Русские исторические предания. Короткие легенды и притчи для детей младших классов

Эта книга откроет впервые для многих из нас удивительный, почти неизведанный, воистину чудесный мир тех верований, обычаев, обрядов, которым всецело предавались на протяжении тысячелетий наши предки - славяне, или, как они себя называли в глубочайшей древности, русы.

Русы… Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря - до Адриатики и от Эльбы - до Волги, - просторы, овеянные ветрами вечности. Именно поэтому в нашей энциклопедии встречаются упоминания о самых различных племенах, от южных до варяжских, хотя в основном речь в ней идет о преданиях русских, белорусов, украинцев.

История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка - яблоко, вырос и расцвел широкошумный сад наречий и говоров? Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. Их затруднения понятны: материальных свидетельств нашей глубочайшей древности почти не сохранилось, как, впрочем, и изображений богов. А. С. Кайсаров в 1804 году в «Славянской и российской мифологии» писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что «предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались».

Такой непримиримостью отличались новые христиане во всех странах, однако если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество дивных мраморных изваяний, то деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно, Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных древнейшими рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир.

Мифы и легенды в энциклопедии понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина, - заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.

Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко, получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об идолах» (XII век), «упырям» и «берегиням», затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию (IV–III тысячелетия до н. э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога.

Первое тысячелетие до н. э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре - победителе Змея.

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX–X вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун - первобогом.

Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.

К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с православной религией…

Древние боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками… Мир языческих богов был величавым - и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная отрешиться от древних поэтических верований. Верований, коими жили наши предки, обожествлявшие - наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца - и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов И. М. Снегирев, славянское язычество - это обожествление стихий. Ему вторил великий русский этнограф Ф. И. Буслаев:

«Язычники породнили душу со стихиями…»

И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и по сю пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки - и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем?..

Елена Грушко,

Юрий Медведев , лауреат Пушкинской премии


И. Н. Кузнецов Предания русского народа

ПРЕДИСЛОВИЕ

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие - языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие - принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».

В нашей книге, несомненно, нельзя было обойтись без преданий из «Повести временных лет» (XI в.), некоторых заимствований из церковной литературы, «Абевеги русских суеверий» (1786). Но именно XIX век был ознаменован бурным всплеском интереса к фольклору, этнографии - не только русской и общеславянской, но и праславянской, которая, во многом приспособившись к христианству, продолжала существовать в различных формах народного творчества.

Древнейшая вера наших предков похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых можно установить по обрывкам. Полной картины не установил еще никто. До XIX века русские мифы никогда не служили материалом для литературных произведений, в отличие, например, от античной мифологии. Христианские писатели не считали нужным обращаться к языческой мифологии, поскольку их целью было обращение в христианскую веру язычников, тех, кого они считали своей «аудиторией».

Ключевыми для национального осознания славянской мифологии стали, безусловно, широко известные «Поэтические воззрения славян на природу» (1869) А. Н. Афанасьева.

Учеными XIX века исследовались и фольклор, и церковные летописи, и исторические хроники. Они восстановили не только целый ряд языческих божеств, мифологических и сказочных персонажей, которых великое множество, но и определили их место в национальном сознании. Русские мифы, сказки, легенды исследовались с глубоким пониманием их научной ценности и важности сохранения их для последующих поколений.

В предисловии к своему собранию «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880) М. Забылин пишет: «В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается веь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Легенды и мифы оказали воздействие и на развитие художественной литературы. Примером тому может служить творчество П. И. Мельникова-Печерского (1819–1883), в котором переливаются, как драгоценные жемчужины, легенды Поволжья и Приуралья. К высокому художественному творчеству несомненно относится и «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903) С. В. Максимова (1831–1901).

В последние десятилетия переизданы забытые в советский период, а ныне заслуженно пользующиеся широкой популярностью: «Быт русского народа» (1848) А. Терещенко, «Сказания русского народа» (1841–1849) И. Сахарова, «Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских» (1872) и «Московские окрестности ближние и дальние…» (1877) С. Любецкого, «Сказки и предания Самарского края» (1884) Д. Садовникова, «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901) Аполлона Коринфского.

Русы... Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Адриатики и от Эльбы до Волги - просторы, овеянные ветрами вечности. Именно поэтому здесь будут встречаться упоминания о самых различных племенах, от южных до варяжских, хотя в основном речь в ней идет о преданиях русских, белорусов, украинцев.

История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка - яблоко, вырос и расцвел широкошумный сад наречий и говоров?

Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. Их затруднения понятны: материальных свидетельств нашей глубочайшей древности почти не сохранилось, как, впрочем, и изображений богов. А. С. Кайсаров в 1804 году в «Славянской и российской мифологии» писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что «предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались».

Такой непримиримостью отличались новые христиане во всех странах, однако если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество дивных мраморных изваянии, то деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно, Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных древнейшими рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир.

Понятие «предания» понимается достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина, - заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.

Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье УШКО - получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об идолах» (XII век), упырям и берегиням, затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию (IV-III тысячелетия до н.э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрномагическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога.

