Крепостная, актриса, графиня. Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметьева

В восемь лет в судьбе крепостной девочки произошел крутой поворот - её взяли на воспитание в подмосковное имение Кусково, под наблюдение одной из графских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. В господский дом Парашу взяли за отличные вокальные данные, с тем чтобы подготовить ее для поступления на сцену музыкального театра графа Шереметьева. Под руководством первокласных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту, игру на клавесине и арфе, пение, выучила французский и итальянский языки. Обладающая большими музыкальными способностями и хорошим голосом, она с успехом начала выступать на театральной сцене под именем Правсковьи Жемчуговой.

Сначала были небольшие выходные роли. Но вскоре Параша стала превращаться в настоящую актрису. Ей еще не исполнилось одинадцати, когда она с блеском выступила в опере Гретри "Опыт дружбы", а в 13 лет эта хрупкая девочка сыграла с необычной убедительностью, силой и глубиной партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат" на музыку Монсиньи.

Тогда-то, очевидно, эта артистка-подросток и привлекла внимание сына графа, Николая Петровича. Любовь к музыке и совместные занятия сблизили их. Именно по его настоянию в поставленной на следующий год итальянской опере Саккини "Колония, или новое селение" Параша исполнила главную роль - как всегда талантливо и виртуозно. Граф не мог не разглядеть в пробуждающемся даровании будущую славу своего театра.

Открытие дворца-театра в имении графов отпраздновали, приурочив его к торжественному приему в честь победителей в войне с Турцией, 22 июня 1795 года. На праздник граф пригласил участников военных событий. На сцене шла музыкальная драма И. Козловского на текст П. Потемкина "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила". Прасковья Ивановна сыграла в этом спектакле, как уже давно было принято в шереметьевском театре, главную роль - плененной турчанки Зельмиры, которая полюбила русского офицера Смелона.

30 апреля 1797 года Н.П. Шереметьев принимал у себя только что коронованного на престол Павла I. Театр в этот день ставил "Браки самнитян" - оперу, в которой дарование Прасковьи Жемчуговой раскрылось с особым блеском. Тогда ей было 17 лет.

Графу Шереметьеву государем было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Эта награда требовала отъзда в Петербург. Николай Петрович решает забрать туда лучшую часть труппы, в том числе и Прасковью Ивановну. Сырой климат Петербурга сразу сказался на состоянии здоровья Жемчуговой. У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но от этого граф не перестал любить её. 6 ноября 1801 года состоялось венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году. Этот храм сохранился до наших дней. Николай Аргунов, крепостной художник Шеремеьтевых, запечатлел облик Прасковьи Ивановны в тот памятный в ее жизни день: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Отметили венчание лишь в самом узком кругу друзей. Для московской и петербурской знати женитьба графа Н.П. Шереметьева осталась в тайне. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Несмотря на одобрение брака императорами Павлом и Александром I, высший свет и родственники были шокированы. Графиня Шереметьева умерла, так и не узнав о реакции света на это известие. Возможно, что и к лучшему, так как петербургские дамы никогда не приняли бы в своих салонах бывшую крепостную, без роду и племени. О реакции родственников можно судить по замечанию Анны Семеновны Шереметьевой, которое она сделала в своих мемуарах: "Отменный штукарь наш старший родственник".

Надо заметить, что взгляды графа и отношение к крепостным расходились с воззрениями многих. Едва вступив в права наследника, Николай Петрович отдал распоряжение, чтобы каждый из крестьян имел к нему доступ и подавал бы свои прошения самолично.

Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по ее завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.

23 февраля 1803 года талантливейшей русской певицы и актрисы не стало. Она умерла от чахотки, оставив трехнедельного младенца, когда было ей всего 35 лет.

Граф Николай Петрович Шереметьев скончался в 1809 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, в шереметьевской усыпальнице, рядом с Прасковьей Ивановной, своей любимой крепостной актрисой и женой.

ЖЕМЧУГОВА-КОВАЛЁВА Прасковья Ивановна (3.07.1768, с Уславцево Ростовского уезда Ярославской губернии — 23.02.1803, Санкт-Петербург) — выдающаяся русская актриса.

