Как изготавливали краски первобытные художники. Чем наши предки ткань красили

Сложно представить себе современный мир без использования красок. Ее используют в быту и промышленных целях, окрашивая целые сооружения и расставляя предупреждающие разметки. Использование человечеством краски в разнообразных областях своей деятельности уходит корнями в глубинные пласты истории.

Учеными и археологами найдены многочисленные рисунки и наскальная живопись в различных уголках земного шара. Также был доказан факт использования красящих пигментов во время проведения разнообразных обрядов. Неоднократно были найдены древние захоронения, возраст которых составляет около 20-40 тыс. лет до н.э. Низ могилы и останки полностью покрыты охрой красного цвета. Похожие могилы были найдены на территории Украины и Карелии.

Помимо этого, учеными были найдены части сгоревшего в 1240 году дома. Среди найденных предметов были обнаружены доски для написания икон, емкости с красками и прочая утварь иконописца. Уже в те времена процветали иконописные мастерские, что подтвердили аналогичные находки на территории Новгорода.

Как создавались краски на Руси?

История создания красок на Руси - исследование глубокое. Многие из красок применялись для окрашивания вытканного материала и пряжи. В основном использовались натуральные ингредиенты: шафран, вайда, марена, чермес, куркума, крушина. Каждое из растений давало свой уникальный оттенок. При смешении нескольких цветов можно было варьировать интенсивность оттенка и получать новые необычные тона. В XIX веке был найден способ добычи желтых оттенков - для этого использовали отвар ольхи, березы и золы. Багульник использовали для получения зеленой краски. А уже к концу этого столетия палитра красок пополнилась синтетическими составляющими. Чаще всего их использовали для придания нового цвета материалам, использовали - индиго, хризамин, красную кровяную соль, анилиновые пигменты, кадмиевую желтую, ультрамарин и иные красители.

Краски всевозможных оттенков природного происхождения широко использовали для окрашивания жилых строений, раскрашивания церквей, резных украшений различных строений, мебели и предметов интерьера. Искусственно полученными красками пользовались гораздо реже. В XIX веке для окрашивания кровли из железа задействовали мумию, железный сурик и ярь-медянку. Смесью мела и извести часто белили дома весной. В военной сфере часто красили ножи из дерева и кожаные части оружия.

Не отставала и бумажная промышленность. Для окрашивания бумаги была разработана широкая палитра красящих материалов. В конце XVIII века краски, созданные по особому рецепту, стали использовать при печатании бумажных купюр. Состав хранился в строжайшем секрете и был доверен только нескольким лицам. Существовала даже такая профессия как красильщик бумаги.

В настоящее время ассортимент краски поражает воображение. Ее использование достигло промышленных масштабов. Согласитесь, невозможно представить современный мир без этого важного изобретения.

Экология потребления. Лайфхак: Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши...

Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.

Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.

Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.

Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).


Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи . Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.

Желтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.

С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Оранжевый и красный

Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.

В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.

Голубой, синий и зеленый

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).

Черный

Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).

«Разноцветные способности» растений

По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.

Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.

Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело… Хочешь попробовать? опубликовано

Учебный проект

«История краски»

Выполнила: учащаяся 4 “Г” класса Павлючёнок Полина

Научный руководитель: учитель начальных классов

Москва 2012

1. Введение. Обоснование выбора темы. ........................................................ 3

2. Теоретическая часть. ................................................................................... 4

2.1. История краски......................................................................................... 4

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно. .. 7

2.3. Какие бывают краски. ............................................................................... 9

2.4. Выводы................................................................................................... 11

3. Практическая часть. .................................................................................. 12

4. Источники................................................................................................. 15

5. Приложение. ............................................................................................. 16

1. Введение. Обоснование выбора темы.

Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Возникает вопрос: как же люди разукрашивали себя и свое окружение? Конечно, с помощью краски. Я уже четвертый год рисую в кружке разными красками: акварелью , гуашью, пастелью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Но откуда люди брали краски много лет назад, когда еще не было магазинов и лако-красочной промышленности? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я поставила цель: изучить краски, используемые в живописи (с древних времен и до наших дней), и попробовать сделать краску самостоятельно.

Задачи исследования

* по литературным источникам изучить историю возникновения красок;

* изучить виды красок и способы их получения;

* попробовать изготовить краски в домашних условиях;

* полученными красками сделать рисунки;

* сравнить краски, изготовленные самостоятельно и купленные в магазине;

* получить растительный краситель и окрасить им шерсть.

Гипотеза - я предполагаю, что краски для рисования и окрашивания шерсти можно сделать самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от фабричных.

