Н в гоголь полное имя. Николай Васильевич Гоголь: биография

Роль и место в литературе

Николай Васильевич Гоголь – выдающийся классик русской литературы XIX столетия. Он внес большой вклад в драматургию и публицистику. По мнению многих литературных критиков, Гоголь основал особое направление, названное «натуральной школой». Писатель своим творчеством повлиял на развитие русского языка, делая акцент на его народности.

Происхождение и ранние годы

Н.В. Гоголь появился на свет 20 марта 1809 года в Полтавской губернии (Украина) в селе Великие Сорочинцы. Николай родился третьим ребенком в семье помещика (всего было 12 детей).

Будущий писатель принадлежал к старинному казацкому роду. Возможно, что предком был сам гетман Остап Гоголь.

Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский. Он занимался сценической деятельностью и привил сыну любовь к театру. Когда Николаю было всего 16 лет, его не стало.

Мать – Мария Ивановна Гоголь-Яновская (в девичестве Косяровская). Она вышла замуж в юном возрасте (14 лет). Ее красивой внешностью восхищались многие современники. Николай стал ее первым ребенком, который родился живым. И поэтому его назвали в честь Святителя Николая.

Детство Николай провел в деревне в Украине. Традиции и быт украинского народа сильно повлияли на будущую творческую деятельность писателя. А религиозность матери передалась сыну и тоже отобразилась во многих его работах.

Образование и работа

Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. Учил его один местный педагог, благодаря которому, Николай в 1821 году поступает в Гимназию высших наук в Нежине. Успеваемость Гоголя оставляла желать лучшего. Он был силен только в рисовании и русской словесности. Хотя в том, что успехи в учебе Гоголя были не велики, виновата и сама Гимназия. Методы преподавания были устаревшими и не приносили пользы: зубрежка и розги. Поэтому Гоголь занялся самообразованием: выписывал вместе с товарищами журналы, увлекался театром.

После окончания учебы в гимназии Гоголь переезжает в Петербург, надеясь на светлое будущее здесь. Но реальность несколько его разочаровала. Его попытки стать актером провалились. В 1829 году он становится мелким чиновником, писцом в отделе министерства, но работает там не долго, разочаровавшись в этом деле.

Творчество

Работа чиновником не принесла радости Николаю Гоголю, поэтому он пробует себя в литературной деятельности. Первое опубликованное произведение – «Вечер накануне Ивана Купала» (вначале имело другое название). С этой повести началась известность Гоголя.

Популярность произведений Гоголя объяснялась интересом петербургской публики к малороссийской (так ранее называли некоторые регионы Украины) бытности.

В своем творчестве Гоголь часто обращался к народным легендам, поверьям, использовал народную простую речь.

Ранние произведения Николая Гоголя относят к направлению романтизма. Позже он пишет в своем самобытном стиле, многие соотносят его с реализмом.

Главные произведения

Первый труд, который принес ему известность – это сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти рассказы относят к главным произведениям Гоголя. В них автор потрясающе точно отобразил традиции украинского народа. А волшебство, которое таится на страницах этой книги, и сейчас удивляет читателей.

К важным произведениям относят историческую повесть «Тарас Бульба». Она входит в цикл повестей «Мирогород». Драматическая судьба героев на фоне настоящих событий производит сильное впечатление. По мотивам повести сняты фильмы.

Одним из великих достижений в сфере драматургии Гоголя стала пьеса «Ревизор». Комедия смело разоблачала пороки российских чиновников.

Последние годы

1836 год стал для Гоголя временем путешествий по Европе. Он работает над первой частью «Мертвых душ». Вернувшись на родину, автор ее издает.

В 1843 году Гоголь издал повесть «Шинель».

Существует версия, что Гоголь 11 февраля 1852 года сжег второй том «Мертвых душ». А в том же году его не стало.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1809 Год рождения Н.В. Гоголя
1821-1828 Годы учебы в Нежинской гимназии
1828 Переезд в Петербург
1830 Повесть «Вечер накануне Ивана Купала»
1831-1832 Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1836 Закончена работа над пьесой «Ревизор»
1848 Поездка в Иерусалим
1852 Не стало Николая Гоголя

Интересные факты из жизни писателя

  • Увлечение мистикой привело к написанию самого загадочного произведения Гоголя – «Вий».
  • Существует версия, что автор сжег второй том «Мертвых душ».
  • Николай Гоголь имел страсть к миниатюрным изданиям.

Музей писателя

В 1984 году было открытие музея в селе Гоголево в торжественной обстановке.

Дата рождения: 1 апреля 1809 года
Дата смерти: 21 февраля 1852 года
Место рождения: Сорочинцы, Полтавская губерния

Николай Васильевич Гоголь – русский писатель, драматург, Гоголь Н.В. - поэт и публицист.

Один из классиков русской и мировой литературы.

Николай Васильевич Гоголь - известный русский драматург, публицист и прозаик, родился в Сорочинцах (Полтавская Губерния) 1 апреля 1809 года. Его отец Василий Афанасьевич, был очень богатым помещиком, у которого было около 400 крепостных крестьян, его мать была очень молодой и активной женщиной.

Писатель провел свое детство в условиях колоритного украинского быта, который он очень любил и хорошо запоминал. Он отлично знал жизнь панов и крестьян, в десять лет он начал учиться в Полтаве у учителя, а затем поступил в Нежинскую Гимназию высших наук. Исследователи говорят, что Гоголя нельзя было назвать успешным учеником, большинство предметов давалось ему с огромным трудом, но он выделялся среди сверстников прекрасной памятью, умением правильно использовать русский язык, а также в рисовании.
Гоголь активно занимался самообразованием, очень много писал, вместе с друзьями выписывал столичные журналы. Еще в молодости он начал много писать, пробовал себя и в прозе, и в поэзии. Гоголь сконцентрировал свое внимание на управлении имением после смерти отца. В 1828 году он окончил гимназию и отправился в Петербург.

