Известен леонардо да винчи. Рембрандт

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Рождение великого Леонардо. 4

2. Ранний период творчества. 6

3. Зрелый и поздний период работ да Винчи. 11

4. Феномен мастерства Леонардо да Винчи. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ. 22

ВВЕДЕНИЕ

Леонардо да Винчи – великий художник, ученый, инженер и выдающийся деятель итальянского Ренессанса, символом культурного возрождения Италии XV века. Его произведения вызвали настоящий переворот в европейском искусстве и оказали огромное влияние на последующие поколения живописцев всего мира. Творчество Леонардо да Винчи во все времена привлекало внимание и специалистов, и просто любителей искусства.

Леонардо по праву называют одним из самых выдающихся людей эпохи Ренессанса, символом культурного возрождения Италии XV века. Это был очень незаурядный и талантливый человек – он внес огромный вклад в развитие таких областей человеческого знания, как живопись, архитектура, математика, астрономия , механика, оптика, геология, ботаника, гидродинамика, анатомия и многое другое.

Несмотря на такое разнообразие интересов, Леонардо был специалистом в каждой из этих областей. Его страсть к познанию и экспериментам принесла свои плоды: изобретения и открытия да Винчи намного опередили свое время, многие из них были оценены и воплощены в жизнь только спустя столетия после его смерти. Однако многие работы да Винчи так и остались незаконченными; это относится как к живописи, так и к научным разработкам (например, он не опубликовал ни одного серьезного научного трактата, хотя и собирался это сделать). Многочисленные записи Леонардо, эскизы и чертежи после его смерти оказались рассеянными по всей Европе и были собраны сравнительно недавно (часть из дневников художника утеряна безвозвратно). Поэтому его изобретения и открытия не оказали заслуженного серьезного влияния на развитие науки и технический прогресс.

Эпоха, в которой жил Леонардо да Винчи делится на две части: Ренессанс (начинается с XV века) и Высокий Ренессанс (художественный стиль, развившийся в конце XV – начале XVI веков).

Все творчество великого Леонардо да Винчи – сплошные загадки, вопросы, на которые человечество пытается ответить полтысячи лет, и будет искать ответы на них еще очень долго.

Целью нашего реферата является изучить особенности творчества Леонардо да Винчи.

В процессе написания работы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. рассмотреть биографию Леонардо да Винчи;

2. проанализировать ранний период творчества;

3. изучить зрелый период великого художника;

4. определить феномен мастерства Леонардо да Винчи.

1. Рождение великого Леонардо.

На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор... Все это – Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.

Леонардо да Винчи при жизни переходил от одного королевского двора к другому, подобно фамильной драгоценности. Не понятый современниками, он был бесконечно одинок. «Божественный» мастер жил и страдал, как обычный земной человек.

15 апреля" href="/text/category/15_aprelya/" rel="bookmark">15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Сейчас трудно сказать, догадывался ли кто-нибудь из них, что имеет дело с будущим гением. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно – и снова вскоре остался вдовцом.

Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Был у Пьеро и младший брат, Франческо. Пока отец пропадал на работе, мальчика воспитывал дядя, философ по складу мышления и бездельник по роду занятий. Дух свободы, с детства привитый Леонардо легкомысленным мечтателем Франческо, возможно, побуждал впоследствии художника бросать незавершенные шедевры и устремляться к новым вершинам. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принес в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите фантастического дракона. Ошеломленный отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени.

2. Ранний период творчества.

Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета , новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря , которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796 г. трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.

Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в XIX в.; возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым.

В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг.

Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из веревок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого все их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его – следующие слова: Leonardus Vinci Academia.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (, 1507 - Флоренция ; 1500 - Мантуя и Венеция; 1506, - Милан; - Рим; - Франция).

Во Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете "Монны Лизы" или "Джоконды" (около 1503, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (), алтарный образ “Св. Анна с Марией и младенцем Христом” (около, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около, Лувр, Париж), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).

Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы.

Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.

3. Зрелый и поздний период работ да Винчи.

Несмотря на то, что Леонардо отправился в Милан в надежде на карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483, было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается).

Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани.

Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты. Красота Дамы с горностаем разительно контрастирует с гротескными набросками уродов, в которых Леонардо исследовал крайние степени аномалий строения лица.

