Подлинная история создания «Яллы» Tашкентцы История. В Ташкенте скончалась бывшая солистка легендарной группы «Ялла» (видео) Вы много курите

22 декабря прошедшего года в середине дня мне позвонил хороший знакомый, бывший заместитель председателя Ташгорисполкома Леонид Костин и сказал, что только что по московскому телеканалу «Ретро» показали запись давнего концерта эстрадной музыки, в конце которого в перечне авторов было указано: «на слова Ало Ходжаева».

Леонид Андреевич, к сожалению, увидел только концовку концерта и не смог
назвать мне наименование песни и её исполнителей. Я высказал уверенность, что это «Ялла», в репертуаре которой самой первой песней была «Чёрное – Красное» («Анджела Дэвис»), либо что-нибудь из других наших совместных номеров: «Чили будет свободной!», «Хиросима», «Музыка детства», («Ленинградская девочка Таня»), «Маскарабоз», «Узбекский плов».

С меньшей вероятностью я допускаю, что могли быть и другие песни, отснятые телевидением, на мои слова, которые в разное время исполнялись Николаем Гнатюком, Надеждой Чепрагой, Мансуром Ташматовым, Исмаилом Джалиловым, Гуломжон Якубовым, Юлдуз Усмановой, группой «Садо» в составе Азизы, Кумуш Раззаковой и Милой Романиди. Но если в фонотеке московского телевидения до сих пор сохранилась запись примерно 40- летней давности, то это, скорее всего, было связано с легендарной «Яллой».

В течение двух десятилетий многие мои друзья и знакомые уговаривают меня публично рассказать подлинную историю возникновения этой популярной группы, тем более, что в Интернете преподносится искажённая, или, как минимум, неполная версия необычного зарождения «Яллы».

Постараюсь сделать это сейчас, пока ещё живы некоторые участники и свидетели этого события.

Начну с напоминания о том, что в период «оттепели» и последующих лет в тогдашней стране пробудился огромный интерес к зарубежному искусству, к его молодёжным массовым формам, прежде всего, – вокально-инструментальным ансамблям (ВИА). Таковые музыкальные группы создавались практически повсеместно – на промышленных, строительных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях, в учреждениях, в вузах, техникумах, училищах, в старших классах многих школ.

Стараниями руководства, а также профкомов и комитетов комсомола они обеспечивались минимумом музыкальных инструментов – гитарами и ударной установкой, выявляли всех желающих и более-менее способных ребят и с ними проводили танцевальные вечера, дабы заполнить досуг своих коллективов. Как правило, репертуары этих непрофессиональных групп были заимствованные, подражательские, невысокого уровня и вкуса.

Чтобы как-то упорядочить эту самодеятельность, в 1971 году отдел пропаганды и агитации Ташкентского обкома комсомола решил провести 1-й областной (включая город Ташкент) фестиваль эстрадной политической песни. Предварительно во всех городах – Алмалыке, Ангрене, Ахангаране, Бекабаде, Чирчике, Янгиабаде и Янгиюле, в 10 районах Ташкента, а также в 14 сельских районах области – были проведены зональные конкурсы, победители которых получили право выступить на финальном конкурсе в ледовом Дворце столицы.

Билеты на заключительный этап, который проходил в течение 3-х дней, были платными, но их охотно, в организованном порядке, раскупили во всех регионах области. Организационным комитетом, который помимо меня возглавили зав. отделом обкома Григорий Айрапетянц и его заместитель Шавкат Миралимов, решались вопросы по печатанию афиш, обеспечению доставки всех участников и зрителей на конкурс, правопорядка вокруг и внутри Дворца, множество других организационных и технических проблем.

Где-то за 5 дней до финала ко мне в кабинет пришёл давний приятель Герман Рожков, с которым мы за два года до этого проводили 1-й ташкентский фестиваль джаза. Он уведомил меня, что недавно был назначен директором учебного тетра Ташкентского театрально-художественного института, что первым делом он «выбил» у дирекции инструменты и пытается создать свой ВИА. Уже подобрано несколько студентов, владеющих начальными навыками игры на инструментах и один вокалист. А пока ребята осваивают сцену и инструменты, показывают приглашённому музыкальному руководителю Евгению Ширяеву – кто что умеет.

Ни о каком репертуаре говорить ещё не приходится. Мы посетовали, что коллектив ещё совсем «зелёный», но я, чтобы спровоцировать их на ускоренную работу, несколько необдуманно заявил: «Сможете за 3 дней приготовить два номера, идеологически зрелых, с чётко выраженной гражданской позицией, тогда я вне предварительных этапов допущу вас до участия в финале». По сути – волюнтаризм чистой воды!

