Яркие картины маслом япония вьетнам индия. Общество российско-вьетнамской дружбы - живопись

Древнее и самобытное искусство Вьетнама складывалось на протяжении многих столетий. Талантливый народ этой страны создал много замечательных памятников художественного творчества.

Становление современной живописи проходило в трудных условиях и характеризуется рядом особенностей. Ее источником было классическое искусство средневековья, но к началу XX века оно уже не отвечало новым требованиям и идеалам. Отчетливо сказалась на его развитии колонизация страны Францией, в результате чего во Вьетнам проникли разнообразные элементы европейской культуры. В этот период и произошло переосмысление средневекового наследия, обусловленное знакомством с лучшими живописными образцами Европы.
Важную роль сыграло открытие в 1924 году Высшей школы изящных искусств Индокитая в Ханое. Основной упор в ней делался на преподавании основ европейской живописи, но изучалось и старое искусство. Именно в обращении к национальным истокам заключалось прогрессивное значение этого учебного заведения. Там обучались многие художники, поставившие целью возродить древнее самобытное искусство. Благодаря их усилиям вновь приобретает значение старинная живопись на шелке, разрабатывается новая лаковая техника. Именно эти виды и представляют в настоящее время наибольший интерес.

СуМан, Хоань Ван Тхуан. Лак. 1982. Очистка риса. Гравировка по лаку. 1981. 67 X 48.

Живопись на шелке была известна еще в период раннего средневековья. Старые мастера писали на длинных горизонтальных и вертикальных полосах шелка или мягкой рисовой бумаге, к которым прикреплялись по краям деревянные валики. Использовались водяные минеральные и растительные краски. Готовое произведение вставлялось в обрамление из узорчатого шелка. Второе рождение этого древнего вида искусства связано с именем выдающегося вьетнамского художника Нгуен Фан Тяня, чьи картины имели большой успех на Международной выставке 1931 года в Париже. Для своих вещей Нгуен Фан Тянь выбирал тонкий, полупрозрачный шелк, работал тушью и акварелью. Обаяние его работ было столь велико, что примеру мастера последовали многие его собратья по искусству.
Успехи станковой лаковой техники были вначале не слишком значительны. Художники в 1920-1930-е годы делали лишь первые шаги в ее овладении. А ведь декоративные росписи лаками известны во Вьетнаме с II тысячелетия нашей эры. Лак получали из сока деревьев ши и чам, отстаивали в течение нескольких месяцев в темном помещении. Самый верхний его слой шел на приготовление наилучшего по качеству черного лака, второй слой использовали для смешивания с красителями, лаковая смола служила для первичной обработки изделий. Палитру старых мастеров составляли всего несколько цветов - золотой, черный, коричневый, красный, так как другие красители при смешивании с лаком темнеют. Цветными составами покрывали деревянные части архитектурных сооружений, храмовые скульптуры, мебель, ширмы, декоративные шкатулки, вазы. Применение лака в станковой живописи потребовало изменения технологии, цветовой палитры.

Нгуен Лыон Тьсу Бак. Дорога в поселок Жао Шан. Шелк, акварель. 1982. 58 X 76.

После победы Августовской революции 1945 года национальное искусство получило новый стимул. Процесс его становления шел успешно, несмотря на войны с французскими колонизаторами, американскими агрессорами. В этот трудный для страны период прогрессивные вьетнамские художники поставили свой талант на службу народу. Вместе с бойцами Народной армии они совершали длительные переходы, участвовали в боях. Их наброски, рисунки прославляли подвиги солдат и партизан, трудовые свершения крестьян. Культурная жизнь не замирала. В 1948 году в северном горном районе Вьетбак начали работать две студии лаковой живописи, где наряду с обучением студентов совершенствовалась живописная техника. В 1950 году здесь же была открыта художественная школа, директором которой стал известный живописец То Нгок Ван.
В годы перемирия (1954-1965) художникам Северного Вьетнама представились широкие возможности творчества. В Ханое вновь открываются художественные институты, организуется целый ряд выставок как внутри страны, так и за границей. Они свидетельство успешного развития нового национального искусства, особенно станковой живописи.
Как шла работа над произведением? Вначале подготавливается основа. Для нее берут сухое, легкое дерево, иногда прессованную фанеру. На доску, оклеенную со всех сторон хлопчатобумажной тканью для предохранения от трещин, накладывают несколько слоев грунта из специально приготовленного состава, в который входят каолин, мелкие древесные опилки и лак-сырец. Каждый слой просушивается и тщательно шлифуется пемзой.
После нанесения грунтовки доску покрывают несколькими слоями черного или коричневого лака, каждый из которых также шлифуется. Потом наносится предварительный рисунок, затем мастер начинает работать лаковыми красками - исправления здесь практически невозможны. Поверхность картины полируют вначале рисовой соломой и, наконец, рукой. К 60-м годам цветовая палитра станковых картин расширилась. К традиционным цветам добавились белый, синий, розовый, фиолетовый, различные оттенки зеленого.

НгуенВанТи. Рыбаки в устье рек Хан и Хой. Лак. 1982. 125 X 190.

Настоящего расцвета живопись Вьетнама достигла после объединения страны. Художники Севера и Юга получили возможность работать совместно. За прошедшие годы в художественных институтах и училищах страны воспитана плеяда молодых талантов. Продолжают успешно работать старейшие мастера.
Один из них - Чан Ван Кан, почетный академик Академии художеств Социалистической Республики Вьетнам. Он обучался в 30-е годы в Высшей школе изящных искусств. Работал в различных техниках, но наиболее ярко его талант проявился в живописи маслом и лаком. Чан Ван Кан всегда верен присущей ему живописной манере, в которой «свободная кисть» сочетается с использованием золотой и серебряной пудры. Он в числе первых начал использовать этот материал. Золотая пудра, покрытая сверху прозрачным коричневым лаком, давала красивейшие цветовые эффекты. Одна из последних работ художника - «Тху Кьеу и Ким Чонг» - создана по мотивам известной поэмы средневекового поэта Нгуен Зу «Стенания истерзанной души», которая повествует о суровых испытаниях, выпавших на долю влюбленных. На черном фоне порывистой линией очертаны фигуры юноши и девушки, играющей на нгуэте - национальном музыкальном инструменте. Чан Ван Кан великолепно использует таинственное мерцание золота на черном лаковом фоне, чтобы передать ощущение внутренней напряженности, тревоги:
…Лютню настроила, чтобы верны
Были четыре певучих, неугомонных струны…
Плавные звуки - дыханье земли,
посвисты ветра и гомон цикад.
Быстрые звуки, как ливень,
как вихревой водопад.
Пламя мерцает в светильнике. Сад
странной истомой объят; и тому,
Кто так заслушался страстно,
глядя в окрестную тьму,
Хочется плакать и петь самому.
Иначе применяют золотую пудру другие мастера — Нгуен Ван Ти и Нгуен Ван Бинь. На картине «Рыбаки в устье рек Хан и Хой» Нгуен Ван Ти изобразил возвращение рыбаков с удачной рыбной ловли. На переднем плане они заняты починкой сетей, за ними группа мужчин несет сушить влажные снасти. На заднем плане, на сине-зеленой глади моря, множество лодок с развернутыми парусами. Они четко рисуются на красном фоне неба. Для эффектного выделения силуэта парусов мастер использует необычный прием - наклеивает на поверхность картины кусочки ткани, а затем покрывает их тонкими листочками желтой фольги. Яркая красота пейзажа, сияние блесток помогают художнику передать настроение праздничности.

