Зеленый шум (сборник). Проблема сходства жизни природы и жизни человека

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 7 г. Новополоцка»

Жизнь по велению сердца.

Михаил Пришвин

Исполнил:

Дьяков Иван Владимирович ,

учащийся 3 «Б» класса

Руководитель:

Галецкая Ирина Николаевна ,

педагог I ступени

общего среднего образования

Новополоцк, 2013

Введение .………………………………………………………………………………………………….……………….. 3

Основная часть

1. Самобытный писатель Михаил Пришвин ……………………… 4

2. Уроки природы ………………………………………………………………………… 5

3. Резкий поворот ………………………………………………………………………… 5

4. Настоящие чудеса в рассказах Пришвина …………..………… 6

5. Поэмы о природе. Секреты мастерства ………………………... 7

6. «Охранять природу – значит охранять Родину» ……….… 7

Заключение ..……………………………………………………………………………………………………………. 9

Список использованных источников .………………………………………………………….... 10

ВВЕДЕНИЕ

Михаил Пришвин не детский писатель, но у него есть произведения, написанные про детей, обращённые к детям, интересные и полезные именно детям.

Пришвин занимает среди писателей-учёных особое место. Его обширные познания в области этнографии, ботаники, зоологии, агрономии, истории, фольклора, географии, краеведения и других наук органически вошли в его книги.

«Пишу о природе, сам же только о людях и думаю», - утверждал Пришвин. Тема природы переходит в творчестве писателя в тему Родины, мотив добра и любви – в мотив патриотизма.

Своей работой я попробую доказать, что любить природу – значит, любить Родину, а охранять природу – значит охранять Родину.

Область исследования: русская литература.

Предмет исследования : литературное творчество М.М.Пришвина.

Цель проекта : исследовать, может ли любовь к природе означать любовь к Родине.

Гипотеза : Только любя, а не любуясь, можно уберечь и защитить этот удивительный мир – природу. Охранять природу – значит охранять Родину.

Задачи проекта :

    познакомиться с некоторыми сведениями из жизни М.М.Пришвина;

    учиться видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Самобытный писатель Михаил Пришвин

Начну свой рассказ такими словами:

«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек…

М.Цуранов

Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

Так говорил о Михаиле Михайловиче Пришвине Константин Паустовский.

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина - писателя, который о каждом слетающем с дерева листе мог написать целую поэму.

Самобытный писатель был ещё и агрономом, и краеведом, и этнографом, и опытнейшим охотником, и егерем, и фенологом.

Агроном - специалист в области земледелия, сельского хозяйства.

Егерь - охотник-профессионал.

Краевед - специалист по изучению истории, географии отдельной местности.

Фенолог - специалист, изучающий закономерности в жизни животных, растений в связи со сменой времён года.

Этнограф - специалист, изучающий материальную, духовную культуру народов.

    Уроки природы

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторённой дороге - купеческая семья, крепкий быт. Пришвин родился в Орловской губернии, провёл здесь своё детство. Среди громадного парка стоял старинный деревянный дом. В семье Пришвиных было пятеро детей. Отец очень рано умер. Жили небогато.

Крестьянин Гусёк научил будущего писателя понимать многие тайны природы. «Самое главное, чему я у него научился... пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются».

Учился в гимназии, в реальном училище, в Риге – в политехникуме, в Лейпциге – в университете.

Получил специальность агронома. Удивительно. Но первой книгой Пришвина стала агрономическая книга «Картофель в полевой и огородной культуре».

В это же время Михаил Михайлович пишет сборник рассказов для детей «Матрёшка в картошке».

    Резкий поворот

Казалось бы, всё идёт в житейском смысле гладко. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию. С котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой. Об этом своём путешествии он пишет книгу.

Первая книга – о русском Севере, «В краю непуганых птиц».

Перу Пришвина также принадлежат:

«Адам и Ева»,

«Мирская чаша»,

«Светлое озеро»,

«Чёрный араб» ,

«Жень-шень»,

«Лесная капель»,

«Календарь природы»,

«Золотой луг»,

«Кладовая солнца»,

«Фацелия»,

«Глаза земли».

Михаил Михайлович был не только детский писатель – книги свои он писал для всех, но с одинаковым интересом их читают и дети. Писал он только о том, что сам видел и сам пережил в природе.

Например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика домик на колёсах, берёт с собой резиновую складную лодку, ружьё и всё, что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки Волги и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды самые крупные звери – лоси и самые маленькие – водяные крысы и землеройки.

Писатель Пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до восьмидесяти лет сам водил машину, сам её осматривал и обращался в этом деле за помощью только в самых крайних случаях. Михаил Михайлович относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково «Маша». На ней писатель уезжал из города в поисках нетронутой природы.

    Настоящие чудеса в рассказах Пришвина

«Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим», - так писал человек, который всё знал о природе, понимал её язык, - Михаил Пришвин.

Автор наделяет своих «героев» голосами и привычками. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам; точно богатырь, выбивается из-под листвы гриб, шепчет лес.

В книгах Пришвина я нашёл такие яркие сравнения и эпитеты:

    пороша, как … (пудра)

    лучи солнца, как … (пожар на снегу)

    утро, как …(неоткрытая земля)

    роса, как …(мелкий бисер)

    луг у реки, как … (медовые соты)

    утро (солнечно-росистое, единственное, серебряное)

    листья (бледно-жёлтые, нежные, ароматно-блестящие, трепещущие)

    росы (холодные)

    поверхность листа (гладкая, бархатная)

    Поэмы о природе. Секреты мастерства

Пришвин называл свои пейзажные зарисовочки поэмами. Послушайте:

«Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок».

«Лес берегами как руками развёл – и вышла река.

