Торжественная увертюра «1812 год. Чайковский

В конце мая 1880 году Чайковскому его издатель П.И.Юргенсон сообщает, что Н.Г.Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года. Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II. Заказ Рубинштейна предполагал и 3-й вариант - кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве. В одном из ответных писем Юргенсону Чайковский откровенно пишет: "Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение."Первым побуждением композитора было отказаться. «Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств, — читаем в одном из его писем к Н. фон Мекк, много лет финансировавшей композитора, давая ему тем самым возможность спокойного творчества. — Подумайте, милый друг! Что, например, можно написать по случаю открытия выставки , кроме банальностей и шумных общих мест? Однако ж отказать в просьбе не имею духа, и придется волей-неволей приняться за несимпатичную задачу». Получив письмо лично от Рубинштейна, Чайковский все же дал ему обещание написать торжественную увертюру. "...Я вовсе не расположен к работе. Тем не менее слово исполню", - писал он брату Анатолию.

В основу содержания заказанного произведения Чайковский решил положить события 1812 года, 70-летие которых приходилось на год выставки. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорил великую страну, подвиг народа, торжество его победы — это привлекло Чайковского значительно больше, чем три предложенных темы. Однако композитор сильно сомневался в художественных достоинствах написанного. В период сочинения увертюры (начало октября) Чайковский признавался в письме к Н.Ф.фон Мекк: "Представьте, дорогой друг мой, что муза моя была так благосклонна ко мне в последнее время,., что я с большой быстротой написал две вещи, а именно: 1) большую торжественную увертюру для выставки по просьбе Ник. Григ., и 2) серенаду для струнного оркестра в 4-х частях. То и другое я теперь понемножку оркеструю. Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет".. Завершена увертюра 7 ноября 1880. На титульном листе партитуры Чайковский написал: "1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский".

Leningrad Military Orchestra

Yuri Temirkanov

В конце рукописи: "Каменка. 7-го ноября 1880 г." Примечательно, что увертюра написана в Каменке, где Чайковский имел возможность вплотную соприкоснуться с историей войны 1812 года, историей жизни её героев, чья жизнь была связана с этим имением. Именно в Каменке были живы воспоминания о её прежних обитателях- героях войны 1812 года: генерале Раевском, князе Волконском, Давыдовых (Василии Львовиче и Денисе Васильевиче). И, как не раз было в жизни Чайковского, написанное по заказу сочинение, в конечном итоге выходило произведением, наполненным глубоким чувством, выполненным с мастерством и ставшим в дальнейшем выдающимся достижением Чайковского. Издана партитура в Москве, в издательстве П.Юргенсона, в 1882 году.


В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887-1895

Увертюра "1812 год" стоит особняком среди программно-симфонических произведений Чайковского - как историческое полотно. Однако можно предположить, что Чайковский, которому были свойственны патриотические чувства, далеко не был равнодушен к предложенной теме, что и выявилось при сочинении увертюры. Помог и предшествовавший опыт сочинения торжественных произведений - "Торжественной увертюры на Датский гимн" (1866), "Славянского марша" (1876) и др. Главным же фактором удачи можно считать возросшее мастерство. В этом сочинении Чайковский проявил себя не только как мастер психологических коллизий, но и как живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны и подвига русского народа в ней.

Сродни увертюре "1812 год" симфоническая картина в опере "Мазепа" - "Полтавский бой" , в котором нашла свое изображение другая битва, также сыгравшая в судьбе России наиважнейшую роль.

Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое в России проходило на церковных службах. Затем, сразу же, звучит молитва (тропарь «Спаси Господи люди твоя») о победе русского оружия в войне. Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная трубами и валторнами. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года.Главная тема увертюры, начинающая её, отличается подчеркнутой патетикой. Использован мотив "Марсельезы" как обобщающий образ французских войск.

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin
Наполен на Бородинском поле

Образ русского народа - мелодии русских народных песен (мотив из дуэта Власьевны и Олены из оперы "Воевода", русская народная песня "У ворот, ворот батюшкиных" символизирует, очевидно, русских бойцов. Чайковский в начале увертюры отказался от схематического противопоставления французскому государственному гимну русского гимна - его роль скажется в заключении увертюры.

