Пикассо семья комедиантов. Семья комедиантов

Ноябрь 28, 2012

Семейство комедиантов

1905; 212х229 см
Национальная галерея, Вашингтон

На смену «голубому» периоду приходит «розовый»: этот творческий отрезок родился из пестрой парижской жизни, ведь в 1904 году художник навсегда поселился во французской столице.

Настроение картин становится более лиричным, а колорит — нежным и прозрачным: Пикассо влюблен. Его первая муза, Фернанда Оливье, была страстной любительницей цирка, и художник, по его собственному признанию «сам не заметил, как стал завсегдатаем цирка Медрано у подножия Монмартра», а пространство его картин «заполнили арлекины, коломбины, акробаты и прочие комедианты».

Отходя от пессимистического «голубого» периода, художник выбирает светлые оттенки розового, серого и охры, которые придают образам артистов некую поэтическую меланхоличность. В этих картинах мы не найдем ни сверкающей мишуры, ни кричащих костюмов, ни головокружительных трюков. Пикассо представляет не манежное великолепие, а закулисье цирка — с усталыми лицами, расслабленными позами и вечной заботой о хлебе насущном.

Комедианты готовятся к отъезду: может быть, им надоела кочевая жизнь, но выражение обреченности на лице Арлекина подсказывает нам, что у артистов нет другого способа заработать на жизнь, кроме как странствовать по городам и весям и веселить толпы зевак на площадях...

Девочка на шаре

1905; 147х95 см
Музей им. Пушкина, Москва

В картине из московского музея зрителя поражает контраст между сидящим колоссом, одетым в розово-голубое трико, и хрупкой девочкой, балансирующей на шаре. Это о ней писал Аполлинер: «Когда она взошла на шар, ее щуплое тельце сыграло прекрасную мелодию, к которой никто не смог остаться равнодушным»...

По мнению многих исследователей, художник часто отождествлял себя с Арлекином. Французский искусствовед Пьер Дэкс в своем эссе «Пикассо — творец» (1987) заметил: «В каждой картине Пикассо, где присутствует образ Арлекина, мы напрямую имеем дело с самим автором, с его мыслями и чувствами, с его мировоззренческой позицией. В «Семействе комедиантов» широкое пространство, в которое всматривается Арлекин-Пикассо, — это бесконечное пространство чистой живописи. Живопись, которая очень близка поэзии...»

С исследователем трудно не согласиться, хотя, как для поэта, да простит читатель невольный каламбур, Пикассо слишком прозаичен. «Я считаю, что поиски в живописи не имеют абсолютно никакого значения, — писал он. — Важен их результат. Для коммерческого успеха произведения, увы, недостаточно одних только благих намерений».

Техническое замечание

Голубые рефлексы на лицах двух героев «Семейства комедиантов» появляются как эхо неба над головами фигур. Голубоватый цвет грунта просвечивает из-под теплой красочной массы, превращаясь в голубые тени.

На перекрёстке двух периодов - " голубого и розового" - "Девочка на шаре" Пабло Пикассо.

Девочка на шаре

«Семейство комедиантов» принадлежит к так называемому розовому периоду творчества Пикассо, пришедшему на смену печальному «голубому периоду». Художник заинтересовался образами из мира театра и цирка, в его палитре появились розово-золотистые, красноватые и розово-серые тона, а персонажами картин стали бродячие артисты - клоуны, танцовщицы, жонглеры и акробаты из цирка Медрано, где живописец часто бывал и рисовал своих друзей.

Фигуры комедиантов автор поместил в пустынный, лишенный растительности пейзаж на фоне синего неба, покрытого облаками. Слева - похожий на самого Пикассо Арлекин , который держит за руку девочку, рядом с ними - директор труппы - толстяк, облаченный в красное трико и в колпаке шута, справа - два юных акробата. Вся композиция уравновешивается одинокой фигурой сидящей девушки на первом плане. Персонажи статичны, между ними нет никакой внутренней близости. И хотя они вместе, но каждого сковывает холод внутреннего одиночества. Циркачи застыли, будто в ожидании какой-то команды или приказания двигаться дальше. Большинство произведений Пикассо «розового периода» проникнуто духом трагического одиночества и обездоленности.

