Замурованные заживо. Из истории жертвоприношений: Замурованные тайны, которые находят в старых замках археологи Замурованный в темнице парень легенды и предания

Корреспонденты «Комсомолки» связались с Сергеем Лавриченко, братом мужа Елена Лавриченко, которая добровольно замуровалась в квартире вместе со своим сыном – Андреем.
Сергей Владимирович считает пострадавшим в этой ситуации именно себя, а претензии своих родственников на квартиру находит необоснованными. Вот что он рассказал:
- Елена Владимировна грубо нарушает мои права на жилье, на проживание. Я не могу попасть в свою квартиру. Почему она не исполняет решение суда, почему она устраивают какую-то трагикомедию?
Выставляет себя белой овечкой, а на самом деле все не так. Она под уголовными делами ходит. В Центральном районном суде Новосибирска рассматриваются два уголовных дела по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах – мошенничество с недвижимостью, невозврат кредитов, невыплата заработной платы). И еще куча темных дел за ее спиной, и никто с ней справиться не может.
А сейчас она завладела моей квартирой и отдавать не хочет. Елена Владимировна не дала разгородить дверной проем, чтобы поставить дверь и замок. Она отказалась, предпочла замуроваться, устроить комедию на всю Россию.
Тем более, что с момента смерти брата, она за мою половину ни разу не оплатила коммунальные услуги, там уже долги в десятки тысяч рублей накопились. А я эти деньги платить не собираюсь, потому что в квартиру попасть не могу. Елена Владимировна еще раньше меня одной квартиры лишила, в день смерти моего брата она попросила доверенность. В Ленинском суде это дело разбирается.
Хочу уточнить, что мы совсем не родственники, а Елена Владимировна – не жена моего брата, они развелись до его смерти – в 2001 году. В фирмах брата я работал заместителем генерального директора. Мы тогда выпускали электронно-осветительные провода, поставками обуви из Италии, потом переключились на сельское хозяйство.
В свое время я покупал три квартиры в Новосибирске, с покупки именно этой квартиры я начинал в 1992 году, когда переехал в Новосибирск. Позже одну продал, чтобы купить мясокомбинат, две у меня оставалось. А сейчас у меня нет ничего – я живу в квартире своей мамы, 81-летнего инвалида.
В дальнейшем разбираться будем исключительно в рамках закона. Никаких силовых способов, которые любит Елена Владимировна, применять я не намерен. По всей видимости, придется вновь обращаться в суд, чтобы судебные приставы на законных основаниях выкинули их из квартиры. Хотя, конечно, я бы мог найти пару крепких ребят, вскрыть эту квартиру и выкинуть их оттуда к черту, а потом поставить туда охрану. И пусть судится со мной хоть 30 лет. Но я хочу, чтобы город узнал, кто на самом деле она такая.

Княжеская резиденция

Знакомство с деревней Гольшаны произошло во время экскурсионной поездки по старинным местам Беларуси с одним из турагентств Минска.

Деревня Гольшаны расположена на левом берегу реки Гольшанки. В XIII-XVI вв. являлась частным поселением князей Гольшанских, с XVII в. - князя Сапеги. В XIV-XV вв. Гольшаны были центром удельного княжества в Великом княжестве Литовском и играли заметную роль в его политической и экономической жизни. Первое упоминание о Гольшанах в летописи датировано 1280 годом. По легенде, построил это местечко Гольша (Ольша, Ольгимунт), который жил в середине XIII века. Он и дал название роду князей Гольшанских.

Многие пророчат Гольшанам славу туристической Мекки, но, к сожалению, пока инфраструктура там недостаточно развита. По словам экскурсовода, деревня потихоньку лишается жителей, но те, кто остается, приобщаются к туристическому бизнесу. Например, наша группа была принята в небольшом кафе с очень вкусными комплексными обедами.

Свой основной архитектурный облик Гольшаны обрели в XVI веке, уже после смерти последнего из князей Гольшанских, который умер в 1556 году. Владения перешли к княжне Ольге и ее мужу Павлу Сапеге. Благодарственная надпись Ольге высечена на большом валуне в центре города.

Центральная площадь Гольшан расположена на перекрестке двух улиц - Советской и Борунской, которые являются частями загородных дорог. Это первые улицы со времен образования поселения.

Архитектурной достопримечательностью является комплекс францисканского костела и монастыря, а также торговые ряды, которые были частично восстановлены. Именно при Сапегах были приглашены монахи францисканского ордена. До этого основное население Гольшан исповедовало православие, в отличие от Сапег, которые являлись католиками. К сожалению, их владение этими землями было недолговечно. Одна из дочерей Павла Сапеги умерла в молодости, а две другие ушли в монастырь. Так как наследников мужского рода не осталось, то после смерти имение разделили многочисленные родственники.

