Дикторы советского телевидения программы время. Дикторы советского телевидения - достояние отечественной культуры

ФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии


1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»



2.


Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор - это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение - это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.


3. Анна Николаевна Шатилова - диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей


Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени - то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.



5. Игорь Леонидович Кириллов - диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим


Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных - можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.



7. Наталья Михайловна Андреева - диктор ЦТ с 1982 года, ныне - преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»


Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.



9. Виктор Петрович Ткаченко - диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне - преподователь в Первой национальной школе ТВ

10.


Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.



11. Виктор Иванович Балашов - диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии

12.


Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности - того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.



13. Дина Анатольевна Григорьева - диктор ЦТ с 1975 года, ныне - преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»

14.


На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, - за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.



15. Валентина Николаевна Мокроусова - диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»


16. Анна Николаевна Шатилова, 1985

В понедельник, 21 ноября, во всем мире отмечают День телевидения. Первые звезды Советского Союза понятия не имели, что такое закадровый текст, а их бархатные голоса узнавала вся страна. «СтарХит» поздравил легенд ТВ с профессиональным праздником.

Игорь Кириллов

Диктор центрального телевидения с 1958 по 2004 год

Еще четыре года назад, когда «СтарХит» поздравлял Игоря Леонидовича с 80-летием, он был бодр и весел. Рассказывал о молодой жене Татьяне из Молдавии. Но в последнее время знакомые ведущего программы «Время» заметили, что он как-то сдал… «Все нормально, − говорит «СтарХиту» Игорь Кириллов. – Иногда работаю. Вчера с Анной Шатиловой вели мероприятие в ЦДЛ. В плохую погоду из дома не выхожу, в моем возрасте это опасно. Настроения нет. По телевизору смотреть нечего. Только жена и развлекает».

С Татьяной диктор познакомился в 2007 году в магазине, где она работала продавцом. Однажды женщина предложила Кириллову помощь по хозяйству. А потом сама попала в беду – потеряла работу, а вместе с ней и жилье. Игорь Леонидович приютил Татьяну. Между ними завязался роман. Так вышло, что дети Кириллова не рядом с ним. Дочь Анна живет в Германии. Сын Всеволод, совладелец фирмы по организации охоты в Африке, умер от панкреатита в Камеруне. У него осталось четверо детей. Только после смерти Всеволода Кириллов смог познакомиться с внуками, но дружбы не сложилось.

АННА ШАТИЛОВА

Диктор центрального телевидения с 1962 по 1995 год

// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

Несмотря на солидный возраст – а в эту субботу, 26 ноября, Анне Николаевне исполняется 78 лет, – она все так же востребована в профессии. Шатилова до сих пор ведет на Красной площади парады, посвященные Дню Победы, а также другие праздники.

«Спрос стал даже больше, чем раньше, − поделилась со «СтарХитом» ведущая. – Несколько раз в неделю у меня мероприятия. Вот и в свой день рождения буду работать. Мы с Евгением Кочергиным ведем концерт в Ледовом дворце в Подольске. Дела идут хорошо. Занимаюсь любимой профессией. С сыном Кириллом, его женой Алиной и детьми дружим. Мы одна семья – и финансово тоже. Все гонорары трачу на внуков, 12-летнего Светослава и 14-летнего Всеволода. Со старшим Севой мы много путешествуем вместе. Были в Великом Устюге, Германии, во Франции. А уж я сама весь мир облетела еще при Советском Союзе. Поездки предречены мне гороскопом: я Стрелец, не люблю сидеть на месте. Сын Кирилл у меня талантливый. Он переводчик и писатель. Недавно перевел пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта» на русский. Кирилл с семьей часто гостит в моем загородном двухэтажном доме, где есть все удобства. Я его строила, чтобы проводить там время с родными».

АЗАЛИЯ ЛИХИТЧЕНКО

Диктор центрального телевидения с 1968 по 1993 год

// Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Стукалин

Одну из ведущих программы «Время» Азалию Лихитченко часто приглашают на телевизионные ток-шоу, но она отвечает отказом: «Баста. Надо знать, когда уходить». «Я не скучаю, – поделилась со «СтарХитом» Аза Владимировна. – Гости круглый год. Приезжают приятельницы. Дочка Екатерина живет на соседней улице, часто заглядывает ко мне. Внук Дима звонит каждый день. Игорь Кириллов всегда на связи по телефону. Зиму провожу в московской квартире. По теплу перебираюсь на дачу в Рузском районе − у меня участок шесть соток и деревянный домик на горе. Он хоть и совковый, но уютный. И летом нет комаров. Самочувствие нормальное. Каждое утро начинаю с чашки кофе. Дочка все время предлагает нанять помощницу по хозяйству. Но я отказываюсь! Это же мое движение. Поэтому убираюсь сама. Из болячек только астма. В холода не могу нормально погулять на свежем воздухе – начинаю задыхаться. Принимаю лекарства. Пока сижу дома, слушаю радио и смотрю телевизор, программы Андрюши Малахова тоже».

Виктор Балашов

Диктор центрального телевидения с 1947 по 1996 год

// Фото: Дмитрий Азаров/КоммерсантЪ

91-летний Виктор Иванович прошел войну, получил осколочное ранение в ноги, которое стало напоминать о себе в последние годы. Недавно Балашов перенес операцию. Сейчас ходит с палочкой.

«Восстанавливаюсь на даче, − поделился со «СтарХитом» диктор. – Делаю гимнастику, придерживаюсь диеты. По прогнозам врачей, предстоит еще не одна операция. Дочь, Маргарита Викторовна, уже на пенсии, часто навещает меня. Но на днях вот улетела во Францию. Там работают и живут внучка и ее муж. У меня подрастают прекрасные правнуки: Шурику уже восемь лет, он, как и я в юности, занимается самбо, а красотке Иришке четыре годика. Живу помаленьку, благо помогают друзья и вера. Часто хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь».

22 марта 2016 года Центральное Телевидение отпраздновало свой 65-летний юбилей. Сегодня трудно представить, что были времена, когда вещание осуществлялось только на два города: Москву и Ленинград (Санкт-Петербург), было чёрно-белым, и все передачи шли в прямом эфире. Только с 1957-го началась трансляция на европейскую часть а со 2 ноября 1967-м - на всю территорию страны. Теми, кто общался с населением с голубого экрана, читал новости, вёл передачи и комментировал спортивные соревнования, были дикторы советского телевидения. Это были представители особой профессии и специально созданного отдела на ЦСТ, прекратившего своё существование в 1995-м.

Требование к профессии формировалось постепенно, на лучших примерах дикторов пятидесятых, ставших кумирами миллионов зрителей. Благодаря их таланту стали понятны требования к будущим соискателям работы на телевидении: хорошая дикция, грамотная речь, внешний вид и умение общаться с аудиторией, пусть присутствующей лишь незримо. В дальнейшем на работу будут приниматься только те, кто пройдёт конкурсные испытания из трёх туров, что сродни отбору в театральный вуз. Дикторы советского телевидения, на которых предстояло равняться, - это, прежде всего, Виктор Балашов и Игорь Кириллов, Светлана Жильцова и Валентина Леонтьева и Анна Шатилова.

