Младенческой доверчивостью журдена сочувствие способности. Главный герой «Мещанина во дворянстве» господин Журден

Сочинение

Комедия «Мещанин во дворянстве» была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699 году в Париж прибыло турецкое посольство, король принял его со сказочной роскошью. Однако турки, с их мусульманской сдержанностью, не выразили никакого восхищения по поводу увиденного ими | великолепия. Более того, турецкий посол заявил, что на коне его господина драгоценных камней больше, чем на короле Франции.

Обиженный король захотел увидеть на театральных подмостках зрелище, в котором бы высмеивались турецкие церемонии. Таков был внешний точок к созданию пьесы. Первоначально Мольер придумал одобренную королем сцену посвящения в сан «мамамуши», из которой выросла в дальнейшем вся фабула комедии. Однако впоследствии, талантливый драматург изменил первоначальный замысел и комедия, перестав быть сатирой на турецкие обычаи, стала сатирой на современные нравы дворянства и невежество мелких буржуа. В центре комедии - ограниченный и тщеславный мещанин Журден, во что бы то ни стало желающий стать дворянином. Он, как и тысячи подобных ему буржуа, пытается усвоить дворянские манеры, язык и нравы, приблизиться к тем, от кого его отделяло дворянское происхождение.

Дворянство, переживавшее в то время экономический и моральный упадок, все еще сохраняло авторитет, сложившийся на протяжении многих веков. Дворяне оставались хозяевами положения в государстве, не имея на то ни морального права, ни материальных возможностей. Они могли кичиться своими славными предками, светскими манерами, приближенностью к царствующей особе, но не более того: реально их место со временем должны были занять представители буржуазии.

В комедии дворянство представлено двумя персонажами: граф Дорант и маркиза Доримена. Граф Дорант имеет благородное происхождение, изысканные манеры, подкупающую внешность. Но при этом он нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество. Господина Журдена он называет любезным другом. Он готов хвалить его манеры, его внешний вид: « Вид у вас в этом костюме безукоризненный. У нас при дворе нет ни одного молодого человека, который был бы так же сложен, как вы». Дорант « признается », что он имел необычайно сильное желание повидаться с Журденом, более того, замолвил о нем словечко в королевской опочивальне. Затем, подкупив грубой лестью, граф любезно осведомляется о величине своего долга, а потом бессовестно просит еще взаймы. Действуя как тонкий психолог, Дорант говорит, что множество людей с радостью дали бы ему взаймы, «.. .но вы мой лучший друг, - говорит он Журдену, - и я боялся, что обижу вас, если попрошу у кого-нибудь еще». Этот разговор происходит на глазах у жены Журдена, поэтому истинные причины, породившие дружбу дворянина и мещанина, здесь не раскрываются. Наедине с Журденом Дорант сообщает, что маркиза отнеслась к его подарку благосклонно и тут выясняется, что Журден не только манерами и обхождением стремится быть похожим на дворянина, вдобавок ко всему он еще воспылал «неземной страстью » к прелестнейшей маркизе и, следуя советам графа-сводника, пытался привлечь ее внимание подарками. Однако граф сам влюблен в Доримену, и, будучи стесненным в средствах, использует средства и возможности Журдена, а также его глупость и доверчивость только с одной целью - самому добиться благосклонности маркизы.

Изображая буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству.

К первой группе в комедии относится жена Журдена, истинная представительница дворянства. Это здравомыслящая, практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами пытается противостоять мании своего мужа, его неуместным претензиям: « Ты помешался на всех этих причудах, муженек. И началось это у тебя с тех пор, как ты вздумал водиться с важными господами ». Все усилия госпожи Журден направлены на то, чтобы очистить дом от непрошеных гостей, живущих за счет ее мужа и использующих его доверчивость и тщеславие в своих целях: « Вот что, гони-ка ты своих учителей в шею со всей их тарабарщиной ». Хотя госпожа Журден не брала уроков фехтования, она смело парирует изысканные замечания и вопросы графа Доранта. «А где же ваша уважаемая дочка? Что-то ее не видно», - угодничает граф. Госпожа Журден, не склонная поддаваться подкупающей лести, отвечает: «Моя уважаемая дочка находится именно там, где она сейчас находится».