2. Теоретическая часть.

2.1. История краски

Краски существуют так давно, что с точностью нельзя сказать, где и кем конкретно они были изобретены. Несмотря на это, мы можем быть уверенными что первыми, кто стал пользоваться красками, были наши древние предки. Они, за тысячи лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже!(Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)Как правило, в своих рисунках они изображали животных. Ведь считалось, что рисование - это самая настоящая магия. И если изобразить огромного буйвола, пронзенного стрелой, то охотнику обязательно улыбнется удача! Поэтому самыми распространенными рисунками в древние времена, были картины изображающие процесс охоты. Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.

Какими же красками рисовали древнейшие художники?

Одной из первых краской была глина. Глина удивительный материал. Она может быть самых разнообразных расцветок – желтая, красная, зеленоватая и белая. Для того чтобы картина лучше сохранялась, наши предки сначала высекали на стене пещеры рисунок и только потом раскрашивали его. Они втирали разноцветную глину в углубления контуров рисунков и покрывали их специальным жиром, чтобы краска лучше сохранялась. Именно благодаря их находчивости и умению мы до сих пор находим старинные рисунки и можем заглянуть в прошлое.

Время шло, и человек становился все сообразительнее. В арсенале у древних художников появилась черная краска – ее добывали из древесного угля и сажи. Синюю краску получали из лазурита - минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Шкала цветовых оттенков лазурита - от светло-голубого до темно-фиолетового. Эта краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Большой популярностью у древних художников пользовалась охра – природная смесь желтых, коричневых и красноватых минералов. Зеленый цвет давали соединения меди, прежде всего малахит. Также зеленые краски можно получить смешиванием желтых пигментов с синими, например желтой охры и берлинской лазури. Находили наши предки и киноварь (ртутный минерал), дающую ярко-красную краску малинового оттенка. Киноварь и некоторые другие минералы, содержат ядовитые вещества, которые вредят здоровью.

Для того чтобы можно было бы разрисовывать выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани, потребовались другие краски. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица - жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны - коричневую. Для получения красного цвета (краплак - распространенное название для всех красок интенсивного холодно-красного, малинового оттенка) использовались корни марены красильной. Синий цвет подарили индигоносные растения.

Также природные красители получались при переработке мелких существ. Красивого, светло-коричневого тона красящее вещество получали из чернил каракатиц - морских головоногих моллюсков рода "сепия".Пурпурную краску получали из особого морского моллюска - пурпурной улитки. Чтобы получить грамм краски, надо было переработать более 10 тысяч раковин. Производство было очень сложное, очень вонючее. Обычно работником этой отрасли селили на выселках, потому что это все перегнивало. Зато получался королевский пурпур для одежд императоров в Древнем мире. Красная краска кармин добывалась из кошенили – насекомых семейства червецов. Отсюда в русском языке пошло слово «червонный» - красный, красивый.

Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Но краски использовались все шире - к XIX веку краски применялись в ткацкой промышленности, в строительстве и в полиграфии (размножение печатной продукции), на бумажных денежных знаках присутствует краска. Наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению красочных смесей. Так в начале XIX столетия зародилась лакокрасочная промышленность.

До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов. Только в последние двести лет картина существенно изменилась. Химики создали целую гамму синтетических красок, и тем самым они положили начало эре создания искусственных, придуманных человеком цветов. Теперь продукты и товары могли быть самых невообразимых ранее расцветок. Технология не стоит на месте. Появились металлизированные краски, перламутровые и имитирующие различные фактуры. В наше время все, о чем бы вы ни подумали, доступно вам в самых разнообразных цветах.

Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Полученные из угля и нефти вещества для изготовления лаков и красок становились как товар массового спроса все дешевле и дешевле. Кроме этого, химико-синтетические лаки и краски обладали качествами, которых никогда не было прежде (быстрое время сушки, большая прочность, а также разнообразие). Таким образом, натуральные краски, за исключением немногих случаев, все больше и больше забывались.

С развитием промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с красителями синтетическими и в основном утратили былое практическое значение. В небольших количествах природные красители используют в реставрационных работах. Их применяют также в пищевой и парфюмерной промышленностях и как лекарственные средства.

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно.

Красками называются вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал. Основа любой краски - пигмент, т. е. краситель.

Все пигменты, а соответственно, и краски по их происхождению можно разделить на две основные группы: искусственные и природные (естественного происхождения), а последние в свою очередь разделяются на органические (полученные из растений и животных) и минеральные (земли и камни).

Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения. Для того чтобы сделать краску сначала надо найти сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит и др. Сырье нужно очистить от посторонних примесей и измельчить до порошка.

Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью бисерные и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит - очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Раньше художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок - и есть красящее вещество или пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом, которое склеивает, связывает между собой частички красителя в единую цветную краску-массу. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд, молоко, известь, древесные смолы. Эту массу нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Растительные (органические) красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности, поэтому они применяются в основном для окраски тканей. Народный способ окраски растениями известен издавна.

Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. Только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенки, чем листья зрелые, цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными. Если необходимо сушить растения, то нужно это делать в затененном месте, чтобы сохранить естественный оттенок цвета. Высушенные растения можно хранить в закрытой посуде, в амбаре под потолком или в сухом месте, в жилом помещении.

Луковую шелуху хорошая хозяйка никогда не выбрасывала, а каждый раз, как только приходилось чистить луковицу, собирала ее в специальный мешочек либо в корзину. Знала, что пригодится, и еще не раз: весной, чтобы яйца пасхальные покрасить, а осенью кое-какую пряжу.

Для приготовления красящего раствора листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору или семена предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде. После этого растения кипятят. Затем дают отстояться и фильтруют через сито, на которое положен кусочек полотна.

Окрашиваемый материал надо предварительно очистить, - плохо выстиранная пряжа или ткань окрашиваются неравномерно. Материал опускают в красящий настой и кипятят на медленном огне.

Для закрепления красящего вещества на материале используют закрепители (протраву). Без протравки окрашенная пряжа приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет.

2.3. Какие бывают краски.

Я уже несколько лет рисую в кружке разными красками и мне стало очень интересно разобраться, чем отличаются те краски, которыми я рисую.

Разные связующие вещества, которые склеивают между собой частички пигмента в однородную красочную массу, дают краски с разными названиями. Различают водяные (водно-клеевые) и масляные краски. К водяным краскам, в которых связующим веществом является вода с некоторым количеством клея, принадлежат темпера, акварель, гуашь. Соответственно, эти краски разводятся водой.

Акварельные краски - замешивают на основе растительных смол, с добавлением меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке. Акварель - это один из видов живописи водяными красками. Темпера также принадлежат к водяным краскам, но между этими видами красок есть существенное различие: в состав связующего вещества акварели входит клей преимущественно растительного происхождения, в состав темперы – преимущественно животного происхождения. Кроме того, связующее вещество темперы всегда состоит из эмульсии(несмешиваемые жидкости, когда например, капельки жира распределены в водной среде), тогда как в связующем веществе акварели эмульсия не является обязательной. С древности до XVI-XVII столетий была распространена яичная темпера (в состав связующего вещества входит яйцо).В бывших иконописных мастерских Владимирской губернии и некоторых других местах писали и пишут по настоящее время на яичном желтке. Яичный порошок, введенный в краски в большом количестве, способствует образованию трещин и скоро портится, особенно в южном климате. Для предупреждения этих нежелательных явлений принимали соответствующие меры: в Италии примешивали к желтку сок

фигового дерева, в Германии использовали пиво, русские иконописцы прибавляли к желтку кислый хлебный квас.

Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но они очень прочные.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Но самой большой любовью у живописцев пользуются масляные краски. Само название говорит о том, какое связующее вещество используют при их изготовлении - их замешивают на сохнущих маслах, алкидных смолах и растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать. Масляные краски известны уже с X века, были усовершенствованы в XV веке фламандским живописцем Яном ван Эйком. Но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Большинство современных художников пользуется масляными красками фабричного производства, начало которому положено уже в XIX столетии, но и в настоящее время имеются художники, которые трут для себя краски, причем вручную, подобно прославленным старым мастерам.

Водяными красками в основном пишут на бумаге (акварель, гуашь), водяные клеевые краски служат также для живописи на штукатуренных или особо приготовленных стенах (темпера). Масляными красками пишут на холсте, дереве, металле.

Также пигменты употребляется в сухой живописи – в пастели или для изготовления цветных карандашей.

2.4. Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Древнейшая живопись располагала простейшими материалами. Красками ей служили окрашенные земли, соки растений и другие продукты натурального происхождения.

* Современная лакокрасочная промышленность появилась в XIX веке. Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Началась эра создания искусственных, придуманных человеком цветов.

* Чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину и т. д.) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, воск, клей, меди пр.). Такая краска образует красочный слой и в основном используется для живописи.

* Для окрашивания тканей и шерсти в основном используется краска растительного (органического) происхождения, т. к. эти красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности.