Столичная жизнь была очень дорогой, богатство в провинции было недостаточным для ведения фривольной жизни в Петербурге. Сначала он решил стать актером, но театры отказывались принимать его. Работа в качестве чиновника нисколько не привлекала его, а потому он обратил внимание на литературу. В 1829 году его идиллия "Ганц Кюхельгартен" была сурово принята критиками и читателями, а потому Гоголь лично уничтожил весь первый тираж.

В 1830 он все же поступил на государственную службу и стал работать в департаменте уделов. В этом же году он завел большое количество самых разных полезных знакомств в литературных кругах. Сразу же был опубликован рассказ "Вечер накануне Ивана Купала", а через один год свет увидели "Вечера на хуторе близ Диканьки".

В 1833 году Гоголя привлекла перспектива поработать в научной сфере, он стал сотрудничать с Санкт-Петербургским университетом на кафедре общей истории. Здесь он провел следующие два года своей жизни. В этот же период он закончил сборники "Арабески" и "Миргород", которые были опубликованы сразу же после его ухода из университета.

Были и те, кто отчаянно критиковал его творчество. Давление со стороны критиков стало одной из причин, по которой Гоголь решил передохнуть от литературы и отправился в Европу. Он пожил в Швейцарии, Франции и Италии. Именно в это время он закончил первый том "Мертвых душ". В 1841 году он решил, что нужно вернуться в Россию, где его тепло встретил Белинский и содействовал публикации первого тома.

Сразу же после выхода в свет этой книги Гоголь принялся за работу над вторым томом, в этот момент писатель переживал творческий кризис. Большим ударом по его литературному самолюбию стал разгромный отзыв Белинского на книгу "Выбранные места из переписки с друзьями". Эта критика была принята очень негативно. В конце 1847 года Гоголь поехал в Неаполь, откуда уехал в Палестину.

Возврат в Россию в 1848 году охарактеризовался непостоянством в жизни писателя, он все так же не мог найти себе место. Жил в Москве, Калуге, Одессе, потом опять в Москве. Он все еще работал над вторым томом "Мертвых душ", но чувствовал существенное ухудшение состояния духа. Он стал увлекаться мистикой, его часто преследовали странные мысли.

11 февраля 1852 года посреди ночи он неожиданно решил сжечь рукопись второго тома. Он говорил, что злые духи заставили его сделать это. Через неделю он почувствовал слабость во всем теле, слег и отказался от какого-либо лечения.

Врачи решили, что необходимо начать принудительные процедуры, но никакие ухищрения медиков не улучшали состояние больного. 21 февраля 1852 года Гоголь умер. Он покоится на кладбище Данилова монастыря в Москве.

Гоголь был одним из самых странных представителей русской классической литературы. Его творчество принималось по-разному, критики и хвалили, и любили его. С другой стороны его сильно сковывала Николаевская цензура.

На Гоголя в своей работе оглядывались Булгаков и Набоков, многие его произведения были экранизированы в Советское время.

Основные вехи жизни Николая Гоголя:

Рождение в Сорочинцах 1 апреля 1809
- Переезд в Полтаву в 1819
- Начало обучения в Гимназии высших наук в Нежине в 1821
- Начало Петербургского периода в 1828
- Публикация идиллии "Ганц Кюхельгартен" в 1829
- Выход в свет "Вечера накануне Ивана Купала" в 1830
- Печать "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в 1831
- Работа при историческом факультете в Петербургском университете в 1834
- Выход в свет сборников "Арабески" и "Миргород" в 1835
- Начало европейского путешествия в 1836
- Публикация первого тома "Мертвых душ" в 1841 году
- Уничтожение второго тома по неизвестным причинам в 1852 году
- Смерть Н. В. Гоголя 21 февраля 1852

Занимательные факты из биографии Николая Гоголя:

Писатель не был женат, относился с подозрением к женщинам и был замкнутым человеком; исследователи говорят и его латентной гомосексуальности, и о наличии тайной любви к нескольким женщинам
- Есть версия, что писатель не умер, а погрузился в летаргический сон, после чего был заживо погребен
- Череп писателя был похищен из могилы в 1909 году вплоть до перестроечного периода общественность не знала об этом происшествии
- Гоголь с трудом переносил грозу, очень боялся грома и молнии
- Писатель много занимался рукоделием, был отличным кулинаром и был сладкоежкой

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года - Го́голь-Яно́вский; 20 марта 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния - 21 февраля 1852 года, Москва) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

Великий русский писатель.
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего их родственника, отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург’, где делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», печатает «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом «В. Алов»).
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба».
Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что премьера пьесы состоялась весной 1836 г. на сцене Александрийского театра.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.
В ноябре 1836 г. Гоголь в Париже знакомится с А. Мицкевичем. В Риме получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Трехлетие (1842-1845 гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома, над которым продолжит работать спустя некоторое время.
В апреле 1848 г., после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - в Малороссии. Весной 1850 г. Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь -делает предложение А.М. Виельгорской, но получает отказ.
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.
7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - русский писатель, публицист.

