Номинативное предложение. Номинативные предложения и их типы

Номинативными называются односоставные предложения, которые утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний:

Полночь. Мгла и ветер. (Грибач.); Родная хата. Две акации, завалинка, крылечко. (Росл.)

Номинативные предложения бывают только утвердительными. Главный член номинативного предложения может быть выражен

  • существительным в именительном падеже:

Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. (Паст.)

  • количественно-именным сочетанием:

Четыре часа свежего раннего утра. (Купр.); Много солнца. (Песк.); Год 1920-й. Июнь. (из газ.)

  • личным местоимением:

«Вот он!» - вдруг закричала Нюся тонким отчаянным голосом. (Бажан.)

Номинативные предложения могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными:

Никак гроза? (Остр.); Дни и недели, будни и праздники…(Бажан.)

В восклицательных предложениях выражается эмоциональная оценка того или иного явления действительности, в них могут быть усилительные частицы:

Что за край! (Л.); Вот так гроза! (Буб.)

Номинативные предложения могут быть нераспространенными распространенными. В нераспространенных предложениях главный член чаще всего выражен именем существительным; в распространенных предложениях при главном члене есть согласованные и несогласованные определения:

Прошлогодняя обсохшая травка. Красное глинистое обнажение земли. (Сол.); Минута переполоха. (Песк.)

Номинативные предложения делятся на 1) бытийные; 2) указательные; 3) оценочно-бытийные. Первые утверждают существование предмета как явления, обозначенного главным членом:

Аэроклуб. Военная школа. Служба в Сибири, в Карелии, на Дальнем Востоке. (Песк.); Москва. Мороз. Россия. (Меж.)

Посредством указательных номинативных предложений говорящий обращает внимание на имеющиеся предметы или явления; в таких предложениях употребляется указательная частица вот (вот и), реже – вон :

Вот синее стекло Волги, расколотое надвое поперечной избела-солнечной дорогой. (Пауст.); Вон он, в клетчатом пиджаке. (Шукш.)

Оценочно-бытийные произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и:

Какая ночь! Мороз трескучий… (П.) Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов)

Номинативные предложения – это лаконичная форма изображения картин природы, обстановки, внутреннего состояния человека. Очень часто с номинативных предложений начинается описание пейзажа, места. Где разворачиваются события:

Все больше обнаженных ветвей. Солнце. Синева. Золотой полет – листопад. Тишина. (Ник.)

Номинативные описательные предложения постоянно встречаются в сценических ремарках:

Кабинет Иванова. Письменный стол…Полдень. (И.)

Номинативные предложения являются удобной формой передачи личных переживаний, воспоминаний. Используя цепочки номинативных предложений, автор выделяет детали, которые представляются ему особо важными и помогают воссоздать картину в целом; все лишнее, ненужное опускается:

Столбы, селенья, перекрестки, хлеба, ольховые кусты, посадки нынешней березки, крутые новые мосты. (Тв.)

С помощью номинативных предложений можно кратко обрисовать внешность человека: Девическое славное лицо…Такие лица – мы им сразу верим. Кашне. Недорогое пальтецо. Под мышкою портфель. (Инб.) ; дать эмоциональную, морально-этическую оценку тому или иному факту, событию: Невеселые для зимнего наступления места! (Сим.)

С номинативными предложениями по форме могут совпадать некоторые синтаксические конструкции, фактически не являющиеся ими. Это такие конструкции, которые либо являются неполными двусоставными предложениями, либо не заключают в себе значения бытия, существования. Наиболее употребительны следующие:

  1. Слова и сочетания слов, которые по форме совпадают с номинативным предложением, но не содержат утверждения, не заключают в себе значения бытия, существования и не способны функционировать самостоятельно. К номинативным предложениям не относятся названия, надписи на вывесках, заголовки, названия книг, учреждений и т.д. (Дворец спорта; Универмаг; «Дом с мезонином» ).
  2. Нельзя считать номинативным предложением и именительный представления. Это имя существительное в именительном падеже или именное словосочетание, синтаксически не связанное с предложением. Эта конструкция лишь вызывает представление об определенном предмете или явлении, называет его, но не утверждает его наличия, существования, т.е. не имеет основного значения номинативного предложения. Обычно по поводу вызванного представления далее высказывается определенное суждение. (Радость…Как ее вместить в груди! (Щип.) Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.) )
  3. Именительный представления, называющий предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. В именительном представления нет высказывания, а есть одно только название темы последующего сообщения. (Москва…Она не русской быть не может, как человек не может не дышать. (Инб.); Ольха…Иные называют ее «сорным» деревом. Наверное, потому, что скромница дружит с крапивой, лопухами, растет дебрями. (Боч.) )
  4. Конструкции, которые заключают характеристику того, что было в предыдущем предложении или ясно из контекста, ситуации. Это неполные двусоставные предложения со сказуемым в форме именительного падежа существительного; они всегда тесно связаны по смыслу с предшествующим контекстом. (Все последнее время читал и читаю Герцена. Что за удивительный писатель! (Л.Т.) )
  5. Наименования лиц по имени, фамилии, должности, специальности, положению и т.д. («Ваш новый учитель», - сказал директор. )

В современном русском литературном языке номинативные предложения употребляются в самых различных жанрах художественной литературы. Особенностью номинативных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя – такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего номинативные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи. (Скалы, почерневшие от загара… Раскаленный песок, который жжет сквозь подошвы (Н.Сладков); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К.Бальмонт) ). Особенно характерны они для драматических произведений, где обычно выступают в роли ремарок (Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посередине. – День. (А.Чехов) ). Довольно широко распространены они в лирике. Номинативные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях.

Однообразная картина
Трех верст, что мы прошли вчера,
В грязи ревущие машины,
Рыдающие трактора.
Воронок черные болячки.
Грязь и вода, смерть и вода.
Оборванные провода
И кони в мертвых позах скачки.
(К.Симонов)

Номинативные конструкции используются в качестве ремарок для обозначения места и времени действия, для описания декораций. В 18 веке употребление номинативных предложений было ограниченным. У Хераскова, например, ремарка представляет собой двусоставное предложение: Действие есть в Богемии, в столичном городе. Уже в начале 19 века номинативные предложения широко используются в качестве ремарок: Кремлевская палата. Москва. Дом Шуйского. Ночь. Сад. Фонтан. (П.) С конца 19 века номинативные предложения широко распространяются не только в поэзии, но и в художественной прозе, чему способствует описательный характер данного типа конструкций. В современной прозе они настолько употребительны, что подчас служат единственным средством широких описаний обобщающего характера, поскольку дают возможность сделать это в предельно краткой и динамичной форме: Берлинские пригороды. Аккуратные домики и газончики. Асфальтированные дорожки и дорожки, посыпанные желтым песком. Гаражи на одну – две машины и собачники на одну – две персоны. Фонтанчики с рыбками и без рыбок, с плавучими растениями и без них. Пивнушки и магазинчики с ровно расставленными кружками, бутылками и товарами в поименованных упаковках. Теннисные корты и автобусные остановки, похожие на рекламные. Бензоколонки на манер американских, садики на манер французских, цветники на манер голландских…И все сияет, зеленеет, желтеет, краснеет – пугает своей педантичной аккуратностью (С. Баруздин). Номинативные предложения регулярно используются в художественных и публицистических текстах. Эти предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены описательные способности. Называя предметы, расцвечивая им определениями, литераторы рисуют картины, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как предложения указывают на статическое бытие предмета. Даже если номинативы – отглагольные существительные, с помощью них рисуется живая картина: Бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот… В данном предложении, как на фотографии, запечатлено одно мгновение, один кадр, так как линейное описание собственным предложением невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Наглядно-изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована в 19 веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья… - все стихотворение состоит из одних номинативов, что показывает их широкое применение. Можно назвать поэтов нового времени, которые питали особую любовь к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
У Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:
Осень, сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Синтаксические конструкции с назывными предложениями создают живописную, образную, зримую картину сказочного леса. Назывные предложения подобны мазкам художника. При анализе функционирования номинативных предложений в поэтическом пространстве М. Цветаевой было обнаружено, как ярко проявляет миропонимание поэта его способ отбора синтаксических конструкций:

Лира! Лира! Хвалынь – синяя!
Полыхание крыл – в скинии!
Над мотыгами – и – спинами
Полыхание двух бурь! (Душа, 1923)

Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным. Интересно сравнить разные редакции произведений, свидетельствующие о том, что в процессе работы поэт порой отказывается о т двусоставных предложений, отдавая предпочтение номинативным предложениям. Читаем у Твардовского:

Черновой вариант:

Кому жизнь, кому смерть, кому слава.
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой,
И, угрюмый, зубчатый
Лес чернел высоко над водой,
Лес чужой, непочатый,
А под нами лежал берег правый, -
Снег укутанный, втоптанный в грязь,
Вровень с кромкою льда
Переправа
В шесть часов началась.

Окончательная редакция:

Переправа, переправа…
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа…

Как видим, номинативные предложения создают динамизм, выхватывая из развернувшейся картины детали обстановки, способные отразить трагизм событий.

Итак, номинативные предложения фиксируют экспрессивность, фрагментарность, одновременно дают большую емкость содержания, создают образную, зримую картину природы, состояния героя, запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время, дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.

Номинативные предложения – один из самых употребительных типов предложений. Этому содействуют их лаконичность, логическое разнообразие их наполнения, практически неограниченные возможности распространения, а также отсутствие стилистических ограничений: разные семантические типы таких предложений в разных условиях употребительны во всех сферах литературного языка.

Номинативные – это односоставные предложения, главный член которых выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже. Главный член может быть выражен и словосочетанием, но господствующее слово в нём обязательно должно иметь форму именительного падежа. В номинативных предложениях утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого главным членом.
Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными; они не могут употребляться в значении будущего или прошедшего времени. Предикативные значения выражаются особой интонацией. По значению различаются номинативные предложения бытийные и указательные .
Бытийные предложения выражают наличие называемого предмета, явления: Развалины сожженного квартала (Щип.).
Указательные предложения содержат указание на имеющиеся предметы: Вот и лес. Тень и тишина (Т.).
Номинативные предложения могут быть нераспространёнными или распространёнными . Нераспространённые номинативные предложения состоят только из главного члена. В роли главного члена именительный падеж имени существительного: 1916 год. Окопы... Грязь... (Шол.); Благодать. Теплынь. Наконец-то дождались его на севере - настоящего лета (Рек.); Война! А у юношей не хватало мужской суровости в голосах (Сим.); Ночь. На кровати летчик спит (Сим.); Обломки тлели. Тишина (Сим.); Полдень. За окнами душное лето (Сим.).
Имя существительное может употребляться в сочетании с частицами. Такие предложения приобретают различные оттенки значения (уверенности, неуверенности, эмоционального усиления и др.), выражают эмоции: И скука же, братец ты мой (Купр.); - Никак беспорядок, ваше благородие... - говорит городовой (Ч.).

В роли главного члена личное местоимение : Вот она, Отчизна! Огляните пятилетку в буднях трудовых (Щип.); - А вот и я, - Вот и она сама (Сим.). В роли главного члена числительное: - Тридцать два! - кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. - Семнадцать! (Ч.); Двенадцать... Сейчас, наверно, прошел он через посты. Час... Сейчас он добрался к подножию высоты. Два... Он теперь, должно быть, ползёт на самый хребет. Три... Поскорей бы, чтобы его не застал рассвет (Сим.).