Родилась в семье крепостного крестьянина. В 1779 году была отослана ко двору графа П. Б. Шереметева, решившего создать крепостной театр, для обучения« театральному мастерству и галантным манерам». Воспитывалась в барском доме в числе других детей, «определенных к театру». С начала 80-х гг. ХVIII в. занимает положение первой актрисы шереметевской труппы в театре, расположенном в подмосковной усадьбе графа Кусково.

Вскоре становится фавориткой графа Н. П. Шереметева. Несмотря на большое чувство, любовь и привязанность к Прасковье, граф Н. П. Шереметев не сразу решился оформить брак с крепостной актрисой. В 1798 г. она была освобождена от крепостной зависимости. Спустя еще три года, в 1801, граф Н. П. Шереметев решился вступить с нею в брак. Венчание проходило в церкви Симеона Столпника в Москве и было тайным. Тогда же через архив Министерства иностранных дел он разыскивает бумаги, говорившие о том, что некие польские шляхтичи ещё в XVII веке были взяты русским войском в плен и после войны остались жить в России, это дало возможность сфабриковать документы, доказывающие польское происхождение Прасковьи Ивановны. К этому времени её здоровье было подорвано. 3 февраля она родила сына Дмитрия, но, будучи больной чахоткою, так и не оправилась после родов и 23 февраля умерла. Похоронена в Александро-Невской Лавре.

Знакомство с отзывами современников о ее игре позволяет говорить о ней как о талантливой трагической актрисе. Исследователи истории русского театра сближают ее творчество с творческим даром Катерины Семеновой, выдающейся трагической актрисы начала ХIХ века. Актриса трагедийного дарования, Жемчугова-Ковалёва, тем не менее, вынуждена была играть поверхностные роли в комических операх. Напряжение всех физических и духовных сил было причиной раннего ухода её со сцены и преждевременной смерти.

Истинное происхождение Жемчуговой-Ковалёвой долго было за «семью печатями». Пока друг Сергея Дмитриевича Шереметева(внука Жемчуговой-Ковалёвой) известный ростовский краевед А. А. Титов в своём иcтopико-статистическом описании Ростовскооо уезда не рассказал, ссылаясь на краеведа А. М. Ошанина, вкратце эту историю, не называя конкретных имен и времени. Титов писал: «В конце прошлого столетия владелец села Вощажниково, приехавши летом в село, увидел проходившею за водой крестьянскую девушку, дочь местного кузнеца, на которой он вскоре и женился, в последствии времени он представил её ко Двору. И никто не мог предполагать, что это была крестьянка». На родине своей жены Н. П. Шереметев выстроил церковь Богоявления с двумя приделами(1805), а у дороги к селу, где по преданию граф впервые встретил юную Парашу, была поставлена часовня. Именно об этой встрече была написана песня« Вечор поздно из лесочка…», приписываемая легендой самой Жемчуговой-Ковалёвой.

Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева (31 июля 1768, Ярославская губерния - 23 февраля 1803, Санкт-Петербург) - российская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.

  • 1 Биография
  • 2 Странноприимный дом
  • 3 «Вечор поздно из лесочку»
  • 4 Роли в театре
  • 5 Память о Жемчуговой
  • 6 Литература
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография

Родилась 20 июля 1768 года в Ярославской губернии, в семье кузнеца Ивана Степановича Горбунова (известен также как Кузнецов, Ковалёв), перешедшей в собственность к Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской.

В возрасте 7 лет была взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых. У девченки рано обнаружились возможности к музыке, и её начали готовить для труппы крепостного театра. Дебютировала 22 июня 1779 года в роли служанки в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». На последующий год вышла на сцену в роли Белинды в опере Антонио Саккини «Колония, либо Новое поселение» уже под именованием Жемчуговой.

Обладала прекрасным лирико-драматическим сопрано, отлично игралась на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Обучалась у Елизаветы Сандуновой и Ивана Дмитриевского, которые учили пению и драматическому искусству крепостных актёров шереметевского театра.

Фуррор пришёл к Жемчуговой в 1781 году, после выполнения партии Лизы в смешной опере Пьера Монсиньи «Дезертир, либо Беглый боец». В 1785 году она триумфально дебютировала в роли Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Эту же роль Прасковья Жемчугова исполнила 30 июня 1787 года в новеньком, перестроенном здании театра в Кусково, открытие которого было приурочено к визиту в усадьбу Екатерины II.

Императрица была поражена великолепием спектакля и игрой крепостных актёров, в особенности исполнительницы главной партии П. И. Жемчуговой, которую и одарила алмазным перстнем.