Ро-дил-ся в се-мье по-ме-щи-ка сред-не-го дос-тат-ка. Дет-ские го-ды про-вёл в ро-ди-тель-ском име-нии Ва-силь-ев-ка (другое знавание - Янов-щи-на, про-ис-хо-дя-щее от фа-ми-лии вла-дель-ца - Го-голь-Янов-ский). Ху-дожественная ода-рён-ность бы-ла на-след-ст-вен-ной в се-мей-ст-ве Го-голя: сре-ди его пред-ков по ма-те-рин-ской ли-нии - Ва-си-лий Тан-ский (1-я половина XVIII века), ав-тор по-пу-ляр-ных в своё вре-мя ин-тер-лю-дий на украинском язы-ке; отец Го-голя, Ва-си-лий Афа-нась-е-вич Го-голь-Янов-ский (1777-1825 годы), со-чи-нял сти-хи и ко-ме-дии на русском и украинском язы-ках. Не-да-ле-ко от Ва-силь-ев-ки, на реке Псёл, на-хо-ди-лось ро-до-вое име-ние В.В. Кап-ни-ста, ко-то-рый, по сви-де-тель-ст-ву ма-те-ри Го-голя, одоб-рил его пер-вые сти-хотворные опы-ты.

В 1818-1819 годах Го-голь обу-чал-ся в Пол-тав-ском по-ве-то-вом (уезд-ном) училище; в 1820 - начале 1821 годов за-ни-мал-ся с учи-те-лем латинского язы-ка Г.М. Со-ро-чин-ским, в 1821-1828 годах учил-ся в Гим-на-зии выс-ших на-ук в Не-жи-не. В эти го-ды про-явил-ся раз-но-сто-рон-ний ху-дожественный та-лант Го-голя: он ри-со-вал (пей-за-жи , ри-сун-ки; позд-нее вы-пол-нял за-ри-сов-ки го-ро-дов, эс-ки-зы об-ло-жек и др.), вы-сту-пал в спек-так-лях, при-чём с осо-бен-ным ус-пе-хом в ко-мических ро-лях (например, Про-ста-ко-вой в «Не-до-рос-ле» Д.И. Фон-ви-зи-на), пи-сал раз-но-об-раз-ные ху-дожественные про-из-ве-де-ния, по его сло-вам, «пре-иму-щест-вен-но в ли-ри-че-ском и сурь-ёз-ном ро-де»: сти-хо-тво-ре-ние «Не-по-го-да»; не-со-хра-нив-шие-ся по-эма «Рос-сия под игом та-тар», са-ти-ра «Не-что о Не-жи-не, или Ду-ра-кам за-кон не пи-сан», а так-же по-весть «Бра-тья Твер-ди-сла-ви-чи» (или «Бра-тья Твер-до-сла-ви-чи»), со-жжён-ная Го-голем по-сле бес-по-щад-ной кри-ти-ки со сто-ро-ны то-ва-ри-щей (пер-вый из-вест-ный слу-чай со-жже-ния Го-голем сво-их про-из-ве-де-ний). Своё бу-ду-щее Го-голь, од-на-ко, свя-зы-вал пре-ж-де все-го с государственной служ-бой, меч-тая о юри-дической карь-е-ре: «Я ви-дел, что здесь ра-бо-ты бу-дет бо-лее все-го... Не-пра-во-су-дие, ве-ли-чай-шее в све-те не-сча-стье, бо-лее все-го раз-ры-ва-ло моё серд-це» (из пись-ма к двою-род-но-му дя-де П.П. Ко-ся-ров-ско-му от 03.10.1827 года).

На при-ня-тие та-ко-го ре-ше-ния по-влия-ли, в ча-ст-но-сти, лек-ции профессора Н.Г. Бе-ло-усо-ва, чи-тав-ше-го в гим-на-зии курс ес-те-ст-вен-но-го пра-ва (в свя-зи с воз-ник-шим в гим-на-зии в 1827 году де-ле о его воль-но-дум-ст-ве Го-голь глу-бо-ко со-чув-ст-во-вал опаль-но-му про-фес-со-ру и во вре-мя рас-сле-до-ва-ния дал по-ка-за-ния в его поль-зу). В 1828 году Го-голь пе-ре-ехал в Санкт-Пе-тер-бург, где без-ус-пеш-но пы-тал-ся уст-ро-ить-ся на служ-бу. В начале 1829 года поя-ви-лось стихотворение «Ита-лия», по всей ви-ди-мо-сти при-над-ле-жав-шее Го-голю («Сын оте-че-ст-ва и Се-вер-ный ар-хив», № 12), а вес-ной то-го же го-да под псевдонимом В.Алов отдельным из-да-ни-ем вы-шла «идил-лия в кар-ти-нах» «Ганц Кю-хель-гар-тен». Не-смот-ря на под-ра-жа-тель-ный ха-рак-тер, здесь бы-ли на-ме-че-ны многие мо-ти-вы зре-ло-го твор-че-ст-ва Го-голя, в ча-ст-но-сти ост-рая кол-ли-зия меч-ты и су-ще-ст-вен-но-сти, пред-ве-щав-шая по-эти-ку «пе-тер-бург-ских по-вес-тей». По-эма вы-зва-ла рез-кий кри-тический от-клик Н.А. По-ле-во-го, Го-голь сжёг не-рас-про-дан-ные эк-зем-п-ля-ры кни-ги, от-пра-вил-ся за гра-ни-цу, в Северную Гер-ма-нию (Лю-бек, Тра-ве-мюн-де, Гам-бург), к кон-цу сентября 1829 года воз-вра-тил-ся в Санкт-Пе-тер-бург.