С загоревшими вдруг глазами, Гера спешно покинул мой кабинет. Ближе к вечеру, он позвонил мне и попросил приехать в ТТХИ. Там я застал недавно приехавшего из Ленинграда молодого композитора Евгения Александровича (как потом выяснилось – Абрамовича) Ширяева и молодых исполнителей. Они ещё в очень сыром виде продемонстрировали песню «Тебе – комсомол!» (авторы Рожков и Ширяев). Тематически этот номер вполне подходил для мероприятия, проводимого комсомольским органом. Но больше у них ничего самостоятельного не было. Долгий разговор с ребятами никак не завершался. Тогда я позвонил домой и попросил супругу Саодат приготовить плов. Вместе с Рожковым и Ширяевым, а также примкнувшим к нам секретарём комитета комсомола института Виктором Медведевым мы поехали к нам домой, где, поужинав, вместе стали смотреть вечернюю новостную программу Центрального телевидения.

Когда показали сюжет о заключении в тюрьму известной американской правозащитницы Анджелы Дэвис, я сказал: «Вот Вам тема, которая сразу же могла бы выделить Вас среди сотен других коллективов», на что Виктор подстрекательски заявил: «Ало Максумович, а Вы напишите, мы же знаем, что Вы балуетесь иногда стихотворством». Все засмеялись, а я ничего не ответил.

Гости разошлись, а домашние вскоре улеглись спать. Но заснуть я не смог, вскоре потихоньку встал и вышел в гостиную. Практически моментально у меня полились строки:

«Из далёкой тюрьмы в Калифорнии,
Сквозь железные прутья решётки,
Пробивается Солнце чёрное – То глаза молодой патриотки.
Цвет печали и цвет мракобесья, Цвет пантер, всколыхнувший Штаты, Цвет,
запретный для воли и чести, Цвет, терпимый в рабах и солдатах.
Речитатив: Анджела, молодая, хрупкая девушка, Рождённая для Любви и
Счастья, Чёрная девушка, тебя судят за красные убеждения!
Ты бросила вызов Америке властной.
И вся планета тебе ответила миллионами красных роз В день твоего рождения.
Не сломить гордый дух Анджелы, Не убить в ней борца и учёного.
Все кто может – и жёлтый, и белый, Встань в защиту собратьев чёрных!
Над землёй, грозовою ненастной, Вопреки всех мастей расистам,
Поднимается Солнце красное –
Словно сердце Анджелы – гуманистки!

Рано утором, не заходя на работу, я, узнав примерный адрес Жени Ширяева, поехал к нему. Пришлось будить, но когда он услышал эти мажорные строчки, то вмиг «протрезвел» и попросил оставить стихи. Я уехал на работу. Опять ближе к вечеру мне позвонил Гера со словами: «Приезжай быстрее, ребята уже увлечённо распевают новую песню».

Три дня проходил конкурс, у сцены я распорядился поставить урны для выявления зрительских симпатий. Каюсь, но при подведении итогов, мне вновь пришлось использовать «административный ресурс». Дело в том, что члены жюри – а мы привлекли туда титулованных композиторов Шарифа Рамазанова, Хайри Изамова, Энмарка Салихова, певца, Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова, доцента Консерватории Минавар Таджиеву, работника городского управления культуры Иосифа Ладина, музыкального сотрудника Гостелерадио республики Любовь Юхнову - в основном оказались заангажированы разными ВИА, имеющими уже большую известность и популярность среди молодёжи.

Между ними разгорелись многочасовые жаркие дебаты, очень трудно было найти консенсус, но никто так и не назвал юный коллектив ТТХИ. Я вынужден был обратить внимание членов жюри на то, что именно у «театралов» оказались песни, отвечающие требованиям самого духа конкурса. Как это ни парадоксально, но решительнее всех мне возражал Батыр Закиров. Мог ли он тогда подумать,
что спустя несколько месяцев в составе этого ансамбля будут его родные братья Фаррух и Равшан, а в конце его, к сожалению, очень короткой жизни именно с этим коллективом он будет выступать на сцене.

Поддерживая Закирова, Хайри Изамов бросил неосторожную фразу: «Давайте нам официальные заказы, и мы тоже будем писать политические песни». На что я ответил, что писать надо по зову сердца, а не по заказам. Эта моя несколько пафосная фраза разошлась затем по творческим кругам.

Вернёмся к конкурсу. Пользуясь моим положением, я объявил, что
наибольшее число зрительских голосов было отдано ВИА ТТХИ. Грешен, это
было неправдой – в отличие от других, у него ещё не было своего
болельщика. «Своя рука – владыка!» – и я вынес решение – помимо
премий, определённых жюри, специальный приз вручить
вокально-инструментальному ансамблю театрального института и объявить
его Лауреатом.

Стыдно ли мне сейчас за это решение? Нет, потому что я искренне считал, что нам, советской молодёжи, не хватает именно таких коллективов, и второе – каким-то необъяснимым чутьём угадывалось замечательное будущее этого, очень своеобразного творческого коллектива.

Казалось, что Всевышний или руководил, или явственно помогал нам – вскоре Центральное телевидение объявило Всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!». У нас такой смотр не был проведён, но Зампред Гостелерадио Убай Бурханов попросил моего согласия на то, чтобы объявить «Яллу» (к этому времени ансамбль получил название) победителем так и несостоявшегося республиканского конкурса.