* В зависимости от связующих веществ, краски делятся на водяные (акварель, гуашь, темперные краски) и масляные.

3. Практическая часть.

Узнав, как наши предки добывали красители, я попробовала самостоятельно приготовить краски на основе красителей из растений и минералов, а потом полученными красками сделать рисунки. Также я попробовала покрасить шерсть растительным красителем (луковой шелухой). Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь.

Эксперимент 1 . Цель - получить краску путем смешивания минеральных пигментов со связующим веществом (яйцом).

1. Очистить минеральное сырье (мел, уголь, глина) от посторонних примесей (руками).

2. Измельчить сырье в ступке – получить красящий пигмент.

3. Смешать пигмент со связующим веществом (желток куриного яйца).

Эксперимент 2 . Цель - получить краску путем смешивания красящих растительных отваров со связующим веществом(медом и глицерином).

1. Взять сырье растительного происхождения (луковая шелуха, свекла, листья бузины), очистить от посторонних примесей.

2. Приготовить отвар.

3. Смешать отвар с медом и глицерином.

4. Полученной краской нарисовать рисунок.

5. Сравнить рисунки, нарисованные самодельными и магазинными красками.

Результаты экспериментов.

Эксперименты прошли успешно, я получила черную, коричневую и белую краски путем смешивания минеральных пигментов с яйцом. Также я получила коричневую, зеленоватую и малиновую краски путем смешивания лукового и свекольного отвара и отвара бузины с медом и глицерином. Полученными красками я нарисовала несколько рисунков. Полученные краски отличались по качеству:

* краски, разведенные яйцом - густые, быстро высыхали, легко набирались на кисточку, оставляли на бумаге густой след.

* краски, разведенные медом - прозрачные, легкие, долго сохли, блестели, оставляли яркий след и растекались по бумаге. При высыхании оставляли на бумаге тонкий слой.

* сравнивая рисунки, сделанные самодельными и фабричными красками, я убедилась, что фабричные краски более яркие, у них богатая палитра всевозможных, даже неестественных оттенков.

* кроме того, синтетические краски можно долго хранить, а домашние краски быстро испортились.

Эксперимент 3 . Цель – окрасить пряжу с помощью луковой шелухи.

1. Получить красящий настой. Для этого залить шелуху водой на несколько часов (с вечера) и настаивать до утра, потом прокипятить в этой же воде и процедить через марлю.

2. Покрасить образец пряжи в темный цвет – кипятить шерсть в отваре красителя 1 час.

3. Покрасить образец пряжи в светлый цвет – кипятить шерсть в отваре красиминут.

В результате эксперимента белая шерсть окрасилась. При длительном кипячении цвет получился ярким, насыщенно коричневым. При кипячении в течение 15 минут шерсть окрасилась в более светлый рыжий цвет. Таким образом, в зависимости от длительности кипячения можно получить разные по насыщенности оттенки цвета.

Вывод: натуральные растительные краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Моя гипотеза подтвердилась. Некоторые краски можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Полученные мной краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

4. Источники

1. Интернет-ресурсы:

1.1. Википедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия (http://ru. wikipedia. org) 1.2. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия (http://www.) 1.3. Секреты изобразительного искусства (http://) 1.4. Иконы. Техника иконописи (http://www.)

1.5. https:///pages/studio

2. Техника живописи. и К», 1999 г.

3. Энциклопедический словарь и. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