Ныне здравствующий Виктор Балашов, 1924 года рождения, выпускник Школы-студии МХАТ - образец дикторского чтения. Прошедший Великую Отечественную войну, свою карьеру он начинал на радио, где дикция и звучание голоса играли очень важную роль. Работал вместе с легендарным Юрием Левитаном. Придя на телевидение в 1947-м, он до начала эфира разрабатывал связки, как профессиональный певец. Своим уникальным басовитым голосом объявлял важные для страны новости, став ведущим программы «Время». Ему выпала честь сообщить о полёте Юрия Гагарина, прочесть напутствие заболевшего Л. И. Брежнева космонавтам станции «Союз-Аполлон», первому международному экипажу. Проработавший на телевидении до 1996 года, является народным артистом России.

Дикторы - ведущие телевизионных передач

Работали дикторы в различных редакциях, и не только великолепно читали текст, но и вели разнообразные передачи, навсегда связав своё имя с их историей. Так, Владимир Ухин был бессменным ведущим детских выпусков «Спокойной ночи, малыши», Ангелина Вовк 18 лет вела итоговую «Песню года», Юрий Николаев ассоциируется с «Утренней звездой», а Светлана Жильцова и Александр Масляков - с тем КВНом, который начинался с песни «Берите в руки карандаш, мы начинаем вечер наш».

Парадоксально, что ни Александр, ни Светлана не были первыми ведущими КВНа, но именно они стали его символами. Передача, родившись из другой весёлой программы, стала единственной, в условиях прямого эфира, неподвластной и неподконтрольной начальству. Её закрытие в 1971 году по формальному поводу - команда Одессы вышла на игру с наклеенными усами и бородами - стало завершением свободолюбивых 60-х годов.

Светлана Жильцова попала на телевидение совершенно случайно, но этому предшествовали её многолетние занятия в студии художественного слова при Доме пионеров. Будучи студенткой иняза, она была приглашена на телевидение из-за знания английского языка. После неожиданной замены заболевшего ведущего детской спортивной программы, где в 40-минутной передаче она хорошо себя проявила, девушку пригласили в штат. Её отличали улыбчивость и правильная В те годы за речью в эфире следил педагог русского языка, у которого дикторы советского телевидения получали уроки. Александр Масляков пришёл в КВН в 1964-м, будучи ещё студентом, и остался верен этой игре до настоящего времени.

Иконы стиля

При отсутствии коммерческой составляющей телевидения, одежду для появления в эфире ведущие подбирали самостоятельно. Выезжая за рубеж, следя за модой и изыскивая возможности для приобретения качественных материалов, настоящими иконами стиля в СССР были именно советские дикторы телевидения. Женщины первыми продемонстрировали красоту и практичность кримпленовых костюмов, скромных, но изысканных украшений, великолепных причёсок от признанных мастеров. Анна Шатилова, Ангелина Вовк, привлекаемые к работе на телевидении до сих пор, демонстрируют безупречный вкус, и в зрелом возрасте вызывая восторженные отзывы.

Образцом женственности и красоты на протяжении десятков лет оставалась Валентина Леонтьева, ведущая самой человечной передачи «От всей души», без которой не мыслилась ни одна рейтинговая программа на телевидении. Народная артистка СССР трудилась до 65 лет, сделав пластическую операцию, чтобы сохранить любимую работу.

Нестареющие ветераны

С закрытием отдела дикторов большинство ветеранов телевидения оставили любимую работу, продолжая трудиться в других направлениях. Великолепную карьеру сделала неподражаемая Екатерина Андреева, выпускница дикторской школы 1992 года, выделяющаяся среди коллег интеллигентностью и уважительным отношением к слову. Но есть и представители более старшего поколения, дикторы советского телевидения. Мужчины представлены нестареющим Игорем Кирилловым, начавшим свою деятельность в далёком 57-м. 30 лет он являлся бессменным ведущим программы «Время». Благодаря профессионализму и великолепному тембру голоса ему поручалось поздравление жителей страны с Новым годом, комментирование праздничных мероприятий с главной площади столицы, чем он продолжает заниматься и в настоящее время, работая в паре с неувядаемой Анной Шатиловой.

Дикторы советского телевидения стали неотъемлемой частью культуры страны, предметом гордости и уважения.

Центральное телевидение Гостелерадио СССР (ЦТ СССР) - советская государственная организация в составе Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, отвечавшая за всесоюзное и частично региональное телевизионное вещание. Существовала наряду с республиканским и местным (областным, городским) телевидением с 1951 до 1991 год. связи с распадом СССР прекратила своё существование. На базе Центрального телевидения была сформирована Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания «Останкино».

  • 1 История
  • 2 Время вещания
  • 3 Подчинённость
  • 4 Генеральные директора
  • 5 Структура
  • 6 Часы, заставки и оформление
  • 7 Транслируемые передачи
    • 7.1 Перестроечные
    • 7.2 Информационные программы
      • 7.2.1 Оперативная информация
      • 7.2.2 Информационно-аналитические и информационно-развлекательные программы
      • 7.2.3 Прямые трансляции
  • 8 Дикторы ЦТ
  • 9 Спортивные комментаторы
  • 10 Ушедшие из жизни сотрудники ЦТ СССР
  • 11 Дикторы-сурдопереводчики
  • 12 Синоптики программы «Время»
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки
  • 16 Литература

История

1 мая 1931 года состоялась первая в СССР экспериментальная телевизионная передача механического телевидения, без звука. 1 октября 1931 года в Москве начались первые телевизионные передачи на средних волнах со звуком. Позже телевизионные передачи начали выходить также из Ленинграда и Одессы. Москва вела передачи 12 раз в месяц по 60 минут. октябре 1932 года был показан фильм об открытии Днепровской гидравлической электростанции.

В декабре 1933 года вещание в Москве прекратилось, в связи с тем, что было признано более перспективным создание электронного телевидения. Однако так как промышленность ещё не освоила новую телевизионную аппаратуру, 11 февраля 1934 года передачи возобновились. 11 февраля 1934 года был создан отдел телевидения Всесоюзного Радиокомитета. Механическое телевидение окончательно прекратило вещание 1 апреля 1941 года.

С 1936 года в Москве и Ленинграде существовали телецентры, работавшие по электронной технологии. Причём Ленинградский со стандартом разложения на 240 строк, использовал отечественное оборудование в отличие от московского со стандартом в 343 строки, основанного на оборудовании RCA.

В 1938 году проходят экспериментальные телевизионные передачи электронного телевидения, а в марте 1939 года оно начало регулярное вещание. 7 июля 1938 года в Ленинграде основано Ленинградское ТВ. годы Великой Отечественной войны телевидение не работало. Передачи были возобновлены 7 мая 1945 года, а 15 декабря москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского Союза, культурным мероприятиям, науке, спорту. декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции. 16 июня 1949 года с Шаболовки началось вещание по стандарту 625 строк.

