Московский государственный университет печати. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого

Понятие о подлежащем

Как структурно-семантический компонент предложения типич­ное подлежащее имеет следующие дифференциальные признаки: 1) входит в структурную схему предложения (является главным членом предложения); 2) выражается существительным, место­имением в форме им. п.; 3) является структурно независимым словом; 4) занимает позицию перед сказуемым; 5) обозначает предмет речи (субъект мысли); 6) имеет категориальное зна­чение деятеля и носителя признака; 7) выражается идентифи­цирующими словами; 8) обозначает «данное» (тему).

Эти свойства и составляют совокупность дифференциальных признаков понятия типичного подлежащего. Именно эти свойства подлежащего в разных комбинациях и с разной степенью полноты используются для определения понятия подлежащего в лингвистической и лингвометодической литературе.

Трудно дать исчерпывающее определение подлежащего из-за того, что даже включение всех отмеченных выше свойств подле­жащего не охватывает всех случаев представления подлежащего в речи. Так, подлежащее может обозначать не только тему, но и рему: - Кто пашет? - Отец пашет; занимать позицию после сказуемого: Есть в русской природе усталая нежность , Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя. безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали (Бальмонт).

Семантика подлежащего

Семантика подлежащего многослойна: в ней можно выделить два основных компонента - языковой и речевой, которые в свою очередь могут быть дифференцированы. Языковой компонент включает логический компонент (подлежащее обозначает предмет речи) и категориальное значение. Речевой компонент объединяет лексическое значение и коммуникативную нагрузку с различного рода коннотациями (дополнительными смыслами). Оба основных компонента отражают связи и отношения с другими членами предложения.

Семантика подлежащего выявляется универсальным вопросом «О ком или о чем говорится в предложении?», известным уже в начальной школе. Чтобы показать достоинство и недостатки этого вопроса при выделении подлежащего, сравним предло­жения:

1. Черемуха душистая весною расцвела (Есенин).

2. Ветви душистой черемухи смотрят мне в окно (Лер­монтов).

3. Приятно пахнет цветущей черемухой.

В речевой семантике этих предложений все внимание при­ковано к душистой (цветущей) черемухе, поэтому естественно, что на вопрос О чем говорится в предложениях? будет ответ: о душистой (цветущей) черемухе. Любой другой ответ на этот вопрос будет искусственным, не соответствующим речевой прак­тике, противоречащим коммуникативной установке авторов этих предложений. Не случайно разные авторы выделяют среди многих признаков черемухи как предмета объективного мира ее аромат.

Предмет речи / мысли и подлежащее точно соотносятся только в первом предложении. Именно здесь налицо вся совокупность свойств подлежащего как структурно-семантического компонента предложения. <…>

Второй пример требует более тонкого анализа. Логический субъект / данное ветви душистой черемухи образует состав подлежащего, ко в этом составе структурно независимое по­ложение занимает существительное ветви, семантически более бедное, чем весь состав подлежащего.

Еще сложнее для анализа третий пример, где есть предмет речи (иначе незачем и предложение строить!), но нет подлежа­щего, так как нарушено соотношение между логическими и синтаксическими категориями, чем достигается выражение тонких смысловых оттенков - здесь актуализируется действие пахнет. И в этом предложении также говорится о душистой черемухе, но подлежащего нет.

Универсальный вопрос «О ком или о чем говорится в пред­ложении?» в практике преподавания корректируется вопросами им. п. кто? и что? <…>

Вопросы кто? и что? позволяют дифференцировать лицо и собственно предмет, а также выделить в предложении структурно независимое слово, выполняющее роль подлежащего.

1) значение активного деятеля (лица или предмета): После завтрака Катя шла на острова, брала с собой книгу или вышивание. Незримо по лесам поет и бродит осень (Бунин);

2) значение носителя признака (лица или предмета): Вернер - человек замечательный по многим причинам (Лермон­тов); Молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего (Достоевский); Безграничны сокровища русского языка (Луговской);

3) значение лица или предмета, находящегося в каком-либо состоянии: Заводь спит (Бальмонт); Раскольников был в чрезвы­чайном волнении (Достоевский);

4) значение лица или предмета, бытие, отсутствие / наличие которого раскрывается в сказуемом: Стоит вечер , золотой пылью рассыпался сухой закат над крышами (Тендряков); Был мальчик , звали его Филипп (Л. Толстой); Жили на свете роза и жаба (Гаршин);

5) значение лица или предмета, находящегося в определенных отношениях с другими лицами и предметами: Я помню чудное мгновенье (Пушкин); Я памятник себе воздвиг нерукотворный (Пушкин); Снится ей белая роща и травяные луга (Есенин); И сам я вам ни капельки не нужен (Есенин).

Семантика подлежащего обусловлена как лексико-граммати-ческими свойствами слов, выполняющих функцию подлежащего, так и теми компонентами, которые привносятся связью со ска­зуемым. Так, наиболее важные значения деятеля и носителя признака связаны с характером сказуемого: глагольного и имен­ного. Значение деятеля подлежащее имеет обычно в предложе­ниях с глагольным сказуемым, а значение носителя признака - в предложениях с именным сказуемым. Одно и то же существитель­ное в функции подлежащего может быть и деятелем, и носителем признака. Ср.: Пушкин родился в 1799 году. - Пушкин - это праздник человека. - Пушкин больше чем национален (А. Н. Тол­стой).

Способы выражения подлежащего

Способы выражения подлежащего - самый яркий дифферен­циальный признак подлежащего. Эталоном подлежащего являют­ся существительное и местоимение в им. п., так как существи­тельное называет предмет речи, а местоимение указывает на него.

Отметим следующие способы выражения подлежащего:

1) Наиболее типичной формой выражения подлежащего явля­ется имя существительное в им. п. Подлежащее, выраженное существительным, может обозначать живое существо, неживой предмет, понятие, явление и т. д. в соответствии с предметным значением имени как части речи: Гудит тайга, и слышен в целом мире звон топоров из Западной Сибири, и жарко светит зимняя заря (Алигер).

В некоторых случаях сущ. в им. п. (люди, человек, дело и под.) не обладают информативной достаточностью и употребляются с семантическими конкретизаторами или имеют семантику не­определенности: Гордятся люди земли советской своей краса­вицей Москвой (Долматовский); Хороший, живой человек всегда куда-нибудь стремится, чего-то ищет (Горький); Люди гово­рили, что когда-то старик был женат, а в дом въехал уже вдовым (Ю. Яковлев); Вдруг говорят мне: человек вас спра­шивает (Тургенев).

