Мастерская верроккьо. Живописный склад monpansie

Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni - Андреа ди Микеле Чони, а фамилию Вероккьо он взял у своего учителя ювелира Вероккьо) (1435, Флоренция - 1488, Венеция) - итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи.

К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века - Донателло и Гиберти, открывшие новые пути в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века. Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения. Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса. Почти одинаково обоснованы как взгляды тех, кто хочет видеть в нем великого пионера, проложившего последние пути к искусству "золотого века", так и тех, кто считает его лишь умелым последователем Кастаньо, Бальдовинетти и даже подражателем Сандро Боттичелли, который был на девять лет моложе Андреа, но выдвинулся в живописи раньше своего товарища. Верроккьо - наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.

Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он никогда не упоминается в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" во Флорентийской Академии.

Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики. Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и понимали его специфику, и одним из лучших знатоков металла был как раз Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным материалом.

В 1465 году Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи; мастеру удалось уловить и воплотить в жизнь желание герцога увековечить свое имя. По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи - это как купить счастливый лотерейный билет.

Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо

Склеп. Могила Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо

"Ювелирность" скульптурного почерка художника проявилась впервые в его бронзовом литье, украшающем гробницу Джованни и Пьетро Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Эта ранняя работа - образец изысканного декоративизма.

Гробница Пьетро и Джованни Медичи. 1469-72 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор, порфир, бронза. Сан Лоренцо, Флоренция

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида - изящную бронзовую статую. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.

Юный Давид. 1473-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция

Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция

Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция

Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккьо - мол, сам Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, по той же легенде - ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.

Помимо статуи Давида по заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475 годов и скульптурную композицию "Мальчик с дельфином" для фонтана виллы Медичи в Кареджи.

Мальчик с дельфином. Около 1470 г. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Палаццо Веккьо, Флоренция

Лоренцо Медичи. 1480 г. Андреа дель Верроккьо. Раскрашенная терракотта. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Джулиано ди Пьеро Медичи. 1475-78 гг. Андреа дель Верроккьо. Терракотта (изначально раскрашенная)

И чрезвычайно поэтического, нежного, тонкого "Женского портрета" 1475 года из флорентийского Национального музея Барджелло. Это чрезвычайно простой, без всяких претензий и преувеличений - и очень человечный портрет. Нежными, хрупкими пальцами молодая женщина прижимает к груди букетик цветов. Это придает особую женственность и душевную теплоту образу.

Женщина с букетом. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция

Женщина с букетом. Деталь. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция

И еще один портрет, в похожем стиле - очень живой, нежный, со своим характером:

Молодая женщина. 1465-66 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Frick Collection, Нью-Йорк

В 1463-1487 годах Верроккьо выполнил скульптурную группу "Уверение Фомы" (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.

Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны (по мнению одних богослов Фома отказался сделать это, другие, же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа, Фома уверовал и произнёс "Господь мой и Бог мой!".

Уверение Фомы. 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Орсанмикеле, Флоренция

В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони.

В этой четырехметровой конной статуе кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с Донателло. В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина".

Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри — его костей, сухожилий, мышц — позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.

Сам воплощенный в бронзе Бартоломео Коллеоне - итальянский кондотьер. Довольно беспринципный - служил то в Милане против Венеции, то в Венеции против Милана - но это все вполне сочеталось с духом того времени. После ус-пешных завоеваний, сделанных под его предводительством, кондотьер за-вещал свое состояние Венеции с условием, что после смерти ему ус-тановят памятник на площади Сан-Марко (у венецианцев существовал зап-рет на установку памятников на главной площади города). Чтобы по-лучить немалое наследство Коллеони, умершего в 1475 г., венециан-ские власти схитрили, установив монумент полководцу - именно тот, который и создал Вероккьо - на площади перед Скуолой Сан-Марко, рядом с церковью Санти-Джованни-э-Паоло.

Конная статуя Бартоломео Коллеони. 1481-1495 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Венеция

Художник скончался в Венеции в 1488 г., так и не завершив начатую статую.

Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм ("Мадонна" , около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем) и знаменитое "Крещение Христа" из галереи Уффици.

Мадонна с младенцем. 1470-е гг. Андреа дель Верроккьо. Государственные музеи, Берлин

"Крещение Христа" - самое известное живописное произведение Верроккьо. Она написана в самом начале 70-х гг. кватроченто, то есть в конце периода Раннего Возрождения в Италии, и в целом очень типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.