22 марта 1951 года в составе Всесоюзного радио была создана Центральная студия телевидения, в составе которой были образованы тематические отделы - «редакции»: общественно-политическая редакция, редакция литературно-драматического вещания, редакция передач для детей и музыкальная редакция. С 1 января 1955 года работает ежедневно. 14 февраля 1956 года в эфир вышла Вторая (московская) программа ЦТ. 1956 году была создана редакция «Последних известий». 1957 году Центральная студия телевидения была выведена из Всесоюзного радио и реорганизована в государственное учреждение «Центральное телевидение», редакции Центральной студии телевидения были реорганизованы в главные редакции Центрального телевидения, Главное управление радиоинформации было выведено из подчинения Министерства культуры, переподчинено напрямую Совету Министров и реорганизовано в Государственный комитет по радиовещанию и телевидению. Во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов было создано большинство студий телевидения на местах (в центрах областей, краёв и автономий) и телекомпании союзных республик (таких как «Украинское телевидение», «Белорусское телевидение» и т. д.), которые на протяжении практически до самого конца советского периода были однопрограмными и вещали в каждой союзной республике (кроме РСФСР), обычно на второй, а с 1982 года - на третьей кнопке.

Эксперименты с передачами в цвете начались 14 января 1960 года. С 29 марта 1965 года вещает Третья (учебно-образовательная) программа, а с 4 ноября 1967 года - Четвёртая программа. С 1 октября 1967 года Первая программа начала регулярное вещание в цвете. На европейскую часть СССР сигнал передавался по наземным радиорелейным линиям.

1 мая 1965 года был проведён эксперимент по ретрансляции программ ЦТ через спутник связи «Молния-1» на Дальний Восток. Регулярную работу система «Орбита» начала 2 ноября 1967 года, когда был открыт телецентр в Останкино. Передачи предназначались для Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. С 1971 года на Урал, Среднюю Азию и часть Казахстана передаётся дубль Первой программы - программа «Восток», учитывающая поясное время (+2 часа от московского). С 1 января 1976 года Останкино ведёт передачи на восьми каналах: помимо четырёх основных программ ещё четыре дубля Первой программы по спутниковой системе «Орбита» передаются специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +8, +6, +4 и +2 часа («Орбита-1,-2,-3,-4» соответственно. Так, первый выпуск вечерней программы «Время» по системе «Орбита-1» выходил в эфир в 12:30 московского времени. Спутниковая система «Экран», заработавшая 26 октября 1976 года, позволяет принимать передачи ЦТ на приёмники коллективного пользования в населённых пунктах Сибири и Крайнего Севера. С 1 января 1977 года все программы ЦТ вещают в цвете. 1981 году в дни школьных каникул был показан мультсериал «80 дней вокруг света».

1 января 1982 года ЦТ перепланировало свои программы: вечерняя Четвёртая стала Второй программой, московская программа становится Третьей, а учебно-образовательная - Четвёртой, общесоюзный статус которой обеспечивали четыре дубля для восточных территорий («Дубль-1,-2,-3,-4»). Работу она начинала в 8:00 и после дневного перерыва возобновляла эфир в 18:00 выпуском «Новостей». 1986 году в эфире московской программы появились передача «Панорама Подмосковья» и программа «Добрый вечер, Москва». По субботам в эфире была передача «Московская суббота». С января 1988 года начинается эксперимент по созданию московского телеканала «Добрый вечер, Москва». С 1 июля 1989 года московский канал выходил три раза в день: по понедельникам, средам и пятницам. С осени того же года стал выходить ежедневно. него вошли передачи «Диалог», «Горячая линия», «Синий троллейбус» и другие передачи из Москвы. По воскресеньям в эфире видеоканала выходила передача «Воскресный вечер с Владимиром Познером». С марта 1988 года видеоканал «Добрый вечер, Москва» проводил телемост с программой «Телевизионная служба „Чапыгина, 6“». Этот телемост транслировался одновременно по Московской и Ленинградской программам. апреле 1988 года в программе появилась информационная рубрика «Московский телетайп» С 1 ноября 1989 года на московской программе с 7:00 до 18:00 и с 23:00 до 02:00 вещание осуществлял телеканал «2х2». Четвертая учебная программа вещала по будням с 16:30 до 21:00, по выходным - весь день.

До середины 1980-х годов по ЦТ рекламу в виде вставок в передачи не показывали: она шла в виде отдельных передач, которые назывались «Больше хороших товаров» (по Первой или Второй программе) или просто «Реклама» (по Московской программе). По московской программе передавалась информационно-рекламная передача «Телевизионное справочное бюро». Реклама в качестве вставок в середине передач появилась во время недели Thames Television (шоколад KitKat, который в СССР тогда не продавался) и во время телемостов Познер-Донахью, когда американская сторона была вынуждена делать на неё перерывы. 1988 году была показана реклама Pepsi в исполнении американского певца Майкла Джексона. Также реклама в виде вставок показывалась во время трансляций Олимпийских игр в Сеуле.

С 1990 года на Первой программе ЦТ по пятницам вечером выходил вечерний канал «ВИД представляет», представлявший собой блок программ телекомпании ВИD. Ведущим канала являлся Игорь Кириллов. него вошли следующие программы: Программа 500, «Взгляд», Поле чудес, «Политбюро», «МузОБОЗ», «Шоу-биржа». С 1 января 1990 года, в связи с появлением Телевизионной службы новостей, изменилась информационная студия. За стеклянной стеной ее была видна техническая аппаратная. студии работало 1−3 ведущих в зависимости от того, какая программа идёт - ТСН или «Время», причём ТСН выходила в эфир в 15:00 и в 23:00, а «Время» - в 12:30, 18:30 и 21:00. этом же году возникают первые частные производящие телекомпании - ВИD, REN-TV, 2Х2, ATV, при этом предпоследняя стала производителем большей части программ для третьей, в последняя - для четвёртой программ.

7 марта 1991 года постановлением Совета Министров СССР создаётся Всесоюзная государственная телевизионная и радиовещательная компания, которая объединяет в своём составе Центральное телевидение и Всесоюзное радио, студии на местах были реорганизованы в местные государственные телерадиокомпании входившими во Всесоюзную государственную телерадиокомпанию. 13 мая 1991 года последняя из союзных республик - РСФСР получила собственный телеканал - «Российское телевидение», которому была передана вечерняя часть эфира второй программы; тем самым «Российское телевидение» стало единственным из республиканских телеканалов, вещающим на все союзные республики. Вышел первый выпуск новой информационной программы «Вести». С августа 1991 года Четвёртая программа Центрального телевидения, выходившая ранее в эфир только вечером, вещает по будням весь день. 16 сентября 1991 года Вторая программа Центрального телевидения прекратила вещание, а Российское телевидение стало вещать в полном объёме, повторы передач Первой программы переходят со Второй программы на Четвёртую.

27 декабря 1991 года Всесоюзная государственная телевизионная и радиовещательная компания ликвидируется. Вместе с этим ненадолго покидает эфир и программа «Время». Центральное Телевидение СССР стало называться Телевидение «Останкино», а Первая программа, Вторая программа, Московская программа, Четвёртая программа, Ленинградская программа, Технический канал заменяются в эфире на Первый канал Останкино, РТР, МТК и 2х2, Российские университеты и Четвёртый канал Останкино, Петербург - 5-й канал и ТV-6 Москва соответственно.