Я, разумеется, с удовольствием согласился. Тогда уже за счёт телевидения
«Яллу» направили на зональный конкурс в Свердловск, где он стал одним из победителей. Условия конкурса позволяли выбирать любую песню, и чтобы завоевать российского зрителя, остановились на песне Марка Фрадкина “На тот большак».

Я не стал навязывать свою «Анджелу», чтобы меня не заподозрили в личностных интересах. Но когда в 1972 году в Москве проходил Турнир Политической песни, то на него пригласили именно «Яллу» с песней «Чёрное-красное», После её исполнения, мне выпала честь вручить прямо на сцене клавир и текст песни родной сестре Анджелы – Фаине, которая специально прибыла на этот фестиваль.

Наутро в самой популярной советской газете «Комсомольская правда» на первой
полосе вышла статья со снимком «Песня для Анджелы». Кстати, много позже, когда я работал директором «Узбекфильма» к нам на студию приезжала сама Анджела с сестрой и её мужем. На этот раз я вручил самой А.Дэвис партитуру песни и оттиск статьи в «Комсомолке».

В том же 1971 году меня взяли на работу в ЦК ВЛКСМ, я подружился с Александром Масляковым, который вёл заключительные концерты Всесоюзного конкурса. Практически зная благоприятный исход участия «Яллы», я был свидетелем триумфа этого самодеятельного коллектива в Москве. Поскольку шла трансляция по ТВ, то и в Ташкенте узнали об этом.
Сразу же по возвращении ансамбля на Родину, по указанию секретаря ЦК партии А.У.Салимова он был введён в штат объединения «Узбекконцерт». Начался качественно новый этап в жизни этого коллектива, ставшего вскоре гордостью узбекской эстрады. Я написал тексты нескольких песен, которые исполнялись в республике крайне редко. Директор «Узбекконцерта» Амо Рубенович Назаров, а затем и министр культуры Зухра Рахимбабаева прямо мне сказали, что не надо
проявлять излишнюю творческую активность, поскольку это не по душе руководству.


ВИА "Ялла", 1972 год. Конкурс "Алло, мы ищем таланты". Песня "Ой мороз, мороз".

Сомневаюсь, что речь шла о Шарафе Рашидовиче. Но меня греет мысль, что я ещё раз сыграл важную роль в судьбе «Яллы».

Дело было в 1976 году в Тбилиси, где проходила Всесоюзная научно-практическая конференция по интернациональному воспитанию трудящихся. В кругу нескольких участников я обратился к секретарю ЦК КПУз. А.У.Салимову с предложением поднять статус худрука «Яллы» Евгения Ширяева до уровня художественного руководителя всего объединения «Узбекконцерт», а на его место выдвинуть солиста Фарруха Закирова.


«Ялла». Слева направо: Бахадыр Джураев, Сергей Аванесов, Равшан Закиров, Дмитрий Цирин, Фарух Закиров, Шахбоз Низамутдинов

Тому было две причины: во-первых, узбекский ансамбль «Ялла» получил уже всесоюзное признание и гастролировал даже за рубежом. А возглавляли его Герман Рожков и Евгений Ширяев. Во-вторых, и это главное(!) – Евгений Александрович, хотя и был прекрасным композитором и высококвалифицированным музыкантом, но не успел ещё сполна проникнуться узбекским мелосом и национальной культурой, а Фаррух Каримович представлял известную артистическую семью и, казалось, был пропитан народными мелодиями. А органичное сочетание современной западной и восточной культуры стало впоследствии определяющим в творческом лице нашего уникального коллектива.
Акил Умурзакович внимательно посмотрел на меня, но ничего не ответил. Зато вскоре в «Узбекконцерте» произошли кадровые изменения, которые имели решающие последствия.

Может быть, было бы уместно напомнить о том, как «в штыки» восприняли новый коллектив некоторые наши деятели «от культуры». Достаточно сказать, что в сатирическом журнале «Муштум» (кулак) появились карикатуры на длинноволосых «яллашников». Или же выступление в ЦК партии бывшего заместителя министра просвещения Икбол Тохтаходжаевой, которая требовала не допускать до ТВ солистов, «разлагающих» нашу молодёжь.

Пришлось давать им отпор, равно как и ведущему обозревателю газеты «Советская культура» В.Беляеву, который в разгар «узбекского дела» обвинил «Яллу» в скрытой антисоветчине, так как своим названием ансамбль, якобы, прославлял Аллаха. Такая вот бредовая мысль – традиционному народному плясовому с вокалом жанру была приписана религиозная основа. Я по собственной инициативе вынужден был давать разъяснения помощнику всесильного тогда Е.К.Лигачёва.