В левой стороне картины невольно выделяется своей естественностью и непринужденностью фигура ангела, написанная не Верроккьо, а его юным учеником Леонардо да Винчи. Этот ангел, столь грациозный в своем коленопреклонении и повороте головы, со взглядом глубоким и лучистым, является творением уже другой эпохи - Высокого Возрождения, подлинно золотого века итальянского искусства.

Крещение Христа. 1472-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Масло по дереву. Галерея Уффици, Флоренция

Крещение Христа. Деталь 1472-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Масло по дереву. Галерея Уффици, Флоренция

Довольно известно и его живописное произведение "Товий и ангел" на весьма популярный в то время сюжет.

Товий и ангел. 1470-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Темпера. Национальная галерея, Лондон

...Один праведный человек страдал от болезни глаз и готовился к смерти. Он попросил своего сына Товия сходить в Мидию и собрать ему немного денег и сын со своим верным псом отправляется в путь. Товий плохо знал дорогу и нашел себе попутчика, который согласился его сопровождать. Товию было неведомо, что попутчиком, которого ему посчастливилось встретить, был архангел Рафаил. Когда они подошли к реке Тигр, Товий решил искупаться, но неожиданно "рыба стала выскакивать из воды, словно хотела пожрать его. Затем ангел сказал ему: Бери рыбу. И юноша лег, придерживая своим телом рыбу и вытащил ее на берег". Следуя наставлениям ангела, Товий зажарил рыбу, чтобы можно было ее есть, отделив от нее сердце, печень и желчь, ибо, как сказал ангел: "…прикасаясь к сердцу и печени, если дьявол или злой дух кого-то одолевает, воскурите фимиам перед тем мужчиной или той женщиной, и тогда все успокоятся. Что же касается желчи, то помажьте ею человека с бельмом на глазу, и он будет исцелен". Поскольку Товия постоянно сопровождал ангел, его путешествие закончилось благополучно. Он собрал денег для своего отца, а, вернувшись домой, он восстановил отцу зрение.

Очень убедительный, непохожий на других святой Иероним - без обязательного льва, со странной улыбкой, удивительно живой и удивительно нездешний.

Святой Иероним. 1465 г. Андреа дель Верроккьо. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

И совершенно великолепный рисунок, набросок головы девушки. Действительно, Леонардо да Винчи многому научился у своего учителя.

Голова девушки (набросок). Андреа дель Верроккьо. Рисунок

Еще отдельно хотелось бы отметить так называемый Идеальный портрет Александра Великого - великолепный, оригинальный и чрезвычайно тонко исполненный - один из лучших образцов мастерства художника - фантазийный шлем, кричащий нагрудник, замечательно отделанные доспехи.

Идеальный портрет Александра Великого. 1480 -е. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Частная коллекция

Как уже было сказано, Верроккьо умер в Венеции в 1488 году, так и не успев отлить ее в бронзе и не завершив проект фонтана, заказанный ему венгерским королем.

Леонардо да Винчи. Титан Возрождения. Живописец, скульптор, архитектор. А еще естествоиспытатель, механик, инженер, математик. Он совершил множество открытий, предугадал пути интеллектуальных поисков последующих поколений. Его имя окутывает ореол таинственности. Художник-новатор, Леонардо ставил и решал задачи, считавшиеся невыполнимыми. Не было ни одной научной проблемы, на которую он не обратил бы внимания. Да Винчи оставил более семи тысяч рукописей. Эти записи до сих пор будоражат воображение пытливых исследователей. Ибо «не оборачивается тот, кто не устремлен к звездам».

Из серии: История за час

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Леонардо да Винчи (Вера Калмыкова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

В мастерской Верроккьо. Флоренция

Во Флоренции Леонардо стараниями отца попал в мастерскую Верроккьо: художник и скульптор Андреа Верроккьо пользовался исключительным расположением Лоренцо де Медичи, или Лоренцо иль Магнифико (Великолепного), как звали его в городе. По свидетельству Вазари, Пиеро отобрал несколько лучших рисунков сына и отнес их на суд Верроккьо, а того изумили исключительные успехи подростка, которого никто никогда ничему не учил. Верроккьо согласился заняться огранкой таланта юноши из Винчи. Двенадцать лет Леонардо провел в его мастерской. Молодой человек не только познал тонкости своего будущего основного ремесла, но и обрел широчайший кругозор, ведь учитель был, без сомнения, одним из самых интересных людей и выдающихся художников своего времени.