«Семейство комедиантов» принадлежит к так называемому розовому периоду творчества Пикассо, пришедшему на смену печальному «голубому периоду». Художник заинтересовался образами из мира театра и цирка, в его палитре появились розово-золотистые, красноватые и розово-серые тона, а персонажами картин стали бродячие артисты - клоуны, танцовщицы, жонглеры и акробаты из цирка Медрано, где живописец часто бывал и рисовал своих друзей. Фигуры комедиантов автор поместил в пустынный, лишенный растительности пейзаж на фоне синего неба, покрытого облаками. Слева - похожий на самого Пикассо Арлекин, который держит за руку девочку, рядом с ними - директор труппы - толстяк, облаченный в красное трико и в колпаке шута, справа - два юных акробата. Вся композиция уравновешивается одинокой фигурой сидящей девушки на первом плане. Персонажи статичны, между ними нет никакой внутренней близости. И хотя они вместе, но каждого сковывает холод внутреннего одиночества. Циркачи застыли, будто в ожидании какой-то команды или приказания двигаться дальше.

Розовый период Пабло Пикассо

Для работ «розового периода » массу материала давал цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма. Путешествие же в Испанию в 1906 году дало новый толчок поискам художника и послужило окончанием "розового периода".

Акробаты (Мать и сын)

Мальчик, ведущий лошадь

Акробат и молодой Арлекин

Семья акробатов

Большинство произведений Пикассо «розового периода» проникнуто духом трагического одиночества и обездоленности.

С 1904 года Пикассо поселился на Монмартре, где работал над картиной «Семья акробата с обезьяной». В 1907 году он познакомился с художником Жоржем Браком. Вскоре они вместе ушли от натурализма, изобретя новую форму живописи - кубизм. Угловатые объемы, геометрические фигуры, фрагменты натюрмортов и лиц, в которых с трудом угадывается что- то человеческое, заполняют его полотна.

В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).

Семья акробата

Пикассо стал основоположником кубизма, изображая человека как ряд совмещенных плоскостей. Этим достигал, как говорили, уродливой схожести. И этим восхищал. Он говорил, что изображает мир не таким, каким его видит, а каким представляет.

Автопортрет Пикассо

Пикассо в 15 лет

Автопортрет - Пабло Пикассо. 35 лет.

Пабло Пикассо (1881-1973) написал довольно много собственных изображений и, что интересно, в разных художественных стилях. Представленный автопортрет был создан в так называемый африканский период. К этому времени творческая манера мастера претерпела значительные изменения, став весьма неожиданной и новаторской для своего времени. В 1905 под впечатлением живописи Сезанна он стремился придать формам больше простоты, материальной весомости и значительности. Эти тенденции усилились во время поездки летом 1906 в Андорру, где Пикассо впервые обратился к примитивизму, чувственному и формальному. К 1907 уже были созданы самые известные и новаторские работы этого периода творчества - «Обнаженные» и «Авиньонские девицы» (обе сейчас находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке). Образ, который создал живописец, очень необычен. Он безжалостно превратил формы своего лица в геометрические блоки, намеренно утрируя и огрубляя облик. Работая жесткой линией, Пикассо лишает картину светотени, броский и абстрактный темно-красный фон усиливает плоскостность и экспрессивность автопортрета. Печальный, серьезный и встревоженно-напряженный человек смотрит с картины, кажется, что какая-то затаенная боль превращает его лицо в маску, за которой он пытается спрятать свою глубоко ранимую душу. «Кто грустен, тот искренен», - считал художник.

Пабло Пикассо - великий живописец, который написал множество картин. Лучшие полотна художник творил уже после своих 70. Написал он довольно много изображений и, что самое интересно в этом, больше количество их были в разных стилях рисования. В африканский период Пикассо представил автопортрет, создан 30 июня 1972 года, и этим произведением искусства завершает серию автопортретов. Особенность рисунка в том, что он выполнен цветными карандашами. Все портреты художника имели глубокий смысл, как и этот, что был создан 9 месяцев до его смерти. Все они были связаны со случаями из жизни творца и отображали его состояние, настроение, размышления и т.д. Пабло делал свое лицо «лабораторией» для формальных экспериментирований. Эту работу Пикассо именуют, как «Лицо смерти». Ведь автор создал очень необычный образ, над которым работал 3 месяца. Без жалости художник превратил свое лицо в тяжелые геометрические блоки, что сильно грубит облик творца.

