Почему Мастер «не заслужил света»? Почему мастер Почему мастер обрел покой а не свет.

М. А. Булгаков - русский писатель, основной период творчества которого пришелся на трудные 1920-1940 годы, когда отношения между художником и властью до крайности усложнились. Булгаков неоднократно обращался к теме «Художник и общество» («Жизнь господина де Мольера», «Мольер», «Последние дни»). Наиболее полное воплощение эта тема получила в романе «Мастер и Маргарита».

В своих более ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму «власти» и «стихийности» истории. В «Мастере и Маргарите», своей наиболее зрелой вещи, писатель приходит к другой мысли. Человек, а в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участвовать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляции для Булгакова неприемлема.

В 20-е годы, когда возникал замысел романа, оформились концепции А, И. Опарина и Дж. Холдейна о происхождении жизни на Земле. Согласно их взглядам, мир вообще, и мир человеческий в том числе, возникли в результате эволюции от примитивных форм ко все более сложным, от механических к органическим, от животных к человеческим, от эгоистических к одухотворенным. Как врач и естественник, человек большой эрудиции, Булгаков был знаком с этой теорией. Она нашла художественное отражение в романе «Мастер и Маргарита» в разных образах и символах. В частности, в романе «свет» противоположен «покою». Ведь «свет» - это движение, и путь человеческих стремлений к нему бесконечен. «Покой» - это уход из жизни. По мнению Булгакова, только в борьбе, в преодолении жизненных трудностей может обрести себя человек.

Суд земной в лице литературных критиков Латунского и К° осудил Мастера. В обществе воинствующего атеизма его обвинили в «апологии Иисуса Христа», в «пилатчине» и старообрядстве. И хотя Мастер прекрасно понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен. Но не этот суд главный.

Почему Мастер так быстро отрекается от своих идей, от своего романа? Он даже пытается отказаться от своей великой любви - Маргариты (находясь в клинике для душевнобольных, он надеется, что она его за четыре месяца забыла). Видимо, потому что и раньше в его жизни было немало случайного, импульсивного. Лишь по стечению обстоятельств он начинает работу над романом. Возможно, если бы не вера и поддержка Маргариты, он не окончил бы роман вовсе. Не случайно Булгаков ни разу на протяжении романа не показал своего героя в работе, в усилиях духа. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но не так скоро должен отступать человек. А он всю жизнь бежит от окружающего мира - то в исторический музей, то в подвал, то в клинику для душевнобольных. Зная обстановку в стране, где в 1930-е годы усилились репрессии, можно было предположить, что Мастера поместили в клинику власти по обвинению в инакомыслии. Но нет - он попадает туда по собственному желанию, даже находит, что «здесь очень и очень неплохо». Он уверяет себя, что «не нужно задаваться большими планами».

Вот почему Булгаков осуждает своего героя. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Великая борьба Добра и Зла за душу человека - это противостояние космического мрака (Воланд и его свита) и самоотверженного и творческого человеческого света (образ Иешуа). Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остаются тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, вне «света». Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован «покой».

    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....

  1. Новое!

    Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают...

  2. В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех Евангелиях и апостольских посланиях. В. И. Немцев пишет: «Иешуа - это авторское воплощение в дела...

    Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Но законное его время – лунные ночи, когда тени господствуют, становятся особенно причудливыми и таинственными. В такие ночи и совершается в романе все самое невероятное...

Основная философская линия романа - это борьба между добром и злом

осудившем Иешуа.

За свой гениальный роман мастер страдает, его обвиняют литераторы в том,

что он пишет об Иисусе Христе. И герой переживает душевный кризис, в ходе

которого он сжигает свой роман, но его возлюбленная, видимо, почуяв

сердцем что-то неладное, спасает одну пачку. О судьбе Мастера сказано так:

\"Он не заслужил света, он заслужил покой\".

Грех Мастера связан с его романом. Приговор Мастеру выносит Иешуа. Но

но и Воланда. Поэтому Воланда он просит о покое для Мастера. Но сатана

распоряжается адом.

ответа на вопрос, почему мастер заслужил покой, а не свет, получается в

результате сопоставления героев, заслуживших свет (Левий Матвей и Иешуа) с

мастером.

Образ Левия Матвея сложный и противоречивый, он необходим в романе для

возмездия за зло, совершаемое в мире. Например, он пытался спасти Иешуа,

невиновного человека, которого Понтий Пилат покарал.

