Экологическая проблема в литературе. Проблемы экологии в литературе писателей XX века
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться,как друзья.
Взрослые и дети!
Природу берегите.
К её богатым недрам
Рук жадных не тяните.
Заботою и лаской
Её вы одарите
Она ответит тем же.
Вы только посмотрите:
Кругом поля бескрайние,
И родники холодные,
Леса дарами щедрые,
Озёра с гладью водною.
Всё это подарила нам
Матушка-природа.
Так будем же её беречь
За часом час,
И год за годом.
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
***
О загрязнении
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Давайте сохраним
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
***
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
***
Как жить в XXI веке?
Что натворили мы в двадцатом веке!
Что стало с экологией земли.
Леса сжигали, засоряли реки.
Мы и не делать этого могли.
Могли не портить внутренние воды,
Ужиться мог с природой человек.
Могли не строить в городах заводы,
а как же нам прожить грядущий век.
Прожить без техногенных катаклизмов,
И не рискуя умереть в дыму.
С безвредною водой для организма...
Внемлите, люди, слову моему
***
Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
От вымирания живое уберечь,
Нам надо одно правило постигнуть.
Нам надо экологию беречь.
Берегите природу
Берегите, ребята, природу, -
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг.
***
Мы поедем в лес
В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.
Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,
А когда играть устанем - есть захочется немножко.
Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.
Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,
И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.
***
«Цветок земли»
Однажды, дочь спросила меня:
«Мама, откуда под нами земля,
Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»
Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.
И вновь, спросила малышка меня:
«А кто бережёт природу от зла?»
Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.
Тут вспомнила из жизни случай я…
Однажды в саду, у нас вырос цветок,
А Паша, сосед, оторвал лепесток.
Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.
Цветок наш не долго, в саду простоял.
Погиб от того что его лепестки,
Мальчишки сорвали и не сберегли.
Кузнечик не прыгает, не поет соловей.
В саду нет цветка, и нет там детей.
Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,
Когда на ней нет красоты никакой!
Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,
Давайте, мы будем дружить,
И заботу воспитывать в детях!
Тогда не страшно, будет жить,
Нам всем на этом свете!
***
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ.
Учат крепкой дружбе.
***
Сама природа лечит
Сама природа лечит
На воздухе тебя,
Поедем на рыбалку,
Возьми с собой меня.
Какие там красоты,
Пером не описать,
Немного подучиться,
Художником бы стать.
Я посижу у речки,
И наловлю лещей,
Без всякого лекарства,
Я стану здоровей!
***
Человек
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И
природу
погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа -
наша Мать!
Вырубаются
леса, реки
загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже
не нравится
Нет
теперь в лесах
зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой
дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все
меньше
окружающей
природы,
Все
больше
окружающей
среды.
(Виктория Киш, Наталья Осьмак)
***
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
***
Про рыбалку
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор –
сковороду.
Коля –
корку мандаринки,
Саша –
старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре –
банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу –
пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
(А.
Ерошин)
***
Мусорная фантазия
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(А. Усачёв)
***
Здравствуй, лес!
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
(С. Погореловский)
***
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
***
Как хороша была у нас вода,
И как легко у нас дышалось,
Но человек пришел - беда!
И вся природа испугалась.
И точно: потемнело все -
Дышать нам стало нечем,
А человек сказал: "Мое!" –
Настал природы вечер!
Но, человек, подумай сам,
Ты - царь природы,
Не сможешь жить ни тут, ни там
И не видать тебе свободы!
Жизнь превратится в сущий ад,
Не зацветет прекрасный сад,
И сам себе ты станешь враг!
И сам поймешь, что ты вредить "мастак"!
( Ефименко Ольга)
Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и земли без воды …
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.
Звучит стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…».
И только ахает Природа …
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите…
М. Дудин.
Деревце согнулось,
Плачет по ветру.
Солнышко проснулось
Рано поутру.
Ручеек грохочет,
Песенку поет.
Старый жук хохочет,
Крылышками бьет.
Лучик прикоснулся
К деревцу рукой
Листик улыбнулся:
«Не горюй, друг мой!»
Кто же эту ветку
Деревцу сломал?
Может, здесь промчался
Трактор, самосвал?
Кто же мог нарушить
В тишине покой?
Поломать, разрушить
Может враг какой?
Нету адресата,
Только вот беда:
Деревце погибло,
Может, навсегда?!