Время вещания

Трансляция телепередач в рабочие дни начиналась в 6:30 с утренней информационно-музыкальной программы (в 1970-е годы - в 9:00-9:10 с выпуска «Новостей», с 1978 года и до 4 января 1987 года - в 8 часов утра с выпуска «Новостей» с повтором вчерашнего выпуска программы «Время») и продолжалась примерно до 12 часов, затем был перерыв до 14:00 (с 1978 года - до 14:30, с 1979 года - до 14:50, с 1986 года - до 16:00), в течение которого транслировался сигнал точного времени в виде стрелочных часов (по «Второй программе» транслировалась настроечная таблица). Вечерний эфир продолжался до 23:00, иногда до 00:00. конце вещания несколько минут транслировалось мигающее напоминание - финальный сигнал, знаменующий окончание эфира с надписью «Не забудьте выключить телевизор», сопровождавшееся громким прерывистым звуковым сигналом.

Первая программа работала с 6:30 до 23:00, вторая программа с 8:00 до 23:00 c перерывом на местное вещание, в крупных населённых пунктах имелась третья московская программа, четвёртая образовательная программа.

Подчинённость

  • с 1953 года до 16 мая 1957 года - Министерство культуры СССР;
  • 16 мая 1957 - 18 апреля 1962 года - Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР;
  • 18 апреля 1962 - 9 октября 1962 года - Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению;
  • 9 октября 1965 - 12 июля 1970 года - Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР;
  • 12 июля 1970 - 5 июля 1978 года - Союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию;
  • 5 июля 1978 - 7 марта 1991 года - Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию;
  • 7 марта - 27 декабря 1991 года - Всесоюзная государственная телерадиокомпания.

Генеральные директора

  • 1951-1957 гг. - Владимир Осьминин
  • 1957-1960 гг. - Георгий Иванов
  • 1960-е - 1980-е - Пётр Шабанов

Структура

Центральное телевидение состояло из тематических производящих отделов - «главных редакций»:

  • Главная редакция информации
  • Главная редакция кинопрограмм
  • Главная редакция литературно-драматических программ
  • Главная редакция международных программ
  • Главная редакция музыкальных программ
  • Главная редакция народного творчества
  • Главная редакция программ для детей и юношества
  • Главная редакция для детей и молодёжи
  • Главная редакция пропаганды
  • Главная редакция публицистики
  • Главная редакция спортивных программ
  • Главная редакция учебных и научно-популярных программ
  • Главная редакция программ для Москвы и Московской области
  • Главная редакция литературно-художественных программ
  • Главная редакция общественно-политических программ

Кроме того, в каждом крае, области, союзной и автономной республике действовали территориальные производящие отделы - «студии», в рамках которых могли также создаваться тематические главные редакции.

Часы, заставки и оформление

Основной заставкой первой и второй программы был вращающийся глобус на фоне передающего программы спутника связи, изображенный на желтом фоне. С 1982 года, когда Центральное телевидение перепланировало вещание, заставкой стала звезда-антенна на синем фоне с движущимися кольцами, символизирующими радиоволны, и подписью внизу «I программа» или «II программа», которая затем менялась на «ТВ СССР». Примерно в феврале 1988 года заставка была изменена: круги стали неподвижными, исчезла надпись «ТВ СССР», а фон стал светло-голубым с белым градиентом.

В начале эфира звучали позывные «Нас утро встречает прохладой» из «Песни о встречном», в конце - фрагмент мелодии Исаака Дунаевского «Тихо, всё тихо» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Петера Сауля.

В праздничные дни в начале эфира на фоне звезды с красным знаменем, а также кадров кинохроники советской страны звучал Государственный гимн СССР. Часы на заставке, отображающие точное время, были на тёмно-синем фоне с жёлтыми (или белыми) цифрами и без звука. Когда в программе «Время» стала использоваться заставка с песней «Родина», фон часов был темно-зеленый. После появления кремлевской башни часам был возвращен темно-синий фон. 1991 году под часами отображалась реклама (Crosna, Olivetti, МММ). Этой идеей до сих пор пользуются современные телеканалы (например: РБК). Впоследствии данные часы применялись на других телеканалах, в частности Первом канале, 2х2 и Московском телевизионном канале, ТВ-6 в 1993-1999 годах и Третьем канале в 1997-2002 годах при переходе с ТВЦ и обратно.

Транслируемые передачи

см. Список телепередач СССР

  • А ну-ка, девушки!
  • А ну-ка, парни!
  • АБВГДейка (еженедельная, по субботам)
  • Адрес песен - молодость
  • Адрес - Театр
  • Актёры и капустник (1989)
  • Алло, мы ищем таланты!
  • Артлото
  • Аукцион
  • Бенефис
  • Больше хороших товаров
  • Будильник (еженедельная, по воскресеньям)
  • В гостях у сказки (еженедельная)
  • В каждом рисунке - солнце (еженедельная)
  • В мире животных (еженедельная)
  • В эфире - молодость
  • Ваше мнение
  • Весёлые нотки
  • Весёлые ребята
  • Весёлые старты
  • Вечер весёлых вопросов
  • Вираж
  • Вокруг смеха
  • Время (ежедневная, также в эфире московской программы до 1986 года выходил московский выпуск «Время Москва»)
  • Встреча в концертной студии «Останкино»
  • Выставка Буратино (еженедельная)
  • Голоса народных инструментов
  • Голубой огонёк, до этого «На голубой огонёк», «На огонёк», «Телевизионное кафе»
  • Для вас, женщины
  • Диалог
  • До 16 и старше
  • Документальный экран
  • Девятая студия
  • Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас! (ГДР, еженедельная)
  • Ералаш (6-7 раз в год)
  • Забытые ленты
  • Здоровье (еженедельная)
  • Знание
  • Иностранный язык (пн - итальянский, вт - французский, ср - немецкий, чт - испанский, пт - английский)
  • Искусство
  • Кабачок «13 стульев»
  • Как прочесть песню
  • Камера смотрит в мир
  • Карусель
  • Кинопанорама
  • Киноправда
  • Клуб кинопутешествий (еженедельная)
  • Комсомольский прожектор
  • Ленинский университет миллионов
  • Летопись полувека
  • Люди Страны Советов
  • Мамина школа
  • Международная панорама (еженедельная)
  • Международный фестиваль телевизионных программ народного творчества «Радуга»
  • Мелодии и ритмы зарубежной эстрады
  • Минута молчания
  • Молодость
  • Москва и москвичи
  • Музыкальный киоск (еженедельная)
  • Музыкальный лифт
  • Музыкальный турнир городов
  • На вопросы телезрителей отвечает политический обозреватель газеты «Правда» Ю. А. Жуков
  • На зарядку становись!
  • На улице Неждановой
  • Наш сад
  • Наша биография
  • От всей души
  • Отзовитесь, горнисты!
  • Очевидное - невероятное (еженедельная)
  • Папа, мама, я - спортивная семья
  • Песня года
  • Песня далекая и близкая
  • Победители
  • Подвиг
  • Последние известия, позднее Телевизионные новости, впоследствии Новости Центрального Телевидения
  • Поэзия
  • Рассказы о героизме
  • Ребятам о зверятах
  • Родник
  • Русская речь
  • Самоцветы
  • Сегодня в мире (по будням)
  • Сельский час (еженедельная)
  • Сказка за сказкой
  • Следствие ведут знатоки
  • Служу Советскому Союзу (еженедельная, по воскресеньям)
  • Советский Союз глазами зарубежных гостей
  • Содружество
  • Солнцеворот
  • С песней по жизни (Всесоюзный конкурс молодых исполнителей)
  • Спокойной ночи, малыши! (по будням)
  • Спортлото (еженедельная)
  • Творчество народов мира (еженедельная)
  • Театральная гостиная (позднее Театральные встречи)
  • Телестудия «Орлёнок»
  • Телетеатр принимает гостей (позднее Наш адрес - Советский Союз)
  • У театральной афиши
  • Умелые руки
  • Утренняя гимнастика
  • Утренняя почта (еженедельная, по воскресеньям)
  • Футбольное обозрение
  • Человек. Земля. Вселенная
  • Человек и закон (еженедельная)
  • Что? Где? Когда? (2 раза в год: летом и зимой)
  • Шахматная школа
  • Шире круг
  • Экран собирает друзей
  • Эстафета новостей
  • Это вы можете
  • Этот фантастический мир
  • Юный пионер

