Необычные музыкальные инструменты - Bagullnik. Из истории возникновения музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты - это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка - это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.

Я узнала, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.

К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.

Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком.

Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки.

Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России.

Уже тот факт, что столь разные по тематике исследования единодушно уделяют внимание народной музыкально-инструментальной практике, говорит о безусловном оживлении интереса к ней со стороны передовых научных деятелей «века русского Просвещения» . Трудно переоценить значение этих первых специальных сведений, дающих представление о составе русского инструментария середины XVIII века, устройстве и некоторых названиях, характере звучания, порой и условиях бытования отечественных народных инструментов, приемов игры на них.

Балалайка.

Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века» . Он называл балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране» и приписывал ей славянское происхождение. Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента. «Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению, то обстоятельство, что его можно самому изготовить» .

Позднее А. Новосельским в «Очерках по истории русских народных музыкальных инструментов» написано о том, что балалайка - это видоизмененная домра. Треугольный кузов которой в кустарном изготовлении более прост и удобен. Он дает еще более упрощенное толкование: «... под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой. Так из азиатской домры получилась русская балалайка» .

Много произведений в литературе посвящено балалайке. Это и пословицы, и поговорки, и загадки.

Вот, например, загадки:

Всех игрою весели!
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка?

Это наша… (балалайка)

Струн дано мне очень мало,
но пока что мне хватало?
Струны ты мои задень
и услышишь: длень, длень, длень.

Ну-ка кто я? Угадай-ка? – ну, конечно… (балалайка) .

В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары.

Гитара – один из самых распространённых инструментов. Родина гитары неизвестна. Предполагают, что возникла она в Древней Греции, но вторую родину обрела в Испании где уже в 8 – 9 веках получила широчайшее распространение.

Гитара – струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струйные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семи- струнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента. Шестиструнная гитара тоже стала сольным инструментом.

По мнению учёных, домра чужеземный инструмент, а по убеждению других он существовал ещё до образования общерусского государства.

Исследователи сходятся между собой в названии «домра» . Вероятно, термин «домра» тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домра) .

Инструменты подобного типа появились в те далекие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин - пандури и чонгури, таджиков и узбеков - думбрак, туркмен и узбеков - дутар, киргизов - комуз, азербайджанцев и армян - тар, саз, казахов и калмыков - домбра, монголов - домбур, украинцев- бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве и т. д.

Известно, что упоминания о домре встречаются в указах, грамотах, посланиях 16 -17 в. как об инструменте скоморохов. Именно с домрой по городам и сёлам ходили весёлые балагуры – музыканты – скоморохи лет 400 тому назад. Однако как выглядела домра того времени точно сказать нельзя, потому что в 1648 году была объявлена бесовским инструментом.

Домра имеет корпус в форме полушария, состоящего из кузова (нижней части корпуса) и деки, которая прикрывает кузов сверху. Дальше тянется длинная шейка, а на конце винтики, к ним струны крепятся. Над грифом, который соединяется с корпусом, натянуты струны.

Домра – душа оркестра русских народных инструментов. Она так же неотразима здесь, как скрипка в симфоническом оркестре. Сегодня в оркестрах русских народных инструментов именно домры ведут самые главные мелодии. Группа трехструнных домр включает семь инструментов: домру пикколо, домру малую, домру альтовую, домру меццо-сопрановую, домру теноровую, домру басовую и домру контрабасовую.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой инструментов. Значение скрипки понимали ещё в 17в, и говорили: «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный» .

Все вы, наверное, видели скрипку кто – то наяву, кто – то на картинке. А теперь представьте себя самого. Похожа скрипка на человека? Да, похожа. Кстати, даже детали имеют похожие названия: головка, шейка, какие плавные у неё закругления, какая тонкая «талия» . Вот видите, как интересно. Когда - то человек создал совершеннейшее из своих созданий - скрипку и сделал её похожей на совершеннейшее создание природы - самого себя.

Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем мастера разных стран усовершенствовали ее. Свято хранили итальянцы – скрипичные мастера семейств Амати, Гварненри и Страдивари – секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Смычок это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча.