Куанг Тхо. Старый ополченец. Лак. 1984. 90 X 120.

В картине «Пейзаж в провинции Хао Бинь» Нгуен Ван Бинь изобразил небольшую деревушку среди цветущих деревьев. Произведение отличает колористическая звучность - красная земля, коричневато- желтые стволы бамбука, силуэт сине-зеленых гор. Художник использует золотую пудру для передачи свечения неба, более плотные листочки фольги подчеркивают четкую графичность деревьев. Другим средством выразительности стала инкрустация яичной скорлупой. Ею исполнены одежды крестьянок, фигура коня. В лаке вырезаются неглубокие выемки, в них укладывают кусочки скорлупы, которые закрепляют молоточком. При этом на яичной скорлупе образуется сеть живописных трещинок. Впервые эта техника стала применяться в 30-40-е годы.
Работает с этим материалом и художник Куанг Тхо. Фон для его картины «Старый ополченец» выполнен с использованием внутренней и внешней поверхностей скорлупы, имеющих различные оттенки белого цвета. На этом условном, похожем на мозаику фоне выделены фигуры старика с автоматом и девушек. Лаконизм композиционного построения, темный, тревожный колорит картины раскрывают основную ее идею - решимость вьетнамского народа отстоять свою независимость.
Наряду с живописью лаковыми красками больших
успехов достигла традиционная гравировка по лаку. Старые мастера пользовались ею при создании декоративных изделий. Современные художники выполняют так станковые картины. Фоном служит обычно лак, где вырезается рисунок, заполняемый темперными или лаковыми красками. В технике гравировки по лаку много и плодотворно трудятся Су Ман, Хоань Ван Тхуан, Нгуен Нгиа Зуен. Их работам присуща повышенная декоративность. Основное средство выразительности - контраст между блестящим лаком и матовыми, цветными поверхностями. В картине Нгуен Нгиа Зуена «Хо Ши Мин и пионеры» холодный лаковый блеск усилен применением теплых розовых, красных и фиолетовых тонов.

ДангКуйХоа. Мост Тхе Хук. Шелк, Акварель. 1982. 45 X 60.

Живопись на шелке остается наиболее утонченным видом национального искусства. Правда, некоторые мастера придерживаются классических приемов и используют натуральный шелк, пропитанный специальным рисовым отваром, предохраняющим от свободного растекания красок. Другие пишут на искусственном шелке, не подвергающемся специальной обработке. Используются европейские акварельные краски, значительно реже - минеральные и растительные. Для получения эффекта размытости красок пишут и по влажному шелку.
Многие художники старшего поколения предпочитают традиционное письмо. К ним относится Нанг Хиен. Этого мастера, не получившего художественного образования, отличает изысканная живописная манера. Он тщательно работает с фактурой, краски накладывает так тонко, что сквозь них просвечивает серебристая основа шелка. Пишет локальными цветовыми плоскостями, очерчивая их выразительной линией. Придерживаясь традиций классической живописи, Нанг Хиен часто оформляет картины узорчатым шелком. Большое место в его творчестве занимают портреты девушек различных народностей Вьетнама.
В живописи на шелке и по сей день ощутимо влияние основоположника этого вида искусства Нгуен Фан Тяня. Вот, например, картина Хуинь Фыонг Донга «Партизанка из района Кути». Она как бы продолжает портретную галерею женских образов, начатую старшим собратом.

Нанг Хиен. Девушка народности зяо. Шелк, акварель. 1980. 40 X 60.

Высокая гражданственность характерна для многих работ вьетнамских мастеров, которые создают произведения, посвященные героическому прошлому своей страны, теме мирной жизни. Фам Тхань Лием в работе «Ополченцы металлургического комбината» пишет группу молодых людей, направляющихся на рабочую смену с оружием за плечами. Данг Куй Хоа в картине «Мост Тхе Хук» изображает любимое место гуляния ханойцев - мост на озере Возвращенного Меча в центре столицы. Это произведение связано с героическим прошлым вьетнамского народа. Намечая силуэт старинной пагоды на заднем плане, мастер как бы перебрасывает мост в минувшее, напоминает о средневековой легенде, связанной с озером Возвращенного Меча. Предание повествует, что в давние времена на страну напали полчища врагов. Освободительную борьбу возглавил рыбак Ле Лой. Однажды, когда он сидел в раздумье на берегу озера, из его глубин выплыла черепаха и передала ему волшебный меч. Ле Лой повел свое храброе войско в битву и одержал решительную победу, изгнав захватчиков из страны. А удивительный клинок был возвращен черепахе, о чем и напоминает современное название озера.
Современные художники с удивительным мастерством передают в живописи на шелке пышное цветение деревьев, нежные лепестки цветов, рисовые поля, покрытые изумрудной зеленью. Живописцев волнует жизнь во всех ее проявлениях. Вот крестьяне спешат утром на базар, заняты посадкой риса крестьянки. Тональные переходы прозрачной акварели словно растворяют людей, предметы в световоздушной среде.
Живопись Вьетнама наших дней, отмеченная высокими художественными достоинствами, демонстрирует живую и тесную связь с жизнью народа, успешно развивает лучшие традиции древнего национального искусства.

Картины во Вьетнаме – это, прежде всего, шелковые и лаковые произведения современных художников. Впрочем, можно найти и более эксклюзивные картины – из крыльев бабочек, куриных перьев, яичной скорлупы, перламутра, песка, риса и так далее. О том, что представляет собой живопись во Вьетнаме, где можно купить картины, и сколько они стоят, я расскажу вам в этой статье.


Изобразительное искусство во Вьетнаме начало активно развиваться лишь в конце XIX и начале XX веков. До этого местная живопись во многом копировала китайские сюжеты и технику. До нашего времени дошло совсем немного образцов таких работ. Это различные пейзажи и портреты, выполненные тушью или водяными красками на шелковых свитках. Сейчас их можно увидеть в исторических музеях, храмах и пагодах.



Все изменилось в позапрошлом столетии, когда Франция колонизировала Вьетнам. Европейские веяния проникли во все сферы культуры страны – в том числе, и в живопись. С тех пор начали открываться художественные школы, появилось много направлений.

Сегодня изобразительное искусство Вьетнама представлено как традиционными для этой страны восточными мотивами, так и вполне современными, европейскими работами. Их можно встретить и в художественных галереях, и на частных выставках, и в магазинах.


