Задания для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы Аргументация собственной позиции

    Задание 1

    «Ф. А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

    Список терминов:

    1. книжная лексика
    2. эпитет
    3. противопоставление
    4. разговорная лексика
    5. анафора
    6. олицетворение
    7. вводное слово
    8. синонимы
    9. сравнительный оборот

    Текст:

    (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

    – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

    (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

    (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

    (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

    (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

    (25)Мальчишка разбил стекло.

    – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

    (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

    (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

    (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

    (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

    (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

    (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

    (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

    (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

    (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

    Пояснение

    А – предложения 24 и 29-30 содержат противопоставление (использование союза НО). Термин 3.

    Б – в предложениях 17–18, 28–29 используется анафора – повторение сходных слов в начале предложений (он ходил, он воевал, он не бегал, он не боится ). Термин 5.

    В – в предложении 22 использован сравнительный оборот (как себя, как в своей собственной ). Термин 9.

    Г – в предложениях 28 и 29 использован троп – эпитет (головокружительная гора, коварные воронки ). Термин 2.

    Правильный ответ: А-3, Б-5, В-9, Г-2

    Задание 2

    Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

    «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

    Список терминов:

    1. эпитет
    2. диалектизм
    3. лексический повтор
    4. индивидуально-авторские слова
    5. литота
    6. парцелляция
    7. просторечное слово
    8. фразеологизм
    9. риторическое восклицание

    Текст:

    (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

    (5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

    (8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

    (10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

    (13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

    (17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

    Пояснение

    Прочитайте внимательно список терминов, данный в задании. Затем найдите в тексте предложения, указанные в рецензии, и подумайте, каким терминам они могут соответствовать.

    А – предложения 1 и 11 содержат риторические восклицания . Термин 9.

    Б – слова «всё приемлет, на всё отзывается» в 3-м предложении – это лексический повтор . Термин 3.

    В – в предложении 12 слово «сверхделовой» - это пример индивидуально-авторского слова . Термин 4.

    Г – в предложении 18 слова «великий, могучий, правдивый и свободный» - это не только цитата, это эпитеты . Термин 1.

    Правильный ответ: А-9, Б-3, В-4, Г-1

    Задание 3

    Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

    «Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложения 2, 11), (Б)_____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (В)_____ ("«капсуле» всего человечества" в предложении 13) и (Г)_____ («загадочным» миром в предложении 8)».

    Список терминов:

    1. сравнительный оборот
    2. парцелляция
    3. ряды однородных членов
    4. ирония
    5. метафора
    6. индивидуально-авторские слова
    7. вопросительные предложения
    8. диалектизм
    9. эпитет

    Текст:

    (1)Мы говорим иногда о людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

    (5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

    (13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

    (18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

    (однородные подлежащие – Аристотель, Архимед и т. д . – и однородные сказуемыекупался, летал, рвал ). Термин 3.

    В – в предложении 13 есть лексическое средство выразительности метафора скрытое сравнение объема знаний с капсулой. Термин 5.

    Г – в предложении 8 использован эпитет (загадочный мир ). Термин 9.

    Правильный ответ: А-7, Б-3, В-5, Г-9

Композиция сочинения.

  1. Вступление . Формулировка одной из проблем исходного текста.

  2. .

  3. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме.


    1. тезис;

    2. аргументы:
а) первый аргумент;

б) второй аргумент.
V. Заключение.

Как показывает опыт, учащиеся, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, не нарушают логику сочинения – рассуждения, абзацное членение не вызывает затруднения.

Вступление в сочинении.
Вступление - важная часть сочинения. Оно формулирует темуи проблему всей работы (Приложение №3) , настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Поэтому вступлению при написании сочинения нужно уделить самое пристальное внимание.
Учитываю уровень подготовленности учащихся и предлагаю разные варианты начала сочинения:
1. Речевые клише (слабые учащиеся заучивают наизусть):

В этом тексте ставится проблема …

В данном тексте рассказывается о …

Текст … заставляет задуматься о …

Автор в своей статье пишет (говорит, спорит, размышляет) о (взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении личности).

И действительно, сколько уже написано…, сколько уже сказано о… Но, странное дело, каждый, кто обращается к этой злободневной теме, находит свои особенные слова, чтобы высказать…

2. Обозначение ключевого понятия, которое является темой текста:
Доброта… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом…

3. Вопрос:
Что такое честь?