Перестроечные

  • 12-й этаж
  • 120 минут
  • 50/50
  • Автограф
  • Аншлаг
  • Биржевой пилот
  • Бомонд
  • Брэйн-ринг
  • Будка гласности
  • В субботу вечером
  • Великолепная семёрка (детская викторина)
  • Взгляд
  • Воскресный Променад-концерт
  • Госпожа удача
  • Детский час
  • До и после полуночи
  • Если хочешь быть здоров!
  • Зебра
  • Играй, гармонь любимая!
  • Марафон‐15
  • Матадор
  • Мир и молодёжь
  • Мир увлечений
  • Монтаж
  • МузОБОЗ («Музыкальное Обозрение»)
  • Музыкальный ринг
  • Оба-на!
  • Программа «А»
  • Прожектор перестройки
  • Под знаком «Пи»
  • Поле чудес
  • Пресс-клуб
  • Программа 500
  • Пятое колесо
  • Ритмическая гимнастика
  • С утра пораньше
  • Семь дней
  • Синематограф
  • Скетч
  • Счастливый случай
  • ТСН,Телевизионная служба новостей
  • Телекурьер
  • Эльдорадо
  • Шоу биржа

Информационные программы

Производством информационных программ для Центрального Телевидения СССР занималась Главная редакция информации.

Оперативная информация

  • Последние известия 1956-1960
  • Телевизионные новости 1960-1969
  • Новости 1969-1989 (ежедневный обзор информации за прошедшие 6 часов, дважды в день)
  • Время 1968-1991 (ежедневная информационная программа)
  • Время Москва 1968-1986 (ежедневный информационный журнал для Москвы)
  • Сегодня в мире 1978-1989
  • Телевизионная служба новостей 1990-1991
  • ТВ Информ 1991
  • Вести с 13 мая 1991 года, когда на частоте Второй программы начало вещать Российское телевидение
  • Московский телетайп 1988-1991 (информационная рубрика программы «Добрый вечер, Москва»)
  • Телевизионное справочное бюро (информационно-рекламная передача, транслировалась по московской программе)

Информационно-аналитические и информационно-развлекательные программы

  • Эстафета новостей 1963-1969 (еженедельный информационный журнал)
  • Международная панорама 1969-1991 (еженедельная информационная программа)
  • Девятая студия (информационно-аналитическая программа)
  • Советский Союз глазами зарубежных гостей (информационно-публицистическая программа)
  • Семь дней 1988-1990 (еженедельная итоговая информационная программа)
  • 120 минут с 1986, до этого называлась «90 минут», «60 минут» в настоящее время - утренний канал «Доброе утро» (утренняя информационно-развлекательная программа)
  • Прожектор перестройки 1987-1989 (информационно-аналитическая)
  • Добрый вечер, Москва 1986-1991 (вечерняя информационно-развлекательная программа, с 1988 года - московский информационно-развлекательный видеоканал)
  • Телевизионная служба «Чапыгина, 6» 1988-1991 (вечерняя информационно-развлекательная программа из Ленинграда, проводила телемост с программой «Добрый вечер, Москва»)

Прямые трансляции

  • Памяти руководителей Коммунистической партии (трансляции с Красной площади церемоний похорон: в дни траура 11:00-12:00).
  • Спортивные праздники в Лужниках (раз в год).
  • Москва. Красная площадь (праздничный выпуск программы «Время», ежегодно 1 мая и 7 ноября 9:45, транслировался также по каналам Интервидения).
  • Торжественные заседания и праздничные концерты в честь Международного женского дня, дня рождения Владимира Ильича Ленина и годовщины Великого Октября (трансляции из Государственного академического Большого театра и Кремлёвского дворца Съездов).

