зо-вать хо-ры и пан-то-мим-ные ба-ле-ты (хорео-граф Анд-жо-ли-ни). Свой-ст-вен-ный ху-дож-ни-кам-клас-си-ци-стам «гре-че-ский вкус» яр-ко про-явил-ся в 1-й сце-не опе-ры, где по-ста-нов-щи-ки стре-ми-лись вос-про-из-ве-сти ан-тич-ный ри-ту-ал по-гре-бе-ния. Прин-ци-пы ре-фор-мы Глюка бы-ли сис-те-ма-ти-че-ски из-ло-же-ны в по-свя-ще-нии к сле-дую-щей опе-ре «Аль-це-ста» (1767, издана в 1768 году; смотри: Му-зы-каль-ная эс-те-ти-ка За-пад-ной Ев-ро-пы XVII-XVIII веках. М., 1971. С. 480-481).

Твор-че-ские экс-пе-ри-мен-ты про-дол-же-ны в «Празд-не-ст-ве Апол-ло-на» (1769), соз-дан-ном по мо-де-ли французской опе-ры-ба-ле-та, и в серь-ёз-ной французской опе-ре «Ифи-ге-ния в Ав-ли-де» (1774, Па-риж-ская опе-ра) на либретто Ф. дю Рул-ле. Под-пи-сав кон-тракт с Па-риж-ской опе-рой (1773), Глюк за 6 лет пред-ста-вил 4 но-вые опе-ры и 4 ра-нее на-пи-сан-ные (в но-вых ре-дак-ци-ях), в т. ч. «Ор-фей» (тра-ге-дия-опе-ра, либретто Каль-ца-бид-жи в переводе П.Л. Мо-ли-на, 1774, Па-риж), ко-мической опе-ры «Вол-шеб-ное де-ре-во» (либретто Мо-ли-на, по Ж.Ж. Ва-де, 1775, Вер-саль) и «Оса-ж-дён-ная Ци-те-ра» (опе-ра-ба-лет, либретто Ш.С. Фа-ва-ра, 1775, Па-риж), «Аль-це-ста» (тра-ге-дия-опе-ра, либретто Каль-ца-бид-жи в переводе Ф. дю Рул-ле, 1776, Па-риж).

В 1779 году ком-по-зи-тор за-вер-шил опер-ную карь-е-ру и окон-ча-тель-но вер-нул-ся в Ве-ну. В 1781-1782 годах «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка», «Аль-це-ста», «Ифи-ге-ния в Ав-ли-де» и «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де» бы-ли ис-пол-не-ны в честь пре-бы-ва-ния в Ве-не и Па-ри-же великого князя Пав-ла Пет-ро-ви-ча с суп-ру-гой Ма-ри-ей Фё-до-ров-ной. К то-му вре-ме-ни Глюк был дав-но из-вес-тен в Рос-сии (опе-ра «Ки-та-ян-ки», ба-ле-ты «Дон Жу-ан» и «Алек-сандр» бы-ли по-став-ле-ны в Мо-ск-ве и в Санкт-Пе-тер-бур-ге по-сле вен-ских пре-мьер; в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1782 году по-став-ле-на опе-ра «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка»).

В сво-ей ре-фор-ма-тор-ской дея-тель-но-сти Глюк стре-мил-ся под-чи-нить му-зы-ку за-ко-нам дра-мы. Ус-пеш-но и по-сле-до-ва-тель-но реа-ли-зуя эту идею в итальянской опе-ре-се-риа, французской музыкальной тра-ге-дии и пан-то-мим-ном ба-ле-те, он, по еди-но-душ-но-му мне-нию со-вре-мен-ни-ков, про-из-вёл ре-во-лю-цию в музыкальном те-ат-ре. По-ста-нов-ки его опер воз-бу-ж-да-ли го-ря-чие эс-те-тические и об-щественно-идео-ло-гические спо-ры, фор-ми-ро-ва-ли вра-ж-дую-щие груп-пи-ров-ки ху-дож-ни-ков, зри-те-лей и кри-ти-ков (из-вест-на про-хо-див-шая в Па-ри-же ба-та-лия «глю-ки-стов» и сто-рон-ни-ков Н. Пич-чин-ни - «пич-чин-ни-стов», она от-ра-же-на в «Пись-мах рус-ско-го пу-те-ше-ст-вен-ни-ка» Н.М. Ка-рам-зи-на; про-тив-ни-ка-ми Глюка бы-ли Ж.Ф. де Ла-гарп и Ж.Ф. Мар-мон-тель). Вме-сте с тем ре-фор-ма Глюка иде-аль-но со-че-та-лась с тра-ди-ция-ми французской опе-ры (опо-ра на музыкальную дек-ла-ма-цию, боль-шая роль ан-самб-лей, хо-ра, ба-ле-та, ор-ке-ст-ра) и по-влия-ла на раз-ви-тие музыкального те-ат-ра XIX века (Л. Ке-ру-би-ни, Л. ван Бет-хо-вен, Г. Спон-ти-ни, Р. Ваг-нер, М.П. Му-сорг-ский). По-сле-до-ва-те-лем Глюка в Ве-не был А. Саль-е-ри. Ан-ти-те-за глю-ков-ско-му по-ни-ма-нию музыкальной дра-мы - в опе-рах В.А. Мо-цар-та, ис-хо-див-ше-го из при-ори-те-та му-зы-ки. Опе-ры Глюка со-хра-ня-лись в ре-пер-туа-ре до 1830-х годов «Глю-ков-ский ре-нес-санс» на-чал-ся с по-ста-нов-ки в па-риж-ском «Те-атр ли-рик» опе-ры «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка» (1859, 1861) в редакцией Г. Бер-лио-за (зна-то-ка и це-ни-те-ля твор-че-ст-ва Глюка) с П. Ви-ар-до-Гар-сия в пар-тии Ор-фея.