2) Подлежащее может быть выражено личными, вопроситель­ными, относительными, отрицательными и неопределенными местоимениями. Особенно частотны подлежащие, выраженные личными местоимениями: Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Пушкин). Выразительны редкие случаи субстантивации личных местоимений: Не «я», но «мы» - вот на­чало освобождения личности! До поры, пока будет существо­вать нечто «мое»,- «я» не вырвется из крепких лап этого чудовища... (Горький).

Выделяя подлежащие-вопросительные местоимения, обращаем внимание на то, что в предложениях естественного языка вопрос о деятеле и признаке включается в предложение. Ду­мается, что и в учебно-методических целях не следовало бы изолировать вопрос к подлежащему: - Кто идет? (Васильев); Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? (Бунин); Что же было ведущим, определяющим в лите­ратуре и искусстве на протяжении этих удивительных лет жизни народа? ... этим ведущим и определяющим было начало героическое (Смирнов).

В таких вопросах в сказуемом названы известные действия, признаки, местоимения замещают предмет (деятеля, носителя признака) и в ответных предложениях подлежащее содержит рему.

Местоимения кто и что могут выполнять и функцию сказуе­мого в предложениях, в которых назван предмет или указано на него, но неизвестны его действия или признаки: Кто ты, мой ангел ли хранитель?.. (Пушкин); - Слушай, парень, ктотытакой ? Откуда бежал? Мы русские, русские! Тыкто ? (Бондарев).

При указательных местоимениях в простом предложении чаще других в роли подлежащего функционирует местоимение это, семантическая значимость которого определяется тем, что оно вмещает. Это в роли подлежащего может указывать на предложение или ряд предложений, на существительное, суб­стантивное или инфинитивное словосочетание, а также на нагляд­но-чувственные образы, вводя их в структуру выражаемой мысли: И в это время в вышине послышался густой нарастающий звук. - Чтоэто ? - спросила девушка. - Самолеты , наверное, идут воздушные маневры (Ю. Яковлев).

Своеобразие рассматриваемых предложений определяется спецификой лексико-грамматических свойств слова это, которое в силу своего местоименно-указательного значения способно вво­дить в семантическую структуру предложения компоненты, раз­личающиеся степенью лексической конкретности и в значительном количестве случаев осложняющие выражаемую мысль указа­нием на наглядно-чувственные образы.

Указательное местоимение тот и его формы, а также отно­сительные местоимения часто выполняют роль подлежащего в предикативных частях сложноподчиненного предложения: Тот живет без печали и гнева, кто не любит отчизны своей (Некрасов); Те , кто перестраивает действительность, знают, что в ней является важным, а что второстепенным, что помогает и что мешает революционному преобразованию жизни (Ермилов); Людям, которые умеют держать себя с достоин­ством под выстрелом, многое, очень многое прощают (Куприн).

Из других разрядов местоимений наиболее часто употребля-

ются в роли подлежащего субстантивированные определительные местоимения всё и все, неопределенные кто-то и что-то, отрица­тельное никто.

В семантико-стилистическом аспекте особенно интересны местоимения-подлежащие всё, кто-то и что-то: Все торжест­вовали Победу; всё кипело жизнью в разоренной и оживающей столице (Л. Толстой); В избе установилась мертвая тишина. Вдруг кто-то в задних рядах старательно крякнул, и всё за­двигалось, зашевелилось, заговорили все сразу, послышались отдельные крики и возгласы (Белов). Лица обычно обобщаются местоимением все, а предметы - местоимением всё. Употребление местоимения всё для обобщения лиц и предметов одновременно играет важную семантико-стилистическую роль.

Неопределенность одушевленного деятеля в русском языке вы­ражается обычно неопределенно-личными предложениями и не­определенным местоимением кто-то, а также кто-нибудь, кто-либо и др. Кто-то спускался к источнику (Тургенев); Вот если бы кто-нибудь подарил мне золотую розу (Паустовский).

Вместо кто-то может употребляться что-то для усиления степени неопределенности: Наконец вдруг что-то засвистело вдали: это был отдаленный крик петуха (Гоголь).

3) Позицию подлежащего могут занимать все части речи. Различаются три разновидности: а) подлежащие, выраженные субстантивированными словами, т. е. словами, приобретающими при этом некоторые свойства существительных: Счастливые часов не наблюдают (Грибоедов); Будущее принадлежит людям чест­ного труда (Горький). Субстантивация частей речи приводит к образованию гибридных слов, характеризующихся семантической емкостью. Так, для субстантивированных прилагательных и при­частий характерно сочетание категориального значения предмет­ности со значением признака предмета, т. е. они одновременно называют лица, предметы и т. д. и их признаки. Синкретичный характер субстантивированных причастий обусловливает их рас­пространение «слева» и «справа»: Поднявший меч от меча и погибнет (А. Невский); Признающийся в любви всегда без­защитен (Матусовский); Все работающие на транспорте обеспечиваются бесплатным проездом в трамвае, автобусе, троллейбусе (из газет);

б) подлежащие, выраженные словами, не подвергающимися субстантивации. Так, в схему предложения Но - союз можно вставить слова любой части речи, даже спрягаемую глагольную форму: Читаешь - глагол в форме 2 л. ед. ч.; Ах - междометие; Как будто - союз и частица; Вдруг - наречие и т. д.;

в) подлежащие, выраженные словами с окказиональной суб­стантивацией: Кончилось мое «еще», началось мое «уже» (Слуцкий); Конечно, «сначала» и «потом» очень условны (К- Чуковский); Далече грянуло ура (Пушкин); Вот раздалося «ау» вдалеке (Некрасов); Громкое русское «ура» совершенно неожиданно обрушилось на переправившихся через реку немец­ких солдат (Симонов).

Пунктуация предложений с междометиями в позиции подле­жащего не унифицирована. Возможен и вариант с кавычками и восклицательным знаком. Это зависит от степени утраты междо­метием предложенческой интонации.

Возможны и подлежащие, выраженные звукоподражаниями: Сегодня утром его «Ко-хо-хо» вдруг раскатилось по всем пала­там (Полевой).

4) Подлежащее, выраженное инфинитивом (инфинитивное подлежащее), очень емко в семантическом отношении, так как инфинитив сохраняет свою синкретичную природу и в этой функции.