Клавишными струнными инструментами являются пианино и рояль.

Фортепиано.

Клавишные струнные музыкальные инструменты - пианино и рояль - называют одним словом «фортепиано» (от ит. forte - «громко» и piano - «тихо» ) .

Очень-очень давно, в Древней Греции, еще во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески один, chorde- струна) . Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского clavis - ключ) . Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты - металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать.

Этот инструмент стал называться клавикордам (от латинского clavis и греческого chorde) . Его должны были ставить на стол и играть стоя. Но был у клавикорда и большой недостаток, большей громкости так и не удалось добиться.

Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых.

Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Од-новременно с ним возник и развивался другой, похожий на него клавесин.

Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения.

Звук клавесина – довольно слабый, не очень – то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы включали множество украшений для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяжённо. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.

Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента - пианофорте, а позднее- фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.

На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано) .

Духовые музыкальные инструменты.

Саксофон.

Изобретенный в 1841 году саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла - серебра или особого сплава. Своё название саксофон получил от имени изобретателя – бельгийского мастера Адольфа Сакса.

Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно стали вводить а оперный и симфонический оркестры. Но полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в 20 веке его звук привлек внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

Это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали её в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально.

В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в 15 веке. Композиторов привлекало её напевное звучание. Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо. Она в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше.

Клавишно-духовые инструменты.

Баян и аккордеон.

Баян и аккордеон – это разновидности гармоники. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Она родственница самого величественного музыкального инструмента – органа. Все разновидности гармоники – тоже клавишно – духовые инструменты. Только у аккордеона с одной стороны, а у баяна с обеих сторон клавиши не такие, как на рояле, а в виде кнопок.

Особенность ещё и в том, что в отличие от других клавишных инструментов, у неё нажатием одной кнопки – клавиши для левой руки извлекается не звук, а целый аккорд. Это делает более лёгким исполнение простых музыкальных произведений – песен, танцев, но делает невозможным исполнение классической музыки.

Лишь один из этих инструментов. Так называемый «выборный» баян имеет в басу не только заготовленные заранее аккорды, но и полный, как на рояле, звукоряд. На таком баяне играют сложные классические произведения.

Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

2. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок, геккельфон.

3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.

1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.


Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).


1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17-18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.

1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.

2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.

3. Электромеханические: электропиано, клавинет

4. Электронные: электронное пианино

фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.


1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) - ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

2. Колокольчики - оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

3. Ксилофон (от ксило... и греч. phone - звук, голос) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

4. Барабан - ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

5. Бубен - ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

6. Кастаньетвы (исп. castanetas) - ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс - первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость - от расстояния левой руки до др. антенны.

Назад

Вашему вниманию топ одних из самых необычных инструментов в мире. На всех них все еще играют музыканты, какими бы древними или странными эти инструменты ни казались.

Терменвокс

был изобретен в России в прошлом столетии. А точнее, в 1919 году. Такое название инструмент получил от фамилии своего создателя - Льва Сергеевича Термена. Этот необычный инструмент является первым в истории электромузыкальным инструментом. Звуки извлекаются, казалось бы, нехитрым движением рук: знай себе перемещай руки в радиусе электромагнитного поля рядом с металлической антенной. Левая рука обычно регулирует громкость, а правая – ответственна за высоту звука. Вот только научиться пользоваться двумя руками при игре на этом инструменте не так-то и просто!

Reactoscope

или иными словами – мультимедийный медиа стол. Вещь уникальная и более того – красивая. Трогаешь – и издается звук, и более того, инструмент можно запрограммировать под почти любые требования. С помощью мультимедийного стола можно не только удивлять клабберов, но и радовать яркими презентациями коллег и партнеров, к примеру, либо оповещать посетителей о разнообразии меню в ресторане.

