Конспект занятия для детей старшей группы. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"


Занятие 12. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

1. коррекционно-образовательная: обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;

2. коррекционно-развивающие:

· развивать умение составлять распространенные предложения;

· активизировать у детей словарь прилагательных;

· обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.

О6орудование: сюжетная картина «Зимние забавы» .

Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И. С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».

Снежный (что?) - ...

Снежная (что?) - ...

Белый (что?) - ...

Холодная (что?) - ...

Морозный (что?) - …

Ледяная (что?) - …

Трескучий (что?) - …

Сильный (что?) - …

2. Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей.

(Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем игру.

3. Игра «Подбери признаки».

Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.

Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях педагог помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? - скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? - зеркальный и т.д.)

4. Беседа по картине.

Рассмотрите картину и скажите:

Где гуляют дети?

Какой выдался день?

Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

Что можно сказать о настроении детей?

Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

5. Физкультминутка «Снег».

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

Примерный рассказ. Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!

6. Рассказы детей.

7. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

В какие игры можно играть зимой?

Занятие 13. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

· обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

· учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

2. коррекционно-развивающие:

· уточнять знания детей о зимующих птицах;

· развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка», предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Предварительная работа: чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И. С. Соколова-Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Узнай по описанию»

Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) - воробей.

Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) - синица.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) - снегирь.

Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) - сорока.

Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев - дятел.

Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает - ворона.

При каждом правильном ответе педагог выставляет соответствующую картинку.

2. Объявление темы.

П.: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

3. Составление рассказа.

Педагог предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

Почему дети решили сделать кормушку?

Что им для этого понадобилось?

Где дети повесили кормушку?

Кто с радостью прилетал к кормушке?

Как нужно заботиться о птицах зимой?

Педагог просит придумать имена детям.

4. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой снегири.

5. Рассказы детей.

Педагог просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

Примерный рассказ, составленный детьми. Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

6. Игра «Сосчитай птиц и кормушки».

Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Педагог дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры педагог говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.

7. Итог занятия.

О чем составляли рассказ?

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Как можно помочь птицам зимой?

После занятия дети совместно с воспитателем одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут водить наблюдения за птицами.

Занятие 14. Пересказ рассказа «Два цыпленка»

1. коррекционно-образовательная: обучать детей составлять пересказ близко к тексту;

2. коррекционно-развивающие:

· формировать навык грамматически правильно строить высказывание;

· активизировать словарь по теме;

· развивать навык текущего контроля за построением развернутого высказывания;

3. коррекционно-воспитательная: воспитание нравственности у детей.

Оборудование: текст рассказа Роемн «Два цыпленка», силуэтне картинки.

Предварительная работа: игры по теме «Домашние птицы».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Назови домашние птиц и их детенышей.

2. Объявление темы.

П.: Есть пословица – говори, говори, да не заговаривайся. Как вы ее понимаете? Вы сами когда-нибудь хвалитесь, если что-нибудь сделали? Сейчас я вам прочитаю рассказ про цыплят, а вы подумайте, правильно ли поступил черный цыпленок из рассказа Роемн «Два цыпленка»?

3. Чтение рассказа педагогом. Моделирование сюжета детьми.

4. Физкультминутка "Цыплятки".

5. Пересказ детьми с опорой на силуэтные картины по цепочке; с частично закрытой наглядностью.

Так хорошо ли быть хвастай?

Занятие 15. Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»

(по опорным картинкам)

1. коррекционно-образовательная: учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;

2. коррекционно-развивающие:

· расширять и активизировать словарь детей по теме;

· развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом.

Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»

Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной,

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол - сосновый стол -

К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной -

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная смола...

Но вот горячая пила

Глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он - и упал...

И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской.

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал...

Стоит чернильница на нем,

Лежит на нем тетрадь.

За ним работать будем днем,

На нем чертеж я разложу,

Когда пора придет,

Чтобы потом по чертежу

Построить самолет.

2. Объявление темы.

Стук в дверь. Вносят конверт. Педагог достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, педагог читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».

3. Беседа по картинкам.

Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)

Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)

Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)

Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)

Чем занимается каждый из них?

Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель? (Нарисовать чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и лаком, просушить, упаковать.)

Куда отправляют готовую мебель?

Как мебель приходит к нам в дом?

Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?

4. Игра «Куда что нужно?»