Бесспорные случаи инфинитивного подлежащего можно ил­люстрировать следующими примерами: Писать единственно язы­ком разговорным значит не знать языка (Пушкин); Смотреть на все это - грустно (Горький); Быть молодым и не уметь - это сносно; но состариться и не быть в силах - это тяже­ло (Тургенев); Быть простым и сильным - вот линия моей жизни (Нагибин); Радовать читателя «красивыми переплеска­ми слова» не есть цель творчества (Цветаева).

Для таких предложений характерно четкое распадение на два состава - состав подлежащего и состав сказуемого. В уст­ной речи это выражается интонацией, в письменной речи - знаком «тире». Деление на два состава может быть оформлено и с помощью частиц это и вот и вспомогательных глаголов. Инфинитив может выполнять роль подлежащего и в том случае, если инфинитивная группа стоит после состава сказуе­мого, включающего предикатные слова: Какое же счастье быть земским врачом." (Чехов). Инверсия подлежащего связана с актуализацией инфинитивного подлежащего, признак которого раскрывается в сказуемом. Однако в предложениях, включающих в состав сказуемого местоименное это с разной степенью утраты синтаксической самостоятельности, «новым» (ремой) может быть и состав сказуемого. Препозиция усиливает его семантическую значимость и эмоциональный характер предложения: Большое это удовольствие жить на земле! (Горький); Сейчас это за­мечательно - быть инженером (Эренбург). Интерпозиция слова это в первом предложении лишает его синтаксической самостоятельности, превращает в частицу. Во втором предложении инфинитивная группа - уточняющее подлежащее.

В безличных предложениях со словами, имеющими модальное значение, инфинитив в любой позиции входит в состав сказуемого. Препозиция инфинитива в таких высказываниях - одно из средств его актуализации: Мне при жизни с вами сговориться б надо (Маяковский); Вам одеваться было лень и было лень вставать из кресел (Цветаева).

Подлежащее может быть выражено цельным словосочета­нием, а также сочинительным сочетанием: Через час пришло десять бойцов (Б. Васильев); Десятки тысяч лопат сверкали на изломанной линии рва (Первенцев); Кто из вас не любо­вался старыми дубами? (Соколов-Микитов); Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Крылов); Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой (Пушкин).

6) При выражении значения приблизительности и других количественных значений подлежащее может быть выражено предложно-падежным сочетанием: около часа, до ста человек, с десяток домиков, по делегату и под.: Былооколо девяти часов , когда он проходил по Сенной (Достоевский); Перед мостом, уже подожженным, скопилось около десятка танков (Бонда­рев) 2 ; Приехало по делегату от школы; В приуральских местах мне доводилось наблюдать большие тетеревиные тока, на ко­торые слеталось больше сотни птиц (Соколов-Микитов); Свыше ста тысяч рек протекает по необъятным просторам нашей страны... (Паустовский).

7) Значение подлежащего (предмета речи / мысли) может быть выражено предложением или группой предложений. Такие случаи наблюдаются в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, в составе текста: «Буду, буду летать!» - зве­нело и пело в голове Алексея... (Полевой); «Талант! Талант!» - звучало у него в ушах (Гончаров); Наивен, кто в любви искал покоя (Щипачев).

8) Позицию подлежащего могут занимать цитаты: Ваше «быть рядом» звучит нереально, призрачно... (Ю. Яковлев); устойчивые выражения, построенные по схеме предложения: Клин клином вышибают - это мой принцип (Мамин-Сибиряк).

Таковы традиционно выделенные и общепризнанные способы выражения подлежащего. Большая часть их - типичные подле­жащие. Нетипичными являются случаи, когда позицию подлежа­щего занимают предложения, цитаты, части речи, не подвергаю­щиеся субстантивации.

Спорные вопросы теории подлежащего

Казалось бы, положение подлежащего в системе членов пред­ложения наиболее устойчиво и определенно, так как по тради­ции за подлежащим закреплен им. п., что нашло полную поддерж­ку в работах В. В. Виноградова. Однако уже в традиционном языкознании были поставлены некоторые вопросы, дискуссия по поводу которых не прекращается и до настоящего времени и приводит порой к полному пересмотру теории подлежащего. <…> Среди дискуссионных вопросов на первом месте оказались случаи совмещения свойств подлежащего и других членов предложения. Среди них выделим два случая: 1) подле­жащее осложняется значениями других членов предложения; 2) семантика второстепенных членов предложения осложняется семантикой, характерной для подлежащего.

Синкретичное подлежащее. Отметим следующие случаи:

а) недифференцированный (диффузный) синкретизм свойств подлежащего и сказуемого наблюдается в предложениях типа Пожар!: За окнами непрерывно мчалось к востоку черное угрю­мое небо. - Буря! - крикнул Кипренский и подбежал к окну (Паустовский). Существительное как способ выражения главных членов характерно как для подлежащего, так и для сказуемого, так что наличие существительного не является дифферен­циальным признаком члена предложения. Остальные структур­ные признаки не выявлены. С точки зрения семантики существительное буря одновременно и называет предмет речи (дифференциальный признак подлежащего), и утверждает его бытие (дифференциальный признак сказуемого). Диффузный характер этого члена предложения особенно очевиден на фоне синонимичных конструкций с дифференциацией функций подле­жащего и сказуемого: Это буря и Буря началась (есть);

б) семантика подлежащего осложняется семантикой, харак­терной для второстепенных членов предложения, в предложе­ниях типа Дом строится плотниками. В таких предложениях для подлежащего характерны все структурные признаки подле­жащего, но в отличие от типичных подлежащих с комплексом структурных и семантических свойств подлежащее в страда­тельной конструкции имеет объектное значение, выражаемое обычно дополнением. Структурные признаки подлежащего на­столько ярки, что лингвисты в таких случаях не говорят о синкретизме свойств, хотя и отмечают специфические особенности таких предложений;

в) синкретична семантика подлежащего в предложениях с субстантивированными прилагательными и причастиями в функ­ции подлежащего: Смелый дерется с врагами. Провожающие вышли из вагона. В подлежащих совмещаются значения приз­нака-атрибута и названия деятеля. Синкретизм категориального значения подлежащего связан с морфологическим синкретизмом: в словоформах смелый и провожающие сочетаются свойства двух частей речи: прилагательного и существительного, причастия и существительного. Лексико-грамматические свойства слово­форм, выполняющих роль подлежащего, ограничивают возмож­ности появления определений к подлежащему;

г) если в подлежащем лексическим значением обозначены обстоятельственные значения, то это накладывает известные ограничения на возможности распространения предложения соответствующими обстоятельствами: Рассвет встретил нас на реке.