В конце 1829 года Го-голь по-сту-пил в Департамент государственного хо-зяй-ст-ва и пуб-лич-ных зда-ний Министерства внутренних дел; в апреле 1830 года - в Департамент уде-лов (вна-ча-ле пис-цом, по-том по-мощ-ни-ком сто-ло-на-чаль-ни-ка). Од-но-вре-мен-но ак-ти-ви-зи-ро-ва-лась его литературная дея-тель-ность: вслед за пер-вой по-ве-стью «Би-сав-рюк, или Ве-чер на-ка-ну-не Ива-на Ку-па-ла» («Оте-че-ст-вен-ные за-пис-ки», 1830, фев-раль-март; без под-пи-си; во-шло в из-ме-нён-ном ви-де в «Ве-че-ра на ху-то-ре близ Ди-кань-ки») бы-ло опуб-ли-ко-ва-но эс-се «Жен-щи-на» («Ли-те-ра-тур-ная га-зе-та», 1831, № 4) - пер-вое про-из-ве-де-ние за под-пи-сью «Н. Го-голь». В 1830 году Го-голь по-зна-ко-мил-ся с В.А. Жу-ков-ским , П.А. Плет-нё-вым и, воз-мож-но, А.А. Дель-ви-гом, а в мае 1831 года (оче-вид-но, 20-го) на ве-че-ре у Плет-нё-ва он был пред-став-лен А.С. Пуш-ки-ну.

Пер-вый цикл по-вес-тей «Ве-че-ра на ху-то-ре близ Ди-кань-ки» (части 1-2, 1831-1832 годы), при-нёс-ший Го-голю ши-ро-кое при-зна-ние, от-ве-чал раз-вив-ше-му-ся в русском об-ще-ст-ве ин-тере-су к Ук-раи-не («здесь так за-ни-ма-ет всех всё ма-ло-рос-сий-ское…» - из пись-ма Го-голя к ма-те-ри от 30.04.1829 года). Ук-раи-но-филь-ст-во Го-голя оз-на-ча-ло об-ра-ще-ние к ко-рен-ным, национальным пер-во-ос-но-вам сла-вян-ско-го ми-ра (Н.И. На-де-ж-дин на-зы-вал Ма-ло-рос-сию «сла-вян-ской Ав-зо-ни-ей», т. е. сла-вян-ским Древ-ним Ри-мом) и бы-ло ана-ло-гич-но ув-ле-че-нию Сред-не-ве-ковь-ем и древ-но-стью у западноевропейских ро-ман-ти-ков. Но мир этот, как по-ка-зал Го-голь, во-все не был един и идил-ли-чен: в ря-де по-вес-тей цик-ла («Страш-ная месть» и др.) раз-ви-ва-лась ро-ман-тическая те-ма от-чу-ж-де-ния цен-траль-но-го пер-со-на-жа; в дру-гих (например, в «Май-ской но-чи…») лю-бов-ная ин-три-га ос-лож-ня-лась со-про-тив-ле-ни-ем со-пер-ни-ков или не-доб-ро-же-ла-те-лей, и поч-ти во всех слу-ча-ях в люд-ские де-ла, в раз-ви-тие кол-ли-зии вме-ши-ва-лись тём-ные ир-ре-аль-ные си-лы. По-сле по-яв-ле-ния «Ве-че-ров…» Го-голь стал литературной зна-ме-ни-то-стью: ле-том и осе-нью 1832 года его с во-оду-шев-ле-ни-ем встре-ти-ли в Мо-ск-ве С.Т. Ак-са-ков и К.С. Ак-са-ков, М.С. Щеп-кин, И.В. Ки-ре-ев-ский, С.П. Ше-вы-рёв, М.П. По-го-дин. В 1835 году Го-голь сно-ва по-се-тил Мо-ск-ву, где в мае со-стоя-лась, по-ви-ди-мо-му, его пер-вая встре-ча с В.Г. Бе-лин-ским.

По-сле-до-вав-шие за пер-вой про-за-ической кни-гой Го-голя цик-лы «Мир-го-род» и «Ара-бе-ски» рас-ши-ри-ли диа-па-зон его твор-че-ст-ва в на-прав-ле-нии, ко-то-рое бы-ло пред-ука-за-но вхо-див-шей в «Ве-че-ра...» по-ве-стью «Иван Фё-до-ро-вич Шпонь-ка и его тё-туш-ка». В сборнике «Мир-го-род» (части 1-2, 1835) в по-ле зре-ния Го-голя - мел-кие за-бо-ты и не-при-ят-но-сти, «по-шлость по-шло-го че-ло-ве-ка» (фор-му-ла, по ут-вер-жде-нию Го-голя, при-над-ле-жа-щая Пуш-ки-ну), ка-верз-ни-че-ст-во и су-тяж-ни-че-ст-во («По-весть о том, как по-ссо-рил-ся Иван Ива-но-вич с Ива-ном Ни-ки-фо-ро-ви-чем»), раз-ру-ше-ние идил-лического со-стоя-ния ми-ра («Ста-ро-свет-ские по-ме-щи-ки») и ес-те-ст-вен-ных че-ло-ве-че-ских свя-зей, про-ис-хо-дя-щее под влия-ни-ем дья-воль-ских сил (осо-бен-но от-чёт-ли-во - в «Вии»).

По-вес-ти из сборника «Ара-бе-ски» (части 1-2, 1835) «Нев-ский про-спект», «Порт-рет» и «За-пис-ки су-ма-сшед-ше-го» до-ба-ви-ли к этой про-бле-ма-ти-ке пе-тер-бург-ские, сто-лич-ные те-мы: по-шлость и по-все-днев-ность со-еди-ни-лись с на-пря-жён-ным па-фо-сом, гро-те-ск-ным из-ло-мом сю-жет-ных и по-ве-ст-во-ва-тель-ных пла-нов, с тре-вож-ным, ка-та-ст-ро-фическим на-строе-ни-ем боль-шо-го го-ро-да. Это на-прав-ле-ние бы-ло впо-след-ст-вии про-дол-же-но дру-ги-ми «пе-тер-бург-ски-ми по-вес-тя-ми» (так они бы-ли на-зва-ны в кри-ти-ке уже по-сле смер-ти пи-са-те-ля): «Нос» (опубликован в 1836 году в пуш-кин-ском журнале «Со-вре-мен-ник»; здесь же в том же го-ду поя-ви-лись по-весть «Ко-ля-ска», статья «О дви-же-нии жур-наль-ной ли-те-ра-ту-ры в 1834 и 1835 го-ду» и др.) и «Ши-нель» (1842).