1905 год

Техника: Холст, масло

Размеры: 213x230 см

Еще работы года

колодезный насос Обычная цена: 20 930,00 руб. Погружной скважинный насос модели ASP1C-70-90 предназначен для подачи чистой воды из колодцев и сква. . . В корзину.

Комментарии

2014

Николай, НН
20 апреля
На мой взгляд эмоциональной темой картины является расстование. Арлекин с его костюмом - видимо Пикассо со своей манерой рисовать - обмотался красным шарфом и гордо смотрит на всех. Девочка понурила голову, но стоит в унисон с арлекином, ступни которого направляются влево. возможно что у девочки были белые крылья, но на картине они черные - мрачность её движущей силы. Девочка, как и девочка на шаре, скорее всего это муза Пикассо, его идея, его творчество и вдохновение. Несколько грубоватые три фигуры направлены в другую сторону и лишь толстый мужчина - видимо глава семейства- как бы прощаясь смотрит на арлекина, его фигура олицетворяет довольство и обеспеченность, а две фигуры юнушей полностью увлечены изящной дамой. Берусь предположить что эти двое - собратья Пикассо по искусству, которые творят лишь ради самого искусства, и поэтому-то их пути расходятся. Пикассо как бы со своей ещё не окрепшей музой уходит от искусства ради довольства и самого искусства. возможно что он оставляет и саму изящную даму - утонченность и эстетику искусства того времени и направляет свои ступни влево - в сторону социализма

2010

Валентина Борковская, Рязань
25 января
Отлично написаны портреты.

2009

Куки, Екатеринбург
29 октября
Боже... Такие шикарные картины... уже минут 20 рассматриваю их...

Название, англ. : Family of Saltimbanques.
Оригинальное название : La famille de saltimbanques.
Год окончания : 1905.
Размеры : 212,8 × 229,6 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Вашингтон, Национальная художественная галерея

В 1904 году Пикассо переезжает в Париж и находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии Бато-Лавуар - странном полуразрушенном здании, имеющем некое сходство с плавающими прачечными вдоль берегов Сены. Парижские друзья знакомят его с литературными клубами Парижа, вводят в богемный быт художников и поэтов Монмартра с его романтикой творчества, атмосферой жизненной неустроенности. Частыми гостями Пикассо были Макс Жакоб, Андре Сальмон, Гийом Аполлинер, Альфред Жарри, Шарль Вильдрак, Жорж Дюамель. Спутницей его жизни в те годы была Фернанда Оливье. Счастливый, сравнительно счастливый - «розовый» период дает ощущение легкого дыхания после душной замкнутости «голубого». В фигурах, на картинках Пикассо, исчезает скованность, раздвигается пространство, тона стают прозрачнее и воздушнее, неподвижность сменяется движением. Французское начало смягчает испанскую жесткость.