В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства.

Живя в Милане, Леонардо Винчи постоянно работал над проектом огромного конного монумента Франческо Сфорца, отца Лодовико, который в законченном виде должен был быть помещен на шестиметровый пьедестал и отлит из 90 т бронзы . По иронии судьбы, вспомнившей об интересе Леонардо к военному делу, предназначенная для памятника бронза была использована для отливки пушек, а его глиняная модель была уничтожена в 1499 при вторжении французов.

Размышления Леонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении разнообразных эмоций в живописи вылились в создание фрески Тайная вечеря, написанной в экспериментальной технике на дальней торцовой стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане в 1495–1497.

При помощи иллюзионистических средств Леонардо расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня», как психологический взрыв. Христос – центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола; его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Двенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к Христу или отпрянувшими от него. Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно, их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя. Возможно, черпая вдохновение у своего друга Луки Пачоли (ок. 1445–1517), для книги которого О божественной пропорции (1509) Леонардо Винчи сделал несколько иллюстраций, он выстроил композицию фрески по системе пропорций, аналогичной соотношениям музыкальных интервалов; эта идея впоследствии легла в основу творчества архитектора Андреа Палладио.

Деятельность Леонардо да Винчи в первое десятилетие XVI в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. Несмотря на увлечение математикой, он продолжал заниматься живописью. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной, и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза, портретом жены флорентийского купца. Этот портрет (он находится в Лувре) является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу.

Одухотворенные руки Моны Лизы так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит XIX веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий «кости земли», постоянно встречается в творчестве Леонардо.

Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.

Военные сооружения и общественная работа . Из всех наук Леонардо более всего интересовали анатомия и военное дело . Почти для всех своих покровителей он создавал проекты оборонительных сооружений, которые им были крайне необходимы, поскольку в конце XV в. усовершенствование пушек привело к тому, что вертикальные стены старого образца устарели. Для защиты от пушек требовались стены с наклоном, земляные валы и разнообразные приспособления, при помощи которых можно было вести успешный оборонительный перекрестный обстрел. Леонардо создал множество проектов, в том числе новаторский проект крепости с низкими, расположенными концентрическими кругами тоннелями с амбразурами. Как и почти все его проекты в этой области, он не был осуществлен.

Важнейший из общественных заказов Леонардо был также связан с войной. В 1503, возможно по настоянию Никколо Макиавелли, он получил заказ на фреску размером примерно 6х15 м с изображением Битвы при Ангиари для зала Большого совета в палаццо делла Синьория во Флоренции. В добавление к этой фреске должна была быть изображена Битва при Кашине, заказ на которую получил Микеланджело; оба сюжета – героические победы Флоренции. Этот заказ позволил двум художникам продолжить напряженное соперничество, начавшееся в 1501.

Ни одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, Леонардо – снова в Милан, а Микеланджело – в Рим; подготовительные картоны не сохранились. В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Судя по другим наброскам, композиция должна была состоять из трех частей, с битвой за знамя в центре. Поскольку ясных свидетельств не существует, сохранившиеся картины Леонардо и фрагменты его записок позволяют думать, что битва была изображена на фоне равнинного пейзажа с горной грядой на горизонте.

Леонардо сделал несколько набросков на сюжет Мадонна с Младенцем и св. Анной. Впервые этот замысел возник во Флоренции. Возможно, около 1505 был создан картон (Лондон, Национальная галерея), а в 1508 или несколько позже – картина, находящаяся ныне в Лувре.

Мадонна сидит на коленях св. Анны и протягивает руки к Младенцу Христу, держащему ягненка; свободные, округлые формы фигур, обрисованные плавными линиями, составляют единую композицию.

Иоанн Креститель изображает человека с нежным улыбающимся лицом, которое появляется из полумрака фона; он обращается к зрителю с пророчеством о пришествии Христа.

В поздней серии рисунков Потоп (Виндзор, Королевская библиотека) изображены катаклизмы, мощь тонн воды, ураганных ветров, скал и деревьев, превращающихся в щепки в вихре бури. В записках содержится много пассажей о Потопе, некоторые из них – поэтические, другие – бесстрастно описательные, третьи – научно-исследовательские, в том смысле, что в них трактуются такие проблемы, как вихревое движение воды в водовороте, его мощность и траектория.

