Основные события жизни В. Г



Р аспутин Валентин Григорьевич – русский прозаик, классик русской литературы, выдающийся представитель так называемой «деревенской прозы», общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Родился 15 марта 1937 года в посёлке городского типа Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье Григория Никитича (1913-1974) и Нины Ивановны (1911-1995) Распутиных. Детские годы будущего писателя прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. В 1954 году окончил среднюю школу. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, в течение ряда лет – до того, как стать профессиональным писателем, – работал журналистом в Сибири. Жил в Москве и в Иркутске.

Его творчество во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лёшки» (1961), за которым последовали «Край возле самого неба» (1966) и «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и посёлки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е годы). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976) – вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х годов, окрашенных в апокалиптические тона.

В 1967 году он стал членом Союза писателей СССР.

В.Г.Распутин в 1970-х годах изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У.Фолкнером и Г.Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» – «небо» – как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своём творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Главная героиня повести «Последний срок» – умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо её детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил её уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).

«Последний срок» – элегический пролог трагедии, которую запечатлевает В.Г.Распутин в повести «Живи и помни» (1974; Государственная премия, 1977): старуха Анна и её непутевые дети всё же собираются в её «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания – волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настёне, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку – преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настёна – подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настёна – венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести – уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настёны, уносящей с собой в глубокие воды ещё одну народившуюся жизнь: ребёнка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.

Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матёрой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матёра (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый посёлок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настёне он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) В.Г.Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира – на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, – уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда – эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения писателю Распутину Валентину Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Эти же публицистические интонации становятся всё более ощутимы в прозе В.Г.Распутина второй половины 1980-х – 1990-х годов. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля В.Г.Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.

По произведениям В.Г.Распутина поставлены фильмы: «Уроки французского» (1978), «Прощание», «Продаётся медвежья шкура» (оба – 1980), «Живи и помни» (2008).

В последние годы В.Г.Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи. В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников «поворота северных рек». В 1989-1991 годах депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А.Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г.Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-1991 годах член Президентского совета СССР.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1984, 14.03.1987), орденами Трудового Красного Знамени (1981), «Знак Почёта» (1971), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (08.03.2007) и 4-й (28.10.2002) степени, Александра Невского (1.09.2011), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2012), премии Президента РФ (2003), премии Правительства РФ (2010), премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премии имени Л.Н.Толстого (1992), премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994), премии имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1996), премии Александра Солженицына (2000), литературной премии имени Ф.М.Достоевского (2001), премии имени Александра Невского «России верные сыны» (2004), Всероссийской литературной премии имени С.Т.Аксакова (2005), премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (2005, Китай), премии Международного фонда единства православных народов (2011), премии «Ясная Поляна» (2012).

Почётный гражданин Иркутска (1986) и Иркутской области (1998).

Краткая биография РАСПУТИНА ВАЛЕНТИНА ГРИГОРЬЕВИЧА

  1. Валентин Григорьевич Распутин русский писатель, прозаик, представитель так называемой деревенской прозы, а также Герой Социалистического Труда. Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Аталанка (Иркутская область). Его детство прошло в селе, где он ходил в начальную школу. Продолжил обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде обучения он позже написал рассказ Уроки французского.

    Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков Я забыл спросить у Лшки обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале Сибирь. После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился В. А. Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. Из классиков особенно ценил Бунина и Достоевского.

    С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период в Иркутске вышла в свет первая книга писателя Край возле самого себя. Затем последовала книга Человек с этого света и повесть Деньги для Марии, которую в 1968 опубликовало московское издательство Молодая гвардия. Зрелость и самобытность автора проявилась в повести Последний срок (1970). Большой интерес у читателя вызвала повесть Пожар (1985).

    В. Г. Распутин и ныне проживает и работает в Иркутске, а иногда в Москве. В последнее время больше занимается общественной деятельностью, не отрываясь при этом от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга Дочь Ивана, мать Ивана. Спустя два года третье издание очерков Сибирь, Сибирь. В родном городе писателя его произведения входят в школьную программу по внеклассному чтению.

  2. 15 марта 1937 года, 78 лет назад родился известный, справедливый писатель Валентин Григорьевич Распутин. Этот человек имел массу достоинств, и массу интересов. Валентин Григорьевич являлся общественным деятелем, героем социалистического труда, лауреатом государственной премии СССР, государственной премии России и премии Правительства. Но главное он писатель, с большой буквы П, его стихией была публицистика, с 1967 года он являлся членом писателей СССР.

