Русская народная сказка «Заяц. Животные в русских народных сказках – образы и прототипы


Наша викторина для детей, хорошо знакомых с литературными и мультипликационными зайцами. Большинство книг, использованных в викторине, Вы наверняка уже читали своим детям. Часть вопросов рассчитана на общее развитие. Но есть и такие, которые заставят Вас и Вашего ребенка еще раз заглянуть в любимую книжку.
Примерный уровень сложности: 6-8 лет. Но никаких возрастных ограничений мы не ставим.

Участвуйте: всех победителей ждут подарки!


1. Как доктор Айболит вылечил зайку?

* Сделал укол
* Пришил ножки
* Дал морковку

2. Как зовут зайца в передаче "Спокойной ночи, малыши"?
Как зовут зайца в передаче

* Филя
* Хрюша
* Степашка
* Кеша
* Каркуша

3. Куда Братец Кролик умолял его не бросать?

* В крапиву
* В терновый куст
* В болото

4. Как охотники называют зайца?
Как охотники называют зайца?

* Плоскостопый
* Кривой
* Косой

5. Один из лучших воинов Дозорного отряда, непобедимая зайчиха, придуманная Брайаном Джейксом

* Моди
* Молли
* Моби

6. Что произошло с игрушечным зайцем, которого бросила хозяйка, в стихотворении Агнии Барто?

* Он промок
* Он был унесен вороной
* Его украли

* Ольги Зверевой
* Анатолия Папанова
* Клары Румяновой

8. Из чего была сделана лубяная заячья избушка в сказке?
Из чего была сделана лубяная заячья избушка в сказке?

* Она была деревянной
* Она была стеклянной
* Она была кирпичной

9. Этим ласковым именем называли главную героиню сказки Алексея Ремизова

* Зайчик
* Заинька
* Зайка

10. Какого цвета был зайка из песенки "В лесу родилась елочка"?

* Беленький
* Серенький
* Рыженький

11. Почему не хочет играть заяц-барабанщик из стихотворения Валентина Берестова?

* Он не видит капусты
* Он не видит морковки
* Он не видит брюквы
* Он видит волка

12. У какого известного поэта есть стихотворение об охотнике, спасающем зайцев от весеннего половодья?
У какого известного поэта есть стихотворение об охотнике, спасающем зайцев от весеннего половодья?

* У Александра Пушкина
* У Михаила Лермонтова
* У Николая Некрасова

13. Без зеркальца этого зайчика не поймаешь

* Белого
* Звездного
* Солнечного

14. Как звали зайца в сказке Даниила Хармса "Лиса и заяц"?

* Белое ушко
* Длинные ноги
* Серый хвостик

15. Кислицу называют...

* Заячьей капустой
* Заячьей картошкой
* Заячьим щавелем

16. Как зовут персонажа, изображенного на картинке?
Как зовут персонажа, изображенного на картинке?

* Баскин Роббинс
* Багз Банни
* Кролик Роджер

17. В стихотворении Сергея Михалкова заболевший заяц попросил принести воды…

* Зайчиху
* Лису
* Черепаху

18. Как называют охотники зайчат, родившихся осенью?

* Листобразы
* Листопаднички
* Листозимники

19. Заяц из мультфильма "Падал прошлогодний снег" держит в лапах...

* Счеты
* Примус
* Валенки

20. Кем оказался кролик из сказки Александра Милна "Принц кролик"?

* Волшебником
* Принцем Сильвио
* Королем Никодимусом

21. Кого спас заяц-хваста в одноименной сказке, пересказанной Алексеем Толстым?

* Воробья
* Ворону
* Лису

22. Какое имя в этом списке лишнее?
Какое имя в этом списке лишнее?

* Ушастик
* Пушистик
* Пузатик
* Звонок
* Прыгунок

23. Кролик из пересказанного Борисом Заходером "Винни-Пуха" не предложил зашедшему в гости мишке...

* Мед
* Малиновое варенье
* Сгущенное молоко

* Фрэнсис Бернетт
* Джил Мерфи
* Сюзанна Кларк
* Беатрис Поттер

25. На чем ехали зайцы из стихотворения Корнея Чуковского "Тараканище"?
На чем ехали зайцы из стихотворения Корнея Чуковского

* Велосипед
* Автомобиль
* Трамвай

26. Кого напугал храбрый заяц в сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка?