Окказиональны случаи стяжения подлежащего и обстоятель­ства времени: Весь день стоит как бы хрустальный (Тютчев); Весь день был тусклый, бледный и туманный (Брюсов).

Во всех рассмотренных случаях структурные признаки подавляют лексико-семантические свойства подлежащих;

д) В. Н. Мигирин отмечает функциональный синкретизм в предложениях типа Так было (Так было принято); Бывает такое и под. <…> здесь сочетаются значения обстоятельств и подлежащего. Например: Бывает в жизни такое, о чем лучше помолчать (Алексин). Так было. Так есть. Так будет (Астафьев).

Синонимическая близость обусловливает взаимозаменяемость таких конструкций: Он с сомнением спросил: «А такое бывает?» - Так бывает. И так во всем быть должно (Немченко).

Несмотря на синонимическую близость, по структурным и семантическим свойствам конструкции Так бывает и Такое бывает не вполне равноценны, так как по лексико-грамматическим свойствам так может квалифицироваться лишь как наречие, а такое - как субстантивированное местоимение-прилагательное. Следовательно, по морфологическим свойствам так - обстоятельство, а такое - подлежащее.

Обстоятельство так не содержит субстантивного компонен­та в своей семантике. В таких предложениях позиция подлежа­щего остается незамещенной, и в этой позиции возможны место­именные слова это, все: Нет, все в мире выходит не так, как ждешь, все по-другому (Белов); предмет речи / мысли может быть актуализирован вопросом: - Так бывает. - Что - быва­ет? - Любят и жить не дают. Наверно, часто бывает (Тенд­ряков). Вопрос что? - вопрос о предмете речи / мысли, вопрос к обстоятельству был бы как бывает? Ср. также: Все движется, и так оно и должно быть, и так было и будет всегда (Проску­рин). В этом предложении значения субъекта и обстоятельства выражены разными словами так и оно, а предложения при незамещенной позиции подлежащего сближаются с безличны­ми, тем более что слово оно - местоименная частица, лишь намечающая позицию подлежащего.

Второстепенные члены предложения, в се­мантике которых есть субъектный компо­нент. Подлежащее является независимым членом предложения, поэтому оно реже других членов предложения осложняется свойствами других членов предложения, но легко отдает спо­собность обозначать тему высказывания и семантический субъект другим членам предложения.

Выделим следующие дискуссионные вопросы:

1) В предложениях типа Дом строится плотниками и Ветра нет субъектное значение сочетается с объектным значением (строится кем? нет чего?). Словоформы типа плотниками и ветра входят в структурные схемы предложений, но не явля­ются подлежащими, так как для этих словоформ характерны все структурные свойства дополнений и часть семантических свойств.

2) Большую историю имеет дискуссия по поводу предложе­ний типа Саша не спит. - Саше не спится и Саша весела.- Саше весело. Синонимика таких предложений привела некоторых исследователей к отождествлению семантической структуры этих конструкций. Дательный падеж в односоставных предложениях рассматривается при этом как выражение логического субъекта (в настоящее время - семантического субъекта). Еще в тради­ции такой способ обозначения лица получил название «дательно­го субъекта» (сейчас встречается и термин «субъектный да-тив»).

Однако уже само сосуществование таких конструкций в течение длительного времени свидетельствует о том, что различия в ин­формативной семантике этих синтаксических синонимов связаны с различиями в языковой семантике, обусловленной их разными структурными схемами. <…>

В глагольных двусоставных предложениях подлежащее обо­значает активного деятеля, а в односоставных предложениях дат. п. обозначает пассивное лицо, которое испытывает состояние, не зависящие от его воли и желания.

В синонимической паре Саша весела. - Саше весело различ­ны логико-семантические типы предложений: в двусоставных предложениях содержится предикативный признак предмета речи / мысли, а в односоставных выражается состояние.

3) В последние годы внимание исследователей привлекли предложения типа С хлебом хорошо. Словоформа с хлебом вызывает Самые разноречивые квалификации, так как сочетает значение субъекта состояния со значением объекта.

Сравним два синонимичных предложения: Дела с газетой обстояли неважно. - С газетой неважно. Во втором предложении отсутствует подлежащее, и позицию его занимает словоформа с газетой, в которой актуализируется объектное значение, ослож­ненное субъектным, но исчезает атрибутивный признак (газет­ные дела).

Объектный компонент в семантике таких словоформ оче­виден, если позиция подлежащего занята: Ну, с первым, с Мишей,все было просто: первенец есть первенец (Крутилин); Что-тос Верой неладно,- говорила она (Гончаров); Подумал про по­путчиков, принялся сочинять их жизнь. С трактористамивсеясно (Суров). Позиция подлежащего в этих предложениях замещена местоимениями все и что-то, хотя они и не дают опреде­ленности субъекта мысли - предмета оценки.

4) Семантический «груз» подлежащего могут брать на себя и обстоятельства. Отметим следующие случаи:

а) В лесу сыро. - Лес сырой. В лесу - обязательный ком­понент структурной схемы этой разновидности безличных пред­ложений, так как это обстоятельство места ограничивает пред­мет мысли (оценки в данном случае) указанием места. Таким образом, значение обстоятельства осложняется значением субъек­та, что обусловливает синонимику двусоставных и односостав­ных безличных предложений, но не делает тождественной их се­мантическую структуру.

б) В газетах писали, что в нашем районе будет метро. - Газеты писали, что... . В структуру неопределенно-личных пред­ложений входят второстепенные члены, в семантике которых есть характеристика субъекта действия указанием его местонахожде­ния, места работы и т. д. Неопределенно-личные предложения по семантике богаче двусоставных предложений, так как в них указывается место действия и отмечаются некоторые признаки деятеля: В редакции для начала мне предложили написать о восстановлении железных дорог (Сажин); В Сибири не любят горячку и спешку (Сурков).

Как и в других случаях, в этих конструкциях остается незанятой позиция подлежащего. Ср.: В этом городе люди любили спорить, любили сообщать друг другу новости... (Астахов). Факультативное подлежащее люди свидетельствует о том, что в словоформе в городе доминирует значение места, что позиция подлежащего остается свободной даже при наличии синкретич­ного обстоятельства места.