    Валентин Григорьевич родился в Иркутской области, а именно в поселке Усть Уда. Семья будущего писателя была очень обычной, крестьянской. Мать звали Нина Ивановна, а отца Григорий Никитич. Они, через некоторое время после рождения сына, переезжают в деревню Атланку. Которая вскоре потерпела затопление. Именно в этой деревне Валентин Григорьевич окончил начальную школу, а вот среднюю школу он оканчивал уже вдали от дома, и именно это время послужило сюжетом известного рассказа Распутина Уроки Французского. После окончания средней школы, Валентин Григорьевич стал студентом Иркутского государственного университета историко-филологического факультета. Во время учебы он не просто сидел за учениками, а развивался, и уже с 1957го года Распутин работал внештатным корреспондентом газеты Советская молодежь, а уже с 1959го года он работал в штате газеты. Он работал и на телевидении, так с 1961го года Валентин Григорьевич был редактором литературно-драматических передач на Иркутской студии телевидения. В 1962 году Валентин Григорьевич увольняется и уезжает в Красноярск. Там его рабочая деятельность набирает обороты, он работал и в газете Красноярский рабочий и Красноярский комсомолец, и сотрудничал с газетой Советская молодежь. Примерно в этот же период творческая деятельность Распутина так же обрела свое дыхание. В 1961 году был опубликован первый рассказ Я забыл спросить у Лешки, в свет начали выходить очерки книги Край возле самого неба, а в 1966 году вышла уже полная книга этого произведения. В 1964 году был опубликован рассказ Человек с этого света, а в следующем году был опубликован рассказ Ветер ищет тебя. Следующей книгой Валентина Распутина стал Человек с этого света, она была издана в 1967 году, за книгой Человек с этого света издали книгу Молодая гвардия. В этом же году Валентин Распутин вступил в Союз писателей СССР.
    В 1970ом году была написана повесть Последний срок, в 1973году тот самый рассказ о периоде учебы в средней школе Уроки французского, в следующем году была окончена повесть Живи и помни, в 1976 году Прощание с Матрой. Валентин Распутин с 1979 года вошел в редакционную коллегию книжной серии Литературные памятники Сибири. А годом позже он стал членом редакционной коллегии журнала Роман-газета. Тогда Валентин Распутин начал свою общественную деятельность, например, он выступал за спасении озера Байкал от целлюлозно-бумажного комбината. К тому же он был противником проекта поворота северных и сибирских рек. 1981 год был ознаменован выходом рассказов Наташа, Что передать вороне, Век живи век люби. А довольно таки знаменитая повесть Пожар была опубликована в 1985 году. В следующем году писатель был избран секретарем правления союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1987 году Валентину Распутину присвоили звание Героя Социалистического труда, за всю свою жизнь он был не однократно награжден почетными знаками, орденами, и премиями. Среди его наград был орден знак почета, трудового красного знамени, два ордена Ленина, орден России за заслуги перед отечеством, орден Александра Невского, так же премия иркутского комсомола имени Иосифа Уткина, премия имени Л. Н. Толстого, имени Святителя Иннокентия Иркутского, Александра Солженицына, имени Ф. М. Достоевского, имени Александра Невского России ве

  3. ооочень краткая

Хронологическая таблица Распутина расскажет о жизни и творчестве известного русского писателя, общественного деятеля, публициста.

Материал познакомит с датами окончания школы, учёбы в Иркутском университете, местами работы и проживания писателя. С помощью таблицы можно узнать о первых публикациях Валентина Григорьевича, о датах выхода в свет его повестей и рассказов. Повесть «Живи и помни» получила Государственную премию. В начале двухтысячных годов издаётся сборник сочинений писателя. В 2010 году его кандидатуру выдвигали на Нобелевскую премию. Так вышло, что дата рождения и смерти Распутина совпали, это 15 марта. Похоронен писатель на родине, в городе Иркутске.

Основные даты жизни и творчества Распутина Валентина Григорьевича помогут самостоятельно закрепить пройденный материал, подготовиться к проверочной работе.

1937 год, 15 марта – родился в районном посёлке Усть-Уда Иркутской области.Отец писателя был крестьянином, работал в леспромхозе, мать – домохозяйка.

1954 – оканчивает школу и поступает на первый курс историко-филологического факультета Иркутского университета.

1955 – знакомство с Александром Вампиловым, поступившим на первый курс историко-филологического факультета ИГУ.

1957 – Распутин начинает работать внештатным корреспондентом газеты “Советская молодежь”.

1958 – в газете “Советская молодежь” Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы;
печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем – В.Распутин.

1959 – заканчивает пятый курс историко-филологического факультета ИГУ;
работает в газете “Советская молодежь”. Под газетными публикациями появляется псевдоним В.Каирский.

1961 – в альманахе “Ангара” впервые опубликован рассказ Распутина (“Я забыл спросить у Лешки…”);
Распутин увольняется из редакции газеты “Советская молодежь” и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения;
в газете “Советская молодежь” (12 февраля, 17 сентября), в альманахе “Ангара” начинается публикация рассказов и очерков будущей книги “Край возле самого неба”.