Разработка очень коротка. Главный перелом наступает в коде, где идет противопоставление "Марсельезы" и темы "У ворот...". Мощное проведение темы "Марсельезы" на фоне вихревых пассажей струнных и деревянных духовых с валторнами, тремоло литавр, треугольника и военного барабана, удары большого барабана и специального барабана, имитирующего пушечные залпы, характеризует временное торжество французов. Мощное и величественное Largo с преображенной темой православной молитвы "Спаси, Господи, люди твоя" (здесь предусмотрено подключение большого количества духовых инструментов), символизирует победу русского народа.

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin
Отступление. Бегство на большой дороге

Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо воспроизводит фанфарную тему вступления в сопровождении колоколов. На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России "Боже, царя храни". Таким образом была воплощена главная мысль увертюры: оплот России - это триединство Православие, Самодержавие, Народность.

Первое исполнение увертюры "1812 год" состоялось 8 августа 1882 г. в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки (дирижер И.К.Альтани). Вопреки мнению Чайковского, считавшего, что увертюра "не заключает в себе, кажется, никаких серьезных достоинств" (письмо к Э.Ф.Направнику), успех ее возрастал с каждым годом. Еще при жизни Чайковского, она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора. Имела она большой успех и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе. Под влиянием успеха, Чайковский изменил к ней отношение, включая ее в свои авторские концерты и иногда, по требованию публики, исполняя "на бис". И по сей день она с успехом исполняется во всем мире, причем порою — с настоящими пушечными выстрелами.

Торжественная увертюра «1812 год», соч. 49 - оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года . Пользуется популярностью в мире из-за эффектного звучания и важности событий 1812 года для Европы и Америки. В исполнении участвуют колокола, в финале предусмотрены пушечные залпы.

1812 год

Увертюра 1812 года, исполненная с пушечным огнём
Композитор П. И. Чайковский
Форма и номер опуса торжественная увертюра, op. 49
Тональность ми-бемоль мажор
Темп Largo (♩ = 60)
Дата и место сочинения
Инструменты флейта-пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 фа-валторны, 2 корнета, 2 трубы, 3 тромбона (2 тенор, 1 бас) и туба, литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, бубен, треугольник, колокола и пушка, скрипки, альты, виолончели и контрабасы
Дата и место первой постановки 8 августа (20 августа) , Храм Христа Спасителя , Москва
1812 Overture
Performed by the Skidmore College Orchestra. Courtesy of Musopen
Помощь по воспроизведению

Премьера увертюры состоялась в Храме Христа Спасителя 8 (20 ) августа года .

Обзор

Торжественная увертюра «1812 год» (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Эта монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя» и две оригинальных темы - тревоги и героических военных сигналов. Сонатное аллегро многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в аллегро введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза ». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни! ».

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Тематика увертюры основана на конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, связывал с исконной духовной стойкостью русских воинов. В характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, в характеристике французского нашествия он использовал тему «Марсельеза ». Несмотря на то, что «Марсельеза » для европейца ассоциируется с чистотой и свободой в увертюре она звучит напряженно, зловеще, с диссонансами на втором плане - это логичное решение, ведь русское дворянство боготворило французскую культуру, они разговаривали на французском языке, повторяли манеры французов и их моду. Но вот наполеоновская армия подошла к Москве, и, естественно, все «прекрасно-французское» мгновенно обретает иной окрас, и «Марсельеза» уже рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит дополнительный драматизм в структуру целого.

Увертюра «1812 год» - эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

В советское время эту увертюру, как правило, исполняли в редакции Виссариона Шебалина , где вместо темы «Боже, царя храни!» использована главная тема эпилога из оперы Глинки «Жизнь за царя» (транспонированная в ми-бемоль мажор). Существуют также редакции Сергея Кусевицкого и Эндрю Корнэлла, в которых темы молитвы и русского гимна дублируются смешанным хором.