В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах; в полях реки текут голубые и цветы возле них разные».

На хуторе в Тульской губернии во время молотьбы Пришвин стал записывать примечательные слова, сначала на спичечной коробке, потом на куске бересты. Затем уже перешёл к систематической записи необычных оборотов речи в особой тетрадке. Так постепенно составлялась знаменитая «Словесная кладовая», которую ценил так, что во время пожара в Ельце с опасностью для жизни бросился за нею в огонь, когда всё имущество сгорело.

Однажды Алексей Толстой застал Пришвина за работой: подстелив под себя пальто, он лежал на полу в пустой комнате. Вокруг него были разложены записки, тонкие полоски, длинные ленты. Алексею Толстому такой метод работы показался забавным: «А ленты-то для чего?» Пришвин объяснил, как он ими пользуется: на тонких полосках бумаги, склеенных в одну длинную ленту, было записано множество слов, поговорок, поверий. Пришвин накатывал ленты на ролики. Перекатывая с одного ролика на другой, он легко мог найти нужное слово.

Прожил Михаил Пришвин 80 лет.

    «Охранять природу – значит охранять Родину»

«Родина, как я её понимаю, - записал Пришвин в дневнике, - не есть что-то этнографическое или ландшафтное, к чему я теперь прислоняюсь. Для меня Родина – всё, что я сейчас люблю и за что борюсь».

Человек – часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мёртвой планете.

Поэтому и обращался Пришвин к нам, детям:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода. Птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писатель считал, что чем богаче духовный мир человека, тем больше видит он в природе, потому что приносит в неё свои переживания, ощущения. Это умение судить природу «по себе» Пришвин называл «родственным вниманием».

Пришвину претило поверхностное любование жизнью природы. Людей, просто любующихся природой, он называл «дачниками». Писатель призывает нас к тому, чтобы мы умели различить эти два чувства – любование и любовь. Жизнь Пришвина - доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».

На мемориальном памятнике писателя в Москве изображена сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бастрыгина, Н.Н. Устный журнал «Добрый писатель». О жизни и творчестве М.М.Пришвина (Литература в школе, № 11, 2011. С.40-42)

Дубровская, А.И. детям о писателях: Пособие для учителей начальных классов общеобразоват.шк. 3-е изд. / А.И.дубровская. – Мн.: Тесей, 2004. – 176 с. (с.47 – 50).

К.Зурабова. - Сердечные мысли Михаила Пришвина/Журнал Дошкольное воспитание № 8, 2003(с.77-84)

Короткова, М.С. Четвероногие друзья «охотничьего писателя». По детским и охотничьим рассказам М.М.Пришвина (Литература в школе, № 3, 2011. С.41-44):

Липеровская, С.И. За волшебным словом. Жизнь Михаила Пришвина// Детская литература, Москва, 1964 г., 191 с.

Ломова Татьяна Михайловна «М.М.Пришвин. «Времена года». С.108-110 (Журнал Литература в школе.№ 3, 1996). С.

Соловей, Т.Г. – Открываем богатства Пришвина. (Журнал Уроки литературы. № 12, 2007. – С.14

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.

Михаил Михайлович – это было имя для города. А в тех местах, где Пришвин был «у себя дома» – в сторожках объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба – звали его просто «Михалычем». И, очевидно огорчались, когда этот удивительный, запоминавшийся с первого взгляда человек исчезал в городах, где только ласточки гнездясь под железными крышами напоминали ему о просторах его журавлиной родины.

Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию: «По велению своего сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром – всегда созидатель, обогатитель и художник.

Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и напряженной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

Если мы внимательно прочтем все написанное Пришвиным то убедимся, что он не успел рассказать нам даже сотой доли того, что так превосходно видел и знал.

Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, – для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество.

Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же как и Пришвин, умевший воспринимать природу в органической связи с человеческими думами и настроениями.

Чем это объяснить? Очевидно тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой ее простоте и даже некоторой суровости лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

Простота, конечно, ближе сердцу, чем пышный блеск красок, бенгальский огонь закатов, кипение звезд и лакированная растительность тропиков, напоминающая мощные водопады, целые Ниагары листьев и цветов.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга «Картофель в полевой и огородной культуре».

Казалось бы, что все идет в житейском смысле гладко и закономерно, по так называемой «служебной стезе». И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой.

Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы.

По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из‑за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, как герои его «Корабельной чащи» шли на поиски далекой, почти сказочной корабельной рощи.

После севера Пришвин написал первую свою книгу «В краю непуганых птиц». С тех пор он стал писателем.

Все дальнейшее творчество Пришвина как бы рождалось в скитаниях по родной стране. Пришвин исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Но все эти работы Пришвина были значительны и своеобразны, от драгоценной пылинки – записи в дневнике, до сверкающего алмазными гранями крупного камня – повести или рассказа.

Можно много писать о каждом писателе, стараясь в меру сил высказать все те мысли и ощущения, что возникают у нас при чтении его книг. Но о Пришвине писать трудно, почти невозможно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы‑поэзии, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников, трепетом листьев, благоуханием трав, – погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо больше наполнена чистейшим соком поэзии, чем иные стихи и поэмы.

Книги Пришвина, говоря его же словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий».

Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это – настоящее колдовство!»



Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали трудно объяснимое, но явное, присущее только Пришвину, очарование его прозы.

В чем его тайна? В чем секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», участник и свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства – в его зоркости.

Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит глубокое содержание земной жизни. Самый ничтожный листок осины живет своей разумной жизнью.

Я беру книгу Пришвина, открываю ее наугад и читаю:

«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».

В этом поистине алмазном кусочке прозы все просто, точно и все полно неумирающей поэзии.