Какие картины можно купить во Вьетнаме

Качественная вьетнамская живопись не продается на каждом углу. Если вы намерены найти действительно уникальную работу, нужно понимать, что вообще следует рассматривать для приобретения.

Я советую обратить внимание на следующие картины:

  • Шелковые
  • Лаковые

Они наверняка станут хорошим подарком или подчеркнут ваш вкус, украсив интерьер.

Кроме того, есть и более оригинальные работы, выполненные из:

  • Перламутра
  • Песка
  • Скорлупы

Подробнее обо всем этом я расскажу вам в продолжении статьи.


Картины из шелка

Выполненные в неповторимом стиле, со множеством деталей, эти шедевры будут оценены даже теми, кто далек от искусства. Шелк в вышивке позволяет преподнести любой, даже стандартный сюжет картины в новом, запоминающемся виде. Работа над созданием таких картин порой занимает не один год, сам процесс очень трудоемкий. Поэтому картины опытных мастеров ценятся по-настоящему высоко.




Что касается цен, то разбег здесь очень большой. Так, небольшую шелковую картину можно купить за 900 000-2 700 000 донгов. Но надо понимать, что это не совсем искусство – сюжеты у таких картин типовые. Это всего лишь недорогой сувенир, который можно преподнести друзьям или коллегам. К тому же, есть вероятность, что картина выцветет через некоторое время. Это говорит о том, что перед вами подделка. Настоящий шелк не меняет своего цвета.

Другое дело – масштабные эксклюзивные работы, выполненные в единственном экземпляре. Повесив такую картину у себя дома, вы никогда не услышите от своих гостей фразу типа: «О, у нас такая же!». Что же касается цен, то они колеблются в пределах от 1 000 000 донгов до 3 000 000 000 донгов.




Лаковые картины – это изображения, выполненные особыми красками и меняющие цвет под воздействием лака. И тут ситуация ровно такая же, как и в случае с шелкографией: вы можете найти как совсем простенькие работы, так и настоящие шедевры.


Первый вариант подойдет для тех, кто ищет недорогой подарок. В качестве отдельной разновидности таких картин можно выделить лубочные. Это своего рода шаржи и карикатуры, обыгрывающие исконно вьетнамские комические и бытовые сюжеты. Приправленные местным колоритом, они вызывают большой интерес у туристов. Технология их изготовления очень интересна. Сначала на деревянной поверхности вырезается сюжет, затем поверх древесины художник прорисовывает изображение цветными красками. Важно отметить, что эти краски исключительно натурального происхождения.


Купить такие картины можно даже в сувенирных магазинах и лавках. Что касается цены, вы можете найти интересные изображения до 200 000 донгов.

Но если вы ищете что-то более оригинальное, загляните в художественные галереи и фабрики лаковых изделий. Там можно приобрести картины из лака по цене от 9 000 000 донгов до 23 000 000 донгов.



Оригинальные картины из природных материалов

Для создания картин вьетнамцы используют не только краски и лак – в ход идут практически все подручные материалы.

Вот лишь некоторые из них:

Перламутр

Блестящие, переливающиеся на свету раковины начали использовать для инкрустации еще в XI веке. Сегодня это один из традиционных жанров во вьетнамской живописи. Перламутр для этого даже закупают в Китае, Сингапуре и некоторых других государствах Юго-Восточной Азии.


Сам процесс инкрустации очень сложен и состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала художник делает эскиз на бумаге, а затем копирует его на деревянной основе.
  2. Далее на дереве вырезаются углубления, в которые будет помещаться перламутр. На этом же этапе необходимо правильно подобрать и скомпоновать ракушки. Разные виды перламутра имеют свои оттенки, и они должны сочетаться между собой. Режут раковины на специальных станках, после чего наклеивают на деревянную поверхность.
  3. Но и это еще не все – будущую картину шлифуют, а затем мастер вручную вырезает на ракушках причудливые узоры.

Натуральный перламутр очень хрупок, и одно неосторожное движение может испортить работу. Поэтому перед разрезанием раковин их особым образом подготавливают: сначала замачивают в спиртовом растворе, а затем подвергают нагреву.



Обычно в качестве основы используется лакированная доска. Поскольку перламутр лучше всего смотрится на темном фоне, то и лак зачастую подбирают практически черный. От этого картины приобретают мистический характер. Наиболее популярные сюжеты – зарисовки из жизни крестьян, животные и растения.


Стоимость таких картин достаточно велика и может достигать 10 000 000-15 000 000 донгов. Конкретная цена во многом зависит от вида использованных ракушек и степени детализации. Самые дорогие картины могут быть инкрустированы сотнями тысяч мелких кусочков перламутра. Впрочем, часто в сувенирных лавках продаются гораздо более простые вещи, без особой проработки. Их стоимость варьируется в пределах 300 000-800 000 донгов.

Если же вы хотите найти настоящие шедевры, нужно отправиться в общину Чуенми (Chuyên Mỹ), что в 40 километрах к югу от Ханоя. Здесь местные жители с древних времен занимаются инкрустацией. Их работы продаются не только во Вьетнаме, но и в европейских странах, в России и США.

Песок

Это совсем новый вид искусства для Вьетнама, изобрела его местная художница-самоучка Чан Тхи Хоанг Лан (Trần Thị Hoàng Lan), более известная под псевдонимом И Лан (Ý Lan). С начала 2000-х годов картины из песка получили огромную популярность далеко за пределами страны, а И Лан открыла собственную компанию — Ý Lan Sand Painting CO., LTD.


Суть техники заключается в том, что между двумя вертикально расположенными стеклами в определенном порядке засыпается песок разных оттенков (всего их более 80). Казалось бы, ничего особенного в этом нет, но на самом деле такая работа невероятно сложна и кропотлива. Ведь на картинах из песка изображаются даже портреты людей. Если засыпать песчинки неправильно, то придется начинать все заново.

Примечательно, что первые картины И Лан представляли собой достаточно простые трехцветные изображения. Сегодня же в коллекции работ художницы имеются изображения животных, портреты известных политиков, даже логотипы крупных брендов. Все выполнено с такой натуралистичностью, что песчаную картину трудно отличить от фотографии.

Мастерская И Лан расположена в Хошимине, все работы выполняются под заказ, и цены согласуются отдельно с каждым клиентом. Разумеется, есть много подражателей, которые пытаются копировать данную технику. Их работы продаются в сувенирных магазинах по цене от 150 000 до 250 000 донгов. Но уровень детализации там совершенно другой.

Часто шедевры знаменитой художницы путают с более примитивными «картинами из песка». Речь идет об обычных изображениях (на холсте или дереве), которые просто инкрустированы мелкими песчинками. Такие вещи можно найти на любом рынке, стоят они достаточно дешево (100 000-500 000 донгов).