ИСТОРИЯ КРАСКИ – ОТ ПЕЩЕРЫ ДО СОВРЕМЕННОГО ФАСАДА

Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие. Полы и стены нашего дома окрашены, на стенах могут висеть различные приевшиеся нам пейзажи, искусно выполненные масляными красками; фасад нашего дома покрашен фасадной краской и даже забор за домом разрисован соседским мальчишкой, мечтающим стать великим художником, причем красками из аэрозольного баллончика, свободно продающегося за соседним углом.
Красок и их цветов такое огромное разнообразие, что даже неспециалист сможет навскидку назвать с десяток их различных наименований.
Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. В доисторические времена краски получали из цветной глины и растертых в порошок минералов. Чем богаче и сложнее делалась жизнь, тем больше цветов требовалось, чтобы запечатлеть ее. Видимо, поэтому о начале развития человечества судят по древней живопись на скалах.
Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации.
Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"). Окислы и гидраты окислов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски.
Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").
Следует, однако, отметить, что по существу эти примитивные краски очень похожи на современные и по составу, и по методу изготовления. Животные жиры, правда, уже не применяются, но газовая сажа, сходная по составу с обычной сажей, представляет собой наиболее широко распространенный черный пигмент. В настоящее время сажа подвергается специальной очистке и обработке с целью придания окраске большей прочности и других свойств. Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью трехвалковые и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.
Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.
В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Фра Анджелико (1387(?)-1455) и Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492). Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ван Эйк (ок.1390-1441) ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.
Поначалу с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие, Леонардо да Винчи (1452-1519) попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера...
Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали ультрамарин лишь в исключительных случаях, если заказчик соглашался заплатить за краску заранее.
В 1704 году немецкий химик Дисбах пытался усовершенствовать красную краску, но вместо этого получил синюю краску, весьма похожую на ультрамарин. Ее назвали "берлинская лазурь". Этот пигмент был в 10 раз дешевле натурального ультрамарина. В 1802 году француз Луи-Жак Тенар изобрел краску под названием "кобальтовая синька", которая еще лучше заменяла ультрамарин. И только через 24 года химик Жан-Батист Жиме получил "французский ультрамарин", полностью аналогичный натуральному. Искусственные краски были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.
В 1870 году международное общество красильщиков решило выяснить, какие краски вредят здоровью. Оказалось, что «никакие», кроме одной: изумрудно-зеленой. Ее делали из смеси уксуса, окиси меди и мышьяка. Этой краской были покрашены стены в доме Наполеона на острове Святой Елены. Многие исследователи полагают, что он умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев.
Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Случилось, однако, так, что наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению смесей. Так зародилась лакокрасочная промышленность. Однако и после ее зарождения многие предпочитали сами смешивать ингредиенты для получения краски, так что в течение еще многих лет бок о бок существовали в продаже и готовые краски, и сырые материалы для них. И все же готовые краски взяли верх, и постепенно выпуск отдельно масел и пигментов прекратился.
50 лет назад в состав краски в основном входили: пигмент или смесь пигментов, льняное масло в одной из многих существовавших тогда форм (льняная олифа, полимеризованное льняное масло) и скипидар в качестве разбавителя. Разбавитель был необходим для того, чтобы довести краску до нужной консистенции. Аналогичный состав имели в то время и готовые к употреблению краски.
С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами, обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и хороший розлив. Скипидар был в большей своей части заменен другими растворителями. Что касается пигментов, то и в настоящее время в ходу большая часть тех из них, которые применялись 50 лет назад: природные земляные пигменты различной степени чистоты и искусственно приготовленные свинцовые белила. С течением времени этот ассортимент пополнился новыми продуктами производства химической промышленности, органическими и неорганическими.
Раньше ядовитых красок было больше: мышьяк входил в киноварь ("желтое золото"), а свинец - в красно-оранжевый сурик. Сегодня палитра искусственных красок очень широка. Большее количество пигментов производится искусственным путем и имеет неорганическое происхождение – они более устойчивы, обладают постоянным качественным химическим составом, что очень важно в массовом производстве. Но, как ни странно, спрос на натуральные пигменты не только не пропал, но и опять постепенно растет (в год на 5,5%); Скорее всего, это связано с совершенствованием техники производства и переходом на более экологически чистые технологии.
Большую нишу в современном строительстве занимает фасадная краска. В наше время эти краски обладают невероятной палитрой, всевозможными специальными качествами и могут удовлетворить любую прихоть.
Поговаривают, что впервые надобность красить фасады городских зданий, появилась в начале прошлого века, когда на улицах крупных городов, массово стали появляться фаэтоны, с двигателем внутреннего загорания, которые добавили в благоухающий от конского навоза городской воздух, еще и черную копоть от плохо сгораемого топлива. Позже к этому «грязному делу» подключились промышленные предприятия, чаще всего располагавшиеся чуть ли не в центре индустриальных городов. В конце концов, фасады зданий почернели настолько, что пришлось их не мыть, как это делали ранее, а красить.
Сегодня отделка фасада здания является заключительным этапом строительных или реконструкционных работ. Фасад – это лицо здания, его визитная карточка. Несмотря на повальное увлечение архитекторов новейшими строительно-фасадными системами из стекла и пластика, фасадная краска по-прежнему не сдает своих отделочных позиций.
Благодаря современным технологиям и новейшим материалам в настоящее время существуют неограниченные возможности для оформления фасадов, в частности, для придания любому зданию индивидуальности (будь то новое или отреставрированное строение). Определяя внешний вид здания, необходимо принимать во внимание эстетические функции, которые выполняет фасадное покрытие, а также следить за тем, чтобы оно соответствовало строительным критериям. Правильно подобранное и выполненное фасадное покрытие не только делает фасад красивым и чистым, но и защищает его от разрушительного воздействия окружающей среды в течение длительного времени.
Особенная опасность для штукатурки и каменной подложки исходит от воды в любом ее состоянии. Именно поэтому наиболее важное требование, выдвигаемое к любому покрытию, – его способность защищать стену от дождевой воды и влажности. Но в то же время, данное покрытие должно обеспечить хорошую способность к диффузии для воздуха и водяного пара. Решающими критериями для оценки качества фасадных красок являются также их хорошая адгезионная прочность, устойчивость цветового тона, светостойкость, стойкость к ультрафиолетовому облучению.
Когда речь идет об отделке фасада, подразумевается не только его покраска. Это целый перечень работ, направленный на создание красивого и долговечного защитного покрытия. Для их выполнения необходима не только краска, но и специальные шпаклевочные массы, грунтовочные составы, а зачастую и ремонтные растворы. И только при условии правильного подбора всех перечисленных компонентов и выполнения работ с соблюдением существующих технологий фасаду обеспечена долгая цветная жизнь.