Нет необходимости в данной статье, отнюдь не претендующей на полноту изложения, рассказывать о дальнейшем блистательном пути нашей всенародно любимой «Яллы». Ограничусь лишь тем, что я был свидетелем триумфа этого коллектива не только в Москве, но и в Германии, и в Сиэтле (США). Всюду успех их был оглушительным, сотни и тысячи слушателей и зрителей, прежде всего – женского пола, влюблялись и в мелодии, и в самих наших красивых, обаятельных, харизматичных и талантливых артистов ансамбля.

История «Яллы» очень необычна. Нет в мире другого коллектива, который бы за несколько дней своего безрепертуарного существования уже становился бы победителем крупного конкурса, а затем – лауреатом множества других фестивалей и смотров. Для его первых шагов в большом искусстве понадобились и организаторские таланты его руководителей и опекунов, и воля и возможности такой организации, как комсомол. Ни Министерство культуры, ни профсоюзные органы, а именно комсомол породил «Яллу» и этого забывать не следует.

Кое-кто сознательно (непонятно – в угоду кому?) пытается вульгарно опошлить историю «Яллы» – будто она возникла благодаря двум студентам, которые нашли на свалке изодранную гитару, настроили её и стали петь. Пусть это будет на их совести, но они и сейчас ещё кормятся за счёт ВИА, которому судьбой было даровано затмить тысячи других эстрадных самодеятельных коллективов и стать Незаменимым.


ВИА "Ретро - ЯЛЛА"

К счастью, живы ещё многие участники и свидетели тех событий и было бы правильным и справедливым восстановить истинную историю «Яллы».

Фарух Закиров прославился по-настоящему, когда первым в СССР прочел по телевизору суры из Корана

Фарух Закиров: Я прославился по-настоящему, когда первым в СССР прочел по телевизору суры из Корана

На музыке «Яллы» выросло не одно поколение жителей СССР. Легендарный вокально-инструментальный ансамбль выступает уже 40 лет. Нет такого человека, который не знал бы его знаменитой песни «Учкудук». С автором бессмертного хита и руководителем группы Фарухом ЗАКИРОВЫМ мы встретились на ташкентском рынке, куда он заехал за свежими лепешками и подснежниками для жены.

Фарух Каримович, в этом году сразу два праздника: 40 лет группе «Ялла» и 10 лет, как вы стали министром культуры Узбекистана. Как будете отмечать?

К моему большому счастью, из чиновничества я уже убежал. Оказалось, что знать проблему изнутри - это одно, а принимать руководящие решения, брать на себя ответственность за судьбы - совсем другое. Да и смотрелся я среди чиновников белой вороной, мне даже за манеру одеваться по моде кличку придумали - Жених.

- И не жалко было терять такое кресло?

Пожалел только один раз, когда возвращал машину с министерскими номерами. К таким машинам особенное отношение. Никто не подрезает, милиция просто так не останавливает. Кстати, по иронии судьбы на работу в министерство меня возил тот же самый водитель, который до этого всю жизнь водил фуру с аппаратурой нашего ансамбля по гастролям. Так он позволял себе ехать со скоростью 65 км/ч, только когда сильно гневался, а так - 60, причем исключительно по правой полосе, как на фуре привык. Мучение! Поэтому приходилось самому за руль садиться.

- Пользуясь служебным положением, выяснили, кто запрещал ваш главный хит «Учкудук»?

Конечно. Учкудук до 1979 года был закрытым промышленным городом. Мы в компании с поэтом Юрием Энтиным оказались там во время гастролей по Узбекистану в 1980-м. Примерно через час после прогулки по Учкудуку Энтин написал про него стихи, я быстро подобрал на гитаре музыку, а вечером на концерте мы уже исполнили новую песню. Там присутствовал один из секретарей ЦК Компартии Узбекистана. Он удивленно произнес: «Песня об Уч-кудуке? Никто никогда не посвятил этому городу ни строчки!» Чиновники из его свиты подумали, что он возмутился, и в своем рвении запретили нам петь песню. Она год пролежала на полке. Но нашлись люди, которые на свой страх и риск прокрутили «Учкудук» по Центральному телевидению. Позже я беседовал с тем чиновником, он объяснил, что, оказывается, той фразой просто выразил свой восторг.

- Рассказывают, что, даже будучи министром, вы каждый выходной пели на свадьбах и корпоративах...

Чистая правда. В Узбекистане петь на свадьбах - большая честь. Люди копят деньги на знаменитых артистов. Если меня зовут, разве я вправе отказывать?!

Счастлив со второго раза

- Вы живете в своем доме или в квартире?

Свой дом удалось построить только в прошлом году. Живем вдвоем с женой Анной. Это мой второй брак. Первый не удался.

Я долго не женился, искал идеал. А однажды к нам в группу пришла интересная женщина, которая тут же завязала роман с моим товарищем. Я со стороны наблюдал за ними, сопереживал - и невольно влюблялся! Дальше получилось так, что товарищу родные не разрешили жениться, и я женился вместо него. Уже в загсе понял, что ничего у нас не получится. Ничего не изменило даже рождение сына Саида. Мы развелись.

- С сыном сейчас хорошие отношения?