1962 – Распутин увольняется с Иркутской студии телевидения и работает в редакциях разных газет («Советская молодежь”, “Красноярский комсомолец”, “Красноярский рабочий” и др.)

1962, август – Распутин принят на должность литсотрудника газеты “Красноярский рабочий” в Красноярске.

1964 – в газете “Восточно-Сибирская правда” опубликован рассказ “Человек с этого света”.

1965 – в альманахе “Ангара” опубликован рассказ “Человек с этого света”;
Распутин принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, встречается с В. Чивилихиным, отметившим талант начинающего автора;
в газете “Комсомольская правда” опубликован рассказ “Ветер ищет тебя”;
в журнале “Огонек” напечатан очерк “Разъезд Стофато”.

1966 – в Красноярске выходит книга очерков “Костровые новых городов”.

1967 – публикуется повесть “Деньги для Марии”, принесшая писателю известность;
Распутин принят в Союз писателей СССР.

1968 – писателю присуждена комсомольская премия имени И.Уткина.

1969 – начало работы над повестью “Последний срок”.

1971 – поездка в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодежной творческой интеллигенции. В Новосибирске (Западно-Сибирское книжное издательство) в серии “Молодая проза Сибири” выходит книга “Последний срок” с послесловием С.Викулова, принесшая Распутину всемирную известность.

1974 – выходит в свет повесть “Живи и помни” (Государственная премия, 1977).

1976 – выходит повесть “Прощание с Матёрой”;
Распутин совершает поездку в Финляндию с прозаиком В. Крупяным по приглашению шведского семинара по вопросам литературы и культуры;
едет в Федеративную Республику Германии совместно с Ю.Трифоновым на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне.

1977 – в Московском театре им. М.Н.Ермоловой ставится спектакль “Деньги для Марии” по одноименной повести;
в МХАТе поставлен спектакль “Последний срок” по пьесе В.Распутина.

1978 – Распутин принимает крещение в Ельце;
на экраны страны выходит телевизионный фильм К.Ташкова “Уроки французского” по одноименной повести Распутина.

1979 – поездка во Францию.

1981 – Распутин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1983 – поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом “Интерлит-82”.

1984 – поездка в Мексику по приглашению Института изящных искусств.

1985 – поездка в Канзас-Сити (США) по приглашению университета. Чтение лекций о современной прозе.

1986 – поездка в Болгарию, Японию, Швецию.

1987 – пребывание в Западном Берлине и в ФРГ в составе делегации, изучающей проблемы экологии и культуры.

1994 – выступление на Всемирном русском соборе “Путь спасения”.

1995 – решением Иркутской городской Думы Распутину присвоено звание “Почетный гражданин города Иркутска”.

1997 – В.Распутину и Г.Галазию присуждена премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного “За веру и верность”;
выходит двухтомник избранных произведений В.Распутина.

1999 – состоится выступление “Унесенному – прощай?” в Италии на Международной конференции по проблемам современного мира и прогнозам на будущее.

2000 – присуждена премия Фонда Солженицына “Братство консерваторов”.

2002 – в издательстве “Янтарный сказ” (Калининград) выходит двухтомник собрания сочинений Распутина;
на праздновании Первых Международных Дней Ф.Достоевского в Эстонии В.Распутину присуждена первая премия Ф.Достоевского;
Распутин принимает участие во Всемирном Русском Народном Соборе.

Советская литература

Григорий Ефимович Распутин

Биография

РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), русский писатель и общественный деятель.

Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крестным отцом» начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981 вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Ленереке»; в 1996 - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). Живет и работает в Иркутске.

Коренной сибиряк из с. Усть-Уда на Ангаре, ныне подтопленного водохранилищем Братской ГЭС. Окончил Иркутский университет в 1959. Публиковаться начинал в местной печати с очерков и рассказов, отмеченных несомненным дарованием, но на уровне сибирско-таежной романтики. Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя - торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека - доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.

Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести «Прощание с Матёрой» Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира «именем прогресса». По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место - в «перспективное» село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу «специалистами» без любви к людям, которым тут жить". Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом - воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит - «как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет». Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: «Название острова и села - Матёра - не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать - Земля, мать - Родина), материк - земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра - это как бы «малый материк»). Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный. С началом «перестройки» Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников вредительского «поворота северных рек» (проект Бергера был отменен в июле 1987). В 1989−91 - депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П. А. Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом публично заявил, что «политика - дело грязное».

Григорий Ефимович Распутин (21.01.1869 г.- 30.12.1916 г.), настоящая фамилия Новых. Распутин Г.Е. родился в Тюменской губернии в селе Покровское. Григорий Ефимович был признан целителем, хотя образования у него никакого не было. Прозвище «Распутин», которое в дальнейшем закрепилось за ним как фамилия, Григорий получил за распутный образ жизни в селе.