Левий Матвей отпустил Иешуа одного, а это было ошибкой. Возможно, из-за

этого он и не избавил своего учителя от казни и истязаний.

Левий впадает в отчаяние, проклинает Бога за то, что тот допустил смерть

Иешуа. В таком же отчаянии находится и мастер, когда его ненадолго

оставляет Маргарита. И герой в порыве уничтожает свой труд.

Предав Иешуа Левий заслужил свет, а мастер, никого не предавший, не

заслужил

На самом деле Левий хотел спасти человека от мучений даже ценой своей

жизни, того, кто любил всех и считал, что злых людей нет вообще. Ученик

Иешуа боролся за справедливость, не за себя, а за своего учителя. Мастер

же хотел соответствовать той любви, которая была ему подарена Маргаритой и

которая возвысила его. То есть, фактически, мастера беспокоят только их с

Маргаритой отношения.

Поступок Левия Матвея оценен в романе выше, чем любовные переживания

главных героев. И мне кажется, что именно поэтому Левий и заслужил свет,

последовав за учителем.

А мастер и Маргарита получают покой из рук дьявола;Воланд преподносит

покой следующим образом: «О, трижды романтический мастер, неужто вы не

хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают

зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?..»

Но мастер - творец, вольная натура, и страшнее этого покоя для него сложно

придумать, ведь существование героя будет бессмысленно. ... память

мастера, беспокойная, стала потухать....

Добро и зло дополняют друг друга в романе, они представляют собой единое

целое и не могут существовать друг без друга.

С одной стороны, покой - это зло для героя, как уже говорилось выше. Но

ведь Воланд освобождает мастера от земных мучений, страданий, которые

испытали возлюбленные; он предлагает им новый гармоничный мир.

Булгаков оставляет рассмотренный вопрос открытым, он не дает точных

«Почему Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет?»

Выполнил ученик 11 «а» класса

Средней 276 школы

Захаренков Михаил

«Почему Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет?» На мой взгляд, ответ на этот вопрос тесно связан с темой совести - одной из ведущих тем в произведении.
Совесть для автора – это чуть ли не самый главный показатель порядочности и вообще одна из примет человека, как высшего создания. Поэтому писатель всех своих героев испытывает на наличие этого качества.
Одним из первых и ярких примеров того, каким становится человек, не прошедший испытание совестью, становится судьба Понтия Пилата. Он «умыл руки», пошел против себя и покарал Иешуа Га-Ноцри, как того требовал закон. Но потом муки совести одолели этого героя. Понтий Пилат, игемон, этот «жестокий прокуратор», «недрогнувшей рукой прославленного воина» отправлявший на верную смерть и виселицу сотни и тысячи безвинных людей, не отважился поставить под удар свою блестящую карьеру и помиловать бродячего философа. Трусливый прокуратор решил отомстить за того, кого не сумел спасти. Отомстить за смерть Иешуа, но не себе (что было бы логично), а тому, кто его предал – Иуде. Вспомним разговор Пилата с начальником стражи.
Небрежно расспрашивая о казни, прокуратор колеблется, словно взвешивает все «за» и «против», страшится и тщательно проверяет готовность Афрания следовать за ним, участвовать в некоем заговоре. Прокуратор ни словом, ни жестом не выдает своих чувств. Однако, «невольные гримасы», «внезапно треснувший голос», «дергающаяся жилка под левым глазом» не могут ускользнуть от знаменитого «особенного взгляда» ночного гостя. Так автор показывает нам муки совести, и если постороннему наблюдателю они кажутся не такими уж и сильными, то это не так. Прокуратор будет наказан за свое малодушие вечным сидением в каменном кресле. В нем он будет ожидать встречи с Иешуа, который смог бы излечить его от головной боли. Но эта встреча никогда не состоится.
Следующий персонаж, которого автор испытывает на совесть, – это Мастер. Он написал свой роман согласно велению сердца, отдав всего себя на создание этого сочинения. Одно это уже выгодно отличает его от массолитовских «творцов». Это замечательное произведение представлено в «Мастере и Маргарите», но…
Есть одно «но», на которое, правда, редко обращается внимание. Мастер свой роман написал, но он же его и сжег. А если сжег - значит, предал. Ведь история литературы уже знала подобный поворот событий. Вспомним Н.В. Гоголя, который сжег вторую часть «Мертвых душ». Но там, правда, писатель и не считал свое произведение написанным верно. Наоборот, он продолжил поэму во многом для того, чтобы оправдаться перед властью, но потом вовремя одумался, что предает самого себя и все то, во что свято верит, и сжег. Отступился, отказался.
А Мастер? Он опустил руки, потому что те, которые не имели права называться писателями, критиковали его и его творчество. А критиковали они не столько само произведение, сколько его тему. И Мастер сдался… За что и был наказан «заключением» в психиатрической больнице, за что и заслужил не света, а всего лишь покоя.