Дикторы ЦТ

  • Евгений Арбенин (вёл «Новости», «Время»)
  • Екатерина Андреева (сейчас ведет «Время» поочередно с Виталием Елисеевым)
  • Наталья Андреева с 1982
  • Николай Арсентьев с 1972
  • Алишер Бадалов с 1990
  • Виктор Балашов (вёл «Голубые огоньки» «Новости», «Победители»)
  • Валентина Бартенева с 1992
  • Владимир Березин с 1990 (вел концерты, программу передач)
  • Ирина Бескопская с 1992
  • Мария Булычова с 1960-х (она же Митрошина?)
  • Александра Буратаева с 1992 (вела «ТВ Информ»). Теперь читает новости на Первом Балтийском канале в Риге.
  • Марина Бурцева с 1977 (вела «Время», Новости, программу передач)
  • Борис Вассин с 1972 (вёл программу передач)
  • Татьяна Веденеева 1977-1993 (вела «Спокойной ночи, малыши», «Будильник»)
  • Лариса Вербицкая с 1986 (вела «120 минут», телеигру «Счастливый случай» в паре с Михаилом Марфиным)
  • Лев Викторов (вел «Новости», программу передач: работал на Первом канале Останкино, 3 октября 1993 года объявил о прекращении эфира в связи с вооруженной осадой телецентра «Останкино»)
  • Галина Власенок с 1990
  • Ангелина Вовк с 1967 (вела «Спокойной ночи, малыши», «Песня года» в паре с Евгением Меньшовым)
  • Дина Григорьева с 1975 (выпускница Московского государственного института культуры)
  • Наталья Григорьева с 1988 (вела программу передач)
  • Екатерина Гриценко с 1984
  • Алла Данько с 1974 (выпускница Первого Московского мединститута вела «Время Москва, программу передач, Новости ЦТ, «Что означают ваши имена»)
  • Галина Доровская (вела программу передач, «Телевизионное справочное бюро»)
  • Геннадий Дубко (вел программу передач, передачи из Москвы)
  • Лариса Дыкина (ранее работала на Челябинском ТВ, после перехода на Центральное ТВ вела Новости, «Время Москва», «Московский телетайп», программу передач)
  • Инна Ермилова c 1977 (выпускница МГПИ)(вела курсы биологии, «Песня-85» в паре с Юрием Николаевым», программу передач, «Время» чаще в паре с Сергеем Ломакиным)
  • Светлана Жильцова с 1958 (вела «КВН», «Спокойной ночи, малыши», «Песня Года» в паре с Александром Масляковым, уроки английского языка)
  • Шамиль Закиров
  • Галина Зименкова с 1969 (окончила Казанский университет в 1963 году и Ленинградский ин-т культуры, вела Новости ЦТ, «Время», программу передач)
  • Елена Зубарева
  • Ольга Зюзина c 1977 (выпускница ГИТИС) (вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач)
  • Татьяна Иванова с 1977?
  • Олег Измайлов с 1967
  • Ирина Илларионова с 1977? (вела вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач)
  • Елена Коваленко c 1977 (выпускница МГПИ, вела Новости ЦТ, «Время», «Московский телетайп»)
  • Юрий Ковеленов с 1965 (вёл «Время»)
  • Наталья Козелкова с 1984 (окончила ВТУ им. Щепкина в 1984 г.)
  • Октавиан Корнич (окончил ВТУ им. Б. Щукина в 1967)(вёл Новости ЦТ)
  • Вера Коцюба с 1988
  • Евгений Кочергин с 1977 (работал на ТВ г. Мирный 1972-?, окончил Московский финансово-экономический ин-т в 1972 г.) (вёл «Новости ЦТ», «Время», «Время Москва», информационно аналитическую программу «Деловая Россия»)
  • Игорь Кириллов с 1957 (вёл «Песня года» в паре с Анной Шиловой, «Время», вечерний канал «ВИД представляет»: во время трансляций с Красной площади вместе с Анной Шатиловой находился на гостевых трибунах)
  • Татьяна Красуская (выпускница ВТУ им. Б. Щукина 1975) (1954-1982) с 1977?
  • Ольга Кулешова (окончила Институт культуры, вела Новости, «Время Москва», программу передач)
  • Валентина Лановая с 1967
  • Андрей Леонов (диктор) с 1984 (окончил МВТУ в 1979 г.)(вёл передачи из Москвы, в программе «Добрый вечер, Москва» являлся постоянным ведущим рубрики «Московский телетайп»)
  • Аза Лихитченко с 1960 (вела «Новости ЦТ», «Время»)
  • Ирина Мартынова с 1984 (вела «Спокойной ночи, малыши», «Телевизионное справочное бюро», программу передач)
  • Валерий Миронов с 1972 (вёл «Москва», представлял программу Международных фестивалей «Радуга»)
  • Мария Митрошина с 1960? (в 1950-х годах - манекенщица) (вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач, конкурсы красоты в паре с Александром Масляковым)
  • Влада Можаева с 1992
  • Светлана Моргунова с 1961 (вела концерты, программу передач)
  • Алла Музыка (окончила ВТУ им. Б. Щукина в 1966 г., вела программу передач)
  • Маргарита Мырикова-Кудряшова с 1992
  • Алла Нассонова
  • Аида Невская с 1992
  • Елена Нефедова с 1990 (вела программу «Деловая Россия»)
  • Юрий Николаев с 1975 (окончил ГИТИС в 1970: вёл передачи «Спокойной ночи, малыши», «Утренняя почта», «Утренняя звезда», программу передач)
  • Ирина Паузина с 1977 (вела программу передач)
  • Юрий Петров с 1982 (вёл «Новости ЦТ», «Время», «Время Москва»)
  • Валентина Печорина с 1967 (окончила ГИТИС в 1965 г. и журфак МГУ) (вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач, концерты в паре с Игорем Кирилловым
  • Дмитрий Полетаев с 1982 (окончил ВТУ им. Щепкина в 1982 г., вёл передачи «Спокойной ночи, малыши», «Споёмте, друзья», «Салют фестиваль»)
  • Сергей Полянский с 1980
  • Валерия Рижская с 1984 (вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач, «Время Москва», «Спокойной ночи малыши», новости в программе «Добрый вечер, Москва!» и рубрику «Московский телетайп»)
  • Татьяна Ромашина с 1982 (окончила школу-студию МХАТ в 1981 г., вела программу передач)
  • Майя Сидорова с 1982 (окончила ВТУ им. Щепкина в 1982 г. (?))
  • Анатолий Силин с 1960-х
  • Светлана Скрябина (Ершова) с 1962
  • Пётр Сличенко в 1970-х?
  • Евгений Смирнов (род. 1936) с 1970? по 1974 (в 1962-1965 работал на Горьковском радио, в 1967-1970? - на Всесоюзном радио)
  • Людмила Соколова с 1957 (выпускница ГИТИС)
  • Алла Стаханова с 1967
  • Татьяна Судец (Грушина) с 1972 (окончила МЭИ: вела «Спокойной ночи, малыши», «Споёмте, друзья», «Песня года» в 1983 году в паре с Юрием Ковеленовым, в 1987 году - в паре с Владимиром Щербаченко)
  • Евгений Суслов с 1962 (вёл концерты, «Новости ЦТ», «Время», трансляции с Красной площади)
  • Ирина Титова с 1992
  • Виктор Ткаченко с 1970? по 1981
  • Светлана Токарева (выпускница Московской консерватории)
  • Юрий Федотов с 1982(вёл «Время Москва», «Новости ЦТ»)
  • Наталья Фуфачева с 1972 (работала на Кировском радио, после перехода вела программу передач)
  • Андрей Хлебников 1956-1957? (окончил ВТУ им. Б. Щукина, 1955)
  • Наталья Челобова с 1972
  • Геннадий Чертов с 1967 (окончил ГИТИС)(вёл «Время Москва» «Новости ЦТ», «Время»)
  • Леонид Чучин с 1977 (окончил ГИТИС)
  • Анна Шатилова с 1962 (вела «Новости ЦТ», «Время», международный фестиваль телевизионных программ о народном творчестве «Радуга», во время трансляций с Красной площади вместе с Игорем Кирилловым находилась на гостевых трибунах)
  • Вера Шебеко с 1971 (вела «Новости ЦТ», «Время», трансляции с Красной площади)

Спортивные комментаторы

  • Анна Дмитриева
  • Нина Еремина
  • Евгений Зимин
  • Владимир Перетурин
  • Лариса Петрик
  • Владимир Писаревский
  • Николай Попов
  • Геннадий Орлов
  • Владимир Фомичёв
  • Сергей Ческидов

Ушедшие из жизни сотрудники ЦТ СССР

  • Нонна Бодрова (вела «Время») (1928-2009)
  • Алексей Дмитриев (Шилов) с 1972 (скончался в 2002 году)
  • Алексей Дружинин (вёл программу передач, затем работал на «ТВ-6», «Радио Ретро», ТВС и СТС; убит неизвестными 26 марта 2007 года)
  • Валентина Леонтьева (вела «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», «От всей души»)
  • Владимир Ухин (вел «Спокойной ночи, малыши», программу передач) (1930-2012)
  • Анна Шилова (вела «Песня года» в паре с Игорем Кирилловым) (1927-2001)
  • Нина Кондратова (1922-1989)
  • Ольга Чепурова (1925-1959)
  • Юрий Фокин (1924-2009)
  • Николай Озеров (1922-1997)
  • Евгений Майоров (1938-1997)
  • Георгий Сурков (1938-1996)
  • Владислав Гусев (1936-2005)
  • Анатолий Малявин (1940-1997)
  • Котэ Махарадзе (1926-2002)
  • Алексей Бурков (1954-2004)
  • Владимир Рашмаджан (1932-1998)
  • Владимир Маслаченко (1936-2010)
  • Георгий Саркисьянц (1934-2011)
  • Татьяна Котельская (1946-2011)
  • Майя Гурина

Дикторы-сурдопереводчики

Сурдоперевод программы «Время» осуществлялся с 11 января 1987 года на Второй программе ЦТ, а затем и по Московской программе. 1990 году сурдоперевод был прекращён и возобновлялся эпизодически (был вытеснен бегущей строкой). И вновь, сурдоперевод на телевидение появился в 1991 году на Первом канале Останкино и просуществовал на Первом канале (ОРТ) до 2001 года. После чего был заменён бегущей строкой.