В мно-го-об-раз-ном на-сле-дии Глюка вы-де-ляют-ся 6 ре-фор-ма-тор-ских опер (кро-ме упо-мя-ну-тых «Ор-фея и Эв-ри-ди-ки» и «Аль-це-сты» так-же музыкальная дра-ма «Па-рис и Еле-на», либретто Р. Каль-ца-бид-жи, 1770, «Бур-гтеа-тер»; ге-ро-ическая опе-ра «Ар-ми-да», либретто Ф. Ки-но, по Т. Тас-со, 1777; тра-ге-дия «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де», либретто Гий-а-ра, по Ги-мо-ну де ла Ту-шу и Ев-ри-пи-ду, 1779; музыкальная дра-ма «Эхо и Нар-цисс», либретто Л.Т. фон Чу-ди, по Ови-дию, 1779; все - Па-риж-ская опе-ра). Им на-пи-са-ны 19 опер-се-риа (пре-имущественно на либретто П. Ме-та-ста-зио), 10 се-ре-над, «те-ат-раль-ных празд-неств», про-ло-гов и т. п.; 9 французских ко-мических опер ; пас-тич-чо и встав-ные арии для опер других ком-по-зи-то-ров; около 90 ба-ле-тов, ис-пол-няв-ших-ся в рам-ках опер-ных и дра-ма-тических спек-так-лей (ав-тор-ст-во Глюка для мно-гих со-мни-тель-но); пес-ни, в т. ч. «Оды и пес-ни Клоп-што-ка» (1774-1775 годы, издана в 1785 году), ду-хов-ные со-чи-не-ния, в т. ч. мо-тет «Dе pro-fundis clamavi», около 20 сим-фо-ний, трио-со-на-ты.


ГЛЮК, КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД (Gluck, Christoph Willibald) (1714–1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля 1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жили на землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семья вернулась на родину; он учился в школах Камница и Альберсдорфа. В 1732 он отправился в Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на жизнь пением в церковных хорах и игрой на скрипке и виолончели. По некоторым данным, он брал уроки у чешского композитора Б.Черногорского (1684–1742).

В 1736 Глюк прибыл в Вену в свите князя Лобковица, но уже в следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вслед за ним отправился в Милан. Здесь Глюк в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж.Б.Саммартини (1698–1775), и в конце 1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse). Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т.е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж.Ф.Рамо (1683–1764) и высоко оценил их. В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т.Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов, La Caduta dei Giganti, – пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат. Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П.Минготти. До 1750 Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750 он женился и обосновался в Вене.

Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио. Глюк сам дирижировал, причем вызвал как острый интерес, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагога Ф.Дуранте (1684–1755). По возвращении в Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760. В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался – «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck).

В этот период композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и много сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Глюк был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно трудился над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина, L"Isle de Merlin; Мнимая рабыня, La fausse esclave; Одураченный кади, Le cadi dup). Мечта об «оперной реформе», целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем особенно сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую роль играло французское влияние. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане; к ним присоединились еще два художника родом из Италии, но имевших опыт работы в театрах разных стран, – поэт Р.Кальцабиджи и хореограф Г.Анджоли. Таким образом сложилась «команда» из одаренных, умных людей, притом достаточно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan, 1761), затем на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice, 1762) и Альцеста (Alceste, 1767) – первые реформаторские оперы Глюка.

В предисловии к партитуре Альцесты Глюк формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; уничтожение неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме. В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и поскольку австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали ряд опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphignie en Aulide), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась около пяти лет. За это время Глюк поставил в Париже еще две оперы – Армиду (Armide, 1777) и Ифигению в Тавриде (Iphignie en Tauride, 1779), а также переработал для французской сцены Орфея и Альцесту. Фанатики итальянской оперы специально пригласили в Париж композитора Н.Пиччинни (1772–1800), который был талантливым музыкантом, но выдержать соперничества с гением Глюка все-таки не смог. В конце 1779 Глюк вернулся в Вену. Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787.

Творчество Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при жизни композитора уступала место зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью.