* Волка
* Лису
* Медведя

27. Кто похитил зайчонка, который плохо ел, в мультфильме Валентина Караваева?

* Ворона
* Оса
* Сова
* Муха
* Волк

28. Какого зайца не существует в природе?

* Заяц-беляк
* Заяц-русак
* Заяц-ускок
* Заяц-песчаник

29. Как началось удивительное путешествие кролика Эдварда?
Как началось удивительное путешествие кролика Эдварда?

* Он упал за борт
* Его утащила кошка
* Его выбросила хозяйка

30. Какого цвета был кролик, за которым погналась главная героиня "Алисы в Стране Чудес"?
Какого цвета был кролик, за которым погналась главная героиня

* Белого
* Серого
* Черного

Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности.

Учёные по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось». Известный сказковед Э. В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным Н. П. Андреева (этнограф, искусствовед), имеется 67 типов сказок о животных. Они составляют неполных 10% всего русского сказочного репертуара, но вместе с тем этот материал отличается большой самобытностью. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчище – из-под куста хватыш», «мышка-погрызуха», «трусоватый заюнок – кривоног, по горке скок». Всё это неправдоподобно, фантастично.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д.). В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Цель моей исследовательской работы – сравнить образы диких животных из русских народных сказок с повадками настоящих животных.

Гипотеза – моё предположительное суждение, что образы диких животных, их характеры соответствуют повадкам их прототипам.

1. Персонажи в животном эпосе.

Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных. Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие. Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль.

Сказки о животных строятся на элементарных действиях. Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.

Излюбленным героем русских сказок, сделалась лиса: Лиса Патрикеевна, Лисица- красавица, лисица - масляна губица, лиса- кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул её, не ворохнётся. Обрадовался мужик, взял лису, положил её в воз с рыбой: «Будет старухе воротник на шубу»- и тронул лошадь, сам пошёл впереди. Лисица выбросила всю рыбу и ушла. Когда лиса стала обедать, прибежал волк. С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: «Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка»

Предложение несуразное, дикое, и, чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Но волк послушался. Лиса чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым кумом. Образ лисы дорисовывают другие сказки. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов. Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы, уносит петуха, выманивая его песней, путём обмана меняет скалочку на гусочку, гусочку на индюшку и т. д. вплоть до бычка. Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде.

Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказках о животных одним из главных персонажей является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь. Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть. Козёл опрокидывает волка и убегает (сказка «Волк-дурень»). Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение.

В многочисленных сказках выведен и медведь: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и другие. Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором мирно жили самые разные лесные зверюшки. В сказках медведь не умён, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу.

Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), преимущественно юмористические. Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив. Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.

Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы. Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи-пройдохи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба». Глупый и жадный волк тоже перешёл из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту». А вот пословицы о медведе: «Силён медведь, да в болоте лежит», «В медведе думы много, да вон нейдёт». И здесь медведь наделён огромной, но неразумной силой.

В сказках постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.

Прототипы сказочных героев.

А теперь мы рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных. Я руководствовалась книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема. Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии. Так вот он отрицает преимущественную хитрость лисы и утверждает исключительную хитрость волка. Волки охотятся не в одиночку, а сообща. Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей. В стае соблюдается строгая иерархия. Вожак стаи почти всегда самец (волк-«альфа»). В стае его можно узнать по приподнятому хвосту. Среди самок также есть своя волчица-«альфа», которая обычно идет впереди вожака. В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи. Далее на иерархической лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки. Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год. Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков. В результате, молодые волки, взрослея, поднимаются выше по иерархической лестнице, а стареющие волки опускаются все ниже. Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы. Добыча делится между членами стаи соответственно рангу. Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи. Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается, чтобы доесть несъеденное. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое.

Когда я изучила материал о повадках лисы, то я нашла некоторые сходства со сказочной лисой. Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник. Она избегает глухих таёжных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий. И норку себе ищет уже готовую. Может занять нору барсука, песца, сурка. Хвост лисицы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать её особенностью. Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований. А ещё она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание. Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки. Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обаяние лисицы, но точнее его назначение пока остаётся невыясненным.