  • Надежда Квятковская
  • Майя Гурина
  • Тамара Львова
  • Ирина Агаева
  • Юлия Дятлова (Болдинова) (родная дочь Надежды Квятковской)
  • Татьяна Котельская
  • Татьяна Оганес
  • Вера Хлевинская
  • Татьяна Бочарникова
  • Людмила Овсянникова
  • Ирина Рудометкина
  • Варвара Ромашкина
  • Людмила Левина (последний телевизионный сурдопереводчик, который начал работу на телевидении через 8 лет после распада СССР).

Синоптики программы «Время»

  • Екатерина Чистякова (1971-1982)
  • Галина Громова (до 1982)
  • Валентина Шендакова (до 1982)
  • Анатолий Яковлев (1987-1991)
  • Александр Шувалов (до 1991)

См. также

  • Первая общесоюзная программа
  • Вторая программа центрального телевидения
  • Третья (московская) программа
  • Четвёртая программа (образовательный канал)
  • Пятая (ленинградская) программа
  • Шестая программа
  • Телевидение в России
  • Белорусская программа

Примечания

  1. 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 331 «О телерадиокомпании „Останкино“». Официальный интернет-портал правовой информации (27 декабря 1991). Проверено 12 августа 2014.
  2. Телевизионная журналистика. ГЛАВА 3 передачи телевидения ленинграде
  3. TV in Leningrad
  4. Prewar European stations
  5. RCA’s Russian television connection
  6. Политика
  7. Окончание эфира первой программы ЦТ (1988-1991) на YouTube
  8. «Летом 1957 года в прямом эфире шла викторина „Вечер весёлых вопросов“ - „ВВВ“. Большой любитель розыгрышей, композитор Никита Богословский дал зрителям задание: за двадцать минут приехать на студию в шубе, валенках, в шапке и с самоваром. При этом он забыл назвать ещё одно условие - решающее в данном случае. Зритель непременно должен был привезти с собой новогодний номер газеты. И сотни людей хлынули на сцену зала, трансляцию с извинениями прекратили. результате этого ЧП были сняты с работы директор Владимир Спиридонович Осьминин и многие работники телевидения» (Н. П. Карцов).
  9. Иванов Георгий Александрович (1919‒1994) (рус.). Музей радио и телевидения в Интернете - электронное периодическое издание (ЭЛ №77-4846 от 20.10.2001). Проверено 15 июня 2012. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012.
  10. ночь на 26 марта в Москве был убит исполнительный продюсер программы «Истории в деталях» Алексей Дружинин. Новая газета (1 апреля 2007).
  11. Вчера скоропостижно скончался наш коллега, известный спортивный комментатор ОРТ Анатолий Малявин. Спорт-Экспресс (12 марта 1997).

Ссылки

  • Central Television USSR (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • СССР ТВ: Советское телевидение - бесплатный просмотр советских телевизионных передач. Совместный проект медиагруппы URAVO и Гостелерадиофонда России.

Литература

  • Ф. И. Раззаков, «Гибель советского ТВ», 2009, ISBN - 978-5-699-33296-0.

Центральное телевидение Гостелерадио СССР Информацию О


Многим из нас хорошо знакомы все эти люди, которых мы очень часто могли видеть не экранах телевизоров в прошлом, а некоторых из них видим до сих пор. Далее предлагаем вспомнить популярных телеведущих из 90-х, а также узнать, как сложилась их дальнейшая судьба.

Арина Шарапова начинала в качестве ведущей программы "Вести" на втором канале, а с 1996 по 1998 стала ведущей информационной программы "Время" (ОРТ).

Затем Шарапова перешла в программу “Доброе утро”, а после стала и вовсе редко появляться в эфире.

В 2014 Арина стала президентом "Школы искусств и медиатехнологий", в том же году появилась в качестве ведущей проекта "Остров Крым".

Борис Крюк. C 13 января 1991 по 1999 год Борис был бессменным ведущим и режиссером телеигры "Любовь с первого взгляда".

Борис не пропал с телевидения, его просто стало не видно - с мая 2001 года он стал ведущим, режиссером-постановщиком, автором сценария и генеральным продюсером телеигры "Что? Где? Когда?"

Зрителям слышен только его голос. В первое время после смерти создателя и бессменного ведущего программы Владимира Ворошилова редакция скрывала имя нового ведущего как от зрителей, так и от знатоков: его голос искажали с помощью компьютера.

Алла Волкова была ведущей романтического телевизионного шоу "Любовь с первого взгляда" вместе с Борисом Крюком.

После закрытия этого шоу Алла вышла замуж в третий раз, работает редактором всех программ, которые выпускает продюсерский центр "Игра-ТВ" - "Что? Где? Когда?", "Песни ХХ века" и "Культурная революция".

Александр Любимов. Пришел на телевидение - корреспондентом, а затем ведущим программы "Взгляд". С 1995-1998 года стал автором и ведущим программы "Один на Один".

С 2007 года - сотрудник ВГТРК, вел программу "Сенат" на канале "Россия". Позже был назначен первым заместителем генерального директора телеканала "Россия".

В августе 2011 года покинул ВГТРК, став членом политической партии "Правое дело". В ноябре этого же года ушел из партии и возглавил телеканал РБК, в конце 2014 года пост покинул, но при этом остался в совете директоров.

Светлана Сорокина. С 1991 по 1997 годы была политическим обозревателем, ведущей ежедневной информационной программы "Вести". Особую известность получили фирменные "прощалки" Сорокиной, которыми она закрывала каждый выпуск "Вестей"

С мая 2001 года до января 2002 года работала на канале ТВ-6 в информационной программе "Сегодня на ТВ-6" и ток-шоу "Глас народа".

Сейчас Светлана - член Академии Российского телевидения, бывший член Совета по правам человека при Президенте РФ (2009-2011), преподаватель Высшей школы экономики, ведущая программы "В круге СВЕТА" на радиостанции "Эхо Москвы" и программы "Сорокина" на телеканале "Дождь"

В 80-е и в начале 90-х Татьяна Веденеева была едва ли не самой популярной телеведущей. Она вела "Будильник", "Спокойной ночи, малыши!" и "В гостях у сказки" (тетя Таня), программу "Утро", "Песня года" и многие другие телевизионные шоу.

Ушла Веденеева с телевидения довольно внезапно. Отдыхая в Лондоне, ведущая пришла от него в восторг и решила на недельку продлить путешествие. Позвонила на работу, попросила дать отгул на несколько дней.

В "Останкино" радости ведущей по поводу Англии никто не разделил; Татьяне в категорической форме предложили возвращаться в срок или… писать заявление об уходе. Веденеева угрозу всерьез не восприняла. А к ее заявлению отнеслись вполне серьезно.