Диван, кресла, журнальный столик нужны в...(гостиной).

Обеденный стол и стулья нужны в... (столовой).

Кухонный гарнитур, навесные шкафы в... (кухне).

Вешалка, зеркало в... (прихожей).

Кровать, платяной шкаф в... (спальне).

Детская мебель нужна в... (детской комнате).

5. Физкультминутка.

6. Составление рассказа.

Педагог просит вспомнить детей все, о чем они говорили на занятии, и составить рассказ, с опорой на картинки. Составлять рассказ лучше по цепочке, но при этом педагог следит за тем, чтобы дети логически верно соединяли предложения между собой.

Примерный рассказ

Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.

Составленный детьми рассказ педагог записывает. В конце занятия педагог и дети вкладывают письмо в конверт.

Рассказы детей.

7. Итог занятия.

Где изготавливают мебель?

Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?

Как защитить лес от уничтожения?

Занятие 16. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

1. коррекционно-образовательные:

· обучать детей понимать содержание картины;

· учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;

2. коррекционно-развивающие:

· развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;

· учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

· активизировать словарный запас;

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Оборудование: сюжетная картина «Семья» .

Предварительная работа: рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; чтение художественных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик-помогай».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.

Мама (какая?) - умная, добрая, заботливая и т.д.

Мама (что делает?) - заботится, готовит, помогает и т.д.

Папа (какой?) - ...

Папа (что делает?) - ...

2. Объявление темы.

У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.

3. Беседа по сюжетной картине.

Кто изображен на картине?

Как можно назвать эту картину?

Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

Назовите всех членов семьи.

Чем они занимались до того, как собрались вместе.

Чем заняты сейчас?

Какая это семья? (Дружная, большая, веселая и т.д.)

Какое настроение у взрослых и детей?

4. Составление рассказа.

Педагог просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем педагог предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.

Заслушивается один рассказ.

5. Физкультминутка

6. Рассказы детей.

Дети выбирают следующих рассказчиков и продолжают составлять рассказ.

7. После коллективного рассказывания 1-2 детей педагог просит составить рассказ самостоятельно.

Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ.

Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это семья?

8. Домашнее задание.

Нарисовать картину «Я и моя семья».

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНАМ

Разработала воспитатель ДОУ № 000

г. Красноярск

2007 г.

Глава II. Примерные конспекты занятий по развитию связной речи………............3

ЗАНЯТИЕ 1 Рассматривание репродукции картины «Уборка урожая»………………………………………………………………………….…........3

ЗАНЯТИЕ 2 Рассказывание по картине «Уборка урожая»….........4

ЗАНЯТИЕ 3 Рассматривание репродукции картины,

«В школьном саду»…………………..……………………………...….5

ЗАНЯТИЕ 4 Рассказывание по картине,

«В школьном саду»……………………………………………………………………..7

ЗАНЯТИЕ 5 Рассматривание репродукции картины «Семья».......8

ЗАНЯТИЕ 6 Рассказывание по картине «Семья»………………….9

ЗАНЯТИЕ 7 Рассматривание репродукции картины «Зимние забавы»…………………………………………………………………………11

ЗАНЯТИЕ 8 Рассказывание по картине «Зимние забавы»……...13

ЗАНЯТИЕ 9 Рассматривание репродукции картины Веретенникова «Кошка с котятами»…………………………………………………………………………….....14

ЗАНЯТИЕ 10 Рассказывание по картине Веретенникова «Кошка с котятами» ….15

ЗАНЯТИЕ 11 Рассматривание репродукции картины «Куры»..17

ЗАНЯТИЕ 12 Рассказывание по картине «Куры»……………....18

ЗАНЯТИЕ 13 Рассматривание репродукции картины «Ежи»…..20

ЗАНЯТИЕ 14 Рассказывание по картине «Ежи»………………....21

ЗАНЯТИЕ 15 Рассматривание репродукции картины «Лето»…...23

ЗАНЯТИЕ 16 Рассказывание по картине «Лето»…………...……..24

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………34

ГЛАВА I .

Обучение рассказыванию по сюжетным картинам.

Работа над сюжетной картиной проходит на двух занятиях: на первом занятии детей знакомят с картиной, а на втором занятии составляют рассказ по картине. Обучение рассказыванию по сюжетной картине включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т. д.).

2. Разбор ее содержания.

3. Обучение составлению рассказа.

4. Анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине используются такие методические приемы, как образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предварительный план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.

Для того, чтобы работа над сюжетной картиной проходила более продуктивно и интересно, воспитатель может включать в нее разнообразные игры и упражнения, например:

· игровое упражнение « Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала);

· игровое упражнение « Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины);

· игровое упражнение «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом);

· игра «Волшебная цепочка» (дети составляют и распространяют предложение по картине, добавляя каждый по одному слову);

· игровое упражнение «Составь предложение» (дошкольники составляют предложения по картине с заданным словом или словосочетанием);

· игра «Кубик эмоций» (дети составляют предложения по картине с заданным эмоциональным состоянием);

· обыгрывание детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины с последующим их оречевлением;

· творческая игра «Угадайка» (по вопросам и указаниям воспитателя дети восстанавливают содержание фрагмента, изображенного на картине, но закрытого экраном);

· игра «Найди ошибку»(воспитатель читает рассказ, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Дети должны обнаружить и исправить ошибки. Выигрывает тот, кто заметил большее число ошибок и верно их исправил);

· прием «вхождения» в картину (воспитатель предлагает детям представить себя на месте изображенного человека или животного:«Представьте, что картина ожила. Что бы вы услышали?»);

· прием «закрытого экрана» (демонстрируется только один фрагмент картины, а остальные фрагменты закрыты экраном. Дети составляют предложения. Воспитатель добивается, чтобы они стали распространенными. Такая работа проходит по всем фрагментам картины, а затем, предложения объединяются в рассказ) ;

· игра «Задай вопрос». (При разборе содержания картины педагог задает детям наводящие вопросы, предваряющие план рассказа. Вначале вопросы задает воспитатель, затем роли меняются. Дети, стимулируемые воспитателем, ставят вопросы, а педагог на них отвечает. Это закрепляет содержание картины, и дети учатся задавать вопросы).

ГЛАВА II .

Примерные конспекты занятий по развитию связной речи.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Рассматривание репродукции картины «Уборка урожая» (приложение 1)

Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картину, придумывать ей название; упражнять в согласовании прилагательных с существительными; учить задавать вопросы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дидактическая игра «Узнай на вкус». Воспитатель предлагает детям съесть кусочек овоща с закрытыми глазами и отгадать его название.

II. Рассматривание картины.

· Куда пришли дети? Придумайте им имена.

· Как они одеты?

· Чем занимаются?

· Кто им помогает?

· Какие овощи созрели в огороде?

· Что вы видите на дальнем плане?

· Чем занят тракторист?

· Опишите небо. Почему оно затянуто тучами?

Игровое упражнение «Кто больше увидит?» Назвать предметы, сделанные из дерева (деревянные ящики, деревянные колья, деревянный забор, деревянная лодка, деревянный мостик, деревянная крыша, деревянный черенок) . Назвать предметы, сделанные из железа (железные ведра, железные грабли, железная лопата, железный трактор). Назвать овощи красного, оранжевого, зеленого и коричневого цвета.

III. Физкультурная пауза « Что где растет?»

IV.

Игровое упражнение «Составь предложение» со словами: срывать, выдергивать, выкапывать.

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Витя срывает помидоры, чтобы…

Дети взяли лопаты, чтобы…

Мальчик принес ящик, чтобы…

Учительница помогает детям, чтобы

Игра «Задай вопрос»

Вначале вопросы, предваряющие план рассказа, задает воспитатель, затем роли меняются. Дети, стимулируемые воспитателем, ставят вопросы, а педагог на них отвечает.

· Какое время года наступило?

· Куда пришли дети?

· Что делают дети?

· Кто помогает детям?

· Какой урожай собрали дети?

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Рассказывание по картине «Уборка урожая» (приложение 1)

Цель: Учить детей составлять связный рассказ по картине; активизировать в речи глаголы: выкапывать, срывать, выдергивать; упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку: растут в огороде на грядке,

кто любит их есть-

у того здоровье в порядке.

(овощи)

II. Работа над словарем.

Дидактическая игра «Заготовим овощи впрок»

Воспитатель выставляет грузовик с овощами.

· Какие овощи привез грузовик?