Бонанг

Музыкальный привет из Индонезии. Инструмент этот состоит из набора маленьких бронзовых гонгов, которые размещаются на деревянной подставке и скреплены между собой шнурами. Посередине каждого гонга имеется небольшая выпуклость, ударив по которой специальной деревянной палочкой, получается мягкий звук. Палочку обматывают либо веревкой, либо х/б тканью для придания большей глубины звуку. Различают мужской – с более высокими деревянными бортиками и выпуклыми гонгами – бонанг и женский – с наоборот, более низкими бортиками и плоскими гонгами.

Субконтрабас-флейта

похож на большую изогнутую флейту, а звуки издает весьма странные. Длина некоторых инструментов может быть до 4,5 метров! Не так уж просто играть на такой махине, согласитесь. Звуки же, извлекаемые из субконтрабаса-флейты могут многих сбить с толку – они похожи на такие, как если бы кто-то просто дул в трубу.

Серпент

еще называют за его внешний вид констрабас-анакондой. Впрочем, звучит инструмент далеко не так тихо, как змея, а скорее как слон: громко и раскатисто. Серпент был изобретен в далеком 1590 году, но уже к 19 веку вышел из употребления. Сегодня на нем играют разве что музыкальные маньяки, осваивающие все новые и новые старые изобретения.

Литуус

в переводе с латыни прежде всего означает изогнутый посох авгура либо же военную трубу, также изогнутую. Пользовались этим инструментом чаще всего в качестве предупредительного сигнала в военное время. Но в средние века небезызвестный Иоганн Себастьян Бах прославил литуус, написав под него монет OJesuChrist, meinsLebensLicht.

Трембита

Можно смело сказать, украинский сородич литууса. Трембиты, как и их античные собратья, прежде всего используются для оповещений различного рода. А так как они популярны в большинстве на Гуцульщине и востоке Карпат, то широко используются пастухами. Но также эту деревянную трубу порой включают и в оркестровые исполнения.

Ханг

состоит из двух металлических полушарий, соединенных между собой и отдаленно напоминает пресловутое НЛО-тарелку. Этот инструмент – еще в детском возрасте, ибо изобретен только в 2000 году. Как правило, ханг размещается на коленях или между ними, а звуки извлекаются уже в зависимости от воображения играющего: пальцами, кистями, ладонями.

Отаматон

вполне оправданно называют поющим головастиком. Выглядит это японское изобретение и вправду забавно: как нота с глазами и ртом. Нажатием головы и манипуляциями с «хвостиком» гаджет приводится в действие и издает презебавшейшие звуки. Чего только японцы не выдумают! Этому инструменту-игрушке всего два года, но она уверенно занимает позиции на рынке, но, по большому счету, развлекательном, а не музыкальном.

Стеклянная гармоника

внешне слегка напоминает ткацкий станок и состоит из стеклянных полусфер различного размера. Сферы нанизаны на металлический стержень, который в свою очередь закрепляется в некий ящик-резонатор с водой и уксусом, но так, чтоб сферы погружались в него только наполовину. Усовершенствовав простую игру на мокрых стаканах в 18 веке изобретательный ирландец покорил мир новым инструментом. Им восхищались великие композиторы и писатели того времени, но тем не менее, кто-то пустил слух о том, что стеклянная гармоника – промыслы дьявольских прихвостней: вызывает преждевременные роды у женщин, крайне неудовлетворительно действует на душевное состояние людей и пугает животных. Инструмент был забыт до наших времен, пока в 20 веке композиторы не решили вернуть инструменту отобранный «голос».

Варган

на вид очень странный и даже непонятный инструмент. С первого взгляда не него не каждый сообразит, как и куда его приложить, чтоб извлечь звуки. Варган относится к язычковым музыкальным инструментам, и звуки из него извлекаются соответствующим путем. Стоит зажать его между губами или зубами, подуть либо изменить положение губ – и послышатся звуки. Его нередко называют языческим инструментом, ведь история не может найти истоков появления оного. Последние исследования показывают, что варган вполне мог быть изобретен пять тысяч лет тому в Южной Азии и распространился по всему миру благодаря своей компактности, незамысловатости и несомненной необычности.

Благодаря музыкальным инструментам мы можем извлекать музыку - одно из самых уникальных творений человека. От трубы до пианино и бас-гитары, с их помощью было создано бесчисленное количество сложных симфоний, рок-баллад и популярных песен.