Какова цена человеческой свободы?

О чём размышляет автор в своём тексте, какие вопросы он ставит перед читателями? Ответ как будто очевиден! Автор размышляет о…
4. Начитанным учащимся предлагаю начать с удачно подобранной цитаты:
«И вечный бой! Покой нам только снится…» , - писал когда-то А.Блок.
Основная часть.
Основная часть сочинения должна отражать понимание учениками исходного текста. Именно в этой части работы они должны показать связь своей позиции и проблем, сформированных автором. Поэтому провожу поэтапный разбор каждого содержательного критерия:


  1. Обозначить проблему, поднимаемую в тексте.

Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.


Способы формулировки проблемы:
Можно задать вопрос и ответить на него:
Как сохранить чувство собственного достоинства?

Можно использовать цитату из текста:

Проблема данного текста такова:…Она всегда волновала людей, но автору удалось придать ей своеобразное звучание…

Автор поднимает в своём тексте нравственную проблему
2. Сформулировать позицию автора и аргументировать её.
Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции.

Можно дать комментированный пересказ текста:
Стремление убедить читателя, «заразить» его своими мыслями и чувствами проявляется в построении статьи. В самом начале автор пишет о том, что….Затем он размышляет о… В конце статьи автор говорит о том, что…Такое построение статьи придаёт выводам автора глубину и убедительность.
Можно обратить внимание на средства художественной выразительности, которые использует
Автор использует сравнение…., которое отражает его веру в нравственные возможности человека.

Можно использовать следующие формулы:
Автор использует ряд убедительных аргументов, чтобы привлечь читателя к проблеме…


  1. Сформулировать свою проблему и аргументировать её.

Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы.
Можно сформулировать проблему, поставленную в тексте и предложить свои способы решения этой проблемы:
Я полностью разделяю точку зрения автора на проблему и считаю, что…

В этом меня убеждает и недавно просмотренный фильм.

Прочитав этот текст, начинаешь понимать, что..

Злободневна ли проблема? Безусловно! Статья заставила нас внимательно посмотреть внутрь себя, помогла открыть в себе что-то новое.

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что мало говорить о защите природы. Надо, чтобы каждый человек понял свою ответственность перед будущим… Например, в повести… говорится о …
Если вы не согласны с позицией автора, можно начать так:
Вызывает возражение, сомнение следующие утверждения автора…

Статья вызывает противоречивые чувства: с одной стороны…, а с другой-…


  1. Аргументация собственного мнения по проблеме:

Из жизни (придумать аналогичную ситуацию). (Приложение 4)

С опорой на читательский опыт.
Заключение.
Оно должно быть небольшим по объёму и служит для выхода из темы.
Нужно показать ещё раз, что прочитанный текст учащимися понят:
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать, что…

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…

- … вот та мысль, которую помог понять нам … И мы должны…
Можно рассказать о тех чувствах, намерениях, которые возникли в душе после прочтения текста :
Все мы должны понять, что..

Не могу не написать о своих чувствах, которые возникли во мне после прочтения статьи. Раньше я никогда не задумывалась о том, что…
Если проблема, поднятая автором, очень сложна и не допускает простого решения, то конец может быть открытым, как правило в виде риторического вопроса:
Когда же человек придёт к осознанию своей высокой ответственности перед…?

… приводит нас к очень важному пониманию: …
На этом этапе работы учащиеся обращаются к памятке «Советы по построению сочинения» (Приложение 5 ). При написании собственного текста также используют памятку «Алгоритм работы с текстом» (Приложение 6 ).

Результативность.
Практическое использование данного опыта позволило повысить качество подготовки по предмету. 83 % выпускников 2007-2008 учебного года сдали ЕГЭ по русскому языку на «4» и «5». В 2010 – 2011 учебном году учащиеся получили высокий балл на экзамене (средний балл – 74,25 ).

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 классах

(2007- 2008 учебный год).


Колич.

%

Успеваемость

36

100%

Качество знаний

30

83%

Выполнили на «5»

14

39%

«4»

16

44%

«3»

6

17%

«2»

-

-

Часть С.


Справились с заданиями высокого уровня сложности.

Высокий уровень

выполнения части «С»*


Средний уровень

выполнения части «С»

(14 - 9б)


Низкий уровень

выполнения части «С»

(8 – 0 б.)


Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Результаты ЕГЭ за курс средней школы показали высокий уровень подготовки учащихся.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 а классе

(2010- 2011 учебный год).

Часть С.


Кол-во

%

К1

Верно сформулирована одна из проблем

1б.

27

100%

0б.

0

0

К2

Проблема прокомментирована

2б.

16

59%

1б.

11

41%

0б.

0

0

К3

Позиция автора сформулирована

1б.

27

100%

0б.

0

0

К 4

Экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), привел не мене 2 примеров, один –из литературы

3б.

14

52%

2б.

13

48%

1б.

0

0

0б.

0

0

К 5

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения; в работе нет

нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки

отсутствуют.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0%

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0

Часть С.

В результате все мои выпускники справились с аттестационной работой, а средний балл оказался выше городского и областного показателей.

Приложение № 1.

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.




Критерии оценивания ответа на задание С 1

Баллы

1

Содержание сочинения

К 1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме текста

Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок в комментариях нет.

2

Сформулированная проблема исходного текста прокомментирована,

но без опоры на исходный текст,

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с

пониманием исходного текста.


1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или егофрагмента,

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.


0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.


1

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно,

0

К 4

Аргументация собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ).

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.


2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им

1

Речевое оформление сочинения

К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста


2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.


1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста


0

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

Грамотность

К 7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или одна негрубая)

3

Допущено не более 2 ошибок

2

Допущены3-4 ошибки

1

допущено более 4 ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая)

3

допущены 1-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

допущено более 5 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

допущены 1-2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2-3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены 1 и более ошибок в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 23 балла

23

Приложение № 2 .

Теоретический минимум.

Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?» Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.


Текст №44 По В. Солоухину. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек»

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство , окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать , что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем , наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину)


1)

сравнительный оборот

2)

парцелляция

3)

ряды однородных членов

4)

ирония

5)

метафора

6)

индивидуально-авторские слова

7)

вопросительные предложения

8)

диалектизм

9)

Эпитет
Ответы 7359 ????
1 ПРОБЛЕМА

Основные проблемы:

1. Проблема человеческой ограниченности. Какого человека можно считать ограниченным?

1. Ограниченность - понятие относительное. Человек может обладать большими конкретными знаниями и оставаться ограниченным, если он не имеет ясного представления о внешнем мире. В то же время не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать каждого человека и человечество в целом.

Какого человека мы можем назвать ограниченным - вот проблема, поднимаемая В. Солоухиным в тексте.

Автор, рассуждая о том, кто из нас ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире, проводит интересную параллель. Он считает, что в наши дни найти мудреца, который знал бы все , как это было во времена Аристотеля, Архимеда, Леонардо да Винчи, невозможно, потому что неизмеримо вырос объем человеческих знаний. Значит, каждого в наши дни можно назвать «ограниченным» человеком? Да.Но один, по мнению В.Солоухина, ограничен знаниями темы, интересующей только его, зато другой, «не вооруженный целым арсеналом точных знаний», будет иметь широкое и ясное представление о внешнем мире.
В. Солоухин считает, что «ограниченный человек» - это тот, который замкнулся в изучении лишь одной какой-то науки, не замечая ничего, кроме нее.

Саша Черный. «Книги»
Есть бездонный ящик мира-

От Гомера вплоть до нас.

Чтоб узнать хотя б Шекспира,

Надо год для умных глаз.

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).

2.Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

3.Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

4.Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).

5. Джек Лондон. Мартин Иден

Ограниченные умы замечают ограниченность только в других.

Д. Лондон « Мартин Иден»

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются , и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе , своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

6. Джек Лондон.

Я просто робею, когда вижу свою человеческую ограниченность, мешающую мне охватывать все стороны проблемы, в особенности когда речь идет о коренных проблемах жизни.

То была извечная трагедия – когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений.

7. Мигель де Сервантес. Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами.

8. Евгений Замятин. Роман «Мы». Я не боюсь этого слова – «ограниченность»: работа высшего, что есть в человеке – рассудка – сводится именно к непрерывному ограничению бесконечности, к раздроблению бесконечности на удобные, легко переваримые порции – дифференциалы. В этом именно божественная красота моей стихии – математики.

9. М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о божием величестве...