Присмотритесь к словам в этом отрывке, и вы согласитесь с Горьким, когда он говорил, что Пришвин обладал совершенным умением придавать путем гибкого сочетания простых слов почти физическую ощутимость всему, что он изображал.

Но этого мало Язык Пришвина – язык народный, точный и образный в одно и то же время, язык, который мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера.

Несколько слов: «Ночь прошла под большой чистой луной» – совершенно точно передают молчаливое и величавое течение ночи над спящей огромной страной. И «лег мороз» и «деревья обдались сильной росой» – все это народное, живое и никак не подслушанное или взятое из записной книжки. Это – собственное, свое. Потому что Пришвин был человеком народа, а не только наблюдателем народа, как это, к сожалению, часто бывает с некоторыми нашими писателями.

Земля нам дана для жизни. Как же мы можем не быть благодарными тому человеку, который открыл нам до дна всю простую красоту этой земли, тогда как до него мы знали об этом неясно, разрозненно, урывками.

Среди многих лозунгов, выдвинутых нашим временем, возможно, имеет право на существование и такой лозунг, такой призыв, обращенный к писателям:

«Обогащайте людей! Отдавайте до конца все, чем обладаете, и никогда не тянитесь за возвратом, за наградой. Все сердца открываются этим ключом».

Щедрость – высокое писательское свойство, и этой щедростью отличался Пришвин.

Дни и ночи сменяются на земле и уходят, полные своей мимолетной прелести, дни и ночи осени и зимы, весны и лета. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то теплых и туманных, то заполненных шорохом первого снега.

Мы забываем об утренних зорях, о том, как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.

Мы забываем о многом, о чем нельзя забывать. И Пришвин в своих книгах как бы перелистывает назад календарь природы и возвращает нас к содержанию каждого прожитого и позабытого дня.

Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож – ни у нас, ни в мировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель – русский народ.

Понимание жизни накапливается писателем медленно, годами, от юности до зрелых лет в тесном общении с народом. И накапливается еще и тот огромный мир поэзии, которым повседневно живет простой русский человек.

Народность Пришвина – цельная, резко выраженная и ничем не замутненная.

В его взгляде на землю, на людей и на все земное есть почти детская ясность зрения. Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как будто он видит его действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека – много знающего и ко всему привыкшего.

Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное – таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком, и владел непосредственно.

Невдалеке от Москвы протекает река Дубна. Она обжита человеком в течение тысячелетий, хорошо известна и нанесена на сотни карт.

Она спокойно течет среди подмосковных рощ, заросших хмелем, среди взгорий и полей, мимо старинных городов и сел – Дмитрова, Вербилок, Талдома. Тысячи и тысячи людей перебывали на этой реке. Были среди этих людей и писатели, художники, поэты. И никто не заметил в Дубне ничего особенного, только ей свойственного, достойного изучения и описания.

Никому не пришло в голову пройти по ее берегам, как по берегам еще не открытой реки. Сделал это один только Пришвин. И скромная Дубна засверкала под его пером среди туманов и тлеющих закатов, как драгоценная географическая находка, как открытие, как одна из интереснейших рек страны, – со своей особой жизнью, растительностью, единственным, свойственным только ей, ландшафтом, бытом приречных жителей, историей, экономикой и красотой.

Жизнь Пришвина была жизнью человека пытливого, деятельного и простого. Недаром он сказал, что «величайшее счастье не считать себя особенным, а быть, как все люди».

В этом «быть, как все» и заключается, очевидно, сила Пришвина. «Быть, как все» для писателя означает стремление быть собирателем и выразителем всего лучшего, чем живут эти «все», иными словами – чем живет его народ, его сверстники, его страна.

У Пришвина был учитель – народ и были предшественники. Он стал только полным выразителем того течения в нашей науке и литературе, которое вскрывает глубочайшую поэзию познания.

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. Многим поэтам давно бы надо это понять.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, если бы они хорошо знали астрономию!

Одно дело – ночь над лесами, с безликим и потому невыразительным небом, и совсем другое дело – та же ночь, когда поэт знает законы движения звездной сферы и когда в черной воде осенних озер отражается не какое‑то созвездие вообще, а блистательный и печальный Орион.

Примеров того, как самое незначительное знание открывает для нас новые области поэзии, можно привести много. У каждого в этом отношении свой опыт.

Но сейчас я хочу рассказать об одном случае, когда одна строчка Пришвина объяснила мне то явление природы, что до тех пор казалось мне случайным. И не только объяснила, но и напомнила его ясной и, я бы сказал, закономерной красотой.

Я давно заметил в обширных заливных лугах на Оке, что цветы местами как бы собраны в отдельные пышные куртины, а местами среди обычных трав вдруг тянется извилистая лента сплошных одинаковых цветов. Особенно хорошо это можно увидеть с маленького самолета «У‑2», который прилетает в луга опылять от комарья озера, мочажины и болотца.

Я годами наблюдал высокие и душистые ленты цветов, восхищался ими, но не знал, чем объяснить это явление.

И вот у Пришвина во «Временах года» я, наконец, нашел объяснение в изумительной по ясности и прелести строке, в крошечном отрывке под названием «Реки цветов»:

«Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов».

Я прочел это и сразу понял, что богатые полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный ил. Это была как бы цветочная карта весенних потоков.

У нас были и есть великолепные ученые‑поэты, такие, как Тимирязев, Ключевский, Кайгородов, Ферсман, Обручев, Пржевальский, Арсеньев, Мензбир. И у нас были и есть писатели, сумевшие ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее и живописное качество прозы, – Мельников‑Печерский, Аксаков, Горький. Но Пришвин занимает среди этих писателей особое место. Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически вошли в книги.

