Сообщение на тему национальность татары. Как выглядят татары, внешность женщин и мужчин фото, типичные черты татарской национальности

Все мы знаем, что наша страна – многонациональное государство. Конечно, основная часть населения – русские, но, как известно, татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в России. Не стоит забывать и то, что татарский этнос зародился параллельно с русским.

На сегодняшний день татары составляют чуть больше половины населения своей национальной республики – Татарстана. В то же время немалое число татар проживает за пределами РТ — в Башкортостане -1,12 млн., в Удмуртии -110,5 тыс., в Мордовии — 47,3 тыс., в Марий Эл — 43,8 тыс., Чувашии — 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Откуда же пошло название этноса — «татары»? Этот вопрос считается весьма актуальным в настоящее время, поскольку существует множество различные интерпретаций данного этнонима. Мы приведем наиболее интересные.

Многие историки и исследователи считают, что название « татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники «Золотой Орды».

А вот известный тюрколог Д.Е.Еремев полагает, что происхождение слова «татары» так или иначе связано с древнетюркским словом и народом. «Тат», по информации древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари, название древнеиранского рода. Кашгари говорил о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Таким образом, получается, что первоначальное значение слова «тат» было, вероятно, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы.

Несмотря на свои разногласия, историки сходятся в одном — этноним «татары», безусловно, древнего происхождения, однако как название современных татар он был принят лишь в ХIХв. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Они сложились в единую нацию, лишь после того, как им дали имя «татары» европейские народы.

Таким образом, выходит, что полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. Кто знает, быть может, именно вы когда-нибудь дадите точно объяснение происхождению сего этнонима. Ну а пока поговорим о культуре татар.

Нельзя пройти мимо того, что татарский этнос имеет древнюю и яркую историю.
Самобытная культура татар, вне всякого сомнения, вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Судите сами, следы этой культуры мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей, а национальная татарская культура синтезирует в себе все лучшие достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов. Как же так получилось?

Все дело в том, что татары — один из самых подвижных народов. Безземелье, частые неурожаи на Родине и традиционная тяга к торговле привела к тому, что еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи. В годы же советского правления этот миграционный процесс только усилился. Именно поэтому, в настоящее время в России практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили представители татарского этноса.

Татарские диаспоры образовались и во множестве стран всего мира. В дореволюционный период образовались татарские национальные общины в таких странах, как Финляндия, Польша, Румыния, Болгария, Турция, Китай. После распада СССР татары, жившие в бывших союзных республиках, оказались так же за рубежом – в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, на Украине и в странах Балтии. Позже, в середине XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.

По мнению большинства историков, непосредственно татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования такого тюркского государства как Золотая Орда. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе», то есть старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный же литературный язык возник во второй половине XIX и начале XX веков на основе среднего диалекта.

Развитие письма у татар было так же поэтапным. Археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье свидетельствуют о том, что в древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом. С момента же добровольного принятия Ислама волжско-камскими булгарами — татары пользовались арабской письменностью, позже, в 1929 — 1939 годы — латинской графикой, ну а с 1939 года используют традиционную кириллицу с дополнительными знаками.

Современный татарский язык относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи. Он подразделяется на четыре основных диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Не стоит забывать, что чуть ли не в каждом районе, в каждой деревне существует свой особый мини-диалект. Тем не менее, несмотря на диалектальные и территориальные различия, татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой — фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. Примечательно, что татарская нация по уровню грамотности еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Хочется верить, что традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Общеизвестно, что понятийный аппарат является основным языком любой науки, а также сред-ством отражения уровня развития самой науки. Поскольку к татарам применяют в науке такие понятия, как народ, народность, нация, этнос, диаспора, обратим внимание здесь на толкование их содержания, затем дадим разъяснение собственной позиции.

Понятие народ имеет несколько аспектов. Одно из них основано на общегражданской общности и относится к понятию «население страны» (или территории, например, народ Татарстана, татарстанцы, татарский народ).

Другое значение этого понятия является синонимом этнической группы или национальности (например, казахи, татары, русские и т.д.). В данном случае татарский народ — это группа людей, которая разделяет общее название и элементы культуры, имеет представление об общем происхож-дении, общую историческую память и связывает себя с определенной территорией, обладает чувст-вом солидарности.

Научного определения термину «народность» в западной научной литературе нет. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.Ленин считали эту категорию довольно неоднозначной и не давали ее точного опреде-ления. Советские ученые выделяли 2 типа этнических общностей: «демос» и «народность». В период перестройки они вновь выдвинули в качестве одного из основных типов этноса народность, которая складывается в результате разложения племенных отношений на базе общности языка, территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры. Судя по отдельным публикациям, на-родности существуют и в настоящее время. По мнению ряда ученых, в Республике Казахстан, обра-зованной в декабре 1991 г., проживает более 30 народностей численностью, как правило, до 100 ты-сяч человек. Это аварцы, балкарцы, дунгане, карачаевцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасаранцы, цы-гане и т.д. . Численность татар в Казахстане составляет свыше 248 тыс. человек, в связи с этим мы не относим их к народностям.

Термин «нация » употреблялся еще в древнее и средневековое время. Тогда им обозначали большие группы людей, связанные между собой общим происхождением, а также экономическими и политическими интересами. После Великой Французской революции определение нации дал

Э.Ренан. «Нация , по его мнению, — это, прежде всего выраженное стремление определенной группы людей жить вместе, сохранять наследство, полученное от прежних поколений, и стремиться к общей цели». В конце XIX начале XX вв. были выдвинуты еще 2 теории нации. Австриец О.Бауэр считал нацию «общностью культуры и характера, возникшей на основе общности судьбы». Исследователь К.Каутский считал основными признаками нации язык и территорию. В.Ленин критиковал теорию О.Бауэра и отдавал предпочтение теории К.Каутского. В то же время В.Ленин так и не дал полного определения термину «нация». В советской исторической науке утвердилось определение «нации», данное И.В.Сталиным. Он считал, что нация складывается «... на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры» . Но с середины 80-х годов ХХ в. это определение ученые стали подвергать критике и уточ-нять. Больше внимания они стали уделять социальным и этносоциальным признакам нации, отли-чающим ее от исторически предшествовавшей ей народности. В последнее время среди политологов и обществоведов распространилась теория нации, по которой она является типом этноса, характер-ным только для развитого общества .