Идея Рая есть логический конец человеческой
мысли в том отношении, что дальше она, мысль,
не идет; ибо за Раем больше ничего нет, ничего
не происходит. И поэтому можно сказать, что
Рай - тупик; это... вершина горы, пик, с
которого шагнуть некуда, только в Хронос 1 .
И. Бродский 2

В 29-й главе романа "Мастер и Маргарита" Левий Матвей, посланник высшей божественной силы, предстает перед Воландом с просьбой:

Он [Иешуа] прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.

Этот диалог вызывает у читателей романа целый ряд вопросов: почему Мастер "не заслужил света"? Если Мастер "заслужил покой", почему Левий сообщает об этом "печальным голосом"? Почему Иешуа обращается с этой просьбой к Воланду, ведь Иешуа всемогущ? Куда должен взять с собою Мастера Воланд и разве может награда, о которой просит Иешуа, проходить по "ведомству" его антагониста? Как оценить в свете этой награды-наказания судьбу Мастера? Что значит "покой" и как он соотносится со "светом" и "тьмой" в романе М. Булгакова?

Как видим, процитированный диалог носит концептуальный характер, однако его концептуальность требует расшифровки (интерпретации).

Описание "света" (то есть Рая), которого не удостоен Мастер, по сути, остается за рамками текста романа, и это дает основание думать, что в данном произведении подразумевается "свет" в его традиционном религиозном содержании: "Христос был свет истинный" - говорится в Евангелии от Иоанна (1:9). А. Белый, поэт и теоретик символизма, в статье "Священные цвета" так трактует символику света в отличие от его частного проявления - цвета : "Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы". Свет отличается от цвета полнотою заключенных в него цветов… Цвет есть свет, в том или ином отношении ограниченный тьмою… Бог является нам: 1) как существо безусловное, 2) как существо бесконечное. Бесконечное может быть символизовано бесконечностью цветов, заключающихся в луче белого света. Вот почему "Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы" 3 .

Тьма , соответственно, символизирует богоборческие, сатанинские силы, о чем писал, в частности, и психолог Л.С. Выготский: "Что такое чистый черный свет? Это предел, переход за грань, провал в потустороннее" 4 .

Как известно, классическое художественное воплощение эта символика получила в "Божественной комедии" Данте. Третья часть комедии посвящена описанию "Рая". В самом его центре Данте видит ослепительную Точку, "лившую такой острый свет, что вынести нет мочи". Ее составляют три огненных равновеликих круга, символизирующих Божественную Троицу. Данте не представлял себе жилища Бога в виде какого-либо конкретного чувственного образа, потому и поместил в девятом небе эту излучающую свет, любовь и жизнь Точку.

На некоторые из причин, по которым Мастер "не заслужил света", в разное время обращали внимание Л. Яновская, В. Лакшин, М. Чудакова, Н. Утехин, О. Запальская, В. Котельников и другие исследователи, предлагая ответы чаще этического, религиозно-этического плана. Очевидно, что спектр ответов должен быть расширен и они должны вытекать из анализа разных уровней, "зон" романа. При этом необходимо помнить, что "Мастер и Маргарита" - фантасмагорический, мистический, "обманный" роман - служит зыбкой почвой для любых рациональных построений. В нем одно может опровергаться другим, а это другое, в свою очередь, опровергаться третьим. И тем не менее…

Мастер не заслужил света потому, что это противоречило бы:

  • христианским канонам ("зона героев романа");
  • философской концепции мира в романе ("зона автора");
  • жанровой природе романа ("зона жанра");
  • эстетическим реалиям ХХ века ("зона эпохи, времени и места написания и прочтения романа").

Разумеется, такое разделение условно и диктуется прежде всего задачей данного очерка.

Прежде всего обратимся к причинам религиозно-этическим, христианским. Они находятся в "зоне героев", вытекают из романных судеб героев, как если бы те жили "сами по себе", по своей воле, а не по авторской. И такой подход самый распространенный.