Первое тысячелетие до н.э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре - победителе Змея.

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX-Х вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун - первобогом.

Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.

К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с православной религией...

Древние боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками... Мир языческих богов был величавым - и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная отрешиться от древних поэтических верований. Верований, коими жили наши предки, обожествлявшие - наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца - и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов И. М. Снегирев, славянское язычество - это обожествление стихий. Ему вторил великий русский этнограф Ф. И. Буслаев: «Язычники породнили душу со стихиями...»

И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и по ею пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки - и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем?..

Уважаемый читатель! Здесь собраны короткие притчи, басни и легенды для детей младших классов. Они переделаны, написаны короткими предложениями. Легко читаются детьми. Подойдут для детей любого класса . Притчи добавляются. Если у вас есть своя хорошая притча, басня или легенда – присылайте, пожалуйста. Или публикуйте ее в комментариях. Спасибо! 🙂

Притча. Чего бояться?

Однажды началась сильная гроза. Все дети прибежали домой. А самой маленькой девочки не было.

Мама пошла искать ее. Во дворе шел дождь. Ярко сверкали молнии. Громко гремел гром.

Маме было страшно. Она закрывала глаза от каждой молнии. А от каждого грома – закрывала голову руками.

Мама нашла свою дочь на улице. Девочка была вся мокрая. Она прыгала и танцевала под дождём. А когда сверкала молния, девочка поднимала вверх свое лицо. И улыбалась небу.

Мама была очень удивлена. Она спросила:

– Дочка! Ты не боишься? Тебе не страшно?

Но удивленно дочка ответила:

– Нет, мама! Мне не страшно! Я не знаю, чего здесь бояться?

А потом сказала:

– Мама! Смотри! Я танцую, а небо меня фотографирует!

Эта же притча в исполнении Александры

Не судите строго, выступление без репетиции:

Два яблока

Притча о том, что не стоит делать поспешных выводов .

Маленькая девочка принесла с улицы два яблока. Наверное, кто-то подарил.

– Мама, смотри, какие красивые яблоки!
– Да, красивые! Угостишь? – спросила мама.

Малышка посмотрела на яблоки. А потом откусила от одного яблока. На секунду задумалась и… – надкусила второе.

Мама удивилась. И подумала:

– Какая жадная девочка у меня растет. Оба яблока начала кушать, а мне так и не предложила ни одного.

Но к ее удивлению, девочка протянула маме одно яблоко со словами:

– Мамочка! Бери это яблоко! Оно – слаще! 🙂

Уважаемый читатель!

Басня для детей

Басня Лев и Мышь

Лев спал под деревом. А под этим деревом была норка Мышки. Мышка стала вылазить из норки и разбудила Льва. Лев проснулся и поймал мышку. Мышь стала просить:

– Отпусти! Я обещаю помочь тебе, когда ты меня попросишь.

Лев отпустил Мышь и засмеялся. Он сказал:

– Чем ты мне можешь помочь? Ты ведь такая маленькая.

Прошло время. Охотники ранили льва. Они связали его веревкой и решили продать в зоопарк.

Лев сильно рычал, но никто из зверей не пришел на помощь. Все звери тоже боялись охотников.

Но прибежала Мышь. Она ночью перегрызла веревку. И Лев освободился.

Тогда Мышь сказала Льву:

– Помнишь, ты смеялся с меня, что я такая маленькая. Ты не верил, что я могу помочь тебе.

Лев сказал:

– Прости, Мышь, что я смеялся. Не знал я, что бывает польза и от маленьких зверей.

Басня для детей

Басня Собака и отражение

Собака шла по дощечке через речку. В зубах она несла кость.

Вдруг Собака увидала она свое отражение в воде. Она подумала, что там другая собака добычу несёт. И показалось собаке, что у той собаки кость намного больше, чем у нее.

Собака бросила он свою добычу и кинулась отнимать кость у отражения.

В результате, Собака осталась ни с чем. И свое потеряла, и чужое отобрать не смогла.

Эта басня о трусливом сердце.
Сколько ни помогай трусливому – он все равно будет бояться.

Сердце мышонка

Юный оратор

Жил-был маленький Мышонок, который был несчастным, потому что всего боялся. Но больше всего он боялся попасть в лапы кошке.

Мышонок пришел к Волшебнику и стал его просить сделать его кошкой.

Волшебник пожалел мышонка и превратил его в кошку.

Но тогда эта кошка стала бояться собак.

Волшебник превратил бывшего мышонка в собаку. Но тогда он стал бояться волков.

Волшебник превратил его в волка. Но тогда он стал очень бояться охотников.

И тут Волшебник сдался. Он опять превратил его в мышонка и сказал:

– Ничто тебе не поможет. Потому что у тебя сердце трусливого мышонка.

Легенда о кольце царя Соломона.

Есть легенда про царя Соломона.
Эта легенда о царе Соломоне и о магическом кольце. Думаю, дети так же поймут ее, как и взрослые.

Мудрец подарил царю Соломону магическое кольцо. Он надел это кольцо царю на палец и сказал:

“Никогда кольцо не снимать!”

На этом кольце была надпись:

“Всё пройдёт!”