Кристоф Виллибальд фон Глюк (нем. Christoph Willibald Ritter von Gluck, 2 июля 1714, Эрасбах - 15 ноября 1787, Вена) - немецкий композитор, преимущественно оперный, один из крупнейших представителей музыкального классицизма. С именем Глюка связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии во второй половине XVIII века, и если сочинения Глюка-композитора не во все времена пользовались популярностью, то идеи Глюка-реформатора определили дальнейшее развитие оперного театра.

Ранние годы

Сведения о ранних годах Кристофа Виллибальда фон Глюка крайне скудны, и многое из того, что было установлено ранними биографами композитора, оспаривалось более поздними. Известно, что родился он в Эрасбахе (ныне район Берхинга) в Верхнем Пфальце в семье лесничего Александра Глюка и его жены Марии Вальпурги, был с детства увлечён музыкой и, по-видимому, получил домашнее музыкальное образование, обычное в те времена в Богемии, куда в 1717 году переселилась семья. Предположительно, в течение шести лет Глюк обучался в иезуитской гимназии в Комотау и, поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, ушёл из дома, в 1731 году оказался в Праге и некоторое время учился в Пражском университете, где слушал лекции по логике и математике, зарабатывая на жизнь музицированием. Скрипач и виолончелист, обладавший к тому же неплохими вокальными данными, Глюк пел в хоре собора св. Якуба и играл в оркестре под управлением крупнейшего чешского композитора и музыкального теоретика Богуслава Черногорского, иногда отправлялся в окрестности Праги, где выступал перед крестьянами и ремесленниками.

Глюк обратил на себя внимание князя Филиппа фон Лобковица и в 1735 году был приглашён в его венский дом в качестве камер-музыканта; по-видимому, в доме Лобковица его услышал итальянский аристократ А. Мельци и пригласил в свою частную капеллу, - в 1736 или в 1737 году Глюк оказался в Милане. В Италии, на родине оперы, он получил возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров этого жанра; композицию при этом изучал под руководством Джованни Саммартини, композитора не столько оперного, сколько симфонического; но именно под его руководством, как пишет С. Рыцарев, Глюк овладел «„скромным“, но уверенным гомофонным письмом», уже вполне утвердившимся в итальянской опере, в то время как в Вене ещё господствовала полифоническая традиция.

В декабре 1741 года в Милане состоялась премьера первой оперы Глюка - оперы-сериа «Артаксеркс» на либретто Пьетро Метастазио. В «Артаксерксе», как и во всех ранних операх Глюка, ещё заметно было подражание Саммартини, тем не менее он имел успех, который повлёк за собой заказы из разных городов Италии, и в следующие четыре года были созданы не менее успешные оперы-сериа «Деметрий», «Пор», «Демофонт», «Гипермнестра» и другие.

Осенью 1745 года Глюк отправился в Лондон, откуда он получил заказ на две оперы, но уже весной следующего года покинул английскую столицу и вступил в качестве второго дирижёра в итальянскую оперную труппу братьев Минготти, с которой в течение пяти лет гастролировал по Европе. В 1751 году в Праге он покинул Минготти ради поста капельмейстера в труппе Джованни Локателли, а в декабре 1752 года поселился в Вене. Став капельмейстером оркестра принца Иосифа Саксен-Гильдбурггаузенского, Глюк руководил его еженедельными концертами - «академиями», в которых исполнял как чужие сочинения, так и собственные. По свидетельствам современников, Глюк был и выдающимся оперным дирижёром и хорошо знал особенности балетного искусства.

В поисках музыкальной драмы

В 1754 году, по предложению управляющего венскими театрами графа Дж. Дураццо, Глюк был назначен дирижёром и композитором Придворной оперы. В Вене, постепенно разочаровываясь в традиционной итальянской опере-сериа - «опере-арии», в которой красота мелодии и пения приобретали самодовлеющий характер, а композиторы нередко становились заложниками прихотей примадонн, - он обратился к французской комической опере («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Исправившийся пьяница», «Одураченный кади» и др.) и даже к балету: созданный в содружестве с хореографом Г. Анджолини балет-пантомима «Дон Жуан» (по пьесе Ж.-Б. Мольера), настоящая хореографическая драма, стал первым воплощением стремления Глюка превратить оперную сцену в драматическую.

К. В. Глюк. Литография Ф. Э. Феллера

В своих исканиях Глюк находил поддержку у главного интенданта оперы графа Дураццо и его соотечественника поэта и драматурга Раньери де Кальцабиджи, написавшего либретто «Дон Жуана». Следующим шагом в направлении музыкальной драмы стала их новая совместная работа - опера «Орфей и Эвридика», в первой редакции поставленная в Вене 5 октября 1762 года. Под пером Кальцабиджи древнегреческий миф превратился в античную драму, в полном соответствии со вкусами того времени; однако ни в Вене, ни в других городах Европы опера не имела успеха у публики.