Они не лежали мертвым грузом. Они жили в нем, непрерывно развиваясь, обогащаясь его опытом, его наблюдательностью, его счастливым свойством видеть научные явления в самом их живописном выражении, на малых и больших, но одинаково неожиданных примерах.

В этом деле Пришвин – мастер и вольный хозяин, и вряд ли найдутся равные ему писатели во всей мировой литературе.

Познание существует для Пришвина как радость, как необходимое качество труда и того творчества современности, в котором Пришвин участвует по‑своему, по‑пришвински, как некий поводырь, ведущий нас за руку по всем удивительным углам России и заражающий нас любовью к этой замечательной стране.

Мне кажутся совершенно праздными и мертвыми возникающие время от времени разговоры о праве писателя живописать природу. Вернее, о каких‑то размерах этого права, о дозах природы и пейзажа в тех или иных книгах.

По мнению некоторых критиков, большая доза природы является смертным грехом, чуть ли не уходом писателя в природу от действительности.

Все это в лучшем случае – схоластика, а в худшем – мракобесие. Даже ребенку ясно, что чувство природы – одна из основ патриотизма.

Алексей Максимович Горький призывал писателей учиться у Пришвина русскому языку.

Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок.

Пришвин любит народные термины, самым своим звучанием хорошо передающие тот предмет, к какому они относятся. Стоит внимательно прочесть хотя бы «Северный лес», чтобы убедиться в этом.

У ботаников есть термин «разнотравье». Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье – это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными коврами по поймам рек. Это заросли гвоздики, подмаренника, медуницы, генцианы, приточной травы, ромашки, мальвы, подорожника, волчьего лыка, дремы, зверобоя, цикория и множества других цветов.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского языка». Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звезд над лесным краем.

Тургенев недаром говорил о волшебном богатстве русского языка. Но он, пожалуй, не думал, что этих волшебных возможностей – еще непочатый край, что каждый новый настоящий писатель будет все сильнее вскрывать эту волшебность нашего языка.

В повестях, рассказах и географических очерках Пришвина все объединено человеком – неспокойным думающим человеком с открытой и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Все его книги полны родственным вниманием к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми.

Пришвин пишет о человеке, как бы чуть прищурившись от своей проницательности. Его не интересует наносное. Его занимает суть человека, та мечта, которая живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.

Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чем задача! А сделать это трудно. Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук.

Только единомышленнику можно поверить свою мечту. Таким единомышленником безвестных наших мечтателей и был Пришвин. Вспомните хотя бы его рассказ «Башмаки» о сапожниках волчках из Марьиной Рощи, задумавших сделать самую изящную и легкую в мире обувь для женщины коммунистического общества.

Все созданное Пришвиным и первые его вещи – «В краю непуганых птиц» и «Колобок» и последующие – «Календарь природы», «Кладовая солнца», многочисленные его рассказы и, наконец, тончайший как бы сотканный из утреннего света ключевой воды и тихо говорящих листьев «Жень‑шень» – все это полно прекрасной сущностью жизни.

Пришвин утверждает ее каждодневно. В этом его великая заслуга перед своим временем, перед своим народом и перед нашим будущим.

В прозе Михаила Михайловича заключено много размышлений о творчестве и писательском мастерстве. В этом деле он был так же проницателен, как и в своем отношении к природе.

Мне кажется образцовым по верности мысли рассказ Пришвина о классической простоте прозы. Называется он «Сочинитель». В рассказе идет разговор писателя с мальчишкой‑подпаском о литературе.

Вот этот разговор. Подпасок говорит Пришвину:

– Если бы ты по правде писал, а то ведь наверное все выдумал.

– Не все, – ответил я, – но есть немного.

– Вот я бы – так написал!

– Все бы по правде?

– Все. Вот взял бы и про ночь написал, как ночь на болоте проходит.

– Ну как же?

– А вот как! Ночь. Куст большой‑большой у бочага. Я сижу под кустом, а утята – свись, свись, свись.

Остановился. Я подумал – он ищет слов или дожидается образов. Но он вынул жалейку и стал просверливать в ней дырочку.

– А я же и представил, – ответил он, – все по правде. Куст большой‑большой! Я сижу под ним, а утята всю ночь – свись, свись, свись.

– Очень уж коротко.

– Что ты коротко! – удивился подпасок. – Всю‑то ночь напролет свись, свись, свись.

Соображая этот рассказ я сказал:

– Как хорошо!

– Неуж плохо? – ответил он.

Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди еще много встреч и дум и великолепного труда и, то ясных, то туманных дней, когда слетает в затишливые воды желтый ивовый лист пахнущий горечью и холодком. Мы знаем, что солнечный луч обязательно прорвется сквозь туман и этот чист сказочно загорится под ним легким чистым золотом, как загораются для нас рассказы Пришвина – такие же легкие простые и прекрасные как этот лист.

В своем писательском деле Пришвин был победителем. Невольно вспоминаются его слова: «Если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой – и весна останется в тебе навсегда».

Да, весна пришвинской прозы останется навсегда в сердцах наших людей и в жизни нашей советской литературы.

К. Паустовский


Ладило – бондарный инструмент Переславского района Ярославской области.

Палестинкой называют в народе какое‑нибудь отменно приятное местечко в лесу.