· Как убирали овощи на огороде? картошку – выкапывали

капусту – срубали

помидоры – срывали

морковку – выдергивали

огурцы – срывали

лук – выдергивали

Игровое упражнение «Подбери слово-признак» (дети передают овощ по кругу)

Морковь (какая?) - оранжевая морковь

длинная морковь

спелая морковь

сладкая морковь

Помидоры (какие?) - красные помидоры

круглые помидоры

сочные помидоры

Огурцы (какие?) - зеленые огурцы

длинные огурцы

спелые огурцы

хрустящие огурцы

III. Физкультурная пауза «Что где растет?»

Воспитатель называет овощ. Если он растет под землей – дети садятся на корточки. Если он растет над землей – дети встают.

IV.

Сначала воспитатель предлагает свой зачин рассказа. Потом дети по цепочке составляют мини-рассказы по каждому фрагменту, обозначенному на картине цифрами. Концовку снова дает воспитатель. Затем, один ребенок составляет рассказ по картине в целом.

Примерный образец рассказа:

«Уборка урожая»

Наступила осень. В огороде созрели овощи. Дети вышли собирать урожай. Саша и Витя срывают спелые помидоры. Они кладут их в корзины. Петя и Наташа выкапывают картошку. Таня носит картошку ведрами и высыпает ее в ящики. Света срывает зеленые огурцы и кладет их в ведро. Учительница помогает детям выдергивать морковку. Богатый урожай собрали дети!

V. Анализ последнего рассказа.

· Чем понравился рассказ?

· Какие моменты были пропущены? (если были)

· Придумайте свой вариант названия рассказа.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Рассматривание репродукции картины, «В школьном саду» (приложение 2)

Цель: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений, согласовании существительных с числительными.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку: растут в саду на дереве

с косточкой внутри.

Сладкие, полезные,

ты их собери. (фрукты)

II. Рассматривание картины.

Примерные вопросы к разбору картины:

· Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?

· Куда пришли дети?

· Какие деревья растут в саду?

· Чем заняты дети?

· Кто ми помогает?

· Как вы думаете, для чего мальчики принесли лестницу?

· Что можно приготовить из яблок?

Дидактическое упражнение «Назови сок, варенье…»

варенье из яблок – яблочное варенье

сок из слив – сливовый сок

компот из груш – грушевый компот

· Как бы вы назвали эту картину?

Игровое упражнение «Кто больше увидит».

Назвать изображенные на картине предметы голубого и белого цвета.

Прием «вхождения в картину».

Представьте, что картина ожила. Что бы вы услышали? (как разговаривают дети, как дует ветер, как плещется вода в реке, как свистит в воздухе скакалка…)

III. Физкультурная пауза «Летние забавы».

Жарким солнечным днем имитация движений по тексту

Через речку мы плывем.

А потом в футбол играем,

Ловко гол мы забиваем.

Сядем мы на самокаты,

Прокатиться очень рады!

В руки мы возьмем скакалку

IV. Упражнения на составление фраз – высказываний.

Игровое упражнение «Составь предложение» со словами: загорать, купаться, прыгать, играть.

Воспитатель помогает детям, показывая соответствующие детали картины.

Игра «Кубик настроения».

· Какое настроение у детей, изображенных на картине?

ЗАНЯТИЕ 16

Тема: Рассказывание по картине «Лето» (приложение 8)

Цель: Формирование умения объединять несколько фрагментов картины в связный рассказ; закреплять навыки грамматически правильной речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку: если вся вода в реке

солнышком согрета,

если дети загорают –

наступило… (лето)

II. Работа над словарем.

Игровое упражнение «Подбери слово».

· Какая погода летом вам нравится? (теплая, жаркая, солнечная, ясная…)

· Что делают дети летом? (купаются, загорают, плавают, катаются…)

Игровое упражнение «Исправь ошибку в предложении».

Девочки прыгают в скакалку. Девочки прыгают через скакалку.

Мальчики играют на футбол. Мальчики играют в футбол.

Ребята купаются под реке. Ребята купаются в реке.

Дети загорают у пляже. Дети загорают на пляже.

Подружки играют с классики. Подружки играют в классики.

III. Физкультурная пауза «Летние забавы».

Жарким солнечным днем имитация движений по тексту

Через речку мы плывем.

А потом в футбол играем,

Ловко гол мы забиваем.

Сядем мы на самокаты,

Прокатиться очень рады!

В руки мы возьмем скакалку

Скок да скок, нам ног не жалко!

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра.