Многие из рассмотренных случаев отмечены в работах Н. Ю. Шведовой как детерминанты с субъектным значением. Се­мантический синтаксис, введя понятие семантического субъекта, не учитывает в этих членах предложения других семантических компонентов, явно преобладающих и поддержанных структур­ными свойствами.

5) В лингвистической литературе нет единого мнения о струк­туре предложений типа Пароходов было два. По поводу этих конструкций есть три точки зрения.

Одни ученые считают, что такие предложения двусоставны: в одном составе называется предмет высказывания (субъект), в другом дается определение количества (логический предикат). Первый состав - подлежащее, второй - сказуемое.

Другие склоняются к тому, чтобы толковать предложения этого типа как переходные между двусоставными и односоставными (безличными).

Согласно третьей точке зрения разъединенные количественно-именные сочетания представляют собой «нумеративные подле­жащие». Эта точка зрения отражена и в «Русской граммати­ке–80»: «...при актуализации возможно позиционное расчлене­ние компонентов подлежащего и вынесение одного из компонентов в начало предложения: «Собралось много школьников. - Школь­ников собралось много. - Много собралось школьников...» (§ 2241.-С. 241). По мнению Н. Ю. Шведовой, аналогичная мена форм имени и расчленение количественного сочетания имеет место и в предложениях Мы купили две тетради.- Тетра­дей мы купили две (Русская грамматика–80.- С. 241). Эту же точку зрения разделяет и Н. Д. Арутюнова: «...актуализация количественного определения в общем случае не выходит за пре­делы изменений в его актуальном членении» 1 .

Нельзя не отметить справедливости этих рассуждений, но очевидно и то, что Н. Ю. Шведова анализирует в основном предложения, не меняющие логико-семантического типа при актуализации их компонентов. Ср. также: Часов в пять, в шестом встал и направился к кустам наедаться ежевикой... Ежевики (тема) росло много (рема) (Суров); Снегу намело в эту зиму видимо-невидимо (Нилин). В этих предложениях сказуемые выражены полнознаменательными словами, и семантика предложе­ний не изменяется при любом порядке слов, а количественно-именные словосочетания, несмотря на дистантное расположение их компонентов, входят в состав одного члена предложения - подлежащего и дополнения.

Предложения, имеющие актуализированный род. п. имени и количественное слово, неоднотипны, поэтому и оказались воз­можны их различные интерпретации. Отсутствие четких границ между полнознаменательными и связочными глаголами обуслов­ливает существование полярных типов и переходных между ними. Ср.: Пришло трое мальчиков. - Мальчиков // пришло трое; Ос­талось трое мальчиков. - Мальчиков // осталось трое; Было трое мальчиков. - Мальчиков // было трое.

Общее у этих предложений заключено в их речевой семанти­ке, обусловленной сходным лексическим составом. Наиболее существенно отличаются друг от друга предложения первой и последней пары. Предложения первой пары сохраняют общее ти­повое значение при изменении порядка слов, а предложения последней пары существенно отличаются друг от друга по типовой семантике и характеру актуального членения. Предложение Было трое мальчиков имеет семантику бытийности, с точки зрения актуального членения оно является нерасчлененным (только рема). Предложение Мальчиков было трое содержит количественную предикацию, с точки зрения актуального чле­нения оно является расчлененным: тема - мальчиков, рема - было трое. У предложений второй пары различия не так ярки.

Потребность в выражении особой семантики вызвала изме­нение порядка слов, а это привело не только к расчленению, но и к разрушению цельности количественно-именного словосоче­тания много мальчиков. Таким образом, в речи под влиянием коммуникативного аспекта сформировалась новая структурная схема нового типа предложения, имеющего свои специфи­ческие свойства. Первый компонент схемы - существительное или местоимение во мн. ч. род. п., обозначающий предмет речи / мы­сли; второй компонент схемы - слова с количественным зна­чением. Форму мн. ч. род. п. в предложениях нового типа имеют "и словоформы «бывших» словосочетаний с числительными два, три, четыре: Пароходов было два (три, четыре). - Было два (три, четыре) парохода. Форму ед. ч. имеют лишь сущест­вительные с количественным значением, не имеющие форм мн. ч.: Мало слов, а горя - реченька, Горя реченька бездонная." (Некра­сов);- Наработались люди - не до песен. - Раньше-то что, не работали, что ли? - Молодежи больше было (Шукшин).

В остальных случаях первый компонент схемы заполняется формами мн. ч., а второй - разными лексическими средствами с количественным значением: Добровольцев, желающих овладеть космическими специальностями, десятки тысяч (Каманин); Соловьев, черемухи, грибов у нас было пропасть (Герасимов); Дел было невпроворот (Платов). В позиции количественного компонента может быть сочинительное словосочетание: Парней-то на деревне - я да еще несколько (Шукшин).

Несмотря на известную типологическую самостоятельность, в предложениях данной разновидности сохраняется в какой-то степени цельность количественно-именного сочетания. Она про­является как в системных связях с двусоставными предложениями с бытийным значением, так и в способности поясняться рядом однородных членов, который поясняет одновременно и форму в род. п., и количественное слово перечнем субъектов: Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня (Тургенев); Их было четверо: капитан Самсонов, черный мич­ман, лейтенант Чайников и длиннолицый подпоручик (Марьянов); Нас было двое пассажиров: я да маленькая обезьяна (Тургенев). Позицию пояснения может занимать подчинитель­ное словосочетание, синонимичное сочинительному: Пассажиров 9 нашем вагоне было только двое - старушка с мужем, оба очень неразговорчивые (Л. Толстой).

Как квалифицировать первый компонент таких предложений » терминах членов предложения? У словоформы в род. п. есть семантические свойства подлежащего: она обозначает предмет речи / мысли; тему актуального членения. Из структурных свойств подлежащего для словоформы в род. п. характерно то, что она занимает позицию подлежащего. Однако у таких словоформ нет главного структурного признака подлежащего - нет форм им. п., и это не позволяет признать такие словоформы типичными подлежащими.

Цельность количественно-именных словосочетаний сохраня­ется при полнознаменательных словах в функции сказуемого при любом порядке слов. Глагол быть и глагольная связка быть служат показателями разной семантики разноструктурных предложений: Было два парохода (семантика бытийности, быть - полнознаменательный глагол); Пароходов было два (семантика количественной характеристики, было - связка). Между этими моделями есть переходные, нестабилизировавшиеся звенья, до­пускающие возможность их неоднозначной квалификации.