В отличие от своего мужа, она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на ее мещанскую родню:

* «От неравного брака ничего хорошего не жди. Не желаю я, чтоб мой зять стал попрекать мою дочь родителями и чтоб их дети стыдились называть меня бабушкой». В этом человеческом желании жены господин Журден усматривает мелочность души. «Тебе бы век прозябать в ничтожестве», - упрекает он ее.

Возможность приблизиться к знатным людям - счастье для него, все его честолюбие подталкивает его к достижению сходства с ними, вся его жизнь - это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, и в своем умственном ослеплении он теряет даже правильное представление о мире, доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей. При этом господин Журден действует и рассуждает себе во вред. Его дурачат все, кому вздумается: учителя, портные и подмастерья, граф Дорант, Клеонт и его слуга Ковьель. Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и манер господина Журдена контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Так, например, после урока философии, не дождавшись костюма от портного, Журден отчаянно вопит:

* «Чтоб его лихорадка замучила, этого разбойника портного! Чтоб его черт подрал, этого портного! Чума его возьми, этого портного!»

Хотя всего за несколько минут до того господин Журден писал полное любовного восторга письмо к маркизе: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви». Несмотря на все это, Журден вызывает искренний смех, а не отвращение. В отличие от, других выскочек-буржуа, он преклоняется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

Дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт - люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Потому, не зная о задумке возлюбленного и его слуги, искренно возмущается и сопротивляется попытке отца выдать ее замуж за сына турецкого султана: «Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого- | нибудь, кроме Клеонта». Клеонт благороден не по происхождению, а по характеру, он честный, правдивый, любящий. Он утверждает, что стыдиться своих родителей, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, - признак душевной низости. Клеонт уверен, что только душевное благородство человека и его разумное поведение в обществе являются истинными. По его мнению, всякий обман бросает на человека тень.

В образе Клеонта воплотился идеал классицизма: истинно благородным человеком мог быть только тот, кто в своем поведении руководствовался требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром. То, что в финале комедии Журден попался на уловку разумного Клеонта и его находчивого слуги Ковьеля, должно было свидетельствовать о превосходстве разума: Журден согласился на брак дочери. Справедливость восторжествовала.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве" Теория ролей в романах «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль» Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве» Что высмеивает Мольер Учителя господина Журдена. Какими я их вижу Главный герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден - мастерски выведенный автором образ нувориша и выскочки. Его появление в произведении было обусловлено социальным положением тогдашнего французского общества: на фоне обеднения дворянства все больше обогащается буржуазия, все больше она стремится сравняться с аристократией. Вот и у зажиточного торговца Журдена есть только одно беспокойство - во всем стать похожим на дворянина и заслужить уважение в высшем обществе.

Следуя дворянским традициям, господин Журден нанимает для себя учителей и стремится получить знания по музыке, философии, научиться фехтовать и танцевать, как дворяне. А учителя только пользуются его несовершенством и, как могут, извлекают из него деньги. Каждый из учителей заявляет, что его наука важная, и именно ее надо изучать более глубоко. Но господину Журдену нужно от своих наставников гораздо меньше, ведь его знания о высшем свете только поверхностные. Поэтому в ответ на предложения научиться физике, этике и логике господин Журден просит учителя-философа научить его только «узнавать по календарю, когда бывает месяц, а когда нет».

Господин Журден наивно верил в всепобеждающую силу денег и считал, что для того, чтобы стать настоящим дворянином, достаточно нанять дорогого портного, а не жалеть денег на платье, и научиться «благородным манерам». На расходы Журдена толкает и тщеславие. Например, однажды услышав обращение к себе «ваша милость», господин Журден увеличивает чаевые для подмастерьев портного, а те, раскусив его слабость, в своих обращениях сводят его сначала в «сиятельство», а затем и в «светлость», за что получают все больше и больше денег.