IV. Составление рассказа по картине.

Вспомните, как называется картина, на которой изображены летние игры детей?

(выставляется картина).

Сегодня мы будем составлять по ней рассказ.

· С чего можно начать рассказ? (с описания погоды)

· О чем расскажите потом? (об играх детей)

· Чем можно закончить рассказ? (как детям было весело и интересно)

Сначала зачин и концовку рассказа дает воспитатель. А ребенок составляет основную часть рассказа с помощью «волнистой линии». После этого два – три ребенка составляют рассказ самостоятельно.

Примерный образец рассказа:

«Лето»

Наступило жаркое, солнечное лето. Дети обрадовались и вышли на улицу.

Петя и Таня играли в бадминтон. Девочки прыгали через скакалку. Мальчики играли в футбол. Подружки играли в классики. Дети купались в реке и загорали на пляже.

Всем было весело и интересно!

V. Анализ рассказов.

· Чей рассказ вам понравился? Почему?

· В чьем рассказе были пропуски?

· Найдите ошибку в предложении (если есть).

· Как бы вы назвали этот рассказ?

приложение 1

приложение 2

https://pandia.ru/text/79/145/images/image003_37.jpg" alt="100_1856.jpg" width="689" height="512 id=">

приложение 4

https://pandia.ru/text/79/145/images/image005_23.jpg" alt="100_1858.jpg" width="689" height="600 id=">

приложение 6

https://pandia.ru/text/79/145/images/image007_14.jpg" alt="100_1859.jpg" width="643 height=777" height="777">

приложение 8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глухов связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – Москва: Аркти, 2002.

2. , Коноваленко связной речи.

3. , Чиркина общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис пресс, 2004.

4. Чумичева о живописи. – Москва: Просвещение, 1992.

«Обучение рассказыванию

по картине « Зимние развлечения »

Вид непосредственно-образовательной деятельности : развитие речи , коммуникация. Старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины - целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ .

Задачи :

1. Образовательные :

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы ;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины ;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине .

2. Развивающие :

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима» ;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные :

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» :

Совершенствовать и активизировать речь;

-развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Познание» :

-развивать способность наблюдать явления природы, замечать их изменения;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Закрепить признаки зимы.

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его без надобности;

-развивать выполнение правил и норм поведения.

Виды деятельности : познавательная, коммуникативная, двигательная.

Формы организации совместной деятельности : подгрупповая.

Методы и приемы : репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Построим горку» ,беседа, составление рассказа по картине , схема- мнемотаблица, пальчиковая гимнастика.

Активизация и обогащение словаря : суровая, ветреная, снежная, вьюжная.

Материалы и оборудование к НОД : магнитная доска, схема- мнемотаблица «Зима» , картина « Зимние развлечения » .

Предварительная работа :

Чтение стихов о зиме,

рассматривание иллюстраций ,

Беседы по данной теме;

Наблюдение за погодой на прогулке;

Конечный результат на ребенка (планируемые результаты)

Обогащен словарный запас ребенка;

Умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Ход занятия

Дети совместно с воспитателем входят в группу.

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети : Здравствуйте.

В. Молодцы.

В. Отгадайте загадку :

Снег на полях

Лед на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Д. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.

В. Молодцы. Какие стоят деревья?

В. Что лежит на крышах домов и на улице?

В. Отвечаем полным предложением.

В. Что надевают люди зимой?

Д. Шапку, шубу, теплые сапоги.

В. Как живется зверям и птицам зимой?

Д. Трудно.

В. Почему? Как можно им помочь?

Д. Сделать кормушки, давать им корм.

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

В. Какие вы знаете зимние игры ?

Д. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

В. Верно. Зима- чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки, мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?

В. Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас. / Прикрепляет снежки из ваты на доску/.

В. Начинаем :

Зима какая?

Холодная

Морозная

Ветреная

Снег какой?

Пушистый

Холодный

Рассыпчатый

В. Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!

Беседа по картине « Зимние развлечения » .

В. Садимся на стульчики. / Перед детьми мольберт, картина « Зимние развлечения » /. Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

Д. /называют свои ответы/ На картине зима , потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах.

В. Какая погода стояла в тот зимний день ? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Чем были заняты дети?

Д. Дети вышли на прогулку, кататься на лыжах, на санках.

В. Молодцы, верно. /выслушивает и оценивает ответы детей/.