Рис

Картины из риса – тоже довольно молодая техника. Зерна этого растения имеют разные оттенки, в зависимости от сорта. Так, рис бывает серым, белым, кремовым, желтым, коричневым, красным и даже черным. К тому же, путем обжарки зерен можно достичь дополнительных тонов. И, наконец, есть рис кругло-, средне- и длиннозерный. Все это позволяет выкладывать из него самые разные рисунки.

Начиная работу, художник наносит на кусок фанеры эскиз будущей картины. Затем, при помощи специального бесцветного клея и пинцета, на этот набросок приклеиваются зерна риса. Это занятие требует большой усидчивости и внимания. Рисовые крупицы должны быть ровными и целыми. Обычно выкладка зерен занимает от нескольких дней до нескольких недель. В конце картину выставляют под солнце, где она высыхает.

Сюжеты таких работ могут быть самыми разными. Но чаще всего художники изображают традиционные вьетнамские пейзажи, животных или птиц. Встречаются и портреты – притом очень проработанные.


Что касается цен, то они напрямую зависят от размера картины и изображения. Так, миниатюрные пейзажи (20х20 см), на которых не очень много объектов, можно купить за 600 000-700 000 донгов. Если же картина большая, детализированная, да еще и выполненная по индивидуальному заказу, то она может обойтись в несколько миллионов донгов. Продаются картины из риса и на рынках, и в сувенирных лавках. Но там вы сможете лишь выбрать что-нибудь из уже готовых работ. А если вам нужна картина на заказ, то следует обратиться напрямую к мастеру.

Скорлупа

Обыкновенная яичная скорлупа белого и охристого цвета. Разве можно создать из нее настоящую картину? Оказывается – да. Только нужно терпение, аккуратность и очень много времени.

Основой для будущих работ служит дерево или фанера. Ее покрывают черной краской – именно на таком фоне яичная скорлупа выглядит наиболее эффектно. Затем начинают выкладывать рисунок. И вот здесь, в отличие от рисовых картин, у мастера гораздо больше возможностей. Он может дробить скорлупу на частицы разных размеров, чтобы наиболее точно передавать детали объектов. Более светлые участки выкладываются белой скорлупой, для других используется охристая. Самые темные элементы рисунка вообще не выкладываются – для этого есть черный фон. На финальном этапе картина покрывается несколькими слоями лака (их может быть более 10) и шлифуется.


Иначе говоря, картины из скорлупы – это всем известная мозаика. Продаются они повсеместно и стоят примерно так же, как рисовые.

Кроме того, есть и более оригинальные работы, выполненные из куриных перьев, крыльев бабочек, различных трав и растений… Большинство из них можно найти только в определенных городах или деревнях, к тому же, это искусство на любителя.

Прогуливаясь по улицам вьетнамских городов, вы повсюду будете встречать картинные галереи, выставки, да и просто сувенирные лавки, где продаются творения художников. Но надо понимать, что здесь, как и в любой другой стране, есть и настоящие произведения искусства, и копии, и даже подделки.


Чтобы не привезти с собой из Вьетнама картину, напечатанную на принтере, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Не покупайте картины на рынках и в магазинах, которые не специализируются на живописи. Скорее всего, вы приобретете не предмет искусства, а обычную безделушку, да еще и заплатите втридорога.
  • Будьте готовы отдать приличную сумму даже за небольшую работу. Картины принадлежат к категории эксклюзивных товаров, поэтому цены на них достаточно высоки.
  • При покупке шелковых и лаковых картин советую попросить у продавца сертификат. В нем должно быть указано, что приобретенная вами вещь не является антиквариатом или предметом искусства. Дело в том, что их вывоз за пределы страны запрещен.

Как видите, картины во Вьетнаме достаточно разнообразны. Ценовой диапазон тоже очень широк. Я надеюсь, что данная статья поможет вам разобраться в местной живописи и подобрать что-нибудь себе по вкусу.


В своих работах Вьетнамская художница Phan Thu Trang использует минимум цветов и избегает лишних деталей, из за этого их можно счесть слишком простыми. Однако красивые, хотя и немного наивные, изображения пейзажей в сочетании с необычной техникой нанесения краски, стали причиной популярности работ Фэн и привлекли внимание коллекционеров со всего мира

В самый первый момент, когда видишь эти яркие, жизнерадостные пейзажи, кажется, что деревья сделаны из множества наклеенных друга на друга клейких листочков. Однако это масло. Phan Thu Trang рисует свои карамельные стилизации деревенской вьетнамской жизни маслом в технике мастихин. Её манера рисования с близкого расстояния создаёт впечатление мозаики, аппликации из лоскутков или ярких стикеров, наклеенных на холст.

Фэн Тчу Транг (Phan Thu Trang) родилась в Ханое, в 1981 году. Первую свою награду за талантливую работу она получила уже в пятилетнем возрасте, заняв третье место на большом конкурсе детского рисунка. К восемнадцати годам Phan Thu Trang принимала участие в студенческой выставке в Ханое, где занимала призовые места. Однако решение пойти путём художника пришло к Phan Thu Trang не сразу. Сначала она закончила университет театра и кино. Но не смотря на диплом, режиссёром она не стала, а вернулась к живописи. В настоящее время Phan Thu Trang состоит во Вьетнамской ассоциации молодых художников. Она очень востребованная художница и участвует в выставках по всему миру, её работы находятся в лучших галереях и частных собраниях.

В ее память врезались образы жителей села северной деревни и их тяжелая жизнь, эти яркие воспоминания стали основой большей части работ Фэн. Использование необычно теплых и мягких пастельных цветов, создает у зрителя ностальгическое настроение и позволяет им почувствовать "дыхание свежести", исходящее от ее пейзажей.

Мастихиновая живопись - это оригинальный способ нанесения красок или масла на холст не при помощи кисти, а при помощи специальной лопаточки. Масло ложится такими слоями, что создаётся ощущение объёмности.

(итал. – mestichino) – упругая тонкая пластинка из стали или роговая, сделанная в форме ножа, лопатки. Мастихин используют чаще всего для удаления не засохшей краски с полотна (масляная живопись), очистки палитры, реже – для нанесения грунтовки, дополнительного перетирания красок.

Мастихиновая живопись отличается яркими натуральными цветами. При создании работ данного вида творчества цвета практически никогда не смешивают, а наносят прямо из тюбика на полотно. Такой манер рисования создает впечатление пазла, аппликации, а не картины, потому что издалека работа напоминает лоскутки, стикеры, наклеенные на холст.





















Опубликовано: Июнь 15, 2006

О тенденциях развития пейзажной живописи в современном Вьетнаме. Особенности художественной жизни страны в современных экономических и политических условиях.


На горе Ве-линь осенний туман
окутывает деревья.
Разноцветье трав, мириады цветов
украшают бренный мир.

Нгуен Зы «Беседа в Ким-хоа о поэзии» XVI век.