Елань – топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту,то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михалойвича Пришвина.
Михаил Михайлович- это было имя для города.А в тех местах,где Пришвин был "у себя дома",-в сторожках объездчиков,в затянутых туманом речных поймах,под тучами и звездами полевого русского неба-звали его просто "Михалычем".И,очевидно,огорчались,ко гда этот удивительный,запоминавшийся с первого взгляда человек исчезал в городах,где только ласточки,гнездясь под железными крышами,напоминали ему о просторах "журавлиной родины".
Жизнь Пришвина-доказательство того,что человек должен всегда стремиться жить по призванию,"по велению своего сердца".В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл,потому что человек,живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром,-всегда созидатель,обогатитель и художник.
Неизвестно,что создал бы Пришвин,если бы остался агрономом. Во ввсяком случае он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии.Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и напряженной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы "второго мира" природы,обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.
...
Биография Пришвина резко делится надвое.Начало жизни шло по проторенной дороге-купеческая семья,купеческий быт,гимназия,служба агрономом в Клину и Луге,первая агрономическая книга "Картофель" в полевой и огородной культуре".
Казалось бы,что все идет в житейском смысле гладко и закономерно,по так называемой "служебной стезе".И вдруг- резкий перелом.Пришвин бросает службу и уходит пешком на север,в Карелию,с котомкой,охотничьим ружьем и записной книжкой.
Жизнь поставлена на карту.Что будет с ним дальше,Пришвин не знает.Он повинуется только голосу сердца непобедимому влечению быть среди народа и с народом,слушать удивительный его язык,записывать сказки,поверья,приметы.
...
Можно много писать о каждом писателе,стараясь в меру сил высказать все те мысли и ощущения,что возникают у нас при чтении его книг.Но о Пришвине писать трудно,почти невозможно.Его нужно выписывать для себя в заветные тетради,перечитывать время от времени,открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии,уходя в его книги,как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников,трепетом листьев,благоуханием трав,-погружаясь в разнообразные мысли и состояния,свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.
Пришвин думал о себе как о поэте,"распятом на кресте прозы".Но он ошибался.Его проза гораздо больше наполнена чистейшим соком поэзии,чем иные стихи и поэмы.
Книга Пришвина,говоря его же словами,-это "бесконечная радость постоянных открытий".
Несколько раз я слышал от людей,только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу,одни и те же слова:"Это-настоящее колдовство!".
...
В чем его тайна?В чем секрет этих книг?Слова "колдовство","волшебство" относятся обыкновенно к сказкам.Но ведь Пришвин не сказочник.Он человек земли,"матери сырой земли",участник и свидетель всего,что совершается вокруг него в мире.
Секрет пришвинского обаяния,секрет его колдовства-в его зоркости.
Это та зоркость,что в каждой малости открывает интересное и значительное,что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит глубокое содержание земной жизни.Самый ничтожный листок осины живет своей разумной жизнью.
...
Щедрость-высокое писательское свойство,и этой щедростью отличался Пришвин.
Дни и ночи сменяются на земле и уходят,полные своей мимолетной прелести,дни и ночи осени и зимы,весна и лета.Среди забот и трудов,радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней,то синих и глубоких,как небо,то притихших под серым пологом туч,то теплых и туманных,то заполненных шорохом первого снега.
Мы забываем об утренних зорях,о том,как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.
Мы забываем о многом,о чем нельзя забывать.И Пришвин в своих книгах как бы перелистывает назад календарь природы и возвращает нас к содержанию каждого прожитого и позабытого дня.

...
Народность Пришвина-цельная,резко выраженная и ничем не замутненная.
В его взгляде на землю,людей и на все земное есть почти детская ясность зрения.Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребенка,как будто он видит его действительно в первый раз.Иначе огромные пласты жизни были бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека-много знающего и ко всему привыкшего.
Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное-таково свойство настоящих художников.Этим свойством Пришвин владел целиком,и владел непосредственно.

...
К.Паустовский.
Предисловие к книге М.Пришвина "Кладовая солнца".
Я всем советую ее прочитать,кто не читал.А кто читал-перечитать еще раз.
Я не знаю,но я нахожу в ней и в описании личности Пришвина себя.Мне очень близки его идеи,взгляд на мир.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.

Жизнь Пришвина — доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию: «По велению своего сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром — всегда созидатель, обогатитель и художник.

Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и напряженной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

Если мы внимательно прочтем все написанное Пришвиным то убедимся, что он не успел рассказать нам даже сотой доли того, что так превосходно видел и знал.

Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, — для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге — купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга «Картофель в полевой и огородной культуре».

Казалось бы, что все идет в житейском смысле гладко и закономерно, по так называемой «служебной стезе». И вдруг — резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой.

Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы.

По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, как герои его «Корабельной чащи» шли на поиски далекой, почти сказочной корабельной рощи.

После севера Пришвин написал первую свою книгу «В краю непуганых птиц». С тех пор он стал писателем.

Все дальнейшее творчество Пришвина как бы рождалось в скитаниях по родной стране. Пришвин исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Но все эти работы Пришвина были значительны и своеобразны, от драгоценной пылинки — записи в дневнике, до сверкающего алмазными гранями крупного камня — повести или рассказа.

Можно много писать о каждом писателе, стараясь в меру сил высказать все те мысли и ощущения, что возникают у нас при чтении его книг. Но о Пришвине писать трудно, почти невозможно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников, трепетом листьев, благоуханием трав, — погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Книги Пришвина, говоря его же словами, — это «бесконечная радость постоянных открытий».

Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это — настоящее колдовство!»

Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали трудно объяснимое, но явное, присущее только Пришвину, очарование его прозы.

В чем его тайна? В чем секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», участник и свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости.

Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит глубокое содержание земной жизни. Самый ничтожный листок осины живет своей разумной жизнью.

Я беру книгу Пришвина, открываю ее наугад и читаю:

«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».

В этом поистине алмазном кусочке прозы все просто, точно и все полно неумирающей поэзии.

Присмотритесь к словам в этом отрывке, и вы согласитесь с Горьким, когда он говорил, что Пришвин обладал совершенным умением придавать путем гибкого сочетания простых слов почти физическую ощутимость всему, что он изображал.