Для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира. Определенно можно утверждать, что он был первым среди ученых, чьи исследования дополнялись занятиями искусством.

Одни из самых известных картин Леонардо да Винчи представлены в Приложении.

4. Феномен мастерства Леонардо да Винчи.

Пожалуй, самое феноменальное свойство Леонардо да Винчи – это универсальность. Всеохватность его гения заставляла современников подозревать мастера в колдовстве, а потомков приводила к мысли о том, что тут не обошлось без вмешательства внеземных цивилизаций.

Леонардо – признанный мастер пейзажа. Чудесный мир на его полотнах был плодом глубокого знания реального мира. В своем творчестве гений соединил воедино научные данные из самых разных областей: физики, астрономии, геодезии, ботаники, медицины.

Леонардо, считающийся самым универсальным гением в истории человечества, счастливо соединил в своем творчестве науку и искусство.

Нетрудно догадаться, что при изображении людей и животных Леонардо широко использовал научные методы. Мастер был убежден, что, поняв механизм движения тела и формы его существования, можно постичь его внутреннюю духовную суть. Совершенство фигур на полотнах Леонардо является следствием скрупулезного изучения анатомии. Вскрывая тела покойников, он исследовал каждый орган. Его равно интересовали и структура костей, и устройство мозга.

Гуманист высочайшей пробы, он посещал казни, чтобы наблюдать за лицами преступников, искаженными болью и страхом. Результаты своих наблюдений Леонардо заключены во множестве анатомических рисунков. Автор легендарной улыбки «Моны Лизы» был большим знатоком мимических мышц, связанных с движением губ.

Чем дальше в прошлое отступает эпоха Леонардо да Винчи, тем больше растет его слава. Взрослея, мир приближается к пониманию гениальных пророчеств. Творчество Леонардо да Винчи открыло качественно новый этап в истории пейзажа. В средневековой Европе изображение природы не было столь распространено, как, например, в Китае, где пейзаж на шелке имел богатую культурную традицию. Вечно меняющаяся природа в Китае считалась воплощением мирового закона, тогда как в Европе законы бытия аллегорически передавались в библейских сюжетах.

В произведениях Леонардо пейзаж предстает важной частью не только композиции, но и духовной атмосферы произведения. Призрачный пейзаж на заднем плане «Моны Лизы» подчеркивает общее мистическое звучание полотна. В изображении природы Леонардо да Винчи решил ряд революционных в то время задач: перспективы, объема, игры светотени. Он привнес в пейзажи одухотворенность, свойственную его мадоннам. Хотя природа Леонардо никогда не становилась единственным «сюжетом» картины, он проложил путь к выделению пейзажа в самостоятельный жанр.

Секреты «Моны Лизы» не ограничиваются тайной модели и загадкой ускользающей улыбки. Некоторые технические приемы, использованные мастером при создании этого шедевра, и по сей день остаются неисследованными. Технология создания картины на дереве невероятно сложна. После «грунтовки» панели Леонардо наносил фон, а затем принимался слой за слоем выписывать детали. Мазки Леонардо были настолько мелкими, что ни микроскоп, ни рентген не позволяют обнаружить следов кисти. Свет и тени переходят друг в друга без границ: от мрачных сумерек на переднем плане до туманной исчезающей дали. В этом заключается метод сфумато. С точки зрения техники живописи, «Мона Лиза» до сих пор считается непревзойденной.

Дневники Леонардо содержат не только чертежи, но и глубокие философские размышления. После смерти мастера его ученик Франческо Мельци из разных фрагментов рукописей составил «Трактат о живописи». Эта подборка эстетических взглядов художника сыграла огромную роль в теории искусства. Леонардо выступал против общепринятой в его время точки зрения, что живопись – искусство сугубо прикладного характера. В «споре искусств» его симпатии были целиком на стороне живописи, которую он понимал как универсальный язык, способный выразить всю полноту жизни. Поэтому живопись следует рассматривать не как ремесло, не как искусство, но как науку. «Живопись – это философия художника», – считал Леонардо да Винчи.