В роли главного члена количественно-именное сочетание : - Двенадцать часов! - сказал наконец Чичиков, взглянув на часы (Г.); Начало пятого, но мне не спится (Щип.); Пол... Четыре ноги. Сапоги (Сим.); Десять часов. Двадцать минут одиннадцатого. Без десяти одиннадцать. Пятнадцать минут двенадцатого. Двадцать пять... Пролетело уже три часа, но я не заметил их (С. Бар.).

Распространённые номинативные предложения состоят из главного члена и относящегося к нему определения, согласованного или несогласованного (одного или нескольких).

Распространённое номинативное предложение с согласованным определением, выраженным прилагательным, причастием и местоимением, например: Тихая, звездная ночь, трепетно светит луна (Фет); Морозный день, конец декабря (Шол.); Двадцать снимков твоих. По годам я тебя разбираю (Сим.); Предрассветная синяя тишина (Шол.); Пряный вечер. Гаснут зори (Ес.); Весенний вечер. Синий час (Ес.); Холодный, ледяной туман, не разберешь, где даль, где близь (Ес.); Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. Как старая узнает, где сын второй лежит? (Щип.).

Согласованное определение может быть выражено причастным оборотом, как обособленным, так и необособленным, например: Вот этот гусеничный зверь, в заводских выкормленный безднах, безвредно замерший теперь на позвонках своих железных (Сим.); Чужие камни и солончаки, проржавленные солнцем кипарисы (Сим.); Крашеный пол, облезший от постоянного мытья (Кат.).

Номинативное предложение с несогласованным определением, например: Цепь волчьих ям с дубовою щетиной (Сим.); Дверных запоров треск мгновенный, шум раздвигаемых портьер, и в дверь, полуторасаженный, влезает, весь в снегу, курьер (Сим.); Запах моря в привкус дымно-горький (Ес.).

Согласованные и несогласованные определения могут сочетаться, например: А вот и порт, толпой судов заставленный, и рынок здешний, до небес прославленный, с его египетского хлопка кипами, со звоном денег, с криками и всхлипами, с его торговцев языками бешеными, как колокол над городом подвешенными (Сим.); Полуночные волжские пески, весь в зарослях, весь в уголках укромных, построенный посереди реки, ночной приют влюбленных и бездомных (Сим.).
Определения при главном члене номинативного предложения могут содержать дополнительное объектное и даже обстоятельственное значение. Так, объектные и пространственные отношения усматриваются в следующих примерах: Вот подарок тебе, что давно посулил (Кольц.); Волненье среди публики, скандал / Но как сознаться-то? (Сим.); Заезжий цирк. Пристрастье к лошадям, к соленым потным запахам арены (Сим.); Погоня в Западной пустыне, калифорнийская гроза, и погибавшей героини невероятные глаза (Сим.). Объектные и обстоятельственные оттенки значения возможны обычно при главном члене номинативного предложения, выраженном именем существительным, своей семантикой или образованием связанным с глаголом (Поездка в Ленинград; Возвращение из деревни), хотя могут быть, значительно реже, и имена с явно предметным значением: Тринадцать лет. Кино в Рязани, тапер с жестокою душой, и на заштопанном экране страданья женщины чужой (Сим.).
В современном русском литературном языке номинативные предложения употребляются в самых различных жанрах художественной литературы. Особенно характерны они для драматических произведений, где обычно выступают в роли ремарок. Довольно широко распространены они и в лирике. Номинативные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях.

Номинативные предложения имеют название по форме выражения главного члена - именительный падеж имени существительного. Структурная схема - N1. Значение номинативных предложений: существование, наличие предмета или состояния, действия, предметно представленного. Предмет (в широком смысле слова) является субъектом бытия, существования. Например: Весна. Туман. Дождь. Шум. Крики. Главный член таких предложений представлен обычно словом с бытийной (`то, что существует": «весна», «тишина», «ночь») или событийной (`то, что происходит": «шум», «пожар», «война») семантикой. Круг таких слов лексически ограничен. В традиционной грамматике к номинативным предложениям относились именно такие, в которых главный член - слово с бытийной или событийной семантикой.

