Биография моцарта по годам. Удивительный Вольфганг Амадей Моцарт: биография вечно молодого композитора

История знает немало примеров, когда дарованный Богом или провидением талант его владельцы не использовали, «зарывали». В случае с Вольфгангом Амадеем Моцартом получилось иначе. Рано обнаружив в сынишке музыкальные задатки, отец старался всячески их развить и использовать на полную катушку. Сегодня его сочинения известны всем, а в одном из анекдотов времен «лихих девяностых» даже рассказывается о том, что композитор пишет музыку для мобильников. Это свидетельствует о том, что люди не забыли музыку Моцарта, но оставили его самого перед смертью в нищете и болезни.

Величайшая гордость Австрии и загадка Творца, композитор, который мог стать русским, символ истинного гения – его жизнь и гибель оставили намного больше вопросов, чем ответов. История этого удивительного маэстро давно обросла огромным количеством легенд и мифов, в которых больше выдумки, чем правды. Давайте разберемся, как сложилась судьба этого человека, какой вклад он внес во всемирное развитие музыкального творчества и чем пришлось пожертвовать ради этого.

Неутомимый Моцарт: биография затейника и шутника

Количество портретов этого композитора зашкаливает, однако лишь некоторые из них счиитаются подлинными, как сделанные во время его жизни. Наиболее вероятно, что истинный облик композитора Моцарта наиболее чётко отражен в неоконченной работе знаменитого австрийского художника Йозефа Ланге. Он писал его в 82-году восемнадцатого века, когда молодое дарование был еще в полном расцвете сил. Причина, по которой работа так никогда и не была завершена, остается неизвестной.

По отзывам современников, про Моцарта можно сказать, что был он человеком подвижным и малоусидчивым. Он постоянно постукивал ногами, перебирал пальцами или размахивал руками, жестикулировал при разговоре, мог отбивать какой-то ритм или отыгрывать в воздухе, «будто на клавире».

Краткое описание деятельности музыканта

Если судить по написанным современниками портретам и свидетельствам очевидцев, он имел густые светло русые волосы, бледную кожу и отличался небольшим ростом. Несмотря на неказистый вид, кто такой Моцарт, знали далеко за пределами его родного Зальцбурга. Он восторженно глядел на жизнь большими голубыми глазами, но в последние годы в них поселилась некоторая рассеянность, тревога и вселенская усталость от изматывающего образа жизни и работы «на износ». Уже к совершеннолетию он объездил практически все страны Европы, побывал при самых прославленных аристократических дворах, давал концерты и писал оперы для наиболее влиятельных личностей своего времени.

Относительно творчества и наследия, оставленного Моцартом потомкам, говорят много. Оно не похоже ни на что, что делалось до него, да и после подобного не нашлось. Свою глубочайшую эмоциональность он научился умело сочетать с предельной ясностью и строгими формами, составленными по всем музыкальным канонам. Он не просто умудрился написать для каждого жанра и формы, существующих в его время, но и сделать эти произведения нетленными, незабываемыми. Он является величайшим в истории музыки мелодистом, особое значение для которого играли оперы. Камерно-инструментальное, а также симфоническое дарование композитора заставило его отказаться от клавира и клавесина в пользу фортепиано, но все его сочинения отличаются отчетливостью, изысканностью, какой-то особой элегантностью и размахом.

Рождение и детство Вольфганга

Музыкальный талант передался будущему светилу музыкального творчества явно по наследству от отца. Леопольд Моцарт был сыном умелого зальцбургского переплетчика, который с раннего детства изучал теологию, готовясь стать богословом, одновременно «вникая» в скрипку и орган. Его музыкальные таланты в какой-то момент перевесили, и он устроился на работу придворным сочинителем ко двору местного архиепископа, который содержал собственную капеллу. Он женился на дочке попечителя богадельни, которая родила ему семерых детей. Выжить удалось только двоим.

Старшая сестрица, Мария Анна Моцарт, в быту была прозвана Наннерль. Она с ранних лет обладала красивым чистым голосом. Ее выучили игре на клавире уже к семи годам, она прекрасно пела и сама могла себе аккомпанировать. 27 января 1756 года на свет появился мальчик, который едва не стоил здоровья и жизни матушке. Только через день после появления на свет он был крещен, а в книге для регистраций появилась сложная запись на латыни - Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb, Amadeus) Mozart. Впоследствии он неоднократно будет посмеиваться над своим несуразным длинным именем, предпочитая называться просто Вольфганг или Вольфи.