Сейчас Татьяна занимается бизнесом. Как-то раз супруг привез ей из Тбилиси соус ткемали. Экс-ведущая загорелась идеей наладить выпуск ткемали в России. Несколько лет ушло на изучение рецептов и организацию производства. Сейчас Татьяна - владелица корпорации "Trest B", и в каждом столичном супермаркете можно купить соусы от Веденеевой.

Пик популярности Игоря Угольникова пришелся на начало девяностых. Сначала в эфир вышла программа "Оба-на!", затем последовало столь же забавное "Угол-шоу!" В 1996 году Игорь выпустил цикл передач "Доктор Угол".

После появились программы "Добрый вечер" и "Это не серьезно!". Но они не снискали популярности.

Официальная же версия Российского телевидения по поводу закрытия "Доброго вечера" - "Передача высасывает очень много денег, - сказал Игорь в одном из интервью. - И это справедливо: она была ежедневной, в ней работало большое количество народа."

Некоторое время Игорь пробовал себя в другом амплуа: занимал должность вице-президента Российского фонда культуры, был директором Дома кино. Но телевидение не отпускало.

Сейчас он продюсирует тележурнал "Фитиль". Не забывает и актерскую профессию. Он снялся в нескольких сериалах и фильмах.

Ксения Стриж вела передачи "У Ксюши", "Стриж и другие", "Ночное рандеву"… Такой бешеной популярности и признания, как во время работы в программе "У Ксюши", у нее никогда не было. В начале 90-х музыки на ТВ было мало, а Стриж звала в свое шоу самых интересных артистов.

В 1997-м Стриж вернулась с телевидения на радио: там она чувствует себя привольно. Была ведущей на телевизионном канале «Ля-Минор». После скандала, связанного с тем, что она появилась в эфире пьяная и смеялась над зубами своего гостя Александра Солодухи, появилась информация об её увольнении, однако сейчас Ксения снова работает на канале.

Последняя программа Шендеровича, которую видел массовый российский зритель, называлась "Бесплатный сыр" и выходила на ТВС. Когда ТВС закрылся, Шендерович на большое телевидение плюнул.

Начал писать в "Новую газету" и газету "Газета", обзавелся собственными программами на "Эхе Москвы" и радио "Свобода". Правда, совсем завязать с ТВ у Шендеровича не вышло.

На "Русском канале за рубежом" по воскресеньям в итоговой аналитической передаче "Российская панорама" он ведет свою рубрику - "Чашка кофе с Шендеровичем", в которой рассказывает бывшим соотечественникам, уехавшим жить в Израиль и Германию, как тут в России дела.

Иван Демидов был бессменным ведущим музыкальной передачи "МузОбоз". Но загадочный образ с неизменными темными очками остался в прошлом.

Телевизионной карьере Демидов предпочел кресло замминистра культуры, а сейчас он возглавляет Фонд развития современного искусства.

Дуэт Ольги Шелест и Антона Комолова - удивительный пример профессиональной совместимости и многолетней дружбы.

После закрытия MTV тандем на время возродился на канале "Звезда" в шоу "Звездный вечер с Антоном Комоловым и Ольгой Шелест", но былого успеха не повторил.

В настоящее время Ольга является постоянной ведущей развлекательного шоу "Девчата" и музыкального конкурса "Артист" на канале Россия-1, ведущей телеигры "Пойми меня" на канале "Карусель", а также соведущей передачи "Временно доступен" с Дмитрием Дибровым на телеканале ТВЦ.

Антон работал на разных телеканала, а с 5 сентября 2011 года в паре с Еленой Абитаевой ведёт "РАШ-РадиоАктивное Шоу" на радиостанции Европа Плюс

Елена Ханга запомнилась смелой и откровенной передачей "Про это", которая выходила на телеканале НТВ с 1997 по 2000 год. И если сегодня тема секса - обычная вещь, то для конца 90-х это был настоящий прорыв.

Позже Ханга вела дневное и, безусловно, гораздо менее громкое ток-шоу "Принцип домино", в разное время ее соведущими были Елена Старостина, Елена Ищеева и Дана Борисова.

С осени 2009 года работает в малозаметных проектах: на российском англоязычном канале Russia Today ведет еженедельное ток-шоу "Cross Talk", ведет передачи на радиостанции "Комсомольская правда".

Валерий Комиссаров. На передаче "Моя семья" разбирались самые животрепещущие темы семейной жизни: разномастные герои охотно "выносили сор из избы", обсуждая свои проблемы в прямом эфире государственного канала "Россия".

Домохозяйки смотрели передачу затаив дыхание (не в последнюю очередь из-за импозантного ведущего Валерия Комиссарова) с 1996 по 2003 год, пока ее не закрыли.

С 16 ноября по 30 декабря 2015 г. - режиссер и ведущий программы "Наш человек" на канале Россия 1, а также создатель и владелец бренда продуктов питания "Моя Семья".

Кроме Арины Шараповой на ОРТ/Первом канале было еще несколько запоминающихся ведущих новостей. Одна из них Александра Буратаева. В 1995 году перешла работать на телеканал ОРТ и с того же года начала вести программы "Время" и "Новости" вплоть до 1999 года.

19 декабря 1999 года избрана депутатом Государственной Думы по одномандатному Калмыцкому избирательному округу и переизбрана в 2003 году по списку "Единой России".

С марта по август 2013 года Александра работала PR-директором Театра Сергея Безрукова, а с сентября 2013 - президентом продюсерской компании "Со-дружество".

Игорь Выхухолев также бывший ведущий информационных программ "Новости" и "Время" на Первом канале. В 2000-2004 годах иногда заменял своих коллег в информационной программе "Время".

Пошел на повышение. С 2005 года - шеф-редактор ночного и утреннего информационного вещания Дирекции информационных программ Первого канала. В 2006 году перешел в ВГТРК. С 2006 года записывал интервью с политическими деятелями для информационного телеканала "Вести 24".

Игорь Гмыза. В 1995 году, после создания телеканала ОРТ, получил приглашение стать ведущим программы "Время". Вел программу в 1996-1998 годах, чередуясь с Ариной Шараповой.

В качестве ведущего "Новостей" проработал до весны 2004 года: сначала вел дневные и вечерние выпуски, ближе к концу работы перешел на утренние эфиры, после чего ушел с Первого канала.

Пройдя короткий опыт работы политическим пресс-секретарем, ушел на радио. С января 2006 года - политический обозреватель "Радио России", ведущий ежедневного интерактивного ток-шоу "Особое мнение"

Сергей Доренко. В начале 90-х был политическим обозревателем ВГТРК и ведущим программы "Вести". Затем ведущим программы "Время" на первом канале "Останкино", а с января 1994 г. - ведущим программы "Подробности" на канале РТР.

Затем был главным продюсером Дирекции информационных программ и аналитического вещания ОРТ и ведущим ежедневной программы "Время".

Несмотря на то, что свою известность он получил благодаря телевидению, Доренко неоднократно утверждал, что не смотрит телевизор. В настоящее время ведет авторскую программу на YouTube, а с 2014 года является главным редактором радиостанции "Говорит Москва".



Пособия и алименты