С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом оставался слишком земным. Он не преодолел в себе человеческого, телесного начала. Это выразилось, в частности, в том, что он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь - Маргариту, он хотел бы с нею делить свою будущую неземную жизнь. Классический прецедент в мировой литературе известен: Данте в "Божественной комедии" тем, кто был предан земной любви, отказал в свете, поместил в Ад или в Чистилище. Напомню, что во втором круге Дантова Ада - Парис, соблазнивший Елену Прекрасную и увезший ее от законного супруга, и несчастные Франческа да Римини и Паоло, "погубленные жаждой наслаждений", и многие, многие другие. Этот и подобные сюжеты в различных их вариациях восходят, в частности, к библейской притче о Лотовой жене, оглянувшейся назад, на город, гибнущий в огне, и превратившейся в соляной столп. По христианским представлениям земные заботы, печали и радости не должны отягощать покидающего грешную землю. Ситуация в романе, по сути, повторяет библейскую: Мастер также "оглядывается" на свое прошлое. Но Булгаков распорядился судьбой своего героя иначе: он если и не оправдывает Мастера полностью, дистанцируясь от него, то, безусловно, сочувствует ему.

По христианским представлениям истинный верующий, жаждущий спасения, должен отказаться от всего земного, тем более его не должна тяготить земная грешная любовь. Земные узы родства христианство ставит ниже уз духовных. См. Евангелие от Луки (8:19–21): Иисус говорил с народом, когда "пришла к нему матерь и братья его, и не смогли подойти к нему по причине народа. И дали знать ему: Мать и братья твои стоят вне, желая видеть тебя. Он сказал им в ответ: Матерь моя и братья мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его".

Мастера можно упрекнуть в унынии, капитуляции. Да, Мастер устал, он до конца испил чашу страданий, мы далеки от мысли осуждать его. Но уныние, отчаяние также греховны, и не только по христианским канонам. Мастер отказывается от угаданной им в его романе истины, он признается:

У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… Он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него.

Сожжение романа - это своего рода самоубийство, - творческое. Можно предположить, что Воланд потому и появился в Москве, что уничтожение романа послужило как бы апелляцией к нему, к силам зла. Воланд - повелитель теней, а "тень" романа, сожженный роман теперь проходит по его ведомству.

Перечень грехов Мастера, при желании, можно было бы продолжить, если бы можно было утверждать, что он осознавал себя частицей христианской системы мира. Но верил ли Мастер, стремился ли он, как герой поэмы Данте, к благостному свету? Роман не дает оснований для утвердительного ответа. Система ценностей Мастера - иная. Насколько она универсальна - это другой вопрос, не менее важный для романа Булгакова.

Эта причина - отсутствие веры и стремление к свету - важнейшая, и она связана, в частности, с концепцией образа Иешуа в романе. Хотя автор не отказывается от божественной ипостаси Иешуа, он [Иешуа] предстает перед читателем прежде всего нравственно прекрасным человеком, незаслуженно пострадавшим. В романе нет воскресения Иешуа, он и не похож на того, кто должен воскреснуть. Мастер "угадал" то, что произошло две тысячи лет назад, когда в мир пришел Иешуа, но с точки зрения верующего человека он угадал не все. Ему открылась истина как историческая правда, как притягательный в нравственном отношении образ Иешуа, но не полная истина подлинного христианина.

Жизнеописание Иешуа, данное Мастером, представляет собой художественное воплощение доказательства бытия Бога, данное Кантом, - нравственного доказательства, или "идеи нравственного возмездия", как она изложена, в частности, в словарной статье "Богъ" в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: "Соединение добродетели со счастием не зависит от нас самих, и опыт показывает, что в этой жизни добродетель не вознаграждается заслуженным счастьем. Есть другое - нравственное существо, которое и может, и хочет сделать это, то есть наградить добродетель достойным ее счастьем. Такое существо и есть единый Бог". Здесь содержится сюжет романа Мастера об Иешуа. Но, с христианской точки зрения, роман построен не на самодостаточном основании, поэтому сам Иешуа наградить Мастера не может ни светом, ни, тем более, покоем.

Сказанного уже достаточно, чтобы отказать Мастеру в "свете". Но все же причины религиозно-этического порядка носят ограниченный характер и не могут быть признаны исчерпывающими. Христианские критики называют роман Булгакова еретическим, но только с религиозными требованиями к роману подходить, разумеется, неправомерно.