Становление вундеркинда

Когда отец стал заниматься с Наннерль игрой на клавесине, маленькому Вольфгангу было интересно, и он ни на шаг не отходил от них. Вскоре после исполнения трех лет мальчонка уже мог часами сидеть за инструментом, подбирая созвучия. В этом возрасте он уже по памяти легко проигрывал некоторые, особо понравившиеся, части музыкальных пьес, услышанных ранее. На то время он был еще не знаком с нотной грамотой, но и этот момент был с лихвой наверстан – к четырем-пяти годам он изучил ноты и сам писал небольшие произведения в свою нотную тетрадку, обмакивая перо, а часто и пальцы, в чернильницу. Некоторые произведения того времени сохранились до наших дней, к примеру, «Аллегро До мажор» 61-го года восемнадцатого века.

Стоит узнать

Отец в жизни Вольфганга играл «первую скрипку», он любил его очень трепетно, сильно и нежно. В своих более поздних записках Моцарт пишет все имена, и даже свое собственное, вкупе со словом бог, с маленькой буквы. Заглавной в его жизни удостоились только три слова: Музыка, Честь и Папа.

Дети Моцартов никогда не ходили в школу – Леопольд занимался с ними сам, обучая всему, что знал. При этом у маленького Вольфи была особенность – он отдавался всему, что делал, без остатка. Когда он научился писать, все стены в детской были испещрены словами, а цифрами и уравнениями были покрыты даже стулья и нижние поверхности столов и иных предметов мебели. Отец мечтал видеть свою дочь оперной певицей, а сына – композитором. Но так уж было принято в ту эпоху, что требовалось сперва показать себя, как исполнитель, иначе заслужить почет и уважение сочинителя никак не получилось бы.

В семействе было принято отдавать все лучшее детям, потому, имея жалование в две с половиной сотни флоринов, Леопольд никогда не скупился на организацию «гастролей» своего сына и дочки. Оставив супругу дома, он взял Наннерль и Вольфи и впервые устроил для них «тур по Европе», открывающийся концертом для курфюрста Баварии Максимилиана III в Мюнхене. Везде крохотного музыканта ждал успех и бурные овации. Продлилось это путешествие чуть больше трех недель. Именно с него начался вояж Моцарта на долгие десять лет.

З года оттачивания виртуозных умений

Мюнхенский успех воодушевил Леопольда, который души не чаял в своих детях. Он решил продолжать концертную деятельность, пока получается, тем более что это приносило невероятный доход, кучу подарков и предложений, от которых было просто невозможно отказаться. Начало музыкальное семейство с Вены, где играли для самой императрицы Марии Терезии Вальбурги Амалии Кристины. Ее августейший супруг, Франц I, желая разоблачить «мошенника», стал требовать всевозможных трюков, вроде игры с завязанными глазами, одним пальчиком, накрытой платком клавиатуры и прочего, но мальчишка оказался на высоте, что умилило и поразило всех.

  • В 1763 году семья Моцартов собралась в Париж, где их ждали уже к середине осени. Концерты юного дарования снискали оглушительный успех, а его первые сочинения были тогда же опубликованы с обязательной отметкой, что принадлежат они семилетнему дитяте. Занимался этим уже новый покровитель – Фридрих Мельхиор фон Гримм, человек влиятельный и богатый.
  • В апреле следующего года они уехали из Франции и через пролив Па-де-Кале отправились в Англию. В Лондон удалось добраться быстро, а вот выбраться оттуда довелось лишь через пятнадцать месяцев. Тут Вольфганг свел знакомство с сыном «знаменитого Баха» – Иоганном Христианом Бахом, который давал ему частные уроки бесплатно. Мальчику удалось поразить виртуозной игрой даже самого короля Георга III. В Лондоне он уже стал полноценным композитором, начал сочинять не только для клавира, но также симфоническую и даже трудную вокальную музыку.
  • В июле шестьдесят пятого, поддавшись на уговоры посла Голландии, юный музыкант и его семья направились из Лондона в Гаагу. Там удалось сыграть и первые собственноручно написанные композитором симфонии. Однако именно в этой стране, где книгу Леопольда перевели и опубликовали, семейство чуть не потеряло сперва Наннерль, а затем и Вольфганга. Они по очереди перенесли страшнейший брюшной тиф.

