Открытие монумента жертвам политических репрессий. Путин открыл памятник жертвам политических репрессий

Во время открытия мемориала Путин заявил, что репрессии нельзя ни забыть, ни оправдать «никакими высшими так называемыми благами народа».

«Каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения, миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем или лагерей и ссылок», - цитирует президента агентство ТАСС.

Президент вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и мэром Москвы Сергеем Собяниным возложили цветы к монументу. После выступлений, с которых началась церемония, была объявлена минута молчания, затем хор исполнил траурную композицию, передает "Эхо Москвы" .

Мемориал «Стена скорби» подготовил скульптор Георгий Франгулян, идея его установки прорабатывалась с 2014 года. В сентябре 2015 года Путин поручил возвести мемориал на пересечении Садового кольца и проспекта Академика Сахарова.

"НИ" опросили известных политологов с одним вопросом: нет ли противоречия между открытием памятника жертвам политрепрессий и многолетним возвеличиванием Сталина в нынешней России?

Марк Урнов, председатель Российского фонда аналитических программ "Экспертиза":

Противоречие начитается с государственной символики: посмотрите, гимн – советский, флаг и двуглавый орёл – имперские. Когда общество находится в переходном состоянии, неизбежны противоречия. Слава богу, стала пробиваться антисталинская позиция. Сразу изменить мировоззрение невозможно. В народе глубоко сидит авторитарный комплекс, многие видят в Сталине символ порядка и «крепкой руки». И в элитах существуют как просталинистские, так и антисталинистские настроения. Разногласия элит отражаются и в СМИ, и в общественном мнении. Я наблюдаю с огорчением за одними настроениями и с надежной – за другими. Государство с противоречивыми элитами и действует противоречиво.

Сергей Марков, политолог:

Всё нормально. Никаких противоречий я не вижу. Это – разные вещи. Сталин популярен среди населения. Люди хотят и требуют сильное государство. Вот сейчас смотрю сюжет: семья, ребёнок заболел. Взяли долг под квартиру. Долг вернули, квартиру отбирают мошенники. Государство бездействует. Грабёж со стороны бизнеса – государство бездействует. Низкие зарплаты у бюджетников, развалили медицину, образование и науку. Этим вызвана популярность Сталина, но это не означает призыва к репрессиям. В обществе неприятие репрессий, недопущение социальных классов к управлению. У нас – свобода слова, конкурентные выборы. Это говорит о том, что общество открыто и динамично развивается. Но страна в состоянии перегрузки – распался СССР, в девяностые разрушили инфраструктуру, внешняя агрессия со стороны Запада, на Украине – террористический режим. Перегрузки ведут к разлому: за Сталина – против Сталина. Поэтому требуют чётких решений. Без перегрузок разлом был бы менее жёстким.

Аббас Галлямов, политолог:

Власть пытается показать, что она преодолевает расколы прошлого и примиряет прежде непримиримых противников. Спрос на такую стратегию предъявляет подавляющее большинство граждан. Стоит обратить внимание на то, что монумент посвящён памяти «жертв политических репрессий». В названии не упоминается Сталин. Словно репрессии были сами по себе, а Сталин сам по себе. Избегая упоминания имени вождя народов в контексте репрессий, власть пытается по максимуму удовлетворить всех одновременно: и жертвы уважить, и поклонников «творчества» Сталина не обидеть.

Юлий Нисневич, профессор департамента политической науки НИУ-ВШЭ, доктор политический наук:

У нас существует пропагандистский штамп: Сталин – это «сильная рука», «эффективный менеджер». Но, одно дело острая пропаганда, другое – власть, которая признаёт: «перегибы были, но вещь полезная». Помните, у католиков была индульгенция, в православных храмах на стенах таблички с именами жертвователей (в основном – местных бандюков) – тоже, своего рода – индульгенция. Памятник жертвам репрессий для власти – попытка отмыться. Должно быть расследование, публичный процесс. А так – памятник поставили, вроде как признали «перегибы». Надо всю систему осудить!

Что касается заявления диссидентов, посыл мне понятен. Он такой, я бы сказал, идеалистическо-правозащитный. Но я не могу с ними согласиться. Установка памятника очень важна, репрессии не уходят из повестки дня, есть материальное (в хорошем смысле этого слова) подтверждение, признание того, что было. Это очень важно! Отказываться ставить памятник неправильно. Его появление на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца – огромный прорыв по отношению к тем событиям. Вчера была акция у Соловецкого камня «Возвращение имён». Она проходила уже в одиннадцатый раз. Исходя из логики заявления диссидентов – и этого делать не надо. Получается, если что-то делает власть – заведомо не хорошо. Это уже перебор. Любая идея очень важна – и таблички «Последнего адреса», и «Возвращение имён», и памятник жертвам репрессий. Слава богу, что это произошло. Конечно, они играют, чтобы получить индульгенцию. Классический вариант: вместо того, чтобы исследовать проблему, устроить публичный суд, серьёзно осудить режим Сталина, теперь можно сказать – «чО пристаёте?». Памятник жертвам репрессий установлен в центре Москвы.

Холокост (от англ. holocaust , из др.-греч. ὁλοκαύστος - «всесожжение»).