Один ребенок сразу же побежал на горку. Артемий, продолжи, что он делал на горке. /Воспитатель передает слово ребенку/.

Д. /рассказ ребенка/ .

В. Молодец, Артемий. Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка?

Д. Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко.

В. Ребята, какой снеговик получился?

Д. Красивый. В ярком шарфике, нос из морковки.

В. Что делает мама ребенка?

Д. Мама везет маленького ребенка на санках.

В. А кто рядом бежит, радостно визжит?

Д. Рядом бежит собака.

В. Куда собрались старшие дети?

Д. Они собрались кататься на лыжах.

В. Верно. Посмотрите, каких птиц видите на картине ?

Д. С красной грудкой- снегири.

В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом . Попробует рассказать Арина .

Д. /рассказывает/

В. Молодец, Арина. Настя хочет добавить в рассказ что- то интересное . /Слово передается Насте/…Молодцы, ребята.

В. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

Д. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

В. Ребята, чей рассказ был интереснее ?

В. /Если дети рассказали хорошо , образец не давать/.

Ребята, понравилась вам картина , которую написал художник?

В. Как можно иначе назвать картину ? Какое название лучше всего подходит : «Пришла зима» , « Зимние развлечения » ?

Д. /предлагают свои ответы/.

Физкультурная пауза :

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под елкой спит медведь

Тихо, тихо, не шуметь.

Уточнение словаря по теме «Зима» по мнемотаблице, пальчиковая гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

В. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Д. /ответы детей/.

В. Учились составлять рассказ по картине « Зимние развлечения » . Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята, умницы! Занятие окончено.

Афонина Татьяна Михайловна

Воспитатель, МБДОО Детский сад №15, г. Саров

Афонина Т.М. Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» // Совушка. 2016. №3(5)..02.2019).

Программные задачи:

1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

2. Закреплять умение, подробно и логически последовательно, излагать содержание картины. Самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.

3. Упражнять в составлении предложений со словами синонимического ряда (слова быстро, мигом, лихо, пулей, как ветер, стремительно, во весь дух и т.д.) и включении данных слов в связное высказывание.

4. Обогащать словарь детей словами определениями, сравнительными оборотами.

5. Упражнять в согласовании существительных в роде (муж., ср., ж.).

6. Формировать навыки совместной учебной деятельности.

Словарь: сущ.: детвора, санки, лыжи, коньки, крепость, развлечения, забавы, снежки, настроение, горки, шапки, шубы, валенки, каток.

Прилаг.: снежная,суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная, пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, искристый, рассыпчатый, хрустящий, серебристый, мокрый, веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое.

Глаголы: кататься, лепить, строить, спущусь, съеду, скачусь, съеду, мчусь, скользить, веселятся, смеются, хохочут, разрумянились.

Наречия: быстро, стремительно, лихо, во весь дух, стремглав, стрелой, в один миг, тотчас, вдалеке.

Материал: картины «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы», фланелеграф, плоскостные «снежки», саночки плоскостные, заготовка книги, бумага, маркер.

Предварительная работа; беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Воспитатель:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках покатила.

Короткая беседа по вопросам:

Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков…)

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.

Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем:

ЗИМА какая? (Снежная,Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная)

СНЕГ какой?(Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый)

НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое)

Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

Воспитатель: А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатится с горы.

Я с горы спущусь во весь дух- а ты…

(Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)

Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.

Воспитатель: Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:

Мчусь, как ветер, на санях

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке. (Саша Черный)

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.

(В-ль обращает внимание детей на картины: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»)

Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.

Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.

Слушайте: Морозный день,Радостное настроение, Зимние забавы,Дети упали с санок.

Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались

Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Зимние развлечения».

Какое время года изображено на картине?

Обратите внимание на природу, какой день, погода?

Кого мы видим на картине?

Как еще можно назвать их?

Как одеты дети?

Куда пришли дети?

Что изображено на переднем плане картины?

Что делают дети?

Какое у детей настроение?

Как вы думаете, а почему они смеются?

А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?

Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?

Если подойти ближе, что можно услышать?

Что изображено на заднем плане, вдалеке?

Что делают дети?

Как бы вы назвали картину?

Д/и «Закончи предложение».

Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода…(ребята пришли на горку.)

Дети оделись тепло: (в зимние шапки, шубы, валенки).

