Что такое беллетристика определение. Жанр беллетристика – что это такое

И Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .

Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко - проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев , Железный поток , Как закалялась сталь , Поднятая целина , Молодая гвардия .

Беллетристический подход, с ориентацией на такие общепринятые ценностям и проблемы, как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т.д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы, как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой, как таковой - летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .

См. также

Напишите отзыв о статье "Беллетристика"

Примечания

  1. / И. Л. Попова // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М . : Большая Российская энциклопедия, 2004-.
  2. , с. 15.
  3. , с. 16.
  4. , с. 14.
  5. , Беллетризованная биография, с. 17-20.
  6. Яков Соломонович Лурье и др. . - Наука, 1970. - 596 с. - 3800 экз.
  7. , Мидл-литература, с. 110-111.

Литература

  • Беллетристика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / А. Н. Николюкин . - : Интелвак, 2001. - С. 79. - 1596 с. - ISBN 5-93264-026-Х.
  • В. Д. Черняк , М. А. Черняк . Беллетристика // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015. - С. 14-17. - 250 с. - ISBN 978-5-9765-2128-5.
  • Сергей Иванович Чупринин . Беллетристика // Жизнь по понятиям: русская литература сегодня. - М .: Время, 2007. - 766 с. - 3000 экз. - ISBN 5-9691-0129-X.
  • Кривонос В. Ш. Беллетристика // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Н. Д. Тамарченко . - М .: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 30-31. - 358 с. - 800 экз. - ISBN 978-5-903955-01-5..
  • «Искусство беллетристики: руководство для писателей и читателей» Айн Рэнд .