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна ;

Звездам числа нет , бездне дна .

Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов , но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.

Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

Ограниченный- СИНОНИМЫ

глупый; тесный; ограничительный, конечный, финитный, односторонний, узкий, недостаточный, связанный,стесненный, сведённый; куцый, недалёкий, узколобый; скудоумный, узкопрофессиональный,узкоконкретный, узкоотраслевой, придурковатый, урезанный, недалекого ума, скромный, сжатый, локальный,секвестрованный, звезд с неба не рвет, узкоспециальный, секвестированный, глуповатый,локализированный, лимитный, недалекий, недальний, обусловленный, пороха не выдумает, недальнего ума,небольшой, суженный, тупой, куриные мозги, звезд с неба не хватает, контингентированный, неумный,локализованный, лимитированный, неполный, прокрустов, ущемленный, уменьшенный, небезграничный,сервитутный, притесненный, пустоголовый, с придурью, секвестрированный, простоватый, условный,свернутый, незначительный. Ant. широкий, многосторонний, многогранны

проблемы


  1. Проблема соотношения знаний отдельного человека и человеческих знаний всего мира.

  2. Проблема важности процесса познания в жизни человека.
Данная проблема волновала многие поколения. Еще во времена Геродота и Гомера люди размышляли о мироздании, они осознавали необходимость изучения для развития человеческой личности.

И во времена золотого века русской литературы , и в наши дни многие писатели раскрывают в своих произведениях проблему необходимости научного познания в жизни человека.


  1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя И.А. Гончарова «Обломов» . Один из героев произведения Андрей Штольц с раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он развивал свои знания каждую минуту. Познание мира – являлось главной его целью. Благодаря его стремлению к раскрытию тайн мира, он стал человеком, способным решить любой вопрос.

  2. Очень наглядный пример - Евгений Базаров из романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева . Герой сформировался как личность благодаря его тяге к познанию, он стал человеком твердого и глубокого ума.

  3. Несомненно, человек должен проявлять истинное желание и стремление к познанию, а не делать вид человека, познающего мир, как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» . Перед обществом главный герой Митрофанушка предстает человеком жаждущим знаний, а на самом деле был просто невеждой.

(1)Говорят, глаза - зеркало души. (2)Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено. (3)Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания. (4)Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот - мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его ежедень. (5) Взгляд - это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании. (6) Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя. (7)Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта. (8)Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу...

(9)Так что же такое взгляд? (10)Он же не фотографирует слепо увиденное? (11)Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливают или ослабляют. (12)Взгляд исходит изнутри чрез зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль. (13) Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние. (14) Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание. (15) Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии. (16) Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений. (17)Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный... (18)Каждый может продолжить этот ряд. (19)Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии распада... (20)Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора. (21)И наоборот: извне - в себя.

(По В. Личутину)

ЗАДАНИЯ (А28-А30, В1-В8)

А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1)Глаза человека, как зеркало, лишь отражают образы внешнего мира

2)Взгляд каждого человека создаётся только его глазами

3)По взгляду человека можно понять, какой поступок он готовится совершить, что он сейчас переживает

4)Взгляд ставит заслон на пути проникновения чувств из внешнего мира

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 9-15?

1) описание

2) повествование

3) рассуждение

4) повествование и описание

А30. Укажите предложение, в котором нет антонимов.

1)6 2) 11 3) 17 4) 20

В1. Определите способ образования слова ПЕРЕЖИВАНИЕ (предложение 5).

В2. Из предложений 1-3 выпишите все местоимения.

В3.Из предложения 18 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4.Среди предложений 1-8 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5.Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.

В6.Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённые предложения, в состав которых входит (-ят) придаточное (-ые) изъяснительное (-ые). Напишите номера этих сложноподчиненных предложений.

В7. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. «Размышляя о феномене человеческого взгляда, автор использует такие синтаксические средства, как ________(А) (предложения 9, 10), а также _______(Б) (например, в предложениях 5,13,14). Автору удаётся передать своё видение рассматриваемого явления при помощи таких тропов, как _______(В) (например, «огненную, испепеляющую силу» в предложении 6) и _____ (Г) (например, «как сгущённый пучок энергии» в предложении 12)».

B8 № 38.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы


(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".

Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".

Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".

Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Ответ: 2, 8, 3, 6 | 2836



Творчество и игры