Леонардо изобрел множество механизмов, видов оружия и передвижных аппаратов, предвосхитив появление самолета, вертолета, подводной лодки, автомобиля. К сожалению, большая часть замыслов Леонардо не была реализована при жизни мастера. Основная причина заключалась в дефиците или отсутствии необходимого сырья. «Будь у меня подходящий материал...» – вздыхал Леонардо. Поскольку рукописи мастера долгое время были утрачены, авторами его изобретений считаются совсем другие люди. Правда, пришли они к идеям Леонардо с отставанием на века. Взглянув на чертежи, легко заметить, что многие механизмы основаны на принципе цепной передачи, когда шестеренки приводят в движение друг друга. От этого открытия – один шаг до идеи механизации ручного труда. Так, за несколько веков до промышленной революции Леонардо предсказал человечеству массовое производство.

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определенными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что лишь несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. С появлением авиации самая заветная мечта великого флорентинца стала реальностью.

В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя ученого с моделью вертолета в руках. «Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде», – писал божественный Леонардо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь во Флоренции у А. дель Верроккьо. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. Куда бы Леонардо ни обращал свои помыслы, свой ум и свое дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.

Леонардо был великолепным рисовальщиком. В своих рисунках он стремился постичь закономерности изображаемого явления. Здесь и многочисленные зарисовки и проекты машин и неведомых аппаратов, и деревья, и цветы, и отдельные ветки, и текущая или стоячая вода, тучи и облака. В рисунках наиболее полно проявилась разносторонность интересов и дарований Леонардо. Искусство, научные и теоретические исследования Леонардо да Винчи, сама его разносторонняя личность оказали огромное воздействие на все развитие европейской культуры

Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.

Да все его творчество – сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Баткин да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М., 1990.

3. Бесчастнов. – М.: Владос, 2004. – 224 с.,

4. Гастев да Винчи. – М., 1984.

6. Изобразительное искусство. – М.: 2001.

7. Ильина искусств. Западноевропейское искусство. – М., "Высшая школа" 1983.

8. Лазарев да Винчи. Л. – М., 1952.

9. Леонардо да Винчи. Шедевры графики / Я. Пудик. – М.: Эксмо, 2008.

10. Живопись.– М.: Росмэн, 2004. – 127 с.

11. , Леонардо да Винчи, 2-е изд. – Харьков, 1900.

12. Тайш Дж., Барр Т. Леонардо да Винчи для «чайников» = Da Vinci For Dummies. – М.: «Вильямс», 2006.

13. , Ершова искусство – М.: Просвещение, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мадонна Литта", Ок.1491

Дама с горностаем"

Портрет музыканта" 1490

Мона Лиза" (Джоконда)

Мадонна Бенуа" 1478

Портрет неизвестной" Ок.1490

Мадонна в скалах" Ок. 1511

Тайная вечеря"
(центральный фрагмент)

Тайш Дж., Барр Т. Леонардо да Винчи для «чайников» = Da Vinci For Dummies. – М.: «Вильямс», 2006.

Живопись.– М.: Росмэн, 2004. – 127 с.

Ильина искусств. Западноевропейское искусство. – М., "Высшая школа" 1983.

Баткин да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М., 1990.

Гастев да Винчи. – М., 1984.

Ершова искусство – М.: Просвещение, 2002.

Лазарев да Винчи. Л. – М., 1952.

Гастев да Винчи. – М., 1984.

Леонардо да Винчи. Шедевры графики / Я. Пудик. – М.: Эксмо, 2008.

Голь Н. Моя самая первая энциклопедия. Мир вокруг нас. – М.: Астрель, 2007. – 143 с.

Бесчастнов. – М.: Владос, 2004. – 224 с.,

Голь Н. Моя самая первая энциклопедия. Мир вокруг нас. – М.: Астрель, 2007. – 143 с.

«100 человек, которые изменили ход истории» Леонардо да Винчи Еженедельное издание. – Выпуск № 1.

«100 человек, которые изменили ход истории» Леонардо да Винчи Еженедельное издание. – Выпуск № 1.

Леонардо да Винчи, 2-е изд. – Харьков, 1900.

Сообщение про итальянского ученого и художника, изобретателя и ученого, музыканта и писателя, а также представителя искусства Возрождения, Вы найдете в этой статье.

