Методика ведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста - дошкольная педагогика

Занятия в ДОУ являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6-6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности.

На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний. Необходимо поощрять умение дошкольников выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач.

Большое значение имеет стремление развивать творческие способности и воображение. Дошкольнику важно уяснить, что он переходит на более сложную ступень социальных взаимоотношений, где ему будет отведена роль не воспитанника детского сада или кружка, а ученика. Эта роль требует более сложных форм общения (личностного, делового) и более серьезного отношения к своим обязанностям.

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти, внимания), складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.). Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить его задачи:

Дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни;

Задача дальнейшего совершенствования познавательных процессов, т. е. целенаправленность анализа, сравнение, более широкое обобщение и т. д.;

Формирование у всех детей основных компонентов учебной деятельности;

Воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности.

В старших группах усложняется содержание математических представлений детей. В единстве с процессом формирования знаний идет обучение речи. Развивается связная речь, совершенствуются фонематические восприятия как предпосылка для овладения грамотой, дети осваивают выразительные средства родного языка.

Обучение различным видам художественной деятельности предусматривает развитие образного видения окружающего, навыков и умений его передачи в художественной деятельности.

Методы и формы обучения детей старшей группы. Разносторонность содержания обучения требует использования системы методов: наглядных, практических и словесных. Наблюдение как основной наглядный метод сохраняет свое ведущее значение. Наряду с эпизодическими наблюдениями широко используются длительные. Возрастает самостоятельность детей в процессе наблюдения, его планомерность. Воспитатель чаще пользуется постановкой перед детьми целостной задачи наблюдения, вопросом--заданием. Широко используются разного вида сравнения (по памяти, с помощью иллюстративного материала и т. д.), а также поисковые действия.

Наиболее полно в обучении детей старшей группы используются: методы моделирования; элементарные опыты; беседы.

Отличительной особенностью методов обучения старших дошкольников является наличие в них приемов поискового характера, обеспечивающих высокую умственную активность детей и вместе с тем формирование основных компонентов учебной деятельности.

Своеобразие содержания обучения детей старших групп детского сада требует использования системы занятий, где каждое занятие занимает определенное место в формировании знаний и умений.

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

На занятии идет освоение детьми определенного объема знаний, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному «Программой воспитания»;

Они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

Они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений, навыков.

Занятия проводятся по следующим разделам обучения: ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей; развитие элементарных математических представлений; изобразительная деятельность и конструирование; физическая культура; музыкальное воспитание.

Определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

Объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

Объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

Формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

Занятие проводится со всеми детьми фронтально. Это требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью детей. Обстановка на каждом конкретном занятии должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности детей. Необходимо использовать наглядные и практические методы обучения на занятиях, привлекать разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. При организации занятия предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним.

Внутренняя логика и структура занятий представлены в его основных частях: начало; ход; окончание.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и разрешаются воспитателем в начале занятия:

Вызвать интерес к содержанию занятия;

Собрать внимание детей;

Раскрыть перед детьми учебную задачу.

Ход занятия должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей.

Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется различными методами:

Направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

Расширением знаний;

Направленными на обобщение, закрепление и применение знаний, навыков и умений.

При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно--проблемного характера, привлечением личного опыта детей.

Самостоятельная деятельность детей организуется на занятиях в целях закрепления знаний, отработки навыков и умений. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.

В конце занятия формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими детьми, побуждает их к эмоциональной оценке занятия. В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных детей.

Внутренняя структура учебных занятий с дошкольникамипредставлена в основных его частях: начало занятия,ход, окончание. Моделирование занятий должно происходить с учётом особенностей учебно- познавательной деятельности, без включения в которую ребёнок не получит полноценного развития.Этапы занятия, соответствующие этапам процесса познания, взаимосвязаны и могут быть представлены схемой.

Начало занятия. У детей старшего дошкольного возраста уже сформированы навыки организованного поведения, привычка к смене деятельности, поэтому переход от игры к занятию осуществляется быстро, педагогу достаточно предупредить детей об этом, настроить их на предстоящую деятельность.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия,- вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания игровойситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

В группах 2-го и 3 года обучения достаточно сообщения о теме или основной целизанятия. Однако основное значение в возбуждении внимания и интереса у детей дошкольного возрастаимеет содержание и характер постановки учебных задач, создание проблемной ситуации. Столкновение представлений детей с новой для них информацией вызывает у них чувство удивления, которое заставляет их выполнять определённые мыслительные операции, возникает необходимость освоения нового способа действий, решения учебной задачи нового типа.