Необходимость реформирования оперы-сериа, пишет С. Рыцарев, диктовалась объективными признаками её кризиса. При этом приходилось преодолевать «вековую и невероятно сильную традицию оперы-зрелища, музыкального спектакля с прочно устоявшимся разделением функций поэзии и музыки». Кроме того, для оперы-сериа была характерна драматургия статики; обоснованием ей служила «теория аффектов», предполагавшая для каждого эмоционального состояния - печали, радости, гнева и т. д. - использование определённых средств музыкальной выразительности, установленных теоретиками, и не допускавшая индивидуализации переживаний. Превращение стереотипности в ценностный критерий породило в первой половине XVIII века, с одной стороны, безбрежное количество опер, с другой - их очень короткую жизнь на сцене, в среднем от 3 до 5 представлений.

Глюк в своих реформаторских операх, пишет С. Рыцарев, «заставил музыку „работать“ на драму не в отдельные моменты спектакля, что часто встречалось в современной ему опере, а на всём его протяжении. Оркестровые средства приобрели действенность, тайный смысл, стали контрапунктировать развитию событий на сцене. Гибкая, динамичная смена речитатива, арии, балетных и хоровых эпизодов сложилась в музыкальную и сюжетную событийность, влекущую за собой непосредственное эмоциональное переживание».

Поиски в этом направлении вели и другие композиторы, в том числе в жанре комической оперы, итальянской и французской: этот молодой жанр ещё не успел окаменеть, и развивать его здоровые тенденции изнутри было легче, чем в опере-сериа. По заказу двора Глюк продолжал писать оперы в традиционном стиле, в целом отдавая предпочтение комической опере. Новым и более совершенным воплощением его мечты о музыкальной драме стала созданная в содружестве с Кальцабиджи в 1767 году героическая опера «Альцеста», в первой редакции представленная в Вене 26 декабря того же года. Посвящая оперу великому герцогу Тосканскому, будущему императору Леопольду II, Глюк в предисловии к «Альцесте» писал:

Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределённые эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку… Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость. Я полагал, что увертюра должна осветить зрителям действие и служить как бы вступительным обзором содержания: инструментальная часть должна обусловливаться интересом и напряжённостью ситуаций… Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности; введение некоторых новых приёмов казалось мне ценным постольку, поскольку оно отвечало ситуации. И, наконец, нет такого правила, которое бы я не нарушил ради достижения большей выразительности. Таковы мои принципы.

Такое принципиальное подчинение музыки поэтическому тексту для того времени было революционным; в стремлении преодолеть номерную структуру, характерную для тогдашней оперы-сериа, Глюк не только объединял эпизоды оперы в большие сцены, пронизанные единым драматическим развитием, он привязал к действию оперы и увертюру, которая в то время обычно представляла собою отдельный концертный номер; ради достижения большей выразительности и драматизма он повысил роль хора и оркестра. Ни «Альцеста», ни третья реформаторская опера на либретто Кальцабиджи - «Парис и Елена» (1770) не нашли поддержки ни у венской, ни у итальянской публики.

В обязанности Глюка как придворного композитора входило и обучение музыке юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты; став в апреле 1770 года женой наследника французского престола, Мария-Антуанетта пригласила в Париж и Глюка. Однако на решение композитора перенести свою деятельность в столицу Франции в значительно большей степени повлияли другие обстоятельства.

Глюк в Париже

В Париже тем временем вокруг оперы шла борьба, ставшая вторым актом отшумевшей ещё в 50-х годах борьбы между приверженцами итальянской оперы («буффонистами») и французской («антибуффонистами»). Это противостояние раскололо даже венценосную семью: французский король Людовик XVI предпочитал итальянскую оперу, в то время как его австрийская супруга Мария-Антуанетта поддерживала национальную французскую. Раскол поразил и знаменитую «Энциклопедию»: её редактор Д’Аламбер был одним из лидеров «итальянской партии», а многие её авторы во главе с Вольтером и активно поддерживали французскую. Чужестранец Глюк очень скоро стал знаменем «французской партии», и, поскольку итальянскую труппу в Париже в конце 1776 года возглавил знаменитый и популярный в те годы композитор Никколо Пиччинни, третий акт этой музыкально-общественной полемики вошёл в историю как борьба между «глюкистами» и «пиччинистами». В борьбе, развернувшейся как будто бы вокруг стилей, спор в действительности шёл о том, чем должен быть оперный спектакль - всего лишь оперой, роскошным зрелищем с красивой музыкой и красивым вокалом, или чем-то существенно бо́льшим: энциклопедисты ждали нового социального содержания, созвучного предреволюционной эпохе. В борьбе «глюкистов» с «пиччинистами», которая 200 лет спустя уже казалась грандиозным театрализованным представлением, как и в «войне буффонов», в полемику вступили, по словам С. Рыцарева, «мощные культурные слои аристократического и демократического искусства».