Этнос — слово греческого происхождения. В дословном переводе означает: в единственном числе — «племя, народ»; во множественном — «племена», народы» . Любой этнос имеет свое этническое ядро — ту часть народа, которая проживает компактно на территории рождения на-рода. Но у этноса, как правило, есть и другие составные группы людей, не живущие по разным при-чинам на территории своего народа. Такие этнические группы в литературе представляются либо как этническая периферия конкретного народа, либо как этническая диаспора .

Диаспора — слово греческого происхождения. В дословном переводе означает «рассеяние», т.е. расселение народа, к народам применяется с VI в. до н.э. Диаспора — это те части народа, которые живут за пределами рождения собственного народа, вне его исторической родины. Таким было пер-воначальное толкование в течение многих веков смысла слова «диаспора» . В 1992 г.

Н.А.Печерских в статье «Диаспора и этногенез» , рассуждая о диаспорах, предложил различать среди них два вида: классическую (внешнюю) и внутреннюю диаспоры. Представители классических (внешних) диаспор, естественно, проживают за пределами рождения своих народов, а представители внутренних диаспор находятся на территориях исторической родины своего народа .

Близко по смыслу к суждениям о классических диаспорах, данным в статье Н.А.Печерских, встретилось определение в работе доктора наук Г.М.Мендикуловой. В её формулировке, диаспора — это «группа этнического меньшинства, переселившаяся, проживающая и действующая в принявшей её стране, но и имеющая сильные сентиментальные и материальные связи со стороной происхожде-ния». Диаспора, по мнению Г.М.Мендикуловой, создается мигрантами, поменявшими место житель-ства безвозвратно или временно, но на достаточно длительный срок .

Виктор Шнирельман в 1999 г. в статье «Мифы диаспоры» утверждает, что диаспора — это «не любое расселение за пределы изначального этнического ареала, а лишь то, что происходило вынуж-денно, под давлением каких-либо неблагоприятных обстоятельств (война, голод, насильственная де-портация и пр.)» . Отчасти мы согласны, что представители татарской диаспоры покидали свою родную землю в поисках лучшей жизни, укрываясь от царских властей. А как быть с татарами, прие-хавшими в Казахстан в советское время по призывам партии и комсомола для участия в строительст-ве промышленных предприятий и освоении целины? Многие из них остались на гостеприимной ка-захской земле, найдя здесь свою вторую Родину. На наш взгляд, учитывать только неблагоприятные обстоятельства переселения какого-либо народа на территорию другого государства в данном случае будет не совсем точным.

Проанализировав взгляды названных выше ученых, мы считаем, что диаспора есть националь-ное меньшинство, образованное на территории другого государства (союзной республики) в резуль-тате миграции населения, вызванной не обязательно негативными условиями проживания на своей исторической Родине. В составе Советского Союза, объединявшего 15 союзных республик, татары, проживающие на территории КазССР, были по отношению к татарам Российской Федерации внут-ренней диаспорой. Но после распада СССР и с образованием независимой Республики Казахстан та-тарская диаспора, проживающая на ее территории, является теперь по отношению к татарам России внешней диаспорой.

Исходя из приведенных выше определений мы также считаем, что понятие «татарская диаспора» имеет отношение в основном к странам дальнего и ближнего зарубежья, т.е. и к Казахстану тоже. А вот в отношении Саратовской, Астраханской, Волгоградской, Самарской, Нижегородской областей и

Сибири использовать это понятие нельзя, так как в этих регионах татары являются коренными жите-лями.

Суммируя все сказанное о понятиях, применяемых к внутренней градации любого народа, под-черкнем: из всех определений на этот счет менее спорными сегодня выглядят те, что раскрывают суть понятий «этнос» и «диаспора».

История этногенеза любого народа неотделима от этимологии его этнонима. Вопрос о происхо-ждении этнонима «татары» не раз рассматривался в досоветской и советской историографии. Еще ученые дореволюционного периода П.Рычков, В.Григорьев, Г.Алисов, выдающиеся русские истори-ки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев и В.О.Ключевский писали, что булгарский народ назвали татарами в результате исторического недоразумения. Русский революционер-демократ Н.Г.Чернышевский, хорошо знавший татарский язык, изучал историю татарского народа на его родном языке. В итоге он пришел к выводу, что потомки тех племен, которые жили на территории Крымского, Казанского, Ас-траханского и Сибирского ханств, были покорены Батыем так же, как и русские, и что татары — это булгары и смешивать их с монголами неправильно .

Это мнение высказывали и зарубежные ученые — Сигизмунд Герберштейн (XVI в.), Адам Олеарий (XVII в.) и Александр Гумбольт (XIX в.).

В советское время вопрос об этимологии названия народа «татары» не раз выносился на обсуж-дение учеными — историками и лингвистами. В апреле 1946 г. на заседании научной сессии при АН СССР рассматривался вопрос об этногенезе народов СССР, в т.ч. и татар. Итогом обсуждения ученых была мысль о том, что современные татары не имеют никакого отношения к монголам. Они являются прямыми потомками булгар. А этноним «татары» в отношении к ним является ошибкой.

В последние годы этот вопрос также не раз поднимался учеными. Их взгляды на происхождение названия народа «татары» различны. Одни считают, что слово «тат» — это гора, а ар — жители, зна-чит татары — это жители гор (А.Сухарев) , другие слово «тат-дат-йат» переводят как чужой, а «эр-ар-ир» — «человек», люди, т.е. чужие люди, люди другого племени . Некоторые выводят это слово из «тептер» (персидское слово дэфтэр), что значит «записанный в список», т.е. колонист (О.Белозерская). Есть попытки объяснить происхождение названия народа «татары» от тунгусского слова та-та, что значит «стрелок из лука», тянуть .

Д.Е.Еремеев связывает происхождение этнонима «татары» с древнеперсидским словом «тат», т.е. «иранец», говорящий по-ирански. Позже этим словом стали называть всех чужаков.

И все-таки некоторые ученые считают, что ничего общего в этимологии слов «татар», «типтяр» и «та-та» нет. Большинство ученых сходятся на том, что слово «татар» происходит от китайского слова та-та или да-да. А так как некоторые китайские племена имели сонорный звук «р», то произно-сили это слово как «тар-тар» или «та-тар». Этим словом китайцы называли воинственные племена, жившие к северу от их территории.