Более 6 миллионов жителей Европы еврейского происхождения было уничтожено в годы Холокоста. События тех лет стали трагедией не только для иудейской общины, но и для всего мира в целом. В память о погибших созданы сотни фильмов, книг, памятников, выставок, инсталляций, которые напоминают о кровавом безумии, которое никогда и ни с кем не должно повториться.

Будапешт, Венгрия

Холокост на Дунае

На берегу Дуная в Будапеште, приблизительно в 300 метрах от здания венгерского Парламента, находится памятник в виде шестидесяти пар ржавой старомодной обуви из железа. Туфли и ботинки находятся на набережной прямо у края воды. Здесь есть обувь мужская, женская, здесь есть и детская обувь. Эти ботинки, боты и туфли напоминают о страшных событиях в 1944–45 гг., когда нацисты проводили здесь массовые казни евреев. Многих заставляли разуваться на набережной и расстреливали. А тела сбрасывали в воду. Приговоренных зачастую связывали по несколько человек - их ставили на самый край набережной, но пулю пускали только в одного. Обмякшее тело застреленного нарушало равновесие группы, все падали в воду и тонули. Обувь же была большой ценностью в те времена. Местные «полицаи» относили ее потом для продажи на черный рынок.

“Обувь на набережной Дуная” является одним из самых трогательных мемориалов памяти жертв Холокоста в мире. Идея памятника возникла у Кена Тогая, а воплотил её скульптор Дьюла Пауэр. Посещающие мемориал люди зажигают свечи и оставляют здесь цветы в память о жертвах тех ужасных событий. Памятник был установлен 16 апреля 2005 года.

Лидице, Чехия

Детский Холокост

В чешском городке Лидице стоит памятник детскому геноциду. Деревня Лидице была стерта с лица земли во время Второй мировой войны. Фашисты расстреляли 173 мужчин, женщин отправили в концентрационный лагерь, а всех детей, кроме совсем маленьких и тех, кого отобрали для адаптации в немецких семьях, отравили выхлопными газами в лагере уничтожения Хельмну.

Краков, Польша

Краковское гетто

Памятник жертвам гетто в Кракове был открыт в 2005 году. Инсталляцию составляют 33 железных стула высотой почти полтора метра на территории бывшего гетто и 37 стульев пониже высотой - их установили по периметру этой площади и на трамвайных остановках. Любой из ожидающих автобус может сесть на этот стул - точно так же, как любой в то жуткое время мог стать жертвой нацистов. Каждый стул - это память о погибших евреях из краковского гетто.

Прага, Чехия

Вокзал Холокоста

В марте 2015 года перед зданием вокзала Прага-Бубны открыли памятник жертвам Холокоста. Монумент представляет собой 20-метровую железнодорожную колею, уходящую высоко в небо. Именно с этого вокзала в 1941-1945 годах нацисты насильно вывезли более 45 000 евреев в концентрационные лагеря. Большинство из них погибло. Автор монумента стал архитектор Алеш Веселы. К осени 2016 года всю территорию бывшего вокзала планируется превратить в «Памятник тишины» - музейный комплекс, который включит в себя современные выставочные залы и отдельные площадки для дискуссий. Он будет напоминать современникам о людях, погибших в застенках гитлеровских концлагерей. Открытие памятника организаторы приурочили к печальному юбилею – ровно 70 лет в концлагере Освенцим были убиты около 4 тыс. евреев, перевезенных из так называемого «семейного лагеря» в Терезине.

Минск, Беларусь

Белорусский Холокост

«Яма» в Минске — один из первых памятников, установленных жертвам Холокоста. Первая часть мемориала «Яма» - площадка, вручную выложенная камнями - была открыта в 1947 на месте, где в 1942-м нацисты расстреляли 5 000 евреев. Вторая часть - скульптурная группа людей, которые спускаются по лестнице - была установлена в 2000 году. Худые бронзовые фигуры, составляющие композицию «Последний путь», будто стекают вдоль ступенек к яме, где их ждет смерть.

Архитектурная композиция выполнена по проекту архитектора Леонида Левина, который также принимал непосредственное участие при проектировании мемориального ансамбля Хатынь. При установке мемориального комплекса «Яма» не применялась строительная техника, абсолютно все работы производились вручную. Описывать, что авторы хотели показать этим памятникам не стоит, он очень красноречиво передает события, произошедшие 2 марта 1942 года на этом месте.

Рига, Латвия

Холокост в Латвии

Мемориал «Лес» в Риге был возведен по проекту архитектора Сергея Рыжа в 2002 году. Мемориал сделан из камней и толстой металлической проволоки на площадке в форме звезды Давида. На камнях выбиты имена тех, кто был здесь расстрелян.

В 1941 – 1944 годах в Бикерниекском лесу нацисты и их добровольные пособники из числа латышских полицейских, уничтожили примерно 46 500 евреев из Латвии, Германии, Австрии, Чехии, а также политических заключённых и советских военнопленных.

Одесса, Украина

Холокост в Одессе

По официальным данным за годы нацистской оккупации в Одесской области было уничтожено более 272 000 евреев. Сразу за мемориалом начинается Аллея праведников мира, а на другом ее конце расположен памятный знак - он стоит в том месте, откуда начиналась депортация евреев в концлагеря, разбросанные по Восточной Европе.

Бронзовая скульптурная композиция - пять тощих мужчин и ребенок - была сделана по проекту Зураба Церетели и открылась 9 мая 2004 года.