Недалеко от центра Гольшан находится замок, который был построен Павлом Сапегой в XVI-XVII веках. Его воспел Владимир Короткевич в романе «Черный замок Ольшанский». Замок на самом деле не черный - он построен из красного кирпича. Говорят, что его потолки были украшены богатой лепниной, в залах было много каминов, стены покрывали портреты и гобелены. По своему великолепию замок был не хуже королевского замка в Варшаве. И это был именно замок, а не дворец. Он имел внутренний двор, его окружали несколько шестигранных башен, в замок вели ворота.

К сожалению, время и люди не пощадили великолепный памятник архитектуры. Первые повреждения замок получил в XVIII веке во время войны со шведами. Но даже после них, до прихода Красной армии в 1939-м, он был жилым. С установлением советской власти начался последний и самый печальный период существования замка. Из камней и кирпича строились более современные строения, местных детей отпускали на летние каникулы после того, как они принесут по нескольку кирпичей от замка. Однако, несмотря на все злоключения, руины выжили и получили статус Государственного памятника архитектуры БССР. С тех пор замок находится под охраной государства, что по крайней мере не позволяет разрушать его далее. Была даже попытка начать реставрационные работы, на месте тропинок появились насыпанные камнем дорожки. Хочется верить, что на этом работы не остановятся.

Но прежде всего Гольшаны известны благодаря леденящим душу легендам. По галереям замка до сих пор бродит Белая дама с Черным монахом, а в комнатах францисканского монастыря и костела мучается душа заживо погребенной девушки.

Легенда о девушке

Согласно этой легенде, во время постройки монастыря строители никак не могли закончить кладку одной из стен: она постоянно трескалась. Сапега пригрозил мастерам казнью, если они не успеют с окончанием строительства в срок. И на срочном сходе пришли к мнению, что все беды из-за воздействия черных сил и для их успокоения нужно принести жертву. Решили, что это будет та женщина, которая первой принесет своему мужу обед. Ею оказалась молодая красивая девушка, которая пришла к своему жениху. Она была замурована в злополучной стене, после чего работа пошла на лад и монастырь был построен.

Сейчас в монастыре размещается музей, и все его сотрудники уверены, что эта история - чистая правда. Во время раскопок под одной из стен обнаружили скелет девушки со следами насильственной смерти. Ноги были под стеной, а тело, с широко раскинутыми руками, обращено к центру помещения. Двоих рабочих попросили перезахоронить кости. Неизвестно, сделали они это или нет, но говорят, что дети таскали по деревне череп. Оба работника очень скоро умерли, а место захоронения останков девушки найти не удалось.

В монастыре начали происходить события, которые иначе как мистическими назвать невозможно. Сразу после извлечения скелета стена дала внушительную трещину, что грозило ее обрушением, но этого не произошло. С тех пор в коридорах и комнатах монастыря можно встретить призрачный силуэт, услышать тихие шаги и вздохи девушки-привидения. Чаще всего призрак бывает в кабинете директора музея.

Легенда о призраках замка

Гольшанский замок стал пристанищем Белой дамы и Черного монаха. Последний чаще появляется на развалинах замка и, кроме визуального контакта, не оставляет о себе никаких свидетельств. Сотрудник музея рассказывал, что Белорусское телевидение решило снять рождественскую передачу про замок и его привидения. Исполнители ролей Белой дамы и Черного монаха должны были пройти по стене замка. Стоя на стене, актриса вдруг почувствовала, что кто-то сильно толкает ее. Очевидцы говорили, что это было похоже на резкий удар в грудь. Актриса упала, ударившись затылком, и сильно разбилась. Пришлось вызывать хирурга и накладывать швы. На съемочную группу напал настоящий психоз, всем казалось, что кто-то невидимый выгоняет их с развалин.

Есть версия, что Белая дама и замурованная девушка - одно и то же привидение, но некоторые полагают, что это два разных призрака. Они утверждают, что привидение Белой дамы живет в замке и оно гораздо старше своего собрата из монастыря.

Наверное, вы читали готические истории о том, как в стенах зданий замуровывали клады или людей? Оказывается, такое может вполне происходить на самом деле! В стенах находят различные вещи, а также тела людей и животных, возраст которых может равняться нескольким столетиям. Конечно, чаще они попадают туда по чьему-то умыслу, а не по случайности.