Весной 66-го, почти через три года, Моцарты решили вернуться домой. Однако попасть в Зальцбург, к месту службы отца, удалось только в ноябре, так как приходилось останавливаться с концертами в разных городах, ведь следовало что-то есть.

Личная жизнь музыкального волшебника

В восемьдесят первом году, когда композитор и музыкант приехал в Вену, снимать комнату ему пришлось у знакомых из Мюнхена – господ Веберов. У них имелось трое прекрасных дочерей, отец которых – театральный суфлер – мечтал выгодно выдать замуж, но не было ни одного завидного жениха в округе. Сперва Вольфганг обратил внимание на старшенькую, Алоизию, обладающую ангельским голосом и мечтающую стать оперной певицей. Она была хороша собой, высока ростом и вскоре выскочила замуж за актера, а Моцарт женился на ее младшей сестрице – Констанции.

Эта девушка особыми талантами не отличалась, внешне была обычной, а мечтой ее было – выгодное замужество, позволившее больше не задумываться, что есть и во что одеваться. Хотя утверждать, что она не любила своего дражайшего супруга, сейчас уже бесполезно. Годы жизни Моцарта в браке полны лишений, но он не пал духом и старался всячески исправить ситуацию, компенсируя все адской работоспособностью. Возможно, именно такое отношение к работе и укоротило век великого композитора.

Леопольд, который никогда не давал благословения на этот брак, в итоге смирился. Но полюбить Констанцию так и не смог. Она родила супругу шестерых детей, но выжить удалось только двоим.

  • Карл Томас (1784), впоследствии ставший довольно известным пианистом и переводчиком.
  • Франц Ксавер Вольфганг (1791), впоследствии неплохой композитор, преподаватель и пианист.

О младшеньком сыне ходило множество сплетен, так как внешне он был не похож ни на отца, ни на мать. От Констанции он получил имя в честь ученика отца и друга семейства Франца Ксавера Зюсмайера, который долгие годы жил в доме Моцартов. Совпадение? Возможно все.

Реализация таланта во взрослые годы

Если говорить о жизни Моцарта кратко, не стоит забывать, что известность ему принесло предпринятое еще в детстве турне по Европе. Вернувшись домой, семейство узнало, что очень популярно среди соседей. На то время из мальчика — «дрессированной обезьянки», Вольфганг превратился в десятилетнего юного композитора, что было тоже неслыханно.

  • В семьдесят первом году поставили первую оперу Моцарта под названием Mitridate, Re di Ponto в Милане, где та была встречена овациями и большим успехом.
  • Через год также радушно и с энтузиазмом приняли вторую оперу — Lucio Silla. Она опять принесла успех, а также немалые деньги.
  • В том же году композитор написал работу для Мюнхенской оперной сцены под названием La bella finta Giardiniera и для Зальцбурга Il sogno di Scipione в честь избрания нового архиепископа города.

Он ни на секунду не прекращал писать, хотя дела стали идти из рук вон плохо. Очарование крохотного мальчонки, деловито исполняющего разнообразные трюки, была уже безнадежно потеряно, а взрослого Моцарта воспринимали с осторожностью, предпочитая отдавать заказы более зрелым, опытным и прославленным мастерам.

Венский период и путешествие по Германии

Шестнадцатого марта Вольфганг Амадей Моцарт впервые прибыл в Вену и поселился в меблированных комнатах мадам Вебер. На ее дочери он впоследствии и женился, правда, не на той, на которой желал. В этом городе он познакомился с Готтфридом ван Свитеном, бароном и известнейшим меценатом, имеющим записи концертов Гайдна и Баха. Эта музыка оказала на творчество австрийца немалое влияние. Он желала стать воспитателем и педагогом инфанты Элизабет, однако на эту должность был принят Антонио Сальери. Чтобы оставаться на плаву, он давал бесконечные уроки, которые изматывали его, но продолжал сочинять музыку, которая в нем просто жила.

К концу восьмидесятых годов восемнадцатого века материальное положение его оставалось прискорбным, хотя что написал Моцарт, мог ответить любой знатный гражданин практически какого-угодно города Европы. Оглушительный успех «Фигаро» и «Дона Жуана» уже ушел в прошлое, а концерты («академии») не набирали достаточно количества желающих для проведения. Тогда, отправляясь в Германию, приятель и ученик Вольфганга князь Карл Лихновский, любезно предложил ему место в собственном экипаже. За три месяца он проехал Прагу, Лейпциг, Потсдам, Дрезден, прежде чем попасть в Берлин. Однако ожидаемой прибыли трудная поездка так и не принесла. Домой пришлось возвращаться почти с пустыми карманами.