История производства красок для меня оказалась самой сложной для поиска и изложения. Во многом потому, что красок разных множество, одни и те же краски имеют разные названия в зависимости от места производства ну и конечно "туман" истории. Для начала я дам шедевр официальной историографии о происхождении красок вообще, вот послушайте что нам любопытным говорят.....- "Зелёный – цвет растительности и жизни, это наиболее спокойный цвет для глаз. В природе зелёный окружает нас, но до недавнего времени в качестве пигмента был непрост в получении. Со времён Римской империи пигменты зелёного цвета делали из сока петрушки, цветов и ягод, в том числе зелёный пигмент, изготовленный из высушенных незрелых ягод крушины, был особенно популярен в Англии и Франции в XVIII веке. В XIX столетии производство растительных пигментов для масляных красок прекращается: их заменяют синтезированными минеральными пигментами." ----Вот и весь сказ, с древних времен, еще в римской империи, а потом сразу прыг и в лучшем случае 18 век, хотя теперь меня это не удивляет. Вот послушайте песни про зеленую краску....
----"В живописи применяли несколько минералов зелёного цвета.Например, зелень малахита, хотя и была прочна, но недостаточно интенсивна, и мастера Ренессанса нашли выход в лессировке – наносили прозрачную жёлтую краску поверх синей. (то есть у мастеров ренесанса зеленой краски не было!!!, они ее получали за счет послойного наложения, даже не смешивания, так как далеко не все краски смешивались, да и сейчас не все краски можно смешать, технология произвадства не позволяет).....Натуральные зелёные "земли" давали основную гамму оттенков и в зависимости от места добычи получали названия: Земля зелёная богемская, веронская, французская, немецкая и т.д.
Итак зеленые краски:
Волконскоит PG2
Открыт в 1830 году в Пермской губернии. Назван в честь светлейшего князя Петра Михайловича Волконского, генерал-фельдмаршала, участника Отечественной войны 1812 года. Происхождение экзогенное.
Волконскоит образуется в результате взаимодействия подземных вод, обогащённых хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с растворёнными в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом данный материал CaО3(CrIII,Mg, FeIII)2(Si,Al)4O10(OH)2 4(H2O).

Известен всего в нескольких пунктах земного шара. Наиболее значительные залежи этого минерала известны в России, в Пермской области, в меньших количествах в Удмуртии, Кировской области. Встречается в виде прожилок и столбообразных тел, залегающих горизонтально или наклонно среди песчаников (песков) и конгломератов (галечников), отложившихся в руслах древних рек в конце пермского периода (около 255 млн лет назад).