Сообщение о Леонардо да Винчи кратко

Великий гений появился на свет в поселке Анкиато около городка Винчи 15 апреля 1452 года. Его родители не состояли в браке, и первые годы своей жизни он прожил с матерью. После отец, вполне состоятельный нотариус, забрал сына в свою семью. Юноша в 1466 году поступает в мастерскую к флорентийскому художнику Верроккьо в подмастерье. Среди его увлечений – рисование, моделирование, скульптура, работы с кожей, металлом и гипсом. В 1473 году в Гильдии Святого Луки он получает квалификацию мастера.

Начало творческого пути ознаменовалось тем, что он все свободное время посвящал только написанию картин. В период 1472 – 1477 годов были созданы такие известные картины Леонардо да Винчи как «Благовещение», «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с вазой». А в 1481 году он создал первую крупную работу — «Мадонну с цветком».

Дальнейшая деятельность Леонардо да Винчи связана с Миланом, куда он переезжает в 1482 году. Здесь он поступает на службу к Людовико Сфорце – Герцогу Милана. Ученый имел свою мастерскую, где занимался вместе со своими учениками. Кроме создания картин, он разрабатывал летательную машину, основанную на полете птиц. Сначала изобретатель создал на основе крыльев простейший аппарат, а после им был разработан механизм аэроплана с описанным полным управлением. Но в жизнь свою идею воплотить не удалось. Кроме конструирования он занимался изучением анатомии и архитектуры, подарил миру новую, самостоятельную дисциплину – ботанику.

В конце XV столетия художник создал картину «Дама с горностаем», рисунок «Витрувианский человек» и знаменитую на весь мир фреску «Тайная вечеря».

В апреле 1500 года он возвращается во Флоренцию, где поступает к Чезаре Борджиа на службу в должности инженера и архитектора. Спустя 6 лет да Винчи опять в Милане. В 1507 году гений повстречал графа Франческо Мельци, который станет его учеником, наследником и спутником жизни.

Последующие три года (1513 – 1516 годы) Леонардо да Винчи живет в Риме. Здесь он создал картину «Иоанн Креститель». За 2 года до своей кончины у него начались проблемы со здоровьем: правая рука онемела, передвигаться самостоятельно было трудно. И последние годы ученый вынужден был провести в постели. Великого художника не стало 2 мая 1519 года.

  • Художник прекрасно владел и левой, и правой рукой.
  • Леонардо да Винчи был первым, кто дал правильный ответ на вопрос «Почему небо синего цвета?». Он был уверен, что небо синего цвета потому, что между планетой и чернотой над ней имеется слой из освещенных частиц воздуха. И был прав.
  • С детства изобретатель страдал «словесной слепотой», то есть нарушением способности к чтению. Поэтому он писал зеркальным способом.
  • Свои картины художник не подписывал. Зато оставлял опознавательные знаки, которые все до сих пор не изучены.
  • Прекрасно владел игрой на лире.

Надеемся, что доклад на тему: «Леонардо да Винчи» помог Вам подготовиться к занятиям. А свое сообщение о Леонардо да Винчи Вы можете изложить в форме комментариев ниже.

Относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем. По масштабу, многогранности и сложности личности с ним не может сравниться никто.

Судьба относилась к Леонардо не слишком благосклонно. Будучи внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки, он с большими трудностями добивался достойного места в жизни. Можно сказать, что он так и остался во многом не понятым и не признанным своим временем. Во Флоренции, на родине его первых успехов, Медичи относились к нему достаточно настороженно, ценя в нем главным образом музыканта, который изготавливал необычные инструменты.

Власти Милана, в свою очередь, воспринимали его весьма сдержанно, видя в нем инженера, искусного устроителя праздников. В Риме папа Лев X также держал его на отдалении, поручая ему осушение болот. В последние годы жизни по приглашению французского короля Леонардо уехал во Францию, где и скончался.

Леонардо да Винчи действительно, оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему. Он во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII в., в позднее Средневековье, когда властителем дум был Аристотель.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо. Вместе с тем — опять же как ученый и мыслитель — он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. — будут воплощены только в XIX-XX вв.

Опираясь на те факты, что Леонардо был внебрачным сыном, что он создал немного произведений, что он творил медленно и долго, что многие его произведения остались незавершенными, что среди его учеников не оказалось высокоталантливых и т.д., Фрейд истолковывает его творчество через призму эдипова комплекса.