подлежащего является форма именительного падежа существительного . Это объясняется тем, что существительное как часть речи обладает обобщенным значением предметности, а форма именительного падежа, как падежа исходного, независимого, наиболее приспособлена к выражению предмета мысли: Пастух присел около теплички и тотчас вызвал меня на полную откровенность (Сол.). В принципе быть подлежащим может существительное любого лексического разряда, однако некоторые ограничения в этом плане все-таки имеются. В качестве подлежащих употребляются обычно существительные с конкретным вещественным значением или абстрактным, но опредмеченным. Существительные, которые заключают в себе значение оценочное, по существу предикативное, как правило, в роли подлежащего не выступают.

Такие, например, существительные, как озорник, негодник, скопидом, дуралей, умник, враль и др., ограничены в употреблении в роли подлежащего. В предложениях типа Озорник сидел за партой; Дуралей появился только утром явно ощущается необычность употребления существительных в роли подлежащих, которая объясняется вторичностью их функции и может быть оправдана лишь условиями особого контекста: предварительно эти слова были уже использованы в роли сказуемого, функциональное качество которого вполне соответствует семантике данных существительных.

Кроме существительных, в роли подлежащего используются местоимения-существительные : а) личные: Я встретил ее у своего приятеля (Сол.); В гостинице горела одна всего лампочка. Она вспыхнула, когда едко затрещал телефонный звонок (Паст.); б) неопределенные: Все кто-то ходит, не спит (Паст.); И, мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной (П.); в) отрицательные: Ничто не сблизит больше нас (Л.); г) вопросительно-относительные: Кто не проклинал станционных смотрителей (П.); Не понимаю, что со мною было (П.).

Местоимения других разрядов употребляются как подлежащие, если они выступают в значении имени существительного: а) указательные: То правда, что петух уж больше не поет (Кр.); Это было в семидесятых годах (Л. Т.); б) определительные: Этак всякий может петь (Ч.); в) притяжательные: Пускай мое пропадает (Я. Т.).

Подлежащим может быть любая часть речи, способная субстантивироваться или употребляться в значении имени существительного: Хорошее всегда зажигает желание лучшего (М. Г.); ...Произошло непоправимое (Фед.); Танцующие теснились и толкали друг друга (Купр.). В роли подлежащего может быть числительное: а) количественное: Пятнадцать делится на три , б) собирательное: Оба были заняты, кажется, серьезным разговором (Л.); в) порядковое: Один ходит, другой водит, третий песенку поет (загадка).

Значительно реже в роли подлежащего используются неизменяемые части речи, которые в таком случае функционально замещают существительные, - союзы, частицы, наречия, междометия , например: Это «если бы» , отнесенное им к прошедшему, сбылось (Т.); ...И опять слышится «бу-бу-бу» (Ч.); А это «так» для меня нож острый (Писем.).

В особых случаях в качестве подлежащих могут использоваться формы слов (например, глаголов), предназначенных для иных функций: Наши невиннейшие «здравствуйте» и «прощайте» не имели бы никакого смысла, если бы время не было пронизано единством жизненных событий (Паст.); Цветаевское «знаю» поэтически более компетентно, чем «вижу» (С. Вайман). Такие необычные формы требуют подкрепления их позиции определяющими членами.

В качестве подлежащего может выступать инфинитив , который не получает предметного значения, сохраняет значение действия, не субстантивируется. И потому в отличие от других «заместителей» существительного в роли подлежащего инфинитив не может иметь определений: Любить - вот счастье! В структуре таких предложений существенную роль играет порядок слов и способ выражения сказуемого. Обычно инфинитивное подлежащее предшествует сказуемому, выраженному как безлично-предикативным словом, так и существительным. При сказуемом, выраженном безлично-предикативным словом, такой порядок единственно возможный. Подлежащее отделяется от сказуемого паузой, членящей предложения на два состава: Подойти к брату было страшно (М. Г.) - пауза перед сказуемым было страшно . Такой порядок слов - инфинитивное подлежащее (одно или вместе с пояснительными словами), затем сказуемое после паузы - признак двусоставности предложения. При ином порядке слов предложение легко переходит в безличное, так как инфинитив, помещенный после сказуемого, выраженного безлично-предикативным словом, попадает в зависимую позицию: Было страшно подойти к брату . Если сказуемое выражено существительным, то инфинитивное подлежащее может помещаться и в позиции после паузы, однако такой порядок слов ощущается как инверсированный, например: Большое это удовольствие - жить на земле (М. Г.), ср.: Жить на земле - это большое удовольствие (прямой порядок слов).

Существуют и особые, контекстуально обусловленные способы выражения подлежащего. Они необычны в том смысле, что обозначают действующее лицо или предмет через его признаки или приметы, например: На его зов в переднюю выбежал маленький , прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу (Булг.).

Подлежащее, выраженное словосочетанием

В роли подлежащего могут использоваться синтаксически несвободные словосочетания . Особенность этих словосочетаний заключается в том, что главная словоформа в них лексически неопределенна или опустошена, а зависимая содержит вещественное значение (щепотка чаю, килограмм сахару ). Кроме того, словосочетание может выражать некоторые совокупности (дед с бабкой, мы с тобой ).

Среди подлежащих, выраженных словосочетанием, выделяются: 1) существительное количественного значения в сочетании с существительным в форме родительного падежа: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (Шол.); близко по значению этой разновидности подлежащее, имеющее в качестве главного слова существительное со значением группы, совокупности: Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (М. Г.); По скатам... стелются пучки желтого пушистого ковыля (Шол); 2) числительное, местоимение, прилагательное в сочетании с именем существительным (или частями речи, замещающими его) в форме родительного падежа множественного числа с предлогом: Каждый из нас мечтал стать геологом; Один из мальчиков возвратился поздно вечером (Ч.); 3) существительное или местоимение в сочетании с формой творительного падежа существительного или местоимения: Базаров с Аркадием уехали на другой день (Т.); Чук с Геком переглянулись (Гайд.); Мы с тобой , как ты говоришь, молоды, мы хорошие люди (Т.); 4) сочетание собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество и т.п.) с существительным в форме родительного падежа: Большинство студентов уже приехали на сессию .