Современная живопись Вьетнама поражает разнообразием художественных направлений. При этом чёткого деления на стили и жанры не существует - манера каждого художника неповторима по своей индивидуальности, но в то же время все мастера стремятся найти и выразить именно национальный вьетнамский идеал. Вьетнамский народ с древних времён чувствует себя неотъемлемой частью природы, подчиняясь её ритмам и восхищаясь её силой и красотой. Достижение гармонии с природой для вьетнамца - это не только понятие созерцательно-философское, но ещё и насущная необходимость. Вьетнам географы иногда называют «балконом на Тихий океан». Влажный климат и постоянные наводнения заставили жителей этих земель искать возможность приспособиться к столь непростым условиям. Трудолюбие и ответственность вьетнамцев помогли им освоить эти земли, изначально не пригодные для сельского хозяйство. Вьетнамцы по-праву гордятся этим фактом. У них есть поговорка: «В Камбодже едят рис, в Лаосе им торгуют, а во Вьетнаме его выращивают». Сейчас рис, выращённый во Вьетнаме, обладает наиболее ценными пищевыми качествами, а потому для экономики этой страны является тем же важнейшим фактором, что для многих других стран - нефть и газ.


Нгуен Тхи Там, «Деревенская сценка», Ханойский музей, шёлк, акварель, 60х45,1990-е.

Любой вьетнамец - это действительно патриот своей земли, знающий названия практически каждой горы или речки, каждого красивого цветка. Вьетнамские художники, когда пишут природу, то пытаются не скопировать с натуры какой-либо пейзаж, а передать свои личные переживания от созерцания красоты родной страны, выразить свою искреннюю любовь к бесконечному величию и многообразию природы. Наиболее изысканными изобразительными качествами отличается пейзажная живопись на шёлке. Сам материал позволяет показать тончайшие нюансы цвета, передать изменения, происходящие в пейзаже из-за погодных явлений. Нгуен Тхи Там в своей «Деревенской сценке» изображает утренний пейзаж после дождя. Деревья отражаются в мутной глинистой воде залива, а линия горизонта скрыта туманной дымкой. На первом плане картины - деревянные покосившиеся мостки, ведущие к скромным деревенским домам. Перед нами поэтичный образ своенравной природы, с которой вьетнамцы привыкли жить в согласии. Дома практически залиты водой, а дети беззаботно веселятся, раскачиваясь на мостках.



Чу Тхи Тханх, «Народный фестиваль в северо-западном Вьетнаме», Ханойский музей, шёлк, акварель, 70х65 см.

Характерным произведением пейзажной живописи на шёлке 1990-х годов является картина «Народный фестиваль в северо-западном Вьетнаме». Художник Чу Тхи Тханх здесь достигает подлинного органичного синтеза пейзажной и жанровой живописи. Народный праздник соотносится мастером со стихией природы. Кажется, словно природа сама принимает участие в празднике: ветви деревьев, сгибаемые ветром, вторят плавным движениям деревенских танцовщиц, а горы служат естественными кулисами для этой радостной сцены. В колорите картины отсутствуют локальные цвета. Лёгкие оттенки зелёного, серовато-голубого и лимонно-желтого создают уникальное мажорное цветовое единство.



Ле Ким Ми, «Северный Вьетнам», Ханойский музей, шёлк, акварель, 60х45 см.

Художник Ле Ким Ми так же вдохновенно пишет северовьетнамский вид, но его привлекает не праздничное веселье, а трудовые будни. В пейзаже «Северный Вьетнам» он изображает девушек, идущих по кромке рисового поля и несущих за спинами плетёные корзины. Графично написаны мастером стволы деревьев, что вызывает ассоциации с традиционной живописью Китая и Кореи. В колористическом решении доминируют оттенки зеленого, передающие свежесть листвы, напитавшейся влагой. Пейзажная живопись маслом стала популярна в начале нового XXI столетия, но она больше тяготеет к декоративности, чем к подлинной живописности. Шёлк для вьетнамских живописцев - привычный материал, лёгкость, гладкость и прозрачность которого помогают им в полной мере проявить богатство своей палитры. Писать маслом на холсте вьетнамские художники начали лишь в середине XX столетия. Работа в этой технике долгое время не шла дальше ученических попыток овладеть новым живописным методом. Только сейчас художники, обращающиеся к живописи маслом, стали активно искать изобразительные средства для воплощения собственно вьетнамских художественных идеалов. Любому вьетнамскому художнику важно подчеркнуть особую красочность, отличающую природу родной страны. Если в живописи на шёлке мастера создают цветовое многообразие за счёт изысканных тонких сочетаний несколько приглушённых красок, то в масляной живописи художники выявляют изобразительные и декоративные свойства как правило локальных ярких цветов.



Ле Тханх, «Деревья осенью», частная галерея в Ханое, холст, масло, 60х75 см.

Безупречной красотой жёлтого и синего цвета мы можем любоваться в картине «Деревья осенью», написанной маслом художником по имени Ле Тханх. Некоторые современные художники Вьетнама настолько увлечены красотой локальных цветов, что создают целые сезонные циклы пейзажей. Таков, например, Лам Дак Манх, создавший цикл из более, чем двадцати картин, изображающих центральную улицу в Ханое в разное время суток и года. Цвет позволяет охарактеризовать краски определённого сезона, передать зрителю ощущение горячего лета или прохладной зимы. Такие работы пользуются огромным спросом у европейских и американских коллекционеров и предпринимателей, а потому практически при каждой галерее Ханоя работает мастер, который может выполнить на заказ любой заинтересовавший заказчика вид в определённой цветовой гамме. К сожалению, не всегда картина, выполненная таким образом, обладает чертами действительно высокого искусства. Стоит, однако, признать, что и заказчик, и художник как правило наделены хорошим вкусом, поэтому арт-индустрия Вьетнама редко опускается до уровня ремесленных поделок. Покупатели вьетнамского искусства - это в основном европейская интеллигенция и крупные французские предприниматели, потомки аристократических семей тех влиятельных деятелей, что вели дела в азиатской колонии. Может показаться весьма странным тот факт, что бывшие агрессоры и оккупанты вкладывают во вьетнамскую экономику значительные средства, проявляют к Вьетнаму больше дружеского внимания, чем бывшие единомышленники и партнёры. Во Франции, например, практически каждый год проходят выставки и ярмарки вьетнамских художников.



Лам Дак Манх, «Улица в Ханое», Ханой, галерея художника, 60x65 см.

Современная вьетнамская живопись, сохранившая в себе неповторимое очарование восточных традиций и вобравшая в себя особое ощущение современности, является важной частью мировой культуры. Удивительная внутренняя гармония, характерная для этого сильного и благородного народа, с достоинством выдержавшего ужасы разрушительных войн, породила яркое и самобытное искусство, исполненное высокой поэтичностью образов.




От: Волков Олег,  
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:
Опубликовано: Март 4, 2011

Палитра счастья - Живопись Вьетнама 1950-х годов

(Ханойский музей изобразительных искусств).