Андреа дель Чони, впоследствии взявший прозвание Верроккьо, было тогда чуть больше тридцати лет. Неизменное суровое выражение его одутловатого лица с тонкими губами и квадратной нижней челюстью свидетельствовало о чувстве ответственности, строгости и сдержанности в проявлении эмоций. Будучи ребенком, он вместе с соседями-сверстниками поучаствовал в жестокой забаве: они побили камнями сорокалетнего прядильщика шерсти, который в результате погиб. Малолетних преступников осудили и посадили в тюрьму. Но не столько заключение, сколько трагическая смерть невинного человека наложила отпечаток на всю дальнейшую жизнь Верроккьо. Все последующие годы он посвятил искуплению страшного греха, считал себя обязанным постоянно трудиться и заботиться о бедняках. Работал он, как говорили, с силой и упрямством быка. Леонардо с первых дней подчинился дисциплине, царившей в мастерской, и учился традиционным способам смешивать краски, лить металл, а также рисовать, раскрашивать и гравировать. И пусть юноша появился у Вероккьо с малым интеллектуальным и художественным багажом – вскоре он наряду с будущими известными мастерами Лоренцо ди Креди и Пьетро Перуджино стал любимым учеником мастера.

В 1460–1470-е гг. мастерская Верроккьо была своеобразным клубом: здесь собирались все подававшие надежды молодые люди Флоренции. В первую очередь обсуждали, подробно разбирали и критиковали, конечно, художественные работы, но параллельно и философские, и практические вопросы, в частности медицинские труды. Например, предметом дискуссий стали работы Марсили Фичина, главы Платоновской академии во Флоренции. Фичина переводил и комментировал сочинения Платона. Параллельно шли разговоры об оценке античного наследия; здесь Леонардо отличался бескомпромиссностью суждений. Необходимо ценить предшественников и учиться у них, считал он, но принимать искусство прошлого как образец – значит обрекать себя на бесконечное воспроизведение уже готовых форм и самому не искать нового.

Надо сказать, что сверстников и соучеников Леонардо мало интересовали теоретические вопросы живописи, исключая, разумеется, учение о перспективе. Принципы линейной перспективы окончательно разработал Филиппо Брунеллески. Но Брунеллески не оставил научного трактата о перспективе, как это было принято в то время. Систематизировал и обобщил знания об объемном построении изображения ученый и архитектор Леон Баттиста Альберти, и его работа оказалась одним из величайших достижений Ренессанса.

Альберти поднял идеи Брунеллески на уровень научной теории и создал трактаты по живописи, скульптуре и архитектуре, с которыми Леонардо ознакомился наверняка. Альберти существенно расширил область компетентности художника, и без того широкую во времена Возрождения. Но если раньше художники должны были очень много уметь , то теперь выяснялось, что еще больше они должны знать и понимать . Альберти считал, что кроме необходимого технического мастерства художник также должен обладать познаниями в геометрии и оптике – без них невозможно построить перспективу. Он должен понимать тайны человеческого тела, потому что движения тела отражают движения души. Только понимая их, можно написать удачный портрет, не просто похожий, но отражающий внутреннюю жизнь, душевный строй личности. Больше всего Альберти занимало соотношение математики и искусства. И вот тут очень пригодилась детская увлеченность Леонардо математикой: впоследствии он всегда использовал ее в своих живописных работах, считая ее ключом ко всем знаниям.

В 1460–1470-е гг. во Флоренции работали и другие ученые, оказавшие влияние на интеллектуальное развитие Леонардо. Бенедетто дель Аббако занимался коммерцией (мы сказали бы сейчас – экономикой), механикой и инженерным делом. Паоло дель Поццо Тосканелли, выдающийся математик, астроном и врач, совершил также и некоторые открытия в области географии. Тосканелли верил, что до восточных стран возможно добраться, если все время плыть на запад через Атлантику; в 1474 г., за 18 лет до путешествия Колумба, он послал ему карту и письмо, в котором убеждал предпринять такую попытку. Ознакомившись с их идеями, Леонардо выдвинул, вероятно, самый первый из своих многочисленных инженерных проектов – выкопать соединенный с рекой Арно судоходный канал от Пизы до Флоренции. Также он сделал чертежи мукомольных мельниц, подъемных и других механизмов, которые приводились в движение силой воды.

