Исследовательский проект "Пришвин. Жизнь по велению сердца"

Михаил Михайлович Пришвин

Зеленый шум

Михаил Михайлович Пришвин

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.

Михаил Михайлович - это было имя для города. А в тех местах, где Пришвин был «у себя дома» - в сторожках объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба - звали его просто «Михалычем». И, очевидно огорчались, когда этот удивительный, запоминавшийся с первого взгляда человек исчезал в городах, где только ласточки гнездясь под железными крышами напоминали ему о просторах его журавлиной родины.

Жизнь Пришвина - доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию: «По велению своего сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром - всегда созидатель, обогатитель и художник.

Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и напряженной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

Если мы внимательно прочтем все написанное Пришвиным то убедимся, что он не успел рассказать нам даже сотой доли того, что так превосходно видел и знал.

Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество.

Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же как и Пришвин, умевший воспринимать природу в органической связи с человеческими думами и настроениями.

Чем это объяснить? Очевидно тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца - очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой ее простоте и даже некоторой суровости лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

Простота, конечно, ближе сердцу, чем пышный блеск красок, бенгальский огонь закатов, кипение звезд и лакированная растительность тропиков, напоминающая мощные водопады, целые Ниагары листьев и цветов.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге - купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга «Картофель в полевой и огородной культуре».

Казалось бы, что все идет в житейском смысле гладко и закономерно, по так называемой «служебной стезе». И вдруг - резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой.

Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы.

По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, как герои его «Корабельной чащи» шли на поиски далекой, почти сказочной корабельной рощи.

После севера Пришвин написал первую свою книгу «В краю непуганых птиц». С тех пор он стал писателем.

Все дальнейшее творчество Пришвина как бы рождалось в скитаниях по родной стране. Пришвин исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Но все эти работы Пришвина были значительны и своеобразны, от драгоценной пылинки - записи в дневнике, до сверкающего алмазными гранями крупного камня - повести или рассказа.

Можно много писать о каждом писателе, стараясь в меру сил высказать все те мысли и ощущения, что возникают у нас при чтении его книг. Но о Пришвине писать трудно, почти невозможно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников, трепетом листьев, благоуханием трав, - погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо больше наполнена чистейшим соком поэзии, чем иные стихи и поэмы.

Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это - настоящее колдовство!»

Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали трудно объяснимое, но явное, присущее только Пришвину, очарование его прозы.

В чем его тайна? В чем секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», участник и свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства - в его зоркости.

Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит глубокое содержание земной жизни. Самый ничтожный листок осины живет своей разумной жизнью.

Я беру книгу Пришвина, открываю ее наугад и читаю:

«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».

В этом поистине алмазном кусочке прозы все просто, точно и все полно неумирающей поэзии.

Присмотритесь к словам в этом отрывке, и вы согласитесь с Горьким, когда он говорил, что Пришвин обладал совершенным умением придавать путем гибкого сочетания простых слов почти физическую ощутимость всему, что он изображал.

Но этого мало Язык Пришвина - язык народный, точный и образный в одно и то же время, язык, который мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера.

Несколько слов: «Ночь прошла под большой чистой луной» - совершенно точно передают молчаливое и величавое течение ночи над спящей огромной страной. И «лег мороз» и «деревья обдались сильной росой» - все это народное, живое и никак не подслушанное или взятое из записной книжки. Это - собственное, свое. Потому что Пришвин был человеком народа, а не только наблюдателем народа, как это, к

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, что навяза(1)о ему средой, и начал жить только по велению сердца, в согласии со своим внутре(2)им миром. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоя(3)ых открытий, его проза наполне(4)а поэзией.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. навязаНо - краткое причастие, Н;

2. внутреННим- от сущ. нутр при помощи ЕНН;

3. постояННых - исторически суффиксальное производное от постояти "продолжаться, удерживаться".;

4. наполнеНа - краткое причастие, Н.

Ответ: 2, 3.

Ответ: 23|32

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: повышенная

Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи. Задание 15.

ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.

Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал "Справки" обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.

14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).

14.1.1 Две НН в суффиксах

В суффиксах прилагательных пишется НН, если:

1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый

старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)

Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.

Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» - особыми длинными палками или кнутами.

2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).

Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).

Обратите внимание:

Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:

багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.

14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н

В суффиксах прилагательных пишется Н , если:

1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый ). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.

2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой ). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.

Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.

14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:

1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:

от глаголов купить, выкупить (что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый ;

от глаголов бросить, забросить (что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый .

Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка делает придаёт слову совершенный вид

2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый ).

3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).

ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово - причастие в причастном обороте, взволнованный чем? этим сообщением . Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым , и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это - имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.

Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой . Здесь оба слова - имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго . А теперь выделенные слова - причастия.

В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.

Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .

Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.

Добавляем сюда ещё слова:

кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.

раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый , вид совершенный, есть приставка).

смышлёный определить вид слова сложно.

14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных

В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:

слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .

тушЕНое (его тушили) мясо,

стрижЕНые (их стригли) волосы,

варЕНый (его варили) картофель,

ломаНая (её ломали) линия,

морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),

НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.

тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,

стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,

варЕННый на пару (его варили) картофель.

РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.

назвАный брат, назвАная сестра - человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.- нАзванный мною адрес;

посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). - посАженный за стол;

придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) - прИданный шикарный вид;

сУженый (так называют жениха, от слова судьба) - сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)

ПрощЁное воскресенье (религиозный праздник)- прощЁнный мною;

пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)- пИсанная маслом картина.

14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных

В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :

а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.

б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоо крашЕННый (о красить), свежеза морожЕННый (за морозить) и др.).

Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.

Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:

14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях

И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.

Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.

Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.

Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);

3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).

Краткие причастия Краткие прилагательные
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? мальчик образован (каков?) -от полной формы образованный (какой?)
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? девочка образованна (какова?)-от полной формы образованная (какая?)
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? дитя образованно (каково?) -от полной формы образованное (какое?)
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? дети образованны (каковы?) -от полной формы образованные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.

В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.

При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)

3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же

относится к глаголу и является обстоятельством)

14.5. Н и НН в именах существительных

1.В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:

НН Н
пленник (пленный) нефтяник (нефтяной)
образованность (образованный) гостиница (гостиный)
изгнанник (изгнанный) ветреник (ветреный)
лиственница (лиственный) путаница (путаный)
воспитанник (воспитанный) пряность (пряный)
гуманность (гуманный) песчаник (песчаный)
возвышенность (возвышенный) копчёность (копчёный)
уравновешенность (уравновешенный) вкусное мороженое (мороженый)
преданность (преданный) торфяник (торфяной)

От имён прилагательных образованы и слова

родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.

2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.

Пишется НН, одна Н входит в корень, а другая в суффикс. Н*
мошен/ник (от мошна, что значило сумка, кошелёк) труж/еник (от трудиться)
дружин/ник (от дружина) муч/еник (от мучить)
малин/ник (малина) пудр/еница (от пудрить)
именин/ник (именины) рож/еница (родить)
измен/ник (измена) своя́ч/е/ниц/а
племян/ник вар/еник (варить)
беспридан/ница НО: приданое (от придать)
бессон/ница уч/е/ник
осин/ник бессребр/еник
звон/ница сребре/ник

Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.

Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)



Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту,то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михалойвича Пришвина.
Михаил Михайлович- это было имя для города.А в тех местах,где Пришвин был "у себя дома",-в сторожках объездчиков,в затянутых туманом речных поймах,под тучами и звездами полевого русского неба-звали его просто "Михалычем".И,очевидно,огорчались,ко гда этот удивительный,запоминавшийся с первого взгляда человек исчезал в городах,где только ласточки,гнездясь под железными крышами,напоминали ему о просторах "журавлиной родины".
Жизнь Пришвина-доказательство того,что человек должен всегда стремиться жить по призванию,"по велению своего сердца".В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл,потому что человек,живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром,-всегда созидатель,обогатитель и художник.
Неизвестно,что создал бы Пришвин,если бы остался агрономом. Во ввсяком случае он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии.Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и напряженной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы "второго мира" природы,обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.
...
Биография Пришвина резко делится надвое.Начало жизни шло по проторенной дороге-купеческая семья,купеческий быт,гимназия,служба агрономом в Клину и Луге,первая агрономическая книга "Картофель" в полевой и огородной культуре".
Казалось бы,что все идет в житейском смысле гладко и закономерно,по так называемой "служебной стезе".И вдруг- резкий перелом.Пришвин бросает службу и уходит пешком на север,в Карелию,с котомкой,охотничьим ружьем и записной книжкой.
Жизнь поставлена на карту.Что будет с ним дальше,Пришвин не знает.Он повинуется только голосу сердца непобедимому влечению быть среди народа и с народом,слушать удивительный его язык,записывать сказки,поверья,приметы.
...
Можно много писать о каждом писателе,стараясь в меру сил высказать все те мысли и ощущения,что возникают у нас при чтении его книг.Но о Пришвине писать трудно,почти невозможно.Его нужно выписывать для себя в заветные тетради,перечитывать время от времени,открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии,уходя в его книги,как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников,трепетом листьев,благоуханием трав,-погружаясь в разнообразные мысли и состояния,свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.
Пришвин думал о себе как о поэте,"распятом на кресте прозы".Но он ошибался.Его проза гораздо больше наполнена чистейшим соком поэзии,чем иные стихи и поэмы.
Книга Пришвина,говоря его же словами,-это "бесконечная радость постоянных открытий".
Несколько раз я слышал от людей,только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу,одни и те же слова:"Это-настоящее колдовство!".
...
В чем его тайна?В чем секрет этих книг?Слова "колдовство","волшебство" относятся обыкновенно к сказкам.Но ведь Пришвин не сказочник.Он человек земли,"матери сырой земли",участник и свидетель всего,что совершается вокруг него в мире.
Секрет пришвинского обаяния,секрет его колдовства-в его зоркости.
Это та зоркость,что в каждой малости открывает интересное и значительное,что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит глубокое содержание земной жизни.Самый ничтожный листок осины живет своей разумной жизнью.
...
Щедрость-высокое писательское свойство,и этой щедростью отличался Пришвин.
Дни и ночи сменяются на земле и уходят,полные своей мимолетной прелести,дни и ночи осени и зимы,весна и лета.Среди забот и трудов,радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней,то синих и глубоких,как небо,то притихших под серым пологом туч,то теплых и туманных,то заполненных шорохом первого снега.
Мы забываем об утренних зорях,о том,как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.
Мы забываем о многом,о чем нельзя забывать.И Пришвин в своих книгах как бы перелистывает назад календарь природы и возвращает нас к содержанию каждого прожитого и позабытого дня.

...
Народность Пришвина-цельная,резко выраженная и ничем не замутненная.
В его взгляде на землю,людей и на все земное есть почти детская ясность зрения.Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребенка,как будто он видит его действительно в первый раз.Иначе огромные пласты жизни были бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека-много знающего и ко всему привыкшего.
Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное-таково свойство настоящих художников.Этим свойством Пришвин владел целиком,и владел непосредственно.

...
К.Паустовский.
Предисловие к книге М.Пришвина "Кладовая солнца".
Я всем советую ее прочитать,кто не читал.А кто читал-перечитать еще раз.
Я не знаю,но я нахожу в ней и в описании личности Пришвина себя.Мне очень близки его идеи,взгляд на мир.

Цели и задачи

  1. Расширить представление детей о творчестве М.М. Пришвина.
  2. Развитие речи, расширение читательского кругозора, воспитание любви к книге.
  3. Эстетическое воспитание, воспитание любви к природе, Родине.

1 страница

За волшебным колобком

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайлович Пришвина. Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».

В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество. Пришвин умел воспринимать природу в органической связи с человеческими думами и настроениями.

Чем это объяснить? Очевидно, тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца, старинного русского города, откуда был родом Пришвин, очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой её простоте и даже некоторой суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

На экране – изображения русской природы, рисунки, фотоработы учащихся.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь своё детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо.

Учитель показывает это место на карте Орловской области, вывешивает фотографию дома, где родился писатель, фотографию 8-летнего Миши Пришвина.

Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родном краю открылась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка.

Ученик читает рассказы: «Последние цветы», «Первый мороз».

Крестьянин Гусек научил будущего писателя понимать многие тайны природы. «Самое главное, чему я у него научился… пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди между собой отличаются».

Затем Пришвин оканчивает гимназию, служит агрономом в Крыму и пишет первую агрономическую книгу «Картофель в полевой и огородной культуре». В это же время, это был 1925 год, Михаил Михайлович пишет сборник рассказов для детей «Матрёшка в картошке».

Казалось бы, что все идёт в житейском смысле гладко и закономерно, по так называемой «служебной стезе». И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой и написал об этом своём путешествии книгу.

Был тогда наш север диким, людей было там мало, птицы и звери жили не пуганые человеком. Так и назвал он это произведение «В краю непуганых птиц». А когда много лет спустя Пришвин снова приехал на Север, знакомые озёра были соединены Беломорским каналом, и по нему уже не лебеди плавали, а ходили пароходы; много за долгую жизнь видел Пришвин на родине своей перемен. Так он стал писателем.

Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы. По существу жизнь Пришвина резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, как герои его «Корабельной рощи» шли на поиски далёкой, почти сказочной корабельной рощи.

Есть одна старинная сказка, она начинается так: «Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни две и сделала весёлый колобок. Он полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор и за ворота – дальше, дальше…». Писатель к этой сказке приделал свой конец, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошёл по белу свету, по лесным тропам и берегам рек, и моря, и океана – всё шёл и шёл за колобком. Так и новую книжку свою он назвал – «Колобок». Впоследствии тот же волшебный колобок привёл писателя на юг, в азиатские степи и на Дальний Восток. О степях есть у Пришвина повесть «Чёрный Араб», о Дальнем Востоке – повесть «Жень-Шень». Эта повесть переведена на все основные языки народов земного шара.

Из края в край обежал колобок нашу богатую родину и, когда все осмотрел, стал кружиться возле Москвы, по берегам маленьких речек – Вертушинка, Невестинка и Сестра, и каких-то безымянных озерков, названных Пришвиным «глазами земли». Тут-то, в этих близких нам местах, колобок открыл своему другу, пожалуй, ещё больше чудес. О среднерусской природе широко известны его книги: «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли».

Чтение рассказов: «Березы», «Деревья на службе», «Цветут берёзки», «Парашют».

Пришвин не только детский писатель – книги свои он писал для всех, но с одинаковым интересом читают их и дети. Писал он только о том, что сам видел и сам пережил в природе. Так, например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика фанерный домик на колёсах, берёт с собой резиновую складную лодку, ружьё и всё, что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки нашей – Волги и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды самые крупные звери – лоси и самые маленькие – водяные крысы и землеройки.

Писатель М.М. Пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до восьмидесяти с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и обращался в этом деле за помощью только в крайних случаях. Михаил Михайлович относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково: «Маша». Машина ему нужна была исключительно для его писательской работы. Ведь с ростом городов нетронутая природа все отдалялась, а вышагивать помногу километров для свидания с ней, как в молодости, он – старый охотник и ходок – уже был не в силах. Вот почему Михаил Михайлович называл свой ключик от машины «ключом счастья и свободы».

На экране - дача Пришвина под Москвой в Дунино, его кабинет, портрет писателя.

Есть в нашей литературе великолепные ученые-поэты, учёные-писатели, такие, как Тимирязев, Арсеньев, Аксаков, Ключевский… Но Пришвин занимает среди них особое место. Его обширные познания в области этнографии, ботаники, зоологии, агрономии, истории, фольклора, географии, краеведения и других наук органически вошли в его книги.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Все его книги полны родственным вниманием к человеку и к той земле, где живёт и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми (Приложение 1).

2 страница

Родственное внимание

Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя.

Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим». Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед читателем. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, кровавая ягода костяника, голубая черника, красная брусника, кукушкины слёзки, валерьяна, петров крест, заячья капуста. Для него нет животных и птиц вообще, а есть, трясогузка, журавль, ворона, цапля, овсянка, землеройка, гусь, пчела, шмель, лисица, гадюка. Автор не огранивается одним упоминанием, а наделяет своих «героев» голосами и привычками, которые надолго ложатся в память: «Скопа прилетела, рыбный хищник, - нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, - высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями». Звери и птицы у Пришвина «кукуют», «гудят», «свистят», «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, точно богатырь, выбивается из-под листвы гриб, шепчет лес.

Чтение рассказов: «Золотой луг», «Силач», «Шёпот в лесу».

Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию мира в описаниях, в сравнениях, даже просто в названиях рассказов.

Чтение рассказов: «Именины осинки», «Старый дед».

Писатель считает, что чем богаче духовный мир человека, тем больше видит он в природе, потому что приносит в неё свои переживания, ощущения. Это умение судить природу «по себе»

Пришвин называл «родственным вниманием». Так возникает пришвинское очеловечивание природы, описание тех её сторон и явлений, которые в чём-то сходны с человеческими. «Пишу о природе, сам же только о людях и думаю», - утверждал М.М.Пришвин.

Вот почему, говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство. Не раз расскажет Пришвин, как рискует собой мать, защищая детенышей от собаки, от орла и от других неприятелей. С улыбкой поведает художник о том, как звери-родители заботятся о своем потомстве, учат его.

Чтение рассказов: «Ребята и утята», «Первая стойка».