Однако в этом списке перечислены некоторые из самых странных и причудливых музыкальных инструментов, существующих на планете. И, кстати, некоторые из них из разряда "разве такое вообще существует?"

Итак, перед вами - 25 действительно странных музыкальных инструментов - в звуке, дизайне или, чаще всего, и в том и другом.

25. Овощной оркестр (Vegetable Orchestra)

Созданный почти 20 лет назад группой друзей, увлекавшихся инструментальной музыкой, Овощной оркестр в Вене стал одной из самых странных групп музыкальных инструментов на планете.

Музыканты делают свои инструменты перед каждым выступлением - полностью из овощей, таких как морковь, баклажаны, лук-порей - чтобы устроить совершенно необычное представление, которое только могут увидеть и услышать зрители.

24. Музыкальная шкатулка (Music Box)


Строительная техника чаще всего шумит и раздражает своим грохотом, сильно контрастируя с небольшой музыкальной шкатулкой. Но была создана одна массивная музыкальная шкатулка, которая объединяет в себе и то и другое.

Этот почти однотонный виброуплотнитель был переоборудован так, чтобы вращаться так же, как классическая музыкальная шкатулка. Он умеет воспроизводить одну знаменитую мелодию - "Знамя, усыпанное звёздами" (гимн США).

23. Кошачье пианино


Хочется надеяться, что кошачье пианино никогда не станет настоящим изобретением. Опубликованный в книге, рассказывающей о странных и причудливых музыкальных инструментах, "Katzenklavier" (также известный как кошачье пианино или кошачий орган) - это музыкальный инструмент, в котором кошки рассажены в октаву в соответствии с тоном их голоса.

Их хвосты вытянуты в сторону клавиатуры с гвоздями. Когда клавишу нажимают, гвоздь болезненно надавливает на хвост одной из кошек, которая и обеспечивает звучание нужного звука.

22. 12-грифовая гитара


Было довольно классно, когда Джимми Пейдж из Led Zeppelin сыграл на сцене на двугрифовой гитаре. Интересно, каково было бы, если б он сыграл на этой 12-грифовой гитаре?

21. Зевсофон (Zeusaphone)


Представьте себе создание музыки из электрических дуг. Зевсофон делает именно это. Известный как "Поющая катушка Тесла" ("Singing Tesla Coil”), этот необычный музыкальный инструмент производит звук, изменяя видимые вспышки электричества, тем самым создавая футуристически звучащий инструмент электронного свойства.

20. Яйбахар (Yaybahar)


Яйбахар - один из самых странных музыкальных инструментов, пришедших с Ближнего Востока. Этот акустический инструмент имеет струны, соединённые с намотанными пружинами, которые воткнуты в центр рамок барабанов. Когда струны играют, вибрации отдаются эхом по комнате, словно эхо в пещере или внутри металлической сферы, создавая гипнотический звук.

19. Морской орган


В мире существуют два больших морских органа - один в Задаре (Хорватия), а другой в Сан-Франциско (США). Оба они работают аналогично - из серии труб, поглощающих и усиливающих звук волн, делая море и его капризы главным исполнителем. Звуки, которые издаёт морской орган, сравнивают со звуком воды, попавшей в уши, и диджериду.

18. Куколка (Chrysalis)


Куколка - один из самых красивых инструментов в этом списке странных музыкальных инструментов. Колесо этого инструмента, построенного по модели массивного, круглого, каменного календаря ацтеков, вращается по кругу с натянутыми струнами, производя звук, похожий на идеально настроенную цитру.

17. Клавиатура Янко (Janko Keyboard)


Клавиатура Янко выглядит, как длинная, неправильная шахматная доска. Разработанное Паулем фон Янко (Paul von Jankó), это альтернативное расположение клавиш пианино позволяет пианистам играть такие музыкальные произведения, которые невозможно сыграть на стандартной клавиатуре.