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Беллетристика

– А ты ведь не права! – опять подслушала мои мысли малышка. – Иногда сюда и, правда, попадают очень хорошие люди, и за свои ошибки они платят очень дорого... Мне их, правда, жаль...
– Неужели ты думаешь, что наш пропавший мальчик тоже попал сюда?!. Уж он-то точно не успел ничего такого дурного совершить. Ты надеешься найти его здесь?.. Думаешь, такое возможно?
– Берегись!!! – вдруг дико завизжала Стелла.
Меня расплющило по земле, как большую лягушку, и я всего лишь успела почувствовать, как будто на меня навалилась огромная, жутко воняющая. гора... Что-то пыхтело, чавкало и фыркало, расточая омерзительный запах гнили и протухшего мяса. У меня чуть желудок не вывернуло – хорошо, что мы здесь «гуляли» только сущностями, без физических тел. Иначе у меня, наверняка, случились бы самые неприятные неприятности.....
– Вылезай! Ну, вылезай же!!! – пищала перепуганная девчушка.
Но, к сожалению, это было легче сказать, чем сделать... Зловонная туша навалилась на меня всей жуткой тяжестью своего огромного тела и уже, видимо, была готова полакомиться моей свеженькой жизненной силой... А у меня, как на зло, никак не получалось от него освободиться, и в моей сжатой страхом душе уже предательски начинала попискивать паника...
– Ну, давай же! – опять крикнула Стелла. Потом она вдруг ударила чудище каким-то ярким лучом и опять закричала: – Беги!!!
Я почувствовала, что стало немного легче, и изо всех сил энергетически толкнула нависшую надо мной тушу. Стелла бегала вокруг и бесстрашно била со всех сторон уже слабеющего ужастика. Я кое-как выбралась, по привычке тяжело хватая ртом воздух, и пришла в настоящий ужас от увиденного!.. Прямо передо мной лежала огромная шипастая туша, вся покрыта какой-то резко воняющей слизью, с огромным, изогнутым рогом на широкой, бородавчатой голове.
– Бежим! – опять закричала Стелла. – Он ведь ещё живой!..
Меня будто ветром сдуло... Я совершенно не помнила, куда меня понесло... Но, надо сказать, понесло очень быстро.
– Ну и бегаешь ты... – запыхавшись, чуть выговаривая слова, выдавила малышка.
– Ой, пожалуйста, прости меня! – устыдившись, воскликнула я. – Ты так закричала, что я с перепугу помчалась, куда глаза глядят...
– Ну, ничего, в следующий раз будем поосторожнее. – Успокоила Стелла.
У меня от такого заявления глаза полезли на лоб!..
– А что, будет ещё «следующий» раз??? – надеясь на «нет», осторожно спросила я.
– Ну конечно! Они ведь живут здесь! – дружески «успокоила» меня храбрая девчушка.
– А что же мы тогда здесь делаем?..
– Мы же спасаем кого-то, разве ты забыла? – искренне удивилась Стелла.
А у меня, видно, от всего этого ужаса, наша «спасательная экспедиция» полностью вылетела из головы. Но я тут же постаралась как можно быстрее собраться, чтобы не показать Стелле, что я по-настоящему очень сильно испугалась.
– Ты не думай, у меня после первого раза целый день косы дыбом стояли! – уже веселее сказала малышка.
Мне просто захотелось её расцеловать! Каким-то образом, видя что мне стыдно за свою слабость, она умудрилась сделать так, что я сразу же снова почувствовала себя хорошо.
– Неужели ты правда думаешь, что здесь могут находиться папа и братик маленькой Лии?.. – от души удивляясь, спросила её ещё раз я.
– Конечно! Их просто могли украсть. – Уже совсем спокойно ответила Стелла.
– Как – украсть? И кто?..
Но малышка не успела ответить... Из-за дремучих деревьев выскочило что-то похлеще, чем наш первый «знакомый». Это было что-то невероятно юркое и сильное, с маленьким, но очень мощным телом, посекундно выбрасывающее из своего волосатого пуза странную липкую «сеть». Мы даже не успели пикнуть, как обе в неё дружно попались... Стелла с перепугу стала похожа на маленького взъерошенного совёнка – её большие голубые глаза были похожи на два огромных блюдца, с выплесками ужаса посерединке.
Надо было срочно что-то придумать, но моя голова почему-то была совершенно пустая, как бы я не старалась что-то толковое там найти... А «паук» (будем дальше так его называть, за неимением лучшего) тем временем довольно тащил нас, видимо, в своё гнездо, готовясь «ужинать»...
– А где же люди? – чуть ли не задыхаясь, спросила я.
– О, ты же видела – людей здесь полно. Больше чем где-либо... Но они, в большинстве, хуже, чем эти звери... И они нам не помогут.
– И что же нам теперь делать? – мысленно «стуча зубами», спросила я.
– Помнишь, когда ты показала мне твоих первых чудищ, ты ударила их зелёным лучом? – уже опять вовсю озорно сверкая глазами, (опять же, быстрее меня очухавшись!), задорно спросила Стелла. – Давай – вместе?..
Я поняла, что, к счастью, сдаваться она всё ещё собирается. И решила попробовать, потому что терять нам всё равно было нечего...
Но ударить мы так и не успели, потому что паук в тот момент резко остановился и мы, почувствовав сильный толчок, со всего маху шлёпнулись на землю... Видимо, он притащил нас к себе домой намного раньше, чем мы предполагали...
Мы очутились в очень странном помещении (если конечно это можно было так назвать). Внутри было темно, и царила полная тишина... Сильно пахло плесенью, дымом и корой какого-то необычного дерева. И только время от времени слышались какие-то слабые звуки, похожие на стоны. Как будто бы у «страдавших» уже совсем не оставалось сил…
– Ты не можешь это как-то осветить? – я тихо спросила Стеллу.
– Я уже попробовала, но почему-то не получается... – так же шёпотом ответила малышка.
И сразу же прямо перед нами загорелся малюсенький огонёк.
– Это всё, что я здесь могу. – Огорчённо вздохнула девчушка
При таком тусклом, скупом освещении она выглядела очень усталой и как бы повзрослевшей. Я всё время забывала, что этому изумительному чудо-ребёнку было всего-то ничего – пять лет!.. Наверное, её такой временами серьёзный, недетский разговор или её взрослое отношение к жизни, или всё это вместе взятое, заставляло забывать, что в реальности она ещё совсем малюсенькая девочка, которой в данный момент должно было быть до ужаса страшно. Но она мужественно всё переносила, и даже ещё собиралась воевать...