В от-ли-чие от других цик-лов, «Ара-бе-ски», на-ря-ду с ху-дожественными тек-ста-ми, вклю-ча-ли в се-бя кри-тические и ис-то-рические. ра-бо-ты, в т. ч. статью «Не-сколь-ко слов о Пуш-ки-не», со-дер-жав-шую глу-бо-кую и все-сто-рон-нюю оцен-ку твор-че-ст-ва по-эта. Ху-дожественная кри-ти-ка и эс-сеи-сти-ка Го-голя сто-ят у ис-то-ков отечественного ис-кус-ст-во-зна-ния (опубликованы в «Ара-бе-сках» ста-тьи «Об ар-хи-тек-ту-ре ны-неш-не-го вре-ме-ни», «Скульп-ту-ра, жи-во-пись и му-зы-ка», «По-след-ний день Пом-пеи»).

Ис-то-рические ра-бо-ты Го-голя в зна-чительной сте-пе-ни бы-ли свя-за-ны с его профессиональными ин-те-ре-са-ми: в 1834-1835 годах он был адъ-юнкт-про-фес-со-ром в Санкт-Пе-тербургском университете; хло-по-тал так-же (без-ус-пеш-но) о по-лу-че-нии ка-фед-ры ис-то-рии в Ки-ев-ском университете. За-ня-тия ис-то-ри-ей шли па-рал-лель-но с раз-ви-ти-ем ху-дожественно-ис-то-рических за-мы-слов, из ко-то-рых наи-бо-лее зна-чи-тель-ны не-за-конченная дра-ма «Альф-ред» (1835) на сю-жет западноев-ропейского Сред-не-ве-ко-вья , а так-же по-весть «Та-рас Буль-ба» (1-я редакция опубликована в сборнике «Мир-го-род», 2-я - в «Со-чи-не-ни-ях», 1842) из украинской ис-то-рии (с ис-то-ри-ей Ук-раи-ны свя-за-на и со-хра-нив-шая-ся во фраг-мен-тах тра-ге-дия «За вы-бри-тый ус», над ко-то-рой Го-голь ра-бо-тал в 1839-1841 годах).

Все эти за-мыс-лы свя-за-ны с пе-рио-да-ми, вы-зы-вав-ши-ми к се-бе наи-боль-ший ин-те-рес Го-голя-ис-то-ри-ка; при этом его, оче-вид-но, при-вле-ка-ло та-кое со-стоя-ние на-ции, ко-гда она, не-смот-ря на внутренние кон-флик-ты, спо-соб-на вдох-но-вить-ся од-ной иде-ей, пред-стать как един-ст-во. Это-го ка-че-ст-ва ли-ше-на, по Го-голю, раз-дроб-лен-ная современная жизнь, раз-ди-рае-мая на час-ти эгои-стическими, свое-ко-ры-ст-ны-ми ин-те-ре-са-ми. Ис-то-ризм Го-голя под-вёл его к «Ре-ви-зо-ру» - ко-ме-дии с ис-клю-чи-тель-но глу-бо-ким, по-ис-ти-не фи-лософским со-дер-жа-ни-ем (поставлена впер-вые 19.04.1836 года в санкт-пе-тербургском Алек-сан-д-рин-ском те-ат-ре; в том же го-ду вы-шла отдельным из-да-ни-ем).

На под-ска-зан-ный А.С. Пуш-ки-ным сю-жет, объ-еди-нив-ший веч-ную си-туа-цию qui pro quo c ло-каль-ным мо-ти-вом чи-нов-ничь-ей ин-спек-ции (ре-ви-зии), Го-голь на-пи-сал пье-су, тя-го-тею-щую к пре-дель-но-му обоб-ще-нию: пе-ред на-ми «сбор-ный го-род» (вы-ра-же-ние из пье-сы «Те-ат-раль-ный разъ-езд по-сле пред-став-ле-ния но-вой ко-ме-дии», 1842, где из-ло-же-ны тео-ре-тические взгля-ды Го-голя как ко-ми-че-ско-го пи-са-те-ля), в ко-то-ром пред-став-ле-ны различные сто-ро-ны со-ци-аль-ной жиз-ни и раз-но-об-раз-ные свой-ст-ва че-ло-ве-че-ской на-ту-ры. При этом ир-ра-цио-наль-ное на-ча-ло ис-то-рии (по фор-му-ле Го-голя, «силь-ные кри-зи-сы, чув-ст-вуе-мые це-лою мас-сою») вы-ра-же-но в пье-се с по-мо-щью но-ва-тор-ских ху-дожественных приё-мов, на-чи-ная с «ми-раж-ной ин-три-ги» и кон-чая за-клю-чи-тель-ной «не-мой сце-ной». Под-спуд-но-гро-те-ск-ные мо-ти-вы раз-ви-ва-ли и другие пье-сы Го-голя.