"Свет" (Рай) как награда исстрадавшемуся, уставшему Мастеру не соответствовал бы и художественно-философской концепции романа и был бы односторонним решением проблемы добра и зла, света и тьмы, был бы упрощением диалектики их связи в романе. Эта диалектика заключается в том, что добро и зло не могут существовать порознь. Не случайно Левий Матвей отказывается спорить с Воландом, спрашивающим: "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей… Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

- Я не буду с тобой спорить, старый софист, - ответил Левий Матвей".

Очевидно, что каких-либо контраргументов, "указаний" на этот счет того, кем был послан Левий, верный "раб" (фанатик), не имел, их и не может быть в романе Булгакова. "Быть может, - высказывает предположение один из исследователей, - существует “глубинное единство и таинственная связь Иешуа-Иисуса и Воланда-Сатаны”" 4 . В чем она выражается?

Как известно, христианская церковь исповедует единобожие, где дьявол занимает подчиненное положение 5 . Очевидно, что взаимоотношения Иешуа и Воланда нетрадиционные, они, скорее, партнерские. Модель мира в романе, несмотря на ее намеренную незавершенность, "открытость", может быть с большим основанием охарактеризована как дуалистическая. Она напоминает еретическое учение Оригена, выдвинувшего идею о примирении (а не поражении) Дьявола с Богом в конце всемирной истории, а также учение альбигойцев, манихеев и т.д., утверждавших, что земля (в отличие от неба) неподвластна Богу, а находится в ведении Дьявола. Интересно, что в ранних редакциях романа в соответствии с христианской традиционной космологией Воланд получал "распоряжение" от Иешуа относительно судьбы Мастера. "Разве вам могут велеть?" - удивленно спрашивал Воланда Мастер, зная о его могуществе 6 .

В окончательном варианте романа, с одной стороны, как бы проводится граница между владениями Иешуа и Воланда, а с другой – явно ощущается их единство противоположностей. В дуалистических мифах сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, но очевидно также, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. В романе это косвенным образом подтверждается и символикой треугольника Воланда, которая трактуется булгаковедами неоднозначно. Так, Л.М. Янов ская видит в треугольнике начальную букву слова "Дьявол" 7 . И.Ф. Бэлза считает, что речь идет о божественном треугольнике: "Достаточно хорошо известно, что треугольник, изображавшийся на царских вратах и на порталах храмов, всегда был символическим изображением “Всевидящего ока” - иными словами, первой ипостаси Троицы" 8 . Вручение Воланду божественного треугольника есть, таким образом, подтверждение его могущества, всеведения, как и Иешуа 9 .

Здесь необходимо уточнение. Известно, что "Святая Христова церковь допускает изображение Пресвятой Троицы фигурой равностороннего треугольника, обращенного вершиною вверх. По Откровению, диавол возомнил о себе, что он подобен Всевышнему (Ис., XIV, 14). Кабалистическая тетраграмма, или масонская печать, посему и изображает диавола тоже равносторонним треугольником, равным первому, но только обращенным вершиною вниз, а не вверх, обозначая тем самым полную противоположность Сатаны Богу, не без свидетельства о том, что Божий противник низвергнут с неба" 9 . Конечно, в романе не говорится, как именно расположен "бриллиантовый треугольник" на портсигаре Воланда, а затем "алмазный треугольник" на крышке его золотых часов, - это было бы прямой подсказкой читателю. Но именно в связи с принятой символикой (причем безотносительно к масонству) имеет смысл фиксировать внимание читателя на треугольнике Воланда. Вместе с тем, полярная устремленность вершин обоих треугольников (Троицы и Дьявола) в романе предстает как их тяготение друг к другу, невозможность существовать порознь.

В булгаковском романе Воланд оказывается даже значимее, чем Иешуа, по крайней мере в художественном отношении, на что исследователи уже не раз обращали внимание. Булгаковский Воланд не просто Дьявол, с существованием которого Иешуа вынужден временно мириться, но он необходимый, равноправный элемент модели мира 9 . Странный же "покой" в романе Булгакова - это своего рода "соглашение", попытка не противопоставлять "свет" и "тень" в трансцендентном мире, как и в реальном земном.