В начале 70-х годов реформаторские оперы Глюка были неизвестны в Париже; в августе 1772 года атташе французского посольства в Вене Франсуа ле Бланк дю Рулле привлёк к ним внимание публики на страницах парижского журнала «Mercure de France». Пути Глюка и Кальцабиджи разошлись: с переориентацией на Париж главным либреттистом реформатора стал дю Рулле; в содружестве с ним для французской публики была написана опера «Ифигения в Авлиде» (на основе трагедии Ж. Расина), поставленная в Париже 19 апреля 1774 года. Успех закрепила, хотя и вызвала ожесточённые споры, новая, французская редакция «Орфея и Эвридики».

Статуя К. В. Глюка в Гранд-Опера

Признание в Париже не осталось незамеченным в Вене: если Мария Антуанетта пожаловала Глюку за «Ифигению» 20 000 ливров и столько же за «Орфея», то Мария Терезия 18 октября 1774 года заочно присвоила Глюку звание «действительного императорского и королевского придворного композитора» с ежегодным жалованием в 2000 гульденов. Поблагодарив за оказанную честь, Глюк после недолгого пребывания в Вене вернулся во Францию, где в начале 1775 года была поставлена новая редакция его комической оперы «Очарованное дерево, или Обманутый опекун» (написанной ещё в 1759 году), а в апреле, в Королевской академии музыки, - новая редакция «Альцесты».

Парижский период историки музыки считают самым значительным в творчестве Глюка. Борьба между «глюкистами» и «пиччинистами», с неизбежностью обернувшаяся личным соперничеством композиторов (что, впрочем, не сказывалось на их взаимоотношениях), шла с переменным успехом; к середине 70-х годов и «французская партия» раскололась на приверженцев традиционной французской оперы (Ж. Б. Люлли и Ж. Ф. Рамо), с одной стороны, и новой французской оперы Глюка - с другой. Вольно или невольно Глюк сам бросил вызов традиционалистам, использовав для своей героической оперы «Армида» либретто, написанное Ф. Кино (по поэме Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим») для одноимённой оперы Люлли. «Армида», премьера которой состоялась в Королевской академии музыки 23 сентября 1777 года, по-видимому, была настолько по-разному воспринята представителями различных «партий», что и 200 лет спустя одни говорили об «огромном успехе», другие - о «неудаче».

И тем не менее эта борьба закончилась победой Глюка, когда 18 мая 1779 года в Королевской академии музыки была представлена его опера «Ифигения в Тавриде» (на либретто Н. Гнияра и Л. дю Рулле по мотивам трагедии Еврипида), которую и поныне многие считают лучшей оперой композитора. Сам Никколо Пиччинни признал «музыкальную революцию» Глюка. Ещё раньше Ж. А. Гудон изваял беломраморный бюст композитора с надписью на латыни: «Musas praeposuit sirenis» («Он предпочёл сиренам муз»), - в 1778 году этот бюст был установлен в фойе Королевской академии музыки рядом с бюстами Люлли и Рамо.

Последние годы

24 сентября 1779 года в Париже состоялась премьера последней оперы Глюка - «Эхо и Нарцисс»; однако ещё раньше, в июле, композитора поразил инсульт, обернувшийся частичным параличом. Осенью того же года Глюк вернулся в Вену, которую больше не покидал: новый приступ болезни случился в июне 1781 года.

В этот период композитор продолжил начатую ещё в 1773 году работу над одами и песнями для голоса и фортепиано на стихи Ф. Г. Клопштока (нем. Klopstocks Oden und Lieder beim Clavier zu singen in Musik gesetzt), мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Клопштока «Битва Арминия», но этим планам не суждено было осуществиться. Предчувствуя скорый уход, приблизительно в 1782 году Глюк написал «De profundis» - небольшое сочинение для четырёхголосного хора и оркестра на текст 129-го псалма, которое 17 ноября 1787 года на похоронах композитора было исполнено его учеником и последователем Антонио Сальери. 14 и 15 ноября Глюк пережил ещё три апоплексических удара; он умер 15 ноября 1787 года и первоначально был похоронен на церковном кладбище пригорода Матцлайнсдорф; в 1890 году его прах перенесли на Центральное кладбище Вены.

Творчество

Кристоф Виллибальд Глюк был композитором преимущественно оперным, но точное количество принадлежащих ему опер не установлено: с одной стороны, какие-то сочинения не сохранились, с другой - Глюк неоднократно переделывал свои собственные оперы. «Музыкальная энциклопедия» называет цифру 107, при этом перечисляет только 46 опер.

Памятник К. В. Глюку в Вене

В 1930 году Е. Браудо сожалел о том, что «истинные шедевры» Глюка, обе его «Ифигении», теперь уже совершенно исчезли из театрального репертуара; но в середине XX столетия интерес к творчеству композитора возродился, вот уже много лет не сходят со сцены и имеют обширную дискографию его оперы «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», ещё большей популярностью пользуются симфонические фрагменты из его опер, которые давно обрели самостоятельную жизнь на концертной эстраде. В 1987 году для изучения и пропаганды творчества композитора в Вене было основано Международное Глюковское общество.