То же самое тщеславие становится причиной отказа Журдена Клеонту - жениху своей дочери. В отличие от Клеонта, который считает, что счастливым и крепким брак может быть только с равным по состоянию, господин Журден считает совсем иначе. По просьбе руки Люсиль он отвечает: «Дочь моя будет маркизой, а рассердишь меня еще больше, так я ее герцогиней сделаю».

Следует отметить, что господин Журден был достаточно неплохим человеком. Свой капитал он заработал тяжелым трудом, и денег для тех, кого считал своими друзьями, не жалел. Но он был настолько наивным, что его простотой пользовались те, кто хотел нажиться за его счет. Если бы не его слепое стремление любой ценой стать дворянином, его жизнь сложилась бы совсем иначе.

По традиции комедии все заканчивается счастливо. Выходит замуж за любимого дочь господина Журдена и, кажется, все становится на свои места. Но автор так и оставляет открытым вопрос о том, удалось ли господину Журдену пробиться в высший свет. На этот вопрос должны ответить сами читатели, учитывая все обстоятельства и характер героя.

ЖУРДЕН

ЖУРДЕН (фр. Jourdain) - герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme - букв, перевод - «Буржуа-дворянин», 1670). Господин Ж.- один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся на светском обхождении и неистово стремящийся походить на аристократа. Жажда «перемены участи» до того сильна в Ж., что, превозмогая природную немузыкальность и неуклюжесть, он разучивает замысловатые «па» модных танцев, размахивает шпагой, непременным дворянским атрибутом, и под руководством многочисленных учителей постигает приемы обольщения требовательных представительниц светского общества.

В который раз в комедии Мольера все вертится вокруг игры. Ж. не терпится вжиться в роль завзятого придворного, а окружающие, за немногим исключением, «подыгрывают» герою, преследуя свои весьма меркантильные цели. Даже сопротивляющаяся дорогостоящим безумствам мужа госпожа Журден и ее смешливая служанка в конце концов понимают, что «игру» Ж. достаточно направить в нужное русло, чтобы от нее никто не пострадал. Так, в конце пьесы с помощью ряженых домочадцев выходит за любимого дочь Ж., которую непреклонный папаша прочил исключительно за дворянина. А сам Ж. в результате хитрого плана жениха дочери становится «мамамуши» и «приближенным турецкого султана». Это квазитурецкое слово-монстр как нельзя лучше выражает чудовищное безвкусие и неорганичность претензий новоявленного вельможи. Оно сочинено специально для Ж. озорными и предприимчивыми молодцами, Клеонтом и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало получить в жены дочь и служанку спятившего буржуа. «Турецкая церемония», призванная «посвятить» в дворянство Ж.,- кульминация комедии и «апофеоз» героя, ощутившего себя в процессе пародийной балетной феерии заправским «мусульманским аристократом».

Образ Ж., однако, сложнее, чем может показаться. Его актуальная для эпохи социальная подоплека не мешает видеть в комедии продолжение серьезных размышлений Мольера об игровом пространстве человеческого бытия, о функциях игры, наполняющей жизнь общества, о разных ипостасях игрового поведения и об «издержках» людской игровой активности. На этот раз предметом исследования оказалось игровое оформление кастовых train de vie (образов жизни). Неуклюжий буржуа Ж., примеряющий на себя этикетные стандарты дворянства, оказывается в пьесе своеобразным зеркалом, отражающим и безыдеальную, лишенную творческого духа буржуазную манеру жить, и избыточно орнаментированный, жеманный стиль аристократического поведения. Пространство комедии-балета, в котором соседствуют бытовые сцены, певческие номера и тан невольные дивертисменты, есть выражение жанрового своеобразия «Мещанина во дворянстве». При этом пантомима, вокально-хореографические картины, обрамляющие действие, оказываются как бы материализацией грез Ж. об аристократическом бытье в образе сплошного бала изысканности и галантности.