Сан-Франциско, США

Памятник «Холокост» работы скульптора Джорджа Сегала был открыт в 1989 году в парке А. Линкольна у Музея почетного легиона. Памятник представляет собой 10 лежащих бронзовых фигур размером с человеческий рост, и 1 стоящую фигуру человека за колючей проволокой. Монумент ясно говорит о том, что лишь одному человеку из десяти удалось выжить в концлагерях смерти.

Иерусалим, Израиль

Яд ва-Шем - это музей Холокоста , в котором собраны уникальные артефакты того страшного времени. Там также находится несколько мемориалов в память об убитых нацистами евреях. Среди скульптурных композиций комплекса - дерево из фигур людей, забор из колючей проволоки в виде человеческих скелетов, и многие другие.

Сегодня в Израиле живет 6 миллионов евреев — и столько же (а, скорее всего, еще больше) европейцев с еврейскими корнями было уничтожено в годы Холокоста. События тех лет стали трагедией не только для иудейской общины, но и для всего мира в целом. В память о погибших созданы сотни фильмов, книг, памятников, выставок, инсталляций, которые напоминают о кровавом безумии, которое никогда не должно повториться.

Израиль. Национальный мемориал Холокоста

В Иерусалиме (Израиль) на Горе Памяти (Хар ха-Зикарон) находится Национальный мемориал Холокоста - Яд ва-Шем. Мемориал, название которого обозначает «память и имя», был основан в 1953 году по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях - жертвах нацизма в 1933-1945 годах, и отдать дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью. На территории музейного комплекса, в котором собраны уникальные артефакты того страшного времени, находятся исторический и художественный музеи, Зал Имён, архив и библиотека, видеоцентр, Международная школа изучения Холокоста и синагога.


На территории мемориала разбит Сад «Праведников мира» в честь людей, которые по велению совести, рискуя собственной жизнью, спасали евреев во время войны, есть Долина Общин в память о более 5 тысячах еврейских общин, уничтоженных во время войны, обелиски воинам-героям (скульптор Буки Шварц) и еврейским солдатам-борцам с нацистской Германией (скульптор Бернард Финк), Детский мемориал, созданный архитектором Моше Сафди.

Памятник «Януш Корчак с детьми»

Среди скульптурных композиций комплекса выделяются памятник «Януш Корчак с детьми» скульптора Бориса Сакциера. Еврейско-польский педагог из Варшавы, доктор Генрих Гольдшмидт, известный под псевдонимом Януш Корчак, несмотря на неимоверные усилия спасти своих воспитанников, вместе с 200 детьми вверенного ему детского дома был отправлен в лагерь смерти Треблинка 5 августа 1942 года, где они вместе и были убиты.

«Мемориал депортированным»

Данью памяти жертвам Холокоста является «Мемориал депортированным» в виде вагона для перевозки скота, который стоит перед обрывом. В такие вагоны грузились миллионы евреев в Европе, которые отправлялись затем в лагеря уничтожения. Вагон был передан в дар мемориалу Яд ва-Шем польским правительством. Архитектор мемориала - Моше Сафди.

Композиция «…ибо человек, как дерево в поле»

«Партизанская панорама» посвящена памяти евреям, которые присоединились к партизанскому движению во время войны. Скульптор Цадок Бен-Давид назвал свою композицию, расположенную в центре панорамы, «…ибо человек, как дерево в поле». Он выбрал дерево символом партизан, поскольку их жизнь охранял лес, среди деревьев которого герои-партизаны находили убежище.

Впечатляет также скульптурная композиция «Тора», созданная Марселем Эльфенбайном Свергольдом (Marcelle Elfenbein Swergold), которая расположена у входа в комплекс Яд ва-Шем.

Композиция «Тора»

Жертвам Холокоста также посвящен Лес Мучеников — рукотворный лес в окрестностях Иерусалима недалеко от ручья Кисалон. В этом мемориальном лесу высажено 6 миллионов деревьев, символизирующих число жертв Холокоста. Его закладка началась в 1947 году ещё до провозглашения государства Израиль. На центральной лесной поляне в 1971 году был сооружён мемориал «Огненный свиток» работы скульптора Натана Рапопорта. Памятник в форме двух свитков Торы изображает сцены из истории еврейского народа.

Мемориал «Огненный свиток»

Частью Леса Мученников является также мемориал Анны Франк, где Рапопорт из ржавой стали создал памятник, символизирующий комнату, в которой скрывалась девочка.

Будапешт (Венгрия)

Мемориал «Обувь на набережной Дуная» в Будапеште является одним из трогательных памятников жертвам Холокоста. Памятник в виде шестидесяти пар старомодной обуви из железа находится в 300 метрах от здания венгерского Парламента на набережной Дуная прямо у края воды.

Мужские, женские и детские туфли, боты и ботинки напоминают о страшных событиях 1944-1945 годов, когда нацисты проводили здесь массовые казни евреев. Многих заставляли разуваться и тут же расстреливали.

Причем, приговоренных связывали проволокой по несколько человек, ставили на самый край набережной, и в целях экономии патронов стреляли только в крайнего человека. Застреленный, падая в воду, тянул за собой остальных. Обувь же местные полицаи относили потом для продажи на черный рынок.