Из всех племенных названий монголов, участвовавших в походах Батыя на Россию и Европу, как утверждал казахский ученый М.Тынышпаев (в 20-е годы ХХ в.), в память европейцев врезалось слово «татар», которое они переделали в «тартар» . Отсюда пошла по Европе легенда, что страшные монголы с их плоскими лицами и узкими глазами — выходцы из Тартара, подземного царства. А с легкой руки французского короля это название продержалось в Европе до XVII в. .

Сами монголы не принимали имени «татары», ставя себя выше других. Об этом свидетельству-ют в своих воспоминаниях очевидцы: венгерский монах-миссионер Юлиан и фламандский путешест-венник Гильом Рубрук, лично побывавшие в Монгольской империи .

В результате распада Монгольской империи при хане Берке (1255-1266 гг.) Золотая Орда стала самостоятельным государством. Основным населением ханства были булгары, хазары, кыпчаки и другие тюрки. И лишь ханы и часть аристократии были монголами. Ввиду того, что основными жи-телями ханства были тюрки, то в первой части названия государства употребляли слово тюрко-.... А по причине того, что родоначальник Великой империи был из рода кара-татар, то во второй части названия ханства Золотой Орды употребляли слово «татарский» или «монгольский». Таким образом, название династии перешло и на название народа Золотой Орды .

После распада Золотой Орды феодальная верхушка, военно-служилые группы и чиновничье со-словие, происходившие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения, стали называть себя татарами. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств этот термин из среды феодальной верхушки постепенно был перене-сен в среду простонародья. Но этот термин закреплялся с трудом, так как среди самих золотоордынцев он был непопулярным. Русские стали называть население Волжско-Камского края татарами по-сле блестящих побед Казанского ханства над ними. Тем самым казанские татары заслонили собой татар Золотой Орды, и свое прежнее отношение к ней русские перенесли на Казанское ханство и его население . Казанцы это название считали обидной кличкой. С XVIII-XIX вв. в русских и за-падноевропейских источниках татарами называли почти все нерусские народы, проживавшие на Вос-токе Российской империи. Профессор Вамбери в «Истории Бухары» в начале ХХ в. называл татарами и туркестанцев. Без основания русские называли татарами алтайских тюрков, не имевших никаких связей с татарами . Тем самым они выражали свое пренебрежительное отношение ко всем на-родам, живущим к востоку от них.

Во второй половине XV в. наряду с этнонимом «татары » часто использовали название народа «булгары» и «бессермены» . «Бессермены » — «бусурманы » — это искаженная форма слова мусуль-мане, так как татары были мусульманской веры. В татарских источниках того времени татар часто называли «мусульмане», но это не этноним, а своего рода религиозный термин, употребляемый в противовес иноверцам.

В Волго-Уральском регионе живущие там финские племена по-прежнему продолжали называть татар «болгарами», мари — «суасами», а вотяги — «бигерами», т. е. болгарами. До второй половины

XIX в. среди волжских татар еще функционировали многочисленные локальные этнонимы: у волго-уральских татар — мишэр, типтэр, керэшен, нагайбек и др.; у астраханских татар — юрт татарлары, иугай, карагаш и т.д.; у сибирских татар — себер татарлары (себерэк), тоболлык туралы, бохарлы и пр.; у крымских татар — нугай, тат, крым татарлары (крымлы); у литовских татар — литва татарлары, мослим. И лишь во второй половине XIX в., в результате роста национального самосознания и осознания своего единства, произошел отказ от локальных самоназваний во имя обретения общего этнонима «татары». Этот этноним был наиболее распространен, поэтому и был взят за основу. Но и в начале ХХ в. этот процесс все еще не был завершен. Среди части сибирских татар бытовал этноним «бухарцы», а у астраханских татар — «ногайцы». Да и у волго-уральских татар по переписи населе-ния 1926 г. татарами считали себя 88 % того населения Европы, которое было принято считать тата-рами . Главной причиной этого являлась незавершенность консолидационных процессов сре-ди татар в тот период.

В развитии любого, в том числе и татарского этноса можно выделить несколько этапов его этно-генеза. Первый — когда формирование этнических общностей происходило в условиях первобытно-общинного строя; второй — когда в условиях перехода от доклассового общества к классовому про-исходит формирование народности; и третий — когда в условиях развитого классового общества в результате взаимодействия нескольких, преимущественно сложившихся этносов или их частей про-исходит складывание новой общности.

Предками современных тюрков, в том числе и татар, являются древние тюрки. Шакарим Кудайбердиулы, высокообразованный для своего времени человек, в своих работах использует дан-ные китайских летописей, работы ученых В.В.Радлова, Н.Я.Аристова и других . Изучая родословную тюрков, он пришел к мысли, что предки тюрков произошли от племени «со» или «сет», которое впо-следствии разделилось на 4 ветви. Первая ветвь поселилась на р. Кукубанды (по русски — команы), вторая — в междуречье Апу и Ганн (Абакан и Енисей), третья — осталась на р.Чу, а четвертая посе-лилась в верховьях р. Чу. Китайцы называли их тукю. Подчинив другие племена, в VI в. они создали Тюркский каганат, простиравшийся от Алтая до Крыма . Со временем Тюркский каганат распался на Восточный и на Западный. Одни тюркские племена подчинились восточно-тюркским ханам, а чуйцы и теле стали подвластны западно-тюркским ханам и вошли в состав 5 аймаков дулу. Княжество Булгария произошло от рода Дуло .

В VI в. в Приазовье и в междуречье низовьев рек Волги и Дона был создан сильный союз булгарских племен, военные походы которого беспокоили даже могущественную Византийскую импе-рию. Но уже в 1-й половине VII в. союз распался. Часть булгар под напором хазар ушла на Дунай. Впоследствии они дали название славянскому государству Болгария. Другая часть булгар ушла на север и заняла территорию Среднего Поволжья и Прикаспия. Смешавшись с местными племенами, они положили начало новому государству — Волжская Булгария.

Кроме булгар (этноним имеет значение «речные люди»), в формировании татарского народа принимали участие и древние кангары — печенеги, гунны, хазары. В их состав вошли и другие древ-ние тюркские племена: чуваши-веда, тюркизированные марийцы, мордва и удмурты .

Однако надо особо сказать о татарском компоненте, который пришел на Волгу из Центральной Азии вместе с монголами, вошел в состав булгаро-татарского народа, но в силу своей малочисленно-сти был быстро ассимилирован среди местного населения.