Хотя клавиатура выглядит довольно сложной для игры, она воспроизводит такое же количество звуков, как и стандартная клавиатура, и на ней легче научиться играть, поскольку изменение тональности требует от музыканта всего лишь перемещения рук вверх или вниз, без необходимости смены аппликатуры.

16. Симфонический дом


Большинство музыкальных инструментов являются портативными, и Симфонический дом явно не входит в их число! В данном случае музыкальным инструментом является целый дом в Мичигане площадью 575 квадратных метров.

От противоположных окон, позволяющих проникать звукам прибрежных волн неподалёку или шума леса, до ветра, дующего через длинные струны своеобразной арфы - весь дом резонирует от звука.

Самый большой музыкальный инструмент в доме - это две 12-метровые горизонтальные балки из древесины анегри с натянутыми вдоль них струнами. Когда струны звучат, вся комната вибрирует, придавая человеку ощущение присутствия внутри гигантской гитары или виолончели.

15. Терменвокс (Theremin)

Терменвокс - один из самых первых электронных инструментов, запатентованный в 1928 году. Две металлические антенны определяют положение рук исполнителя, изменяя частоту и громкость, которые преобразуются из электрических сигналов в звуки.

14. Унцелло (Uncello)

Больше похожий на модель вселенной, предложенную Николаем Коперником в XVI веке, унцелло - это комбинация дерева, колышков, струн и удивительного нестандартного резонатора. Вместо традиционного корпуса виолончели, который усиливает звук, в унцелло используется круглый аквариум, чтобы издавать звуки во время игры смычком по струнам.

13. Гидролофон (Hydraulophone)


Гидролофон - это музыкальный инструмент новой эпохи, созданный Стивом Манном (Steve Mann), который подчеркивает важность воды и служит людям с ослабленным зрением в качестве сенсорного исследовательского устройства.

По существу, это массивный водный орган, на котором играют, затыкая пальцами небольшие отверстия, из которых медленно течёт вода, гидравлически создавая традиционное органное звучание.

12. Байклофон (Bikelophone)


Байклофон был построен в 1995 году в рамках проекта по изысканию новых звуков. Используя раму велосипеда в качестве основы, этот музыкальный инструмент создаёт слоистые звуки с помощью циклической системы записи.

В своей конструкции он имеет басовые струны, древесину, металлические телефонные колокольчики и другое. Звук, который он производит, на самом деле нельзя сравнить ни с чем, потому что он издаёт широкий спектр звуков от гармоничных мелодий до вступлений научно-фантастических передач.

11. Арфа Земли (Earth Harp)


Чем-то похожая на Симфонический дом, Арфа Земли является самым длинным в мире струнным инструментом. Арфа с натянутыми струнами длиной 300 метров издаёт звуки аналогично виолончели. Музыкант в хлопчатобумажных перчатках, покрытых скрипичной канифолью, перебирает струны руками, создавая слышимую волну сжатия.

10. Большой сталактитовый орган (Great Stalacpipe Organ)


Природа полна звуков, приятных нашим ушам. Объединив человеческую изобретательность и дизайн с естественной акустикой, Лиланд В. Спринкл (Leland W. Sprinkle) установил в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США, изготовленный по заказу литофон.

Орган производит звуки различной тональности с помощью сталактитов возрастом десятки тысяч лет, которые были превращены в резонаторы.

9. Змей (Serpent)


Этот басистый духовой инструмент с медным мундштуком и отверстиями для пальцев, как в деревянных духовых инструментах, был назван так из-за своей необычной конструкции. Изгибающаяся форма Змея позволяет издавать уникальный звук, напоминающий нечто среднее между тубой и трубой.

8. Ледяной орган


Шведский Ледяной отель, в зимний период полностью построенный изо льда, является одним из самых знаменитых бутик-отелей в мире. В 2004 году американский скульптор по льду Тим Линарт (Tim Linhart) принял предложение построить музыкальный инструмент, который соответствовал бы тематике отеля.

В итоге Линарт создал первый в мире ледяной орган - инструмент с трубами, полностью вырезанными изо льда. К сожалению, век этого необычного музыкального инструмента был недолог - он растаял прошлой зимой.