Киев (Украина)

Бабий Яр - урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941 года, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом, евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных. Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года - были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. За два дня 29 и 30 сентября 1941 года зондеркоманда «4а» под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля при участии и украинской полиции расстреляла в этом овраге 33 771 человека (это количество не включает малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали в эти два дня). Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1 и 2 октября, 8 октября и 11 октября 1941. Массовые казни продолжались вплоть до ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны около 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов. По разным подсчётам, в Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 100 до 200 тысяч человек. Из Бабьего Яра спаслось только 29 человек (!).

Многие десятилетия в СССР замалчивалось о том, что в Бабьем Яру абсолютное большинство убитых были евреями. Упоминания о евреях или еврейская символика скрывались и искоренялись. В официальном сообщении Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) о трагедии в Бабьем Яру, отредактированном в Управлении пропаганды ЦК ВКП(б) и утвержденном заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотовым, слово «евреи» было заменено на «мирные советские граждане». Возможность создать мемориал в память о евреях - жертвах массовых расстрелов появилась на Украине только после развала СССР. Памятник «Менора» (светильник) посвящён убийству мирных еврейских граждан в Бабьем Яру в годы войны.

Установлен он был 29 сентября 1991 года, в 50-летнюю годовщину первого массового расстрела евреев. От бывшей конторы еврейского кладбища к памятнику проложена «Дорога скорби».

Еще один небольшой монумент в память о тех, чья жизнь оборвалась до того, как они успели повзрослеть - памятник уничтоженным в Бабьем Яру детям.

Точное количество убитых детей в возрасте до трёх лет неизвестно, их убивали, но не считали, часто на них жалели пули, поэтому закапывали живьём или убивали дубинками. Известно, что из десятков тысяч убитых детей смогли спастись из Бабьего Яра около десяти. Этот памятник был установлен 30 сентября 2001 года. Скульптор Валерий Медведев, архитектор Юрий Мельничук (при участии Р. Бухаренко).

Кроме того, к 2008 году на территории Бабьего Яра было установлено еще несколько памятников другим жертвам убийств.

Краков (Польша)

До войны в Кракове жила большая еврейская община, каждый четвертый житель был евреем. Мемориал на площади бывшего краковского гетто представляет собой 33 пустых стула, символизирующих то, что осталось после того, как фашисты депортировали своих жертв.

Стулья напоминают о том, что в период выселения евреев в гетто, на улицу выносилась вся мебель из жилищ, чтобы никто в оставляемом доме не спрятал детей и младенцев. 33 железных стула высотой почти полтора метра и 37 стульев пониже высотой установили по периметру площади и на прилегающих трамвайных остановках. Каждый стул - это память о погибших евреях в гетто в Кракове. Памятник был открыт в 2005 году.

Лидице (Чехия)

Чешское село Лидице близ города Кладно существовало с XII столетия, по переписи конца XIX века в Лидице проживало 506 человек. В 1942 году во время немецкой оккупации чехословацким сопротивлением был смертельно ранен генерал полиции, обер-группенфюрер СС Рейнгард Гейдрих. Гестапо г. Кладно заподозрило в преступлении семью Гораковых из Лидице. Лидице решено было уничтожить, на 10 июня 1942 года была назначена карательная операция. Всех 173 мужчин села расстреляли. Детей и женщин собрали в сельской гимназии, затем разделили. Женщин отвезли в концлагерь Равенсбрюке. Из 105 детей выбрали несколько малышей для передачи в немецкие семьи. А 82 ребёнка были отправлены в лагерь смерти близ польского Хельмно и уничтожены в газовой камере. Деревню стёрли с лица земли, нацисты уничтожили не только все дома, но и кладбище, и костёл святого Мартина.

Село отстроили в 1948 году. На месте братской могилы жителей Лидице были созданы мемориал и музей (Památník Lidice). В 1955 году открылся памятный Сад Мира - там высадили розовые кусты из 32 стран. Центром мемориала стала скульптурная группа работы Марии Ухитиловой - памятник 82 убитым детям.

Двадцать восемь детских фигур Мария создавала в своей мастерской два десятилетия - с 1969 по 1989 год. Это были гипсовые статуи - на бронзовые у неё не хватало средств. Ухитилова умерла в 1989 году, ее работу завершал супруг - Й.В. Гампл. В 1995 году были установлены первые тридцать статуй в бронзе.

В период 1996-2000 годов появились остальные скульптуры. Пожертвования на мемориал приходили со всего мира.

Так сорок две девочки и сорок мальчиков, погибшие в 1942 году, снова вернулись в Лидице.

Майами (США)

Памятник жертвам Холокоста в Майами представляет собой архитектурный ансамбль, созданный по проекту американского художника и скульптора Кеннета Трейстера. Он создан в виде огромной руки, которая тянется к небу с вопрошающим жестом, и возведен на сбережения семейства Ротшильдов.

Строительство памятника длилось пять лет. Композицию мемориала образуют полукруглая классическая колоннада из светлого камня, пруд с цветущими лилиями и остров в центре ансамбля. К острову ведет узкий коридор, на стенах которого высечены названия концентрационных лагерей. В центре острова возвышается скульптура ждущей помощи руки.

Со всех сторон рука окружена 130 фигурами жертв нацистского истребления, выполненных в полный рост.