Конечно. Он учился в Англии, в США, его специальность - международное право. Сейчас занимается бизнесом в Узбекистане.

Зато со второго раза мне повезло. Супруга на 20 лет меня моложе. Русская. В 1986 году Аня пришла работать в «Узбекконцерт», где работал и я. Ей было всего 19, она носила длинную косу... Смешно, но Анна до сих пор называет меня по имени и отчеству. Когда мы поженились, у нее на руках был полуторагодовалый ребенок Мишенька. Мой младший сын. Он повторяет путь старшего брата - учится в США. Подрабатывает в страховой компании.

- Скучаете по СССР?

Весело было. Помню, как мы давали интервью во время гастролей на Цейлоне. Журналист спрашивает: разрешена ли в СССР религия? Отвечаем - все нормально. Но чувствуем, не верят. Спрашивают, а кто-нибудь хоть строчку из Корана может наизусть прочесть. Я говорю: тут не лучшее место для чтения Корана, да простит меня Аллах, и читаю суру. Они просто на лопатках оказались. Артист из «империи зла» знает Коран. Уже дома после приезда рассказываю об этом случае на нашем центральном ТВ. Ведущая не верит. Пришлось снова цитировать священную книгу. Я был первым, кто сделал это на советском телевидении. На следующий день я проснулся по-настоящему знаменитым.

- На гастролях, наверное, и не такое случалось.

Особенно мне запомнилось, как в Афганистане мы парились в бане, сделанной из корпусов ракет, с ребятами, которые только что вернулись с боевого задания. Однажды наше выступление там обстреляли, а в другой раз «Яллу» пригласили во дворец президента Афганистана Наджибуллы, который устроил прием для госаппарата. В этот же день у меня был день рождения. Наджибулла вышел на сцену, поздравил и вручил мне позолоченные часы «Сэйбол» с хрустальным стеклом. В день его смерти они упали с руки на асфальт и разбились. А до этого несколько раз падали, и ни царапины.

- Вы много курите. Сколько пачек в день?

Две. Пристрастился во втором классе. Недавно проходил в США обследование. Когда врач узнал, что я курю больше 50 лет, выпал в осадок. Сердце, говорит, абсолютно здоровое, но если бы вы не курили, то прожили бы до ста лет. Сейчас снова появился стимул бросить. Сыновья внука мне никак не подарят, а так хочется маленького понянчить. Пугаю их, говорю - еще год подожду и сам вам братика сделаю.