В современном синтаксисе («Русская грамматика» 1980 г. - Н.Ю.Шведова) номинативные предложения представлены шире: лексические ограничения главного члена сняты в связи с введением понятия детерминанта - распространителя, относящегося ко всему предикативному ядру. Например: На столе - цветы. У романа - необычная композиция. У нее две дочери.

При таком подходе к номинативным предложениям выделяются две их семантические разновидности: 1) нелично-субъектные предложения и 2) лично-субъектные предложения.

  • 1) Нелично-субъектные обозначают ситуацию, которая не отнесена ни к какому носителю, субъекту: Ночь. Улица. Зима.
  • 2) В лично-субъектных предложениях ситуация отнесена к субъекту, есть носитель состояния. Например: У него неприятности. У больного высокая температура.

Вопрос о парадигме номинативных предложений может решаться по-разному. В традиционной грамматике номинативные предложения характеризуются как имеющие значение только настоящего времени. В других временных формах они рассматриваются как двусоставные: Была зима. Скоро будет зима.

Н.Ю.Шведова обосновала возможность считать номинативные предложения имеющими парадигму: модально-временные значения выражаются связкой: Была зима. Если бы была зима… Но Н.Ю.Шведова отмечает двойственный характер глагола «быть». С одной стороны, он выполняет функцию грамматической связки. С другой стороны, этот глагол имеет семантику существования, бытия, которая проявляется в разной степени. Если эта семантика проявляется как существенно важная, предложение следует считать двусоставным. Ср.: Кот сделал попытку полезть еще выше, но дальше был потолок («был» здесь имеет значение `находился", следовательно, это не связка, а полнозначный глагол, и предложение двусоставное).

Другие номинативные конструкции

Под «другими номинативными конструкциями» мы имеем в виду построения, создаваемые именительным падежом, но не являющиеся номинативными предложениями: либо это другие предикативные единицы, либо это непредикативные образования (не предложения).

  • 1) Оценочные предложения, выраженные номинативом. Среди них есть односоставные номинативные: Какой простор! Какая красота! Это экспрессивные варианты обычных номинативных предложений (Простор. Красота! ). Другие номинативные конструкции являются двусоставными предложениями, в которых выражена оценка субъекта (не названного): Умница! Молодец! - неполные реализации структурной схемы N1 - N1 (ср.: Ты умница! - полная реализация той же структурной схемы).
  • 2) Неполные реализации структурной схемы N1 - Vf, характерные для диалога. Например: - Кто звонил? - Таня. Вторая реплика - неполное предложение. Полная реализация: Звонила Таня.
  • 3) Следует различать разные структуры с обстоятельствами (места). В препозиции такое обстоятельство является детерминантом, а все предложение (по Н.Ю.Шведовой) - номинативным: За лесом - озеро. В постпозиции обстоятельство указывает на пропуск глагола-сказуемого («находится»), реализуя его валентность, а все предложение является двусоставным неполным: Озеро - за лесом.
  • 4) Как особая структура рассматриваются предложения указательные номинативные. От обычного номинативного предложения они отличаются отсутствием парадигмы: Вот мой дом. Частица «вот» выражает локализацию во времени и пространстве: `здесь", `сейчас".
  • 5) «Именительный представления» (термин А.М.Пешковского). Это непредикативная конструкция: имя существительное в именительном падеже называет предмет как тему дальнейшего сообщения: Москва! Как много в этом звуке… (А.Пушкин); Школа: какой она должна быть? (Газ.) Русский характер! Поди-ка опиши его! (А.Н.Толстой). Именительный представления (именительный темы) - это экспрессивный синтаксический прием, использующийся в художественной речи и в публицистике.
  • 6) Не являются предикативными образования обращения, которые служат для обозначения адресата речи: Таня, включи свет.
  • 7) Именительный падеж существительного используется для названий произведений литературы, живописи, а также для названий различных учреждении предприятий и т.д. В этих случаях проявляется номинативная, но не предикативная функция, предложениями такие конструкции не являются: Война и мир. Каштанка. Смерть чиновника.