Тематический комплекс Ж. включает в себя не только мотив безосновательных социальных претензий. Творя для себя иллюзорный мир «высокого вкуса» и изящества, господин Ж. упоен не только новым «из индийской ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками головками вверх». Ключевая и самая знаменитая фраза мольеровского мещанина звучит так: «...я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой». Открытие, сделанное Ж., изобличает, конечно, его безграмотность. Но необразованный, нелепый, невоспитанный торговец в отличие от своего окружения оказывается способен увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии, погрязшей в грубых материальных интересах. Таким образом, еще одной темой Ж. становится трогательная и вызывающая сочувствие тяга к миру иных ценностей, явленных, впрочем, Мольером в пародийном ключе. В этом смысле Ж. открывает собою череду образов буржуа, взыскующих одухотворенной изысканности дворянского бытия, образов, среди которых и мадам Бовари Флобера, и чеховский Лопахин.

У господина Ж. в пьесе, по крайней мере, три игровые ипостаси. Он выступает как актер, пробующий выигрышную роль, как игрушка пользующихся его манией окружающих и как катализатор игровой активности молодых персонажей комедии. В конце пьесы герой получает искомое (ведь его целью всегда была видимость); удовлетворены все участники и свидетели «турецкой церемонии».

«Мещанин во дворянстве» - это также пьеса об иллюзиях, об иллюзорности и относительности многих человеческих установлений, таких, например, как кастовые «правила хорошего тона» и «принятые» формы жизни общества. И еще о том, что игра - это последний, а может быть, и единственный способ дать людскому существованию творческую энергию, заставить расступиться толщи косной материи, чтобы воспарить в волшебных пространствах мечты. Образ господина Ж., торговца, живущего в прозаической реальности, но ищущего поэзии, замороченного и счастливого, буржуа и дворянина - одна из ярких манифестаций непреодолимой двойственности бытия и один из безусловных молье-ровских шедевров. Неудивительно, что мотивы комедии стали основой драматургической фантазии М.А.Булгакова «Полоумный Жур-ден», написанной в 1932 году для Театра-студии под руководством Ю.А.Завадского.

Первое представление комедии «Мещанин во дворянстве» состоялось в замке Шамбор 14 октября 1670 года. Затем в том же году Ж. в театре Пале-Рояль сыграл сам Мольер. Среди выдающихся исполнителей роли Ж. Коклен- 159 старший (1903). В России Ж. сыграли: М.С.Щепкин (1825), П.М.Садовский (1844), В.И.Живокини(1864).

Лит.: М. Gutwirth. Moliere ou 1"invention comique. La metamorphose des themes, la creation des types. Paris, 1966; см. также Лит. к статьям «Тартюф», «Скален».

Л.Е.Баженова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Одним из знаковых произведений для школьного курса литературы, является “Мещанин во дворянстве” . Он довольно точно показывает ситуацию в стране того времени. Становление буржуа как реально сильного социального класса – но на тот момент он еще не имеет никакой власти, и ради нее старается подражать аристократии, чье время уже подходит к концу. Журден – это типичный буржуа того времени. Он довольно состоятельный, имеет большой дом, даже нанимает обслугу. Казалось бы, чего ему не хватает? Но нет, нелепые идеи о принадлежности к высшим кругам общества мешают ему нормально существовать. Попытки присоединиться к дворянству кажутся смешными как аристократам, так и простым людям. Таким образом, почтенный человек становится чучелом, через чрезмерное желание быть в “элите”.
Из самых важных для сюжета и для читателей Черт характера, надо выделить тщеславие, самоуничижение и наивность. Такая странная комбинация в нормальных условиях не встречается – что дворянин, крестьянин хорошо знают, кто они есть, и не пытаются стать кем-то другими, не меняя себя. Журден же стремится именно к этому.
Наиболее интересными, с точки зрения литературы, здесь его попытки стать кем-то другим, одновременно оставаясь собой. Действительно, выдавать себя за другого человека довольно легко, но не потерять в то время самого себя – это уже совсем другая задача. Журден, как это ни странно, справляется с этим. Все его манеры, умение говорить, что он убивает в голову на частных уроках, исчезают, достаточно ему только разозлиться. Снова возникает и ругань и драки. При всем том, цену своим деньгам, как мещанин он знает, а потому обмануть его на этом не удастся.
Самоунижение, также является важной его характеристикой. Взрослый, уважаемый мужчина, который готов на то, чтобы его считали равным другим, вызывает у дворянской среды смех. На самом деле, такое поведение и показывает различия аристократии от простого человека, но Журден не понимает. Ему легче делать, что ему говорят, и выбрасывать деньги на дорогие платья, чтобы только помощники портного называли его “ваша милость”.
Вместе со всем Журдена глупым назвать нельзя. Он просто человек своего времени, считает, что став аристократом снаружи, одновременно изменится и внутри. Этого не происходит, и все остается, так как есть.