Маслак Артём

В данной работе отражена история создания торжественной увертюры П.И.Чайковского "1812 год". Используя исторический материал, автор работы проникся патриотическим духом исторической эпохи, раскрыл замысел композитора и постарался передать атмосферу сопровождавшую рождение великого произведения, которое часто звучит на концертах и известно всему миру.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Торжественная увертюра «1812 год» Петра Ильича Чайковского

Выдающееся произведение Петра Ильича Чайковского торжественную увертюру «1812 года» сегодня знают многие, даже те, кто никогда не интересовался русской историей. Между тем в этом произведении запечатлен один из наиболее драматичных и одновременно славных эпизодов истории России – Отечественная война 1812 года. Французская армия, возглавляемая Наполеоном Бонапартом, покорив к этому времени почти всю Европу, надеялась завоевать Россию. Война продолжалась менее полугода и закончилась полной победой России, благодаря самоотверженности русского народа. Армия Наполеона была с позором изгнана, а русские войска дошли до Парижа и в 1814 году праздновали там победу. Самым главным символом этой победы стала гениальная музыка Петра Ильича Чайковского – Торжественная увертюра «1812 год». Правда, создавалась она значительно позже.

В 1880 году Петр Ильич, находясь у своей сестры, в имении Каменка, надеялся на время воздержаться от сочинительства и заняться переизданиями своих сочинений, но не утерпел и начал работать. В конце мая Чайковскому его нотоиздатель П.И. Юргенсон сообщает, что Н.Г. Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года. Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна «написать для задуманных им концертов на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве на выбор: увертюру на открытие выставки, увертюру на двадцатипятилетие царствования Александра II или кантату на освящение храма Христа Спасителя» (6).

В ответ в письме к нотоиздателю П.И. Юргенсону от 3 июля 1880 года Чайковский возмущается: «По поводу выставочной музыки… Я тебе написал то, что… почувствовал, а почувствовал я крайнее отвращение. Да без отвращения и нельзя приниматься за музыку, которая предназначена к прославлению того, что, в сущности, ни мало не восхищает меня. Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддеть моё вдохновение» (6). Реакция Чайковского понятна нам. Восстановленный в конце XX века, грандиозный по размерам храм Христа Спасителя, построенный в «русско-византийском» стиле по проекту К.А. Тона и теперь соединяет роскошь отделки с тяжеловесностью пропорций.

Очевидно, внимание композитора привлекло то, что храм был создан в память о героях 1812 года. Связанный с освящением храма замысел Чайковского осуществился в форме инструментального произведения – Торжественной увертюры «1812 год».

Увертюра была написана в считанные дни. Выбранный Чайковским сюжет был близок всей его семье. Ведь многие обитатели Каменки, были героями войны 1812 года: Давыдовы, Трубецкие, Раевские – представители знатных дворянских фамилий, они к тому же состояли в родстве.

В письме к своей покровительнице, Надежде фон Мекк, Чайковский признается: «…Муза моя была так благосклонна ко мне в последнее время … что я с большой быстротой написал большую торжественную увертюру для выставки, по просьбе Николая Григорьевича. Увертюра будет громка, шумна, но я писал её без теплого чувства любви и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет» (2). «Решительно не знаю, хороша или дурна моя увертюра («1812 год»), но скорее первое», - так писал композитор своему издателю Юргенсону (6).

Завершена увертюра была 7 ноября 1880 года. На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский». В конце рукописи: «Каменка. 7-го ноября 1880 г.» (1). И, как не раз было в жизни Чайковского, написанная по заказу увертюра, которая, казалось, сочинялась с таким трудом, в конечном итоге оказалась произведением, наполненным глубоким чувством, ставшим в дальнейшем выдающимся достижением композитора. Издана партитура в Москве, в издательстве П.И. Юргенсона, в 1882 году.