На Востоке, на Востоке…

Легендарный ВИА «Ялла» был создан выпускниками музыкальных вузов Германом Рожковым – художественный руководитель и Евгением Ширяевым – музыкальный руководитель в городе Ташкенте при «Узбекконцерте» в 1970 году. Идейным вдохновителем коллектива является популярный эстрадный певец Батыр Закиров, а автором названия «Ялла» можно по праву считать режиссёра коллектива Анатолия Кабулова, который предложил так назвать ансамбль на одной из репетиций. Первые репетиции проходили в театрально-художественном институте. В состав ансамбля вошли музыканты: Рушан Багиров, Шахбаз Низамутдинов, Алиаскар Фатхуллин. Музыканты, наряду с современными музыкальными инструментами: электрогитарами и электроорганом, смело включают в звучание своего ансамбля и народные инструменты – най, тамбур, рубаб и дойру. В начале своего творческого пути ВИА «Ялла» успешно выступил в телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!» в 1971 году, который проходил в городе Свердловске. На суд зрителя молодые музыканты представили песню композиторов Энмаркса Салихова «Кыз бола» /Озорная девушка/ и песню Марка Фрадкина «Песня о любви»/На тот большак/ на слова поэта Николая Доризо. Позднее коллектив принял участие в финальном конкурсе этой программы в городе Москве с русской народной песней «Плывут туманы белые», солист Равшан Закиров и узбекской песней «Рамазан», который был показан по ЦТ нашей страны - Советскому Союзу. Параллельно с сольными выступлениями, молодёжный ансамбль работает в концертной программе в Ташкентском мюзик-холле, который организовал Батыр Закиров. В 1972 году ВИА «Ялла» пополнил молодой музыкант и певец Фаррух Закиров, имеющий большое артистическое наследие. Его отец Карим был знаменитым оперным певцом, а старший брат Батыр и сестра Луиза популярными эстрадными артистами, творчество которых сыграло огромную роль в развитии культуры и искусства Узбекистана. Песни «Беглянка Хабиба», «Седая любовь», «Девушка и кувшин», «Где же ты, счастье?» в их исполнении вошли в Золотой фонд советской эстрады. Фаррух с юных лет пробует свои силы в композиторской деятельности. Его песни вошли в репертуар брата и сестры, а в последующем и в звёздный репертуар ансамбля «Ялла». За исполнение песни «Плакучая ива» написанной Фаррухом, на фестивале «Братиславская Лира» /1974 г/ Батыр получил приз зрительских симпатий. На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» музыканты записали свои первые песни: «Ялламаерм» и «Кыз бола». В 1973 году ВИА «Ялла» принимает участие на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине с песней «Ялламаерм». Фирма грамзаписи «Амига» включает её в диск «Шлягер парада», также музыканты записывают ряд песен из своего репертуара на немецком языке на местном радио. Творчеству молодых музыкантов из Узбекистана уделяет своё внимание отечественный журнал «Кругозор» и записывает на пластинке-вкладыше их популярную песню «Ялламаерм». Со временем состав ансамбля пополняется солистками - вокалистками: Натальей Нурмухамедовой, Ларисой Кандаловой и Натальей Байхановой. В основном за основу творчества музыканты взяли национальные музыкальные традиции Узбекистана, только уже в современных, молодёжных ритмах и аранжировках 70-х годов XX столетия. В их концертном репертуаре также звучали песни и зарубежных авторов. Музыканты фактически являются основоположниками фольк-рок-поп-музыки на Родине. В 1976 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» была издана очередная грампластинка ансамбля с песнями: «Здравствуй, фестиваль» /Е.Ширяев - А.Файнберг/,
«Ким узи» /Х.Изамов - Э.Рахимов/, солистка Наталья Байханова, «Тормнинг сири» /М.Левиев - Т.Тула/, «Нав нихол» /узбекская народная песня, обработка Е.Ширяев - Т.Тула/. В серию грампластинок «Узбекские эстрадные песни» музыканты записали песни Фарруха Закирова: «Сен булмасанг енимда» на стихи Н.Сабри, солистка Наталья Байханова и «Ким керак» на стихи А.Пулата. Со временем состав ансамбля обновляется. В нём работают музыканты: Фаррух Закиров – художественный руководитель, вокал, Сергей Аванесов – гитара, вокал, Баходыр Джураев – бас-гитара, вокал, Алиаскар Фатхуллин – электроорган, вокал, Шамиль Закиров – клавишные инструменты, вокал, Дмитрий Цирин – ударные инструменты, вокал. В 1978 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила в тираж очередную грампластинку с песнями: «Звезда Востока» /Д.Тухманов - Р.Бабаджанян, Л.Ошанин/, «Пой, дутар, в руках джигита» /Ф.Закиров - Э.Ахунова/, солист Фаррух Закиров, «Юмалаб-Юмалаб» /музыка народная, слова А.Пулат/, солистка Наталья Байханова, «Песня друзей» /Е.Ширяев - Н.Волков, В.Зубарев/, солистка Лариса Кандалова. В репертуар ансамбля вошли песни собственного сочинения на слова великих поэтов Востока – Алишера Навои, Омара Хайяма, Рабиндранада Тагора и других. Также в выступлениях молодых музыкантов звучали узбекские народные песни в эстрадной обработке. В 1979 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходит грампластинка коллектива с песнями: «Кто он?» /Х.Изамов – Э.Рахим/, «Тайны моей души» /М.Левиев - Т.Тула/. В этом году на должность музыкального руководителя ВИА «Ялла» приглашается Рустам Ильясов. В это время состав ансамбля обновляется, в нём продолжая традиции легендарного коллектива работают музыканты: Рустам Ильясов – бас-гитара, аранжировка, вокал, Джавлон Тохтаев – акустическая гитара, вокал, Аббос Алиев – соло-гитара, клавишные, бузуки, тамбо, аранжировка, вокал, Сарвар Казиев – клавишные инструменты, вокал, Алишер Туляганов – национальные, ударные инструменты, вокал. Возглавил ВИА «Ялла» художественный руководитель певец и композитор Фаррух Закиров. Много лет директором коллектива работал поэт-песенник Юрий Энтин. Они являются также и авторами многих популярных песен, которые звучат в репертуаре ансамбля. Рустам Ильясов проработав длительное время в ансамбле в 1994 году покинет Родину и уедет на своё новое местожительство в США. В 1980 году выходит очередная грампластинка коллектива с песнями: «Это любовь» /А.Рыбников - Р.Тагор, рус.текст А.Адалиса/, «Позвала меня дорога» /Ф.Закиров - А.Арипов, рус.текст А.Преловского/. В 1981 году государственный заслуженный ансамбль Узбекской ССР «Ялла» принял участие в ежегодном телевизионном фестивале «Песня Года» на ЦТ, где успешно исполнил песню композитора Алексея Рыбникова «Последняя поэма» на слова поэта Рабиндраната Тагора в переводе Ангелины Адалис из кинофильма режиссёра И.