В старину существовало поверье, что здание будет стоять крепко, если в его стену замуровать живого человека. Рассказывают даже легенду о жене средневекового каменщика, которую принесли в жертву во время строительства замка, но разрешили через отверстие выкормить грудного ребенка… Говорят также, что Иван Грозный имел обыкновение замуровывать несчастных, убитых и замученных по его приказу, в стенах Кремля. Ну, конечно, не сам, а руками слуг…

Так или иначе, но трупы в стенах действительно находили. Один подобный случай приключился в 1850 году в Париже. В одной из квартир во время ремонтных работ из пространства между стенами вывалилась мумия ребенка. Хозяевам квартиры предъявили было обвинение в убийстве, но впоследствии врач установил, что ребенок умер много лет назад.

В 2008 году в США были найдены останки женщины и ее сына, пропавших год назад. После развода Рикки Чекевдиа и его мать поселились в доме бабушки - Дайан Доббс. В старом доме было много секретных ходов, в которых мальчик обожал играть. В одном из этих ходов, в пространстве между стенами, и обнаружили оба трупа. Расследование показало, что миссис Чекевдиа была очень неуравновешенной женщиной и часто агрессивно себя вела по отношению к сынишке. Предположительно, она убила Рикки в приступе гнева, а затем затащила его тело в тайный ход и там же покончила с собой…

В XVII-XVIII столетиях в Великобритании существовал ритуал замуровывать в стены кошек, с тем чтобы оберегать дом от злых сил. Сегодня при строительных работах из стен нередко извлекают мумифицированные трупики животных. Например, мумия кошки была найдена в стене средневекового коттеджа в графстве Ланкашир, где в начале XVII века, по преданиям, устраивались колдовские шабаши. По-видимому, с защитными целями в стены замуровывали и обувь. Такая традиция существовала в Европе, Азии и Америке. Так, в стенах готического дворца Лидберг в Германии была обнаружена целая коллекция обуви, которой 300 лет.

По всему миру во время ремонта люди находят в стенах одежду прежних владельцев. Иногда это грязное белье. Порой рядом с одеждой лежит записка, представляющая собой дружеское послание к тому, кому достанется находка… Это тоже традиция, хотя уже современная: люди стремятся оставить память о себе там, где они жили прежде…

Нахождение в стенах разного рода магической атрибутики - отнюдь не редкость. Например, в 2009 году при реконструкции дома XVII столетия в Великобритании строители нашли в стенах бутылки, заполненные мочой, калом, волосами и обрезками ногтей. В одной из бутылок находился кусок человеческой кожи в форме сердца , проткнутый длинным ногтем.

Удалось выяснить, что 400 лет назад в доме жила женщина, которую называли ведьмой. По этой причине ее муж развелся с ней - были даже найдены документы о разводе. После смерти женщины здание долго стояло заброшенным, так как местные жители считали, что на нем лежит проклятие…

Находить замурованные сокровища тоже случается. Так, есть легенда о том, что в 1502 году итальянский государственный деятель Пьеро Содерини нанял великого живописца Леонардо да Винчи, чтобы тот нарисовал на стене его особняка сцены из знаменитой битвы при Ангиари. Впоследствии, после кончины Содерини, другого художника, Джорджо Вазари, попросили закрасить фреску, но он не захотел уничтожать шедевр искусства и просто замаскировал его.

В 1970 году искусствовед Маурицио Серачини нашел на стене в том самом особняке следы старой краски. К тому же, на фреске, нарисованной Вазари, в этом месте была надпись: "Cerca Trova" - "Ищите и найдете". Исследователю не позволили ломать стену, но он считает, что стена с картиной является ложной и построена Вазари с целью скрыть фреску да Винчи…

Проводя ремонт дома в Огайо, строитель Боб Китс нашел 182 тысячи долларов периода Великой депрессии. По-видимому, их спрятал бывший домовладелец, бизнесмен Патрик Данн. В результате долгих судебных разбирательств клад поделили между Китсом, нынешним владельцем здания Амандом Рисом и родственниками Данна.

В 2007 году состоялся обыск в доме гангстера Фрэнка Калабрезе (Оук-Брук, штат Иллинойс). Было известно, что он спрятал где-то в своем жилище крупную сумму денег, драгоценности и оружие. Действительно, сломав фундамент и разобрав перегородки, судебные агенты нашли около ста единиц огнестрельного оружия, гору боеприпасов, а также денег и драгоценностей более чем на десять миллионов долларов.