Но этого мало Язык Пришвина — язык народный, точный и образный в одно и то же время, язык, который мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера.

Несколько слов: «Ночь прошла под большой чистой луной» — совершенно точно передают молчаливое и величавое течение ночи над спящей огромной страной. И «лег мороз» и «деревья обдались сильной росой» — все это народное, живое и никак не подслушанное или взятое из записной книжки. Это — собственное, свое. Потому что Пришвин был человеком народа, а не только наблюдателем народа, как это, к сожалению, часто бывает с некоторыми нашими писателями.

Земля нам дана для жизни. Как же мы можем не быть благодарными тому человеку, который открыл нам до дна всю простую красоту этой земли, тогда как до него мы знали об этом неясно, разрозненно, урывками.

Среди многих лозунгов, выдвинутых нашим временем, возможно, имеет право на существование и такой лозунг, такой призыв, обращенный к писателям:

«Обогащайте людей! Отдавайте до конца все, чем обладаете, и никогда не тянитесь за возвратом, за наградой. Все сердца открываются этим ключом».

Щедрость — высокое писательское свойство, и этой щедростью отличался Пришвин.

Дни и ночи сменяются на земле и уходят, полные своей мимолетной прелести, дни и ночи осени и зимы, весны и лета. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то теплых и туманных, то заполненных шорохом первого снега.

Мы забываем об утренних зорях, о том, как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.

Мы забываем о многом, о чем нельзя забывать. И Пришвин в своих книгах как бы перелистывает назад календарь природы и возвращает нас к содержанию каждого прожитого и позабытого дня.

Понимание жизни накапливается писателем медленно, годами, от юности до зрелых лет в тесном общении с народом. И накапливается еще и тот огромный мир поэзии, которым повседневно живет простой русский человек.

Народность Пришвина — цельная, резко выраженная и ничем не замутненная.

В его взгляде на землю, на людей и на все земное есть почти детская ясность зрения. Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как будто он видит его действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека — много знающего и ко всему привыкшего.

Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное — таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком, и владел непосредственно.

Жизнь Пришвина была жизнью человека пытливого, деятельного и простого. Недаром он сказал, что «величайшее счастье не считать себя особенным, а быть, как все люди».

В этом «быть, как все» и заключается, очевидно, сила Пришвина. «Быть, как все» для писателя означает стремление быть собирателем и выразителем всего лучшего, чем живут эти «все», иными словами — чем живет его народ, его сверстники, его страна.

У Пришвина был учитель — народ и были предшественники. Он стал только полным выразителем того течения в нашей науке и литературе, которое вскрывает глубочайшую поэзию познания.

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. Многим поэтам давно бы надо это понять.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, если бы они хорошо знали астрономию!

Одно дело — ночь над лесами, с безликим и потому невыразительным небом, и совсем другое дело — та же ночь, когда поэт знает законы движения звездной сферы и когда в черной воде осенних озер отражается не какое-то созвездие вообще, а блистательный и печальный Орион.

Примеров того, как самое незначительное знание открывает для нас новые области поэзии, можно привести много. У каждого в этом отношении свой опыт.

Познание существует для Пришвина как радость, как необходимое качество труда и того творчества современности, в котором Пришвин участвует по-своему, по-пришвински, как некий поводырь, ведущий нас за руку по всем удивительным углам России и заражающий нас любовью к этой замечательной стране.

чувство природы — одна из основ патриотизма.

Алексей Максимович Горький призывал писателей учиться у Пришвина русскому языку.

Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок.

Пришвин любит народные термины, самым своим звучанием хорошо передающие тот предмет, к какому они относятся. Стоит внимательно прочесть хотя бы «Северный лес», чтобы убедиться в этом.

У ботаников есть термин «разнотравье». Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье — это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными коврами по поймам рек. Это заросли гвоздики, подмаренника, медуницы, генцианы, приточной травы, ромашки, мальвы, подорожника, волчьего лыка, дремы, зверобоя, цикория и множества других цветов.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского языка». Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звезд над лесным краем.

Тургенев недаром говорил о волшебном богатстве русского языка. Но он, пожалуй, не думал, что этих волшебных возможностей — еще непочатый край, что каждый новый настоящий писатель будет все сильнее вскрывать эту волшебность нашего языка.

В повестях, рассказах и географических очерках Пришвина все объединено человеком — неспокойным думающим человеком с открытой и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Все его книги полны родственным вниманием к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми.

Пришвин пишет о человеке, как бы чуть прищурившись от своей проницательности. Его не интересует наносное. Его занимает суть человека, та мечта, которая живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.

Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту — вот в чем задача! А сделать это трудно. Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук.

Только единомышленнику можно поверить свою мечту. Таким единомышленником безвестных наших мечтателей и был Пришвин.


Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди еще много встреч и дум и великолепного труда и, то ясных, то туманных дней, когда слетает в затишливые воды желтый ивовый лист пахнущий горечью и холодком. Мы знаем, что солнечный луч обязательно прорвется сквозь туман и этот чист сказочно загорится под ним легким чистым золотом, как загораются для нас рассказы Пришвина — такие же легкие простые и прекрасные как этот лист.

В своем писательском деле Пришвин был победителем. Невольно вспоминаются его слова: «Если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой — и весна останется в тебе навсегда».

Да, весна пришвинской прозы останется навсегда в сердцах наших людей и в жизни нашей советской литературы.

К. Паустовский

Вашему вниманию предлагается открытый библиотечный урок для 1,2,3 классов коррекционной школы VIII вида, посвященный 140 – летнему юбилею М.М. Пришвина.