Увертюра впервые была исполнена 8 августа 1882 года. Так как оркестровая музыка не может звучать в православном храме, исполнил увертюру Чайковского на площади перед храмом грандиозный по составу оркестр с поставленными по бокам настоящими пушками. В финале сочинения они дают ритмичные победные залпы, а к оркестру в этот момент мощным звоном присоединяются храмовые колокола. Слушали увертюру не музыканты и даже не любители музыки, наполнявшие тогда концертные залы, а тысячи жителей Москвы. Мотивы, использованные для увертюры «1812 год», были широко известны в тогдашнем русском бытовом обиходе. Это молитва «Спаси, Господи», французский гимн «Марсельеза», русская народная песня «У ворот, ворот батюшкиных», русский национальный гимн. И, естественно, они вызывали у москвичей нужные композитору ассоциации, а образная инструментовка увертюры сделала музыкальные картины, которые рисовал в ней композитор, ещё более яркими и выразительными.

Увертюра начинается с мрачных звуков церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах. Затем, сразу же, звучит праздничное пение о победе русского оружия в войне. Далее следует исполненная при помощи труб мелодия, представляющая марширующие армии. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки народного русского танца символизируют битву при Бородино. Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при походе к границам Франции. Окончание войны - знаменует хор, сливающийся с оркестром, исполняющим с отзвуки колокольного звона в честь победы и освобождения России от Наполеона. За пушками и звуками марша слышна мелодия национального гимна «Боже, Царя храни». Российский гимн противопоставлен французскому гимну, который звучал ранее.

После первых исполнений сочинение имело такой успех, что прочно вошло в музыкальную жизнь России. Еще при жизни Чайковского увертюра неоднократно исполнялась в Петербурге, Москве, Смоленске, Тифлисе, Одессе, Харькове. Получила признание и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе. Под влиянием успеха композитор изменил отношение к своему произведению, включив его в авторские концерты и иногда, по требованию публики, исполняя «на бис» (2).

В советское время Торжественная увертюра возродилась в дни Великой Отечественной войны, после того как гимн «Боже, Царя храни» был заменен хором «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин». Она звучала в дни блокады Ленинграда, унесшие многие тысячи жизней, среди сигналов воздушной тревоги, среди фронтовых сводок (5).

В заключении отметим, что высочайший патриотический подъём, который отразила музыка Чайковского, и проведенная в ней идея державности, чрезвычайно востребованы сегодня и не только в России. Во многих странах мира увертюра «1812 год» часто сопровождает государственные торжества. Так, например, в День независимости США она исполняется наряду с американской патриотической музыкой. Ведь человеку, где бы он ни жил, свойственно ассоциировать себя с победителями и наслаждаться звуками победы. И великое произведение П.И.Чайковского дает нам такую возможность.

Литература

1. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. – Л.: Музыка, 1972.

2. Будяковский А.Е. Жизнь Петра Ильича Чайковского.-СПб: КультИнформПресс, 2003.

3. Музыкальная энциклопедия. Т.6 – М.: Советская энциклопедия, 1982.

4. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. – М.: Музыка, 1972.

5. Ручьевская Е.А. Петр Ильич Чайковский. Популярная монография. – Л.: Музыка, 1985.

6. Чайковский П. о симфонической музыке. Избранные отрывки из писем и статей / Под

Ред. И.Ф.Кунина. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

7. Шух М. Чайковский. Пикантные подробности. – СПб: Северо-Запад Пресс, 2009.

Получил заказ на создание музыки, посвященной великой победе русских войск в войне с Наполеоном и приуроченной к 25-й годовщине восшествия на престол императора Александра II.

Сам Чайковский далеко не лестно отзывался о своем сочинении: «Будет очень громко и шумно, к тому же я писал без должной любви и энтузиазма, следовательно, в этом произведении не будет ни какой художественной ценности». В то же время композитор доказал, что, обладая истинным профессионализмом, музыкант может выполнить любой заказ, добившись при этом блестящего результата. Несмотря на собственное критическое отношение к увертюре, он написал, возможно, одно из самых известных оркестровых произведений.

Годовщина

Идея создания музыкального сочинения на эту тему родилась у – музыканта, педагога и основателя Русского музыкального общества в Москве.

Чайковский приступил к написанию произведения в 1880 году, а в 1882 году на Художественно-промышленной выставке в Москве состоялась премьера, совпавшая также с освящением Храма Христа Спасителя.