Художника радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность, способность «разговаривать», «мыслить».

Но в любом из этих случаев – и это очень важно – писатель умеет сохранить ту границу, которая отделяет животных от человека. Отмечая, что в его рассказах «природа и человек соединяются в единстве», М.М.Пришвин писал в дневнике 1 апреля 1942 года: «Но это единство не есть уступка природе, а сознание своего родства и высшего руководящего значения в мировом творчестве».

Первенствующая роль человека в природе составляет сюжеты произведений писателя. Главное в них состоит в том, что человек, не обладая многими из тех качеств, которыми наделены животные, в процессе их приручения научился присваивать эти качества. Внося культуру в мир природы, он становится творцом, Человеком. А это в свою очередь, требует от него человеческой морали, высшей целесообразности, которая заключается, в хозяйском отношении к живому. В честном бою можно убить медведя, но нельзя сделать это, если зверь пришёл к охотнику за защитой, безжалостно убьёт охотник разбойницу-куницу зимой, но не станет вершить бессмысленную охоту летом, когда шкурка этой куницы плоха. Тем более несвойственно героям Пришвина уничтожать беззащитных и безвредных (или полезных) животных, бить птенцов.

Чтение рассказов: «Белый ожерелок», «Журка».

«Наш идеал – это дедушка Мазай, - писал Пришвин, обращаясь к молодым друзьям. – Наша молодёжь должна идти в охоте по этому трудному пути образования себя самого от простого охотника до охотника – охранителя природы и защитника своей Родины». Так тема природы в творчестве писателя переходит в тему Родины, мотив добра и любви – в мотив патриотизма. «Родина, как я её понимаю, - записал М.М.Пришвин в своём дневнике, - не есть что-то этнографическое или ландшафтное, к чему я теперь прислоняюсь. Для меня Родина – все, что я сейчас люблю и за что борюсь» (Приложение 2).

Чтение рассказов сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года».

3 страница

Вася Весёлкин и другие

Пришвин никогда не делил своё творчество на «взрослое» и «детское». «Я всегда, всю свою жизнь работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в единое целое», - утверждает писатель. Именно поэтому рассказы для детей включались им в книги для взрослых или являлись фрагментами этих книг, соответственно отредактированными.

«Единственной темой, над которой я работаю, - говорил Пришвин, - является дитя, которое я храню в себе». Среди дневниковых записей есть и такие: «Детская вера в людей – это светлый героический путь»; «Новый человек – это ребёнок, а если о нём надо рассказать, то расскажите о взрослом, сумевшем сохранить в себе ребёнка».

Как видно из приведённых записей, главное, что ценил Пришвин в ребёнке, что считал нужным культивировать, были оптимизм, чувство неутраченного удивления миром, отзывчивость на боль и радость.

Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя. Первый пришвинский сборник рассказов для детей назывался «Матрёшка в картошке». Вышел он в 1925 году. Итоговой книгой стал «Золотой луг» (1948), объединивший почти все детские рассказы писателя.

Среди немногочисленных образов детей – героев произведений Пришвина – особо запоминается Вася Веселкин из одноименного рассказа. Повествователь учил свою собаку Жульку охоте, учил сначала по курам. Учил его стойке, потяжке, чтобы собака не трогала птиц. Деревня, где происходило действие, была расположена на берегу Москва-реки, поэтому жителям нельзя было держать водоплавающую птицу, чтобы не засорять воду. Но один житель всё-таки держал гусей.

Однажды птицы плавали по реке. Жулька кинулась в воду, стала гоняться за птицами. Кричали гуси, летел пух, как снег, над рекой. Жульку остановить было невозможно. Тут появился Витька с ружьём, сын хозяина. Вдруг чья-то рука толкнула Витьку, и дробь прошла мимо побоища. Так была спасена собака. Спасителя надо было отблагодарить. Но как найти его? Рассказчик пошёл в школу. Но там никто не сознавался в благородном поступке. Учитель посоветовал ему написать сочинение про этот случай, указав точное количество гусей. Их было восемь. На следующий день сочинение было прочитано, особенно всем понравилось место, где описано поведение гусей. Давайте посмотрим, чем же закончился этот рассказ (Приложение 3).

Сценка

Учитель . Скажи, дружок, а сколько же было всё-таки гусей?

Рассказчик . Восемь гусей, Иван Семёныч!

У. Нет, их было пятнадцать.

Р . Восемь, утверждаю: их было восемь.