Татары принадлежат к тюркоязычной группе Алтайской семьи. Тюркский народ, организован-ный в государственную форму, известен еще за 200 лет до РХ. Союзы древнетатарских племен под названием «огуз-татар» и «токуз-татар» известны по орхоно-енисейским руническим письменам на могильных камнях VII-VIII вв. Огуз-татары были впервые упомянуты на похоронах основателя Тюркского каганата Бумын-кагана и одного из его преемников, Истеми-кагана, которые во второй половине VII в. вели сражения против тю-гю (тюргешей) под руководством Ильтерис-кагана. Обо всем этом написано на памятнике полководцу — принцу Кюль-Тегину, умершему в 731 г. . Сын Ильтерис-кагана Бильге-каган в 722-723 гг. вел войны против огузов и токуз-татар. Об этом из-вестно по надписям на могильном камне Бильге-кагана, брата Кюль-Тегина, скончавшегося в 734 г. В VIII в. древние татары потерпели поражение в войне с уйгурами. Одна их часть осталась в Централь-ной Азии (именно о них в IX в. пишут китайские источники, называя их «та-тань» или больше «дада»), а другая ушла на запад, войдя в состав Восточного тюркского каганата. В VIII в. войско этого тюркского каганата насчитывало около 30 тысяч татар .

На территории Западной Сибири и Прииртышья впоследствии был образован Кимакский кага-нат. Большую роль в его создании и развитии сыграли не только кыпчаки, ажлады, баяндары, имаки и др., но и татары .

Северо-восточную часть современной Монголии и примыкающие к ней области степного Забай-калья делили между собой татары и монголы. До XII в. татарами называли целую группу из 30 круп-ных родов, к этому времени эта народность усилилась и заняла господствующее положение во всей Восточной Монголии. Поэтому китайские географы стали называть татарами всех центральноазиат-ских кочевников, в том числе и монголов.

Татар в средние века, как отмечает Л. Н.Гумилев, делили на «белых», «черных» и «диких».

«Белые» татары кочевали южнее пустыни Гоби и несли там пограничную службу. Большую их часть составляли тюркоязычные онгуты и монголоязычные кидани. «Черные» татары, в том числе кераиты и найманы, жили в Степи, занимались скотоводством и постоянно воевали с соседними пле-менами. «Дикие» татары промышляли охотой и рыбной ловлей в Южной Сибири. Между «черными» и «дикими» татарами жили монголы как переходное звено между ними.

«Белые» татары были более «тонкой» наружности, вежливы и почитали родителей, в общении с людьми они были душевны. А у «диких» и «черных» татар были широкие лица и большие скулы. Глаза без ресниц, борода редкая. Словом, последние по своей наружности больше были монголоида-ми .

Китайский историк Мын-Гун, живший в XIII в., считает, что все они говорили на разных языках: белые татары — на тюркском, черные — на монгольском, а дикие или водные татары — на мань-чжурском , что не позволяет, на наш взгляд, относить их к одному народу.

В древние времена взаимоотношения монголов с татарами были сложными и со временем пре-вратились в кровную вражду. Причиной этого была смерть Есугей-богатура, отца Чингиза, убитого татарами (правда, до конца этот вопрос так и не выяснен). «Великий хан» стал кровным врагом татар и постоянно стремился их уничтожить, подчинить и ассимилировать. Чингиз-хан был вождем монго-лов. Осуществляя свои завоевательные планы, монголы в передовые отряды включали татар и, не жалея их, ставили в самые опасные места.

Первым ханом Золотой Орды был внук Чингиз-хана Батый. Его 600-тысячное войско, с которым он явился в Восточную Европу, состояло в основном из тюрков. И лишь только 10-я его часть — из монголов. В свою армию они включали завоеванные ими народы и заставляли их называться ненави-стным именем «татар».

В последующие века происходит рост национального самосознания булгаро-татар. Они не раз одерживали блестящие победы в войнах с Москвой. Но многочисленные войны сыграли определенную роль в ослаблении Казанского ханства и в нарушении стабильности в нем. Кроме того, правительство Ивана Грозного умышленно вносило разброд в среду казанской знати. Предложения Суюмбике о мире не нашли поддержки у русского княжества. В итоге Казанское ханство было разгромлено и в 1552 г. вошло в состав Российской империи. Последующая политика России, направленная на уничтожение булгаро-татарского народа, а также насильственная христианизация татар привели только к сплочению и укреплению духа татарского народа. То же происходило и с татарами, проживающими на территории Астраханского и Сибирского ханств, также вошедших в состав Российского государства. Оставшееся в живых и не переселившееся с этих земель на восток татарское население постепенно начало восстанав-ливать хозяйство. Со временем русское правительство стало допускать местных феодалов к низшим ступеням государственной службы, разрешило булгаро-татарам заниматься торговлей. В условиях национального гнета со стороны русских феодалов татарскому народу удалось сохранить свой язык, свою национальную культуру и обычаи. Все это привело к тому, что в эпоху развитого и позднего средневе-ковья (в начале XVIII в.) сложилась татарская народность.

Формирование татарской нации начинается во второй половине XIX в., а заканчивается в основ-ном в начале ХХ в., в результате консолидации средневолжских — приуральских, астраханских и си-бирских татар. Консолидация этих локально-территориальных групп татар в единую нацию произошло в силу их раннего вхождения в состав Русского государства, близости этнических территорий, этниче-ского смешения, языкового и культурно-бытового сближения и усвоения общего татарского самосоз-нания. Лидирующее положение среди них, в силу своей численности, заняли средневолжскоприуральские татары .

Некоторые ученые оспаривают сегодня выделение татар в качестве единого этноса. В настоящее время самыми многочисленными являются татары Среднего Поволжья и Приуралья. Но существуют еще астраханские и сибирские татары, которые, в свою очередь, делятся на местные группы. В Волго-Уральском регионе это мишари, типтяры, касимовские, пермские татары, кряшены и др., а в Сибири — тобольские, барабинские, бухарские и др. татары. В последние годы в качестве самостоятельного этно-са выделяются крымские татары.

Таким образом, мы думаем, что еще и сегодня происходит процесс консолидации татар этих тер-риторий (кроме крымских татар) в единую нацию. Более интенсивно этот процесс идет среди поволж-ских и сибирских татар. В целом, однако, татарская нация является вполне оформившимся этносом. Что же касается крымских татар, то их консолидация с поволжскими татарами из-за того, что они жи-вут в составе другого государства, затянется надолго.