Морозный воздух и игры разрумянили (ребятам щеки).

На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но (на пути произошло веселое происшествие).

Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, (но на половине пути перевернулись прямо в снег). Им весело, они смеются и машут друзьям.

А вдалеке, на катке, (мальчишки, скользят по льду на коньках).

У всех собравшихся ребят веселые лица у них (хорошее, радостное настроение).

Они любят зиму (за чудесные развлечения).

Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.

Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:

В начале, рассказать о том, какой был день…

В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…

В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…

Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ. Заслушиваются 2-3 рассказа.

Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.

1. Образовательные:

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

2. Развивающие:

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные:

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: картина «Зимние развлечения», белая бумага размером 1/ 2 альбомного листа, цветные карандаши, цветные восковые мелки

Предварительная работа:

Чтение стихов о зиме,

Рассматривание иллюстраций,

Беседы по данной теме;

Наблюдение за погодой на прогулке.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам,

Уложила я тропинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Д. Зимушка - зима.

В. А сейчас какое время года? (Зима.)

В. Назовите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль.)

В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

(Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег.)

В. Молодцы. Какие стоят деревья? (Белые.)

В. Что лежит на крышах домов и на улице? (Снег.)

В. Что надевают люди зимой? (Шапку, шубу, теплые сапоги.)

В. Как живется зверям и птицам зимой? (Трудно.)

В. Почему? Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

В. Какие вы знаете зимние игры? (Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.)

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадки.

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня (коньки)

Бегут по дорожке
Доски да ножки(лыжи)

Ой, насыпало снежка
Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду
Через двор коня веду
С горки вниз на нём лечу
А назад его тащу. (санки)

Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век
Морковка-нос. В руке- метла
Боится солнца и тепла. (снеговик)

Этой палкой бей смелей,

Чтоб удар был как из пушки,

Это палка - для хоккея

И она зовётся ….. (клюшка)

Давай, дружок, смелей, дружок,

Идут по кругу, изображая,

Кати по снегу свой снежок.

Будто катят ком.

Он превратится в толстый ком,

"Рисуют" руками круг.

И станет ком снеговиком.

"Рисуют" снеговика.

Его улыбка так светла!

Улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза,

Прикрывают голову ладошкой,

Трогают нос, держат метлу.

Но солнце припечет слегка -

Приседают

Увы! - и нет снеговика.

Разводят руками

В. Верно. Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос.

В. Итак, начнём.

Зима какая? (Снежная, холодная, суровая, морозная,)

Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий)

Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное)

В. А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети? (Да.)

(педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения») .

Основная часть:

Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?

Почему вы думаете, что зима?

Что вы на ней видите, расскажите (дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика) .

Каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (белым, чистым, липким) .

Почему думаете, что снег липкий? (потому, что лепят снеговика) .

Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые) .

Дети замерзли когда гуляли? (нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду)

«Куянкай»

Ак куянкай утырган,

Колакларын селкетә.

Менә шулай, менә шулай баш өстенә куеп,

Колакларын селкетә. кулларын селкетәләр

Куян,туӊа башлагач,

Аякларын җылыта.

Менә шулай,менә шулай әле бер,әле икенче куллары

Аякларын җылыта. белән кул аркаларын сыйпыйлар

Куян һаман да туӊа,

Сикергәләп тә куя.

Менә шулай,менә шулай куяннар кебек

Сикергәләп тә куя. сикерәләр

В. - Итак, послушайте мой рассказ.
Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.

В. А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).В. Молодцы. Задание «Закончи предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :

Зимой бывает снегопад, а осенью….листопад.
- Зимой бывает снег, а летом… дождь.
- Зимой снег падает, а весной…тает.
- Зимой катаются на санках, а летом…на велосипеде.
- Зимой лес спит, а весной… просыпается.
- Зимой катаются на коньках, а летом…на роликах.
- Зимой бывает холодно, а летом… жарко.
- Зимой деревья белые, а осенью… жёлтые.
- Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы.
- Зимой лепят снеговика, а летом… песочные пирожки.
- Зимой насекомые прячутся, а весной…вылезают.

В. - Ребята, вы хорошо поработали на занятии, а сейчас предлагаю стать художниками и нарисовать, как вы любите развлекаться зимой.

Итог. Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое время года - зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида «Детский сад № 2 «Алтынчеч»

Мензелинского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе



Особенности жизни