Тема урока. Творчество М.М. Пришвина.

«Пишу о природе, сам же только о людях и думаю»

М.М. Пришвин.

Тип урока : урок изучения нового материала с элементами творческой деятельности обучающихся.

Цель урока: знакомство с творчеством М.М.Пришвина, обучение навыкам самостоятельной работы с книгой.

Задачи урока:

образовательная - познакомить с творчеством М.Пришвина, развивать навык осознанного чтения и понимания прочитанного, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

коррекционно-развивающая - развивать у учащихся наглядно - образное мышление, зрительное и слуховое внимание на протяжении всего урока и при работе с текстом, карточками;

воспитательная - способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, заботливому отношению к животным, стремлению оберегать природу и ее обитателей,

Оборудование :

Оформление класса: искусственные деревья, картины с изображением осени;

^ Оформление доски : портрет М.М. Пришвина, демонстрационный материал (цветные иллюстрации лесных зверей: медведя, лисы, ежика, мышки, белочки, зайчика, утки с утятами, волка), схема круговорота природы люди-растения-животные.

^ Раздаточный материал:

1) картинки с изображением зверей для разукрашивания с образцами, такие же на доске, фломастеры, цветные карандаши;

2) библиотечные листки с иллюстрациями к рассказам М.М. Пришвина, карточки с текстом, соответствующим этим иллюстрациям, клеевые карандаши;

3) макеты искусственных деревьев, зеленая гуашь, стаканчики для посадки деревьев, глина, губки, салфетки;

4) книги М.М. Пришвина на каждом столе для знакомство и чтения;

5) кусочки черного хлеба (для вкусовой иллюстрации к рассказу “Лисичкин хлеб”;

6) яблоки (для вкусовой иллюстрации к рассказу “ЕЖ;”

7) памятки со словами М.М. Пришвина.

^ Выставка книг М.М.Пришвина;

Медиапроектор, ПК, компьютерная презентация.

Ход урока.

Красным цветом выделен текст слайдов.

^ Организационный момент: Глубокий вдох, выдох. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Настроились на интересный, познавательный урок.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Посмотрите вокруг, знаете ли вы, где сейчас находитесь? В библиотеке. А что такое библиотека – это дом, где живут книги, “книжкин” дом. Посмотрите, как много книг на специальных полках – стеллажах. Эти книги написали для вас разные писатели и поэты. Посмотрите на их портреты, и это далеко не все авторы, которые пишут книги для детей. В библиотеку приходят читатели, это люди, которые читают книги. Когда читателей мало, то книги, книжки и книжечки очень огорчаются, им некому рассказывать свои истории. Рассказывают, что по ночам, когда все люди спят, в библиотеках слышен шорох и шелест страниц. Это герои произведений рассказывают друг другу свои истории, о которых написано в книгах, потому что им больше некому их рассказывать, так как ученики после уроков торопятся домой и не спешат зайти в библиотеку. Но сегодня они радуются: Сколько ребят пришло к ним в гости!

^ Беседа с обучающимися.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а для чего нужно читать?

ДЕТИ - Чтобы много знать;

ДЕТИ - Узнавать разные истории;

ДЕТИ - Учиться на примерах героев произведений, как себя вести в разных ситуациях;

ДЕТИ - Стать умнее, а значит лучше учиться.

Портрет писателя (Слайд 1)

Много лет его нет с нами, но книги его живут и продолжают нас радовать. Посмотрите вокруг, здесь есть подсказки. О чем писал этот писатель? ^ О ПРИРОДЕ.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайлович Пришвина, сказал другой писатель Константин Паустовский. (Слайд 2)

УЧИТЕЛЬ: Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».

М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт. (Слайд 3)

Село Хрущево представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой - церковь, рядом с церковью - Поповка, где жили священник, дьякон и псаломщик». (Слайд 4)

УЧИТЕЛЬ: Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родном краю открылась будущему писателю красота русских лесов и полей.

^ Мать М.М. Пришвина, Мария Ивановна (1842-1914) (Слайд 5)

УЧИТЕЛЬ: Научила она вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Она сама много работала, чтобы всем своим пятерым детям дать хорошее образование, как тогда говорили, “вывести в люди”.

^ В 1883 мальчик поступил в Елецкую гимназию. (Слайд 6)

УЧИТЕЛЬ: С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!». Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды, сентябрьским утром, они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь.

Затем Пришвин оканчивает гимназию, служит агрономом в Крыму. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой. Он написал об этом своём путешествии книгу.

В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы. (Слайд 7)

УЧИТЕЛЬ: Но больше всего он любил путешествовать

Путешествовать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу. (Слайд 8)

Обо всем, что он увидел в своих путешествиях, он напишет много книг.

^ Изображения обложек книг, написанных писателем. (Слайд 9)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, на столе у вас тоже есть книги М.М. Пришвина, прочитайте их названия.

УЧИТЕЛЬ: Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя. Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, кровавая ягода костяника, голубая черника, красная брусника, кукушкины слёзки, валерьяна, петров крест, заячья капуста. Для него нет животных и птиц вообще, а есть трясогузка, журавль, ворона, цапля, овсянка, землеройка, гусь, пчела, шмель, лисица, гадюка. Они «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, точно богатырь, выбивается из-под листвы гриб, шепчет лес. Вот почему, говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство. Не раз расскажет Пришвин, как рискует собой мать, защищая детенышей от собаки, от орла и от других неприятелей. С улыбкой поведает художник о том, как звери - родители заботятся о своем потомстве, учат его. Несвойственно героям Пришвина уничтожать беззащитных и безвредных животных, бить птенцов.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня на уроке мы побываем в гостях у природы.

^ Беседа с обучающимися.

Какая бывает природа?