Творческая конкуренция между Моцартом и Сальери: связь с масонами

Вопреки сложившемуся стереотипу, который был создан Пушкиным, Антонио Сальери не имел никаких претензий к Моцарту. Никакой откровенной вражды или ненависти меж этими двумя музыкантами не наблюдалось. Написанную в Вене «Свадьбу Фигаро», Антонио всегда называл лучшим творением Вольфганга. Именно он поспособствовал тому, чтобы максимально популяризовать ее, ведь после всего девяти «прогонов» она была снята с репертуара.

Тем не менее, принято называть Антонио отравителем композитора, и это прискорбно. В декабре восемьдесят четвертого Моцарт был принят в масонскую ложу «Во имя благотворительности». В следующем году он убедил и Леопольда тоже присоединиться к масонам, что тот и сделал. Вольфганг старательно писал музыку для многочисленных ритуалов. Считается, что в знаменитой «Волшебной флейте» легко отслеживается огромное влияние темы вольных каменщиков. Однако, несмотря на бедственное положение, никто из «коллег» музыканта не помог ему в трудные времена, хотя он и писал душераздирающие письма богатому венскому предпринимателю Михаэлю Пухбергу. Получить не удалось ничего ни от приятелей, ни от масонов.

Смертельный реквием

Весной девяносто первого года в творческом процессе молодого композитора наметился настоящий прогресс. Он стал активно дорабатывать то, что ранее никак не мог завершить. Вольфганг попытался получить должность капельмейстера, заместителя Антонио Сальери, но результата не добился. Тогда он решил стать заместителем (неоплачиваемым) капельмейстера Леопольда Хофмана, который на то время уже был стар и слаб. Пережить его Моцарту так и не удалось.

Жарким летом 1791 года в квартиру Моцартов пришел странный и ничем не примечательный гражданин, одетый в темное. Он заказал заупокойную мессу, которую должен был забрать через несколько недель. Таинственный человек так никогда не явился за сочинением, а «Реквием» сам композитор счел «похоронкой» для себя. Позже историки выяснили, что никакой мистики в этом не было. Музыкальную пьесу на смерть жены заказал граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, который просто не успел забрать ее вовремя.

Финал жизни великого композитора

В последний год у Моцарта стали проявляться симптомы смертельной болезни. Он часто падал в обмороки, у него была рвота, кружилась голова. На премьеру «Милосердия Тита» в Праге он прибыл уже совершенно больным и разбитым. Вернувшись домой, он засел за «Реквием», да так заработался, что жене пришлось вызывать врача и отбирать партитуру силой. Сперва это дало свои плоды, но к двадцатому ноября Вольфганг окончательно слег в постель. Руки и ноги его ослабли так, что он совершенно не мог ходить и даже держать в руках перо, а слух обострился до такой степени, что пришлось убирать из комнаты любимого кенара.

Супруга за больным почему-то не ухаживала, а занималась этим ее сестра Софи. Считается, что в это время жена и сама болела: она лечилась от язвы голени в Бадене с пресловутым Зюсмайером. Зрелище и правда было страшным: а от тела еще живого композитора разило (онкология?) так, что трудно было удержаться в помещении, а конечности распухли. Заговорили об отравлении (ртуть?), но углубляться в тему не стали.

Пятого декабря 1791 года Великий музыкант Вольфганг Амадей Моцарт скончался в своей постели, потеряв сознание только в последние два часа. Церковь запрещала погребение ранее сорока восьми часов, но на следующий день Моцарт был отвезен на кладбище и закопан в общую могилу, с нищими и преступниками. Точное место его захоронения так и осталось неизвестным. В конце двадцатого века, через двести лет после кончины великого музыканта, был организован показательный суд над Сальери, который последнего полностью и безоговорочно оправдал.

Увековечивание памяти о Моцарте

Несмотря на то, что прожил Амадей всего тридцать пять лет, он успел многое сделать. На его счету более шести сотен полноценных, завершенных музыкальных произведений. Памятники композитору установлены в его родном Зальцбурге и, в ставшей второй родиной, Вене. Его непростая судьба стала источником вдохновения для множества писателей, художников и кинематографистов.