Номинативными называются такие односоставные предложения, главный член которых выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже. Главный член может быть выражен и словосочетанием, но господствующее слово в нем должно иметь обязательно форму именительного падежа. В номинативных предложениях утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого главным членом.

Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными; они не могут употребляться в значении будущего или прошедшего времени. Предикативные значения выражаются особой интонацией. По значению различаются номинативные предложения бытийные и указательные.

Бытийные предложения выражают наличие называемого предмета, явления: Развалины сожженного квартала (Щип.).

Указательные предложения содержат указание на имеющиеся предметы: Вот и лес. Тень и тишина (Т.).

Номинативные предложения могут быть нераспространенными или распространенными. Нераспространенные номинативные предложения состоят только из главного члена. В роли главного члена именительный падеж имени существительного: 1916 год. Окопы... Грязь... (Шол.); Война! А у юношей не хватало мужской суровости в голосах (Сим.); Полдень. За окнами душное лето (Сим.); Обломки тлели. Тишина (Сим.); Ночь. На кровати летчик спит (Сим.); Благодать. Теплынь. Наконец-то дождались его на севере - настоящего лета (Рек.).

Имя существительное может употребляться в сочетании с частицами. Такие предложения приобретают различные оттенки значения (уверенности, неуверенности, эмоционального усиления и др.), выражают эмоции: И скука же, братец ты мой (Купр.); - Никак беспорядок, ваше благородие... - говорит городовой (Ч.).

В роли главного члена личное местоимение: Вот она, Отчизна! Огляните пятилетку в буднях трудовых (Щип.); - А вот и я, - Вот и она сама (Сим.). В роли главного члена числительное: - Тридцать два! - кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. - Семнадцать! (Ч.); Двенадцать... Сейчас, наверно, прошел он через посты. Час... Сейчас он добрался к подножию высоты. Два... Он теперь, должно быть, ползет на самый хребет. Три... Поскорей бы, чтобы его не застал рассвет (Сим.).

В роли главного члена количественно-именное сочетание: - Двенадцать часов! - сказал наконец Чичиков, взглянув на часы (Г.); Начало пятого, но мне не спится (Щип.); Пол... Четыре ноги. Сапоги (Сим.); Десять часов. Двадцать минут одиннадцатого. Без десяти одиннадцать. Пятнадцать минут двенадцатого. Двадцать пять... Пролетело уже три часа, но я не заметил их (С. Бар.).

Распространенные номинативные предложения сострят из главного члена и относящегося к нему определения, согласованного или несогласованного (одного или нескольких).


Распространенное номинативное предложение с согласованным определением, выраженным прилагательным, причастием и местоимением: Тихая, звездная ночь, трепетно светит луна (Фет); Морозный день, конец декабря (Шол.); Двадцать снимков твоих. По годам я тебя разбираю (Сим.); Предрассветная синяя тишина (Шол.); Пряный вечер. Гаснут зори (Ес.); Весенний вечер. Синий час (Ес.); Холодный, ледяной туман, не разберешь, где даль, где близь (Ес.); Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. Как старая узнает, где сын второй лежит? (Щип.).

Согласованное определение может быть выражено причастным оборотом, как обособленным, так и необособленным: Вот этот гусеничный зверь, в заводских выкормленный безднах, безвредно замерший теперь на позвонках своих железных (Сим.); Чужие камни и солончаки, проржавленные солнцем кипарисы (Сим.); Крашеный пол, облезший от постоянного мытья (Кат.).