Фрэза «Вам и не снилось». В 1982 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый диск-гигант ВИА «Ялла» - «Три Колодца», песни которого приносят коллективу широкую известность и всенародное признание. Песня композитора Фарруха Закирова «Три Колодца» на слова поэта Юрия Энтина становится шлягером на века и визитной карточкой ансамбля. Она звучит в программе «Доброе утро» и по радиостанции «Юность». Также с этой песней ансамбль выступил на очередном телевизионном фестивале «Песня Года». Легендарный Уч Кудук /Три колодца/, воспетый музыкантами в песне, это фактически оазис среди песков Кызыл-Кума, а с другой стороны – один из многих обыкновенных промышленных городков солнечного Узбекистана. В 1983 году подтверждая правильность своего выбора песен в репертуар, ВИА «Ялла» на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выпускает свой очередной диск-гигант «Лицо возлюбленной моей». В записи песен приняли участие: Рустам Ильясов – бас-гитара, casiotone, вокал, Борис Гершкович – гитара, Джавлон Тохтаев – акустическая гитара, вокал, Аббос Алиев – rodes piano, mini moog, yamaha strings, honer piano, вокал, Сарвар Казиев – клавишные инструменты, вокал, Алишер Туляганов – национальные, ударные инструменты, вокал, Фаррух Закиров – флейта, вокал. Многие песни в исполнении участников ансамбля в разные годы их творчества также становились шлягерами советской эстрады и звучали в сериях грампластинок Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия»: «Дискоклуб-5», «Родина - песня моя», «Парад ансамблей» и других. В 1984 году участники ансамбля «Ялла» приняли участие в очередном телевизионном фестивале «Песня Года», где успешно исполнили свою новую песню композитора Фарруха Закирова «Шахризабз» на слова поэта Евгения Березякова. В 1985 году они вновь дипломанты очередного телевизионного фестиваля «Песня Года», где дарят зрителям свою новую песню композитора Фарруха Закирова «Город снов» на слова поэта Алексея Дидурова. В 1986 году в очередном телевизионном фестивале «Песня Года» приняла участие и экс-солистка ВИА «Ялла» лауреат Всесоюзного конкурса, лауреат Ленинского Комсомола Узбекской ССР певица Наталья Нурмухамедова, исполнив песню «Танец на воздушных шарах» /А.Корчинский - В.Степанов/. В 1988 году легендарный ВИА «Ялла» записал свой очередной диск-гигант «Музыкальная чайхана», где свою песню «Канатоходцы» на слова поэта Алексея Дидурова, Фаррух Закиров исполнил с Наталией Нурмухамедовой. За всё время творчества коллективом были созданы красочные театрализованные представления: «Создадим праздник, друзья», «Лицо возлюбленной моей» и «Чайхана на все времена». В 1991 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» коллектив записал свой очередной диск-гигант, где в составе ансамбля поёт и молодая солистка Юлдуз Усманова. Музыкантами были записаны песни: «Фалакнинг фьел-афьоли» /Ф.Закиров - Омар Хайям/, «Долалар» /Ф.Закиров - А.Навои/, «Согиниш» /музыка народная - Фуркат/ и многие другие. В 1997 году коллектив записал свой альбом лучших песен на английском языке в США. В 1999 году легендарный ВИА «Ялла» записал альбом «Восточный базар», а в 2000 году вышел их альбом «Борода верблюда» на CD. В 2000 году Фарруха Каримовича Закирова назначили на пост министра культуры Узбекистана, но служение искусству пересилило, и в последующем он, как и прежде, все свои силы и время отдаёт служению Музе – эстрадной песне, на радость своему зрителю. 30 сентября 2002 года прошел торжественный юбилейный концерт коллектива под названием «Путеводная звезда» в ГЦКЗ «Россия» в Москве, посвящённый 30-летию создания легендарного ВИА «Ялла». 4 октября этого же года, спустя десять лет, легендарный ансамбль выступил со своей концертной программой на сцене БКЗ «Октябрьский» в городе Санкт - Петербурге. О петербургском зрителе, в своём интервью перед началом концерта, заметил руководитель ансамбля Фаррух Закиров: «В вашем городе очень доброжелательный, культурный, но вместе с тем требовательный зритель. И если этот зритель тебя принял, то всё будет хорошо и дальше. Поэтому мы покажем самое лучшее, что собрали за тридцать лет, - наш «золотой фонд», наше единственное богатство – наши песни. Мы складывали их в золотой сундук, и вот теперь пришло время его открыть и дарить радость нашим добрым зрителям». К этой дате Ташкентским продюсерским центром «East Side» /Восточная сторона/ при поддержке Культурно-информационного делового центра Узбекистана в Москве в рамках проекта «Антология узбекской культуры» выпущен альбом «Ялла. Избранное». В аннотации альбома о творчестве коллектива отмечено: «Пряность и изыск Востока органично сплетаются в их композициях с зажигательными эстрадными ритмами». В 2003 году в серии «GRAND» ВИА «Ялла» записали альбом со своими лучшими песнями, в который вошли хиты коллектива: «Шахризабз», «Музыкальная чайхана», «Уч Кудук» и другие. В 2005 году легендарный ансамбль «Ялла» отметил своё 35-летие серией своих гала-концертов. Он лауреат многих Международных конкурсов и фестивалей. В канун Нового 2007 года ансамбль «Ялла», наряду с кумирами 70-80х годов, принял участие в концертном шоу «Легенды Ретро FM» в московском зале «Олимпийский», которое транслировалось по I каналу Российского телевидения. Осенью 02-04 ноября музыканты успешно выступили в московском Театре Эстрады. За годы творчества на эстраде гастрольный тур ансамбля прошел по городам Европы, Дальнего и Ближнего Востока, Америки, Африки и многим другим городам стран нашего материка. После гастрольного тура по Ближнему Востоку, 30 апреля 2008 года на сцене БКЗ «Октябрьский» в Санкт - Петербурге состоялся концерт легендарного ансамбля «Ялла» под руководством Народного артиста Узбекистана Фарруха Закирова, где прозвучали новые и уже ставшие легендарными песни-шлягеры тех годов, когда многие из нас были молодые. Эти песни греют наши сердца и души уже много лет, поднимают настроение. В настоящее время династию артистов семьи Закировых продолжают певицы: внучка Батыра – Шоиста Саидова и дочь Луизы - Наргиза. Параллельно с ВИА «Ялла» на эстраде возобновил свою работу Алиаскар Фатхуллин и ансамбль «Ретро-Ялла» состоящий из музыкантов первого состава. В истории развития вокально-инструментального движения в Советском Союзе, как нельзя представить Россию без творчества ВИА «Поющие Гитары», которые являются основоположниками этого жанра, Украину без ВИА «Смеричка», Белоруссию без ВИА «Песняры», Молдавию без ВИА «Контемпоранул», так нельзя представить культуру и искусство солнечного Узбекистана без творчества музыкантов ВИА «Ялла»! Пожелаем же участникам легендарного ВИА «Ялла» успехов в их звёздном творчестве, новых песен, успешных гастрольных туров и сердечных встреч со своими зрителями.