Минерал высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска оливкового цвета с высокой лессировочной способностью, показатель преломления волконскоита n 1,5–1,63. После высыхания краска образует плёнку, стойкую к внешним воздействиям, не изменяется под действием сероводорода и сернистых газов.
А дальше нужно ведь поддержать древних иконописцев......ну и посла песня........
--- Иконописцы задолго до официального открытия этого минерала использовали его для изготовления красивого зелёного пигмента, который сохранял свой цвет столетиями; пример – широко известная икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи изображается зелёного цвета с использованием данного минерала. В Средние века волконскоит использовался часто и высоко ценился. Он может применяться не только в производстве художественных красок, но и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру до 1500 °C).
Глауконит PG 23, «зелёная земля» (от греч. glaukos – голубовато-зелёный), минерал, водный алюмосиликат железа, кремнезёма и oксидa калия непостоянного состава (K,Na) (Fe3,Al,Mg)2(Si,Al)4O10(OH)2. Глауконитовые земли имеют широкий спектр цветов: от густого оливково-зелёного до изумрудного и голубовато-зелёного. Наиболее редкими и ценными считаются тёмно-зелёные глаукониты холодного оттенка.
Как самостоятельный минеральный вид известен с 1828 года по работе Керферштейна, давшего ему название. Традиционно применяется в иконописи. Благодаря стойкой зелёной окраске используется как естественный пигмент масляной живописи в виде лессировочной краски, коэффициент преломления n 1,590–1,644, а также для производства зелёных красок в промышленных целях.
Веронская зелёная земля PG 23 представляет собой прозрачный тёмно-зелёный, с тёплым оттенком пигмент, земля из базальтового месторождения туфа в Brentonico, расположенного в итальянской провинции Верона. Самая лучшая «Веронская земля», которая отличалась голубоватым оттенком, больше недоступна из-за оползня 1922 года в результате большого землетрясения. Качество земель, доступных в настоящее время, при сравнении с историческим аналогом считается средним

Наряду с азуритом малахит широко использовался в китайских картинах IX–X веков и в буддийских фресках Японии. Широкое распространение и простота добычи сделали его довольно обычным пигментом в темперной живописи. Ченнино Ченнини отмечает, что «если вы размалываете его слишком мелко, то краска получится грязно-пепельного цвета»....Вот опять древне-китайская живопись, древний рим и вот реальность.....Изумрудная зелёная, изумрудная зелень PG 18. Этот пигмент известен с 1838 года. В живописи применяется с середины XIX века. Химический состав – гидратированный оксид хрома (III) Cr2O3 nH2O, где n = 1,5–3. Имеет красивый изумрудно-зелёный цвет. Очень светостойкая краска, устойчива в смесях и применяется во всех видах живописи.
Viridian (PG 18) (от лат. viridis – зелёный).
Первая запись об использовании изумрудной зелени под именем Viridian как наименование цвета появилась на английском языке с 1860-х годов.
Изумрудная зелень (Emerald Green), представленная в серии масляных красок Schmincke Norma Professional Oil Colors, одержит следующие пигменты: PG18 – Viridian, PG36– Phthalo Green, PG50 – Cobalt Green, PW6-Titanium White.
Окись хрома PG17 – неорганический пигмент, представляющий собой зелёный порошок различных оттенков (серо-зелёного, оливкового и др.), а по химическому составу – более или менее чистую безводную окись хрома Сг2О3. Пигмент был получен в 1809 году и применяется в живописи с середины XIX века, хотя при исследовании он был обнаружен на картине английского художника Тёрнера, которая относится к 1812 году. Окись хрома принадлежит к светостойким и не изменяющимся в смесях краскам, имеет низкую маслоёмкость.