БЕЛЛЕТРИСТИКА

И, ж. , собир.

1) Художественная повествовательная литература.

Он говорил: - По каждому предмету капитальных сочинений очень немного... Берем русскую беллетристику. Я говорю: прочитаю всего прежде Гоголя (Чернышевский) .

2) разг. Произведения для легкого чтения в отличие от классических литературных произведений.

Родственные слова:

беллетр"ист, беллетр"истка, беллетрист"ический

Этимология:

От французского belles-lettres ‘изящная словесность’ (< belle ‘прекрасный’ и lettre ‘буква’, ‘письмо’). В русском языке - с первой половины XIX в.

Энциклопедический комментарий:

Слово "беллетристика" получило широкое распространение благодаря Белинскому, который беллетристику и беллетристов противопоставлял истинно художественным (поэтическим) произведениям и настоящим писателям (поэтам). Беллетристика для Белинского - понятие не столько жанровое, сколько эстетическое, т. к. он противопоставлял по этим признакам не только прозаиков, но и поэтов, драматургов. Позже слово "беллетристика" стало обозначать "легкое чтение" , легкую литературу, понятную и доступную массе.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕЛЛЕТРИСТИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. belles lettres - изящная словесность) 1) Вся художественная литература (устаревшее значение). 2) Жанровая литература. Жанры Б. - …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Литературной энциклопедии:
    см. …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от франц. belles lettres - художественная литература) 1) художественная проза...2) В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от франц. belles lettres - изящная словесность), в широком смысле - художественная литература вообще. В более узком и более употребительном …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от франц. belles-lettres) — то же, что "изящная словесность" (см. это …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Современном энциклопедическом словаре:
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА
    (от французского belles lettres - художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно "легкое чтение": массовая литературная продукция …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, собир., ж. 1. Повествовательная художественная литература. Беллетрист - автор таких литературных произведений.||Ср. ПРОЗА. 2. Художественная литература для легкого …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ас. 1. Повествовательная художественная литература. 2. перст. О литературе, к-рая читается легко, без затруднений, II прил. беллетристический, -ая, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛЛЕТР́ИСТИКА (от франц. belles lettres - худ. лит-ра), худ. проза. В 20 в. также массовая лит. продукция бытописат., развлекат. характера …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от франц. belles-lettres) ? то же, что "изящная словесность" (см. это …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    беллетри"стика, беллетри"стики, беллетри"стики, беллетри"стик, беллетри"стике, беллетри"стикам, беллетри"стику, беллетри"стики, беллетри"стикой, беллетри"стикою, беллетри"стиками, беллетри"стике, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. belles-lettres изящная словесность) художественная литература; в узком смысле - художественная проза в отличие от поэзии и …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре иностранных выражений:
    [ художественная литература; в узком смысле - художественная проза в отличие от поэзии и …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в словаре Синонимов русского языка:
    литература, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в отличие от научной, публицистической и т.п. литературы). б) Произведения, предназначенные для …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    беллетр`истика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    беллетристика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Орфографическом словаре:
    беллетр`истика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    повествовательная художественная литература беллетристика о литературе, которая читается легко, без …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре Даля:
    жен. , франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист муж. беллетристка жен. писатель по сей …

Казалось бы, на вопрос "Что такое беллетристика?" существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях. Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.

Как было раньше?

Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres , что дословно означает "изящная словесность". Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.

Ох уж, эти Белинский с Писаревым!

Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит "высокой литературе". То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.

Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин "беллетристика" по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.

Беллетристика в широком и узком смысле

Сегодня термин "беллетристика" используется в широком и узком смыслах.

Беллетристика в узком смысле - лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.

Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства. Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления. Реже - представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.

Беллетристика в широком смысле слова - это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово "беллетристика", как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу "словесность ради словесности" и "текст ради текста". Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.

Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как "беллетризация". Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман "Что делать?" Чернышевского.

Что не относится к беллетристике?

Литературовед Иосиф Эйгес в статье "Беллетристика", написанной для Словаря литературных терминов, который был издан в 1925 году, пишет о том, что к ложной беллетристике или подделкам под неё следует относить бульварную литературу, которая удовлетворяет низкие и пошлые интересы (уголовную сенсацию, порнографию и прочее), а не художественные стремления.

Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, "сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения".

В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.

Число любителей художественной литературы в последние годы значительно снизилось. Молодое поколение предпочитает не читать сложные произведения, поднимающие психологические и социальные проблемы, а смотреть развлекательное видео.

Очень многие из тех, кто все же берет в руки книги, выбирают такие, с которыми можно отдохнуть, помечтать, отвлечься от однообразных будней. Неудивительно, что самыми большими тиражами издательства выпускают именно такую необременительную литературу.

Что такое беллетристика, какое значение она имеет для литературного наследия человечества, каково определение этого термина? Давайте разбираться.

Слово «беллетристика» имеет несколько значений. Раньше им обозначали всю художественную литературу.

Сейчас беллетристика – это литература, которая относится к среднему звену: не классическая, но и не массовая. Со временем она становится неактуальной и не входит в золотой фонд произведений.

Это книги, которые не относятся к элитарной, классической литературе, но при этом они так же имеют некую художественую ценность.

Как утверждает Википедия, разделять литературу на «высокую» и «низкую» начал еще Аристотель в эпоху античности. Ко второму виду относили произведения, написанные для простого народа. Философы утверждали, что это литература простая, поверхностная.

В эпоху Предренессанса у читателей появилась потребность в легкой развлекательной литературе. Для нее были характерны такие признаки:

  • использования одинаковых литературных схем в разных произведениях;
  • повторение сюжетов;
  • несложные однотипные герои.

Со временем сформировались новые : новеллы, разнообразные романы (приключенческие, любовные, рыцарские). Они создавались схематически: за основу авторы брали определенную фабулу, нанизывали на нее разных героев, разбавляли типичными событиями.

Признаки беллетристики

Беллетристику от классики отличают такие признаки:


Важно! Беллетристика не лишена смысла и глубины, она так же, как и другая литература, отображает мировоззрение автора, передает еще ощущение мира своим читателям. Из-за простоты подачи и доступности многим категориями любителей литературы она всегда более популярна, чем классическое творчество.

Функции и значение

Беллетристическая литература выполняет три основные функции:

  • Помогает разнообразить ассортимент литературы. Существует множество тем, которые освещены в книгах. Современный читатель не имеет границ в своем выборе и может менять свои предпочтения так часто, как пожелает.
  • Прививает любовь к чтению. Из-за разнообразия в литературе существует больше шансов, что люди приобщатся к чтению. Существуют книги, которые удовлетворят любой интерес: разнообразие тем, жанров, сюжетов, историй, стилей написания и оформления открывает для современной читательской аудитории широкие возможности выбора.
  • Удовлетворяет массовые литературные запросы. Людям интересно смотреть и читать на актуальные темы. Если где-то в мире происходит война, они с удовольствием узнают об этом из книги. Исторические труды выберут единицы, но художественная беллетристика найдет тысячи читателей. У людей есть потребность в «употреблении» информации на остросоциальные темы (религия, политика, отношения, реформы), которая легче воспринимаются в «легкой» форме, чем в мемуарах и трактатах.

Примеры жанров

Беллетристика богата на жанры. Для того чтобы удовлетворять максимальный спектр читательских запросов, эта литература имеет разветвленную систему жанровых видов и направлений, самые популярные среди которых :


Важно! Королем беллетристики в жанре триллера признан Стивен Кинг, который в своих книгах через страх и изображение потустороннего раскрывает так же множество социальных тем, пороков человека и недостатки современного общества.

Литература за всю историю своего существования обросла множеством различных классификаций и дефиниций.

Данный термин не является научным не является научным термином, поэтому дать ему определение весьма затруднительно.

Например, по способу высказывания, литература делится на:

Вконтакте

  • Эпос (романы, повести, рассказы);
  • Лирику (стихотворения различных форм и жанров);
  • Драму (пьесы, сценарии).

По длине произведения на роман, повесть и рассказ. Также существует жанровая классификация , объединяющая произведения словесного искусства в соответствии с охватываемыми темами и приемами повествования:

Беллетристика: википедия

По данным Википедии , беллетристика – это общее название художественной литературы в стихах или прозе, либо исключающей поэзию и драматургию.