Вместе со скульптором Кеннетом Трейстером над созданием комплекса работало еще 45 скульпторов и архитекторов.

Минск (Беларусь)

Мемориал «Яма» в Минске, посвящённый жертвам Холокоста, расположен на улице Мельникайте. На этом месте, именуемом до войны Раковским предместьем, после захвата Минска нацисты создали еврейское гетто. 2 марта 1942 года здесь было расстреляно около 5 000 узников гетто, включая 200 сирот из детского дома. Мемориал «Яма» - один из первых памятников, установленных жертвам Холокоста.

Первая часть мемориала - площадка, вручную выложенная камнями, и обелиск со строчками поэта Хаима Мальтинского - была открыта в 1947 году. Кстати, это был первый памятник в СССР, на котором было разрешено сделать надпись на идиш. Впрочем, в 1949 году Мальтинского, а в 1952 году каменотёса Мордуха Спришена, выложившего саму площадку камнями, арестовали и сослали в ГУЛАГ по обвинению в «космополитизме и проявлении еврейского буржуазного национализма». Их обвиняли в том, что на обелиске вместо слов о «мирных советских гражданах» написано только об евреях.

Вторая часть — скульптурная композиция «Последний путь» - была установлена в 2000 году. Худые бронзовые фигуры людей, спускающихся по лестнице, будто стекают вдоль ступенек к яме, где их ждет смерть.

Одесса (Украина)

Во время оккупации Одессы осенью 1941 и зимой 1942 года румынскими войсками под контролем и руководством нацистской Германии происходило массовое истребление еврейского и цыганского населения города и близлежащих городков Приднестровья. Только в период с 17 по 25 октября 1941 года было расстреляно или сожжено заживо более 30 тысяч одесситов. Всего же за время румынской и немецкой оккупации было уничтожено более 272 000 украинских евреев, проживавших между Днестром и Южным Бугом.

В начале 1990-х годов в Одессе, в Прохоровском сквере, в том самом месте, где на окраине города в 1941 году начиналась «дорога смерти» одесских евреев и цыган в концлагеря, разбросанные по Восточной Европе, был установлен памятный знак. Позднее к нему добавилась «Аллея Праведников мира» — с деревьями, каждое из которых высажено в честь одесского жителя, укрывавшего и спасавшего евреев. Завершил мемориальный комплекс «Памятник жертвам Холокоста в Одессе», открытый 9 мая 2004 года.

Бронзовая скульптурная композиция - пять тощих мужчин и ребенок - была создана скульптором Зурабом Церетели.

Орегон (США)

Мемориал памяти жертв Холокоста расположен в Портленде, штат Орегон. Идея создания мемориала был предложена в 1994 году Элис Керн и местными активистами, пережившими Холокост. Открыт мемориал был 29 августа 2004 года. Булыжный тротуар ведет к полукруглой стене, на которой написана история Холокоста и цитаты оставшихся в живых жертв.

На пути к стене установлена гранитная скамья с «забытой» куклой, выполненной из бронзы.

На дороге, ведущей к стене мемориала на земле лежат бронзовые предметы - обувь, очки, чемодан, скрипка, как олицетворение той мирной жизни, которую во время Холокоста оставили позади жертвы нацизма.

У самой стены находится «Хранилище земли», в котором находится земля и зола из шести лагерей смерти - Аушвиц-Биркенау, Белжеца, Хелмно, Майданека, Треблинки и Собибора, привезенные местными жителями. На задней стене мемориала выгравированы имена людей, погибших в лагерях, а также имена их оставшимся в живых родственников, живущих в Орегоне.

Прага (Чехия)

Перед зданием вокзала Прага-Бубны открыТ памятник жертвам Холокоста. Монумент представляет собой 20-метровую железнодорожную колею, уходящую высоко в небо. Именно с этого вокзала в 1941-1945 годах нацисты вывезли в концентрационные лагеря более 45 000 евреев, большинство из которых погибло.

Рига (Латвия)

Бикерниекский сосновый лес площадью 642 га расположен в Видземском предместье на северо-востоке от Риги рядом с деревней Румбула. Еще во время войны за независимость Латвии в 1919 году большевики использовали этот лес для казней политических оппонентов и священников. В годы Второй мировой войны, во время нацистской оккупации, Бикерниекский лес стал местом массового уничтожения евреев, советских военнопленных и гражданских лиц. 30 ноября и 8 декабря 1941 года карательная группа специального назначения «Айнзацгруппа A» под командованием обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна в сотрудничестве с командой латыша Виктора Арайса расстреляла здесь более 24 тысяч латвийских евреев и одной тысячи евреев, привезённых накануне поездом из Германии, Австрии и Чехии. По разным данным нацисты и их пособники из числа латышских полицейских расстреляли на этом месте в 1941-1944 годах примерно 46 500 человек. Место расстрелов долгое время оставалось заброшенным, только в 1962 году Самуил Цейтлин и Белла Мартинсон, которой удалось тогда выжить, разыскали его в лесу. Целый год Цейтлин обивал пороги, пока Министерство культуры Латвийской ССР не выдало разрешение и 500 рублей на создание мемориала. 25 октября 1964 года, после затяжной борьбы с местными властями, он был открыт и представлял собой надгробный камень, на котором были выбиты слова на трех языках - русском, латышском и иврите. В ноябре 2002 года в Румбуле был открыт Мемориальный комплекс, названный «Румбульский лес».