Когда царю было грустно, Соломон смотрел на кольцо и читал надпись:

“Всё пройдёт!”

И магия кольца действовала на царя. Соломон переставал печалиться.

Кольцо всегда помогало царю. Даже когда Соломон сердился, он тоже смотрел на кольцо, и читал:

“Всё пройдёт!”

Он улыбался и успокаивался.

Но однажды случилось сильное горе. Соломон посмотрел на кольцо и прочитал надпись. Но не успокоился, а даже разозлился. Тогда он впервые снял кольцо с пальца и хотел его выбросить. Но он увидел, что внутри кольца тоже есть надпись. Он прочитал:

“И это тоже пройдёт!”

Соломон успокоился и улыбнулся.

Больше он никогда не снимал с руки свое магическое кольцо. А мудрецу сделал дорогой подарок.

Притча для детей

Откуда у зебры полоски? Африканская легенда.

Когда-то зебра была одноцветная. Она была коричневая, как антилопа. И это Зебре не нравилось. Но она не знала, какого цвета ей быть. Ей нравился черный цвет и белый.

Зебра взяла две кисточки и две банки краски: белую и черную.

Каждый раз она себя красила, то черной краской, то белой. Так и появились полоски. Так и не решила, какой ей быть, белой или черной.

Потом Зебра решила искупаться, чтобы смыть с себя краску. Но краска уже так въелась, что избавиться от нее было невозможно. С тех пор Зебры стали в черную и белую полоску.

Легенда о Нарциссе.

Это было давно. Еще тогда, когда у людей не было зеркал.

Один юноша был очень красивым. И чтобы увидеть свою красоту, он ходил к ручью, чтобы посмотреть на свое отражение.

Он долго смотрел на свое отражение, и восхищался собой. Тогда из леса появилась Фея и сделала из юноши красивый цветок. Этот красивый цветок остался на берегу ручья, любуясь своим отражением.

А люди начали говорить тем, кто часто смотрит в свое отражение:

– Не любуйся долго собою, чтобы не превратиться в цветок, как Нарцисс

Притчи для детей

Легенда о том, как у кенгуру появилось такое название.

Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук приплыл в Австралию. Он там увидел удивительных животных, которые прыгали огромными прыжками на двух ногах.

Удивленный капитан спросил у местного жителя:

– Как называется этот зверь?

Туземец пожал плечами, потому что не понял ничего.

Кук еще раз спросил:

– Это кто? – и показал на прыгающее животное.

Туземец ответил:

– Кан гару.

На местном языке это обозначало: “Я не понял тебя” .

Кук спросил:

– Кенгуру?

Туземец кивнул головой:

– Кан гару

Кук написал у себя в журнале, что видел удивительных животных, которые бегают с помощью прыжков на двух ногах. И называются эти животные: кенгуру .

Притчи для детей

Спор Солнца и Ветра. Кто сильнее?

Ветер хвастался, какой он сильный. Солнце решило проучить Ветра. Оно сказало:

– Видишь, там старик в плаще. Сможешь снять с него плащ?
– Конечно же могу, – ответил Ветер.

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть. Все сильнее и сильнее, пока, наконец, не превратился в ураган. Но, чем сильнее дул Ветер, тем сильнее путник закутывался в свой плащ.

Солнце сказало:

– Хватит! Теперь моя очередь!

Ветер стих и прекратился.

А Солнце улыбнулось путнику и согрело своими лучами. Старик повеселел, ему стало тепло – и он снял плащ.

А Солнце сказало Ветру:

– Видишь! Бывает и другая сила.

С тех пор Ветер перестал хвастать своей силой перед Солнцем.

Притчи для детей

Притча. Как разделить поровну?

Жили в одном селе два брата. Отец подарим им поле. И решили братья поделить поле пополам.

Начали делить. То одному казалось, что у другому большая часть достается… то наоборот… Ни как границу не могли провести. Думали-гадали… чуть до драки не дошли…

И решили обратиться к Мудрецу.

– Подскажи, Мудрец… Как нам поровну и мирно поле разделить между собою?

А мудрец и говорит:

– Сделайте так. Один брат пусть поделит поле пополам так, как сам решит это сделать. А второй – пусть выберет из двух половинок: какая часть будет его, а какая достанется брату.

Так и сделали. Один брат поделил поле пополам. Он очень старался, чтобы половинки были одинаковые. Второй брат выбрал одну половинку поля. И тоже был доволен. После этого случая братья всё стали делить таким способом.

Притчи для детей

Как относиться к своей работе.

Трое рабочих носили кирпичи. К ним подошел мальчик и спросил:

– Что вы делаете?

Рабочий вытер пот со лба и ответил:

– Ты что не видишь, что мы кирпичи носим?
– Но зачем?
– Малыш, у нас работа такая.

Мальчик ничего не понял, для чего люди кирпичи носят. Подошел к другому рабочему и спросил:

– Что вы делаете?

Он закатал рукава и деловито сказал:

– Ты что не видишь? – Мы деньги зарабатываем.
– А зачем?
– Как зачем? Мне нужны деньги, иначе я не ходил на эту работу.