Здесь, наверно, Вася
Вечером играл?
Веточку нечаянно
Мальчик поломал?
Ведь ломать – не строить!
Правда же, друзья?
По таким законам
Жить никак нельзя!
Помогу бедняге,
Рану завяжу.
А ребятам в классе
Правду расскажу:
Берегите, люди,
Луг, траву, цветы.
Жить нельзя на свете
Без этой красоты.
Непознанные океанические глубины, таинственные дали космоса, удивительные тропические леса, поражающие воображение горные массивы - удивительный, загадочный и таинственный мир окружает нас с незапамятных времен. Постоянное стремление человека к прогрессу, безусловно, дало свои результаты - вода течет для нас прямо из крана, а электричество и интернет стали настолько привычными, что сейчас нам трудно представить свое существование без этих благ цивилизации.
Огромные заводы, количество которых растет с каждым годом, обеспечивают современное человечество практически всеми необходимыми ресурсами. Мы освоили металл и научились использовать нефть, изобрели бумагу и порох, а огромные информационные ресурсы хранятся теперь на крошечных пластиковых носителях.
За все нужно платить
Казалось бы, жизнь современного человечества едва ли не идеальна - все под рукой, все можно купить или произвести, однако не все так гладко. В погоне за прогрессом мы упускаем из виду одну крайне важную деталь - ограниченность природных ресурсов. Ежегодно деятельность человека становится причиной вымирания огромного количества видов живых существ, не говоря уже об уничтожении лесов и существенных изменениях в климате, ведущих к катаклизмам глобального масштаба.
Одними из самых серьезных и требующих внимания вопросов являются проблемы экологии. Аргументы в пользу сохранения окружающей среды существуют самые разные, начиная от призывов к милосердию и заканчивая научными доказательствами существования угрозы планетарного масштаба.
О чем снимают кино
Если задуматься, на данный момент существует по-настоящему ошеломляющее количество кинолент, в которых раскрывается проблема необходимости В качестве примера можно привести знаменитый фильм-катастрофу «Послезавтра», в котором раскрывается тема глобального потепления, или нашумевшую в свое время картину с Джоном Кьюсаком в главной роли с минималистичным названием «2012».
По большому счету, одними из самых востребованных тем в современном (и не только) кинематографе являются именно проблемы экологии. Аргументы в пользу ограничения использования природных ресурсов буквально сыплются на зрителя прямо с экрана, однако до сих пор это не приносит существенных результатов.
Книжные страницы
Не реже встречается такого рода тематика и в литературе. Не только художественная, но и научная книжная продукция с самых разных сторон освещает всевозможные аргументы по проблеме экологии. В книге «Silent spring», к примеру, раскрывается опасность использования пестицидов, а Робин Мюррей в своей работе «Цель - Zero Waste» обращает внимание читателя на необходимость качественной утилизации отходов ради сохранения окружающей среды.
В любой классической или современной антиутопии так или иначе освещается тема иррационального использования естественных ресурсов и пагубного влияния человека на флору и фауну планеты.
По следам Рэя Брэдбери
Классическим примером художественной литературы на тему иррационального использования ресурсов и возможностей человеком можно назвать роман «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Не последнее место в произведении занимают и проблемы экологии. Аргументы автор приводит весьма впечатляющие - исчезновение крошечной бабочки может привести к по-настоящему необратимым последствиям, изменившим весь ход эволюции.
A Friend of the Earth
В данном романе описывается в не таком уж и далеком 2026 году, когда практически не осталось ни деревьев, ни диких животных. Казалось бы, какие еще требуются аргументы? К проблеме экологии в литературе обращаются многие писатели, вот и автор рассматриваемого нами произведения не скупится на масштабные сравнения былого и будущего и описание того, что Земля может потерять, если население планеты не пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов.
Об этом говорил Оруэлл
Бесконечные здания всевозможных министерств, грязь, разруха, в которые погружен современный мир - вот классический пейзаж из романа «1984», в котором аргументы к проблеме экологии заключаются по большей части в сравнениях между естественностью природы и холодом камня, возведенного человеком.
«Облачный атлас»
И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.
Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.
Описание прекрасного
На сегодняшний день одной из самых насущных проблем считается именно проблема экологии. Аргументы из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, однако они не сравнятся с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика. Как можно не задуматься о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и океанических глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению редких видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»?