7. Эол (Aeolus)


Выглядящий, как инструмент, смоделированный на примере неудачной причёски Тины Тёрнер, эол представляет собой огромную арку со множеством труб, улавливающую любое дуновение ветра и преобразующую его в звук, часто издаваемый в довольно жутких тонах, ассоциирующихся с посадкой НЛО.

6. Неллофон (Nellophone)


Если предыдущий необычный музыкальный инструмент напоминает волосы Тины Тёрнер, то этот можно сравнить с щупальцами медузы. Чтобы сыграть на неллофоне, полностью построенном из изогнутых труб, исполнитель становится в центре и ударяет по трубкам специальными лопатками, тем самым производя звук резонирующего в них воздуха.

5. Шарпсихорд (Sharpsichord)

Будучи одним из самых сложных и странных музыкальных инструментов в этом списке, шарпсихорд имеет 11520 отверстий со вставленными в них колками и напоминает музыкальную шкатулку.

Когда питающийся от солнечной энергии цилиндр поворачивается, поднимается рычаг, перебирающий струны. Затем питание передаётся перемычке, которая усиливает звук с помощью большого рупора.

4. Пирофонический орган (Pyrophone Organ)

В этом списке рассмотрено много различных видов переделанных органов, и этот, возможно, лучший из них. В отличие от использования сталактитов или льда, пирофонический орган производит звуки путём создания мини-взрывов при каждом нажатии клавиш.

Удар по клавише работающего на пропане и бензине пирофонического органа провоцирует выхлоп из трубы, наподобие двигателя автомобиля, тем самым создавая звук.

3. Забор. Любой забор.


Мало кто в мире может претендовать на звание "музыканта, играющего на заборах". На самом деле это может сделать только один человек - австралиец Джон Роуз (Jon Rose) (уже звучит как имя рок-звезды), создающий музыку на заборах.

Роуз использует скрипичный смычок, чтобы создавать резонирующие звуки на плотно натянутых - от колючей проволоки до сетки - "акустических" заборах. Некоторые из его самых провокационных выступлений включают игру на пограничном заборе между Мексикой и Соединёнными Штатами, а также между Сирией и Израилем.

2. Сырные барабаны (Cheese Drums)


Будучи сочетанием двух человеческих страстей - музыки и сыра - эти сырные барабаны являются поистине замечательной и очень странной группой инструментов.

Их создатели взяли традиционную ударную установку и заменили все барабаны массивными круглыми головками сыра, установив рядом с каждой по микрофону, чтобы получались более нежные звуки.

Для большинства из нас их звук будет больше похож на удары палочками, находящимися в руках барабанщика-любителя, сидящего в местном вьетнамском ресторане.

1. Туалетофониум (Loophonium)

Будучи небольшим тубоподобным басовым музыкальным инструментом, играющим ведущую роль в духовых и военных оркестрах, эуфониум не такой уж и странный инструмент.

Так и было до тех пор, пока Фриц Шпигль (Fritz Spiegl) из Королевского Ливерпульского филармонического оркестра (Royal Liverpool Philharmonic Orchestra) не создал туалетофониум: полностью функционирующее сочетание эуфониума и красиво раскрашенного унитаза.

Пикассо гитара (The Pikasso Guitar)

Пикассо гитара - странный музыкальный инструмент, созданный в 1984 году канадским мастером струнных инструментов Линдой Манзер для джазового гитариста Патрика Брюса Мэтини. Представляет собой гитару-арфу с четырьмя грифами, двумя резонаторными отверстиями и 42 струнами. Инструмент был назван из-за внешнего сходства с изображёнными на знаменитых картинах (1912–1914), так называемого аналитического кубизма Пабло Пикассо.


Никельхарпа - традиционный шведский струнный музыкальный инструмент, первые упоминания, о котором датируется приблизительно 1350 годом. Обычно современная никельхарпа имеет 16 струн и 37 деревянных клавиш, скользящие под струнами. Для игры используется короткий смычок. Звук, издаваемый данным инструментом похож на звук скрипки только с большим резонансом.