Тогда мальчик подошел к третьему рабочему.

– Что вы делаете?

Человек улыбнулся и сказал:

– Как что? Мы делаем хорошее дело. Мы строим дом для хороших людей. Люди будут в нем жить счастливо. Я рад, что уже построил много красивых домов.

Мальчик задумался. Одну и ту же работу люди делают по разным причинам. И с разным настроением.

Детские притчи

Драка со Львом

Лев отдыхал в тени большого дерева после сытного обеда. Стоял полдень. Жара.

Ко Льву приблизился Шакал. Посмотрел на отдыхающего Льва и несмело сказал:

– Лев! А давай подеремся!

Но в ответ была только тишина.

Шакал стал говорить громче:

– Лев! Давай драться! Устроим на этой поляне сражение. Ты против меня!

Лев на него и внимания не обратил.

Тогда Шакал пригрозил:

– Давай драться! А не то я пойду и всем расскажу, что ты, Лев, меня ужасно испугался.

Лев зевнул, лениво потянулся и промолвил:

– И кто тебе поверит? Подумаешь! Даже если меня кто-то и осудит за трусость – это все же куда приятнее, чем то, что меня будут презирать. Презирать за драку с каким-то там Шакалом…

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.
Притчи для детей

Муха и пчела

Комар спросил у Мухи:

– А есть ли где-то поблизости красивые цветы?

Но Муха ответила Комару:

– Нет здесь цветов. Зато есть много хороших мусорных куч. Тебе обязательно нужно полететь к ним. Там столько интересного.

Полетел Комар. И встретил Пчелу. Он спросил:

– Пчела! А где здесь мусорники? Я никак не могу их найти.

А Пчела и отвечает:

– Не знаю. Я видела поблизости только красивые цветы. Давай полетим вместе, и я тебе покажу их.

Притчи для детей

Дерево-привидение.

Недалеко от дороги стояло большое засохшее дерево.

Однажды ночью по дороге мимо проходил вор. Он увидел дерево в темноте. Но этот силуэт показался ему в виде полицейского. Испугался вор и убежал.

Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.

Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги приведение и громко расплакался.

Но дерево всегда оставалось только деревом!

Мир вокруг нас – это отражение нас самих.

Уважаемый читатель!
Кликайте, пожалуйста, рекламу, в знак благодарности за бесплатные материалы на сайте. Спасибо!

Притчи для детей

Кем ещё я мог стать?

Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими хорошими делами. Другой брат был преступником.

Однажды полиция поймала преступника, и дело передали в суд. Перед судом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:

- Как получилось, что вы стали преступником?
- У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня с братом. Кем же ещё я мог стать?

Спустя время несколько журналистов подошли к первому брату, и один спросил:

- Вы известны своими достижениями и хорошими делами. Как получилось, что вы добились всего этого?

Человек задумался, а потом ответил:

- У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать, моего брата и меня. Кем же ещё я мог стать?

Притчи для детей

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ
Притча

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:

- Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая? - Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая - я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?»

Пристально глядя в глаза, мудрец сказал:

«Все в твоих руках».

Притчи для детей

Притча. МАСТЕР ИГРУШЕК

В одной далёкой стране жил старый человек, очень любящий детей. Он постоянно мастерил для них игрушки.

Но игрушки эти оказывались такими хрупкими, что ломались быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчались и приходили к мастеру просить новых. Тот с удовольствием дарил им другие, еще более хрупкие…

Наконец, вмешались родители. Они пришли к старику с вопросом:

- Скажи нам, о, Мудрейший, почему ты всегда даришь нашим детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут, сломав их?

И тогда мудрец сказал:

- Пройдет совсем немного лет, и кто-то подарит этим бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться к чужому сердцу?..

Родители надолго задумались. И ушли, поблагодарив Учителя.

Притчи для детей

Лист бумаги

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.

– Что вы здесь видите? – спросил Мудрец.

– Точку, – ответил один.

Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.

Но сколько ни всматривались ученики, они ничего не видели, кроме черной точки.

И тогда учитель сказал:

– Вы все увидели маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…

– Значит, мне есть еще чему вас учить.

Притчи для детей

О методах торговли

Как-то на базаре появился древний старик в тюбетейке и восточном халате, вышитым необычным орнаментом. Старик продавал арбузы.

Над его товаром была табличка:

“Один арбуз – 3 рубля. Три арбуза – 10 рублей”.

Подходит бородатый мужик и покупает арбуз за три рубля…

Потом ещё один арбуз по три рубля…

А на прощанье радостно говорит продавцу:

- Смотри, я купил три арбуза, а заплатил только 9 рублей, а не 10. Не умеешь торговать!

Старик смотрит ему вслед:

- Да! Покупают у меня по три арбуза вместо одного, а потом учат меня как нужно торговать…

Детские притчи

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- Понимаешь, в каждом человеке идет борьба. Эта борьба очень похожа на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, жадность, ложь… А другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, заботу, доброту, верность… И другие хорошие качества человека.

Маленький индеец надолго задумался. А потом спросил:

- Дед! А какой волк в конце побеждает? Злой волк или добрый?