Что для современного человечества проблема экологии? Аргументы из литературы, кинематографа и даже компьютерных игры из разряда Last of us более не способны его впечатлить. Порой кажется, что воображаемая кнопка «стоп», отвечающая за прекращение уничтожения окружающей среды, может быть нажата только в самой крайней, предельной ситуации, когда пути назад может уже не быть.
Огромное количество ведущих ученых всего мира непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более и более весомые аргументы. На проблему экологии невозможно закрывать глаза. Все большие масштабы приобретают акции в пользу сохранения окружающей среды. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, однако это не останавливает современного человека. И кто знает, к чему это впоследствии приведет…
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется – человеком.
Ю.Нагибин
Да, над этими строками следует призадуматься. Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Проблема взаимоотношений человека и природы – самая важная в нашей современности. За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете. Но кто же сказал первым, кто обратился к этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» – писатели. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение кприроде. Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят доктора Астрова.
В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы:
К.Г. Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что «родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа». Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость. Нельзя не отметить и произведение Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе. Главный герой Егор Полушкин - лесник, нашел свое призвание, именно став
стражем природы.
Любовь к своему делу помогает
Полушкину
раскрыться, проявить
инициативу,
показать свою
индивидуальность.
Егор до
последнего
вздоха защищает
природу в
неравном бою с
браконьерами.
Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то...». И.А.Бунин в
рассказе «Эпитафия» с горечью пишет об опустевшей деревне. Перестала жить лежащая вокруг степь, замерла вся природа. В его рассказе «Новая дорога» столкнулись две силы: природа и грохочущий по рельсам поезд. Природа отступает перед изобретением человечества: «Иди, иди, мы расступаемся перед
тобою», - говорят веч
ные деревья.
– «Но неужели ты сн
ова только и
сделаешь, что к нищ
ете людей
прибавишь нищету
природы?».
Тревожные мысли о
том, к чему
может привести
завоевание
природы, мучают
Бунина, и
произносит он их
от имени природы.
М.М.Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится отношением человека к лесам «...Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной …». Роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором отражены современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».
Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок. Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: Взаимоотношения человека с природой передано в поэме Н.А.Некрасова «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.
... Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы.
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.
Когда же вырубка завершилась:
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали,
Жалобно листья шумели кругом...
Не было пощады и лесной фауне:
Звонко кукушка вдали куковала,
Да, как безумная, галка кричала,
Шумно летая над лесом... но ей
Не отыскать неразумных детей!
С дерева комом галчата упали,
Желтые рты широко разевали,
Прыгая, злились. Наскучил их крик -
И придавил их ногою мужик.
Это далеко не все произведения русских писателей, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. Они, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее. Ведь каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу – значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.
Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:
«Забудьте, люди, свои раздоры,
Скорей спасайте поля и горы…»
Бывает зима и сурова,
глядишь: вымерзают сады.
Как вьюга порой бестолково
судеб заметает следы.
Но в нашем бушующем веке
страшнее иная беда:
всё чаще в самом человеке
крещенские, брат, холода.
Владимир Жилкин
Центральная районная библиотека
Г. Еманжелинск
«Мы столь радикально изменяли нашу среду,
Что теперь для того, чтобы существовать в ней,
Мы должны изменить себя».
Норберт Винер.
Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Слова тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - понимались как призыв к подчинению природы человеком. Советскому человеку внушалось, что у нас много лесов, полей и рек. Так ли много – значит ли это, что природные богатства не надо беречь?
Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.
Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Точное и емкое художественное слово заставит вас переживать за жизнь наших братьев меньших, за последствия безумной расправы со средой, окружающей человека. Вы сможете сравнить свои ощущения восприятия природы с ощущениями автора.
Художественные произведения, которые мы вам рекомендуем прочитать, находятся в фондах Центральной районной библиотеки. Произведения в списке распределены в алфавитном порядке по трем разделам:
1. классика экологической прозы
2. экологическая проза в литературно-художественных журналах
3. экологическая проза в научно-популярных журналах
К произведениям даны небольшие аннотации. Рекомендательный список литературы будет полезен старшеклассникам и читателям, интересующимся книгами о природе. Многие произведения, известные вам еще с детства, заиграют другими красками при сегодняшнем прочтении.
Приятного и полезного вам чтения!
КЛАССИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ
«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»
Фрэнсис Бэкон
1. Айтматов, Ч.Т. Белый пароход [Текст] / Ч. Т. Айтматов: повесть. - М. : Сов. писатель, 1980. – 158 с.
Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные человеческие поступки. Легенда о Рогатой матери - оленихе, некогда вскормившей племя киргизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим - сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лесной кордон белых маралов. Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев. Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов. Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе. Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...
2. Айтматов, Ч.Т. Буранный полустанок [Текст] / Ч. Т. Айтматов: романы. - М. : Профиздат, 1989. – 605 с.
Роман «Буранный полустанок» несет много мыслей, метафор. Можно условно выделить две главные: первая из них - об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.
Легенда о пастухе-манкурте становится эмоциональным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность. Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его процветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют восторженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен. Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.
3. Астафьев, В.П. Царь-рыба [Текст]: [повествование в рассказах] / В. П. Астафьев. - М. : Эксмо, 2005. – 509 с. - (Русская классика ХХ века).
В повести "Царь-рыба" не говорится впрямую о новых нормах "экологического поведения", но в споре между современным "естественным" человеком Акимом и циничным представителем "цивилизации" Гогой Герцевым, как в капле воды, отражается столкновение слепого, потребительского и гуманного, человеческого отношения к природе и приобретает особую убедительность, поскольку местом столкновения становятся не абстрактные размышления, а живые человеческие души. В книге показана "языческая" первородная свежесть ощущения природы. Поединок "царя природы" с царь-рыбой окончился поражением человека. Рыба воспринимается у Астафьева как существо почти родственное человеку, льнущее к нему от боли, вызывая тем большее раскаяние в том зле, которое вносит человек в природу. В "Царь - рыбе" рыбак оказывается вдруг в положении, когда приходит кара за убийство рыбы, и не просто рыбы, а воплощенного в ней женского начала природы и самой жизни.
4. Васильев, Б.Л. Не стреляйте в белых лебедей [Текст] /: роман / Б. Л. Васильев; [худож. А.А. Ушин]. - Л. : Лениздат, 1981. - 167, с. : ил. - (Школьная библиотека).
Жил в селе Егор Полушкин, односельчане и жена звали его бедоносцем. Все, за что он не брался, любая работа или дело, - кончались недоразумением. Наделенный талантом истинного художника, со своим собственным взглядом на жизнь, Егор был совершенно не похож на односельчан, практичных и рассудительных. После долгих поисков он, наконец, находит свое призвание - работу лесничего. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается - в лес приходят браконьеры…
5. Даррелл, Дж. Перегруженный ковчег [Текст] / Даррелл Джеральд; пер. с англ. И.М. Лившина. - М. : Полигран, 1992. - 159 с.
Вместе с известным английским зоологом и писателем Джералдом Дарреллом вы совершите увлекательную экскурсию в Западную Африку. В дороге вас ждут головокружительные приключения в тропическом лесу и интересные встречи с его экзотическими обитателями. Вы полюбуетесь причудливым танцем хамелеона, `сразитесь` с агрессивным вараном, посмеетесь над суевериями местных жителей...
6. Кервуд, Дж.О. Гризли; Казан; Бродяги Севера; В дебрях Севера [Текст] /Дж. О. Кервуд: [повести, роман: пер. с англ.]. - М. : Правда, 1988. - 640 с.
Действие повести «Гризли» происходит на канадском Севере. Там, в суровых и труднодоступных местах, встретились великан-медведь и маленький медвежонок, потерявший свою мать и вынужденный сам заботиться о себе. Судьба сводит вместе осиротевшего малыша и огромного раненного медведя. Их ждут увлекательные приключения, полные неожиданных открытий и подстерегающих на каждом шагу опасностей.
"Казан" - удивительная повесть, получившая название по имени главного героя... Если есть на свете существа, созданные, чтобы мы не забывали, что такое страх, то волк - один из них. Ненасытный, беспощадный хищник - вот что такое волк... А что получится, если волк наполовину собака? Но кто он, Казан: собака или волк? Преданный друг или свирепый враг?..
«Бродяги Севера» - повесть о дружбе медвежонка и щенка, которые волею судеб оказываются в суровом мире дикой и капризной природы. Животным суждено вместе пройти долгий и трудный путь. Книга, подобно яркому восточному ковру, усеяна картинами из повседневной лесной жизни.