В роли подлежащего часто выступают определенно-количественные сочетания, неопределенно-количественные и сочетания со значением приблизительного количества: четыре стула, несколько студентов, много книг, мало орехов, немного цветов, человек десять школьников, с десяток тетрадей . Например: В квартире обитали только два рояля , скрипка и виолончель (Фед.); Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (П.); Постепенно в комнату влезло десятка полтора мрачных гимназистов, студентов , булочник и стекольщик (М. Г.); Прошло несколько недель (П.); Как много неба и земли осталось позади (Тв.).

Особенность подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов около, свыше, больше, меньше и т.п., заключается в отсутствии формы именительного падежа: Больше ста километров оставалось еще впереди; Около десятка книг прочитано залпом .

Кроме синтаксически несвободных словосочетаний, в роли подлежащего используются и другие нечленимые сочетания . Это могут быть географические наименования: мыс Доброй Надежды, залив Святого Лаврентия, Главный Кавказский хребет, Восточно-Европейская равнина, Военно-Осетинская дорога, город Минеральные Воды, Большой Каменный мост ; названия учреждений, организаций, предприятий: Организация Объединенных Наций, Государственный Исторический музей , названия исторических эпох и событий: Римская империя, эпоха Возрождения ; названия знаменательных дат, праздников: День Победы, Новый год .

Не членятся и подлежащие, выраженные устойчивыми сочетаниями терминологического характера (красная смородина, геометрическая фигура, глагольная форма ), а также крылатые выражения типа: авгиевы конюшни, ариаднина нить, геркулесовы столбы, эзопов язык, архимедов рычаг .

В роли подлежащего могут выступать и другие сочетания слов , в частности обнаруживающие семантическую нерасчлененность : По всему было видно, что со Щукарем произошло что-то неладное (Шол.).

Наряду с этим позицию подлежащего могут занимать целые предикативные единицы . Входя в состав простого предложения в качестве его члена, они теряют признаки отдельного предложения и приобретают способность распространяться обычным для подлежащего путем, т.е. присоединять к себе определительные члены предложения, например: ...Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну (Акс.).

Подлежащее в русском языке имеет предметное значение и независимую форму именительного падежа, они проявляются во всех разновидностях подлежащего.

1. Основная форма подлежащего — имя существительное в именительном падеже; например: Настала осень золотая (П.); С самой утренней зари дождь не переставал (Т.); Любочка еще слишком мала (Л. Т.). Все другие формы подлежащего так или иначе подобны основной.

2. Местоимение в именительном падеже не называет предмет, а только указывает на него, т. е. эта разновидность подлежащего имеет предметно-указательное значение. Кроме того, подлежащее содержит разрядное значение — личное, вопросительное, неопределенное, отрицательное; например: Я продолжал быть беззаботен и нетерпелив (Л. Т.); Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (П.); Что-то робко треснуло в зале (В.).

3. Формы других частей речи в роли подлежащего получают предметное значение: прилагательные, причастия, порядковые числительные в именительном падеже обозначают предмет по признаку; например: Любимые всегда кажутся нам бессмертными (Пауст.); Сидевшие у огня вскочили (А. Т.). Если в роли подлежащего употребляется наречие, то при нем может быть определение в форме именительного падежа, которое подчеркивает предметное значение подлежащего; например: Настало и роковое «послезавтра» (М.-С).

4. Подлежащее-словосочетание, кроме основного предметного значения, имеет дополнительные:

1) количественное значение выражается сочетанием числительного или существительного в именительном падеже с существительным в родительном падеже, которое называет предмет — носитель признака или производитель действия (два дома, множество книг, десятки птиц и т. п.); например: На столике горели две восковые свечи (Пауст.); На полустанке жило несколько человек (Ч.); Множество картин было разбросано совершенно без всякого толку (Г.);

2) выделительное значение характерно для словосочетаний местоимений или числительных в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из (кто из... , что-то из... , никто из... , многие из... , один из... , третий из... , несколько из... и т. д.); главное слово оформляет независимость подлежащего и вносит в его значение соответствующий оттенок неопределенности, количества и пр., а зависимое существительное называет выделяемый предмет — носитель признака или производитель действия; например: Смертью праведной и честной пали многие из них (Тв.);

3) метафорическое значение выражает словосочетание, в котором главное слово — имя существительное в именительном падеже — является метафорой, а зависимое в родительном падеже называет предмет — производитель действия или носитель признака (серп месяца, шапка волос и т.п.); например: В саду горит костер рябины красной... (Ес.);

4) значение совместности имеет словосочетание существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже с предлогом с, оба они называют предметы, которые являются совместными производителями действия или носителями признака; например: Художник с Васей едва добрались до дому (Пауст.); цельность подлежащего-словосочетания подчеркивается формой множественного числа в сказуемом.

Все разновидности подлежащего имеют общие черты — предметное значение и форму именительного падежа.

Совершенно иными свойствами обладает инфинитивное подлежащее. Оно называет не предмет, а действие, но действие не совершающееся, а потенциальное; в сказуемом выражается характеристика этого действия; например: Ехать верхом в это время настоящее наслаждение (М.-С). Если вместо инфинитива можно употребить образованное от глагола существительное, то это подлежащее имеет предметное значение; ср.: Обмер оврагов оказался делом трудным (Пауст.). — Обмеривать овраги оказалось делом трудным.

Особую форму представляет составное подлежащее. Оно образуется сочетанием связки глагола в форме инфинитива с именными формами творительного падежа; например: Быть влюбленным — славно! (М. Г.).

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Связь между подлежащим и сказуемым называется координацией . В нее могут вступать разные слова и словоформы, и их морфологические свойства не всегда соответствуют друг другу.

1. Сказуемое при подлежащем, выраженным собирательным сущ-м с количественным значением (большинство, меньшинство, множество, большая часть ), сказуемое может иметь как форму ед.ч., так и мн.ч.: Большинство студентов посещало лекции – Большинство студентов посещали лекции . В последнем случае происходит согласование по смыслу , в первом – грамматически . В прошлом нормой считалось грамматическое согласование (т.е. ед.ч.). Но сейчас учитывается контекст. Сказуемое ставится во множественном числе в следующих случаях:

1) Если подлежащее называет одушевленные предметы: Большинство студентов хорошо отвечали – Большинство предметов лежало в беспорядк е.

2) При дистантном расположении главных членов, особенно при отделении от сказуемого причастным, деепричастным оборотом, или при перечислении главных членов в составе подлежащего или сказуемого. Большинство аспирантов, заключив договор , работают в университете . Большинство студентов получили учебники, ознакомились с их содержанием и подготовились к занятиям. Большинство студентов и аспирантов ознакомились с рукописью .