Ход занятия. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определениеимеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно- воспитательным программным задачам.

Руководство практической деятельностью детей на занятии осуществляется разнообразными методами:

Методами, направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связи с уже усвоенным,

Методами расширения знаний,-методами, обеспечивающими обобщение, закрепление и применение знаний, навыков, умений.

Отличительной особенностью методов обучения детей 4-6 лет является наличие приёмов проблемно- поискового характера, обеспечивающих вы окую умственную активность, качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей. Для активизации мыслительной деятельности детей 4-6 лет на занятиях рекомендуется использовать:

· чередование видов деятельности,

· заданий на решение логических задач, проблемных ситуаций,

· кроссворды, ребусы,

· различные виды игр /словесные, логические, тренирующие, настольные, подвижные, народные и т.д./.

Однако по мере взросления детей изменяется удельный весигровых приёмов при постановке и решении учебных задач, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать осознанное отношение к учебной задаче. Чрезмерное использование игровых приёмов препятствует формированию привычки к систематическому труду, связанной с волевым напряжением.Поэтому необходимо вводить новые познавательные мотивы, отличные от мотивов игры, которые расширяют возможности обучения детей дошкольного возраста.

На этапе закрепления знаний, отработки навыков и умений организуется самостоятельная деятельность учащихся. Оптимальные условия для этого создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а такжетворческого характера, требующих дополнения, уточнения, оценки и т.д.

В конце занятия с дошкольниками формулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

В заключительной части даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте/.

В структуре занятий с дошкольниками отсутствует проверка усвоения знаний. Умений, навыков. Проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, в повседневной жизни, а также в ходе диагностических процедур и других научных методик. Результативность занятий определяется тем, насколько полно реализуются поставленные задачи и развиваются навыки, умения воспитанников.

В группах детей дошкольного возраста возможно проведениезанятий по отработке каких-либонавыков, умений или систематизации знаний. В соответствии с этим организуется учебная деятельность детей, определяются методы. Структура таких занятий отличается от обычных, типовых: основное место в них занимает соответствующее задаче звено учебного процесса.

Методика проведения Дидактических игр на занятиях с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях.

С детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству с домашними животными подбирается и проводится игра «узнай кто в домике живёт». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей. Дидактическая задача этой игры заключается в том, что бы закрепить названия животных, а позже задачу можно усложнить – предложить узнать не только животное, но и детёнышей этого животного. Игровое действие строится таким образом, что бы дети смогли узнать животное по звукам голоса.

В средней группе можно провести занятие с задачей «учить детей описывать предмет по основным признакам». Во второй части занятия целесообразно провести дидактическую игру «чудесный мешочек». Содержание игры – знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре – закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка.

Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применять в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое действие – вынуть игрушку на ощупь из красивого «чудесного мешочка». Правила игры – ребёнок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув назвать её, сказать из чего она сделана, и рассказать о ней то, что он знает. Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением. Так, например, вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. На занятиях воспитатель знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овёс и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена д/и «не ошибись». В игре могут использоваться и знания полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом. Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит: «огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растёт на огороде. В этой д/и поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где и что растёт, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово.

В подготовительной группе после прямой подачи детям, знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т.д. может быть запланирована и проведена д/и «магазин» или «магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а так же других предметов продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счёте, у них развивается речь, мышление, товарищеские отношения. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Приёмами с помощью которых реализуется метод имитации, могут быть:

Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим

Игры, в процессе игр речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами.

Опора на словесный образец: дети повторяют фразу, произнесённую воспитателем.

Более сложный (для ребёнка) метод обучения речи – это метод разговора (вопросов и ответов), метод беседы. Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает а обучающий отвечает.

Приём опоры на реальные предметы или на картинки можно организовать, если есть соответствующий раздаточный материал: каждый ребёнок должен получить набор картинок.

Метод разговора сложно осуществлять теми же приёмами, что и метод имитации (приёмом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец), а так же приёмами постановки различных вопросов – заданий.

Метод пересказа. В методике разработано несколько приёмов пересказа, используемых при ознакомлении детей с художественной литературой, например игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.