(No Ratings Yet)

  1. Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
  2. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  3. Недавно я прочитала рассказ Джека Лондона о тяжелой Жизни золотоискателей на Аляске. После прочтения я была очень сильно впечатлена данной профессией и жизнью золотоискателей, которою они проживают на приисках. По...
  4. Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание...
  5. Новелла Франца Кафки “Перевоплощение” наполнена неожиданным сюжетом, интересными поворотами и большими идеями самого автора. Если присмотреться к главному герою, то он чем-то похож на самого Франца Кафку. Кстати, большинство писателей...
  6. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
  7. Юлий Капитоныч Карандышев. Среди действующих лиц обращает на себя внимание персонаж со странным сочетанием имени Юлий (так звали римских импераоров), отчества – Капитоныч и фамилии Карандышев (по словарю В. Даля,...
  8. Один из центральных образов злых сил, безусловно, является образ Фейгина. Это старый опытный бандит, “воспитывая” Оливера, “рассказывал о грабежах, которые он совершал смолоду”. Он имел несомненные черты вожака; мог узнать,...
  9. Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера Внутри этой широкой группы уместно выделить еще ряд подгрупп. Прежде всего стоит говорить о темах-характеристиках. Существуют сочинения-характеристики одного персонажа (например, “Трагедия Печорина” или...
  10. Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
  11. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его...
  12. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  13. Достоянием средневековой культуры является рыцарская лирика. Изначально, в ней описывались великие подвиги рыцарей, их победы, то, насколько они преданы своему сюзерену, как, например, в “Песне о Ролане” . Позже, воспеваются...
  14. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  15. “Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но...
  16. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  17. Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
  18. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
  19. Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Жан Батист Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер отразил сложные процессы разложения старого...
  20. Кажется, что внутренняя борьба между родителями и детьми – это вечная нерешаемая проблема. О ней довольно часто упоминается многими писателями, но особое внимание ей уделил И. С. Тургенев, написав великий...
  21. Роман начинается с того, что Журден, главный герой произведения Мольера, надумал превратиться в аристократа, то есть стать знатным господином. Эта мания оказала ему неудобства и волнения всем, кто находится рядом....
  22. САТИРА НА ДВОРЯНСТВО И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ БУРЖУА В ПЬЕСЕ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ” Комедия “Мещанин во дворянстве” была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699...
  23. В подтексте произведения есть еще и эстетические проблемы, связанные, прежде всего с Мольеровой оценкой тогдашней эстетической ситуации во Франции. Не забывайте, что гениальный драматург, а ныне национальная гордость Франции –...
  24. Что значит быть добрым Мы часто употребляем слово “добрый” по отношению к людям и их поступкам. Но что значит быть добрым человеком? Я серьезно задумывался над этим и пришел к...
  25. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.3. Барокко во французской литературе Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании,...
  26. Дружба очень важна для всех, в том числе и для меня. За время учебы в школе у меня было много друзей, среди которых были и лучшие. Теперь я хотел бы...
Характеристика Журдена

Господин Журден - главный герой комедии. Комедию «Мещанин во дворянстве» Мольер написал в 1670 го­ду. Поводом для ее создания послужило прямое указание Людови­ка XIV высмеять в комедии турецкие церемонии. Однако Мольер вышел за рамки королевского заказа и создал превосходную вещь, обращенную острием своим против социальных болезней совре­менной Франции. Он обратился к актуальной в то время пробле­ме: обнищанию аристократов и проникновению в их среду зажи­точных буржуа, стремящихся за большие деньги купить дворян­ский титул. Как мы знаем, Мольер всегда следовал принципу «ис­правлять людей, развлекая их». Вот и постарался великий сатирик в своем произведении высмеять господина Журдена, который го­тов всем пожертвовать, чтобы стать своим человеком в аристокра­тических кругах. Но Журден не мог быть дворянином ни по про­исхождению, ни но воспитанию.