Вход в мемориал обозначен двумя плитами с надписями на латышском, английском, немецком и иврите, рассказывающих о тех трагических событиях.

В центральной части мемориала над площадкой, выполненной из камней и толстой металлической проволоки в форме звезды Давида, возвышается ритуальный подсвечник - менора.

На камнях вокруг меноры выбиты имена 1300 рижских евреев, расстрелянных здесь. Это те, чьи имена удалось восстановить. Среди этого множества камней только на одном камне надпись не высечена, а сделана в виде таблички. Этот камень в честь Самуила Цейтлина, скончавшегося в 1990 году.

Кроме того, на территории мемориала находятся шесть массовых захоронений, на месте которых установлены около сорока памятных знаков с символическими эмблемами.

Фотографии блогера под ником Бахус

Сан-Франциско (США)

Памятник «Холокост» был открыт в 1989 году в парке Авраама Линкольна у Музея Почетного легиона. Памятник представляет собой 10 лежащих фигур размером с человеческий рост, и одну стоящую фигуру человека за колючей проволокой. Скульптор Джордж Сегал своей работой выражает мысль о том, что лишь одному человеку из десяти удалось выжить в концлагерях смерти во время Второй мировой войны.

Усти-над-Лабем (Чехия)

Усти-над-Лабем (Ústí nad Labem) — город на севере Чехии, у впадения Билины в Лабу. Немецкое название города - Ауссиг на Эльбе. Историки пишут, что еще до Второй мировой войны город был одним из центров раннего национал-социализма, здесь были напечатаны многие теоретические работы нацистов. Летом и осенью 1938 года большинство евреев уехало из Усти в Прагу и другие города. В ноябре 1938 года, после Мюнхенского соглашения оставшиеся в Усти евреи были депортированы в лагеря смерти. Только 18 сентября 2012 года в городе был установлен памятник жертвам Холокоста. Автор - Ладислав Файгл (Ladislav Faigl).

По всему миру существует десятки музеев, мемориалов, памятников, посвященных истреблению еврейского народа в годы Холокоста. Все они своими экспонатами, скульптурными композициями, выражением дани памяти погибшим, самим своим существованием говорят лишь об одном: Такое не должно повториться никогда!!!

Информация и фотографии взяты из Википедии и разных зарубежных сайтов и блогов.

Добрый день, друзья. Сегодня мы расскажем об одном из самых необычных памятников не только в Германии, но и в мире. Мемориал жертвам холокоста в Берлине находится в центре города. Гуляя по городу, вы наверняка увидите его. Здесь нет скорбящих фигур или гигантской скульптуры, символизирующей что-то определённое. Но вы его сразу узнаете. Мемориал — огромное поле, на котором рядами стоят обелиски. Разной высоты, ровные серые бетонные блоки. Памятник вызывает очень сильные чувства.

Когда мы с Галей пошли к этому памятнику, то знали, что увидим 2 тысячи бетонных плит. Мы видели фотографии мемориала и примерно представляли, как это выглядит. Но то, что мы почувствовали нас поразило.

Мы вошли в памятник и сначала не поняли, что же тут смотреть. Всё безлико, серо. Столбы стоят рядами, образуя аллеи и пересечения. В любом месте можно свернуть и оказаться на такой же серой безмолвной аллее.

Мы бродили по этому лабиринту и постепенно в нас появлялось такое количество ассоциаций... С мёртвым лесом, где сотни деревьев и ни одной ветки, на которой появится живой лист или плод, с застывшим городом, где вместо людей безымянные, безликие столбы, с огромным блоком, в котором кто-то прорезал ровные ходы, но сколько здесь ни ходи, — увидишь только ровные серые стены.

Иногда плиты очень высокие и тогда видны кусочки неба.

Иногда плиты низкие и тогда перед нами бетонной волной поднималась земля. Ощущение безысходности становилось особенно острым, когда в конце аллеи виднелись живые деревья.

Была зима. Деревья стояли голые и замёрзшие, но всё равно, в них чувствовалась жизнь. Спящая, ожидающая своего часа, но жизнь. А в бетонном лесу, по которому мы бродим, её не будет никогда.

Мемориал вызывает разные чувства у всех, кто его видел. Но одно общее — памятник жертвам холокоста производит мощное впечатление.

Под этим бетонным лабиринтом находится музей и информационный центр, благодаря которому многие люди уже нашли и до сих пор продолжают находить сведения о своих родственниках.

Рядом находятся еще два небольших мемориала жертвам нацистского режима.

Между серыми плитами

«Холокост — массовое уничтожение нацистами европейских евреев в годы Второй мировой войны».

Памятник жертвам Холокоста — одно из самых посещаемых туристами мест в Берлине. Он расположен в самом центре города: рядом с и зеленым парком .

Художник деконструктивист Питер Айзенманан создал очень необычный памятник, с виду совершенно бессмысленный. Массивные гладкие плиты, есть большие и маленькие. Какие-то чуть выше остальных, а иногда вы не видите разницы. Прогуливаясь по этому лабиринту из серых камней, не сразу понимаешь куда ты попал и зачем все это.