6 Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко. Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости»- старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой

А вот герои сказок журавль и цапля. О не сказочном, настоящем сером или обыкновенном журавле в книге А. Брема «Жизнь животных» говорится: «Очень чуток журавль к ласке и обиде – обиду он может помнить месяцы и даже годы». Сказочный журавль наделён чертами реальной птицы: ему и скучно, он памятлив на обиду. О цапле в этой же книге говорится, что она злобна и жадна. Это объясняет, почему цапля в народной сказке думает прежде всего о том, чем будет её кормить журавль. Она зла, как настоящая, не сказочная цапля: недобро приняла сватовство, ругает сватающегося жениха: «Ступай прочь, долговязый!»

В сказках, в поговорках говорится – «труслив, как заяц». А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны. Им необходима эта осторожность, так как в ней их спасение. Природное чутьё и способность быстро убегать большими прыжками в сочетании с приёмами запутывания своих следов компенсируют их беззащитность. Впрочем, заяц способен давать отпор: если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног. Мать-зайчиха кормит не только своих детёнышей, а вообще всех обнаруженных зайчат. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчат, притворяясь раненой, больной, старается привлечь к себе внимание, стуча ногами о землю.

Медведь в сказках предстаёт перед нами медлительным, неповоротливым. А между тем, неуклюжий на вид медведь исключительно быстро бегает – со скоростью свыше 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотно). И, оказывается, медведь активен в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам. У них хорошо развито чувство обоняния, а зрение и слух довольно слабые. В сказках медведь воплощает в себе большую силу и его прототип одним ударом лапы способен сломать спину быку или бизону.

Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных. До исследования этой темы, я тоже придерживалась такого суждения. Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей. Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе (впрочем, далеко не всегда), медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.

Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам. Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое. Однако всякий зоолог знает что это мнение ни на чём не основано. Каждое животное хитро по-своему.

Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.

Но всё-таки я хочу заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни настоящих зверей.

Прочитав литературу о сказках, о жизни и поведении животных и сравнив образы и их прототипы, у меня появились две версии. С одной стороны, образы животных похожи на свои прототипы (злой волчище, мишка косолапый, лисичка - таскающая кур и т. д.). С другой стороны, изучив, наблюдения зоологов я могу сказать, что образы и их прототипы имеют мало общего с действительными повадками зверей.

Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок птиц и зверей.

И ещё: изучив историю сказок о животных, я пришла к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных. В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т. е. широкая гамма человеческих чувств и характеров.

Сказки о животных – «энциклопедия жизни» народа. Сказки о животных – детство самого человечества!

Плужников Артем

Цели: Познакомиться с жизнью зайца в природе, с его характерными особенностями; выяснить, как отразились его характерные особенности в сказках народов Севера.

Задачи: Учиться подбирать нужный материал о зайце в разных источниках информации; работать с текстом сказок; давать характеристику герою сказок – зайцу; сравнивать, делать выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ЗАЯЦ В СКАЗКАХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Руководитель : Ануфриева Светлана Романовна, учитель начальных классов МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари, эл. адрес: [email protected]

Почему я выбрал эту тему.

Я люблю слушать сказки. Нас знакомили в детском саду с разными сказками, загадками, с потешками, которые придумали разные народы.

Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе, это северный край. Недавно у нас в школе проходили мероприятия, посвященные дню рождения нашего округа. Учительница познакомила нас с мансийской сказкой «Отчего у зайца длинные уши» и хантыйской сказкой «Зайчик». Мне стало интересно узнать, почему про зайца много сказок, и про него пишут сказки северные народы – ханты, манси. Какой он в природе? И чем заслужил он такое внимание?

Цели и задачи.

Цели: Познакомиться с жизнью зайца в природе, с его характерными особенностями; выяснить, как отразились его характерные особенности в сказках народов Севера.

Задачи: Учиться подбирать нужный материал о зайце в разных источниках информации; работать с текстом сказок; давать характеристику герою сказок – зайцу; сравнивать, делать выводы.

Главная идея, проблема работы.

Почему северные народы: ханты и манси, в своих сказках упоминают зайца, как отрицательного героя?