Обратимся теперь к татарским диаспорам. Но не к внутренним (Крымской — в Украине, ВолжскоСибирской — в Российской Федерации), а к классическим — внешним.

Классические татарские диаспоры существуют во многих странах мира. По утверждению татарского историка Д.М.Исхакова, их численность достигает 100 тыс. человек. По его данным, на начало 90-х годов ХХ в. в Румынии проживало до 35 тыс. человек, в Турции — около 20 тыс. человек (без крымских татар, которых там около 1 млн.), в Польше — 5,5 тыс., в Болгарии — 5 тыс., в Китае — 4,2 тыс., в США — около 1 тыс., в Финляндии — 950 человек, в Австралии — 0,5 тыс., в Дании — 150 человек, в Швеции — 80 человек, в Японии — 30 семей. Небольшие группы татар проживают в Германии, Франции, Австрии, Норвегии, Канаде, Саудовской Аравии, Египте, Афганистане и т.д. . В начале нового XXI в., по утверждению председателя Исполкома Всемирного конгресса татар Рината Закирова, по-прежнему большая часть татар за рубежом проживает в таких государствах, как Румыния (23 тыс. человек), Турция (20 тыс. человек), Китай (10 тыс. человек), Польша (5,5 тыс. человек), Болгария (5 тыс. человек). Всего в странах дальнего зарубежья, по данным Всемирного конгресса, татар живет более 67,5 тыс. татар За рубежом они живут, составляя общины, пытаясь сохранить свой язык и культуру, устанавливая тесные связи между татарскими общинами в разных странах и со своими соотечественниками в бывшем Совет-ском Союзе. Зарубежные диаспоры татар сформировались в разное время. В одних странах они являются давними жителями, в других появились в Х!Х начале ХХ вв.

История литовских, польских и румынских татар началась с XIV-XV вв. В конце XIV в. литовский князь Витаутас пригласил в свою гвардию 600 лучших воинов-татар из Золотой Орды. Отряды татар-ской конницы помогли князю одержать победу в Грюнвальдской битве. В благодарность за это князь Витаутас даровал многим из них дворянское звание и земли. К концу правления Витаутаса в Литве бы-ло до 40 тыс. воинов-татар, не считая их семей. Затем голод и болезни в 30-е годы XV в. вынудили часть татар вновь переселиться в Литву. К 1558 г. численность татар в Литве и Польше стала более 200 тысяч человек. Жили они крайне дисперсно и фактически не имели единой территории проживания. В течение многих веков литовско-польские татары утратили татарский язык, но сохранили свою религию— ислам и татарскую этническую самоиндефикацию. Их можно было отнести к весьма урбанизиро-ванной группе населения, так как 49 % литовских татар проживали в городах .

В XIX в. татары проживали в основном на территории Виленской, Минской, Слонимской, Грод-ненской, Ковенской, Подольской, Волынской, Августовской и Люблинской губерний. К концу XIX в. татары оказались на территории 3-х государств — Литвы, Белоруссии и Польши . Многие из них сомневались, к какой группе населения себя отнести: к мусульманам или к шляхте. Но с ростом интереса к своей истории и культуре во время проведения переписей населения начала XX в. многие из них отнесли себя к татарам. На начало XX в. от 10 до 11 тысяч литовских татар сохранили свою этни-ческую самоиндефикацию . Численность литовских татар на начало 80-х годов XX в. точно не известна, так как в материалах Всесоюзной переписи населения 1979 г. эта этническая группа отдельно не отмечалась. Но Л.Н.Черенков в статье «Из этнической истории литовских татар» считает, что на территории Белоруской ССР и Литовской ССР в начале 80-х годов проживали около 7-8 тыс. литов-ских татар .

В 20-30-е годы XIV в., частично раньше, достаточно большое количество татар, покинув Золотую Орду, через молдавские земли ушла в Румынию .

В Финляндии сегодня проживает уже пятое поколение татар. Их предки приехали в Финляндию из окрестных деревень Сергача в России по торговым делам и с тех пор обосновались там .

На протяжении нескольких веков формировалась татарская диаспора на территории Китая. В при-граничных с Казахстаном землях оседали татарские купцы, которые вели торговлю с Китаем. Широкую известность среди них получил предприниматель и купец, один из учредителей торговой компании «Алтай Ширкати», Аллахйари (Алдагаров) Фатых (1885-1966 гг.) за свою помощь в развитии просве-щения и культуры татарской общины г. Кульджи. Алдагаров Фатых был инициатором и организатором строительства татарского городка «Нугай гурд» в городе Кульдже . После Октябрьской револю-ции, в годы гражданской войны, а затем в начале 20-х и начале 30-х годов XX в. вместе с казахами ка-захскую землю покинули и татары. В городах Урумчи и Чугучаке также возникли татарские общины. Татары проживают и в других районах Китая. У подножия Алтайских гор, бывшая территория Восточ-ного Туркестана, имеется село Нугайское, основателями которого полтора столетия назад были выход-цы их Волго-Уральского района, скрывшиеся здесь от призыва в царскую армию. Достаточно большая группа татар проживает на территории Маньчжурии. Строители КВЖД, а также купцы основали здесь татарскую общину. Но после активизации китайского революционного движения многие татары поки-нули Китай и поселились в Японии, Турции и других странах. По данным четвертой Всекитайской пе-реписи населения 1990 г. на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, граничащего на протяжении 1 718 км с Республикой Казахстан, проживали представители 48 национальностей, в том числе около 4-х тысяч лиц татарской национальности, или 80 % всех татар Китая. Татары не самая крупная диаспора, проживающая на приграничной с Казахстаном территории. По своей численности они стоят лишь на 13-м месте. По статистическим данным 1998 г. число лиц татарской национальности в Синьцзяне практически не изменилось (4668 чел.), в основном они проживали в Алтайском округе, Чанцзи-Хуэйском автономном округе и в городе Тачэн . Татары, как и все граждане Китая, при-нимали активное участие в развитии и становлении КНР. Так, Бурхан Шахиди, родившийся в 1894 г. в России, вернулся с родителями в Сыньцзян в 1912 г. Закончив учебу в Урумчи (Дихуа), он работал на таможне. В 30-е годы Бурхан Шахиди занял должность консула Китая в СССР (Зайсан). В 40-е годы его назначили председателем правительства провинции Синьцзян. Скончался Шахиди в 1989 г. в городе Пекине .