Устроить судьбу Мастера и Маргариты просит Иешуа, но об этом же "догадался" и Воланд. "Примиряет" их творческий подвиг Мастера, пусть и непоследовательный, "примиряет" человеческая земная любовь - "настоящая, вечная, верная". И в этом смысле название романа имеет философско-этический подтекст: оно утверждает любовь в качестве высшей ценности. Булгаков говорил о себе, что он - "мистический" писатель. Наверное, все же, мистический - внешне, но внутренне, судя по дорогим ему идеям, - он насквозь земной писатель, которому дороги земные человеческие чувства.

И, конечно, высшей ценностью для автора романа является творчество. При решении судьбы Мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры. Понадобилось компромиссное решение - наградить-наказать Мастера "покоем". В этом решении прочитывается одобрение высшей земной правды - правды творчества и любви. Но опять же надо сказать, что это одобрение в финале оборачивается своей неожиданной стороной.

Мы помним, что о покое-награде Левий Матвей сообщает "печальным голосом". О. Запальская, оценивая судьбу Мастера как религиозный читатель романа, утверждает, что "“покой” – это не награда, это беда Мастера, который отказался сделать выбор между добром и злом, светом и тьмою" 10 . Отсюда и печаль Левия Матвея.

"Свет" (горний покой, Рай) как награда Мастера был бы немотивированным не только с религиозно-этической, философско-концептуальной точек зрения. Такое завершение вряд ли возможно в рамках уникального жанра , в котором написан роман, - в рамках мениппеи (жанра одновременно философского и сатирического). "Мастер и Маргарита" - роман трагический и в то же время фарсовый, лирический, автобиографический. В нем ощущается ирония по отношению к главному герою, это роман философский и в то же время сатирико-бытовой, в нем сочетаются сакральное и смеховое начала, гротескно-фантастическое и неопровержимо-реалистическое. Примеры приводить было бы излишне - они у читателя в памяти.

В романе лирическая, доверительная атмосфера настолько захватывает (нам важны "современные главы"), что возникает эффект повествования от первого лица. Конечно, Булгаков и его герой не тождественны друг другу, автор порой иронизирует над своим героем, и тем не менее исповедальность, автобиографичность романа при явной ироничности (самоироничности) вне сомнения. В таком романе каноническое житийное завершение сюжета представляется маловероятным.

Видимо, Л.М. Яновская очень верно чувствует тон и логику булгаковского романа, когда говорит о невозможности для Булгакова повторить финал "Божественной комедии" Данте и "Фауста" Гете: это "невозможно, - пишет она, - в мироощущении ХХ века. Наградить райским сиянием автобиографического героя? И вы, дорогой читатель, сохранили бы эту проникновенную доверчивость к писателю, так искренне рассказавшему все - о себе, о творчестве, о справедливости?" 11 Речь идет не столько о мироощущении человека ХХ века вообще, оно эклектично, сколько о том, как это мироощущение, в том числе с его эклектичностью, отразилось в романе М. Булгакова - истинном романе своего времени, хотя, верится, и не только своего.

Кроме "зоны героев", "зоны автора", "зоны жанра", есть еще "зона эпохи" - новые эстетические реалии нового времени . В ХХ веке идея достигнутого счастья, остановившегося времени, счастья-награды не бесспорна, - имеется в виду умонастроение эпохи.

Роман М. Булгакова создан в соответствии с известной тенденцией в искусстве ХХ века - секуляризацией евангельских мотивов и образов, "демистификацией" культуры, тенденцией, берущей свое начало в ренессансную эпоху. Это касается в первую очередь Иисуса Христа - в новое время на первом плане оказываются "поиски реалистических мотивировок его бытия" 12 . Роман "Мастер и Маргарита" иногда называют "Евангелием от Воланда", и это действительно "Евангелие" ХХ века - каждая эпоха создает свое евангелие. Образ булгаковского Иешуа часто сближают с Иисусом Ренана, поскольку оба автора сосредоточены на человеческом, нравственно-этическом содержании образов. И это сопоставление имеет свое основание. Но тогда к роману М. Булгакова тоже относятся слова религиозного философа С. Н. Булгакова, который с раздражением отметил в книге "Жизнь Иисуса" "развеселый, разухабистый скептицизм Ренана с эстетически-религиозным гарниром и с бульварным романом вместо Евангелия" 13 .