Делая небольшой обзор произведений вьетнамских мастеров в 1950-е годы, постоянно приходится поражаться тому, насколько современными кажутся образы, созданные в те суровые времена. Свежи и сами краски картин, будто бы отражающие многообразие оттенков природы Вьетнама, с густой зеленью тропических растений и лазурными переливами волн бухты Халонг, с золотым сиянием песка на океанском побережье и залитых солнцем рисовых полей, с пестротой суеты цветочных базаров…

С давних времен художественная культура Вьетнама впитывала в себя все лучшие достижения и влияния извне. На формирование вьетнамской изобразительной традиции оказывали сильные влияния конфуцианская философия и буддийская культура Китая, сложные формы и образы индуистского искусства, а позднее – стили и направления искусства Франции. Конечно, в 1950 годы, как ни трудно догадаться, большое влияние оказало искусство соцреализма. Но при всем при этом – история вьетнамской живописи представляется клубком яркой и прочной нити, которая никогда не прерывалась, созидая ткань с узорами, выражающими саму душу Вьетнама. И поэтому, наверное, не увидим мы в искусстве Вьетнама 1950-х годов ни поучительных интонаций конфуцианской традиции, ни буддийской отрешенности или же несколько горделивой изысканности французской школы, ни намека на открытую «полит. агитацию», ни соцреалистического акцента на идеологии. Вьетнамская живопись, если пытаться охарактеризовать её буквально в «двух словах», выражает собой затаенное восхищение самой простой повседневной жизнью, она – застывшее в красках ощущение счастья и мечта о счастье одновременно. В общем, взглянув беглым взглядом на живописные произведения 1950 годов из собрания Ханойского музея, у посетителя остается странное чувство уверенности, что ответ на «проклятый» вопрос «Что такое счастье и как его найти?» наконец-то найден в глубинах собственного сердца, растопленного ото льда повседневности теплой палитрой вьетнамских мастеров.

Картина Чан Дон Лыон, «Счастье», 1956, живопись на шёлке

Картина Чан Дон Лыон, созданная в 1956 году, так и называется «Счастье». Образы этой картины, написанной на тонком шелку, словно бы появляются из дымки утреннего тумана в горах севера Вьетнама, откуда родом художник. Шелковый холст смягчает оттенки, подчеркивает мягкость полутонов и светотеневой игры, насыщает все краски произведения золотистым свечением. Столь просто и наглядно, изящно и душевно выражена художником вековая идея счастливой семьи, гармоничных взаимоотношений, развивающихся в согласии с окружающим миром, с природой. Гармоничная связь мира людей и мира природы выражена не только фабулой, но и колористическим решением: выцветший голубовато-серый костюм крестьянки перекликается с серебристо-голубоватыми, частично пепельными, полутонами гор в отдалении, служащих, по сути, перспективным фоном жанровой сцены. Бедный крестьянский быт не выглядит убогим, не ассоциируется с «тяжким бременем» народа, как можно было бы прочитать в старых учебниках. Подчеркнутая скромность одежды, сдержанность и безмятежность жестов, безыскусность сеней хижины сосредотачивают наше внимание на внутренней гармонии, царящей в сердцах изображенных людей. Может, кто-то и склонен думать, что все это – лишь показатель «примитивности» и «отсталой экономики», или же коммунистическая «пропаганда» рабоче-крестьянского образа жизни… Не стоит спешить с выводами. Давайте обратимся к многовековой легенде о счастье героя по имени Чу Донг Туай. Этот бедный рыбак однажды встретил прекрасную королевскую дочку Тьен, привыкшую к расшитым золотом одеждам. Молодые люди полюбили друг друга, и Тьен сбежала из дворца, чтобы жить в простой хижине с возлюбленным, считая своим главным богатством – природу родной страны, живые искренние чувства, улыбки детей. С тех пор любовь Чу Донга и Тьен, считается, покровительствует молодым парам пережить все житейские невзгоды и сохранить свои чувства и отношения. И в этой картине – словно бы отзвук старинной легенды, напоминающий нам, поглощенным круговертью больших городов, о том, как открыть двери счастья. А ведь вовсе даже не вьетнамский и совсем не «коммунистический» философ Серен Кьеркегор сказал, что «двери счастья открываются не внутрь, а изнутри». Так что, вьетнамская живопись – это и исповедь, и философия в красках.

картина То Нгок Вана «Буйвол, подаренный после аграрной реформы», 1955 г., акварель.

Но вот о картине То Нгок Вана с выразительным названием «Буйвол, подаренный после аграрной реформы» можно бы точно сказать «пропаганда», «политический заказ» … и поставить точку. Ну уж нет!!! И здесь не все так просто! В образе мышления вьетнамцев поражает, прежде всего, их независимость и умение приспосабливать любые идеи к собственному духовному складу. Графичное изображение по своему художественному решению в большей степени напоминает этюд, набросок, и такой эскизный характер служит выражением поэтичности и внутренней динамики изображения. Ощущение порывистого движения достигается развитием динамики по диагонали композиции. Буйвол словно бы с удивлением смотрит на свою новую хозяйку. На лице женщины сдержанная улыбка выражает спокойствие, уверенность и радость. В древней вьетнамской мифологии буйвол символизирует собой хранителя солнца. Как сказано в легендах и сказках, во времена создания мира мифическими героями, небесный буйвол вынес на своих рогах солнечный диск, и стал играть с ним, подбрасывая – когда солнце подскакивает в высоту, тогда наступает день, когда опускается на рога небесного буйвола, то в мир приходит ночь. И этот подаренной молодой крестьянке буйвол – метафора надежд на свет солнца новой жизни, свободной и счастливой, образ, запечатленный стремительной кистью художника, остановившей не только мгновение из истории Вьетнама ХХ века, но и мотивы старинных легенд и мифов.

картина «Две девушки с братом» То Нгок Ван, 1954, живопись маслом

В своей картине «Две девушки с братом» То Нгок Ван передает радость душевной близости людей, ощущение счастья от самой жизни и общения. Белые одежды юной девушки, сидящей на полу, перекликаются с белоснежными цветами на дальнем плане, её фигура символизирует чистоту цветения юности. Изысканно смотрится фигура старшей сестры, её лицо озарено внутренним покоем и ясностью мыслей. Легкое мерцание световых рефлексов на лицах и одеждах девушек усиливает выразительность колористического решения картины. Композиционное решение подчеркивает спокойный созерцательный характер сцены. Фигуры двух девушек и ребенка вписаны в овал, что делает динамику композиции словно бы замкнутой внутри живописного пространства, создает особый, дышащий покоем и добротой мир внутри картины. Мастерски выполненная классическая композиционная схема, тем не менее, не кажется каноничной и застывшей. Душевность лиц и насыщенность картины светом, фигурка ребенка, одетого в ярко-рыжую кофту, по-детски наивно яркую по отношению к колориту картины в целом, - все это придает жизненность и особенный вкус изображенной сценке из повседневности.