После русско-японской войны 1905-1907 гг. многие военнопленные татары остались в Китае. Позже, как было отмечено выше, в Японию переехали татары из Маньчжурии, осели в стране восходя-щего солнца и торговые люди татарской национальности. Местами компактного проживания татар в Японии были города Кобе, Токио и др. .

В 1954 г. появилась первая татарская семья в Австралии (г. Аделаида). Через несколько лет по их приглашению приехали в Австралию и другие татары из Китая.

В царской России всегда проводилась политика давления на мусульманское население. И после того, как российское правительство в 1890 г. разрешило мусульманам выезд за границу, тысячи татар Волжско-Уральского региона переселились в Турцию. В конце XX в. в Турции существовало 6 татар-ских деревень, большое количество лиц татарской национальности проживает в городах Измир, Стам-бул, Анкара и т.д. Считалось, что в 1970 г. 36 % татар, живущих в Турции, являются уроженцами Рос-сии, а 46 — Китая .

Весьма своеобразным оказалось положение тех татарских диаспор, что по разным причинам и в разные периоды истории складывались на территории царской России, затем в пределах СССР. С фор-мальной точки зрения все такие татарские диаспоры были внутренними (созданными в рамках единого государства). Но, по существу, большинство из них (за исключением Крымской, Волжско-Западно-Сибирской), были «классическими внешними» (созданными вне территории рождения своего этноса). Казахстанская диаспора современного татарского этноса, будучи в рамках Российской империи и в СССР одновременно как внутренней, так и внешней диаспорой, с декабря 1991 г. (со времени рождения суверенной Республики Казахстан) стала, бесспорно, «классической внешней диаспорой». С 1997 г. она обрела ту внутреннюю градацию на местные диаспоры, которые продолжают развиваться и по сей день (в городах Астане, Алматы, в 14-ти областях современного Казахстана).

Итак, современный татарский народ, имея в своей родословной древние азиатские корни, как эт-нос сформировался на территории Восточной Европы и Западной Сибири (где особую роль сыграли Поволжье и город Казань). Его классические диаспоры, впервые появившиеся не позже XIV в., ныне имеются во многих странах мира, в том числе и в суверенном Казахстане.

Список литературы

  1. Казахстанская политологическая энциклопедия. — Алматы, 1998. — С. 447.
  2. Этнические и этносоциальные категории: свод этнографических понятий и терминов. — М., 1995. — 216 с.
  3. Советский энциклопедический словарь. — М., 1979. — 1600 с.
  4. Печерских НА. Диаспора и этногенез / Н.А.Печерских // Серебряные горы. — 1992. — № 1. — С. 21-40.
  5. МендикуловаГ.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие: Автореф. дис.д-ра ист.наук.— Алматы, 1998. — С. 50.
  6. Шнирельман Виктор. Мифы диаспоры // Диаспоры. — 1999. — № 2-3. — С. 6-33.
  7. Каримуллин А. Татары: этнос и этноним. — Казань, 1989. — 125 с.
  8. ЗакиевМ.З. Татарский язык // Языки мира: Тюркские языки. — М., 1996. — С. 357-372.
  9. ТынышпаевМ. Материалы к истории киргиз-казахского народа. — Ташкент, 1925. — С. 62.
  10. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье). — Казань: Магариф, 2000. — 255 с.
  11. Исхаки Г. Идель-Урал / Г.Исхаки. — Набережные Челны, 1993. — 63 с.
  12. Исхаков Д.М. Татары (популярный очерк этнической истории и демографии) // Татары. — Набережные Челны, 1993. — С. 3-50.
  13. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. — Алма-Ата, 1990. — 416 с.
  14. Закиев М.З. Этнические корни татарского народа // Татары: проблемы истории и языка: Сб. ст. по проблемам лингвоэтноистории, возрождения и развития татарской нации. — Казань, 1995. — С. 33-34.
  15. 15. Хайруллин Г.Т. История татар. — Алматы: Издат. группа «Казинтерграф», 1998. — 178 с.
  16. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. — Кн. 1 — М., 1997. — С. 512.
  17. Закиев М.З. Этнонимика и этногенез (На примере этнонима татар) // Татары: проблемы истории и языка: Сб. ст. по про-блемам лингвоэтноистории, возрождения и развития татарской нации. — Казань, 1995. — С. 105-110.
  18. Исхаков ДМ. Динамика численности татар в России в XVIII нач. XX вв. // География и культура этнографических групп татар в СССР: Сб. ст. — М., 1989. — С. 43-60.
  19. Гисметдинов Д. Тысячелетняя культура татар //Приложение к журналу «Да». — 2006. — С. 46-49.
  20. Rocznik Tatarow Polskich. Селения королевских татар. Резюме. 267 с.Тот VIII, 2003. Rok wydania 8. — Gdansk. — 2003, 269 s.
  21. Borawski Piotr. Sytuacja prawna ludnosci tatarskiej w wielkim ksiestwie litewskim (XVI-XVIII w.).Warszawa. — 1983. —S. 75-76.
  22. Черенков Л.Н. Из этнической истории литовских татар // География и культура этнографических групп татар в СССР: Сб. ст. — М., 1989. — С. 65-74.
  23. Всемирный конгресс татар (второй созыв). 28-29 августа, 1997. — Казань: Изд. Всемирного конгресса татар, 1998. — С. 444.
  24. Татарский энциклопедический словарь. — Казань, Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — 703 с.
  25. Цзунчжэн Сюе. Казахи и другие народности тюркской языковой группы. Татары // Синьцзян: этнографический очерк. Межконтинентальное изд-во Китая, 2001. — С. 71-76.
  26. Современный Синцзян и его место в казахстанско-китайских отношениях / Под общ. ред. д.п.н. К.Л.Сыроежкина. — Алматы: Фонд Евразии, 1997. — 245 с.

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что

«татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.
Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.
После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.
Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.
Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»).
Сам же Чингисхан категорически запрещал называть монголов татарами.
Кстати, есть версия, что название племени могло произойти и от тунгусского слова «та-та» - тянуть тетиву.

Тохарское происхождение

Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э.
Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения.

В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними.

Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью.
Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар.
Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар.

Татары - вторая по численности нация в России после русских. По переписи 2010 года они составляют 3,72% населения всей страны. Этот народ, присоединившийся к еще во второй половине 16 века, на протяжении столетий сумел сохранить свой культурный самобытный облик, бережно относясь к историческим традициям и религии.