Методы сочинения (рассказывания)

Этот метод обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность

Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения . Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся. В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные, словесные. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно – дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя и т. д. Игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. Другим видом дидактических игр являются настольно – печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты: 1. Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в название игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т. п. 2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно-образовательная ценность пропадает. 3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. Осуществляя словарную работу, в том числе и в дидактических играх, воспитатели придерживаются следующих принципов: 1. Работа на словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности; 2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; 3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекая детей от игры пояснениями, показом, что ведёт к разрушению игры. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению. Содержание и методика словарной работы, осуществляемая в форме дидактических игр, в разных возрастных группах имеет свои особенности. В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры – занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой: встреча новой куклы, день рождения куклы, одевание куклы на прогулку, купание куклы, устройство комнаты для куклы, укладывание куклы спать помогают закрепить в речи детей название частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды. При повторении занятий нужно учитывать имеющийся у детей опыт, продумывать какие новые слова будут введены. Например, на занятии «Купание куклы» закрепляются словараздеть, снять, надеть, простынка, вводятся названия действийнамылить, смыть, обтереть и др. Игры – занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту, игре создаёт условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово. Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и др. Игры проводятся с разной целью. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2 – 3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры – его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность. Дети этого возраста способны осваивать обобщение второй степени, поэтому целесообразно учить их группировке предметов. В основе объединения предметов лежит функциональный признак (для чего нужен предмет?). Обучение происходит также в игровой форме («Поможем мишке собрать посуду», «Кому что надо», «Магазин» и др.). Интерес у детей вызывают дидактические игры – занятия типа «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», на которых показываются реальные операции на реальных предметах. Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребёнка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребёнка и его круга общения со взрослыми и другими детьми. В течение года словарь ребёнка пятого года жизни увеличивается примерно на 600 – 800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъём интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах. Ребёнок рассматривает зелень, принесённую из магазина: «Это зелёный лук, это укроп, а это что?» Ему говорят: «Это петрушка». Он смеётся: «А где же длинный нос и колпачок?» (из дневника Н.А. Мечинской). Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счёт уточнения его качеств (яблоко –сочное, вкусное, спелое, гладкое, круглое ), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словомхороший ), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несётся ). Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстаёт от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарём. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой ). Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса –рыжая, хитрая, осторожная ). Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – тёмный ), продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда ). В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приёмы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей. Речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же игр. В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения. В средней группе водятся словесные дидактические игры «Узнай по описанию», «Где что растёт?», «Кто что делает». Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связанно, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребёнка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания. Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное – хорошо знакомые детям (целесообразно использовать и те слова, над которыми работали в младшей группе). В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определённом словосочетании, предложении. Большое место в средней группе занимает работа над многозначными словами. Для ознакомления детей с многозначными словами необходимо проводить специальные игры. В них многозначное слово становится семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически связанного ряда. Используют наглядность, а также драматизации и инсценировки. Словарные игры могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта. Старший дошкольный возраст. Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растёт и развивается сознание. Ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря. Дети 5 – 7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым значением– горе, радость, смелость . У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество – в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находится нужного слова(«самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина ). Однако чаще в случаях затруднения ребёнок не называет предмет. К семи годам большинство слов в словаре ребёнка составляют имена существительные – около 42 % и глаголы – 43 %. Прилагательные и наречия соответственно занимают около 7 % и 6 %; служебные слова – около 2 %. В старшей группе необходимо расширять запас слов за счёт:

    названий предметов, качеств, действий;

    активизации словаря;

    употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

    формирования умения подбирать слова с противоположным значением (

сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать ),

 формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный, прыгать – скакать и др.);

 использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);

 осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок. В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая , а добиваются новых выразительных характеристик:тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая . Употребляют глаголы:прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой). Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголомбежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц –скачет, мчится, несётся ; лошадь – бежит, скачет; лиса –крадётся, гонится . Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). Словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий: курицаторопливо клюёт зёрна; облака плывутмедленно ;бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными. Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются игры, направленные на:

    употребление детьми наименований предметов и их признаков.

    классификацию предметов и их обобщение.