Нам, читателям, уже с первой минуты знакомства с героями комедии становится ясно, что всю мощь своего таланта Мольер направил именно на то, чтобы показать глупость затеи Журдена, стремящегося отдать свой капитал всего лишь за дворянский герб. Иначе как помешательством его затею не назовешь. Об этом гово­рит учитель музыки, верно подметив одержимость своего хозяина: «Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на свет­ском обхождении - это для нас просто клад».

Богатый мещанин не ограничивает себя желанием прос го при обрести дворянский титул и тем самым стать вровень со шитью Похвально, что Журден хочет и внутренне переродиться, обза­вестись-всеми качествами и признаками аристократа. Вот поче­му он не жалеет денег и нанимает учителей, надеясь с их помо щью осуществить свою мечту. Он не стыдится «на старости лет» учиться. Журден по-своему понимает, что прелесть образования не столько в его прикладной, практической полезности, сколько в открывающихся возможностях общения: «Хочу понабраться ума-разума, чтоб мог я о чем угодно беседовать с порядочными людьми».

Но как же смешон Журден в некоторых своих признаниях от­носительно своего обучения: «Я и не подозревал, что вот уже бо­лее сорока лет разговариваю прозой». Простодушная, ребяческая радость, восхищение перед чужими знаниями, благоговение на свой лад перед наукой, искренняя сокрушенность своей необра­зованностью - все это вызывает симпатию.

Мольер показывает, что одна из главных характеристик героя - тщеславие. Журден до известной степени мог бы гордиться мно­гим: добытым состоянием, умением вести дела, умной дочерью, женой-хозяйкой. Теперь же связи его с дворянами для окружаю­щих смешны и совершенно не соответствуют привычному образу жизни буржуа, но главное, они невыгодны. Из дома уходят день­ги, нарушается привычный порядок жизни, слабеют связи со сво­им кругом.

Живя в двух мирах - реальном и выдуманном - Журден ли­шен возможности поступать и чувствовать естественно, что и слу­жит неиссякаемым началом насмешек над ним. Пелена не спадает с глаз Журдена до последних реплик Ковьеля: «Ну уж другого та­кого сумасброда во всем свете не сыщешь!» Он очень смешон в своих красных бархатных штанах, зеленом камзоле, в узких чул­ках со спущенными петлями, в до боли тесных башмаках. Читая комедию, чувствуешь себя также неудобно, как и Журден. Драма­тург дает нам возможность понять то, чего не может понять герой: культуру и образованность ничто не может заменить, даже яркое платье и обращение «ваша милость».

Глупость Журдена - причина его проигрыша. Ослепленный блеском аристократизма, купецЖурден много проиграл: граф До- рант выманивает у него деньги. Автор наказывает своего героя - он остается одураченным, не понимая сущности происходящего. Изображая так Журдена, Мольер заявляет о своей гуманистиче­ской позиции: он отвергает не только путь, выбранный героем, но и саму идею зависимости ценности человека от сословной при­надлежности.

Конечно, нам жаль этого буржуа, но в то же время хочется на его примере предостеречь своих современников: за деньги ум не купишь, а утратишь последний; не внешность украшает человека, а его внутренний богатый мир. Журден признал поражение, И в этом помогли ему люди, которым он дорог.

Но главный вывод, который делает Мольер, все же заключа­ется в том, что те дворяне, которых в качестве образца взял Жур­ден, вовсе не достойны его, что аристократы - плуты, воры, без­дельники.

И в этом Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни.



Планирование беременности