Кобальт зелёный PG 19 – светлый и тёмный. Светлый – холодно-зелёного цвета. Химический состав представляет собой твёрдый раствор закиси кобальта (СоО) в оксиде цинка(ZnO) при температуре 1100–1200°С. Открыт в 1780 году.
Кобальт зелёный светлый (CoO nZnO mAl2O3), Кобальт зелёный тёмный (CoO nZnO mAl2O3 xMgO).
В живописи Кобальт тёмный известен с 1858 года, Кобальт светлый – с 1880 года.
Сырьём для получения зелёного кобальта являются цинковые белила и сернокислый кобальт.
В зависимости от количественного соотношения окиси цинка и соли кобальта получаются различные оттенки пигмента. Из всех кобальтовых пигментов зелёный самый дешёвый из-за низкого содержания оксида кобальта.
Зелёные пигменты на основе фталоцианина меди, как и синие, получены в 1935 году и используются на практике с 1938 года.
....вот пожалуй действительно "древняя" и простая в получении краска......
Ярь-медянка – одна из древнейших красок. Она поступала в продажу под несколькими названиями, в том числе и как ярь веницейская. Последнюю можно рассматривать скорее как одну из разновидностей (сорт) яри-медянки.
Обычно это уксуснокислая медь, выражаемая формулой: Cu(CH3COO)2*nCu(OH)2 *H2O.
Некоторые исследователи красок причисляют ярь-медянку к синим на том основании, что при смешении с белилами она даёт голубой цвет.
Не надо забывать что краска это не только пигмент это еще и связующее вещество, от которого во многом зависит долговечность краски, ее яркость и способ применения!
Давайте послушаем еще один перл официальной историографии.....
---- "Не все пигменты могут быть использованы в любой технике живописи, поскольку не каждый из них при смешивании (перетирании) с разными типами связующих-клеевыми, масляными и т. п. - сохраняет присущий ему цвет. Вот почему в масляной живописи, как правило, используются лишь те пигменты, с которыми получается цветостойкая паста; такая паста, будучи перенесенной на грунт, на длительное время сохраняет цвет и фактуру. Появление и использование в живописи того или иного пигмента имеет каждый раз свою предысторию. Так, художникам России до освоения ими техники масляной живописи были известны пигменты, которые можно превращать в краски на водорастворимых клеях, известковом молоке, эмульсии куриного желтка, белка и даже на живицах, а также на растворенных твердых смолах. (вот она история - известны издревле, но на курином желтке, белке и соке петрушки!!!)
Известны были, вероятно, и краски, приготовленные на льняной олифе, однако их использовали исключительно для малярных и других декоративных работ. С красками собственно масляной живописи русские начали знакомиться лишь в последней четверти XVII века, воспринимая практически новую технику и технологию либо от художников из западных областей, присоединенных к России, либо от зарубежных художников, приглашенных в государеву Оружейную палату. К этому времени пигменты, наиболее рациональные для масляной живописи, уже были проверены западноевропейской практикой с XV века. (нуда еуропа, оно конечно) О красках масляной живописи, с начала XVIII века используемых русскими художниками, сообщают немногочисленные письменные источники - прежде всего счета и переписка о приобретении красок для Академии художеств. Из современных же работ наиболее полные и обстоятельные сведения о красках, привозимых в Россию или приготовляемых в Академии, содержатся в книге А. Н. Лужецкой и в четвертом томе обширного труда П. М. Лукьянова.
Кустарное и мелкопромышленное изготовление пигментов для монументальной и станковой живописи в России уже в допетровскую эпоху было достаточно развито. Обширные торговые связи с зарубежными странами способствовали появлению в России новых пигментов. Однако ни в XVIII, ни даже в первой половине XIX века привозить и закупать готовые масляные краски было не принято - главным образом потому, что они не выдер¬живали длительного хранения: во-первых, в качестве связующего в XVIII веке использовали быстро твердеющее масляно-лаковое, а во-вторых, упаковка в те времена не была достаточно герметичной. (вот она логика, да все знали, все было но только в европе, но наши не закупали, герметично упаковать не смогли, упаковки не было!!!) Металлическая упаковка, в частности привычные для современных художников свинцовые тубы, появилась лишь в XIX веке.
Вот история очень важных желтых красок...
---Шишгелъ относится к органическим краскам - вернее, состоит из органического красящего вещества и минеральной основы. Она была известна русским иконописцам, и получали ее при осаждении сока крушины на мел или на немецкие белила (белила свинцовые). В Полном собрании законов Российской Империи записано, что «шишгель гишпанский густой, шишгель же темный, ординарный шишгель, который называется блягирь», изготовляли из сока крушины, березового листа. В масляной живописи шишгель использовали только в том случае, если краска изготовлена на основе свинцовых белил. Как и свинцовые белила, она обладала светостойкостью и хорошими кроющими способностями, поскольку крушина исключительно светостойка.
Раушгелъб также имеет в своей основе органический краситель, осажденный на свинцовые белила, однако судить об этом можно лишь по письменным источникам XVIII века. Цвет этой краски характеризуют так: «Рахгиль желт аки курячий желток, мягкая как мука». Красноватый же оттенок определен и самим названием rauschgelb, которое в соответствии со старым значением слова «rausch» может быть переведено как рыже-желтый. Краска была очень прочной, т. е. светостойкой, и не разрушающейся в сочетании с другими красками.
В конце XVIII и первой половине XIX века обе желтые краски на основе органических красителей - шишгель и раушгельб (рашгиль) - были вытеснены синтезированными минеральными красками на основе хрома (первые хромы появились в 1797) и кадмия, производство которого началось с 1817 года и расширилось по ассортименту оттенков в 1829 году.... И опять в лучшем случае 18 век, а скорее начало 19 века - начало промышленного производства!
Не было ни каких разноцветных старых карт, картин, росписей в "античных" храмах раньше 18 века и то скорее всего второй половины, когда научились получать температуру выше 900с и производить обжиг известняка и других минералов - получать негашеную известь, получать окиси кобальта, цинка, свинца то есть, когда началась настоящая химия. Все это произошло одновременно с технологией производства кирпича и всех остальных технологий которыми мы все до сих пор пользуемся.



Особенности жизни