Особое внимание уделяется семантизации лексики. Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приёмы толкования значений слов: а) объяснение значений слов путём показа картинки; б) сопоставление слова с другими словами; в) объяснение этимологии слова; г) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом; д) пояснение слова другим словом, близким по значению; е) подбор к слову слова, противоположного по значению; ж) объяснение значения слова через его определение; з) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов. Большие возможности в старшей и подготовительной группах открываются для работы над синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приёмы: а) подбор синонимов к изолированному слову; б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду; в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений; г) составление предложений со словами синонимического ряда; д) составление рассказа со словами синонимического ряда. На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать: 1) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка и ушко иголки; 2) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова; 3) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова; 4) составление предложений с многозначными словами; 5) рисование на тему многозначного слова; 6) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т. п.; 7) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова. Названные приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др. Таким образом, дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, а также особенностями овладения детьми различными лексическими единицами. В результате исследования теоретического аспекта проблемы формирования словаря детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам: 1. Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных слов. Другими словами основное свойство, проводимой словарной работы в дошкольных учреждениях является постоянное пополнение словарного запаса у дошкольников. 2. Словарная работа, как и всякая педагогическая деятельность должна опираться на те задачи, которые перед собой ставит. В настоящее время принято выделять четыре основные задачи словарной работы в детском саду: а) обогащение словаря б) уточнение словаря в) активизация словаря г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь. 3. Содержание словарной работы в дошкольных учреждениях определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. 4. Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как: а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей; б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка; в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. 5. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. 6. Одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Методика проведения словарных дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.

> Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Эффективность обучения физическим упражнениям старших дошкольников на физкультурном занятии обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

Фронтальная организация деятельности характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного и того же задания. Такой способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия, но контроль над правильностью выполнения детьми упражнения затруднителен.

Групповая организация деятельности предусматривает одновременное выполнение детьми различных заданий в нескольких группах. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование детьми уже приобретенных двигательных навыков. С одной подгруппой проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. По команде воспитателя подгруппы меняются местами и снарядами. При такой организации у детей воспитывается ответственность, умение самостоятельно выполнять задания, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается возможность сохранять в течение занятия двигательную активность всей группы и моторною плотность занятия.

Можно использовать индивидуальный способ - воспитатель разучивает упражнение с одним ребенком, а остальные в этот момент наблюдают и по мере освоения техники упражнения начинают его выполнять. Индивидуальная работа дает ощутимые результаты только для конкретного ребенка, другие воспитанники, ожидая своей очереди, выполняют упражнение в лучшем случае 1-2 раза, что недостаточно. Снижается в этом случае активность детей. Однако, педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делая индивидуальные указания, обеспечивая страховку для предупреждения травматизма.

Кроме того используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и тоже упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно - поточно. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять у детей неточности двигательного действия, он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать краткое замечание.

Наиболее целесообразно при обучении старших детей - смешанное использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

Приемами обучения служат показ и объяснение. Однако в связи с обогащением двигательного опыта детей в этом возрасте чаще применяются объяснение без наглядного сопровождения или же показ элементов упражнения. Образец выполнения упражнений воспитатель дает в разных по отношению к детям положениях (лицом, спиной, боком). Желательно, чтобы в течение года в показе упражнений принял участие каждый ребенок. Необходимо продолжать учить детей быть внимательными во время показа и объяснений, выполнять задание в соответствии с указанием. Освоение детьми элементов техники движений должно происходить поэтапно. В целях предупреждения возможных ошибок воспитатель использует зрительные ориентиры. Например, в прыжках в высоту с разбега обозначает место отталкивания линиями.

В подготовке инвентаря активное участие принимают дежурные. Старших дошкольников можно научить расставлять пособия на определенном расстоянии. Так, для перешагивания нужно поставить кубики на ширине двух ступней. Измерить расстояние ступнями, поставить их на одну линию, не составит трудностей для старших дошкольников. Для измерения расстояния желательно научить детей пользоваться мерками. Например: «Разложите набивные мячи так, чтобы расстояние между ними равнялось этой палочке». В дальнейшем для измерения большого расстояния можно применять шнур, который натягивают одновременно оба ребенка. Научившись выполнять отдельные поручения, связанные с расстановкой оборудования и пособий, дети будут готовы к дежурствам и смогут самостоятельно размещать необходимый физкультурный инвентарь.

Педагогу необходимо тщательно продумывать команды и распоряжения. Они должны быть понятными детям, четкими, краткими, не слишком громкими. Правильный образец, объяснение, точные указания и команды способствуют успешному овладению каждым ребенком программным материалом, поддержанию у детей бодрого настроения, возрастанию их двигательной активности.

В подготовительной группе необходимо уделять особое внимание качеству осваиваемых основных видов движений, чтобы сформировать достаточно прочные навыки и умения. Следует развивать у детей умение анализировать свои движения, оценивать качество их выполнения, замечать ошибки и исправлять их.