Так, в «Же-нить-бе» (опубликована и поставлена в 1842 году) про-ис-хо-ди-ла тон-кая пе-ре-ак-цен-ти-ров-ка тра-ди-ци-он-ной ко-ме-дий-ной па-ры - сла-бо-воль-но-го же-ни-ха и пред-при-им-чи-во-го по-мощ-ни-ка (дру-га, слу-ги и др.): ес-ли пер-вый (Под-ко-ле-син) не-ре-ши-те-лен при кров-ной за-ин-те-ре-со-ван-но-сти в же-нить-бе, то вто-рой (Коч-ка-рёв) на-по-рист при от-сут-ст-вии ре-аль-но-го ин-те-ре-са к пред-стоя-ще-му со-бы-тию. В «Иг-ро-ках» (опубликована в 1842 году, поставлена в 1843 году) уг-луб-ля-лась си-туа-ция «об-ма-ну-то-го мо-шен-ни-ка»: ни-кто не впра-ве счи-тать се-бя окон-ча-тель-ным «по-бе-ди-те-лем» - все-гда «под бо-ком оты-щет-ся плут, ко-то-рый те-бя пе-ре-плу-ту-ет» (сло-ва кар-точ-но-го шу-ле-ра Иха-ре-ва в за-клю-че-нии пье-сы). Чрез-вы-чай-ным ла-ко-низ-мом и вы-ра-зи-тель-но-стью от-ли-ча-ют-ся и «ма-лень-кие ко-ме-дии» Го-голя - «Тяж-ба», «Ла-кей-ская», «От-ры-вок» (все опубликованы в 1842 году), а так-же «Ут-ро де-ло-во-го че-ло-ве-ка» (опубликована в 1836 году); все они пред-став-ля-ют со-бой об-ра-бот-ку и раз-ви-тие отдкльных сцен не-за-вер-шён-ной ко-ме-дии «Вла-ди-мир 3-й сте-пе-ни», над ко-то-рой Го-голь ра-бо-тал в 1832-1834 годах.

В ию-не 1836 года Го-голь уе-хал за гра-ни-цу, жил в Ба-ден-Ба-де-не, Же-не-ве, Ве-ве (Швей-ца-рия), в Па-ри-же, где по-зна-ко-мил-ся с А. Миц-ке-ви-чем ; здесь же он по-лу-чил по-тряс-шее его из-вес-тие о смер-ти А.С. Пуш-ки-на. В мар-те 1837 года Го-голь впер-вые по-се-тил Рим, где по-зна-ко-мил-ся с ра-бо-тав-ши-ми там русскими ху-дож-ни-ка-ми (в т. ч. с А.А. Ива-но-вым, ко-то-ро-му по-свя-тил статью «Ис-то-риче-ский жи-во-пи-сец Ива-нов», опубликована в 1847 году). В Ри-ме бы-ла на-пи-са-на большая часть «Мёрт-вых душ», ра-бо-та над ко-то-ры-ми бы-ла на-ча-та ещё в 1835 году. Од-но-вре-мен-но Го-голь соз-да-ёт и ряд других про-из-ве-де-ний, в т. ч. по-весть «Рим» (не окон-че-на, опубликована в 1842 году).

По-доб-но «Ре-ви-зо-ру», «Мёрт-вые ду-ши» (сю-жет ко-то-рых был так-же под-ска-зан Пуш-ки-ным) долж-ны бы-ли за-пе-чат-леть всю русскую жизнь, но уже не с «од-но-го бо-ку», а в её це-ло-ст-но-сти, где «бы-ло бы не од-но то, над чем сле-ду-ет сме-ять-ся». От-сю-да от-каз от на-ме-чав-ше-го-ся вна-ча-ле обо-зна-че-ния «ро-ман» в поль-зу «по-эмы», что долж-но бы-ло, с од-ной сто-ро-ны, по при-ме-ру Пуш-ки-на за-фик-си-ро-вать жан-ро-вую уни-каль-ность про-из-ве-де-ния («Ев-ге-ний Оне-гин» - ро-ман, но не в про-зе; «Мёрт-вые ду-ши» - по-эма, но не в сти-хах), а с дру-гой - от-де-лить ро-ж-дав-шее-ся тво-ре-ние от боль-шо-го мас-си-ва современной русской и западноевропейской про-зы (ро-ма-нов ис-то-ри-че-ских, нра-во-опи-са-тель-ных, са-ти-ри-че-ских и др.) и при-бли-зить к тра-ди-ци-ям бо-лее древ-ним, вплоть до го-ме-ров-ских по-эм, ко-то-рые Го-голь при-сталь-но изу-чал. По-сколь-ку за-мы-сел но-во-го про-из-ве-де-ния стро-ил-ся трёх-ча-ст-но - пред-по-ла-гал-ся пе-ре-ход от низ-ших сфер жиз-ни к бо-лее вы-со-ким и зна-чи-тель-ным, а са-мо пе-ре-вос-пи-та-ние цен-траль-но-го пер-со-на-жа (Чи-чи-ко-ва) пе-ре-рас-та-ло в «ис-то-рию ду-ши» с её глав-ны-ми (тре-мя) ста-дия-ми, то для Го-голя об-ре-та-ла осо-бый смысл и тра-ди-ция Дан-те (к «Бо-же-ст-вен-ной ко-ме-дии» Го-голь про-яв-лял боль-шой ин-те-рес в по-ру ра-бо-ты над по-эмой). Дра-ма-тизм и му-чи-тель-ность ра-бо-ты над 2-м и 3-м то-ма-ми «Мёрт-вых душ» обу-слов-ли-ва-лись на-пря-жён-ны-ми уси-лия-ми пред-ста-вить про-цесс воз-ро-ж-де-ния «мёрт-вой ду-ши» не дек-ла-ра-тив-но, но кон-крет-но и убе-ди-тель-но, в ма-те-риа-ле и фор-мах ре-аль-ной русской жиз-ни.