План работы.

  1. Перечитать сказки «Отчего у зайца длинные уши» и «Зайчик». Дать характеристику герою сказок – зайцу.
  2. Найти информацию в справочнике для школьников, энциклопедиях об этом животном.
  3. Нарисовать рисунок зайца – иллюстрацию к сказке.
  4. Спросить местных жителей, встречали ли зайца, и каков он в природе?
  5. Сделать вывод о проделанной работе.

Описание хода работы и ее результатов (возможны рисунки и фото).

1. Посетил библиотеки , чтобы найти сказки народов Севера о зайце. Прочитал две сказки. Сделал вывод, что в мансийской сказке «Отчего у зайца длинные уши» герой заяц – трусливый, хитрый, любит подслушивать, поэтому Лось (царь зверей) дал ему взамен рогов длинные уши. В хантыйской сказке «Зайчик» заяц оказался жадным, завистливым и мстительным. За то, что травкой он обрезал себе губу, решил ее сжечь, привлекая к злому умыслу других героев сказки.

2. Посмотрел детские энциклопедии . Узнал, что заяц – дикое животное. Весной и летом шуба у зайца серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Осенью он меняет летнюю серую шубу на белоснежную, теплую и пушистую. Тело зайца стройное, немного сжатое с боков, его длина у некоторых видов достигает 68-70 см. Вес зайца может превышать 7 кг. Хвост короткий и пушистый. Характерной чертой зайцеобразных являются длинные клиновидные уши, достигающие в длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше, чем обоняние и зрение. Задние конечности у этих млекопитающих имеют длинные ступни и развиты сильнее передних. При возникновении угрозы скорость зайца может достигать 80 км/ч. А способность внезапно изменять направление бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от преследования врагов: волка , лисицы , совы , куницы, ястреба. Зайцы хорошо бегают вверх по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем. В народе зайца называют косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а расположены по бокам, поэтому он может видеть, что делается сбоку, сзади и спереди.

Узнал еще интересные сведения. Зайцев можно встретить в любой стране на земле, т.к. они обитают по всему земному шару. Зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала вода, и они не заболели. Зубы зайца растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не перестают. Для общения между сородичами, зайцы используют «барабанную дробь», которую они выбивают лопатками. Зайцы топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята. Зимой у зайца на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животные не заморозили животик. Отрастают волосики и вокруг носика, защищая его от мороза. Живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5 лет. Однако зафиксированы случаи, когда заяц доживал до 13, 5 лет.

3. Нашел картинки, иллюстрации зайца . Сам нарисовал зайца к сказкам «Отчего у зайца длинные уши» и «Зайчик». Вот таким я представляю героя северных сказок.

4. Проанализировали сказку. Узнал, что в северных сказках заяц описывается, как трусливое, хитрое, жадное животное, которое подслушивает чужие разговоры, оттого у него уши длинные стали. Многие животные в сказках изображаются страшными, смешными, иногда глупыми, трусливыми, как например, заяц. Каждый персонаж сказок о животных, дошедших до нас, стал носителем как положительных, так и отрицательных качеств, присущих тем или иным людям.

Почему народ ханты создавал сказки, в которых герои – животные: медведь, куропатка, лиса, волк, и заяц?

Сделал вывод, что эти животные обитают в северной местности, а народ составляет сказки именно о том, что видят на своей земле.

В сказках высмеиваются людские пороки, такие как хитрость, жадность, трусливость, поэтому они наделяют животных в сказке человеческими недостатками. Это делают для того, чтобы научить окружающих людей хорошим поступкам. Также некоторые явления раньше народ не мог объяснить, например, почему у зайца длинные уши, чтобы объяснить это, придумали сказку, в которой объясняется, что длинные уши даны зайцу Лосем, потому что он подслушивал. На самом деле в энциклопедии я узнал, что длинные уши зайцу нужны, чтобы хорошо слышать врагов, А самое главное, в заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что дает ему преимущество, когда он скрывается от преследователей. В холод же наоборот он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

5. Опросил нескольких человек . Узнал от них, что в нашем крае люди занимаются охотой. Добывают и зайцев. Ставят петли, капканы, охотятся с ружьем. Раньше добывали очень много зайцев, в последние годы их стало меньше. Мясо зайцев вкусное, нежное, можно приготовить из заячьего мяса разные блюда.