Своим друзьям Сальмону и Аполлинеру художник в первую очередь обязан увлечением цирком. Как и прежде, Пикассо черпает свои образы из окружающей действительности - источником его вдохновения на этот раз служит цирк Медрано. «Розовый» или «цирковой» период начинает набирать обороты, печаль и нищета «голубого» периода сменивается образами из более живого мира театра и цирка, ибо Барселона больше не дает художественных импульсов и тема «дна» жизни была исчерпана. Художник отдал предпочтение более радостному стилю в розово-золотистом и розово-сером тонах, а персонажами его работ становятся бродячие артисты - клоуны, танцовщики, шуты, атлеты и акробаты. Их ловкость и стремление к искусству иллюзии радовали Пикассо, их гипнотическая жизнь задела художника, который сам искал новые горизонты в творчестве. Странствующая группа актеров была особым микромиром вольных людей, где существуют искренние привязанности, где нет места корысти, обману. Эти люди раскрыли новые аспекты человеческого общества для художника своим одиночеством, дискриминацией и в то же время мягкостью, сопереживанием. Пикассо не случайно делает своими героями комедиантов: сама жизнь для него сродни театру, исполнена духа превращений, постоянных переходов от серьезного к юмору и от высокого к низкому (эта тема метаморфоз бытия впоследствии станет ведущей в творчестве художника). Пикассо привлекали люди из цирковой среды, многие из которых были также его испанскими соотечественниками. Их проворство и искусство иллюзии восхищали, их жизнь тронула художника. Он дружил с артистами, заходил в их шатры, погружался в этот удивительный мир, далекий от повседневной суеты. Здесь были заняты только своим искусством, здесь была полная свобода от оков недвижимости, роскоши и других атрибутов оседлой жизни. Арлекин - комичный персонаж в пестром обтягивающем трико из правильных ромбов и треугольников стал личным символом для Пикассо. Есть и еще одна тема проходящая через ранние годы творчества и выражающая его веру в доброту человеческих отношений - в «розовом» периоде она становится доминирующей - это тема дружбы двух существ, где сильный поддерживает и оберегает слабого, беззащитного. Однако напрасно искать на полотнах цирк, цирковое зрелище - Пикассо интересует сам актер, творческая, созидающая личность. Цирковые артисты показаны вне игры, изредка во время репетиции, чаще - в будничной жизни, семье, где сообща делят удачу и горечь поражений. Они репетируют и просто живут, как бы разыгрывая перед зрителем сцены самой жизни. Они всегда одеты в костюмы своих персонажей - это для них как знак отличия от общей массы. К этому миру причислял себе и сам художник. Его герои теперь принадлежат миру искусства, свободному племени бродячих комедиантов связанных узами духовного братства. Пикассо писал жизнь артистов цирка в бледно розовом свете, тут нет ни закулисных интриг, ни зависти, ни ревности. Их образы воплощают нежность материнства, грацию юности или мудрость старости, но кажутся при этом более многозначными и поэтически неуловимыми по сравнению с предшествующим «голубым» периодом. Пикассо остро и даже болезненно ощущал противоречия жизни. Он понимал, насколько хрупок и иллюзорен созданный им мир комедиантов, затерянных в огромном, неустроенном пыльном мире. Тревога художника отражена завуалированной печалью, настороженностью на лицах его героев, проявляет настроение неуверенности, тревожного ожидания.

Одним из центральных произведений «розового» периода является картина «Семья комедиантов» 1905 года, символизирующая перемещение Пикассо от одной фазы творчества к следующему. Значительные размеры полотна свидетельствуют о немалых инвестициях художника и это объясняет, почему он многократно использовал материал. Пикассо изменял ее 4 раза - добавлял персонажей, варьировал состав, внося некоторые дополнения, в том числе плечи женщины и ее шляпка, цвет балетных тапочек ребенка, появились как призрачные очертания только на финальной стадии работы. Обычно Пикассо датировал свои работы, но редко их называл. «Семья комедиантов» первоначально являлась безымянной, а уже потом название было дано исходя из содержания. В этой работе Пикассо собрал воедино многочисленные этюды, изображавшие его цирковых друзей, и сгруппировал их всех вместе под голубым небом, использовав в качестве задника пустынный, бесконечный пейзаж. Шесть персонажей, которые на первый взгляд выглядят отчужденными и держатся порознь, на деле связаны между собой единством предназначения. Художник изобразил не только образ жизни реальных комедиантов, но и очевидное печальное настроение героев, коллективную изолированность. Картина не отражает социального пессимизма, ее доминирующий цвет указывает на лирическую, личную печаль, а не пессимистическое отчаяние. Персонажи изображают совместную жизнь, хотя психологические отношения до конца не ясны. Цветовые эффекты сводятся к сдержанной, ненавязчивой гармонии, манера письма и колорит придают этой картине тихое меланхоличное очарование. Цветовая гамма картины остается в холодном стиле, только расплывчатые ноты теплой палитры размывают его. «Семья комедиантов» изображает бесправных, отрешенных людей, которые живут в центре общества. Художник изображает группу артистов как бродяг с простым реквизитом в бессодержательном, подобном пустыне, призрачном пейзаже. Работа представляет собой мост между меланхолией «голубого» и «розового» периода. Предположительно «Семья комедиантов» является автобиографической работой Пикассо с представлением его дружеского окружения. При анализе живописи на переднем плане можно выделить сидящую бледную молодую женщину, отдаленную от остальной группы, взгляд ее устремлен вправо вдаль и, похоже, что она ищет уединения и отстранения. Можно предположить, что она немного не вписывается в общий колорит картины, возможно она не является членом цирковой группы. На втором плане стоит пятеро, они не смотрят друг от друга, их глаза в тени. Те, кто должны быть счастливо живущей труппой, выглядят потерянными и грустными. Комедианты уходят, чтобы исчезнуть за грядою песчаных холмов, затеряться во вселенной. Артисты без зрителей: Пикассо заполнил печальными комедиантами большую часть холста, и пустое пространство вокруг них создает впечатление, что они находятся в бесконечных просторах пустыни. Тут и там, художник смешал цвет неба с землей. Облака сделаны в той же манере, в отличии от детальной прорисовки персонажей. Результатом является то, что небо и земля контрастируют с фигурами, и комедианты совершенно не вписываются в ландшафт, кажется, что они сейчас уплывут, если бы не тени, удержавающие их на земле. Окружающая пустота отражает настроения персонажей.