Ему посвящены «Маленькие трагедии Пушкина, «Возвышенное и земное» Дэвида Вэйса и «Амадей» Питера Шеффера. В 1962 году на экраны вышла картина «Моцарт и Сальери» режиссера Владимира Гориккера. В честь него назван астероид Моцартия, а в Зальцбурге, через сто лет после смерти композитора стали выпускать конфеты Mozartkugel с начинкой из марципана.

Интересные факты из жизни музыканта и композитора

У Моцарта с детства был сильно чувствительный слух, а трубы он боялся почти до десятилетнего возраста. Приятель отца придворный трубач Андреас Шахтнер помогал ему избавить кроху от этого страха, играя ему чуть ли не на ухо. Однако ни к чему хорошему это не привело, мальчик бледнел и падал в обморок. Потому «мероприятия» пришлось прекратить.

Чтобы произвести впечатление на публику, отец научил Вольфганга играть с закрытыми глазами или с накрытой платком клавиатурой.

Когда Моцарту едва исполнилось двенадцать лет, ему заказал оперу сам император Священной Римской империи Иосиф II. Всего за несколько недель композитор справился с задачей и выдал на-гора «Мнимую простушку». Впрочем, произведение придворным певцам не пришлось по душе. Оно так и не было представлено публике.

Русский граф Андрей Разумовский, услышав «Волшебную флейту» в Вене, загорелся идеей устроить Моцарта придворным капельмейстером при русском дворе, о чем восторженно написал Потемкину. Он обещал купить Моцарту большое имение под Екатеринославом (ныне Днепр), доходы с которого должны были бы стать содержанием для композитора. Однако на то время Вольфганг был уже безнадежно болен, и вся затея провалилась.

Существует так называемый «эффект Моцарта», суть которого заключается в том, что прослушивание его музыки значительно усиливает мозговую активность. Правда, официальных результатов исследований данного вопроса нет. Потому, слушая бессмертные произведения, не стоит особо надеяться, что IQ станет выше.

Композитор обожал играть в бильярд, и у него в квартире в Вене, потом и в загородном доме, был установлен стол для этой игры. Разбираясь, на чем играл Моцарт, нельзя забывать и об этом потешном факте.

Моцарт за свою недолгую жизнь создал огромное количество самых разных музыкальных произведений, но именно оперы он сам считал важнейшими в своём творчестве. Всего он написал 21 оперу, причем самую первую – «Аполлон и Гиацинт» – в возрасте 10 лет, а самые значительные произведения пришлись на последнее десятилетие его жизни. Сюжеты в основном соответствуют вкусам того времени, в них изображены античные герои (оперы-сериа) или, как в опере-буффа, изобретательные и лукавые персонажи.

Истинно культурный человек просто обязан знать, какие оперы написал Моцарт, или хотя бы самые известные из них.

«Свадьба Фигаро»

Одна из самых известных опер – «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. по пьесе Бомарше. Сюжет прост – предстоит свадьба Фигаро и Сюзанны, но в Сюзанну влюблён граф Альмавива, стремящийся любой ценой добиться её благосклонности. Вокруг этого и строится вся интрига. Заявленная как опера-буффа, «Женитьба Фигаро», однако, вышла за рамки жанра благодаря сложности персонажей, их индивидуальности, создаваемых музыкой. Таким образом, создается комедия характеров – новый .

«Дон Жуан»

В 1787 г. пишет оперу «Дон Жуан» по мотивам средневековой испанской . По жанру – это опера-буффа, сам же Моцарт определяет её как «весёлая драма». Дон Жуан, пытаясь соблазнить донну Анну, убивает её отца Командора и скрывается. После целого ряда приключений и переодеваний Дон Жуан приглашает статую убитого им Командора на бал. И Командор является. Как грозное орудие возмездия, он увлекает распутника в ад…

Порок наказан, как того требовали законы классицизма. Однако, моцартовский Дон Жуан не просто отрицательный герой, он привлекает зрителя своим оптимизмом и отвагой. Моцарт выходит за рамки жанра и создает психологическую музыкальную драму, по накалу страстей близкую к Шекспиру.