В 1890 г. он женится на односельчанке Прасковье Федоровне, брак с которой привел к рождению трех детей.

В 1892 г. Распутин впервые совершает паломничество в пермский монастырь на Верхотуре. После Распутин доходит до Атоса - греческого монастыря, а затем добирается до Иерусалима. Когда Григорий вернулся в Покровское, он объявляет себя избранным Богом, обладающим исцеляющим и чудодейственным даром.

В 1900 г. Распутин отправляется в Киев, где он встретился с архимандритом Хрисанфом. Архимандрит направляет его в Петербург в Духовную академию к отцу Феофану, куда он прибывает в 1903 г.

В 1905 г. слух о целителе доходит до императорского двора. А в 1907 г., когда у царевича Алексея, болеющего гемофилией, случается очередной приступ, императрица находит Распутина. Григорий Распутин становится приближенным к семье императора, лечит Алексея и постепенно начинает влиять на политику страны.

В 1915 – 1916 гг., когда за маленький период времени меняются четыре должностных лица премьер-министра, весь двор начинает обсуждать фаворитизм Распутина. Тогда против Распутина стал созревать заговор.

30.12.1916 г. - Юсупов, Дмитрий Романов и Пуришкевич задумывают покушение на Распутина. Пригласив его, они пытаются отравить Григория, добавив в угощение цианистый калий. Но яд на него не подействовал, и тогда Юсупов выстрелом ранит целителя. Убивают Распутина Дмитрий и Владимир, после чего выбрасывают тело в прорубь.

Подняв тело, выясняется, что Распутин еще был жив, когда его сбросили, но в итоге захлебнулся. Похоронили Григория Распутина в Царском Селе возле часовни императорского дворца, но 1917 г. его тело было эксгумировано и сожжено.

  1. Ранний период жизни
  2. Петербургский период
  3. Последние годы
  4. Оценка по биографии

Бонус

  • Другие варианты биографии
  • Интересные факты
  • Тест по биографии

Ранний период жизни

Как известно из краткой биографии, Распутин родился в семье ямщика 9 января 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии. Однако, по мнению многих биографов этой исторической личности, дата его рождения весьма противоречива, так как сам Распутин не единожды указывал разные данные и часто преувеличивал свой истинный возраст с целью соответствовать образу «святого старца».

В юности и ранней зрелости Григорий Распутин совершает путешествие по святым местам. По мнению исследователей, он совершал паломничество по причине частых болезней. После посещения Верхотурского монастыря и других святых мест России, горы Афон в Греции, а также Иерусалима, Распутин обратился к религии, поддерживая тесные контакты с монахами, странниками, целителями и представителями духовенства.

Петербургский период

В 1904 году как святой странник Распутин переехал в Петербург. По словам самого Григория Ефимовича к переезду его побудила цель спасения царевича Алексея, миссию о чем возложила на «старца» Богородица. В 1905 году странник, которого часто называли «святым», «божьим человеком» и «великим подвижником», знакомится с Николаем II и его семьей. Религиозный «старец» оказывает влияние на императорскую семью, в частности на императрицу Александру Федоровну, благодаря тому, что помогал в лечении наследника Алексея от неизлечимой тогда болезни – гемофилии.

С 1903 года в Петербурге начали распространяться слухи о порочных деяниях Распутина. Начинается преследование со стороны церкви и обвинения его в «хлыстовстве». В 1907 году Григорий Ефимович повторно обвиняется в распространении лжеучения, имеющего антицерковный характер, а также в создании общества последователей своих взглядов.

Последние годы

Из-за обвинений Распутин Григорий Ефимович вынужден покинуть Петербург. В этот период он посещает Иерусалим. Со временем дело о «хлыстовстве» снова открывают, но новый епископ Алексий снимает с него все обвинения. Очищение имени и репутации было недолгим, так как слухи об оргиях, происходивших в квартире Распутина на улице Гороховой в Петербурге, а также об актах колдовства и магии вызвали потребность в расследовании и открытии еще одного дела.

В 1914 году на Распутина было совершено покушение, после которого он вынужден лечится в Тюмени. Однако позже противникам «друга царской семьи», среди которых были Ф.Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер, все-таки удается завершить задуманное – в 1916 году Распутин был убит.

Достижения и наследие исторической особы

Помимо своей проповеднической деятельности Распутин, биография которого весьма насыщена, активно участвовал в политической жизни России, оказывая влияние на мнение Николая II. Ему приписывают убеждение императора отказаться от участия в Балканской войне, что изменило сроки начала Первой мировой войны, и другие политические решения царя.

Мыслитель и политический деятель оставил по себе две книги «Житие опытного странника» (1907) и «Мои мысли и размышления» (1915), также его авторству приписывают более сотни политических, духовных, исторических предсказаний и пророчеств.



Материнский капитал