Нгуен Дык Нун картина <Прядильная нить>, 1956, лаковая живопись

Нгуен Дык Нун в картине «Прядильная нить» не просто изображает сцену рутинного труда прядильщиц времен становления независимого государства Вьетнам, когда женщинам приходилось работать каждый день по 10 или 12 часов, чтобы выполнить план. В традиционном мировоззрении вьетнамцев труд – это не просто способ выжить, заработать на жизнь, это не утомительная обязанность, а нечто вроде культового, религиозного служения, а так же способ поддержания священных традиций, связи и преемственности поколений. И на картине – зримое воплощение этой философско-религиозной и глубоко традиционной для Вьетнама идеи. Интересно, что в отличие от революционеров в России, вьетнамские революционеры вовсе не стремились навязывать атеистическую идеологию, они лишь стремились к национальной свободе, к политической независимости. Это позволило вьетнамцам сохранить исконно народные духовные ценности и старинные исторические памятники искусства, и, конечно же, самое главное – традиционный образ мышления, не выхолощенный ни какими сухими идеологическими схемами. Композиция картины построена на сопоставлении трех планов, перспективно сокращающихся и уходящих вглубь живописного пространства. На переднем плане молодая девушка сосредоточено выполняет свою работу. Яркий желтый цвет её кофты символичен – в буддизме это цвет духовного пути, ведь одежды Будды Шакьямуни, когда он встал на путь странствований в поисках истины, уйдя из богатого отчего дома, были именно желтого цвета. Это и цвет юности, лучей солнца, дарующих жизнь всему живому. Прилежность в работе – тоже подвижничество, личный духовный путь, который начинает эта юная девушка. На втором плане – пожилая женщина, в одежде цвета земли. Её стихия – земля, её образ связан с плодородием почвы, её труд – во имя процветания родной земли. И третий план – собственно образ природы, извечной, хранящей жизнь, дающей силы и веру. Читая картину, как открытую книгу, от одного плана к другому, от одной строки – к другой, мы осознаем, что художник рассказывает нам в красках о духовной связи между поколениями, о преемственности нити жизни человеческой культуры, вечной и непрерывной, как жизнь самой природы.

Чан Дин То, "Деревянный мост", 1956, акварель

Ши Нгок, "Деревянный мост", 1956, живопись водяными красками на клею

Нередко в качестве символа связи и преемственности поколений как основы счастья выступает образ моста. Символически, а не только зримо, связывая берега, мост метафоричен, он намекает на необходимость уз между людьми – дружбы, семьи, сотрудничества, духовной связи, взаимопонимания разных поколений. Ши Нгок, изображая шаткий деревянный мост, показывает, как прочен он на ветру – прочен, как деревья, связанные своими корнями с родной землей и способные быть гибкими, но не сломаться под порывами ветров. На картине другого художника, Чан Дин То, написанной в том же 1956 году, что и картина Ши Нгока, центральной стала тоже тема моста.

Композиционно картина поделена на три части по вертикали. Внизу – река, символ непостоянства и перемен, подвижности бытия, наверху – небо, вечное, связанное в сознании со всем возвышенным и духовным. Какую бы религию ни исповедовал современный вьетнамский крестьянин (а во Вьетнаме всегда была высока степень свободы вероисповедания, некоторые являются не только буддистами или последователями учения Конфуция и Лао-Цзы, а христианами или мусульманами), он неизменно верит в старинную мудрость о том, что плодородие земли – священный дар небес, который люди должны хранить, беречь, охранять и почитать, трудиться на земле, неизменно восхищаясь этим даром. И не случайно поэтому, мост здесь выступает ещё и метафорой связи неба и земли, духовного и мирского начал в человеческой жизни. Идея единства духовной и мирской жизни будто бы подчеркнута колоритом картины – цвет небес перекликается с цветом мутных вод реки, несущей плодородный ил на поля.

картина Фан Кэ Ана <Уборка урожая во Вьетбаке>, 1953, лаковая живопись

Стремление воспеть плодородие полей, красоту родной земли и манящий мистический простор высоких небес отразилось в картине Фан Кэ Ана «Уборка урожая во Вьетбаке». Художник работал в традиционной для Юго-Восточной Азии технике лаковой живописи, но художественно-изобразительная система базируется в данной работе на принципах европейской реалистической живописи. Фан Кэ Ан предпочитал, как многие другие мастера во Вьетнаме, сам изготавливать краски для своих работ. В том и секрет неуловимой красоты и оригинальности оттенков, неповторимости полутонов, мелодичности цветовых сочетаний. Путем смешивания в различных пропорциях толченых побегов и веток софоры для создания желтой краски, художник добивается многообразия оттенков желтого цвета, реалистично передающего богатство свежего урожая и наполняющего изобразительное пространство ощущением радости жизни. Зеленоватый цвет достигается при помощи окиси меди и сосновой смолы, эффект внутреннего сияния – добавлением в лаковый слой мелко толченого перламутра. Оригинально решена многофигурная композиция в перспективном сокращении. Фигуры трудящихся крестьян в порывистом движении постепенно удаляются от зрителя вглубь пространства, становясь едва заметными точками ближе к подножьям высоких гор, где предел плодородного поля, и словно сливаясь в едином потоке с ритмом жизни природы, составляя с ней единство и воплощая тем самым подлинную гармонию бытия. Лица крестьян зрителю не видны, вьетнамцам вообще чужд индивидуализм, но зрителю передается мощная энергетика этих людей, выразительные фигуры которых пронизаны ощущением счастья от созидательного труда и чувства единства и близости к родной природе.

Вань Бинь, картина <Единство народов севера и юга>, 1956, живопись водяными красками на клею