Столбов, а точнее блоков 2271. Без имен, фамилий, без даты жизни и причины смерти. Это огромное поле смерти. «Бессмысленность и безутешность» - так назвал свою мемориальную композицию Айзенман.

Это Denkmal für die ermordeten Juden Europas, мемориал жертвам Холокоста, самым бессмысленным, безутешным и страшным смертям современной истории.

Решение еврейского вопроса

Нацизм начал интересовать А. Гитлера ещё в 1919 году. Придя к власти он начал планомерно внедрять теорию «расовой неполноценности».

Почему эта теория стала так популярна в Германии? Уничтожение неполноценных наций (евреев, цыган; русские, белорусы и украинцы тоже подпадали под это определение) продемонстрировало бы один из законов эволюции Дарвина - выживает сильнейший.

Сильные особи подавляют слабых. Так представлялось Гитлеру торжество арийской расы. Страх — сильное чувство и опасное. Он порождает ненависть.

Почему у Гитлера это сильное чувство вызывали евреи и цыгане?

Сначала он, а потом и другие начали верить, что евреи вносят «порчу» в тело белой арийской расы. Немецкие ученые наперебой доказывали ущербность евреев, находили какие-то мутировавшие гены, которые могли бы подкосить или вовсе уничтожить арийскую расу.

Как итог - они должны были быть уничтожены прежде всего.

Почему в нацистской Германии возник вопрос о неполноценных нациях? Как в XX веке людям пришло в голову полностью несколько народов? Как у них хватило решимости начать осуществлять эту дикую идею, планомерно уничтожая тысячи и тысячи людей, создавая газовые камеры и автоматические машины расстрела?

Как целый народ оказался под влиянием фанатика и нездорового психически человека?

На эти вопросы науке ещё предстоит ответить. Мы же с вами можем только принимать личное решение. Отвечать за то, что мы думаем и какие поступки совершаем.

Готов ли я называть уродами или расово неполноценными людей, чем-то не похожих на меня?

Память о том, к чему может привести расовая ненависть должна быть сохранена.

Возможно такие памятники заставят задуматься, изменить свои установки, понять что-то такое, о чём раньше мы и не думали.

История памятника

Памятник открыт в 2005 году, но задумка родилась у журналистки Леи Рошель еще в 1988 году. На выбор места и проекта, на сбор средств ушло 10 лет.

Поддержку оказал известный историк Эберхард Йекель. Позднее, начинание поддержали многие общественные деятели Германии.

В конкурсе участвовало 528 проектов. Каждый из них - попытка выразить языком искусства трагизм Холокоста.

Проект Айзенмана победил. И в 2005 году прошло торжественное открытие мемориала.

Замысел художника — дать каждому почувствовать ощущения человека, попавшего в ситуацию, когда бежать некуда, искать надежды негде, и никто не поможет тебе. Ты в лабиринте. За каждым поворотом которого может ждать смерть.

Особенность памятника

Все плиты сделаны из прочного бетона с добавкой особого состава. Им не страшна вода и краска.

Конечно, не обходится без актов вандализма — на обелисках рисуют граффити. Работники мемориала не обращают на это внимания. Все надписи и рисунки смоет первым же дождем. Все пройдет, остается только мрачное напоминание о назначении этих плит.

Строительство мемориала вызывало противоречивую реакцию у многих людей. Даже представители еврейской диаспоры сочли этот памятник не самым лучшим выражением скорби. Их мнение так и осталось неоднозначным.

Многих жителей Берлина смущало, что это огромное поле-кладбище расположено в самом центре. Офисы и жилые дома выходят на него окнами. Да, впечатление от комплекса очень волнующее, даже страшное. Но не всем хочется ежедневно видеть из окна эту человеческую трагедию.

6 залов

Под самим мемориалом находится информационный центр и 6 залов музея Холокоста.

Здесь родственники погибших могут запросить доступную информацию. Многим удалось найти хоть крупицы сведений о своих родных, месте их смерти.

По данным инфоцентра примерное число погибших — 6 миллионов человек.

В залах музея подлинные экспонаты: записки, дневники, фотографии жертв. Тут же находятся некоторые личные вещи, которые удалось найти и сохранить.

Здесь же вся история гонений на евреев.

Самый страшный здесь, наверное, «зал семей». Это подлинные истории 15 еврейских семей во время Второй Мировой: гонения, утраты, постоянный страх.

Рядом с местом, где сейчас мемориал, находится бункер Гитлера и проходила часть .

Время работы

Информационный центр открыт с 10 до 19-00.

Мемориал находится под открытым небом. Прийти туда можно в любое время.

Официальный сайт: www.stiftung-denkmal.de

Экскурсии: аудиогид стоит 4 евро, есть русский язык.

Как добраться

  • На метро по линиям U2, S1-S2, S25-S26 до станции Potsdamer Platz.
  • На автобусе. Вам подходят 100, 200, или еще номера 347, М41 до остановки Potsdamer Platz или Brandenburger Tor.
    Адрес: Cora-Berliner-Straße 1

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam , район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Мемориал жертвам холокоста на карте

Мемориал жертвам Холокоста огромный и внушительный. Но, ведь не только евреи стали «неполноценной расой» и подверглись массовый убийствам.

По данным, это число превышает полмиллиона человек.

Вблизи здания находится небольшой, но очень трогательный мемориал цыганам, которые погибли в этот же период — Memorial to the Sinti and Roma Victims of National Socialism.