Несмотря на негативное мнение Чайковского о своем сочинении, увертюра прочно закрепилась в классическом репертуаре и стала одним из самых часто исполняемых произведений.

Звуки войны

Увертюра описывает вторжение армии Наполеона в Россию и сражение при деревне Бородино под Можайском. В страшной битве обе стороны – и русские, и французы – понесли огромные потери, тем не менее, Наполеону удалось занять Москву. Однако, благодаря храбрости русских войск, великий полководец вынужден был отступить и с позором покинуть Россию.

Триумфальный финал

Торжественная увертюра «1812 год» (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди Твоя» и две оригинальных темы - тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна.

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Тематизм увертюры основан па конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, как видно, связывал молодецкую отвагу русских воинов. Но если в характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, то в характеристике французского нашествия он допустил просчет. Ему пришла в голову мысль воспользоваться темой «Марсельезы». Эта мелодия в течение всего XIX века ассоциировалась для европейцев с идеями свободы, борьбы народа за свои права. Здесь же «Марсельеза» рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит смысловой диссонанс. Героический мужественный характер мелодии противоречит ее роли в драматургии целого.

Несмотря на этот недостаток, увертюра «1812 год» - эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Торжественная увертюра «1812 год», ми-бемоль мажор, соч. 49, финал симфонической увертюры, mp3;
Торжественная увертюра «1812 год», ми-бемоль мажор, соч. 49 (полная версия), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Уроки музыки

В 1880 году Пётр Ильич Чайковский получил заказ на создание музыки, посвященной великой победе русских войск в войне с Наполеоном и приуроченной к 25-й годовщине восшествия на престол императора Александра II.

Сам Чайковский далеко не лестно отзывался о своем сочинении: «Будет очень громко и шумно, к тому же я писал без должной любви и энтузиазма, следовательно, в этом произведении не будет ни какой художественной ценности». В то же время композитор доказал, что, обладая истинным профессионализмом, музыкант может выполнить любой заказ, добившись при этом блестящего результата. Несмотря на собственное критическое отношение к увертюре, он написал, возможно, одно из самых известных оркестровых произведений.

Годовщина

Идея создания музыкального сочинения на эту тему родилась у Антона Рубинштейна – музыканта, педагога и основателя Русского музыкального общества в Москве.

Чайковский приступил к написанию произведения в 1880 году, а в 1882 году на Художественно-промышленной выставке в Москве состоялась премьера, совпавшая также с освящением Храма Христа Спасителя.

Несмотря на негативное мнение Чайковского о своем сочинении, увертюра прочно закрепилась в классическом репертуаре и стала одним из самых часто исполняемых произведений.

Звуки войны

Увертюра описывает вторжение армии Наполеона в Россию и сражение при деревне Бородино под Можайском. В страшной битве обе стороны – и русские, и французы – понесли огромные потери, тем не менее, Наполеону удалось занять Москву. Однако, благодаря храбрости русских войск, великий полководец вынужден был отступить и с позором покинуть Россию.

Триумфальный финал

Торжественная увертюра «1812 год» (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди Твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна.

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Тематизм увертюры основан па конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, как видно, связывал молодецкую отвагу русских воинов. Но если в характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, то в характеристике французского нашествия он допустил просчет. Ему пришла в голову мысль воспользоваться темой «Марсельезы». Эта мелодия в течение всего XIX века ассоциировалась для европейцев с идеями свободы, борьбы народа за свои права. Здесь же «Марсельеза» рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит смысловой диссонанс. Героический мужественный характер мелодии противоречит ее роли в драматургии целого.

Несмотря на этот недостаток, увертюра «1812 год» - эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

П. И. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
В исполнении оркестра Всесоюзного радио, дирижер В. Федосеев

П. И. Чайковский — Торжественная увертюра «1812 год»
В исполнении Королевского симфонического оркестра, дирижер Марк Элдер
Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта

Разработка Prototype в разделе Готовые уроки , Разработки уроков и опубликована 7th Декабрь, 2014
Вы находитесь:



Пособия и алименты