Образ единства и дружбы между народами Вьетнама воплощен на картине Ван Биня «Дружба народов Севера и Юга». Картина выполнена в сложной технике, совмещающей традиции вьетнамской лаковой живописи и западноевропейской акварели. Водяные краски нанесены художником на специально подготовленную для них лаково клеевую основу. После того, как акварельные краски подсыхали, художник наносил сверху новые слои прозрачного клея, что придает колориту картины едва уловимый блеск и особое изящество оттенков. Образы двух девушек, символизирующие собой единство Севера и Юга, так же связаны не только с историческими перипетиями 1950-х годов, но и с преданиями глубокой старины. Для тех, кто знаком с древней историей и легендами Вьетнама, образы этих девушек – словно бы отголосок сказаний о легендарных сестрах Чунг, которые в первом веке нашей эры собрали мощную армию и победили китайских правителей, добившись, хоть и на недолго, независимости для своего народа. Ван Бинь передает в этой картине весьма наглядную метафору-призыв к тому, чтобы север и юг, как две легендарные сестры, объединились и добились абсолютного освобождения территории Вьетнама. Чтобы лучше понять, о чем все-таки здесь идет речь, напомним вкратце историю разделения Вьетнама. Идея братства и единства народов Вьетнама стала особенно актуальна в 1950-х годах, ведь в 1954 году территория Вьетнама была разделена по семнадцатой параллели на две части - северный Вьетнам, добившийся независимости, и южный, где укрепилось проамериканское «марионеточное» правительство. В Вашингтоне было принято решение опереться на связанного с ЦРУ Нго Динь Зьема, которого, конечно же, не без поддержки американских спецслужб выдвинули на пост премьер-министра марионеточного правительства на юге Вьетнама, ведь США желало превратить Южный Вьетнам в колонию нового типа. В октябре 1955 года Зьем отстранил от власти императора Бао Дая путём проведения фальсифицированных выборов, после чего провозгласил создание суверенной Республики Вьетнам, что являлось объективно нарушением Женевских соглашений. Таким образом, перспектива воссоединения Вьетнама была нарочно отодвинута на неопределённый срок. Серьезной стратегической ошибкой Зьема была отмена деревенского самоуправления на юге, что нарушало многовековые вьетнамские традиции, особенно – традиции южновьетнамского сельского уклада жизни. В результате крестьянство, составлявшее основную часть населения Южного Вьетнама, оказалось настроено против правительства Зьема, который начал, кроме всего прочего, репрессии против коммунистического подполья, остававшегося в стране после 1954 года, хотя оно было слабым и не представляло для него реальной угрозы. Как ни старались проамериканские круги разделить народ Вьетнама, этого сделать не удалось, и в декабре 1960 года патриотические силы Южного Вьетнама создали Национальный фронт освобождения для борьбы за независимость и объединение страны (напомним, что север и юг Вьетнама объединились в итоге в 1976 году). Итак, картина Ван Биня была, как сейчас принято говорить, «на злобу дня», оставаясь при этом в тесной связи с традиционными образами, перекликающимися с легендами и многовековой историей Вьетнама.

Лиричными, насыщенными сиянием света и многообразием цветовой гаммы, являются картины Лыонга Суан Ни. Созерцательный покой наполняет пейзаж, изображающий простую деревню на берегу реки. На первый взгляд картина кажется безлюдной, фигуры людей лишь условно обозначены на дальнем плане. Однако же, сама природа словно бы наделена человечностью, одухотворенностью, ощущением счастья. Лыонг Суан Ни пишет маслом, придерживаясь традиций французской школы, оттого его краски порой напоминают палитру Сезанна или Ренуара.

Тонкость чувства цвета так же важна для художника, как точность слуха для музыканта. И, будто бы утонченная прекрасная мелодия, от ноты к ноте, от аккорда к аккорду передавая движения души, звучит колористическая гамма пейзажа. То вспыхивают желтые блики на воде и листве, то нежно-зеленая зелень изумрудным сиянием объединяет все краски и расслабляет наш взгляд, то густая зелень и коричневатый стволы деревьев подчеркивают колорит тропической флоры.

Другая картина Лыонга Суан Ни – натюрморт. Цветы в вазе – словно бы воплощение мечты о расцвете родной страны, или же просто – мечты о счастье.

Узоры скатерти напоминают наивные и динамичные узоры на картинах Анри Матисса, но речь идет не о подражательности, а скорее о преемственности традиций. Вьетнамские художники ни когда не копировали французских мастеров, а лишь заимствовали и перенимали понравившиеся им особенности, осмысляя их на основе собственного мировосприятия. Цветы в вазе столь просты и восхитительны, и столь же поэтичны и изысканны. Вспоминаются строки вьетнамского поэта XI века Ман Зиак «Весны проходят, сотни цветов опадают, сотни цветов распускаются с новой весной». Цветы – символы переменчивости и мимолетности жизни, и, вместе с тем, надежды на возрождение в круговерти бытия.

Май Лонг, в 1950х годах только начинавший свою карьеру художника, изобразил в своем произведении сцену из жизни в национальном автономно районе Тай-мео на северо-западе Вьетнама. Этот регион практически отрезан от крупных торговых и культурных центров Вьетнама высокими горами и лесами, за счет чего народ Тай-мео сохранил собственную самобытную культуру. Влюбленный юноша посвящает своей девушке мелодию бамбуковой флейты кхен. Яркая одежда девушки по своему внутреннему свечению перекликается с цветом полной луны, что вызывает в памяти образы из народной вьетнамской поэзии, когда красоту женщины часто сравнивают с ликом луны, освещающей мглу ночи. Подобно тому, как луна дарит свет ночному пейзажу, так и красота девушки освещает жизнь молодого человека своим благодатным светом. Ощущение ночной прохлады передано в мерцающих синеватых отсветах, и кажется весь мир, и вершины дальних гор, и тонкие стволы деревьев сосредоточенно слушают мелодию, пронзающую ночную тишину, согревающую воздух ночи и сердце девушки.

«Когда бы не было злой зимы, забыл бы мир о весне…». Именно этими словами можно завершить наш краткий рассказ о вьетнамской живописи 1950-х годов, ставшей на фоне невзгод войны словно бы красочным воплощением самой идеи счастья. Это строки из знаменитого «Тюремного дневника» Хо Ши Мина, написанного в годы суровой борьбы за независимость вьетнамского народа. Именно тогда, в 1940-х годах, Нгуен Ай Куок (в переводе – Нгуен Патриот, настоящее же имя было Нгуен Тать Тхань), заключенный под стражу за свою борьбу, будущий лидер свободного Вьетнама, принял псевдоним, под которым и обрел всемирную славу. В переводе имя Хо Ши Мин значит – наделённый мудростью. Мудрость, как сочетание жизненного опыта и наблюдательности, проявление природного таланта и подлинной человечности, воплощение духовности, доброты и сострадательности, - это именно та мудрость, что ведёт к счастью и свободе, в философском, а не только политическом, понимании. Взяв столь звучный псевдоним, скромный и интеллигентный, но, вместе с тем, волевой и непримиримый в борьбе, лидер национально освободительного движения во Вьетнаме словно бы утверждает идею о том, что именно мудростью нужно руководствоваться не только в делах управления государством, но и преодолевая крутые повороты судьбы. Мудрость вьетнамского народа в его стремлении к счастью во все времена находила отражение в изобразительном искусстве. Живописное искусство 1950-х годов своими красками словно бы возвещало о приходе «весны» – возрождения независимого Вьетнама после суровой «зимы» войн и лишений.

Подводя итог краткому обзору произведений вьетнамской живописи 1950-х годов из собрания Ханойского музея, можно было бы сказать о том, какую роль они сыграли в истории Вьетнамского искусства в частности и в мировой художественной культуре в целом, или же о том, как тесно связаны образы, созданные художниками, с историческими событиями тех лет и с историко-культурной национальной традицией. Но, наверное, достаточно будет лишь заглянуть в собственную душу - и вот итог от знакомства с искусством Вьетнама тех, уже сравнительно далеких от нас, лет. Мы словно бы стали чем-то богаче и мудрее, погрузившись взором и чувствами в палитру счастья.

Лукашевская Яна Наумовна, искусствовед, независимый арт критик, куратор выставок.

© сайт, 2011 г.



От: Бирюкова Ирина,  

Пособия и алименты