Выглядит памятник погибшим цыганам так: круглый бассейн с треугольным постаментом в середине.

На него каждый день кладутся живые цветы.

По краю бассейна выложены строки из Сантино Спинелли, цыганского писателя.

Рядом находится несколько информационных стендов.

Друзья, спасибо что читаете нас. Мы уже запланировали новые увлекательнее путешествия, которыми обязательно поделимся с вами. Подписывайтесь на обновления, получайте новые статьи прямо на почту. До новых встреч!

Большой, интересный и не очень известный памятник находится в самом центре Москвы, в сквере на Болотной площади. Он называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Хотя памятником, в классическом понимании этого слова, наверное, его назвать нельзя. Эта целая скульптурная композиция, целая история, которую не расскажешь в двух словах.

Он появился в столице 2 сентября 2001 года в День города. Его автор – Михаил Шемякин. По словам художника, когда он только задумал композицию, он хотел одного – чтобы люди задумались о спасении сегодняшнего и будущего поколений. Многие, кстати в то время были против его установки недалеко от Кремля. Даже собирали специальную комиссию в столичной Думе, и та также высказалась против. Но тогдашний мэр Юрий Лужков всё взвесил и дал добро.

Памятник действительно выглядит неоднозначно и непривычно. Он входит в топ-10 самых скандальных памятников Москвы. Композиция состоит из 15 фигур, две из которых маленькие дети – мальчик и девочка лет 10. Они расположены в самом центре. Как и все в этом возрасте, они играют в мячик, у них под ногами лежат книги сказок. Но у детей завязаны глаза, они не видят, что вокруг стоят 13 страшных высоченных фигур, тянущих к ним руки-щупальца. Каждое изваяние олицетворяет какой-то порок, который может развратить детские души и навсегда ими завладеть.

Стоит подробно описать каждую (слева направо):

  • Наркомания. Худощавый мужчина во фраке и бабочке, чем-то напоминает графа Дракулу. В одной руке шприц, а в другой – пакетик с героином.
  • Проституция. Этот порок представлен в образе мерзкой жабы с выпученными глазами, нарочито вытянутым ртом и пышным бюстом. Всё её тело покрыто бородавками, а на поясе вьются змеи.
  • Воровство. Хитрая свинья, которая повернулась спиной, явно чего-то пряча. В одной руке у нее мешочек с деньгами.
  • Алкоголизм. Жирный слащавый полуголый человек, восседающий на бочке с вином. В одной руке у него кувшин с чем-то «горячим», в другой пивной кубок.
  • Невежество. Веселый и беззаботный осел с большой погремушкой в руках. Живая иллюстрация поговорки «меньше знаешь, лучше спишь». Правда, тут лучше сказать «нет знаний, нет проблем».
  • Лженаучность. Женщина (вероятно) в монашеской рясе с закрытыми глазами. В одной руке у неё свиток с псевдознаниями. Рядом стоит непонятный механический прибор, а в другой руке результат неправильного применения науки – двухголовая собака, которую держат как марионетку.
  • Равнодушие. «Не так страшны убийцы и предатели, они могут только убить и предать. Страшнее всего – равнодушные. С их молчаливого согласия происходит всё самое худшее в этом мире». Видимо, автор полностью согласен с этим изречением. Он поместил «Равнодушие» в самый центр пороков. Фигура имеет четыре руки – две скрещены на груди, а другие две затыкают уши.
  • Пропаганда насилия. Фигура напоминает Буратино. Только у него в руке щит, на котором изображено оружие, а рядом стопка книг, одна из которых «Майн Кампф».
  • Садизм. Толстокожий носорог отлично подходит для иллюстрации этого порока, к тому же одет он в наряд мясника.
  • Беспамятство. Позорный столб - единственная неодушевленная фигура в общей композиции.
  • Эксплуатация детского труда. То ли орел, то ли ворон. Человек-птица приглашает всех на заводик, где трудятся дети.
  • Нищета. Иссушенная босая старуха с посохом протягивает руку, прося милостыню.
  • Война. Последний персонаж в списке пороков. Человек, закованный в доспехи, и с противогазам на лице, протягивает детям игрушку – всеми любимого Микки-Мауса, но мышонок закован в бомбу.

Безошибочно узнать в каждой фигуре конкретный грех или порок очень трудно, поэтому автор подписал каждую скульптуру на русском и английском языках.

Первоначально памятник был открыт постоянно. Но после того, как любители поживиться цветным металлом, открыли на него охоту, композицию огородили забором, приставили охрану и ввели часы посещений с 9 утра до 9 вечера.

В сквер на Болотной площади часто приходят люди. Молодожены фотографируются на фоне причудливых изваяний, особо не придавая значения, затаенному в скульптуре смыслу. Многие композицию ругают, считают нелепой. Наверное, самый ярый противник, доктор психологических наук Вера Абраменкова. Она считает, что Михаил Шемякин поставил памятник гигантским порокам, именно они, а не маленькие дети центральные персонажи. Но большинство людей к памятнику относятся с пониманием, его называют правильным, к месту и ко времени. Скульптор затронул проблему, о которой нужно не говорить, а кричать. Только Шемякин сделал это не при помощи слов, свои взгляды и убеждения автор увековечил в бронзе.



Транспорт