Старый индеец, едва заметно улыбнулся, и ответил:

- Запомни: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притчи для детей

Глупый мальчик

Маленький мальчик заходит в парикмахерскую. Парикмахер сразу же его узнает и говорит своим клиентам:

- Смотрите, это самый глупый мальчик среди всех на свете! Сейчас я вам докажу.

Парикмахер берет в одну руку 1 доллар, а в другую берет 25 центов. Зовет мальчика и предлагает ему выбрать:

– Ты выбираешь 1 или 25?
– Двадцать пять!

Все смеются. Мальчик получает 25 центов и уходит.

Вскоре, мальчика догоняет один клиент и спрашивает:

- Мальчик! Скажи мне, а почему все-таки ты выбрал 25 центов, а не 1 доллар? Неужели ты действительно настолько глуп, что не понимаешь, что 1 доллар больше, чем 25 центов?
– Хорошо! А что я за это буду иметь?

– Получишь еще 25 центов.

Мальчик получает монеты и говорит:

- Потому что в тот день, когда я выберу 1 доллар, я думаю, парикмахер перестанет радоваться. Посетителям не с чего будет смеяться. Я стану «умным», не буду больше «глупым». И не смогу каждый раз получать по 25 центов.

Детские притчи

Легенда о храме с тысячью зеркал

Много сотен лет назад высоко в горах был Храм с тысячью зеркал. Многие люди ходили к нему.

Однажды, в этот храм зашла собака. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

В этот миг она увидела тысячу оскаленных псов. Собака зарычала. И эхо ответило рычанием..

Поджав хвост, собака выскочила из храма, уверенная в том, что в этом храме живут злые собаки.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака.

Она вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она завиляла хвостом. И увидела тысячу дружелюбных собак.

Радостно залаяв, она покинула храм с полной уверенностью, что этот Храм полон дружелюбных собак.

  • Мир часто является только отражением нас самих: если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Притчи для детей

Ведро с яблоками

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - куча мусора.

Что делать? Свое крыльцо, убирать нужно. А еще – узнать, кто это был. И узнал – завистливый сосед.

Хотел было пойти, да поругаться, но, подумав, решил сделать иначе.

Пошел в сад, насобирал самых спелых яблок и пошел к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то мой сосед рассердился!» Открывает дверь.

К его удивлению, никого не было, лишь яблоки. А на яблоках записка:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Детские притчи

Плохие слова.

Два друга поссорились. И один начал всем знакомым говорить плохие слова о своем друге.

Но потом он успокоился и понял, что был неправ. Он пришел к другу и начал у него просить прощения.

Тогда второй друг сказал:

– Хорошо! Я тебя прощу. Только при одном условии.
– Каком?
– Возьми подушку и выпусти все перья на ветер.

Первый друг так и сделал. Он разорвал подушку. А ветер разнес перья по всему селу.

Довольный друг пришел к другому и сказал:

– Выполнил твое задание. Я прощен?
– Да, если ты соберешь все перья обратно в подушку.

Но сами понимаете, что это невозможно собрать все перья обратно. Так и плохие слова, которые уже разлетелись по всему селу нельзя забрать обратно.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Уважаемый читатель! Приятно, что заглянули на мой сайт! Большая просьба: оставляйте комментарии! Что еще можно прочитать на эту тему на сайте:

  • Притчи
  • Другие легенды и притчи
Короткие легенды, притчи, басни для детей младшего класса

Уважаемый читатель!
Кликайте, пожалуйста, рекламу, в знак благодарности за бесплатные материалы на сайте. Спасибо!

/ Легенды и притчи для школьников / Лучшие легенды и притчи / Короткие легенды и притчи для детей младших классов / Притчи и легенды для 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класса /

РУССКИЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга откроет впервые для многих из нас удивительный, почти неизведанный, воистину чудесный мир тех верований, обычаев, обрядов, которым всецело предавались на протяжении тысячелетий наши предки - славяне, или, как они себя называли в глубочайшей древности, русы.

Русы… Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря - до Адриатики и от Эльбы - до Волги, - просторы, овеянные ветрами вечности. Именно поэтому в нашей энциклопедии встречаются упоминания о самых различных племенах, от южных до варяжских, хотя в основном речь в ней идет о преданиях русских, белорусов, украинцев.

История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка - яблоко, вырос и расцвел широкошумный сад наречий и говоров? Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. Их затруднения понятны: материальных свидетельств нашей глубочайшей древности почти не сохранилось, как, впрочем, и изображений богов. А. С. Кайсаров в 1804 году в «Славянской и российской мифологии» писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что «предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались».

Такой непримиримостью отличались новые христиане во всех странах, однако если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество дивных мраморных изваяний, то деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно, Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных древнейшими рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир.

Мифы и легенды в энциклопедии понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина, - заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.

Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко, получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об идолах» (XII век), «упырям» и «берегиням», затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию (IV–III тысячелетия до н. э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога.

Первое тысячелетие до н. э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре - победителе Змея.

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX–X вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун - первобогом.

Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.