Любая нация ищет свои истоки. Не составляют исключение и татары. Происхождение этой народности начали серьезно исследовать в 19 веке, когда ускорилось развитие буржуазных отношений. Особому исследованию подверглось народа, выделение основных его черт и особенностей, создание единой идеологии. Происхождение татар на протяжении всего этого времени оставалось важной темой исследования как русских, так и татарских историков. Результаты этого многолетнего труда можно условно представить в трех теориях.

Первая теория связана с древним государством Волжская Булгария. Считают, что история татар начинается с тюркско-булгарского этноса, вышедшего из азиатских степей и осевшего в Среднем Поволжье. В 10-13 веках они сумели создать собственную государственность. Период Золотой Орды и Московского государства внес некоторые коррективы в формирование этноса, но не изменил сути исламской культуры. При этом речь преимущественно идет о волжско-уральской группе, другие же татары рассматриваются как самостоятельные этнические общности, объединенные только названием и историей вхождения в Золотую Орду.

Другие исследователи считают, что татары происхождение свое ведут от центральноазиатских переселившихся на запад во время монголо-татарских походов. Именно вхождение в Улус Джучи и принятие мусульманства сыграли основную роль в объединении разрозненных племен и складывании единой народности. При этом автохтонное население Волжской Булгарии частично истребилось, а частично было вытеснено. Пришлые же племена создали свою особую культуру, принесли кыпчакский язык.

Тюрко-татарские истоки в генезисе народа подчеркивает следующая теория. По ней татары происхождение свое отсчитывают от великого крупнейшего азиатского государства Средневековья 6 века нашей эры. Теория признает определенную роль в становлении татарского этноса как Волжской Булгарии и так и кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп азиатских степей. Подчеркивается особая роль Золотой Орды, которая сплотила все племена.

Все перечисленные теории становления татарской нации выделяют особую роль ислама, а также периода Золотой Орды. Опираясь на данные истории, исследователи по-разному видят истоки зарождения народа. Тем не менее становится ясно, что татары происхождение свое ведут от древних тюркских племен, и исторические связи с другими племенами и народами, разумеется, оказали свое влияние на сегодняшний облик нации. Бережно храня культуру, язык и сумели не утратить свою национальную самобытность перед лицом всемирной интеграции.

Меня часто просят рассказать историю того или иного народа. В том числе часто задают вопрос о татарах. Вероятно, и сами татары, и другие народы чувствуют, что школьная история лукавила про них, что-то врала в угоду политической конъюнктуре.
Самое сложное при описании истории народов - определить точку, с которой следует начинать. Понятно же, что все в конце концов происходят от Адама и Евы и все народы родственники. Но все же… Историю татар, вероятно, следует начинать с 375 года, когда в южных степях Руси случилась большая война между гуннами и славянами с одной стороны и готами - с другой. В конце концов гунны победили и на плечах отступающих готов ушли в Западную Европу, где растворились в рыцарских замках нарождающейся средневековой Европы.

Предки татар – это гунны и булгары.

Часто гуннами считают каких-то мифических кочевников, пришедших из Монголии. Это не так. Гунны – это религиозно-военное образование, возникшее как ответ на разложение античного мира в монастырях Сарматии на средней Волге и Каме. Идеология гуннов базировалась на возвращении к исконным традициям ведийской философии древнего мира и кодексе чести. Именно они стали основой кодекса рыцарской чести в Европе. По расовым признакам это были белокурые и рыжие великаны с голубыми глазами, потомки древних ариев, которые испокон веков жили на пространстве от Днепра до Урала. Собственно «тата – ары» с санскрита, языка наших предков, и переводится как «отцы ариев». После ухода армии гуннов из Южной Руси в Западную Европу оставшееся сарматско-скифское население нижнего Дона и Днепра стало именовать себя булгарами.

Византийские историки не различают булгар и гуннов. Это говорит о том, что булгары и другие племена гуннов были схожи по обычаям, языкам, расе. Булгары относились к арийской расе, говорили на одном из воинских русских жаргонов (варианте тюркских языков). Хотя не исключено, что в воинских коллективах гуннов присутствовали и люди монголоидного типа в качестве наемников.
Что касается самых ранних упоминаний о булгарах, то это 354 год, "Римские хроники" неизвестного автора (Th. Mommsen Chronographus Anni CCCLIV, MAN, AA, IX, Liber Generations,), а также труд Moise de Khorene.
Согласно этим записям уже до того, как в середине IV века гунны появились в Западной Европе, на Северном Кавказе наблюдалось присутствие булгар. Во 2-й половине IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Можно предположить, что булгары не совсем гунны. По нашей версии гунны – это религиозно-военное образование по типу сегодняшних талибов Афганистана. С той лишь разницей, что это явление возникло тогда в арийских ведийских монастырях Сарматии на берегах Волги, Северной Двины и Дона. Синяя Русь (или Сарматия) после многочисленных периодов упадка и рассвета в четвертом веке нашей эры начала новое перерождение в Великую Булгарию, которая занимала территорию от Кавказа до Северного Урала. Так что появление булгар в середине IV века в регионе Северного Кавказа более чем возможно. А причина того, что их не называли гуннами, очевидно, в том, что в то время булгары сами себя не называли гуннами. Гуннами называло себя определенное сословие военных монахов, которые были хранителя миособой ведийской философии и религии, знатоками боевых искусств и носителями особого кодекса чести, который позднее лег в основу кодекса чести рыцарских орденов Европы. Все гуннские племена пришли в Западную Европу по одному пути, очевидно, что они пришли не одновременно, а партиями. Появление гуннов - это закономерный процесс, как реакция на деградацию античного мира. Как сегодня талибы являются ответом на процессы деградации западного мира, так в начале эры гунны стали ответом на разложение Рима и Византии. Похоже, что этот процесс является объективной закономерностью развития социальных систем.