У любви и музыки есть крылья.
С ними не боюсь я высоты.

Наргиз Байханова умерла 23 апреля после продолжительной болезни в своем доме, который находится в районе «Бешагач» в Ташкенте. В прошлом году певица была прооперирована в одной из немецких больниц.

Наргиз Байханову похоронили сегодня, во второй половине дня, на столичном кладбище «Чигатай».

Киноактер Джавахир Закиров, который принял участие в похоронах некогда известной певицы, рассказал репортеру «Озодлика» о том, что провести в последний путь Наргиз Байханову пришли представители Министерства по делам культуры и спорта, а также сотни деятелей искусства и культуры Узбекистана:

– На похороны пришло очень много народа. Там были сын покойной Саид Закиров, бывший супруг Фаррух Закиров и многие узбекские артисты, – сказал нашему радио Джавахир Закиров.

По его словам, династия Закировых и узбекская эстрада лишились обладателя уникального голоса. Наргиз Байханова была первой супругой Фарруха Закирова, бессменного солиста мегапопулярной группы «Ялла».

Наргиз Байханова стала известной после исполнения песни «Сен бўлмасанг ёнимда» («Если ты не рядом со мною»). В настоящее время эту песню исполняют молодые представители узбекской эстрады.

Наргиз Байханова была одной из двух бывших солисток вокально-инструментального ансамбля «Ялла».

В 1974 году в составе группы «Ялла» Лариса Кандалова и Наргиз Байханова представили музыку советского Узбекистана на концертах в Берлине и Дрездене. Последний раз певица появилась в кадре картины «Подарю тебе город», снятого в 1978 году режиссером Эдуардом Хачатуровым.

В 1970 г. в Ташкентском театральном институте существовал учебный театр, которым руководил Герман Рожков. Именно Рожков обратил внимание на самодеятельный ВИА и поддержал талантливых ребят.


Свое название участники коллектива почерпнули из слов песни «Кыз бола», хотя слово «Ялла» похоже на название одного из стилей народной музыки Узбекистана. Именно песня «Кыз бола» («Озорная девушка») чуть позже принесла первый успех группе. Она прозвучала в 1971 г. на региональном туре конкурса «Алло, мы ищем таланты!» , который проходил в г. Свердловске. Помимо песен на родном языке, ВИА «Ялла» исполнял также русскоязычные песни, такие, как «На тот большак», «Плывут туманы белые» и др. «Ялла» пробивается в финал конкурса, который проходит в Москве и исполняет там одну песню на родном языке и одну - на русском.


В то время солистами ансамбля были Рафшан Закиров и Фарух Закиров. С именем последнего связана вся история коллектива, начиная от 70-х и заканчивая настоящим временем. Ансамбль на конкурсе так понравился зрителям и музыкальным чиновникам, что ребятам предложили записать 2 песни на фирме « Мелодия»

И, действительно, творчество группы было довольно необычным. Своеобразие музыкальных композиций, переплетение звучания современных и узбекских народных инструментов, яркий восточный колорит внешности участников - все это создавало впечатление чего-то экзотического, ранее неведомого советской эстрадной сцене. Своему успеху группа также немало обязана и первому музыкальному руководителю Е. Ширяеву, обладавшему отменным музыкальным и художественным вкусом и отличными способностями организатора.



Материнский капитал