В 1839-1840 годах Го-голь при-ез-жал в Рос-сию (Мо-ск-ва, Санкт-Пе-тер-бург), чи-тал друзь-ям гла-вы «Мёрт-вых душ»; в конце 1841 - 1-й половине 1842 годов Го-голь вновь на ро-ди-не, за-ня-тый пе-ча-та-ни-ем 1-го то-ма (вы-шел в мае 1842 года); в 1842 - начале 1843 годов опубликованы «Со-чи-не-ния» Го-голя в 4 томах. С ию-ня 1842 года Го-голь жил за гра-ни-цей (во Фран-ции, Гер-ма-нии, но пре-имущественно в Ита-лии: Ри-ме, Не-апо-ле и др.), про-дол-жая ра-бо-ту над 2-м то-мом по-эмы (на-ча-тым, по-ви-ди-мо-му, ещё в 1840 году). В 1-й половине 1845 года са-мо-чув-ст-вие Го-голя рез-ко ухуд-ши-лось; его си-лы бы-ли по-дор-ва-ны на-пря-жён-ным и, как ему ка-за-лось, не-эф-фек-тив-ным тру-дом. Ле-том 1845 года Го-голь сжёг ру-ко-пись 2-го то-ма, что-бы на-чать ра-бо-ту сна-ча-ла.

В январе 1847 года, на-хо-дясь в Не-апо-ле, тя-же-ло пе-ре-жил из-вес-тие о смер-ти Н.М. Язы-ко-ва, од-но-го из са-мых близ-ких его дру-зей. В том же го-ду вы-шли «Вы-бран-ные мес-та из пе-ре-пис-ки с друзь-я-ми» - про-из-ве-де-ние, ко-то-рое Го-голь счи-тал чуть ли не пер-вой сво-ей «дель-ной кни-гой», по-сколь-ку она в пря-мой, пуб-ли-ци-стической фор-ме из-ла-га-ла его главные идеи. Го-голь ис-хо-дил из по-ло-же-ния, что ни-ка-кой об-щественный про-гресс не бу-дет проч-ным без вос-пи-та-ния и пе-ре-вос-пи-та-ния ка-ж-до-го в ду-хе хри-сти-ан-ской эти-ки (эта же мысль ак-цен-ти-ро-ва-на в со-зда-вав-шей-ся па-рал-лель-но пье-се «Раз-вяз-ка Ре-ви-зо-ра», опубликована посмертно в 1856 году). Од-на-ко в ус-ло-ви-ях на-зре-вав-ших в стра-не со-ци-аль-ных пре-об-ра-зо-ва-ний (пре-ж-де все-го кре-сть-ян-ской ре-фор-мы) по-пыт-ка Го-голя ог-ра-ни-чить-ся лишь про-бле-мой че-ст-но-го ис-пол-не-ния ка-ж-дым че-ло-ве-ком сво-ей «долж-но-сти» вы-гля-де-ла не-дос-та-точ-ной: вы-ход «Вы-бран-ных мест…» на-влёк на Го-голя на-стоя-щую бу-рю кри-ти-ки, в т. ч. и со сто-ро-ны его дру-зей (С.Т. и К.С. Ак-са-ко-вых, С.П. Ше-вы-рё-ва и др.); лишь не-мно-гие от-ме-ти-ли по-зи-тив-ные сто-ро-ны кни-ги (пре-ж-де все-го А.А. Гри-горь-ев в статье «Го-голь и его по-след-няя кни-га» - «Мо-с-ков-ский го-род-ской лис-ток», 1847, № 5, 6).

С по-зи-ций за-пад-ни-че-ст-ва кни-гу рез-ко кри-ти-ко-вал В.Г. Бе-лин-ский - в ре-цен-зии («Со-вре-мен-ник», 1847, № 2) и осо-бен-но в пись-ме к Го-голю от 15.07.1847 года. В от-вет-ном пись-ме от 10.08.1847 года Го-голь час-тич-но при-знал не-уда-чу кни-ги, од-на-ко уп-ре-кал кри-ти-ка в од-но-сто-рон-но-сти и иг-но-ри-ро-ва-нии ре-ли-ги-оз-но-мо-раль-ной про-бле-ма-ти-ки. Пе-ре-жи-ва-ния и объ-яс-не-ния в свя-зи с «Вы-бран-ны-ми мес-та-ми..» вы-зва-ли к жиз-ни но-вое про-из-ве-де-ние Го-голя - «Ав-тор-скую ис-по-ведь» (опубликована посмертно в 1855 году; название при-над-ле-жит ре-дак-то-ру).