Номинативное предложение с несогласованным определением: Цепь волчьих ям с дубовою щетиной (Сим.); Дверных запоров треск мгновенный, шум раздвигаемых портьер, и в дверь, полуторасаженный, влезает, весь в снегу, курьер (Сим.); Запах моря в привкус дымно-горький (Ес.).

Согласованные и несогласованные определения могут сочетаться: А вот и порт, толпой судов заставленный, и рынок здешний, до небес прославленный, с его египетского хлопка кипами, со звоном денег, с криками и всхлипами, с его торговцев языками бешеными, как колокол над городом подвешенными (Сим.); Полуночные волжские пески, весь в зарослях, весь в уголках укромных, построенный посереди реки, ночной приют влюбленных и бездомных (Сим.).

Определения при главном члене номинативного предложения могут содержать дополнительное объектное и даже обстоятельственное значение. Так, объектные и пространственные отношения усматриваются в следующих примерах: Вот подарок тебе, что давно посулил (Кольц.); Волненье среди публики, скандал / Но как сознаться-то? (Сим.); Заезжий цирк. Пристрастье к лошадям, к соленым потным запахам арены (Сим.); Погоня в Западной пустыне, калифорнийская гроза, и погибавшей героини невероятные глаза (Сим.). Объектные и обстоятельственные оттенки значения возможны обычно при главном члене номинативного предложения, выраженном именем существительным, своей семантикой или образованием связанным с глаголом (Поездка в Ленинград; Возвращение из деревни), хотя могут быть, значительно реже, и имена с явно предметным значением: Тринадцать лет. Кино в Рязани, тапер с жестокою душой, и на заштопанном экране страданья женщины чужой (Сим.).

В современном русском литературном языке номинативные предложения употребляются в самых различных жанрах художественной литературы. Особенно характерны они для драматических произведений, где обычно выступают в роли ремарок. Довольно широко распространены они и в лирике. Номинативные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях.

Номинативное односоставное предложение - это один из типов односоставного предложения, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим. "Король!" - торжественно произнес мажоржом.

Главный член номинативных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: "Вот и я!" - сказала девушка, входя в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл - сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время - настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола номинативные односоставные предложения не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого.

В связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически номинативным. К примеру, рассмотрим такое предложение: В тот вечер под водой была буря, а на земле - дождь. Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола - это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена - обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая, таким образом, каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.

Некоторые предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко - и как односоставные, и как двусоставные неполные: "Скоро свадьба, а под водой буря!" - грустно произнесла русалочка. Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены глаголы "состоится" и "бушует"), на пропуск которых, как и в разобранном выше примере, указывают обстоятельства.

Для конкретизации значения номинативного односоставного предложения в него могут входить частицы, также возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о значениях:

  • - непосредственного восприятия - Пожар!
  • - указания - Вот лес. Вон речка.
  • - достижения - Вот и тишина.
  • - эмоциональной оценки - Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!

Номинативные предложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываются нераспространенными. Но встречаются и распространенные номинативные предложения, включающие в себя чаще всего определения - Тихая ночь. Именно в такие ночи люди любят гулять по берегу моря.

Номинативные предложения редко могут оказаться частями сложноподчиненного предложения, но все же подобные примеры возможны: Вот и лето, которого так ждала девушка.

Номинативные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования номинативных предложений - названия, вывески.

Основная ошибка, связанная с определением номинативного предложения, - это возможность спутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном с пропущенным сказуемым (такие примеры приведены выше), но и о неполных предложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталось лишь дополнение, которое многие относят к подлежащему.

Не будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (="это чепуха"), Красавица! (= "это/ она красавица"). Слово в именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную часть составного именного сказуемого.

Некоторые забывают о таком осложнении предложения, как обращение, в результате его тоже иногда оформляют как назывное предложение. Сравните: "Джейн, иди сюда!" - звали сестры. Здесь "Джейн" - обращение. Назывным предложением будет такое: "Джейн!" - представил он свою жену.



Особенности жизни