К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с православной религией…

Древние боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками… Мир языческих богов был величавым - и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная отрешиться от древних поэтических верований. Верований, коими жили наши предки, обожествлявшие - наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца - и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов И. М. Снегирев, славянское язычество - это обожествление стихий. Ему вторил великий русский этнограф Ф. И. Буслаев:

«Язычники породнили душу со стихиями…»

И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и по сю пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки - и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем?..


Елена Грушко,

Юрий Медведев , лауреат Пушкинской премии

АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ

Всем камням отец

Поздним вечером вернулись охотники из Перуновой пади с богатой добычей: двух косуль подстрелили, дюжину уток, а главное - здоровенного вепря, пудов на десять. Одно худо: обороняясь от рогатин, разъяренный зверь распорол клыком бедро юному Ратибору. Отец отрока разодрал свою сорочку, перевязал, как мог, глубокую рану и донес сына, взвалив на могучую спину, до родного дома. Лежит Ратибор на лавке, стонет, а кровь-руда все не унимается, сочится-расплывается красным пятном.

Делать нечего - пришлось отцу Ратибора идти на поклон к знахарю, что жил одиноко в избушке на склоне Змеиной горы. Пришел седобородый старец, рану оглядел, зеленоватой мазью помазал, приложил листьев и травушек пахучих. И велел всем домочадцам выйти из избы. Оставшись вдвоем с Ратибором, знахарь склонился над раной и зашептал:

На море на Окияне, на острове Буяне

Лежит бел-горюч камень Алатырь.

На том камне стоит стол престольный,

На столе сидит красна девица,

Швея-мастерица, заря-заряница,

Держит иглу булатную,

Вдевает нитку рудо-желтую,

Зашивает рану кровавую.

Нитка оборвись - кровь запекись!

Водит знахарь над раною камушком самоцветным, в свете лучины гранями играющим, шепчет, закрыв глаза…

Две ночи и два дня проспал беспросыпно Ратибор. А когда очнулся - ни боли в ноге, ни знахаря в избе. И рана уже затянулась.

По преданиям, камень Алатырь существовал еще до начала мира. На остров Буян посреди моря-окияна он упал с неба, и на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога.

Остров Буян - возможно, так в средние века называли современный остров Рюген в Балтийском (Алатырском море). Тут возлежал волшебный камень Алатырь, на который садится красная девица Заря, прежде чем расстелить по небу свою розовую фату и пробудить весь мир от ночного сна; тут росло мировое древо с райскими птицами. Позднее, в христианские времена, народное воображение поселило на том же острове и Богородицу вместе с Ильей-пророком, Егорием Храбрым и сонмом святых, а также самого Иисуса Христа, царя небесного.

Под Алатырь-камнем сокрыта вся сила земли русской, и той силе конца нет. «Голубиная книга», объясняющая происхождение мира, утверждает, что из-под него истекает живая вода. Именем этого камня скрепляется чародейное слово заклинателя:

«Кто сей камень изгложет, тот мой заговор превозможет!»

Одно из преданий связано с праздником Воздвижения (14/27 сентября), когда все змеи скрываются под землю, кроме тех, что укусили кого-нибудь летом и обречены замерзнуть в лесах. В этот день змеи собираются кучами в ямах, яругах и пещерах и остаются там на зимовье вместе со своею царицей. Среди них является пресветлый камень Алатырь, змеи лижут его и с того бывают и сыты, и сильны.

Некоторые исследователи уверяют, что Алатырь - это балтийский янтарь. Древние греки называли его электрон и приписывали ему самые чудодейственные лечебные свойства.

Светящиеся черепа

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. Иди прямо сейчас и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит - забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иная, как сама Баба-яга.

Повернулась бежать куда глаза глядят - слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы.

О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.

Как же мне не плакать? - отвечает череп. - Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно последнему злодею!

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла.

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку - и ну бежать прочь!

Баба-яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Попариться захотелось

Один мельник вернулся домой с ярмарки за-полночи и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок - и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.

А, попариться захотелось! - прорычал баенник. - Забыл, что после полуночи баня - наша! Нечистая!

И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.

Когда уже к рассвету пришли в баню домочадцы, встревоженные долгим отсутствием хозяина, еле-еле привели его в чувство! Долго трясся он от страха, даже голос потерял, и с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:

Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но потусторонним силам. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище - место, где баня стояла, - почиталось опасным, и строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.

Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

Банник со всеми своими гостями и челядью любит попариться после двух, трех, а то и шести смен людей, а моется он только грязной водой, стекшей с людских тел. Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь - ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, - будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.

Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Полезно также оставлять в кадушках немного воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу - веник: баенники любят внимание и заботу!

Хрустальная гора

Один человек заблудился в горах и уже решил, что настал ему конец. Обессилел он без пищи и воды и готов был кинуться в пропасть, чтобы прекратить свои мучения, как вдруг явилась ему красивая синяя птичка и начала порхать перед его лицом, удерживая от опрометчивого поступка. А когда увидела, что человек раскаялся, полетела вперед. Он побрел следом и вскоре увидел впереди хрустальную гору. Одна сторона горы была белая, как снег, а другая черная, как сажа. Хотел человек взобраться на гору, но она была такая скользкая, словно покрыта льдом. Пошел человек кругом горы. Что за чудо? С черной стороны дуют свирепые ветры, клубятся над горой черные тучи, воют злые звери. Страх такой, что жить неохота!