В конце жизни Глюк говорил, что «только иностранец Сальери» перенял от него его манеры, «ибо ни один немец их изучить не хотел»; тем не менее у него нашлось немало последователей в разных странах, из которых каждый по-своему применял его принципы в собственном творчестве, - помимо Антонио Сальери, это прежде всего Луиджи Керубини, Гаспаре Спонтини и Л. ван Бетховен, а позже Гектор Берлиоз, назвавший Глюка «Эсхилом музыки»; у ближайших последователей влияние композитора порою заметно и вне оперного творчества, как у Бетховена, Берлиоза и Франца Шуберта. Что же касается творческих идей Глюка, то они определили дальнейшее развитие оперного театра, в XIX веке не было крупного оперного композитора, который в большей или меньшей степени не испытал бы влияния этих идей; к Глюку обращался и другой оперный реформатор - Рихард Вагнер, который полвека спустя столкнулся на оперной сцене с тем же «костюмированным концертом», против которого была направлена реформа Глюка. Идеи композитора оказались не чужды и русской оперной культуре - от Михаила Глинки до Александра Серова.

Глюку принадлежит также ряд сочинений для оркестра - симфоний или увертюр (во времена молодости композитора разграничение между этими жанрами было ещё недостаточно чётким), концерт для флейты с оркестром (G-dur), 6 трио-сонат для 2 скрипок и генерал-баса, написанных ещё в 40-х годах. В содружестве с Г. Анджолини, кроме «Дон Жуана», Глюк создал ещё три балета: «Александр» (1765), а также «Семирамида» (1765) и «Китайский сирота» - оба по трагедиям Вольтера.

(1714-1787) немецкий композитор

Глюка часто называют реформатором оперы, что соответствует действительности: ведь он создал новый жанр музыкальной трагедии и написал монументальные оперные произведения, которые сильно отличались от того, что было создано до него. Хотя формально его называют композитором венской классической школы, Глюк повлиял на развитие английского, французского и итальянского музыкального искусства.

Композитор происходил из семьи потомственных лесников, которая вела кочевой образ жизни, постоянно перебираясь с места на место. Глюк родился в местечке Эрасбах, где в то время его отец служил в имении князя Лобковица.

Глюк-старший не сомневался, что Кристоф пойдет по его стопам, и очень огорчился, когда обнаружилось, что мальчик больше увлекается музыкой. К тому же у него обнаружились замечательные музыкальные способности. Скоро он стал учиться пению, а также игре на органе, фортепиано и скрипке. Эти уроки давал Глюку работавший в имении музыкант и композитор Б.Черногорский. С 1726 года Кристоф пел в церковном хоре иезуитской церкви в Комотауи одновременно учился в иезуитской школе. Потом вместе с Б.Черногорским он отправился в Прагу, где продолжил свои музыкальные занятия. Отец так и не простил сыну его измену и отказался ему помогать, поэтому Кристофу пришлось зарабатывать на жизнь самому. Он работал хористом и органистом в различных храмах.

В 1731 году Глюк начинает учиться на философском факультете университета и одновременно сочиняет музыку. Совершенствуя свое мастерство, он продолжает брать уроки у Черногорского.

Весной 1735 года молодой человек попадает в Вену, где знакомится с ломбардским князем Мельци. Тот приглашает Глюка работать в своем домашнем оркестре и берет его с собой в Милан.

В Милане Глюк пробыл с 1737 по 1741 год. Выполняя обязанности домашнего музыканта в семейной часовне Мельци, он одновременно изучает основы композиции у итальянского композитора Дж.Б.Саммартини. С его помощью он осваивает новый итальянский стиль инструментовки музыки. Плодом этого сотрудничества стали шесть трио сонат, опубликованных в Лондоне в 1746 году.

Первый успех в качестве оперного композитора приходит к Глюку в 1741 году, когда в Милане была поставлена его первая опера «Артаксеркс». С тех пор композитор каждый год создает по одной, а то и по нескольку онер, которые с неизменным успехом идут на сцене миланского театра и в других городах Италии. В 1742 году он написал две оперы - «Деметрий» и «Демофонт», в 1743-м одну - «Тиграна», зато в 1744 году создал сразу четыре - «Софонис-ба», «Гипермнестра», «Арзаче» и «Поро», а в 1745 году еще одну - «Федра».

К сожалению, судьба первых произведений Глюка оказалась печальной: от них сохранились лишь отдельные фрагменты. Но известно, что талантливому сочинителю удалось изменить тональность традиционных итальянских опер. Он привнес в них энергию и динамизм и в то же время сохранил страстность и лиричность, свойственную итальянской музыке.

В 1745 году по приглашению лорда Мидлсекса, руководителя итальянской оперы театра «Хеймаркет», Глюк переехал в Лондон. Там он встретился с Генделем, который тогда был самым популярным в Англии оперным композитором, и они устроили между собой своеобразное творческое соревнование.