Равнодушен Леонардо был лишь к политике. Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство де Медичи. Главным инструментом власти был банк Медичи, через который протекало все богатство города, основанное на производстве мануфактуры, торговле шелком и шерстью, ювелирном деле и изготовлении предметов роскоши. Естественно, и процветание каждого конкретного гражданина также зависело от расположения Медичи или кого-то из их приближенных.

Во Флоренции сформировалась привычка Леонардо всюду носить с собою маленькие альбомчики для записей и зарисовок. Как свидетельствует Вазари, он бродил по улицам в поисках красивых или уродливых лиц, причем уродства, по его мнению, не следовало избегать – оно всего лишь оборотная сторона красоты. Он был настолько счастлив, когда видел какое-нибудь примечательное лицо, что начинал преследовать человека, привлекшего его внимание, и мог заниматься этим весь день, стараясь составить о нем ясное представление, а когда возвращался домой, то рисовал голову так хорошо, как будто человек этот сидел перед ним. Леонардо делал бесконечное количество набросков. Всесторонне изучая выражение лица и осанку человека, он настойчиво старался изобразить различные душевные порывы, при этом оставляя собственные чувства в стороне, чтобы по возможности объективно передать внутреннее состояние модели. «Все наше познание основано на восприятии» , – утверждал он, желая, чтобы его собственное восприятие было как можно более полным и объемным.

Леонардо был высоким, красивым, пропорционально сложенным и необычайно сильным физически (даже если современные врачи правы, полагая, что он страдал врожденным заболеванием, он сумел избавиться от его последствий, обрел недюжинную физическую силу и запросто гнул железные кольца и подковы). Он неизменно привлекал к себе внимание, хотя и был не лишен высокомерия. Зато умел убеждать в своей правоте любого собеседника и всегда изысканно одевался (его плащ был слишком короток с точки зрения моды того времени, зато позволял прохожим видеть красоту ног и благородство поступи владельца). С ранней поры Леонардо приобрел привычку осмысливать каждое свое желание, душевное движение или поступок. Так, анализируя, почему ему так нравится модно одеваться и следить за собой, он записал: «Кто желает видеть, как живет душа в теле, тот наблюдает, как тело ежедневно использует свое пристанище. Если это пристанище грязно и запущенно, то и душа, пребывающая в теле, также грязна и запущенна» . Больше всего он ценил свободу. Недаром он покупал у торговцев птицами их певчих пленниц, чтобы тут же отпустить. Уже в молодости Леонардо стал задумываться, стоит ли употреблять в пищу мясо. Он не желал делать свое тело, как сам выражался, «могилой» для таких же земных созданий, как он сам.

Отец, хоть и не отличался особенной щедростью и требовал, чтобы сын брал заказы и сам зарабатывал на удовлетворение своих прихотей, все же приучил художника и к роскоши, и к безнаказанности, и к презрению ко всем, кто недостаточно умен или интересен. Леонардо было все равно, как принято поступать в тех или иных случаях: он всегда ставил во главу угла собственную работу. Однажды к нему в мастерскую заглянул священник. Была Страстная суббота, и святой отец окропил святой водой несколько картин Леонардо. В отместку художник вылил на него целое ведро воды.

Верроккьо, Андреа дель (Андреа ди Микеле Чони)

Принадлежность первой из этих картин (“Мадонна с ангелами” ) (В наст. время - Лоренцо ди Креди “Мадонна с Младенцем и ангелами”) одному из самых мощных гениев Ренессанса Андреа дель Верроккьо (1435 - 1488), скульптору и живописцу, посвятившего Леонардо да Винчи в тайны искусства, вызывает основательные сомнения. Но довольно безжизненная картина эта, приближающаяся к работам ученика Верроккьо Лоренцо ди Креди , заслуживает интерес соразмерностью частей, характерной для последней трети XV века, а также некоторыми изящными деталями: жестами музицирующих ангелов, позой Младенца и удачным разрешением всей композиционной задачи, вписанной в правильный круг.

Андреа дель Верроккьо. Мадонна с младенцем. Холст, темпера, масло, переведена с дерева. 75х54 (овал). Инв. 5520. Из собр. А. К. Рудановского, Санкт-Петербург, 1919

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура автора Антонов Виктор Васильевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Сарто, Андреа Дель О женственной лирике Андреа дель Сарто, привнесшего в тосканскую строгость какую-то болезненную нежность и нечто германское в настроении, говорит превосходная написанная картина мастера Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном

Из книги автора

Из книги автора

Микеле Кьеза: из Комо в Петербург Кеза, Чеза, Киеза, Кьеза – так по-разному именовали Chiesa, итальянского каменных и квадраторных дел мастера, проработавшего в Петербурге и его окрестностях более 40 лет помощником крупнейших архитекторов эпохи барокко и раннего классицизма.