7. Леонов Л. М. Русский лес [Текст] : роман // Собрание сочинений: в 9 т. / Л. М. Леонов; [примеч. Е. Стариковой]. - М. : Худож. лит., 1962. - Т. 9. – 823 с.
В романе «Русский лес» Леонид Леоновс патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проблему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят специалисты-лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", мечта о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастливых времен. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается общефилософская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни. Профессор Вихров - первый "экологический" герой нашей литературы. Для него лес - не просто запасы древесины, а нечто более значительное. Это летопись народное героизма от времен Киевской Руси до Великой Отечественной войны, это преемственность и будущее поколений, это - сама русская жизнь. Противостоит Вихрову профессор Грацианский, который играя в передовые идеи века, упрекает Вихрова в том, что тот хочет "осиротить котлованы пятилеток" и экстремистски заявляет: " Мы срубим все, когда придет пора, не пощадим ни Волги, ни столь любезной вам Мезени, выкосим к чертовой матери Печору и Каму, Днепр и Двину, Ангару и Енисей и... что еще вы там под полой прячете?". В 1957 году Леонид Леонов стал первым лауреатом восстановленной Ленинской премии за роман "Русский лес".
8. Лондон, Д. Белый Клык [Текст] /Д. Лондон: повести: [пер. с англ.] / Д. Лондон. - М. : АСТ, 2001. – С. 5-180. - (Библиотека приключений).
Отец Белого Клыка - волк, мать, Кичи, - наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей. Злой человек делает из волка настоящего профессионального бойца для собачьих боев. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Белый Клык довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нем.
9. Паустовский, К.Г. Повесть о лесах [Текст] / К. Г. Паустовский: повесть: [худож. С. Бордюг]. - М. : Дет. лит., 1983. – 173 с. : ил. - (Школьная библиотека).
«Повесть о лесах» наиболее ярко выражает особенность творчества Паустовского. Писатель берет какой-либо подлинный случай или реального человека и, по его собственному признанию, окружает их «слабым сиянием вымысла», добиваясь этим возможности полного раскрытия человеческого характера и характера происходящих событий. В «Повести о лесах» Паустовский широко пользуется этим методом. Так в главе «Скрипучие половицы» о П.И. Чайковском есть подлинный биографический материал. Но основной задачей писателя было – передать с полной силой отношение Чайковского к лесам как к творческой лаборатории, как к тем явлениям природы, которые учат человека понимать прекрасное. Отдаленным прототипом писателя Леонтьева в повести является писатель И.Н. Соколов-Микитов – лесной человек, охотник и замечательный знаток и певец нашей русской природы.
10. Пришвин, М.М. Моя страна [Текст] / М.М. Пришвин; [послесл. П. Выходцева; худож. В. Лосин]. - М. : Современник, 1973. – 443 с. : ил. - (Классическая библиотека "Современника").
В сборнике можно найти произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца», «Царь природы». Их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Наделяя животных и растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы.
11. Распутин В. Прощание с Матерой [Текст] /В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. – М. : Дрофа, 2006. – Т. 2. – С. 5-184. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы)
В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Матерой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчезающей в водах времени.
12. Распутин В. Пожар [Текст] / В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. / В. Распутин. – М. : Дрофа: Вече, 2006. – Т. 1. – С. 292-347. – (Библиотека отечественной классики)
Проблему взаимоотношений человека и природы по-своему разрешает В. Распутин в повести «Пожар». Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское отношение к себе в повести выступает огонь - одна из могучих и неукротимых природных стихий.
13. Сетон-Томпсон, Э. Моя жизнь; Животные-герои; Судьба гонимых; Мои дикие друзья [Текст]: / Э. Сетон-Томпсон [повести, рассказы]; пер. с англ. Н. Чуковского и А. Макаровой; предисл. В. Пескова; рис. авт. - М. : Мысль, 1989. – 373 с. : ил. - (Зебра).
Книги Сетона-Томпсона «Мои дикие друзья», «Судьба гонимых» соединяют приключенческий сюжет и уроки природоведения. Научная точность в книгах Сетон-Томпсона сочетается с занимательностью изложения. Сетон-Томпсон не только рассказывает о жизни животных, об их повадках и особенностях, в каждом рассказе он восхищается силой, красотой, находчивостью и благородством своих героев. Он учит своих читателей любить и понимать живую природу, а значит беречь ее.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20