Роман М. Булгакова создан в эпоху, для которой, по словам С. Н. Булгакова, характерно разделение, разлад церковной жизни и жизни культурной, и контекст этой эпохи несомненно оказал влияние на автора "Мастера и Маргариты", еще большее влияние он оказывает на восприятие этого романа читателями.

Необходимо также отметить, что финал булгаковского романа определен не только внутренней логикой самого произведения, но и логикой развития творчества писателя в целом. Талант М. Булгакова - это талант по преимуществу сатирический, иронический, "земной". Еще по выходе "Белой гвардии" Г. Адамович писал о характерной особенности таланта начинающего писателя - о "суховатой и довольно грустной усмешке" 14 , с которой Булгаков представляет читателю панораму человеческой жизни. Эта усмешка, скептицизм Булгакова чувствуется и в его последнем романе - в решении посмертной судьбы главного героя, заслужившего "покой", но не "свет". Однако "покой" в булгаковском романе ставит новые проблемы для читателя и исследователя романа.

Класс: 11

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип: урок-закрепление, развитие речи.

(обуч.) учащиеся должны уметь ориентироваться в причинно-следственных связях в соответствии с системой персонажей, замыслом автора, особенностями жанровой системы, эстетикой 20 века;

(развив.) развивать навык монологического ответа; многоаспектного анализа текста;

уметь выявлять закономерности между изучаемым произведением и другими сюжетами (русскими, зарубежной литературы, библейскими);

(воспит.) уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Приёмы: аналитическая беседа, работа с художественным текстом, мотивный и детальный анализ.

Оборудование: портрет писателя, текст романа, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, отрывок фильма Владимира Бортко “Мастер и Маргарита” (отрывок “Беседа Левия Матвея с Воландом о судьбе Мастера”), мультимедийная презентация с основными положениями урока.

Учитывая сложность темы, в презентации уже указаны основные тезисы, нуждающиеся в комментарии, но их можно показать только после ответов ребят.

Ход урока

(Cлайд 1)

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по роману “Мастер и Маргарита. Для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма “Мастер и Маргарита”.

(Просмотр эпизода) (НО! возможно чтение по ролям заранее подготовленными учениками)

В 29 главе романа Левий Матвей, посланник высшей божественной силы, предстает перед Воландом с просьбой. У меня как у читателя этот диалог вызывает целый ряд вопросов. А у вас? Каких? (Ответы)

  • Почему Мастер не заслужил света?
  • Если Мастер “заслужил покой”, то почему Левий сообщает это “печальным голосом”?
  • Почему Иешуа обращается с этой просьбой к Воланду, ведь Иешуа всемогущ?
  • Куда должен взять с собою Мастера Воланд, проходит ли награда по его “ведомству”?
  • Что значит “покой” и как соотносится со “светом” и “тьмой” в романе М.Булгакова?

На эти вопросы нам предстоит ответить.

На некоторые из причин, по которым Мастер заслужил покой, в разное время обращали внимание известные исследователи. Чаще причины носили религиозно-этический характер. Но мы с вами помним об особенностях романа обманного, фантастического и знаем, что ответы должны вытекать из анализа разных уровней, “зон” романа.

Итак: Мастер не заслужил света, потому что это противоречило бы:

Христианским требованиям,

Философской концепции романа,

Жанровой природе романа,

Эстетическим реалиям 20 века.

II. Анализ причин религиозно-этических, христианских (“зона героев”). (Слайд 4)

  • Мастер оставался слишком земным

Учащиеся: Он не преодолел в себе телесного начала, оглядываясь на свою земную, грешную любовь, он хотел бы с нею делить неземную жизнь.

//библейский сюжет о жене Лота, которая превратилась в соляной столп, оглянувшись на рушившийся город.

По христианским представлениям земные заботы, радости и печали не должны отягощать покидающего грешную землю.

  • Мастер отчаялся

Учащиеся: Да, Мастер устал. Но уныние, отчаяние тоже греховны. Мастер отказывается от открывшейся ему в романе истины, он признается: “У меня нет больше никаких мечтаний, вдохновения тоже нет…ничто меня вокруг не интересует, кроме нее…Меня сломали, мне скучно, я хочу в подвал…Он мне ненавистен, этот роман…Я слишком много пережил из-за него”.

  • Мотив самоубийства

Учащиеся: Сожжение романа – это своего рода самоубийство. Можно предположить, что сожжение повлекло появление Воланда в Москве.

  • Отсутствие стремления к свету.
  • (Как изображен Иешуа в романе Мастера?)