Замуровывание

Замурованные из Каркассона. Гравюра с картины Жана-Поля Лорана. XIX в. Частн. кол.

К заточению навечно, или замуровыванию, в Европе XIV века приговаривали суды инквизиции. Эта казнь, входившая в число высших мер наказания, заключалась в том, что приговоренного помещали в каменный мешок, наглухо заделывая выходы. Замурованные медленно умирали от голода, жажды и недостатка воздуха.

Замуровывание существовало в Древней Греции. Софокл вскользь упоминает о нем в «Антигоне». Нарушив запрет царя Фив Креона, Антигона предала земле тело Полиника. Тиран вынес приговор: Антигона должна была умереть от голода и жажды в пещере, откуда не могла выйти.

Приговор к забвению. Гравюра. Частн. кол.

Та же участь ждала нарушивших обет весталок - жриц богини домашнего очага Весты, которые отбирались из числа юных девственных римлянок. На деле их чаще всего закапывали заживо, как предписывал религиозный кодекс.

В Японии в XIV и XV веках приговоренных замуровывали в опоры строившихся мостов, чтобы их дух придавал сооружению большую прочность.

Во Франции альбигойская инквизиция неоднократно приговаривала к замуровыванию еретиков из Альби, Тулузы и Каркассона. Один из эпизодов истории каркассонской инквизиции начала XIV века вдохновил Ж.-П. Лорана на создание полотна «Освобождение замурованных»: рабочие в присутствии членов муниципалитета разбирают каменную стену, преграждающую вход в тюрьму.

Замуровывание было приговором к забвению. И грозило оно не только еретикам. Веками ни закон, ни обычаи не устанавливали каких-либо четких правил содержания осужденных в тюрьмах. Таким образом, заточение зачастую означало негласный смертный приговор. В середине XIV века в одном только Париже насчитывалось от двадцати пяти до тридцати «специальных тюрем», не считая «каменных мешков» многочисленных религиозных сообществ. В камере на улице Таннери размером три с половиной на два метра десять сантиметров содержали до двадцати узников. Каждую неделю оттуда выносили несколько трупов.

В тюрьмах Большого и Малого дворцов, в Бастилии, Консьержери и Фор-Л’Эвек имелись подземные карцеры, практически лишенные доступа воздуха и света, где человека ждала неминуемая смерть.

В «нижних уставах» Малого дворца человек умирал от удушья в течение одного-двух дней.

Некоторые камеры в застенках аббатства Сен-Жермен-де-Пре находились под землей на глубине больше десяти метров. Своды были настолько низкие, что человек не мог выпрямиться во весь рост. От застоявшейся воды загнивала солома. Оказаться в подобной камере значило попасть в «рабство», «птичью клетку», «колодец», «флягу», «каменный мешок», «гроб» - все эти недвусмысленные названия и сегодня внушают ужас.

Застенки Бастилии. Гравюра с рисунка Уэльта. XVIII в. Частн. кол.

По свидетельствам той эпохи, в Гран-Шатле существовал закуток под названием «дамба Гипократа», где узники не могли ни лечь, ни встать, а их ноги всегда находились в воде.

Один из последних приговоров к замуровыванию светский суд вынес Рене Вермандуа в 1485 году. За убийство мужа ей полагалось быть сожженной на костре. Король помиловал ее, с согласия парламента приговорив к заточению и замуровыванию на кладбище «Святых мучеников», где она должна была закончить свои дни. В соответствии с приговором на кладбище построили камеру, женщину завели внутрь и навсегда замуровали выход.


По мнению современных ученых, Европа похожа на огромное кладбище. И это не удивительно: большинство замков, мостов и иных фундаментальных строений полито кровью невинных жертв. Кстати, обычай возводить строения на месте принесения человеческой жертвы существовал вплоть до конца XVIII века: с глубокой древности считалось, что стены замков, башен и крепостей, построенные с соблюдением этого условия, простоят столетия и защитят их обитателей от всех земных напастей. И история не раз доказывала... истинность подобных верований.

РАДИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО

В скандинавских сагах говорится о том, как стены средневекового Копенгагена постоянно то тут, то там обрушивались. Покончить со строительным "браком" помогло радикальное средство: в стене сделали нишу и поставили там столик с едой и игрушками, за который посадили голодную девочку. Пока она ела и забавлялась с диковинками, рабочие быстро замуровали нишу и сложили свод. Несколько дней затем у склепа сутки напролет играла команда музыкантов, чтобы заглушить крики невинной жертвы. Хотите верьте, хотите нет, но стены с тех пор рушиться перестали.
В Японии невольников, приговоренных к смерти, заживо заваливали камнями в фундаменте. В Полинезии под каждой из двенадцати колонн храма Мавы при строительстве живьем закопали по шесть юношей и девушек. А францисканский собор, находящийся всего в двух часах езды от Лиссабона (Португалия), вселяет в души посетителей леденящий страх: его стены и своды облицованы человеческими костями - так монахи пытались доказать бренность земного существования...