В начале V века на северо-западе Карпатского региона между булгарами (Vulgars) и Langobards дважды возникали войны. В то время все Карпаты и Pannonia были под властью гуннов. Но это свидетельствует, что булгары были частью союза гуннских племен и что они вместе с гуннами пришли в Европу. Карпатские Vulgars начала V века - это те же булгары с Кавказа середины IV века. Родина этих булгар Поволжье, реки Кама и Дон. Собственно, булгары - это осколки Гуннской империи, в свое время уничтожившей античный мир, которые остались в степях Руси. Большинство из «людей длинной воли», религиозных воинов, которые формировали непобедимый религиозный дух гуннов, ушли на Запад и после возникновения средневековой Европы растворились в рыцарских замках и орденах. Но общины их породившие остались на берегах Дона и Днепра.
К концу V века известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуры. Последние расселяются по берегам Азовского моря в районе Таманского полуостроваа. Кутригуры жили между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя степи Крыма вплоть до стен греческих городов.
Они периодически (в союзе со славянскими племенами) совершают набеги на границы Византийской империи. Так, в 539-540 годах булгары проводят рейды по Фракии и по Иллирии до Адриатического моря. В то же время много булгар поступают на службу к императору Византии. В 537 г. отряд булгар сражается на стороне осажденного Рима с готами. Известны случаи и вражды между племенами булгар, которую умело разжигала византийская дипломатия.
Около 558 г. булгары (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцы остановили Забергана. Булгары возвращаются в степи. Главная причина - известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары хана Баяна.

Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия всего около 20 тыс. всадников, она несет все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Тому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков. Первыми подвергаются нападению утигуры, затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с аварами.
В 566 г. передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья Кубани. Утигуры признают над собой власть тюркского кагана Истеми.
Объединив войско, они захватывают самую древнюю столицу античного мира Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581 г. появляются под стенами Херсонеса.

Возрождение

После ухода войска авар в Паннонию и начала междоусобиц в Тюркском каганате булгарские племена вновь объединились под властью хана Кубрата. Станция Курбатово в Воронежской области - древняя ставка легендарного Хана. Этот правитель, возглавлявший племя Онногуров, в детстве воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был крещен. В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария.
Она занимала юг современной Украины и России от Днепра до Кубани. В 634-641 годах христианский хан Кубрат заключил союз с византийским императором Ираклием.

Возникновение Болгарии и расселение булгар по миру

Однако после смерти Кубрата (665 год) его империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян стал жить в Приазовье в статусе данника хазар. Другой сын - Котраг - переселился на правобережье Дона и тоже попал под власть евреев из Хазарии. Третий сын - Аспарух - под хазарским давлением ушел на Дунай, где, подчинив славянское население, положил начало современной Болгарии.
В 865 году болгарский хан Борис принял христианство. Смешение булгар со славянами привело к возникновению современных болгар.
Еще двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцеком (Алцеком) - ушли в Паннонию к аварам. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629-639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны.

Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину – в Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем, население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них самих.
В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжская Болгария. На основе этих племен в этих местах в последствии возникло Казанское ханство.
В 922 г. правитель волжских булгар Альмас принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Алмуса отправился в паломничество в Мекку и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдатом. Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др. Существовала таможня. В царскую казну поступала и пошлина (десятая часть товаров) с купеческих судов. Из царей Булгарии арабские писатели упоминают только Силка и Алмуса; на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, относится к 338 г.
Кроме того, византийско-русские договоры XX в. упоминают орду черных болгар, живших около Крыма.

Волжская Булгария

БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ, государство волжско-камских, финно-угорских народов в XX-XV вв. Столицы: город Булгар, а с XII в. город Биляр. К XX веку Сарматия (Синяя Русь) была разделена на два каганата - Северную Булгарию и южную Хазарию.
Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
Булгария сыграла важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми, финнов и эстонцев.
Булгария к времени становления булгарского государства (нач. XX в.), центром которого стал город Булгар (ныне с. Болгары Татарии), была в зависимости от Хазарского каганата, управляемого иудеями.
Булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома русским князем Святославом I Игоревичем в 965 г. закрепил фактическую независимость Булгарии.
Булгария становится самым сильным государством в Синей Руси. Пересечение торговых путей, обилие черноземов в отсутствии войн делало этот край быстро процветающим. Булгария стала центром производства. Отсюда вывозились пшеница, меха, скот, рыба, мед, изделия ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари», кожи). Но основной доход приносил торговый транзит между Востоком и Западом. Здесь с XX в. чеканилась собственная монета - дирхем.
Помимо Булгара были известны и другие города, такие как Сувар, Биляр, Ошель и др.
Города были мощными крепостями. Было множество укрепленных усадеб булгарской знати.

Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма "Кысса и Йусуф", широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 г. некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу, предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века различают булгар волжских, серебряных или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских.
Естественно, велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. они подверглись нападению русского князя Святослава, который разорил их земли, по сказанию араба Ибн Хаукаля, в отмщение за то, что они в 913 году помогли хазарам уничтожить дружину русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. В 985 г. князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны - в город Биляр (ныне с. Билярск Татарии). Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 г. захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри покровительствуе
мые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего, именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 г. русскими дружинами были взяты Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп предотвратил разорение столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 г. обменом военнопленных. Военные столкновения между белыми русами и булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184) и Устюга (1218). При этом во всех трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так, русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в э
том году в Суздале свирепствовал голод и что булгары снабдили русских большим количеством хлеба.

Потеря независимости

В 1223 г. ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси (киевско-половецкое войско) в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану те же самые философию и религию, которые в свое время породили гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз через разрушение оно порождает новую жизнь Руси и Европы.

В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 г. внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весною 1236 г. ордынский хан Субутай взял столицу Булгар. Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.
В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Город привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. В нем были общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековых Европе и Азии.

Гибель Волжской Булгарии и рождение народа Татарстана

С середины XIV в. начинается борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. В 1361 г. князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское - с центром в городе Жукотин. После начала междоусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско новгородцев овладело Жукотином. Русские князья Дмитрий Иоаннович и Василий Дмитриевич овладевали другими городами Булгарии и ставили в них своих "таможенников".
Во второй половине XIV–начале XV века Булгария испытывает на себе постоянное военное давление Белой Руси. Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 г., когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси (а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов) в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Однако титул "государя Болгарии" носил еще дед его, Иоанн Ш. С этого времени, можно считать, начинается формирование этноса современных татар, которое происходит уже в объединившейся Руси. Татарские князья образуют многие выдающиеся рода государства Российского, становя
тся знаменитыми военачальниками, государственными деятелями, учеными, деятелями культуры. Собственно, история татар, русских, украинцев, белорусов – это история одного российского народа, кони которого уходят в самую древность. Последние исследования показали, что все европейские народы так или иначе выходцы из Волжско-Окско-Донского ареола. Часть некогда единого народа расселилась по миру, но некоторые народы всегда оставались в исконных землях. Татары как раз из таких.



Беременность и роды