В ап-ре-ле 1848 года по-сле пу-те-ше-ст-вия в Ие-ру-са-лим к Гро-бу Гос-под-ню Го-голь окон-ча-тель-но воз-вра-тил-ся на ро-ди-ну; жил в Ва-силь-ев-ке, Одес-се, Санкт-Пе-тер-бур-ге, где осе-нью 1848 года на ве-че-ре у А.А. Ко-ма-ро-ва по-зна-ко-мил-ся с Н.А. Не-кра-со-вым, И.А. Гон-ча-ро-вым, Д.В. Гри-го-ро-ви-чем, А.В. Дру-жи-ни-ным. С декабря 1848 года жил у А.П. Тол-сто-го в Мо-ск-ве, про-дол-жая ра-бо-ту над 2-м то-мом по-эмы и другими со-чи-не-ния-ми (в т. ч. на-ча-ты-ми ещё в 1845 году в Па-ри-же «Раз-мыш-ле-ния-ми о Бо-же-ст-вен-ной ли-тур-гии», опубликованы посмертно в 1857 году). В ию-не 1850 года, в ию-не и сентябре 1851 года Го-голь по-се-щал Оп-ти-ну пус-тынь. В кон-це января 1852 года об-на-ру-жи-лись при-зна-ки но-во-го ду-шев-но-го кри-зи-са: Го-голь тя-же-ло пе-ре-жил смерть Е.М. Хо-мя-ко-вой, се-ст-ры Н.М. Язы-ко-ва. В кон-це ян-ва-ря - на-ча-ле фев-ра-ля встре-тил-ся с прие-хав-шим в Мо-ск-ву ржев-ским про-тои-е-ре-ем Мат-ве-ем (Кон-стан-ти-нов-ским), ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, со-ве-то-вал Го-голю унич-то-жить не-ко-то-рые гла-вы по-эмы, мо-ти-ви-руя это их не-точ-но-стью и вред-ным влия-ни-ем, ко-то-рые они ока-жут на чи-та-те-лей; Го-голь мог пе-ре-тол-ко-вать его ре-ак-цию в том смыс-ле, что 2-й том ос-тал-ся ху-до-же-ст-вен-но не-со-вер-шен-ным. 7 февраля Го-голь ис-по-ве-дал-ся и при-час-тил-ся, а в ночь с 11 на 12 февраля сжёг бе-ло-вую ру-ко-пись 2-го то-ма (со-хра-ни-лись в не-пол-ном ви-де 5 глав, от-но-ся-щие-ся к раз-ным чер-но-вым ре-дак-ци-ям; опубликован посмертно в 1855 году). Смерть Го-голя вы-зва-ла в русском об-ще-ст-ве глу-бо-кое по-тря-се-ние. От уни-вер-си-тет-ской церк-ви, где со-стоя-лось от-пе-ва-ние, до мес-та по-гре-бе-ния в Свя-то-Да-ни-ло-вом мо-на-сты-ре гроб не-сли на ру-ках сту-ден-ты и про-фес-со-ра уни-вер-си-те-та (в 1931 году ос-тан-ки Го-голя бы-ли пе-ре-не-се-ны на Но-во-де-ви-чье клад-би-ще).

Ог-ром-но влия-ние Го-голя на по-сле-дую-щую литературу: его твор-че-ст-во спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию реа-ли-стических сти-лей, на-чи-ная с на-ту-раль-ной шко-лы до русского ро-ма-на (И.С. Тур-ге-нев, И.А. Гон-ча-ров , А.И. Гер-цен, Л.Н. Тол-стой и др.); сти-му-ли-ро-ва-ло ук-ре-п-ле-ние и обо-га-ще-ние гро-те-ск-но-фан-та-стического на-прав-ле-ния (М.Е. Сал-ты-ков-Щед-рин, Ф. Со-ло-губ, А. Бе-лый и др.). В то же вре-мя ре-лигиозно-нравственные ис-ка-ния Го-голя в зна-чительной ме-ре оп-ре-де-ли-ли он-то-ло-ги-че-скую про-бле-ма-ти-ку как в ху-дожественной литературе (Ф.М. Дос-то-ев-ский), так и в русской ре-лигиозной фи-ло-со-фии конца XIX - первой половины XX веков. В XX веке влия-ние Го-голя, пре-одо-лев национальные гра-ни-цы, рас-про-стра-ни-лось на всю ми-ро-вую куль-ту-ру.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков - Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.

В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823-24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

В 1831-32 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве - песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

1832-33 годы явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 году были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю еще большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» - циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 году. Самая значительная из повестей петербургского цикла - «Шинель» - была завершена в 1841 году.

В 1836 году, в Александринском театре, состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство. Персонажи комедии были типичны для всей России того времени, и многие зрители, впервые увидевшие комедию, считали, что автор высмеивает именно их город, их чиновников, помещиков и полицейских. Но далеко не все приняли комедию благожелательно. Представители чиновничьей бюрократии увидели в комедии угрозу. На страницах журнала стали появляться статьи, обвинявшие автора комедии в искажении действительности. Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали, что ее содержание сводится к старому пустому анекдоту.

Критические отзывы глубоко травмировали Гоголя. В последующие годы он продолжал усиленно работать над композицией пьесы и образами героев. В 1841 году комедия в значительно переработанном виде была вторично издана отдельной книгой. Но и эта редакция показалась писателю несовершенной. Только шестой вариант «Ревизора» Гоголь включил в четвертый том своих «Сочинений» 1842 года. Но в этом виде комедия, из-за цензурных препятствий, была поставлена на сцене только через 28 лет.

Почти одновременно с первой редакцией «Ревизора» был опубликован первый номер журнала Пушкина «Современник», в подготовке которого Гоголь принимал активное участие. В одной из своих статей он выступил с критикой редакционных изданий, после чего нападки со стороны правящих сословий заметно ожесточились.

Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. В последующие годы он два раза возвращался на родину - в 1839-40 гг. и в 1841-42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К этому времени относится начало его работы над поэмой «Мертвые души». Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта.

В начале октября 1841 года Гоголь приехал в Петербург, а через несколько дней выехал в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми душами». В мае 1842 года вышел в свет первый том «Мертвых душ», а в конце мая Гоголь вновь отправился за границу. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись горячие споры. Гоголь в это время отдыхал и лечился в небольшом немецком городке Гастейне. Волнения, связанные с изданием «Мертвых душ», материальная нужда, нападки критики стали причиной духовного кризиса и нервной болезни.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений. В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги - необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Последние годы своей жизни Н.В. Гоголь прожил одиноко. В 1848 году писатель намеревался осуществить свою главную мечту - поездить по России. Но на это уже не было ни средств, ни физических сил. Он побывал в родных местах, полгода жил в Одессе. В Петербурге познакомился с Некрасовым, Гончаровым и Григоровичем, в апреле 1848 года совершил паломничество в Святую землю к гробу Господню, но большую часть времени проводил в Москве. Несмотря на болезнь, писатель продолжал трудиться, так как в литературе видел смысл своей жизни.

В последние годы все мысли Гоголя были поглощены вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 года у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, он отказался от пищи и медицинской помощи. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома «Мертвых душ» (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики.



Пособия и алименты