Термин беллетристика стал появляться в литературных журналах девятнадцатого века и был заимствован из французского языка, в переводе с которого он означает «изящная словесность» ( belles lettres ). Считается, что в обиход он был введен Виссарионом Белинским, который таким образом обозначал противопоставление публицистике – серьезной литературе, с социальным подтекстом и психологическим уклоном.

Исторически за данным родом словесности закрепилось пренебрежительное отношение. В широком смысле ее понимают, как всю художественную литературу в противовес non fiction – научно-популярной литературе (монографиям, дневникам, сборникам эссе). В менее широком смысле беллетристика – это художественная проза, исключая поэзию и драматургию. В совсем узком – литература для легкого чтения на досуге.

Если первые два определения с большой долей условности еще можно использовать в качестве классификации, то последнее уже попадает в область оценочных суждений и зависит исключительно от воспринимающего субъекта. В зависимости от уровня образования и степени начитанности, к беллетристике можно отнести и детективы Дарьи Донцовой, и фантастические произведения братьев Стругацких. Серьезные историки также относят бессмертный роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» к, так называемой, исторической беллетристике.

Беллетристику характеризует ориентация на сюжет и принадлежность к определенном жанру. Темы, затрагиваемые в литературе подобного рода, должны быть популярны и общественно значимы. Как правило это человеческие взаимоотношения (любовные, семейные, отношения отцов и детей), криминальная тема (детективы, триллеры), социальные или исторические романы и т.д.

Принято противопоставлять беллетристику и массовую литературу. Последняя считается низшей формой существования словесности и создается только в коммерческих целях, так называемыми «литературными неграми». В отличие от беллетристики для массовой литературы характерны: низкий уровень языка, отсутствие каких-либо проблемных вопросов и психологической достоверности персонажей.

Беллетристика, в свою очередь, должна затрагивать актуальные на данный момент социальные вопросы или освещать, обобщать и рефлексировать недавний опыт общественной жизни. Так авторы беллетристики склонны создавать произведения в определенных жанрах, на волне их популярности. В недавнем прошлом таким жанром в подростковой литературе являлся любовный роман с элементами мистики и ужаса, заданный романами Стефани Майерс «Сумерки».

Затем, с выходом книги «Голодные игры» Сьюзен Коллинз главенствующие позиции занял жанр антиутопии. Параллельно с этим, для взрослой аудитории новую веху в популярной литературе открыла Э.Л. Джеймс своим романом «Пятьдесят оттенков серого». А скандинавский детектив с легкой руки Стига Ларссона («Девушка с татуировкой дракона») задал образцы для написания в подобного рода жанрах.

Многие приемы, открытые беллетристами в ходе работы над своими произведениями, тиражируются и становятся неотъемлемой частью жанра. Таким образом к известным беллетристам современности можно отнести писателей, работающих в определенном их имена еще при жизни, становятся общеизвестны, а произведения зачастую попадают в историю. Например, король ужасов Стивен Кинг, выпустивший на данный момент восемьдесят четыре книги под разными псевдонимами.

Не менее популярен фантаст Рэй Бредбери , который старался писать минимум один рассказ в день. Не столь плодовитый, но очень популярный писатель Джордж Мартин буквально возродил жанр фэнтези серией книг под общим названием «Песнь льда и пламени».

В русской литературе к беллетристике можно отнести произведения популярной писательницы Светланы Мартынчик, создающий свои романы под псевдонимом Макс Фрай. Или популярного фантаста, автора многих бестселлеров Сергея Лукьяненко. Также к беллетристам по праву относится автор исторических романов про Эраста Фандорина Борис Акунин.

Сегодня в среде профессиональных литературоведов и критиков термин беллетристика обычно не используется вовсе, либо делается это крайне небрежно, безотносительно каких-либо классификаций, исходя из личного читательского опыта. Например, критик Марк Липовецкий утверждает, что отличие литературы от беллетристики в том, что первую интересно перечитывать.



Особенности жизни