При обучении строевым упражнениям особое внимание следует обращать на развитие умения быстро ориентироваться в пространстве и действовать в соответствии с командой - строится в колонну по одному, в шеренгу по росту, в пары, в круг и несколько кругов; перестраиваться в колонну по 2,3,4, делая повороты на месте и в движении, смыкаться, размыкаться и т. п. В старшей группе воспитатель уделяет внимание, качеству выполнения строевых упражнений, используя словесные приемы обучения. Упражнения, включенные во вводную часть занятия, могут проводиться диктантным способом, т. е. когда педагог называет действие, и дети тут же приступают к его осуществлению. Такой способ подачи заданий вырабатывает быстроту ответной реакции, способность действовать с ходу.

В старшей группе на занятии даются 6-8 общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных положений; каждое упражнение повторяется 5-8 раз. От ребенка требуется не только точно соблюдать направления движения, его амплитуду, темп выполнения, правильно занимать исходное положение, но и точно соблюдать промежуточные, а также конечные положения. Следует использовать упражнения, требующие силовых усилий: опустить ноги, поднять вверх под углом, и т. п. Объяснения должны быть четкими, с интонацией. Новое упражнение следует назвать, затем показать, сопровождая показ объяснением, и только после этого дети могут приступать к его выполнению. Если упражнение не сложное, то достаточно его назвать и объяснить, а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. Знакомые детям упражнения только называются. Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу их повторения педагог дает дополнительные указания, подбадривает, поощряет. Иногда можно привлечь к показу ребенка, который выполняет его правильно.

В связи с тем, что основные движения включены в программу всех возрастных групп, обучение им должно строиться с учетом опыта и знаний дошкольников. Воспитатель объясняет только новые составные элементы двигательного действия, а знакомые элементы уточняются при участии детей. Как правило, для разучивания на занятии следует брать одно новое движение и 2-3 для закрепления. Не следует подряд давать движения, воздействующие на одну и ту же группу мышц. Каждое основное движение осваивается не менее чем на 2-3 занятиях подряд, с отработкой отдельных элементов. При этом изменяются приемы обучения, способы организации детей. В течение года ранее разученные движения следует периодически повторять, отмечая успехи ребенка, подбадривая тех, у кого что-то не получается.

Проводя занятия на открытом воздухе, воспитатель должен учитывать температуру воздуха, влажность, силу ветра и солнечной инсоляции, наличие осадков. Одежда и обувь детей должны соответствовать условиям проведения и содержанию занятий, быть гигиеничными, обеспечивать свободу действий ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы еженедельно одно физкультурное занятие обязательно проводилось на открытом воздухе. При неблагоприятной погоде можно перенести его на вечернее время или даже на следующий день. Но допускать срыва нельзя: в необходимых случаях занятия организуются под навесом или в зале. Тогда педагог соответственно изменяет содержание, строя его на широком использовании подвижных игр и совершенствование детей в известных движениях.

Спортивные упражнения и спортивные игры широко включают в содержание физкультурных занятий на воздухе. Подготовительные к ним упражнения необходимо включать и в занятия в помещении (ходьба « Лыжники», упражнение «Велосипед» и др.).

Таким образом, физкультурные занятия в старшем дошкольном возрасте в силу возросших возможностей детей имеют ряд особенностей, которые проявляются в содержании занятий, методике проведения упражнений и способах организации детей.

Вывод

Физкультурное занятие является основной формой организованного обучения физическим упражнениям. На занятии формируются навыки основных движений - ходьбы, бега, лазанья, прыжков, метанием с постепенным их усложнением и повышением качественных характеристик от младшего к старшему возрасту. Для оценки физкультурного занятия ориентируются на принятые критерии. Продолжительность каждой части занятия зависит от конкретного программного материала, возраста, подготовленности детей, условий проведения. Во время физкультурных занятий тактика воспитателя должна быть различной в отношении детей, учитывая индивидуальные особенности, возраст, типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Эффективность занятия в немалой степени определяется применяемыми методическими приемами. Если при обычном режиме дети предпочитают спокойные игры, мало используют спортивный инвентарь, то под влиянием дополнительных занятий свободная деятельность детей насыщается упражнениями с активным использованием инвентаря. Физическое упражнение представляет собой комплекс разнообразных средств, способствующих гармоничному развитию человека. В отношении детей дошкольного возраста физическое воспитание предусматривает решение 3 взаимосвязанных и дополняющих друг друга задач - воспитательных, образовательных и оздоровительных.



Творчество и игры