Учащиеся: Иешуа предстает нравственно прекрасным человеком, хотя Мастер не отказывает ему в божественной сущности. В романе нет воскрешения. Следственно, Мастеру открылась историческая правда, но не истина настоящего христианина.

  • Единство с возлюбленной

Учащиеся: Маргарита грешна, несмотря на самопожертвование, любовь.

III. Анализ философской концепции романа (“зона автора”). (Cлайд 5)

  • Одностороннее решение проблемы добра и зла

Учащиеся: В романе представлена диалектика добра и зла: они не могут существовать друг без друга. Недаром Левий Матвей не желает спорить с Воландом: “Что делало твое добро, если бы не существовало зла?”

  • Дуалистическая модель мира
  • Древняя идея о конечном примирении Бога и Дьявола

Учащиеся: Как известно, христианская церковь проповедует единобожие, где дьявол занимает подчиненное положение. Очевидно, что в романе отношения Воланда и Иешуа партнерские, нетрадиционные.

Учитель: Существует учение Оригена, который выдвинул идею о примирении Бога и дьявола. Может, покой – воплощенная идея о конечном примирении. Примиряет их творческий подвиг Мастера и настоящая любовь.

  • Литературная традиция

Здесь ребята анализируют эпиграф из Гете.

IV. Анализ жанровой природы романа. (Cлайд 6)

  • Трагический
(смерть героев, трагизм судьбы свиты Воланда)
  • Фарсовый
  • (игра Воланда с людьми, игра автора с читателем)
  • Лирический
  • (любовная линия, повествование от первого лица)
  • Сатирико-бытовой
  • (смеховое начало, гротеск, сатира – московские главы)
  • Автобиографический
  • (// с жизнью Булгакова, судьбой романа).

    Конечно, нельзя назвать Мастера и Булгакова тождественными, ведь Булгаков иронизирует над своим героем. И разве мог писатель своего автобиографического героя наградить райским финалом?

    V. Анализ эстетических взглядов 20 века (“зона эпохи”). (Cлайд 7)

    Учитель: Здесь речь пойдет о том, как мироощущение Булгакова отразилось в романе – истинном романе своего времени.

    • В XX веке идея достигнутого, остановившегося времени, счастья-награды не бесспорна.
    • С эстетической точки зрения того времени не было ничего более скучного, чем вечное блаженство.

    И.Бродский: “…ибо за Раем ничего нет, ничего не происходит. И потому можно сказать, что Рай - тупик”.

    • Разлад церковной жизни и жизни культурной.

    Роман Булгакова создан в ту эпоху, для которой характерно разделение духовной жизни и жизни культурной.

    Учитель: Ребята, мы проанализировали причины, по которым Мастер не заслужил покой. Но что такое покой по Булгакову?

    VI. Анализ эпилога романа с точки зрения булгаковского покоя.

    Покой воспринимается как единственно возможная награда для многострадального художника. Посмотрите на цитаты. (Cлайд 8)

    Б.В.Соколов пишет о Мастере: “Лишь в потустороннем мире он находит условия для творческого покоя”

    Е.В.Карсалова: “…булгаковский покой – это не наказание для тех, кто не смог попасть в “свет”, но это награда, воплощенная мечта Мастера, возможность легко творить”.

    Но слова о покое произносит Маргарита. Давайте проанализируем текст с точки зрения ключевых слов. (Cлайд 9)

    “Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

    Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.

    Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

    Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось , что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера , беспокойная, исколотая иглами стала потухать . Кто-то отпускал его на свободу , как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну , ушел безвозвратно , прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.

    Вывод. (Cлайд 11)

    Покой у Булгакова – не божественный, а телесно-душевный

    Любовь и творчество не дают возможности попасть в божественный светлый покой

    Учитель: Об этом свидетельствует и измененный эпилог романа. (Cлайды 12-16)

    Учитель: О чем говорит окончательный вариант эпилога?

    Учащиеся делают выводы.

    VI. Заключительное слово учителя.

    Такой финал является логическим следствием развития романного сюжета, определенным итогом христианских мотивов в классической мировой литературе, предметом эстетической игры.

    Литература:

    1. В.П.Крючков “Он не заслужил света, он заслужил покой…” Комментарий к “Мастеру и Маргарите” М.А.Булгакова. // Литература в школе. – 1998. - №2. – С.54-62.


    Творчество и игры