В раннем наброске «Семьи комедиантов» фоном служила сцена, разыгрывающаяся на ипподроме, причем один из наездников падал с лошади. В окончательном варианте все это было устранено, и в результате появилось ощущение разрозненности фигур, стоящих в отстраненных позах, явно дожидаясь какой-то команды. Неустойчивое равновесие композиции с пятью фигурами, сгруппированными в левой половине полотна, и одинокой фигурой девушки, сидящей в правом углу, создает дополнительный настрой и ожидание какого-то непредвиденного происшествия. Процесс развития и становления каждого из персонажей можно проследить по этюдам. Сидящая женщина прежде уже появлялась в качестве основной темы одной из картин Пикассо, где на ней надета остроконечная шляпа, окутанная вуалью. Маленькая девочка возникла в первом эскизе без корзины цветов - вместо этого она ласкала собаку. Стареющий шут с изрядным брюшком, растягивающим его красное трико судя по всему отец-основатель труппы или же ее «звезда» - имеет обширную предысторию, воплотившуюся в целом ряде его предшественников. Но наиболее узнаваема тут высокая фигура Арлекина - на картине она крайняя слева. Этот привычный персонаж стоит, держа за руку маленькую девочку, и глядит в лицо старому шуту. В последний момент Пикассо наделил его собственным профилем, еще больше отождествляя себя со своими бродячими сотоварищами.

Есть предположения, что картина была написана в результате определенных событий, которые произошли между Пикассо и Фернандой Оливье. Нет полной уверенности в том, что следующий эпизод происходил в эти года, но все же. В 1904 году в Пикассо встретил модель Фернанду Оливье, которая вдохновила его на создание многих значительных работ этого периода. Эти несколько лет были счастливыми в их отношениях. Фернанда Оливье, которая сама не могла родить ребенка, пошла в один сиротский приют на улице Коленкур. Там она удочерила девочку восьми или десяти лет и привела в Бато-Лавуар. Какое-то время маленькую девочку закармливали сладостями, покупали ей кукол и игрушки. Пикассо и все в Бато-Лавуар были добры к ней, особенно друг художника Макс Жакоб. Внезапно Фернанда устала от всего этого и решила, что не создана для материнства. Было принято решение вернуть ребенка обратно и этот жребий выпал Максу Жакобу. Когда он привел ее в приют, оказалось, что по существующему положению взятого из приюта ребенка обратно вернуть нельзя. Девочка расплакалась, стала умолять не бросать ее. В конце концов он устроил ребенка у консьержки. Возможно эта история является замаскированной сюжетной линией картины. Изучение контекста показывает нам, что работа изображает Пикассо, его друзей, Фернанду и ребенка: Пикассо в образе арлекина, красный клоун - Гийом Аполлинер, высокий акробат - Андре Салмон, молодой мальчик - Макс Жакоб, сама Фернанда и та девочка, стоящая спиной к зрителю. Хотя ни одна из фигур не является точным портретом. Эмоциональное напряжение и переживания за судьбу ребенка выражено у всех персонажей картины, читается в их глазах.