ЗАМУРОВАННЫЕ ОХРАННИКИ

Большинство замков старой Чехии также построены с принесением человеческих жертв. Тройский замок, Чешский Штернберг, Конопиште, Карлштейн - всюду здесь при раскопках в стенах или в основании фундамента находили замурованных живыми воинов, чтобы, как говорится в старых хрониках, "они при осаде помогали сражаться своим собратьям, вселяя ужас и немощь во врага".
В итальянских преданиях часто упоминается мост через реку Эду, который постоянно обрушивался, пока в центральную опору не была замурована красавица-жена одного из строителей. Мост стоит уже больше трех столетий, но по ночам, рассказывают местные жители, слышно, как он сотрясается от рыданий и проклятии несчастной женщины...
В Шотландии с древности существовал обычай окроплять человеческой кровью фундаменты и стены всех сооружении, Недалеко ушли от шотландцев и их соседи - англичане: в стране жива легенда о некоем Вортингсре, который никак не мог достроить королевскую башню. Она постоянно осыпалась, погребая под собой строителей. И лишь когда отсекли голову мальчику-сироте и окропили его кровью фундамент, башня была благополучно достроена. Она стоит в Лондоне по сей день и известна как Тауэрская башня, средневековая тюрьма для государственных преступников.

И ДЕТЕЙ НЕ ЖАЛКО

Детей приносили в жертву довольно часто. Например, в Тюрингии при строительстве замка Либенштейн за большие деньги были куплены у матерей несколько детей и живьем замурованы в стену. В Сербии при строительстве крепости Скадры в стену замуровали молодую мать с младенцем. По поверьям, злая русалка постоянно разрушала то, что день за днем возводили триста каменщиков, и только человеческая жертва помогла строителям закончить свою работу. До сих пор сербские женщины приходят поклониться святому источнику, который стекает по стене крепости.
Его вода имеет цвет молока, напоминая пришедшим о несчастной кормящей матери, сложившей здесь свою голову.
Недалеко ушли и восточнославянские князья Юрий Долгорукий и Дмитрий Донской... Приступая к строительству кремля, они обязательно приносили в жертву малолетних детей. Обычно к проезжей дороге посылались дружинники с наказом схватить первых попавшихся отроков. Их-то и замуровывали в основание фундамента. Кстати, другое древнее название кремля, дошедшее до наших дней, детинец...

НЕЖНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛОВ

Язычество с его жертвоприношениями еще довольно долго существовало на христианской Руси. Маленьких девочек замуровывали в основание мостов, людей с увечьями и черных петухов, которые будто бы должны были усилить ценность жертвы, - в стенах царских дворцов. Не говоря уже о варварских обычаях добавлять человеческую кровь в строительный раствор или даже бросать людей, например, в кипящую бронзу, как поступали вьетнамские мастера. Считалось, что если сварить в бронзе для колоколов девственницу, они получатся особенно крепкими и с удивительно нежным звоном - как будто плач молодой девушки...
Не брезговали подобными "методами" и на Руси. И только Бог знает, сколько людей бесследно сгинуло в котлах при массовой отливке колоколов и пушек.

ИНДЕЙЦЫ-РЕКОРДСМЕНЫ"

Жертвами становились не только преступники или крепостные. В Бирме, чтобы сделать столицу неприступной, утопили в реке саму королеву.
Но все рекорды по принесению человеческих жертв покрыла Америка. Индейцы возлагали людей на алтарь своих богов так часто и в таком ужасающем количестве, что все рассказы о жестокости конкистадоров меркнут по сравнению с их варварскими обычаями. Несчастных привязывали к столбам на солнцепеке и после их мученической кончины сдирали мышцы с костей; приковывали своих собратьев к стенам пещер, где они погибали от голода и жажды, а их тела использовались для различных ритуальных действий. В общем, человеческая жизнь там ничего не стоила. Иначе как объяснить целые поселения, дома в которых были построены из человеческих костей и лишь сверху прикрыты шкурами животных?
Кровавые божества различных народов во всех частях света требовали новых и новых жертв, даря взамен, по поверьям, нерушимость строениям и долголетие сильным мира сего.



Пособия и алименты