3) Если сказуемое указывает на действия многих лиц (Большинство участников слета встретились впервые ) или если сказуемое именное,: Большинство приехавших были ветераны .

Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее выражено собирательным существительным и не имеет при себе управляемых слов или имеет зависимое слов в Р.п. ед. числа: Большинство проголосовало против. Большинство группы пришло на вечер .

В случаях типа Большинство артистов были студенты – т.н. обратное согласование, когда связка координируется не подлежащим, а именной частью сказуемого. Обратное согласование подчеркивает значение слова. Оно наблюдается также при подлежащем, выраженном местоимением это : Это был удар для меня .



2. Форма сказуемого при подлежащем, выраженным количественно-именным сочетанием, определяется смыслом. Так, при форме ед.числа внимание обращается на кол-во предметов, о которых идет речь, а при форме мн.числа выделяются отдельные считаемые предметы как производители действия: К началу экзаменов явилось 10 человек. 10 человек окончил и институт с отличием . Строится 150 новых школ (единая совокупность предметов) – Строится еще 5 мощных заводов (отдельные единицы, расчлененное представление о действии) .

Чаще всего ед. число употребляется :

1) При подлежащем, обозначающем большое кол-во предметов, т.к. большая группа воспринимается как единое целое: 137 делегатов уже зарегистрировалось, а 5 человек опаздывали .

2) При обозначении веса, пространства, времени: потребуется 34 кг олифы. Осталось 25 км.

3) Если кол-во обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего , а также при употреблении слов несколько, сколько, столько, много, мало, немного, немало : записалось всего 5 человек, человек шесть отпросилось, только семь карандашей стояло в стакане. Пришло человек 12 . Несколько пуль просвистело над головой.

4) При числительном 1 и оканчивающихся на 1: 21 человек сдал экзамен .

5) При подлежащем, выраженным сложным существительным, первая часть которого – числительное пол- (полчаса, полгорода ): прошло полчаса. Пролетело полгода . Однако если при этих слова есть определение в И.п. мн. ч., то и сказуемое имеет мн.ч.: полчаса, проведенные вместе, пролетели незаметно.

Числительные 2,3,4 чаще других требуют координации по множественному числу: Стояли 3 тройки. Бежали 4 пса .

3. Форма сказуемого при однородных подлежащих

Сказуемое ставится во мн. числе, если:

1)Сначала перечисляются однородные подлежащие, а сказуемое следует за ними: Катя и Таня играли рядом .

2)Среди однородных подлежащих есть существительные во мн. числе: Его страдания и терпение тронули сердца горожан . Но если ближайшее к сказуемому подлежащее, имеющее форму ед.числа, имеет при себе определение, сказуемое может перенять эту грам. Форму: несся тяжелый топот кованых сапог и бабьи визги .

3)Подлежащие выражены одушевленными существительными разного рода: Брат и сестра пришли вместе .

Сказуемое ставится в ед. числе:

1) Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и надо подчеркнуть, что действие совершает то одно, то др. лицо или только 1 из возможных субъектов: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке. Московский или Петербургский ун-т проведет эту конференцию . Но если подлежащие разного рода или стоят в разных числах, а сказуемое постпозитивно, оно ставится во мн. числе: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали . То же – если употребляется союз как… так и , подчеркивающий идею множественности: Как студент, так и школьник вышли на митинг .

2) Если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой : Каждый школьник и каждый студент знает этот учебник . При градации сказуемое грамматически приспосабливается к ближайшему подлежащему, как бы вбирающему в себя значения всех др. подлежащих: Вся Европа, вся Америка, Весь мир смотрел на нас .

3) Если подлежащие связаны союзами не только, но и …, не столько, сколько и пр., содержащими противопоставление: Не только содержание рукописи, но и форма подачи материала требовала отдельного разговора .

4) Если подлежащие связаны противительными союзами (а, но, да), препозитивное сказуемое координирует свою форму по первому подлежащему: Опубликована поэма, а не стихотворение. – Опубликовано не стихотворение, а поэма . Если сказуемое – в постпозиции – его форма зависит от того подлежащего, с которым оно теснее связано по смыслу: Стихотворение, а не поэма опубликовано в журнале. Не стихотворение, не поэма, а роман опубликован в журнале .

4. При подлежащем типа брат с сестрой нужно различать, сколько лиц участвуют в действии: Брат с сестрой уехали в деревню – 2 равноправных деятеля, Брат с сестрой уехал в деревню – брат – деятель, сестра – дополнение. Форма ед. ч. Показывает, что подлежащим является только существительное в И.п., форма мн. числа - что деятели равноправны, т.е. оба они входят в состав подлежащего. Выбор формы – по смыслу.

Иногда важен порядок слов. Так, в сочетаниях типа отец с матерью, брат с сестрой, муж с женой на 1 месте обычно стоит более сильный в грамматическом отношении м.род, поэтому действие рассматривается как совместное: дед с бабкой стояли у окошка . Если же на 1 место выдвигается ж.р., то его роль подчеркивается, и это отражается в сказуемом: Бабка с дедом стояла у окна . При наличии слов вместе, совместно чаще употребляется ед.число сказуемого: Директор вместе с сотрудниками подготовил проект . При подлежащих типа лист за листом, капля за каплей сказуемое обычно – во мн. ч.

5. При подлежащем, выраженном вопросительно-относительным, отрицательным или неопределенным местоимением, согласование обычно происходит по муж. роду, даже если речь идет о женщинах: Кто из лыжниц пришел первым? Никто из девочек не мог ничего придумать. Некто в парике бродил по аллеям сада .

Если местоимение кто выступает в функции союзного слова в придаточном прдл, то сказуемое обычно ставится также в ед.ч.: Все, кто пришел на завод, собрались в саду . Если же при этом сказуемое стоит во мн.ч., оно подчеркивает множественность производителей действия: Все, кто знали о лекции, пришли послушать . Современная речь, даже книжная, тяготеет ко мн. ч.

При именном сказуемом выбор связки определяется по смыслу: Кто был инициатором этой затеи (кто-то) – Кто были инициаторами занятий спортом? (их неск-ко)

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).

Обратите внимание!

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .

Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее - одно слово:

Форма Примеры
1. Имя
1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) - это прекрасно.
Жить (что?) - родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) - противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) - форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени .
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом.

Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать .
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи
(снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике.

Обратите внимание!

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

  1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
  2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Образец разбора

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.



Материнский капитал