Из книги автора

Микеле Кьеза: из Комо в Петербург 1 РГИА. Ф. 468. On. 1. Д. 3908. Л. 52 об.2 РГИА. Ф. 467. Оп. 2 (73/187). Д. 100. Л. 414 об.; Ф. 470. Оп. 4. Д. 13. Л. 1.3 РГАДА. Ф. 10. On. 1. Д. 550. Л. 252; РГИА. Ф. 789. On. 1. Д. 442. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997. С. 430.4 РГАДА. Ф. 10. On. 1. Д. 618. Л. 157–158.5 РГАДА.

В скульптуре “Дама с цветами” Андреа дель Вероккьо лицо женщины несколько напряжено, а голова слегка наклонена, руки – особенно важный элемент портретного бюста – лежат на груди. Мягкие складки одежды созданы рукой настоящего мастера. Хотя флорентийские художники эпохи Возрождения были достаточно искусны во многих художественных техниках, многогранность таланта Вероккьо была исключительной.

Андреа дель Вероккьо учился ювелирному делу, был живописцем, скульптором и одним из самых образованых художников ренессанса. Мастерская Андреа дель Вероккьо во Флоренции была исключительно плодовитой. Здесь учились ювелиры, скульпторы и живописцы. среди которых были такие прекрасные художники, как Перуджино и, особенно, Леонардо да Винчи. Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Вероккьо обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.

В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460–х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В творчестве Вероккьо реалистические тенденции, развивавшиеся во флорентийской школе 15 века, сочетались с аристократической утонченностью и изысканным декоративизмом форм, анатомическая точность и тщательность моделировки – с острой и изящной угловатостью линий.

Вероккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (“Давид”, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490 году), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Немногочисленные живописные произведения Вероккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (“Мадонна”, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Вероккьо был учителем многих итальянских художников – Леонардо да Винчи, Перуджино и других.

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции. Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. Знаменитые рисунки и картины Леонардо во многом основаны на стиле учителя.

Леонардо исполнил детали для некоторых картин и скульптур Андреа дель Вероккьо. Хотя Вероккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о рождении гения в итальянском искусстве, да, пожалуй, и в истории человечества. В 1482 году Вероккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу.

Андреа дель Верроккьо был итальянским художником, скульптором и ювелиром периода Раннего Возрождения. Он содержал крупную мастерскую, обучение в которой прошли некоторые известнейшие творцы эпохи. По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью. Большей частью Андреа дель Верроккьо известен как превосходный скульптор, и его последняя работа конной статуи Бартоломео Коллени в Венеции считается одним из мировых шедевров.

Семья

Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио. Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Отец, Микеле ди Чони, изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов. Андреа никогда не был женат и помогал обеспечивать пропитанием некоторых из своих братьев и сестер. Известно, что один из его братьев - Симоне - стал монахом, а затем настоятелем обители Сан-Салви. Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. Первый документ, где фигурирует имя художника, датируется 1452 годом и связан с тяжбой по обвинению в убийстве камнем четырнадцатилетнего мальчика Антонио Доменико, в которой Андреа признан невиновным. На этом, по сути, все фактические данные о личной жизни Андреа дель Верроккьо заканчиваются.

Период обучения

Сначала он был учеником ювелира. Об этом периоде нет никаких сведений, но считается, что работать он начал в ювелирной мастерской Джулиано Веррокки, чью измененную фамилию, возможно, Андреа позже взял как псевдоним. Не исключено, что Веррокки был и его первым учителем.

Существует предположение, что позже Верроккьо стал учеником Донателло, чему нет никаких доказательств, и что противоречит стилю его ранних работ. Начало живописной практики относится к середине 1460 годов, когда Андреа дель Верроккьо под руководством Филиппо Липпи работал в хоре кафедрального собора Прато. По более убедительной версии, именно Липпи обучал Андреа в качестве художника.