«Так поступают все»

Опера-буффа «Так поступают все» в 1789 г. была заказана Моцарту императором Иосифом. В основе её лежит реальная история, случившаяся при дворе. По сюжету двое молодых людей, Феррандо и Гульельмо решают убедиться в верности своих невест и являются к ним в переодетом виде. Некий дон Альфонсо подстрекает их, утверждая, что в мире нет такого понятия, как женская верность. И оказывается прав…

В этой опере Моцарт придерживается традиционного жанра буффа, музыка её полна лёгкости и изящества. К сожалению, при жизни композитора «Так поступают все» не была оценена по достоинству, но уже в начале 19-го века её стали исполнять на крупнейших оперных сценах.

«Милосердие Тита»

«Милосердие Тита» Моцарт пишет к восшествию на трон чешского императора Леопольда II в 1791 г. В качестве либретто ему был предложен весьма примитивный текст с банальным сюжетом, но какую оперу написал Моцарт!

Замечательное произведение с возвышенной и благородной музыкой. В центре внимания – римский император Тит Флавий Веспасиан. Он раскрывает заговор против собственной особы, но находит в себе великодушие простить заговорщиков. Такая тема лучше всего подходила для коронационных торжеств, и Моцарт блестяще справился с задачей.

«Волшебная флейта»

В тот же год Моцарт пишет в немецком национальном жанре зингшпиля, который особенно его привлекал. Это «Волшебная флейта» на либретто Э. Шиканедера. Сюжет изобилует волшебством и чудесами и отражает извечную борьбу добра и зла.

Волшебник Зарастро похищает дочь Царицы Ночи, и та посылает юношу Тамино на её поиски. Он находит девушку, но оказывается, что Зарастро находится на стороне добра, а Царица Ночи – воплощение зла. Тамино успешно проходит все испытания и получает руку возлюбленной. Опера была поставлена в Вене в 1791 г. и имела огромный успех благодаря великолепной музыке Моцарта.

Кто знает, сколько бы еще великих произведений создал, какие оперы написал Моцарт, если бы судьба подарила ему ещё хотя бы несколько лет жизни. Но и то, что он сумел сделать за свою недолгую жизнь, по праву принадлежит к сокровищам мировой музыки.


Имя великого австрийского композитора и музыканта Вольфганга Амадея Моцарта является нарицательным для обозначения гениальности и сверхъестественной природной одаренности. Музыкальные произведения Моцарта, написанные во всех музыкальных жанрах и формах, сформировавшихся в музыкальной культуре к концу 18 века, отличаются совершенством и красотой. Вместе с Гайдном и Бетховеном Моцарт принадлежит к наиболее ярким представителям Венского музыкального классицизма. За короткий жизненный путь он прославил свое имя огромным вкладом в развитие мировой музыкальной культуры.

Краткая биография Моцарта начинается с рождения 27 января 1756 года в небольшом городке Зальцбурге в семье придворного музыканта Леопольда Моцарта. В раннем детстве Вольфганг проявил необычайную музыкальную одаренность. С трех лет он уверенно импровизирует на клавишных инструментах и скрипке, сочиняет музыкальные произведения и выступает на публике. Его музыкальными занятиями руководит отец, просвещенный педагог и музыкант своего времени.


Решив показать маленького сына-вундеркинда публике, Леопольд Моцарт предпринимает в 1762 году концертную поездку по европейским городам. Помимо Вольфганга в концертном турне участвует его старшая сестра Анна, одаренная певица. Успех концертов приносил доход семье, но требовал от маленьких музыкантов больших физических и психических затрат.

В 1763 году во Франции издаются первые произведения Моцарта в сонатной форме для клавира и скрипки. Моцарт не только сочиняет, но и напряженно изучает музыку других композиторов.

1770-1774 годы краткой биографии Моцарта проходят в Италии, где юный композитор и музыкант продолжает овладевать тонкостями мастерства, знакомится с выдающими музыкантами своего времени.

В 1775-80 годы осуществляются путешествия в Мангейм, Париж и Мюнхен. Моцарт тяжело переживает смерть матери, меняя стиль своих произведений с безмятежного, солнечного, на бурный, драматический. Этот период творчества принес такие произведения, как симфонию №31 (Парижскую), 6 сонат для клавира, духовные хоры и концерт для флейты.

В 1779 году Моцарт начинает работу в должности придворного органиста в родном городе. Но придворная жизнь тяготит независимую и свободолюбивую творческую личность Вольфганга. Он выбирает нелегкий путь свободного музыканта, с его терниями и тяжкими заботами о хлебе насущном.