Однако эти факты можно объяснить иначе. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Он постоянно и во всем экспериментировал — будь то светотень, знаменитая дымка на его полотнах, цветовая гамма или просто состав красок. Об этом свидетельствуют его многочисленные эскизы, наброски и рисунки, в которых он как бы испытывает различные позы человека, выражения лица и т.д. Иногда эксперимент приводил к неудаче. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери».

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже не интересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый- экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь он опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX в. французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: «Все течет, все меняется».

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции . которые будут определять последующее развитие западной культуры. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Она покоится на языке, на знании античной культуры, на интуиции, вдохновении и воображении. Вторая идет от научного познания природы. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Для нее характерны объективность, строгость и точность, дисциплина ума и познания, анализ и эксперимент, опытная проверка знаний.

У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. напротив, имеется счастливый союз. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Художник в нем неотделим от ученого и науки. Искусство у него занимает место философии и науки. Мышление и рисунок он рассматривает как два способа познания действительности , позволяющих анализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, он осуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом, который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом — к научному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Однако уже в следующем — XVII — веке пути искусства и науки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», которая говорит о полной творческой зрелости мастера. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие. Эта работа поражает не только обшей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».

В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность. Спокойный взгляд Христа еще более подчеркивает возбужденное состояние остальных персонажей. Прекрасное лицо Иоанна контрастирует с искаженным испугом, хищным профилем Иуды и т.д. При создании данного полотна художник использовал линейную и воздушную перспективу.

Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость. тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Он занимается разбором и систематизацией своих записей по искусству, задумывает написать книгу о живописи. Но и этот труд он не успел завершить. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.

В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, (Франция) 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения — Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Он — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель). Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто — «родом из городка Винчи». Полное его имя — Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Детство

Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.

Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, достаточно бережлив хитрыми, чтобы стать землевладельцами и войти в число состоятельных горожан, носящих титул «сеньор», который уже по наследству перешел и к отцу Леонардо.

Господин Пьеро, мессэр Пьеро, которому во время рождения сына было около двадцати пяти лет, обладал впечатляющими мужскими достоинствами: он дожил до семидесяти семи лет, имел четырех жен (трех успел похоронить) и был отцом двенадцати детей, причем последний ребенок появился на свет, когда ему было семьдесят пять. По всей видимости, в нотариальной практике он также добился существенных успехов: когда ему было уже за тридцать, он переехал во Флоренцию и основал там свое дело. Его уважали, особенно в среде аристократии.

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Такие дети нередко появлялись у прислуги разных рангов, и часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке.
Однако в дом отца он был взят далеко не сразу. Вскоре после рождения он был отправлен вместе с Катериной в деревню Анхиано, расположенную недалеко от Винчи, и оставался там около четырех лет, в течении которых мессэр Пьеро успел жениться на первой из своих жен, шестнадцатилетней девушке, занимавшей на социальной лестнице более высокую ступень, чем мать Леонардо.

Молодая жена оказалась бесплодной. Возможно, по этой причине Леонардо в возрасте приблизительно четырех с половиной лет был взят в городской дом, где сразу же оказался на попечении многочисленной родни: дедушки, бабушки, отца, дяди и приемной матери. В налоговом реестре, относящемся к 1457 году, он назван незаконным сыном Пьеро.

О том, как проходило детство Леонардо в Винчи, нам ничего неизвестно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка.

Среди более семи тысяч страниц рукописей и рисунков Леонардо, сохранившихся до наших дней, нет ни одной, которая касалась бы его юности. У него вообще чрезвычайно мало заметок, имеющих отношение к собственной жизни.

Юность

Отец, в 1466 году, приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что четырнадцатилетний Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал «всесторонне развитой личности» (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико — скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что не так пострадало — это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо — «величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».

В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо «Крещение Христа». По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. «Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными».

Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине «Крещение Христа» Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.

Зрелость творческой личности

В период Ренессанса большинство художественных полотен были написаны на религиозные темы или являлись портретами. Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как «Крещение Христа». Но написания пейзажей в качестве фона для человеческих фигур для Леонардо было недостаточно. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем «Долина Арно» (1473). Эскиз выполнен в карандаше и полон движений природы: проходящий над холмами свет, шорох листьев и движение воды. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы.