Сейчас картина находится в Национальной художественной галерее, город Вашингтон.

Описание картины Пабло Пикассо «Семья комедиантов»

В почти разрушенном, старом общежитии Бато-Лавуар в Париже в 1904 году Пабло Пикассо находит своё новое место обитание около берегов реки Сены.

На полотнах возникает воздушный розовый “период”. Появляются новые пространства большего размера, неподвижность меняется на движение.

Художник увлёкся цирком, в который его привели его ближайшие приятели Сальмон и Аполлинер. Начинает активно придумывать и создавать новые эскизы из жизни цирка и театральных представлений. Картина “Семья комедиантов” 1905 года создавалась в «розовый» период. Написание произведения происходило на стыке двух направлений в творчестве.

Картину четыре раза переписывали. Изображенные 6 персонажей смотрятся сплоченно, но при этом как бы врозь, есть что-то общее в их лицах, выражениях глаз, фигурах.

Коллективная изолированность передаёт печальную грусть и настроение героев. Доминирующий цвет указывает на оптимистическое начало, а не на пессимистическое окончание. Манера письма, колорит оттенков дают почувствовать меланхолическое настроение.

При детальном анализе можно выделить женщину с бледноватым цветом лица, отдалённую от группы на переднем плане. Пятеро людей, стоящие на втором плане, не смотрят друг на друга, их глаза находятся в тени дерева. Потерянные, грустные комедианты уходят за зелёные холмы. Настроение персонажей передают опустошенность бытия и настрой непредвиденного ожидания.

Можно проследить за развитием каждого комедианта по эскизам. Сидящая женщина в шляпке, а маленькая девочка держит корзину цветов, стареющий муж в красных лосинах, Арлекино держащий руку девочки.

В данный момент картина находится в Вашингтоне в национальной художественной галерее.

Пабло Пикассо "Семья комедиантов" (1905).
Холст, масло. 212.8 x 229.6 см
Национальная художественная галерея, Вашингтон

Одним из центральных произведений «розового» периода является картина «Семья комедиантов» 1905 года, символизирующая перемещение Пикассо от одной фазы творчества к следующему. Значительные размеры полотна свидетельствуют о немалых инвестициях художника и это объясняет, почему он многократно использовал материал. Пикассо изменял ее 4 раза — добавлял персонажей, варьировал состав, внося некоторые дополнения, в том числе плечи женщины и ее шляпка, цвет балетных тапочек ребенка, появились как призрачные очертания только на финальной стадии работы.

Обычно Пикассо датировал свои работы, но редко их называл. «Семья комедиантов» первоначально являлась безымянной, а уже потом название было дано исходя из содержания. В этой работе Пикассо собрал воедино многочисленные этюды, изображавшие его цирковых друзей, и сгруппировал их всех вместе под голубым небом, использовав в качестве задника пустынный, бесконечный пейзаж. Шесть персонажей, которые на первый взгляд выглядят отчужденными и держатся порознь, на деле связаны между собой единством предназначения.

Художник изобразил не только образ жизни реальных комедиантов, но и очевидное печальное настроение героев, коллективную изолированность. Картина не отражает социального пессимизма, ее доминирующий цвет указывает на лирическую, личную печаль, а не пессимистическое отчаяние. Персонажи изображают совместную жизнь, хотя психологические отношения до конца не ясны. Цветовые эффекты сводятся к сдержанной, ненавязчивой гармонии, манера письма и колорит придают этой картине тихое меланхоличное очарование. Цветовая гамма картины остается в холодном стиле, только расплывчатые ноты теплой палитры размывают его. «Семья комедиантов» изображает бесправных, отрешенных людей, которые живут в центре общества.

Художник изображает группу артистов как бродяг с простым реквизитом в бессодержательном, подобном пустыне, призрачном пейзаже. Работа представляет собой мост между меланхолией «голубого» и «розового» периода. Предположительно «Семья комедиантов» является автобиографической работой Пикассо с представлением его дружеского окружения. При анализе живописи на переднем плане можно выделить сидящую бледную молодую женщину, отдаленную от остальной группы, взгляд ее устремлен вправо вдаль и, похоже, что она ищет уединения и отстранения. Можно предположить, что она немного не вписывается в общий колорит картины, возможно она не является членом цирковой группы.