Спектакль «Самнитские браки» с Жемчуговой в роли Элианы давался и 7 мая 1797 года в Останкине во время визита Станислава Августа Понятовского.

В 1797 году правитель Павел I, пожаловав графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, востребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев взял с собой в столицу наилучшую часть собственной труппы, в том числе и Жемчугову. Но в сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал глас, и она была обязана бросить сцену.

В будущем году Николай Шереметев отдал свободную Прасковье Ивановне и всей семье Ковалёвых. 6 ноября 1801 года, получив разрешение правителя Александра I (согласно другим сведениям, Н. П. Шереметев, так и не дождавшись правительского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона), повенчался с ней в столичной церкви Симеона Столпника на Поварской. Во время церемонии присутствовали только два нужных очевидца - конструктор Джакомо Кваренги (согласно другому источнику - Малиновский) и подруга жены Татьяна Шлыкова-Гранатова. В метрической записи о венчании жена графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» (без уточнения сословного статуса) - Шереметев, чтобы оправдать свою свадьбу на крепостной, сделал легенду о происхождении Прасковьи из рода польских шляхтичей Ковалевских.

3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила отпрыска Дмитрия. Беременность и роды подорвали её здоровье - она погибла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Погребена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге. В числе других в последний путь её провожал и конструктор Кваренги.

Странноприимный дом

Благодаря желанию Прасковьи Ивановны в Москве, на Сухаревке, был построен Странноприимный дом. 28 июня 1792 года свершилась закладка грядущего строения поликлиники. Создателем проекта был ученик Баженова Елизвой Назаров. После погибели супруги Николай Петрович решил перестроить наполовину законченное строение, чтоб сделать его более величавым и достойным памяти графини. Переработать проект было доверено Джакомо Кваренги. Конструктор работал над проектом не выезжая из Петербурга: его планы и чертежи, отсылаемые по почте, воплощали в жизнь крепостные архитекторы Шереметева Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов.

«Вечор поздно из лесочку»

Прасковье Жемчуговой обычно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я скотин домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим супругом, графом Н. П. Шереметевым. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже именует Прасковью Ивановну «первой российской поэтессой из крестьянства». Песня, в первый раз размещенная спустя 15 лет после погибели Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший русский песенник», СПб., 1818), была очень популярна в XIX веке, врубалась во многие песенники и сборники фольклора в протяжении 2-ух веков. По сей день заходит в репертуар фаворитных исполнителей как народная.

Роли в театре

Прасковья Жемчугова в роли Элианы
  • Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
  • Белинда, «Колония, либо Новое селение» Антонио Саккини
  • Луиза, «Дезертир» Пьера Монсиньи
  • Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
  • Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
  • Анюта, «Тщетная предосторожность, либо Перевозчик Кусковский» Колычёва
  • Миловида, «Разлука, либо Отъезд псовой охоты из Кускова»
  • Роза, «Роза и Кола» Пьера Монсиньи
  • Нина, «Нина, либо Сумасшедшая от любви» Джованни Паизиелло
  • Блондино, «Инфанта Дзаморы» Джованни Паизиелло
  • Люсиль, «Ричард - Львиное Сердце» Андре Гретри
  • Колетта, «Деревенский колдун» Жан-Жака Руссо
  • Элиана, «Самнитские браки» Андре Гретри
  • Алина, «Царица Голкондская» Пьера Монсиньи
  • Зельмира, «Зельмира и Смелон, либо Взятие Измаила» Осипа Козловского

Память о Жемчуговой

  • В честь Прасковьи Жемчуговой названа Аллейка Жемчуговой - улица на востоке Москвы, в районе Вешняки.
  • В 1994 году был снят русский телевизионный художественный кинофильм «Графиня Шереметева».

Литература

  • Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, ее народная песня и родное село Кусково. - М., 1872. 92 с.
  • Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. - М., 1903. - 28 с.
  • Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова - М., 1956 г.. - 32 с. (2-е изд. - 1969).
  • Маринчик П. Недопетая песня: Необыкновенная жизнь П. И. Жемчуговой. - Л.; М., 1965. - 148 с.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Театральная энциклопедия. Том 2. - М., 1963. - С. 671-672.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Музыкальная энциклопедия. Том 2. - М., 1974. - С. 390-391.
  • Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. - М., 1996. - С. 301-307.
  • Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. - New Haven: Yale University Press, 2008.
  • Рогов А. Шереметев и Жемчугова. - Вагриус, 2007.