(Природа бывает живая и неживая)

Что относится к живой природе?
(К живой природе относятся птицы, люди, звери, рыбы)

Что относится к неживой природе?
(Солнце, воздух, камни и т.д.- это все неживая природа.)

УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы с вами отправимся в лес. Но прежде чем отправиться на прогулку, вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения на природе.

(Не сорить, не рвать цветы, не ломать деревья, не обижать животных и насекомых.) (Слайд 10)

УЧИТЕЛЬ: Давайте закроем глазки и помечтаем, что мы оказались в лесу. А теперь встали и пошли в воображаемый лес.

Физминутка.

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок, не высок

(сесть, встать)

(глаза и руки вверх)

По тропинке два туриста

Шли домой издалека

(ходьба)

Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока».

(плечи поднять)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите на экран, кто это (Еж). (Слайд 11)

Давайте выучим скороговорку. (Речевая гимнастика)

^ Встретил в чаще ёж ежа

- Как погода, ёж?

- Свежа,

- И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась два ежа .

Посмотрите на парту. Есть у вас книжка с таким названием? Есть. Сейчас мы прочитаем рассказ, только сидеть надо тихо, тихо.

Загадка:

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-били серый еж
И его … (ежиха)

Молодцы!

Ответы на вопросы. (Слайд 12, 13, 14, 15) Сначала в презентации задаем вопрос, если дети не могут ответить, показываем подсказку, если и с подсказкой не могут ответить, то красным цветом высвечиваем в презентации правильный ответ.


  • На берегу озера

  • На берегу ручья

  • Около дома

  • Около дороги
Куда поместил автор ежа после их первой встречи?

  • В шляпу

  • В шапку

  • В сумку

  • В корзинку
Как ласково автор называет ежа?

  • Мохнатый комок

  • Колючий клубок

  • Колючий комок

  • Серый комок
Что напоминала лампа ёжику в доме хозяина?

  • Солнце

  • Одинокую звезду.

  • Фонарик в ночном парке

  • Луну
Чем представлялись ежу ноги хозяина во время ночной прогулки?

- Стволами деревьев -Столбами -Ногами медведя -Ногами охотника

Зачем ёжику понадобилась газета?

Для гнезда Вместо игрушки Чтобы кушать Для чтения

- Хозяин подарил ёжика другу

- Ёжик остался у хозяина жить. - Ёжик убежал в лес

Работа по группам: (Слайд 16)

1 группа : раскрасить изображения животных по образцам

(раскрашивают рисунки, тем самым, оживляя животных)

2 группа : посадить дерево и “оживить” его

(разводят вместе с наставником глину, наполняют ею приготовленные стаканчика и сажают деревья, затем зеленой краской наносят губкой краску на бумажное дерево, тем самым, оживляя его.)

3 группа:

1) внимательно рассмотреть иллюстрации на читательских листках;

3)наклеить выбранную карточку в читательский листок.

(наклеивают карточки с текстом в читательский листок, получается книжная страница, затем учитель собирает листки, делает обложку, дыроколом прокалывает отверстия, и закрепляет книжку тесьмой)

^ Примерные карточки с текстом.

1.Когда стемнело, я зажег лампу, и - здравствуйте! - ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

2.Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!

3.Увидели ребята утят и зашвыряли их шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

УЧИТЕЛЬ:

Игра “ Доскажи словечко”. Играем с первым классом.

Отвечать можно хором.

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка
Кто же это… (белка)

Уронила белка шишку,
Шишка стукнула(зайчишку)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это - зверь лесной … (медведь)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису) .

Физминутка

Молодцы, ребята, а на нашей полянке есть такие зверюшки?
(Да, на нашей полянке такие звери есть.) А покажите, какие они?

Как-то на полянке собрались зверюшки: медведь, утка, заяц, тигр.
(Дети изображают зверей) .

УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы прочитаем еще одно произведение “Лисичкин хлеб”. Читает рассказ.

Беседа с обучающимися.


  • Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?

  • Как деревья лечатся?

  • Какие вы запомнили названия трав?

  • Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?
Учитель угощает детей “лисичкиным хлебом”.

Закрепление:

Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким, каким был М.М.Пришвин. (Слайд 17)

УЧИТЕЛЬ: Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.

-О чем был наш урок?

- Что понравилось на уроке больше всего?

-В чем отличительная особенность рассказов М.Пришвина?


  • Они короткие, написаны доступным языком.

  • В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по - новому.
Чему учат нас рассказы М.Пришвина?

Доброте, любви к природе, заботе о братьях наших меньших.

1. Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?

2. Мальчик Саша принёс в школу красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете, можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. (Слайд 18)

^ Учитель читает стихотворение

«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…

М. Цуранов (Слайд 19)

УЧИТЕЛЬ:

Слайд 20 (можно дать как задание на дом)

Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

^ Итог урока:

УЧИТЕЛЬ:


  • Назовите «важные слова»
(Охранять природу – значит охранять Родину)

  • Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)

  • Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению «Моя Родина».
(Береги землю родную, как мать любимую)

  • Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)
На доске картинки: дерево, люди и животные с одноименными табличками. Учитель соединяет стрелочками круг, чтобы показать их неразрывную связь в природе. Таким образом, становится понятен эпиграф к уроку.

УЧИТЕЛЬ:

Учитель раздает памятки детям. Памятки с этими словами вы наклеите в дневник, чтобы они всегда были с вами.

Рефлексия.

Учитель дарит закладки детям и просит поднять их вверх, если они согласны со словами:

^ Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин (Слайд 21)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите в окно. Уходит зима. Кругом еще лежат сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними. Идёт человек по лесу. Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, гордо подняв голову. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим. Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.



Транспорт