Годы деятельности

Известно, что Верроккьо был членом Гильдии Святого Луки, а его мастерская находилась во Флоренции, считающейся центром искусства и науки в Италии. Стремясь владеть различными художественными приемами, развитыми в то время во Флоренции, мастер организовал свою мастерскую как многоцелевое предприятие. Здесь создавались произведения живописи, скульптуры и ювелирные украшения, что соответствовало требованиям заказчиков и меценатов.

Слава художника значительно возросла, когда Андреа дель Верроккьо приняли при дворе Пьеро и Лоренцо Медичи, где мастер оставался до тех пор, пока за несколько лет до своей смерти не переехал в Венецию. При этом он сохранил флорентийскую мастерскую, оставив ее на одного из своих учеников - Лоренцо Креди. В конце жизни Андреа открыл новую мастерскую в Венеции, где работал над статуей Бартоломео Коллени. Там же, в Венеции, мастер скончался в 1488 году.

Ученики

Мастерская Верроккьо, очевидно, считалась одной из лучших во Флорениции и была сформирована благодаря таким ученикам, как Леонардо да Винчи, Перуджино, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Франческо Боттинини, Франческо ди Симоне Ферруччи, Лоренцо ди Креди, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. Ранние работы Боттинини, Перуджино и Гирландайо трудно отличить от живописи их учителя.

С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории. Считается, что именно Леонардо стал моделью статуи Давида, и Андреа Дель Верроккьо запечатлел на бронзовом лике саркастическую улыбку своего подмастерья. Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя. Достоверно известно, что был документ, анонимная жалоба на содомию, в участии которой обвинялся юный да Винчи еще во время его ученичества.

Живопись

На тот момент художники работали в технике темперной живописи, которая существенно отличалась от масляной, только разрабатывающейся. Изображение водорастворимыми красками наносилось на покрытую грунтом доску, на которую порой, по принципу иконописи, наклеивался холст. Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. Его стиль в живописи отличают реалистичность и чувственность, сильные, выразительные, порой резкие, особенно в контурах, линии, несколько пафосная манера, напоминающая фламандскую живопись. Из-за отсутствия подписи существует значительная трудность в идентификации картин Андреа дель Верроккьо, поэтому не обо всех работах можно утверждать с уверенностью, что они принадлежат его кисти.

  1. «Мадонна с Младенцем» (1466-1470; 75,5 х 54,8 см) - относится к ранним самостоятельным работам. Находится в картинной галерее Берлина.
  2. «Мадонна, кормящая грудью» с двумя ангелами (1467-1469; 69,2 х 49,8 см) - была приписана Верроккьо после ее восстановления ​​в 2010 году и является экспонатом Национальной галереи в Лондоне.
  3. «Тобиас и ангел» (1470-1480; 84 х 66 см) - была ранее приписана кисти Поллайоло или Гирландайо. Находится в лондонской Национальной галерее.
  4. «Крещение Христа» (1475-1478; 180 х 152 см) - единственная из известных работ Андреа дель Верроккьо, выполненная маслом. Хранится в галерее Уффици во Флоренции.
  5. «Мадонна ди Пьяцца» (1474-1486) - выполненная совместно с Лоренцо ди Креди и другими учениками. Единственная картина, имеющая подпись, найдена в кафедральном соборе Пистойи, где сейчас и хранится.
  6. «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1476-1478; 96,5 х 70,5 см) - хранится в Национальной лондонской галерее.
  7. Одна и ранних работ - «Мадонна, возведенная на престол, с Иоанном Крестителем и Святым Донатом» - осталась незаконченной. Завершил ее ди Креди, когда Верроккьо в конце своей жизни находился в Венеции.

Еще известно несколько сохранившихся копий, сделанных с оригиналов мастера его учениками, а также ряд фресок, выполненных в мастерской Андреа.

«Крещение Христа»

Андреа дель Верроккьо, получив заказ от бенедиктинского монастыря Сан-Сальви, привлек к работе учеников, среди которых был и Леонардо. Это была самая крупная картина Верроккьо, к тому же она исполнена красками на масляной основе, в мало изученной тогда технике.

В ангеле, повернутом спиной и на три четверти лицом по отношению к наблюдателю, признана рука Леонардо по особой его манере и мягкости исполнения, отличной от резких линий учителя. Молодому гению также приписывается часть пейзажа долины с рекой, что находится выше ангельских голов.

В жизнеописании Верроккьо, составленном рассказано о том, как Андреа был настолько поражен искусной работой ученика, что решил больше никогда не прикасаться к кистям. Однако это всего лишь метафора, поскольку известны работы, написанные Верроккьо после «Крещения Христа».