Героиня этой трогательной истории родилась 31 июля 1768 года. Девочку звали Прасковья , что в переводе с греческого означает «канун праздника». История любви самого богатого человека в Российской империи к крепостной актрисе , которую он сделал своей законной женой перед Богом и людьми, похожа на сказку о Золушке. Но конец у этой сказки печальный.

Паша была дочкой искусного, но любившего выпить и побуянить, кузнеца Ивана Ковалева. В отчем доме она прожила до 6 лет, после чего оказалась на воспитании в Кусково под присмотром Марфы Михайловны Долгорукой . Такая перемена в судьбе будущей звезды музыкального театра Шереметевых случилась, благодаря ее завораживающему, берущему за душу, голосу. 22-летний Николай Шереметев, когда впервые услышал, как поет девочка, был поражен ее талантом.

Так крепостная девушка получила хорошее образование, которому были бы рады и родители сегодняшних дарований. Она освоила арфу и клавесин, нотную грамоту, овладела двумя языками – французским и итальянским.

Прасковье Жемчуговой суждено было стать певицей, с младых лет она уже блистала на подмостках театра. В одиннадцатилетнем возрасте выступала под псевдонимом Горбунова, так как у отца ее был горб из-за болезни позвоночника. Позже она стала Жемчуговой. По одной из версий, такое имя актриса получила за свой прекрасный голос, пение Прасковьи и правда было жемчужным. «Драгоценные» псевдонимы получили и другие актрисы – Алмазова, Бирюзова, Гранатова, Яхонтова и т.д.

По легенде, роковая встреча сиятельного графа Николая Петровича и юной Параши случилась за пределами владений Мельпомены. Они встретились случайно в чистом поле, когда граф возвращался после охоты. Хотя эту версию можно поставить под сомнение: вряд ли Николай и Параша не встречались в театре ранее, да и не мог он не заметить столь одаренную молодую девушку.

Многие знатные особы, кроме, пожалуй, Екатерины II, мучились вопросом, что же он в ней нашел. Императрица присутствовала на спектакле, на котором 19-летняя крестьянка исполняла главную роль в «Самнитских браках» Гретри. На сцене хрупкая девушка, играя храбрую Элиану, готовую расстаться с жизнью, чтобы быть с любимым, преображалась . Под неизгладимым впечатлением от ее таланта императрица пожаловала актрисе перстень с бриллиантами со своей рук и.

Чувства Шереметева к Жемчуговой были нежными и страстными. Наблюдая за девушкой, он отмечал ее добродетельный разум, человеколюбие, искренность, верность, постоянство и привязанность к святой вере . Эти качества пленили графа больше, чем ее красота, как чрезвычайно редкие и превосходящие любые внешние прелести.

После смерти отца Николай Петрович впал в депрессию и запил. Только благодаря Прасковье молодой граф вернулся к жизни. Именно в этот период он принимает решение жениться на крепостной . Для того времени и их положения это было неслыханной дерзостью: высшее общество не хотело слышать о девке Шереметева, а деревенские ее просто ненавидели.

Царствовавший в тот период Павел I не давал разрешения на брак. Тогда Шереметев поступил по-хитрому: он пригласил государя послушать хор крепостных, в котором пела Паша. Павел I был потрясен талантом певицы и позволил графу жениться . По другой версии, Шереметев, будучи уверенным в отказе царя, действовал тайком. Прасковья и ее семья получили от графа вольную.

6 ноября 1801 года, спустя 17 лет после начала романа, Шереметев и Жемчугова тайно обвенчались в московском храме Симеона Столпника на Поварской . Обстановка при венчании была строго секретной, при участии двух свидетелей.

Шереметевы переехали в Петербург. Переезд оказался роковым для певицы, так как сырой петербургский климат подорвал ее здоровье, начала прогрессировать чахотка. Она уже не пела и чувствовала себя все хуже. Но Господь вознаградил эту пару за проявленную стойкость: Прасковья забеременела. Супруги, несмотря на болезнь будущей матери и тяжелую беременность, были счастливы и с радостью ожидали наследника. В это время крепостной художник Иван Аргунов создает, ставший впоследствии знаменитым, портрет Жемчуговой в полосатом капоте.