В 1781 году на оперной сцене Мюнхена дебютировала опера Моцарта «Идоменей», имевшая большой успех у публики. С этого года Моцарт избирает Вену для места жительства, вступает в брак с Констанцией Вебер, знакомство с ней произошло ранее в Мангейме. В Вене Моцарт завоевывает известность как композитор и исполнитель. Концерты, где выступал Моцарт, назывались «академии». В Вене были созданы наиболее значительные произведения оперного и симфонического жанров. Оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» - выдающиеся образцы оперного реализма Моцарта.

В 1787 году Моцарт получает должность придворного камерного императорского музыканта, занимаемую ранее выдающимся оперным композитором Глюком. Заботясь о материальном обеспечении семьи, Моцарт вынужден напряженно работать. Последней его оперой стала гениальная опера на немецком языке «Волшебная флейта», своего рода духовное завещание великого композитора.


Последние страницы в краткой биографии Моцарта трагичны. Напряженный творческий труд с раннего возраста и жизненные проблемы подорвали здоровье 35-летнего композитора. Почувствовав приближение смерти, Моцарт мистически воспринял заказ на создание заупокойной мессы «Реквиема» от заказчика, пожелавшего остаться неизвестным. Уже тяжело больной Моцарт лихорадочно работал над этим произведением. Окончить работу ему не удалось, это сделал позднее ученик Моцарта Зюсмайер, используя наброски и эскизы великого учителя.

Последние месяцы жизни Моцарта прошли в бедности. Место его захоронения осталось в неизвестности. Предполагается, что он был похоронен в общей могиле для малоимущих, на окраине Вены, в 1791 году. Знаменитая легенда об умертвлении Моцарта конкурирующим с ним композитором Сальери не нашла подтверждения современными исследованиями биографии композитора.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart . В этих именах первые два - имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus , нем. Gottlieb , Amade (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга "Versuch einer grundlichen Violinschule" (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта "Mitridate, Rе di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r e, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера "Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfuhrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L"oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными.

В 1783-85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente".

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем "Свадьба Фигаро".

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ре мажор).

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, вызванной возможно почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении другим австрийским композитором - Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в необозначенной могиле, поэтому само место захоронения до наших дней не сохранилось.

Имя Вольфганга Амадея Моцарта известно далеко за пределами его Родины – Австрии.

Он был великим композитором и музыкантом, представителем Венской классической школы музыки, автором более 600 музыкальных произведений. Моцарт Вольфганг Амадей - музыкальный гений. Второго такого гения, которого можно сравнить с Моцартом, найти в истории очень трудно. Ни у кого нет сомнений в том, что он является одним из величайших музыкантов на планете Земля. Поистине - Моцарт - человек мирового масштаба.

Краткая биография Моцарта:

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург. Будущий композитор появился на свет в многодетной семье. Однако не все дети остались в живых. Из семерых – только двое, Амадей и его старшая сестра.

Любовь к музыке была у него с рождения. Ведь Амадей родился в музыкальной семье. Отец, Леопольд Моцарт, был непревзойденным виртуозом игры на органе и скрипке, руководителем церковного хора и композитором при дворе архиепископа Зальцбургского. Старшая сестра, Мария Анна Вальбург Игнатия, с раннего детства овладела игрой на фортепиано и клавесине.

Конечно же, первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. У Вольфганга музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера - «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене - опера «Мнимая садовница». Оперы Моцарта получают большой успех публики. Начинается расцвет творчества Моцарта. Симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

С 1775 по 1780 годы плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом. К 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). Женитьба Вольфганга Моцарта на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Именно опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Это уже был пик славы композитора. В 1786-1787 годах были написаны оперы: «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге. Потом эти самые известные, знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

В 1789 году Моцартом было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы - «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками.

Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Эта известная месса «Реквием» была закончена Ф. К. Зюсмайером, учеником Моцарта и А. Сальери.

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Памятник Моцарту в Зальцбурге, на родине великого композитора

25 интересных фактов о жизни и творчестве В. А. Моцарта:

1. Моцарт обладал невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным слухом и исключительной памятью.

2.Полное имя «солнечного гения» – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. Откуда же появилось имя Амадей? Дело в том, что Теофил, буквальный перевод которого означал «любимый Богом», ещё при жизни виртуоза имел несколько вариаций. Амадей это итальянский вариант. Сам композитор всем остальным предпочитал имя Вольфганг.