Скульптура

В 1465 году Андреа изваял чашу для омовения рук в Старой ризнице Сан-Лоренцо. Между 1465 и 1467 годами он выполнил гробницу Козимо де Медичи в крипте под алтарем церкви. В том же году Трибунал делла Мерканзия, судебный орган Гильдий во Флоренции, поручил Андреа создать бронзовую группу, изображающую Христа и Св. Томаса для центральной скинии, которую недавно приобрел на восточном фасаде Орсанмичеле. Скульптурная группа водружена ​​на место в 1483 году и со дня ее открытия была признана шедевром.

В 1468 году Верроккьо изготовил для Синьории Флоренции бронзовый канделябр высотой 1,57 м, установленный в Палаццо Веккьо, находящийся теперь в Государственном музее Амстердама. В 1472 году он закончил памятник Пьеро и Джованни де Медичи, заключив саркофаг в арке с бронзовой, подобной сети, решеткой. Саркофаг украшен изысканными натуралистическими элементами, отлитыми также из бронзы.

«Давид»

В начале 1470 годов Андреа Верроккьо совершил поездку в Рим, после чего начиная со второй половины десятилетия посвятил свое творчество главным образом скульптуре.

Бронзовую статую Давида высотой 126 см он создал в 1475 году для семьи Медичи, в частности братьев Лоренцо и Джулиано, у которых флорентийская Синьория выкупила скульптуру в 1476 году. В начале семнадцатого века изваяние присоединилось к герцогской коллекции Уффици. А около 1870 года «Давид» стал экспонатом среди скульптур Ренессанса в зарождающейся экспозиции Национального музея Барджелло. Там статуя находится и сейчас.

Скульптура считается одним из лучших произведений Андреа дель Верроккьо. Мастеру гениально удалось воспроизвести в своем «Давиде» анатомически точно смоделированное тело подростка, а также выразительный нюанс юношеской бравады, что свидетельствует о понимании скульптором психологических тонкостей. Гипотеза о том, что для того произведения позировал Леонардо, новый ученик Верроккьо, считается вполне вероятной.

Другие известные скульптуры 1470 годов

В 1475 году мастером изваян утонченный поясной портрет из мрамора дамы с букетом, который также называется «Флора». И тогда же ним создан рельеф похоронного памятника Франческа Торнабуони для церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме.

Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина. Скульптура первоначально предназначалась для фонтана виллы Медичи, и предполагалось, что вода будет исходить изо рта дельфина. Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио. В этой работе можно наблюдать, присущий Верроккьо динамический натурализм, преобразивший бронзу в мягкие, гладкие формы улыбающегося путто, замершего в неустойчивом положении танца, с прилипшей к спине мантией и влажным пучком волос на лбу.

Последняя работа

В 1475 году умер Кондотьеро Коллони, бывший генерал-капитан Венецианской Республики, и по завещанию оставил значительную часть своего имущества республике при условии, что его конная статуя будет установлена ​​на площади Сан-Марко. В 1479 году Венеция объявила, что она примет наследие, но поскольку установка статуй на площади была запрещена, скульптура будет размещена в открытом пространстве перед Скуолой Сан-Марко.

Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора. Три подрядчика соревновались за контракт: Верроккьо из Флоренции, Алессандро Леопарди из Венеции и Бартоломео Веллано из Падуи. Верроккьо сделал модель конной статуи из воска, в то время как другие предложили модели из дерева, черной кожи и глины. Все три проекта были представлены перед венецианской комиссией в 1483 году, и контракт получил Верроккьо. После этого он открыл мастерскую в Венеции, где несколько лет трудился над полномасштабной глиняной моделью. Когда статуе осталось обрести бронзовую форму, в 1488 году смерть настигла Андреа, прежде чем он успел осуществить отлив. Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. Но после значительной задержки подряда венецианское государство поручило процесс отлива Алессандро Леопарди, который также сделал и пьедестал. Статуя была в конечном счете установлена в Венеции, на площади Санти Джованни-де-Паоло, у одноименного собора в 1496 году, где находится и сегодня.

Андреа Верроккьо был похоронен во флорентийской церкви Сант-Амброджио. Но сейчас существует только надгробная плита, потому что его останки потеряны. На данный момент известно о 34 произведениях, выполненных великим творцом и его мастерской.



Пособия и алименты