На втором плане стоит пятеро, они не смотрят друг от друга, их глаза в тени. Те, кто должны быть счастливо живущей труппой, выглядят потерянными и грустными. Комедианты уходят, чтобы исчезнуть за грядою песчаных холмов, затеряться во вселенной. Артисты без зрителей: Пикассо заполнил печальными комедиантами большую часть холста, и пустое пространство вокруг них создает впечатление, что они находятся в бесконечных просторах пустыни. Тут и там, художник смешал цвет неба с землей. Облака сделаны в той же манере, в отличии от детальной прорисовки персонажей. Результатом является то, что небо и земля контрастируют с фигурами, и комедианты совершенно не вписываются в ландшафт, кажется, что они сейчас уплывут, если бы не тени, удерживающие их на земле. Окружающая пустота отражает настроения персонажей.

В раннем наброске «Семьи комедиантов» фоном служила сцена, разыгрывающаяся на ипподроме, причем один из наездников падал с лошади. В окончательном варианте все это было устранено, и в результате появилось ощущение разрозненности фигур, стоящих в отстраненных позах, явно дожидаясь какой-то команды. Неустойчивое равновесие композиции с пятью фигурами, сгруппированными в левой половине полотна, и одинокой фигурой девушки, сидящей в правом углу, создает дополнительный настрой и ожидание какого-то непредвиденного происшествия. Процесс развития и становления каждого из персонажей можно проследить по этюдам. Сидящая женщина прежде уже появлялась в качестве основной темы одной из картин Пикассо, где на ней надета остроконечная шляпа, окутанная вуалью.

Маленькая девочка возникла в первом эскизе без корзины цветов — вместо этого она ласкала собаку. Стареющий шут с изрядным брюшком, растягивающим его красное трико судя по всему отец-основатель труппы или же ее «звезда» — имеет обширную предысторию, воплотившуюся в целом ряде его предшественников. Но наиболее узнаваема тут высокая фигура Арлекина — на картине она крайняя слева. Этот привычный персонаж стоит, держа за руку маленькую девочку, и глядит в лицо старому шуту. В последний момент Пикассо наделил его собственным профилем, еще больше отождествляя себя со своими бродячими сотоварищами.

Есть предположения, что картина была написана в результате определенных событий, которые произошли между Пикассо и Фернандой Оливье. Нет полной уверенности в том, что следующий эпизод происходил в эти года, но все же. В 1904 году в Пикассо встретил модель Фернанду Оливье, которая вдохновила его на создание многих значительных работ этого периода. Эти несколько лет были счастливыми в их отношениях. Фернанда Оливье, которая сама не могла родить ребенка, пошла в один сиротский приют на улице Коленкур. Там она удочерила девочку восьми или десяти лет и привела в Бато-Лавуар. Какое-то время маленькую девочку закармливали сладостями, покупали ей кукол и игрушки.

Пикассо и все в Бато-Лавуар были добры к ней, особенно друг художника Макс Жакоб. Внезапно Фернанда устала от всего этого и решила, что не создана для материнства. Было принято решение вернуть ребенка обратно и этот жребий выпал Максу Жакобу. Когда он привел ее в приют, оказалось, что по существующему положению взятого из приюта ребенка обратно вернуть нельзя. Девочка расплакалась, стала умолять не бросать ее. В конце концов он устроил ребенка у консьержки. Возможно эта история является замаскированной сюжетной линией картины. Изучение контекста показывает нам, что работа изображает Пикассо, его друзей, Фернанду и ребенка: Пикассо в образе арлекина, красный клоун — Гийом Аполлинер, высокий акробат — Андре Салмон, молодой мальчик — Макс Жакоб, сама Фернанда и та девочка, стоящая спиной к зрителю. Хотя ни одна из фигур не является точным портретом. Эмоциональное напряжение и переживания за судьбу ребенка выражено у всех персонажей картины, читается в их глазах.



Транспорт