У. И я утверждаю, их было именно пятнадцать, я могу доказать; хотите, пойдём сейчас к хозяину и сосчитаем: их было у него пятнадцать.

У . Утверждаю, гусей было пятнадцать!

Весёлкин. Неправда, гусей было восемь!

А . Так друг поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный.

Это и был Вася Весёлкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды. Этот мальчик не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Вася Весёлкин перейдёт и в роман Пришвина «Корабельная чаща». Здесь он станет солдатом, защищающим свободу и красоту Родины.

Есть у Пришвина прекрасная сказка-быль «Кладовая солнца». Главные герои дети, Настя и Митраша. Они прошли нелёгкий путь к человечности. Это будет темой другого журнала.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Моим молодым друзьям

На экране портрет М.М.Пришвина. Звучит голос писателя на фоне музыки.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Список литературы

  1. Нетопин, С.М. Незабудки Пришвина [Текст] /С. Нетопин// Журнал «Отечество» № 11. М.: Т и О, 2007. – 18 – 21 с.
  2. Пришвин, М.М. Кладовая солнца [Текст]: М.М. Пришвин. – М.: Детская литература, 2005. – 171с.
  3. Пришвин, М.М. Рассказы [Текст]: М.М. Пришвин. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. –192 с.
  4. Пришвин, М.М. Избранное [Текст]: М.М. Пришвин. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1979. – 128 с.
  5. Зурабова, К. Н. Лес берегами, как руками, развёл – и вышла река…[Текст] /К.Н. Зурабова// Учительская газета № 7, 2008. – с.

В чём заключается сходство жизни природы и жизни человека? Многое ли нас объединяет? Что значит это сходство? Эти и другие вопросы возникли у меня после прочтения текста М.М.Пришвина.

Автор в своём тексте поднимает проблему сходства жизни природы и жизни человека. Он рассказывает нам историю старого охотника Мануйло, который услышал «будто лес на Красных Гривах этой зимой пошёл под топор». Вместе с Митрашей и Настей они пошли проверить. Оказалось, что Красные Гривы действительно срубили. А что стало с глухарями? Они решили посмотреть. То, что они увидели, их поразило.

Глухари сидели на голых пнях и пели. «Каждый охотник хорошо понимал сейчас птицу, представляя, что сгорел у него собственный обжитой и милый ему дом и он, прибыв на свадьбу, видит одни обгорелые брёвна». Так и у глухарей, раньше они пели, скрытые густой листвой, а теперь беззащитные и бездомные поют на голых пнях. Никто не посмел стрелять в глухарей. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о сходстве жизни природы и жизни человека.

Я согласна с позицией автора. Между нами и природой много общего. Возьмём простой лист дерева. Весной почка набухает и он рождается. Растёт. Живёт. Осенью опадает и умирает. А между рождением и смертью - тёплые солнечные и тихие деньки, ненастье: град и дождь, ветер и засуха. Разве наша жизнь не то же самое? В художественных произведениях ты часто встречаем примеры сходства, единства человека и природы. Попробую это доказать.

Например, в рассказе Леонида Андреева «Кусака» сначала мы встречаем бездомную собаку, которую так часто предавали, били, что она никому не доверяет, ничего хорошего не ждёт. Но приехали дачники, Лёля. Девочке удалось приласкать собаку. Постепенно Кусака научилась доверять людям. Она расцвела на глазах. Но… наступила осень. Дачники уехали. А собака осталась опять одна во враждебном ей мире. Она горько завыла. Больше Кусака никогда никому не поверит. Одиночество, недоверие, утрата веры… Как часто человек испытывает эти же чувства?!

В рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба» мы также встречаем пример сходства жизни человека и жизни природы. Герой Утробин поймал царь-рыбу, большого осетра, который попадается раз в жизни. Но справиться с ней не смог. Сам оказался в воде, зацепился за крючки. Между рыбой и человеком сначала идёт борьба за жизнь. Но постепенно Утробин понимает, как много у них общего. По капле уходит его жизнь из обессилившего тела, и рыба засыпает, теряя силы. Он вспоминает прошлое, Таю. И глядя в холодные мутные глаза рыбы, он представляет, что и ей есть что вспомнить. Им хочется жить.

Таким образом, жизнь природы очень схожа с жизнью человека. Между нами гораздо больше общего, чем мы предполагаем. Стоит только внимательно присмотреться. Поэтому мы обязаны относиться к природе с уважением и состраданием.

Обновлено: 2018-01-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Особенности жизни