Один эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо. Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, «которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей — дым». Работа над щитом так увлекла Леонардо, что «по великой своей любви к искусству» он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь «как раз отвечает своему назначению…» Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.

Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице «крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек».

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу.

В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.

Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513 г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи. Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519 г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику — Франческо Мельци.

Секреты гения

Он изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она «живая». На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало — он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии — это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками — в квадрат, при этом образуя крест. Такая «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения — шариковому подшипнику.

Также гений любил использовать правило контрапоста — противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал «окна незаконченности». Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Открытия и изобретения Леонардо на протяжении лет 400 оказались практически невостребованными. К сожалению, и дельтаплан, и парашют, и автомобиль, и даже автомобильный тормоз были придуманы заново, без опоры на гениальные догадки великого флорентийца.

Полная галерея творчества Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи — один из великих гениев всех времен, значительно опередивший свою эпоху. Этот итальянский учёный эпохи Возрождения (Ренессанса) был не только выдающимся художником и скульптором, но и учёным, исследователем тайн многих наук. Он родился в небольшом поселке Винчи в 1452 году. Уже в молодые годы да Винчи написал прекрасные картины «Благовещение» и «Поклонение волхвов». Позже из-под его кисти вышли такие великолепные произведения, как настенная роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грацие, портрет Моны Лизы, «Св. Иоанн Креститель», «Бахус». На протяжении всей жизни да Винчи делал заметки по теории искусства (после смерти мастера эти записи были собраны и изданы под названием «Трактат о живописном»).

Леонардо да Винчи — гениальный художник.

Леонардо да Винчи — автор многих превосходных произведений, которые всегда будут восхищать любителей искусства. Один из выдающихся созданных им образов — портрет Моны Лизы дель Джокондо, написанный между 1503 и 1506 годами — можно увидеть в Лувре. В С.-Петербургском Эрмитаже находится другое прекраснейшее его творение — «Мадонна Литта». Многие работы гениального творца остались незаконченными, так как его в большей степени интересовала глубина процесса творения, чем эффект завершенности. Неповторимость Леонардо да Винчи проявилась и в том, что его главным образом интересовали черты лица, постановка фигуры, движение, правильное, естественное изображение предметов, светотень и перспектива. До того, как начать картину либо ваять скульптуру, мастер делал множество набросков, которые затем использовал в ходе работы. Сегодня они ценятся не меньше, чем готовые полотна великого художника.

Леонардо да Винчи — изобретатель.

Еще в молодые годы Леонардо да Винчи начал проводить научные исследования. Круг его интересов чрезвычайно широк: анатомия, ботаника, математика, физика, астрономия, оптика, гидравлика, инженерия, архитектура, музыка и поэзия. Да Винчи разработал проекты множества изобретений, придумав, в частности, прототипы вертолета, парашюта, бронепоезда, подводной лодки, текстильного станка, гидравлического пресса, прокатного стана (машины, придающей необходимую форму и размер металлическим изделиям), токарного станка, шлифовального станка, вентиля, помпы. К сожалению, гениальные достижения ученого не изменили хода развития техники, так как он отказался от опубликования своих необычных проектов.

Хронология.

1452 — родился в поселке Винчи;
1467 — становится учеником А. дель Верроккъо во Флоренции;
1482/83-1499 — работа в Милане, при дворе Л. Сфорца;
1500-1506 — жизнь и работа во Флоренции;
1503-1506 — работа над портретом Моны Лизы;
1513-1516 — жизнь и работа в Риме, под покровительством Д. Медичи, брата папы Льва Х;
1517 — переезд во Францию, строительство очистительных систем на Луаре;
1519 — смерть в Амбуале.

Знаете ли вы, что:

  • Леонардо да Винчи прославился не только гениальными картинами, но и научными открытиями, опередившими его эпоху.
  • В период работы при миланском дворе Леонардо да Винчи написал портрет Сесилии Галлерани, известный под названием «Дама с горностаем».
  • Потрет флорентийки Моны Лизы дель Джокондо замечателен прежде всего таинственной полуулыбкой женщины.
  • Множество рисунков великого мастера свидетельствуют о его увлечении, например, анатомией и механикой.


Планирование беременности