Из последних сил влез человек на другую сторону горы - и от сердца у него тотчас отлегло. Здесь стоит белый день, поют сладкоголосые птицы, на деревьях растут сладкие плоды, а под ними струятся чистые, прозрачные ручьи. Путник утолил голод и жажду и решил, что попал в самый Ирий-сад. Солнышко светит и греет так ласково, так приветливо… Рядом с солнцем порхают белые облака, а на вершине горы стоит седобородый старец в великолепных белых одеждах и отгоняет облака от лика солнечного. Рядом с ним увидел путник ту самую птичку, которая спасла его от смерти. Птица спорхнула к нему, а вслед за ней явился крылатый пес.

Садись на него, - сказала птица человеческим голосом. - Он донесет тебя домой. И больше никогда не дерзай лишить себя жизни. Помни, что удача всегда придет к смелому и терпеливому. Это так же верно, как то, что на смену ночи придет день, а Белбог одолеет Чернобога.

Белбог у славян - воплощение света, божество добра, удачи, счастья, блага.

Первоначально его отождествляли со Святовидом, но затем он сделался символом солнца.

Обитает Белбог на небесах и олицетворяет светлый день. Своим волшебным посохом сгоняет стада белых облаков, чтобы открыть путь светилу. Белбог непрестанно борется с Чернобогом, подобно тому, как день борется с ночью, а добро - со злом. Никто и никогда не одержит окончательной победы в этом споре.

Согласно некоторым сказаниям, Чернобог обитает на севере, а Белбог - на юге. Они дуют поочередно и порождают ветры. Чернобог - отец северного ледяного ветра, Белбог - теплого, южного. Ветры летят навстречу друг другу, то один одолевает, то другой - и так во все времена.

Святилище Белбога в дремучей древности находилось в Арконе, на балтийском острове Руген (Руян). Оно стояло на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка. Жертвы Белбогу приносили веселием, играми и радостным пированием.

На старинных фресках и картинах изображали его в виде солнца на колесе. Солнце - голова бога, ну а колесо - тоже солярный, солнечный символ - его тело. В песнопениях в его честь повторялось, что солнце - это око Белбога.

Однако это отнюдь не было божество безмятежного счастья. Именно Белбога призывали славяне на помощь, когда отдавали какое-то спорное дело на разрешение третейского суда. Именно поэтому его часто изображали с раскаленным железным посохом в руках. Ведь частенько на божьем суде правоту свою приходилось доказывать, беря в руки раскаленное железо. Не оставит оно на теле огненного следа - значит, человек невинен.

Служат Белбогу солнечный пес Хорс и птица Гамаюн. В образе синей птицы Гамаюн выслушивает божественные прорицания, а потом является людям в виде птицедевы и пророчит им судьбу. Поскольку Белбог - светлое божество, то и встреча с птицей Гамаюн сулит счастье.

Подобное божество известно не только славянам. У кельтов был такой же бог - Белениус, а сына Одина (германская мифология) звали Бальдр.

БЕРЕГИНЯ

Золото берегинь

Пошел пригожий молодец в лес - и видит: на ветвях большой березы качается красавица. Волосы у нее зеленые, будто березовые листья, а на теле и нитки нет. Увидала красавица парня и засмеялась так, что у него мурашки по коже побежали. Понял он, что это не простая девушка, а берегиня.

«Плохо дело, - думает. - Надо бежать!»

Только поднял руку, надеясь, что перекрестится - и сгинет сила нечистая, но дева запричитала:

Не гони меня, жених ненаглядный. Слюбись со мною - и я тебя озолочу!

Начала она трясти березовые ветки - посыпались на голову парня круглые листочки, которые превращались в золотые и серебряные монетки и падали на землю со звоном. Батюшки-светы! Простак отродясь столько богатства не видал. Прикинул, что теперь непременно избу новую срубит, корову купит, коня ретивого, а то и целую тройку, сам с ног до головы в новье обрядится и присватается к дочке самого богатого мужика.

Не устоял парень перед искушением - заключил красавицу в объятия и ну с ней целоваться-миловаться. Время до вечера пролетело незаметно, а потом берегиня сказала:

Приходи завтра - еще больше золота получишь!

Пришел парень и завтра, и послезавтра, и потом приходил не раз. Знал, что грешит, зато в одну неделю доверху набил золотыми монетами большой сундук.

Но вот однажды зеленовласая красавица пропала, будто и не было ее. Вспомнил парень - да ведь Иван Купала миновал, а после этого праздника в лесу из нечистой силы только лешего встретишь. Ну что ж, былого не воротишь.

Поразмыслив, решил он со сватовством погодить, а пустить богатства в оборот и сделаться купцом. Открыл сундук… а он доверху набит золотыми листьями берез.

С той поры сделался парень не в себе. До самой старости бродил от весны до осени по лесу в надежде встретить коварную берегиню, но больше она не появлялась. И все слышался, слышался ему переливчатый смех да звон золотых монет, падающих с березовых ветвей…

И поныне кое-где на Руси опавшую листву так и зовут - «золото берегинь».

Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее.

Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «пръ(здесь ять)гыня» - «холм, поросший лесом». Но вероятно и происхождение от слова «берег». Ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.

Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяниц, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев.

Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет.

Откуда взялись бесы?

Когда Бог сотворил небо и землю, он жил один. И стало ему скучно.

Однажды увидел он в воде свое отражение и оживил его. Но двойник - его имя было Бес - оказался упрямцем и гордецом: немедленно вышел из-под власти своего создателя и стал приносить только вред, препятствуя всем добрым намерениям и начинаниям.

Бог сотворил Беса, а Бес - бесенят, чертят и прочую нечисть.

Долго сражались они с ангельским воинством, но наконец Богу удалось справиться с нечистой силой и свергнуть ее с небес. Одни - зачинщики всей смуты - угодили прямиком в пекло, другие - шкодливые, но менее опасные - были сброшены на землю.

Бес - старинное наименование злобного божества. Происходит оно от слова «беда», «бедствовать». «Бес» - приносящий беду.

Бесы - общее название всех нечистых духов и чертей (старославянское «черт» означает - проклятый, заклятый, перешедший черту).

Народное воображение издревле рисует бесов черными или темно-синими, с хвостами, рогами, крыльями, а обыкновенные черти обычно бескрылы. На руках и ногах у них когти или копытца. Бесы востроголовы, как птицы сычи, а также хромы. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения с неба.

Живут бесы повсюду: в домах, омутах, заброшенных мельницах, в лесных чащобах и болотах.

Все бесы обыкновенно невидимы, но они легко обращаются в любых зверей или животных, а также в людей, но непременно хвостатых, которым приходится тщательно прятать эти хвосты от проницательного взора.

Какой бы образ ни принимал на себя бес, его всегда выдает сильный, очень громкий голос с примесью устрашающих и зловещих звуков. Иногда он каркает черным вороном или стрекочет проклятой сорокой.

Время от времени бесы, бесихи (или бесовки) и бесенята собираются на шумные празднества, поют и пляшут. Именно бесы изобрели на погибель роду человеческому и вино, и табачное зелье.

БОЛОТНИКИ и БОЛОТНИЦЫ

Земля со дна океана

Давным-давно, когда Белбог боролся с Чернобогом за власть над миром, Земли еще не было: всю ее сплошь покрывала вода.

Однажды ходил Белбог по воде, смотрит - навстречу ему плывет Чернобог. И решили два врага на время примириться, чтобы создать в этом безбрежном океане хоть островок суши.

Стали они по очереди нырять и наконец-то отыскали на глубине немного земли. Белбог нырял усердно, он поднял на поверхность много земли, а Чернобог скоро оставил эту затею и только сердито смотрел, как обрадованный Белбог начал разбрасывать землю, и всюду, куда она ни падала, возникали материки и острова.

Но Чернобог часть земли затаил за щекой: он по-прежнему хотел создать свой мир, где будет царить зло, и только и ждал, чтобы Белбог отвернулся.

В это мгновение Белбог начал творить заклинания - и на всей земле стали появляться деревья, проклюнулись трава и цветы.

Однако, повинуясь воле Белбога, начали прорастать растения и во рту Чернобога! Крепился он, крепился, надувал, надувал щеки, но наконец не выдержал - и начал выплевывать спрятанную землю.

Так и появились болота: земля пополам с водой, корявые деревца и кусты, жесткая трава.

Болотник (болотяник, болотный) - злой дух болота, где он живет с женой и детьми. Женой его становится дева, утопшая в болоте. Болотник - родич водяного и лешего. Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото то резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает.

Болотник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы или корягу, или бревно, - так и манит ступить, а под ним - трясина, глубокая топь! Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.

Болотница - родная сестра русалкам, тоже водяница, только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок - с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину.

Чародейная сила

Жила-была в одном селении прекрасная девушка Жданка. От женихов у нее отбою не было! Но самые близкие подружки знали, что больше всех был ей по сердцу Свиреп, сын богатой вдовы-знахарки Невеи. Но отец красавицы прогнал сватов со двора, крикнув им вслед:

Да лучше я отдам ее уродливому, нищему калеке, чем сыну ведьмы!

Понял Свиреп, что Жданка для него навеки потеряна, да и утопился с горя. Жданка по своему милому убивалась страшно! И вот однажды решила навестить несчастную мать Свирепа.

Вошла - да так и ахнула! Лежит на кровати худая, изможденная старушонка. С трудом узнала Жданка красавицу Невею. Пожалела ее, зачерпнула воды резным ковшиком. Приняла Невея ковшик иссохшей рукой, выпила до дна и подает его обратно Жданке:

Возьми, дитятко.

Ох, нельзя, нельзя ничего брать от умирающей ведьмы! Но Жданка этого не знала. Протянула руку - и взяла ковш.

И вдруг… Крыша избы треснула, и в щелях увидела Жданка звездное небо, по которому вихрем мчались черти и нагие бабы с распущенными волосами, верхом на черных кошках да на помелах.



Планирование беременности