25 марта 1746 года они дали совместный концерт в Хей-маркетском театре, на нем были представлены сочинения Глюка и органный концерт Генделя, исполненный самим композитором. Правда, отношения между ними так и остались натянутыми. Гендель не признавал Глюка и как-то однажды иронически заметил: «Мой повар знает контрапункт лучше, чем Глюк». Однако Глюк относился к Генделю вполне дружелюбно и находил его искусство божественным.

В Англии Глюк изучал народные английские песни, мелодии которых впоследствии использовал в своем творчестве. В январе 1746 года состоялась премьера его оперы «Падение гигантов», и Глюк мгновенно сделался героем дня. Однако сам композитор не считал это свое произведение гениальным. Это было своеобразное попурри из его ранних работ. Ранние задумки воплотились и во второй опере Глюка«Артамена», поставленной в марте того же года. Одновременно композитор руководит итальянской оперной группой Минготти.

С ней Глюк переезжает из одного европейского города в другой. Он пишет оперы, работает с певцами, дирижирует. В 1747 году композитор ставит оперу «Свадьба Геракла и Гебы» в Дрездене, на следующий год в Праге ставит сразу две оперы - «Узнанная Семирамида» и «Эцио», а в 1752 году - «Милосердие Тита» в Неаполе.

Скитания Глюка завершились в Вене. В 1754 году он получил назначение на должность придворного капельмейстера. Тогда же он влюбился в Марианну Пергин, шестнадцатилетнюю дочь богатого австрийского предпринимателя. Правда, на некоторое время ему приходится уехать в Копенгаген, где он снова сочиняет оперу-серенаду в связи с рождением наследника датского престола. Но вернувшись в Вену, Глюк тут же женится на своей возлюбленной. Их брак был счастливым, хотя и бездетным. Позже Глюк удочерил свою племянницу Марианну.

В Вене композитор ведет очень напряженную жизнь. Он каждую неделю дает концерты, исполняя свои арии и симфонии. В присутствии императорской семьи блестяще проходит премьера его оперы-серенады, исполненной в сентябре 1754 года в замке Шлоссхоф. Композитор сочиняет одну оперу за другой, тем более что директор придворного театра доверил ему написание всей театральной и академической музыки. Во время визита в Рим в 1756 году Глюка возвели в рыцарское достоинство.

В конце пятидесятых годов ему неожиданно пришлось изменить свою творческую манеру. С 1758 по 1764 год он написал несколько комических опер на либретто, присланные ему из Франции. В них Глюк был свободен от традиционных оперных канонов и обязательного использования мифологических сюжетов. Используя мелодии французских водевилей, народные песни, композитор создает яркие, жизнерадостные произведения. Правда, со временем он отказывается от народной основы, предпочитая чисто комическую оперу. Так постепенно формируется своеобразный оперный стиль композитора: сочетание богатой нюансами мелодики и сложного драматического рисунка.

Особое место в творчестве Глюка занимают энциклопедисты. Они написали для него либретто к драматическому балету «Дон Жуан», который поставил в Париже известный балетмейстер Ж.Новерр. Еще раньше он ставил балеты Глюка «Китайский принц» (1755) и «Александр» (1755). Из простого бессюжетного дивертисмента - приложения к опере - Глюк превратил балет в яркое драматическое действо.

Постепенно совершенствовалось и его композиторское мастерство. Работа в жанре комической оперы, сочинение балетов, выразительная музыка для оркестра - все это подготовило Глюка к созданию нового музыкального жанра - музыкальной трагедии.

Вместе с итальянским поэтом и драматургом Р.Каль-цабиджи, который жил тогда в Вене, Глюк создает три оперы: в 1762 году - «Орфей и Эвридика», позже, в 1774 году, была создана ее французская версия; в 1767 году - «Альцеста», а в 1770-м - «Парис и Елена». В них он отказывается от громоздкой и шумной музыки. Внимание акцентируется на драматическом сюжете и переживаниях героев. Каждый персонаж получает законченную музыкальную характеристику, и вся опера превращается в единое действо, захватывающее зрителей. Все его части строго соизмеряются друг с другом, увертюра, по мнению композитора, как бы предупреждает зрителя о характере будущего действия.

Обычно оперная ария выглядела как концертный номер, и артист стремился лишь к тому, чтобы выгодно преподнести ее публике. Глюк вводит в оперу и обширные хоры, подчеркивающие напряженность действия. Каждая сцена приобретает законченность, каждое слово героев несет глубокое содержание. Конечно, Глюк не смог бы осуществить задуманное без полного взаимопонимания с либреттистом. Они работают вместе, оттачивая каждый куплет, а иногда и слово. Глюк прямо писал о том, что связывает свой успех с тем, что вместе с ним работали профессионалы. Раньше он не придавал такого значения либретто. Теперь музыка и содержание существуют в неразрывной целостности.