После рождения сына Дмитрия Прасковья прожила еще двадцать дней . Последней ее волей было строительство странноприимного дома на Сухаревке. Сегодня в этом здании разместился научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Прасковья Ивановна Ковалева (Жемчугова ) родилась в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии 31 июля 1768 года. В семье Параша была старшей. Отец - крепостной кузнец Шереметьевых Иван Степанович Ковалев - был известен на всю округу как замечательный мастер своего дела и как любитель принять стопку-другую, а потом покуролесить.

В восемь лет в судьбе крепостной девочки произошел крутой поворот - её взяли на воспитание в подмосковное имение Кусково, под наблюдение одной из графских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. В господский дом Парашу взяли за отличные вокальные данные, с тем чтобы подготовить ее для поступления на сцену музыкального театра графа Шереметьева. Под руководством первокласных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту, игру на клавесине и арфе, пение, выучила французский и итальянский языки. Обладающая большими музыкальными способностями и хорошим голосом, она с успехом начала выступать на театральной сцене под именем Правсковьи Жемчуговой.

Сначала были небольшие выходные роли. Но вскоре Параша стала превращаться в настоящую актрису. Ей еще не исполнилось одинадцати, когда она с блеском выступила в опере Гретри "Опыт дружбы", а в 13 лет эта хрупкая девочка сыграла с необычной убедительностью, силой и глубиной партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат" на музыку Монсиньи.

Тогда-то, очевидно, эта артистка-подросток и привлекла внимание сына графа, Николая Петровича. Любовь к музыке и совместные занятия сблизили их. Именно по его настоянию в поставленной на следующий год итальянской опере Саккини "Колония, или новое селение" Параша исполнила главную роль - как всегда талантливо и виртуозно. Граф не мог не разглядеть в пробуждающемся даровании будущую славу своего театра.

Открытие дворца-театра в имении графов отпраздновали, приурочив его к торжественному приему в честь победителей в войне с Турцией, 22 июня 1795 года. На праздник граф пригласил участников военных событий. На сцене шла музыкальная драма И. Козловского на текст П. Потемкина "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила". Прасковья Ивановна сыграла в этом спектакле, как уже давно было принято в шереметьевском театре, главную роль - плененной турчанки Зельмиры, которая полюбила русского офицера Смелона.

30 апреля 1797 года Н.П. Шереметьев принимал у себя только что коронованного на престол Павла I. Театр в этот день ставил "Браки самнитян" - оперу, в которой дарование Прасковьи Жемчуговой раскрылось с особым блеском. Тогда ей было 17 лет.

Графу Шереметьеву государем было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Эта награда требовала отъзда в Петербург. Николай Петрович решает забрать туда лучшую часть труппы, в том числе и Прасковью Ивановну. Сырой климат Петербурга сразу сказался на состоянии здоровья Жемчуговой. У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но от этого граф не перестал любить её. 6 ноября 1801 года состоялось венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году. Этот храм сохранился до наших дней. Николай Аргунов, крепостной художник Шеремеьтевых, запечатлел облик Прасковьи Ивановны в тот памятный в ее жизни день: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Отметили венчание лишь в самом узком кругу друзей. Для московской и петербурской знати женитьба графа Н.П. Шереметьева осталась в тайне. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Несмотря на одобрение брака императорами Павлом и Александром I, высший свет и родственники были шокированы. Графиня Шереметьева умерла, так и не узнав о реакции света на это известие. Возможно, что и к лучшему, так как петербургские дамы никогда не приняли бы в своих салонах бывшую крепостную, без роду и племени. О реакции родственников можно судить по замечанию Анны Семеновны Шереметьевой, которое она сделала в своих мемуарах: "Отменный штукарь наш старший родственник".

Надо заметить, что взгляды графа и отношение к крепостным расходились с воззрениями многих. Едва вступив в права наследника, Николай Петрович отдал распоряжение, чтобы каждый из крестьян имел к нему доступ и подавал бы свои прошения самолично.

Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по ее завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.

23 февраля 1803 года талантливейшей русской певицы и актрисы не стало. Она умерла от чахотки, оставив трехнедельного младенца, когда было ей всего 35 лет.

Граф Николай Петрович Шереметьев скончался в 1809 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, в шереметьевской усыпальнице, рядом с Прасковьей Ивановной, своей любимой крепостной актрисой и женой.



Планирование беременности