Главные выводы работы, её назначение и применение.

Можно сделать вывод, что заяц упоминается в таком виде фольклора как в сказках. Если народ пишет про зайца, то он знает это животное, видел его в своей местности, охотился на него. Северные народы через героя сказки – зайца, высмеивали человеческие пороки, чтобы люди так больше не поступали. Также в своих сказках народ объяснял некоторые явления, которые не мог в старое время объяснить научно. В природе заяц встречается во всех уголках нашей страны. Это удивительное животное, про него можно узнать интересные сведения..

Сказки народов Севера очень интересные, поучительные, многое узнаешь о жизни народа, о животных.

Рефлексия.

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

Ильичева Ольга
НОД «Заяц в русских народных сказках»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(старший дошкольный возраст)

Тема : «Заяц в русских народных сказках » .

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками .

2. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки .

3. Формировать оценку таких нравственных понятий, как «трудолюбие» , «смелость» , «доверчивость» , «хвастовство» .

4. Упражнять в образовании однокоренных слов, обогащать речь детей прилагательными, учить понимать переносное значение слов и словосочетаний.

5. Упражнять в умении передавать настроение персонажей сказки , используя разнообразные средства выразительности.

6. Развивать у детей творческое воображение

Материал : иллюстрации к русским народным сказкам «Заяц - хваста » , «Заюшкина избушка» , «Колобок» .

Пропедевтическая работа : знакомство со сказками «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » ; рассматривание рисунков разных художников - иллюстраторов.

Ход деятельности:

Воспитатель заранее выставляет иллюстрации к сказкам «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » с изображением зайца.

В :Посмотрите, сколько зайцев к нам сегодня в гости пожаловало.

Вы знакомы с ними?

Из каких они сказок ?

Почему эти сказки называются русскими народными ?

Что нам лучше помогает понять героев сказок ?

Д :Отвечают на вопросы

В :Дети, давайте рассмотрим с вами иллюстрации с изображением зайца и расскажем какой заяц в этих сказках ?

Д :Слабый, маленький, пугливый, трусливый …

В : Что бы могло произойти, если бы колобок не встретил лису?

Д : Отвечают

В : А если бы заяц не встретил петуха , кто бы ему помог?

Д : Отвечают.

В : А теперь давайте придумаем самое длинное слово о зайце из сказки «Заюшкина избушка»

Проводится игра на образование новых прилагательных.

Д : короткохвостый, длинноухий, трусоватый, длиннолапый …

Назовите ласковые слова о зайчике из сказки «Заюшкина избушка»

Д :Отвечают

Физкультминутка

Заинька - зайка - дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка - садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Длинные ушки - приставляют ладошки к голове.

Быстрые ножки - бегут на месте.

Заинька - зайка - то же.

Маленький зайка - то же.

Деток боится - обхватывают себе руками,

Зайка - трусишка - изображают страх, дрожат.

В : Ребята, давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке «Заяц - хваста »

Опишите этого зайца. Что он делает? Вспомните, как хвастал заяц ? Можно ли его назвать : озорник, непослушный, забияка?

Д : Отвечают.

В : Чтобы нарисовать такого зайца, художник наблюдал за животными, изучал их повадки. А среди вас нет таких хвастливых?

Хорошо ли хвастаться?

Д : Отвечают

В : Какие пословицы о хвастовстве вы знаете?

Д : - на печи не храбрись, а в поле не трусь;

Боится как пугливая ворона;

Пугается, как заяц бубна ;

Прячется, как лягушка в камышах.

В : А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи по - другому»

«Душа в пятки ушла» - испугался.

«Задал стрекача» - убежал.

«Выбился из сил» - устал.

«Задрал нос» - зазнался.

В : Следующая игра называется «На что похоже?»

Воспитатель предлагает одному ребенку изобразить хвастливого зайца : ребенок должен мимикой и жестами выразить образ, а остальные дети угадать, кто это?

В : С каким из этих зайцев вы хотели бы дружить и почему?

Д : Отвечают.

В : Подводит итог деятельности.



Планирование беременности