Но нововведения Глюка были признаны далеко не всеми. Поклонники итальянской оперы вначале не приняли его оперы. Его произведения тогда отважилась поставить только парижская Опера. Первой из них становится «Ифигения в Авлиде», за ней следует «Орфей». Хотя Глюк был назначен официальным придворным композитором, он сам время от времени ездит в Париж и следит за постановками.

Однако французская версия «Альцесты» оказалась неудачной. Глюк впадает в депрессию, которая усиливается со смертью племянницы, и в 1756 году возвращается в Вену. Его друзья и соперники делятся на две противоположные партии. Противников возглавляет итальянский композитор Н.Пиччинни, который специально приезжает в Париж, чтобы вступить в творческое соревнование с Глюком. Все заканчивается тем, что Глюк завершает «Артемиду», но рвет наброски к «Роланду», узнав о намерениях Пиччинни.

Война глюкистов и пиччиннистов достигает апогея в 1777-1778 годах. В 1779 году Глюк создает «Ифигению в Тавриде», которая приносит ему наибольший сценический успех, а Пиччинни в 1778 году ставит «Роланда». Причем сами композиторы не враждовали, они находились в дружеских отношениях и уважали друг друга. Пиччинни даже признавался, что иногда, как, например, в своей опере «Дидона», опирался на некоторые музыкальные принципы, характерные для Глюка. Но осенью 1779 года, после того как публика и критика прохладно приняли премьеру оперы «Эхо и Нарцисс», Глюк навсегда покинул Париж. Вернувшись в Вену, он впервые почувствовал легкое недомогание, и врачи посоветовали ему прекратить активную музыкальную деятельность.

Последние восемь лет жизни Глюк безвыездно прожил в Вене. Он перерабатывал свои старые оперы, одна из них, «Ифигения в Тавриде», была поставлена в 1781 году в связи с визитом великого князя Павла Петровича. Кроме того, он публикует свои оды для голоса с сопровождением фортепиано на слова Клопштока. В Вене Глюк снова встречается с Моцартом, но, как и в Париже, дружеских отношений между ними не возникает.

Композитор работал до последних дней жизни. В восьмидесятые годы у него случилось одно за другим несколько мозговых кровоизлияний, от которых он в конечном счете и умер, не успев завершить кантату «Страшный суд». Его похороны прошли в Вене при большом стечении народа. Своеобразным памятником Глюку стала премьера кантаты, которую завершил его ученик А.Сальери.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Биография ГЛЮК Кристоф Виллибальд (1714-87)-немецкий композитор. Один из виднейших представителей классицизма. Кристоф Виллибальд Глюк родился в семье лесничего, был с детства увлечён музыкой, и поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, Глюк, окончив иезуитскую коллегию в Коммотау, ещё подростком ушёл из дома.

3 слайд

Описание слайда:

Биография В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.

4 слайд

Описание слайда:

В 1741 в Милане была поставлена первая опера Глюка «Артаксеркс»; затем последовали премьеры еще нескольких опер в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. Генделем. В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге.

5 слайд

Описание слайда:

В 1752 обосновался в Вене, где занял должность концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.

6 слайд

Описание слайда:

Плодотворное содружество Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете «Дон Жуан», им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера «Орфей и Эвридика» (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) - первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка.

7 слайд

Описание слайда:

В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки», а год спустя - еще два балета. В 1767 успех «Орфея» был закреплен оперой «Альцеста» также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа - Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера «Парис и Елена» (1770) имела более скромный успех.

8 слайд

Описание слайда:

В Париже В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены «Ифигения в Авлиде» и «Орфей» - французская редакция «Орфея и Эвридики». Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция «Альцесты» (1776) и «Армида» (1777).

9 слайд

Описание слайда:

Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между «глюкистами» и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы «Ифигения в Тавриде» (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера «Эхо и Нарцисс» провалилась).

10 слайд

Описание слайда:

В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию «Ифигении в Тавриде» и сочинил несколько песен. Последним его произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.

11 слайд

Описание слайда:

Вклад Глюка Всего Глюк написал около 40 опер - итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры «Альцесты» (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи).

13 слайд

Описание слайда:

Последние годы 24 сентября 1779 года в Париже состоялась премьера последней оперы Глюка - «Эхо и Нарцисс»; однако ещё раньше, в июле, композитора поразила тяжёлая болезнь, обернувшаяся частичным параличом. Осенью того же года Глюк вернулся в Вену, которую больше не покидал. Арминия», но этим планам не суждено было осуществиться[. Предчувствуя скорый уход, приблизительно в 1782 году Глюк написал «De profundis» - небольшое сочинение для четырёхголосного хора и оркестра на текст 129-го псалма, которое 17 ноября 1787 года на похоронах композитора было исполнено его учеником и последователем Антонио Сальери. Композитор умер 15 ноября 1787 года и первоначально был похоронен на церковном кладбище пригорода Матцлайнсдорф; позже его прах перенесли на Центральное кладбище Вены[



Материнский капитал