3.Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.

4.Моцарт считался ребенком-вундеркиндом. В Лондоне маленький Моцарт был объектом для научных исследований.

5.Вольфган Амадей в возрасте восьми лет играл с сыном Баха.

6. Когда юному дарованию исполнилось всего 12 лет, ему последовал заказ на оперу «Мнимая простушка». И он прекрасно справился с этим заданием. Потребовалось ему немного времени – всего несколько недель.

7.Однажды во Франкфурте к Моцарту подбежал юноша с восторгами от музыки композитора. Этим юношей был Иоганн Вольфганг Гёте.

8.Детство Моцарта прошло в бесконечных гастролях по городам Европы. Их инициатором был отец композитора.

9.Вольфган Амадей очень любил играть в бильярд и не жалел на него денег.

10.Доподлинно известно, что Моцарт был масоном. В это закрытое общество со множеством тайн и загадок композитор вступил в 1784 году. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд. Официальной целью вступления была исключительно благотворительность. Для их ритуалов он писал музыку, и неоднократно тема масонств поднималась в его музыкальных произведениях.

11.Вольфган Амадей являлся самым молодым членом Болонской Филармонической академии.

12.Первое собственное произведение Моцарт написал в шесть лет.

13.За один гонорар после выступлений Моцарта можно было прокормить семью из пяти человек на протяжении месяца.

14.Сыну Моцарта - Францу Ксаверу Моцарту довелось около 30 лет прожить во Львове.

15.Композитор был нежадным человеком, и всегда давал деньги тем, кто их у него просил.

16.Даже в малолетнем возрасте Моцарт умел играть на клавире с завязанными глазами.

17.Сословный театр в Праге – это единственное место, оставшееся в первозданном виде, в котором выступал Моцарт.

18.Вольфган Амадей любил юмор и был ироническим человеком.

19.Моцарт был неплохим танцором, а особенно хорошо у него получалось танцевать менуэт.

20.Великий композитор хорошо относился к животным, а особенно он любил птиц - канареек и скворцов.

21.Весной 1791 года Моцарт дал свой последний публичный концерт.

22.В честь Моцарта в Зальцбурге был основан университет.

23.В Зальцбурге есть музеи Моцарта: а именно в доме, где он родился и в квартире, где он проживал позже.

24.Самый известный памятник великому композитору построили в Севилье из бронзы.

25.В 1842 году был возведен первый памятник в честь Моцарта.

Мифы и легенды о Моцарте:

1.Необычайная личность Моцарта породила множество мифов и легенд. К примеру, существует весьма распространённое мнение, что музыкант был похоронен в общей погребальной яме как бедняк. Он, действительно, в конце жизни испытывал крайнюю нужду. Однако с покупкой гроба помог меценат Готфрид ванн Свитен, и его похоронили в простой неприметной, но отдельной могиле, как и многих в то время горожан, принадлежащих к венскому среднему классу.

2.Еще один миф – преждевременная смерть Моцарта и возможное отравление виртуоза его завистником Сальери. Если говорить кратко, то история эта достаточно сомнительная, потому как не существует каких-либо достоверных данных об этом. В посмертном заключении говорилось, что единственная причина смерти – ревматическая лихорадка. Спустя 200 лет после смерти Моцарта суд признал Антонио Сальери невиновным в смерти великого творца.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Моцарта Вольфганга Амадея:

*Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой.

*Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравилось, что ни один нормальный человек этого не понимает.

* Симфония, это очень сложная музыкальная форма. Начинайте с каких-нибудь простых частушек, и постепенно усложняя, двигайтесь к симфонии.

*Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами.

*Когда я путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошей еды, или ночью, когда я не могу заснуть, именно в таких случаях идеи текут лучше всего и наиболее в изобилии.

*Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!

*Работа - мое первое наслаждение.

*Ни высокой степенью интеллекта, ни воображения не удастся достичь гения. Любовь, любовь, любовь, вот душа гения.

*Невелика честь быть императором.

*Сразу после бога идет отец.

*Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.

*Я не обращаю внимания на похвальбу. Я просто следую своим чувствам.

*Говорить красноречиво, очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться.

*Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования.

*Это большое утешение для меня помнить, что Бог, к которому я приблизился в скромной и искренней вере, пострадал и умер для меня, и что он будет смотреть на меня в любви и сострадании.

Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

фото из интернета



Творчество и игры