Стеклянная гармоника - довольно необычный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких стеклянных полусфер различных размеров, закреплённых на металлической оси, которая частично погружена в ящик-резонатор с разбавленным уксусом. При прикосновении к краям стеклянных полусфер, вращающихся посредством педали, исполнитель извлекает нежные и приятные звуки. Данный музыкальный инструмент известен с середины XVII века. Интересно, что в некоторых городах Германии он был запрещён законом, так как в те времена считалось, что звук гармоники слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка.


Эрху, его также называют «китайской скрипкой» - старинный китайский струнный смычковый инструмент, созданный в седьмом веке. Представляет собой оригинальную двухструнную скрипку внизу, которой прикреплён цилиндрический резонатор, снабжённый мембраной из кожи змеи. Является очень универсальным инструментом, он часто используется в качестве сольного инструмента, в качестве сопроводительного инструмента в китайской опере, а также в современных музыкальных жанрах таких, как поп, рок, джаз и т. д.

Зеусафон (Zeusaphone)


Зеусафон, или «музыкальные молнии», «пение катушки Тесла» - одна из форм плазменного громкоговорителя. Представляет собой катушку Тесла, которая была изменена, для того чтобы воспроизводить звуки, сопровождаемые красивым свечением ионов воздуха в электрическом поле высокого напряжения. Термин «пение катушки Тесла» был придуман Дэвидом Нуньесом после публичной демонстрации данного устройства 9 июня 2007 года в Нейпервилле, штат Иллинойс, США.

Гидравлофон (Hydraulophone)


Гидравлофон - странный акустический музыкальный инструмент, действующий на принципе преобразования колебаний жидкостей в звук. Он имеет несколько отверстий, через которые бьют потоки воды и когда один из потоков блокируется, инструмент производит звук, формируемый не воздухом, а водой. Был изобретён канадским учёный и инженером Стивом Манном. Самый большой в мире гидравлофон находится в научном центре Онтарио, Канада.


Поющее дерево - уникальная музыкальная скульптура, расположенная в Пеннинских горах недалеко от города Бернли в графстве Ланкашир, Англия. Скульптура была построена 14 декабря 2006 года и представляет собой трехметровую конструкцию, состоящую из стальных оцинкованных труб, разной длинны, которые благодаря энергии ветра издают низкий мелодичный гул.


Терменвокс - электромузыкальный инструмент, созданный русским физиком и изобретателем Левом Терменом в 1919 году. Главной частью терменвокса являются два высокочастотных колебательных контура, настроенные на общую частоту. Электрические колебания звуковых частот создаются генератором на электронных лампах, сигнал пропускается через усилитель и превращается громкоговорителем в звук. Игра на терменвоксе заключается в том, что исполнитель управляет его работой, изменяя положение ладоней возле антенн инструмента. Двигая рукой вокруг стержня, исполнитель регулирует высоту звука, а жестикуляции вокруг дуги позволяет влиять на громкость. За счёт изменения расстояния ладоней музыканта к антенне инструмента меняется индуктивность колебательного контура, и как следствие, частота звука. Одной из первых и самых выдающихся исполнительниц на этом инструменте была американская музыкантша Клара Рокмор.


На втором месте в списке самых необычных музыкальных инструментов в мире находится Ханг - музыкальный ударный инструмент, созданный в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер из швейцарского города Берна. Состоит из двух соединённых между собой металлических полусфер с резонаторным отверстие размером 8–12 см.


Самым необычным музыкальным инструментом в мире является Сталактитовый орган. Это уникальный музыкальный инструмент, находящийся в Лурейских пещерах, штат Виргиния, США. Был создан в 1956 году математиком и учёным Лиландом Спринклом, который на протяжении трёх лет обрабатывал свисающие с потолка пещеры сталактиты для получения идеального звучания. После чего он к каждому из них прикрепил молоточек, управляемый с помощью электричества от органной клавиатуры. Этот инструмент занимает площадь в 14 квадратных километров и является самым большим музыкальным инструментом в мире.

Поделится в соц. сетях



Беременность и роды